Jump to content

Статут автономного края Воеводина

Статут Воеводины
Статут Воеводины
Ассамблея Воеводины (с согласия Национального собрания )
  • Статут автономного края Воеводина
Территориальная протяженность Воеводина
Принят Ассамблея Воеводины (с согласия Национального собрания )
Принят 2014
Соответствующее законодательство
Конституция Сербии
Статус: Действует

Статут Автономного края Воеводина ( сербский : Statut Autonomne Pokrajine Vojvodina , латинизированный : Statut Autonomne Pokrajine Vojvodina ), принятый в своей современной форме в 2014 году, является важнейшим юридическим документом, излагающим основные принципы управления Воеводиной в рамках Конституции . Сербии и национальных законов. [ 1 ] Этот статут, принятый Скупщиной Воеводины с одобрения Национальной ассамблеи Сербии , определяет автономию региона с конкретными положениями, касающимися различных ее аспектов. Воеводина, регион с богатыми историческими и культурными традициями, на протяжении многих лет испытывала разную степень автономии под влиянием геополитических сдвигов и исторических событий.

1848 г. майского собрания Прокламация

За прошедшие годы Воеводина приняла множество основополагающих правовых документов, которые увеличивали или уменьшали уровень автономии провинции. [ 1 ] Сербские общины поселились в южных частях Венгерского королевства ( Сирмия , Бачка , Банат , Славония , Баранья ) уже в средние века , а их численность еще больше увеличилась во время Великого переселения сербов . Сербы неоднократно запрашивали различные автономные территориальные и культурные права, в том числе на Тимишоарском соборе 1790 года, Майском собрании 1848 года и Благовещенском соборе 1861 года . [ 1 ] Тем не менее Австрийская империя и Австро-Венгрия ограничили сербскую автономию восточно-православным религиозным и школьным самоуправлением, особенно после упразднения сербской Воеводины в 1849 году и воеводства Сербии и Баната Темешварского в 1860 году. [ 1 ] Просьбы о территориальной автономии сербов замалчивались до начала Первой мировой войны и конца империи. [ 1 ] Опыт и последующая упразднение сербской Воеводины и воеводства Сербии и Баната Темешвара, тем не менее, вдохновили культурных и политических лидеров среди сербов Пречани, выступающих за объединение и более тесные связи с Княжеством и Королевством Сербия . [ 2 ]

25 ноября 1918 года Великое национальное собрание сербов, Буневцев и других славян провозгласило объединение Баната, Бачки и Бараньи с Королевством Сербия, что вскоре привело к созданию Королевства сербов, хорватов и словенцев (Югославия). [ 2 ] Объединение было воспринято как реализация основных политических целей сербов в Воеводине, ограничивающая большинство дальнейших претензий на автономию в межвоенный период , а Нови-Сад служил резиденцией Дунайской Бановины . [ 1 ] Лишь некоторые политические и культурные лидеры, такие как Васа Стаич, выступали за сохранение самобытности Воеводины в рамках нового государства. [ 2 ]

Социалистическая Югославия

[ редактировать ]

Во время Второй мировой войны в Югославии Антифашистский совет национального освобождения Югославии в 1943 году учредил Главный комитет национального освобождения Воеводины, орган, еще раз подтвердивший союз с Народной Республикой Сербия в составе Федеративной Народной Республики Югославии . [ 1 ] Во время войны югославские партизаны установили сильное присутствие в регионе и боролись против разделения Воеводины между нацистским марионеточным Независимым государством Хорватия , управляемым Германией Банатом и оккупированными Венгрией территориями, вместо этого выступая за послевоенную мультикультурную автономную Воеводину в новой Югославии. . [ 2 ]

Президиум Народной Республики Сербия представил первый новый Закон об организации автономного края Воеводина уже в 1945 году. [ 1 ] В 1948 году Автономный край Воеводина с согласия республики принял свой первый Статут, определяющий Воеводину как автономный регион в составе Сербии и подтверждающий право Президиума Сербии отменять неконституционные или незаконные провинциальные решения. [ 1 ] После раскола Тито и Сталина в 1948 году и введения принципов социалистического самоуправления в 1953 году Воеводина представила новый Статут, на этот раз независимо и без республиканского согласия, лишив республиканских органов права уклоняться от провинциальных решений. [ 1 ]

В 1963 году был принят третий Статут, расширяющий автономию провинций, повышающий административный статус Нови-Сада и вводящий Верховный суд Воеводины в качестве отделения Верховного суда Сербии . [ 1 ] Уже в 1969 году Воеводина снова расширила свою автономию, приняв Конституционный акт Воеводины , который наряду с сербским языком теперь напрямую подчинялся принципам федеральной югославской конституции . [ 1 ] В новом Законе термин «национальные меньшинства» был изменен на «национальности » , а Нови-Сад получил статус столицы Воеводины . [ 1 ]

В 1974 году Социалистическая автономная провинция Воеводина приняла Конституцию Воеводины после принятия новой югославской конституции федерального уровня 1974 года . [ 1 ] Документ с длинной преамбулой и 430 статьями представил почти все элементы, которыми до этого времени пользовались только югославские республики, ввел независимый Конституционный суд Воеводины и переопределил отношения с Социалистической Республикой Сербия на основе общих интересов и положений. республиканских и провинциальных конституций. [ 1 ] Конституция Воеводины 1974 года представляла собой пик децентрализации в Сербии, а антибюрократическая революция конца 1980-х годов, инициированная Слободаном Милошевичем, представляла собой резкий поворот в направлении новой централизации, воплощенный в многочисленных поправках к конституции, подтверждающих связь с республикой. [ 1 ] Мотивацией для изменений было широко распространенное мнение сербского политического руководства о том, что такой высокий уровень автономии ставит Сербию в крайне неравное положение по сравнению с другими югославскими республиками. [ 2 ] После конституционного референдума в Сербии 1990 года Сербия приняла новую конституцию, которая привела к принятию нового Статута Воеводины в 1991 году в виде простого подзаконного акта , снова с согласия республики. [ 1 ] Начиная с 1993 года, провинциальные органы оставались практически без каких-либо делегированных полномочий. [ 3 ]

Период после холодной войны

[ редактировать ]

После свержения Слободана Милошевича в 2000 году новое сербское демократическое правительство во главе с Зораном Джинджичем впервые в 2002 году представило так называемый сводный закон , который подтвердил некоторые провинциальные функции Воеводины. [ 2 ] После мирного распада Сербии и Черногории в 2006 году Сербия фактически восстановила свою единственную независимость, не разделяемую ни с одной более широкой федерацией, что привело к принятию нового Статута Воеводины в 2008 году, вступившего в силу в 2009 году. [ 2 ] Основа нового статута была заложена в новой Конституции Сербии 2006 года , в статье 185 которой статут определяется как высший правовой акт провинции, а в статье 194 говорится, что он должен соответствовать конституционным положениям. [ 4 ] Конституционный суд Сербии имеет право принимать решения о соответствии Статута и других провинциальных постановлений конституции и законам, в то время как провинция может определять провинциальный орган, который может подавать жалобы в суд по вопросам, связанным с защитой автономных прав. [ 4 ]

Новый статут решительно подтвердил автономию, но сосредоточил ее в первую очередь на исполнительной власти без какой-либо существенной законодательной, судебной и конституционной юрисдикции, но с дополнительным сводным законом 2009 года, расширяющим объем областей провинциального значения, регулируемых органами Воеводины, и с двусмысленным статусом Нови-Сада. [ 1 ] В том же году Демократическая партия Сербии представила новый Статут в Конституционный суд Сербии, утверждая, что автономные положения слишком широки и неконституционны. [ 2 ] Суд хранил молчание по этому вопросу в течение следующих трех лет, опубликовав свое решение только после парламентских выборов в Сербии 2012 года , когда ряд положений Статута 2009 года были объявлены неконституционными, в том числе о статусе столицы Нови-Сада и положениях о независимом перекрестном движении. приграничное сотрудничество Воеводины с другими регионами и Европейским Союзом . [ 2 ] Это решение привело к существенным изменениям в Статуте, который теперь определял Нови-Сад как административный центр и местонахождение провинциальных органов , а правительство автономного края Воеводина было переименовано в правительство провинции. [ 2 ]

Уставные статьи

[ редактировать ]

Статья 1.

Воеводина — автономная провинция проживающих в ней граждан в составе Республики Сербия.

Воеводина – регион, в котором сохраняется традиционный мультикультурализм и другие европейские принципы и ценности.

АП Воеводина является неотъемлемой частью Сербии.

Статья 6. Национальные права:

В Воеводине сербы, венгры, словаки, хорваты, черногорцы, румыны, цыгане, буневцы, русины и македонцы, а также другие численно меньшие национальные общины, проживающие в ней, равны в осуществлении своих прав.

Среди 70 других статей статута - гарантии прав человека , прав меньшинств , использование языков и алфавитов меньшинств, а также запрет смертной казни и клонирования человека . Официально используются сербский язык и кириллица, а также языки меньшинств венгерский , словацкий , хорватский , румынский и русинский , а также соответствующие им алфавиты в соответствии с законом и решением провинциального собрания.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Орлович, Слободан Петар (2014). «Высшие правовые акты в Воеводинской автономии» [Высшие правовые акты в Воеводинской автономии]. Труды юридического факультета в Нови-Саде . 48 (2): 257–288. дои : 10.5937/zrpfns48-6767 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Джуканович, Драган (2016). «Воеводина в постюгославском контексте: продолжающаяся приостановка автономии» [Воеводина в постюгославском контексте: продолжающаяся приостановка автономии]. Обзор хорватской политической науки . 53 (1): 51–70.
  3. ^ Кореч, Тамас (2008). «Публично-правовая позиция автономного края Воеводина» [Публично-правовая позиция автономного края Воеводина] (PDF) . Вестник Коллегии адвокатов Воеводины . 68 (9): 355–372.
  4. ^ Перейти обратно: а б Милосавлевич, Боголюб (2013). «Провинциальный статут и организация провинциального управления в соответствии с Конституцией Республики Сербия» . Юридические записи . 4 (2): 467–475.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3d32ec26b585388aacccb6bc4ac7b1cf__1716213900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3d/cf/3d32ec26b585388aacccb6bc4ac7b1cf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Statute of the Autonomous Province of Vojvodina - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)