Театр Капраника
Театр Капраника — это театр, расположенный на площади Пьяцца Капраника, 101 в районе Колонна в Риме. Первоначально построенный в 1679 году семьей Капраника и расположенный в Палаццо Капраника в стиле раннего Возрождения , это был второй публичный театр, открывшийся в Риме. Это было место премьер многих опер в стиле барокко, Кальдары включая «Тито и Беренис» » Скарлатти , «Гризельду и «Эрколе су'л Термодонте» Вивальди . Капраника перестал работать как полноценный театр и оперный театр в 1881 году, а в 1922 году был преобразован в кинотеатр. После закрытия кинотеатра в 2000 году он функционировал на условиях аренды как место проведения конференций и представлений.
История
[ редактировать ]Палаццо, в котором располагался театр, было построено в 1451 году кардиналом Доменико Капраника . [ 1 ] служить одновременно его собственной резиденцией и будущим домом для Almo Collegio Capranica , колледжа для молодых священнослужителей, который он основал в 1457 году. Это один из немногих сохранившихся примеров римской жилой архитектуры раннего Возрождения, он имеет большую боковую башню и фортепианный дворик, освещенный тремя поперечными окнами , а также тремя окнами в стиле поздней готики, что позволяет предположить, что дворец, возможно, включал в себя более раннее здание на этом месте. [ 2 ] В конце 1670-х годов другой член семьи, Помпео Капраника, приказал вырезать частный театр из существующих семейных квартир, не меняя при этом внешний вид здания. Театр был открыт 6 января 1679 года под управлением Арканджело Корелли, руководившего оркестром на премьере Бернардо Пасквини оперы «Довье любовь и пиета» . [ 3 ]

С воцарением Папы Александра VIII Помпео Капраника и его брат Федерико получили разрешение расширить театр и открыть его для публики. Эту задачу поручили Карло Буратти (ученику Карло Фонтаны ), который в 1694 году полностью перестроил театр, преобразовав его в стандартную П-образную форму с богатым орнаментом и 6 ярусами по 26 лож каждый. Он вновь открылся как публичный театр (второй в Риме) 18 января 1695 года с представлением Клирко в Негропонте, трехактной оперы, написанной совместно Джованни Лоренцо Люлье , Томмазо Гаффи и Карло Франческо Чезарини . [ 4 ] Однако в новом театре по-прежнему не было общественного входа, выходящего на улицу. Зрители могли войти только через мастерскую плотника на первом этаже палаццо. Согласно договору аренды, он должен был закрыть свою мастерскую на время оперного сезона и за свой счет построить деревянную лестницу, чтобы зрители могли подняться в театр. Эту ситуацию удалось исправить только в XIX веке. [ 5 ]

При Папе Иннокентии XII публичные театральные представления были снова запрещены, и театр оставался закрытым с 1699 по 1711 год. Когда запрет на публичные выступления был снят, братья Капраника вновь открыли театр и вскоре привлекли покровительство кардинала Пьетро Оттобони , который внес свой вклад. оплатил ремонт после его длительного закрытия и нанял своего архитектора Филиппо Юварру для ремонта сцены. [ 5 ] Два десятилетия после повторного открытия ознаменовали расцвет театра, который впоследствии стал основным общественным оперным театром Рима и стал свидетелем премьер многих новых опер и новаторских декораций, разработанных Филиппо Юваррой и Франческо Галли Бибиеной . [ 6 ] Композитор Алессандро Скарлатти был тесно связан с «Капраникой», где состоялись премьеры нескольких его ранних опер, начиная с 1679 года. Когда он вернулся в Рим в 1718 году после нескольких лет, проведенных в Неаполе, он поставил для театра три свои лучшие оперы: « Телемако» , «Марко Аттилио Реголо» и «Марко Аттилио Реголо». Гризельда . Между 1718 и 1721 годами в Капранике также состоялись премьеры оратории Скарлатти « La gloriosa gara tra la Santità e la Sapienza» и нескольких его кантат . [ 7 ]
Со строительством новых общественных театров в Риме, таких как Театр Алиберт (1718 г.), Театр Валле (1727 г.) и Театро Аргентина очень любил его (1732 г.), важность Капраники постепенно теряла свое значение, хотя в 1750-х годах Гольдони за свои постановки. из его пьес. он написал комедию «Памела маритата» . В 1760 году специально для театра [ 8 ] Начиная со второй половины 18 века, театр пережил еще несколько реконструкций, закрытий и владельцев. К 19 веку он перестал быть ведущим оперным театром города и, как правило, концентрировался на комических операх и пьесах (часто на римском диалекте ), акробатических представлениях и кукольных представлениях. Театр вернулся семье Капраника в 1853 году, когда маркиз Бартоломео Капраника выкупил его у принца Алессандро Торлонии и потратил много денег на его ремонт. Однако былого престижа он так и не вернул. Американский писатель Генри П. Леланд описал это в 1863 году так:
курорт римских миненти, украшенный всей их храбростью. [ 9 ] Сюда пришли и сапожник, и портной, и мелкий ремесленник, все со своими женами или женщинами, и с ними зажиточный мужик, у которого было десять копеек, чтобы заплатить за вход. Здесь зрители плакали и смеялись, аплодировали актерам и разговаривали друг с другом из одного конца дома в другой. [ 10 ]
В конце концов, затраты на содержание и сокращение аудитории привели к упадку Капраники. Он закрылся навсегда после исполнения оперы Верди «Эрнани» 1 марта 1881 года. Сначала он сдавался в аренду под мебельный склад, но затем стоял совершенно пустым с 1895 по 1922 год, когда его переоборудовали в кинотеатр. [ 11 ]
Сегодняшний театр
[ редактировать ]После закрытия Cinema Capranica в 2000 году театр на 800 мест с теперь уже минимальной сценой был вновь открыт как площадка для проведения конференций и выступлений, доступная на условиях аренды. Находясь в собственности отеля Nazionale и под управлением Montecitorio Eventi Srl, здесь состоялось четыре небольших оперных постановки ассоциации «Aulico – Opera & Musica», а на протяжении многих лет он был местом проведения многочисленных встреч итальянских политических партий. [ 12 ] В январе 2013 года Сильвио Берлускони произнес там двухчасовую речь, в которой представил кандидатов от Пополо делла Либерта на всеобщих выборах в Италии 2013 года . [ 13 ] Во время заседания Демократической партии в Капранике, которое продолжалось до поздней ночи 19 апреля 2013 года, Пьер Луиджи Берсани подал в отставку с поста лидера партии после того, как ему не удалось сформировать коалиционное правительство. [ 14 ]

Премьеры оперы
[ редактировать ]В Театре Капраника состоялись премьеры более 50 произведений (в том числе опер, ораторий, кантат и пьес). Первой оперой, премьера которой состоялась здесь, была Пасквини « Довье аморе и пиета» , открытие театра состоялось в 1679 году. [ 15 ] Премьера Риккардо Броски в « Альчинского острова» 1728 году ознаменовалась присутствием его брата, знаменитого -кастрата певца Фаринелли , в роли Руджеро . [ 16 ] Как и большинство опер, премьера которых состоялась в Капранике до 1750 года, это была опера-серия . Премьеры в театре после 1750 года были почти исключительно жанром оперы-буффа , например, Галуппи » «Кантарина (1756) или ( Пиччинни «Донна ди духо» 1770). Многие из более коротких, такие как Антонио Саккини » « Вендеммия (1760), были специально написаны для исполнения в качестве комических интермеццо для прозаических пьес. [ 17 ] Другие оперы, премьера которых состоялась в Капранике, включают:
- ( Кальдары Тито и Береника 1714 г.) [ 17 ]
- Скарлатти Гризельда ) (1721 [ 18 ]
- Вивальди « Эрколе су'л Термодон» (1723 г.) и Джустино (1724 г.) [ 19 ]
- Альбинони » « Статира (1726 г.) [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Рим и Ватикан: церкви, дворцы, музеи, площади, археология . Гастрольное издательство. 2002. с. 122. ИСБН 978-88-365-2623-9 .
... Палаццо Капраника, построенный в 1451 году из уже существовавших домов и часовни Сан Аньезе...
- ^ Феррари-Браво с. 353; Ричардсон п. 287
- ^ Казалья; Харпер и Линдгрен
- ^ Натуцци с. 43; Казалья. Первым публичным театром Рима был Театр Тор ди Нона , открывшийся в 1671 году.
- ^ Jump up to: а б Сосок стр. 78
- ^ Феррари-Браво с. 353
- ^ Суда; Казалья
- ^ Гольдони (1828), стр. 70–71; Гольдони (1829) с. 97
- ^ Миненти - это римское диалектное слово, которое использовалось особенно в начале 19 века для обозначения класса новых зажиточных ремесленников и рабочих в городе (как мужчин, так и женщин), которые демонстрировали свой статус, нося показную одежду и украшения. Считается, что оно происходит от слова eminente («выдающийся»). См. Никассио, стр. 72.
- ^ Леланд, стр. 154–155.
- ^ Франки и Сартори, стр. xlv–xlvi; Гроппи
- ^ Кетков; Гроппи
- ^ Аднкронос
- ^ Темп
- ^ Полная партитура потеряна. Однако одна из ее арий сохранилась в Biblioteca Estense в Модене . См. Харпер и Линдгрен.
- ^ Стром с. 70
- ^ Jump up to: а б с Казалья
- ^ Суда
- ^ Натуцци стр. 7, 170
Источники
- Аднкронос (25 января 2013 г.). «Выборы: Берлускони покидает Капранику, ходят слухи о болезни, но он это отрицает» . Проверено 20 января 2014 г. (на итальянском языке).
- Казалья, Герардо (2005). « Театр Капраника » . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- Делла Корте, Андреа (1936). «Скарлатти, Алессандро» , Итальянская энциклопедия , Том 31. Треккани. Онлайн-версия получена 20 января 2014 г. (на итальянском языке) .
- Феррари-Браво, Анна (главный редактор) (1999). Путеводитель по Италии: Рим . Итальянский туристический клуб. ISBN 8836513247 (на итальянском языке)
- Франки, Саверио и Сартори, Ориетта (1997). Римская драматургия , Том 2. Издания по истории и литературе. ISBN 8887114064 (на итальянском языке)
- Гольдони, Карло (1828). Мемуары Гольдони (перевод Джона Блэка), Том. 2. Хант и Кларк
- Гольдони, Карло (1829). Полное собрание комедий Карло Гольдони , Том 15. Издательство (Флоренция) (на итальянском языке).
- Гроппи, Анжела (29 февраля 2004 г.). «Прошлое без мира для «Капраники»» . Коррьере делла Сера , с. 55. Проверено 18 января 2014 г. (на итальянском языке) .
- Харпер, Джон и Линдгрен, Лоуэлл (2001). «Пасквини, Бернардо» . Гроув Музыка онлайн . Проверено 23 января 2014 г. (требуется подписка)
- Кеткофф, Ланда (15 марта 2005 г.). «Оперный театр возрождается в Палаццо Капраника» . Республика . Проверено 20 января 2014 г. (на итальянском языке) .
- Лиланд, Генри П. (1863) Американцы в Риме . Чарльз Т. Эванс
- Натуцци, Элизабетта (1999). Театр Капраника с момента открытия до 1881 года . Итальянские научные издания. ISBN 8881147858
- Никассио, Сьюзен Вандивер (2009). Имперский город: Рим при Наполеоне . Издательство Чикагского университета. ISBN 0226579743
- Пейс, Федерико (19 апреля 2013 г.). «Берсани уходит в отставку, ДП безжизненный, Капраника и глубочайшая ночь» . Журнал Рим . Проверено 18 января 2014 г. (на итальянском языке) .
- Пезоне, Мария Габриэлла (2008). Карло Буратти: архитектура позднего барокко между Римом и Неаполем . Издательство Алинея. ISBN 8860553032
- Ричардсон, Кэрол М. (2009). Возвращение Рима: кардиналы в пятнадцатом веке . Конинклийке Брилл. ISBN 9004171835
- Стром, Рейнхард (2008). Очерки Генделя и итальянской оперы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521088356
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Изображения интерьера театра Капраника, как он выглядит сегодня, на сайте отеля Nazionale (на итальянском языке)
- Фотографии мелкосерийной постановки «Тоски» , представленной в Капранике в марте 2005 г. (на итальянском языке)
41 ° 54'01 ″ с.ш. 12 ° 28'40 ″ в.д. / 41,9002 ° с.ш. 12,4778 ° в.д.