Статут автономного края Воеводина
Статут Воеводины Статут Воеводины | |
---|---|
Ассамблея Воеводины (с согласия Национального собрания ) | |
| |
Территориальная протяженность | Воеводина |
Принят | Ассамблея Воеводины (с согласия Национального собрания ) |
Принят | 2014 |
Соответствующее законодательство | |
Конституция Сербии | |
Статус: Действует |
Статут Автономного края Воеводина ( сербский : Statut Autonomne Pokrajine Vojvodina , латинизированный : Statut Autonomne Pokrajine Vojvodina ), принятый в своей современной форме в 2014 году, является важнейшим юридическим документом, излагающим основные принципы управления Воеводиной в рамках Конституции . Сербии и национальных законов. [ 1 ] Этот статут, принятый Скупщиной Воеводины с одобрения Национальной ассамблеи Сербии , определяет автономию региона с конкретными положениями, касающимися различных ее аспектов. Воеводина, регион с богатыми историческими и культурными традициями, на протяжении многих лет испытывала разную степень автономии под влиянием геополитических сдвигов и исторических событий.
История
[ редактировать ]За прошедшие годы Воеводина приняла множество основополагающих правовых документов, которые увеличивали или уменьшали уровень автономии провинции. [ 1 ] Сербские общины поселились в южных частях Венгерского королевства ( Сирмия , Бачка , Банат , Славония , Баранья ) уже в средние века , а их численность еще больше увеличилась во время Великого переселения сербов . Сербы неоднократно запрашивали различные автономные территориальные и культурные права, в том числе на Тимишоарском соборе 1790 года, Майском собрании 1848 года и Благовещенском соборе 1861 года . [ 1 ] Тем не менее Австрийская империя и Австро-Венгрия ограничили сербскую автономию восточно-православным религиозным и школьным самоуправлением, особенно после упразднения сербской Воеводины в 1849 году и воеводства Сербии и Баната Темешварского в 1860 году. [ 1 ] Просьбы о территориальной автономии сербов замалчивались до начала Первой мировой войны и конца империи. [ 1 ] Опыт и последующая упразднение сербской Воеводины и воеводства Сербии и Баната Темешвара, тем не менее, вдохновили культурных и политических лидеров среди сербов Пречани, выступающих за объединение и более тесные связи с Княжеством и Королевством Сербия . [ 2 ]
25 ноября 1918 года Великое национальное собрание сербов, Буневцев и других славян провозгласило объединение Баната, Бачки и Бараньи с Королевством Сербия, что вскоре привело к созданию Королевства сербов, хорватов и словенцев (Югославия). [ 2 ] Объединение было воспринято как реализация основных политических целей сербов в Воеводине, ограничивающая большинство дальнейших претензий на автономию в межвоенный период , а Нови-Сад служил резиденцией Дунайской Бановины . [ 1 ] Лишь некоторые политические и культурные лидеры, такие как Васа Стаич, выступали за сохранение самобытности Воеводины в рамках нового государства. [ 2 ]
Социалистическая Югославия
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны в Югославии Антифашистский совет национального освобождения Югославии в 1943 году учредил Главный комитет национального освобождения Воеводины, орган, еще раз подтвердивший союз с Народной Республикой Сербия в составе Федеративной Народной Республики Югославии . [ 1 ] Во время войны югославские партизаны установили сильное присутствие в регионе и боролись против разделения Воеводины между нацистским марионеточным Независимым государством Хорватия , управляемым Германией Банатом и оккупированными Венгрией территориями, вместо этого выступая за послевоенную мультикультурную автономную Воеводину в новой Югославии. . [ 2 ]
Президиум Народной Республики Сербия представил первый новый Закон об организации автономного края Воеводина уже в 1945 году. [ 1 ] В 1948 году Автономный край Воеводина с согласия республики принял свой первый Статут, определяющий Воеводину как автономный регион в составе Сербии и подтверждающий право Президиума Сербии отменять неконституционные или незаконные провинциальные решения. [ 1 ] После раскола Тито и Сталина в 1948 году и введения принципов социалистического самоуправления в 1953 году Воеводина представила новый Статут, на этот раз независимо и без республиканского согласия, лишив республиканских органов права уклоняться от провинциальных решений. [ 1 ]
В 1963 году был принят третий Статут, расширяющий автономию провинций, повышающий административный статус Нови-Сада и вводящий Верховный суд Воеводины в качестве отделения Верховного суда Сербии . [ 1 ] Уже в 1969 году Воеводина снова расширила свою автономию, приняв Конституционный акт Воеводины , который наряду с сербским языком теперь напрямую подчинялся принципам федеральной югославской конституции . [ 1 ] В новом Законе термин «национальные меньшинства» был изменен на «национальности » , а Нови-Сад получил статус столицы Воеводины . [ 1 ]
В 1974 году Социалистическая автономная провинция Воеводина приняла Конституцию Воеводины после принятия новой югославской конституции федерального уровня 1974 года . [ 1 ] Документ с длинной преамбулой и 430 статьями представил почти все элементы, которыми до этого времени пользовались только югославские республики, ввел независимый Конституционный суд Воеводины и переопределил отношения с Социалистической Республикой Сербия на основе общих интересов и положений. республиканских и провинциальных конституций. [ 1 ] Конституция Воеводины 1974 года представляла собой пик децентрализации в Сербии, а антибюрократическая революция конца 1980-х годов, инициированная Слободаном Милошевичем, представляла собой резкий поворот в направлении новой централизации, воплощенный в многочисленных поправках к конституции, подтверждающих связь с республикой. [ 1 ] Мотивацией для изменений было широко распространенное мнение сербского политического руководства о том, что такой высокий уровень автономии ставит Сербию в крайне неравное положение по сравнению с другими югославскими республиками. [ 2 ] После конституционного референдума в Сербии 1990 года Сербия приняла новую конституцию, которая привела к принятию нового Статута Воеводины в 1991 году в виде простого подзаконного акта , снова с согласия республики. [ 1 ] Начиная с 1993 года, провинциальные органы оставались практически без каких-либо делегированных полномочий. [ 3 ]
Период после холодной войны
[ редактировать ]После свержения Слободана Милошевича в 2000 году новое сербское демократическое правительство во главе с Зораном Джинджичем впервые в 2002 году представило так называемый сводный закон , который подтвердил некоторые провинциальные функции Воеводины. [ 2 ] После мирного распада Сербии и Черногории в 2006 году Сербия фактически восстановила свою единственную независимость, не разделяемую ни с одной более широкой федерацией, что привело к принятию нового Статута Воеводины в 2008 году, вступившего в силу в 2009 году. [ 2 ] Основа нового статута была заложена в новой Конституции Сербии 2006 года , в статье 185 которой статут определяется как высший правовой акт провинции, а в статье 194 говорится, что он должен соответствовать конституционным положениям. [ 4 ] Конституционный суд Сербии имеет право принимать решения о соответствии Статута и других провинциальных постановлений конституции и законам, в то время как провинция может определять провинциальный орган, который может подавать жалобы в суд по вопросам, связанным с защитой автономных прав. [ 4 ]
Новый статут решительно подтвердил автономию, но сосредоточил ее в первую очередь на исполнительной власти без какой-либо существенной законодательной, судебной и конституционной юрисдикции, но с дополнительным сводным законом 2009 года, расширяющим объем областей провинциального значения, регулируемых органами Воеводины, и с двусмысленным статусом Нови-Сада. [ 1 ] В том же году Демократическая партия Сербии представила новый Статут в Конституционный суд Сербии, утверждая, что автономные положения слишком широки и неконституционны. [ 2 ] Суд хранил молчание по этому вопросу в течение следующих трех лет, опубликовав свое решение только после парламентских выборов в Сербии 2012 года , когда ряд положений Статута 2009 года были объявлены неконституционными, в том числе о статусе столицы Нови-Сада и положениях о независимом перекрестном движении. приграничное сотрудничество Воеводины с другими регионами и Европейским Союзом . [ 2 ] Это решение привело к существенным изменениям в Статуте, который теперь определял Нови-Сад как административный центр и местонахождение провинциальных органов , а правительство автономного края Воеводина было переименовано в правительство провинции. [ 2 ]
Уставные статьи
[ редактировать ]Статья 1.
Воеводина — автономная провинция проживающих в ней граждан в составе Республики Сербия.
Воеводина – регион, в котором сохраняется традиционный мультикультурализм и другие европейские принципы и ценности.
АП Воеводина является неотъемлемой частью Сербии.
Статья 6. Национальные права:
В Воеводине сербы, венгры, словаки, хорваты, черногорцы, румыны, цыгане, буневцы, русины и македонцы, а также другие численно меньшие национальные общины, проживающие в ней, равны в осуществлении своих прав.
Среди 70 других статей статута - гарантии прав человека , прав меньшинств , использование языков и алфавитов меньшинств, а также запрет смертной казни и клонирования человека . Официально используются сербский язык и кириллица, а также языки меньшинств венгерский , словацкий , хорватский , румынский и русинский , а также соответствующие им алфавиты в соответствии с законом и решением провинциального собрания.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Орлович, Слободан Петар (2014). «Высшие правовые акты в Воеводинской автономии» [Высшие правовые акты в Воеводинской автономии]. Труды юридического факультета в Нови-Саде . 48 (2): 257–288. дои : 10.5937/zrpfns48-6767 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Джуканович, Драган (2016). «Воеводина в постюгославском контексте: продолжающаяся приостановка автономии» [Воеводина в постюгославском контексте: продолжающаяся приостановка автономии]. Обзор хорватской политической науки . 53 (1): 51–70.
- ^ Кореч, Тамас (2008). «Публично-правовая позиция автономного края Воеводина» [Публично-правовая позиция автономного края Воеводина] (PDF) . Вестник Коллегии адвокатов Воеводины . 68 (9): 355–372.
- ^ Перейти обратно: а б Милосавлевич, Боголюб (2013). «Провинциальный статут и организация провинциального управления в соответствии с Конституцией Республики Сербия» . Юридические записи . 4 (2): 467–475.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статут автономного края Воеводина (перевод на английский язык)