Великий миротворщик
Великий миротворщик | |
---|---|
| |
Онондага , принятый ирокек , или оратор Гурона и государственного деятеля | |
Личные данные | |
Рожденный | 12 век [ 1 ] (или 15 век) [ 2 ] [ 3 ] Гурон или Онондага |
Умер | 12 век [ 1 ] (или 15 век) [ 2 ] [ 3 ] Инкубатор |
Великий миротворщик ( Сонк: Нен Раха: WI [ 4 ] [Skʌ ̃.nːʌʌʌ ̃.ɾahaːwii] в ирокезе ), иногда называемый Deganawida или Tekanawí: Ta [ 4 ] (Как следствие уважения, некоторые ирокезы избегают использования его личного имени, за исключением особых обстоятельств), по традиции, наряду с Джигонхсаси и Хиаватой , основателем Haudenosaunee , обычно называемым конфедерацией ирокезов . Это политический и культурный союз из шести ирокеев, говорящих на коренных американских племенах, управляющих частями современного штата Нью-Йорк , Северной Пенсильвании и восточной части провинций Онтарио и Квебека Канады, признанную как суверен США и Канада.
Фон
[ редактировать ]Название великого миротворца означает « два речные течения, текущие вместе » . Некоторые из многочисленных легенд о великом миротворце имеют противоречивую информацию. Сообщается, что он родился гуроном , и, по некоторым отчетам, его мать была девственницей , что делает рождение чудесным . [ 5 ] Другие говорят, что он родился онондагой , а затем усыновлен ирокезом . [ 6 ]
Артура С. Паркера Книга «Конституция пяти наций» описывает, как великий миротворщик отправился в разные поселения, чтобы распространить его послание мира. В одном поселении, когда его спросили, кто он такой, великий миротворщик ответил: «Я человек, которого призван на землю по имени Деканавдех, и я только что приехал с Запада и сейчас иду на восток с целью пропаганды мира так что проливание человеческой крови может прекратить среди вас ». Когда урегулирование согласилось на его план, он объяснил: «Этот день рано и в то же время молод, так же как и новый разум, также нежный и молодой, так же как и хорошие значения мира и власти, а также новое Солнце хороших вещей Мир и власть возникли, поэтому он будет продолжаться и процветать; [ 7 ]
Конфедерация Haudenosaunee
[ редактировать ]
По общему мнению, великий миротворщик был пророком , который консультировал мир среди воюющих племен. Согласно некоторым легендам, его первым союзником был Джигонсаси , который стал известен как мать наций. [ 6 ] Она одолжила свой дом для встречи лидеров соперников. Последователь великого миротворца Хиавата , Онондага, известный своим ораторским искусством , помог ему достичь своего видения объединить племена в мире.
По словам археолога Дина Сноу, великий миротворщик обратил Хиавату на территории Онондаги; Он путешествовал один, чтобы посетить племя ирокезов, который жил недалеко от того, что сейчас есть , Нью -Йорк . [ Полная цитата необходима ] Другие традиционные отчеты считают, что великий миротворщик консультировался с Jigonhsasee о том, к чему лидеры племен приближаются, и она облегчила эту встречу, чтобы создать Конфедерацию. [ 6 ]
Согласно некоторым легендам, первоначально ирокез отклонил послание великого миротворца, поэтому он решил выполнить подвиг, чтобы продемонстрировать свою чистоту и духовную силу. Поднявшись на дерево высоко над кахоном: iOS (Cohoes Falls), великий миротворщик велел воинам ирокезов рубить дерево. Многие зрители наблюдали, как великий миротворщик исчез в кружащихся порогах реки ирокезов . Они верили, что он умер, но на следующее утро они нашли, что он сидит возле костра. Очень впечатлен чудесным выживанием великого миротворца, ирокез стал основополагающим племенем конфедерации ирокезов . [ 5 ] Племена собрались на озере Онондага, где они посадили дерево мира и провозгласили великий обязательный закон Конфедерации ирокезов.
Местные жители Макинака записывают, что Хиавата приехал на остров Маккино, чтобы увидеть рок Гиш Мантиту, также известный как «Скала сахарного покрытия», где миротворщик преподавал, а также миротворцы ходили по озеру Онтарио. [ 8 ] Кроме того, они записаны, что каноэ миротворца может летать, включая историю, в которой миротворца заявили Хиавате: «Это каноэ можно гребнуть по этим водам или вы хотите, чтобы он видел, как он летает». Он путешествовал по узкой шею земли возле Ниагарского водопада, исцеляя больных и всего, что он касался.
Даты
[ редактировать ]Даты Деканавида жили, и, следовательно, основание Конфедерации не были идентифицированы с уверенностью.
Историки и археологи исследовали инцидент, связанный в устной истории основания Конфедерации. Как записано более поздние ученые, один рассказ об этом рассказывает, что между Сенекой был насильственный конфликт , которые были последней ирокетной нацией, присоединившейся к Конфедерации в качестве члена -основателя. Их насилие прекратилось, когда солнце потемнело, и день, казалось, превратился в ночь. С 1902 года ученые изучали возможность того, что это событие было солнечным затмением , как предложил Уильям Кэнфилд в его легендах о ирокезе; Сказал «кукурузным планетом» . [ 9 ] Поскольку ученые узнали больше о представлении природных явлений в устных историях, ученые в 21 -м веке отметили затмения, которые могут служить на сегодняшний день основания Конфедерации, в дополнение к археологическим данным. Ученые, относящиеся к затмению, включены (хронологически): Пол Ау Уоллес , [ 10 ] Элизабет Тукер, [ 11 ] Брюс Э. Йохансен , [ 12 ] [ 13 ] Дин Р. Сноу, [ 14 ] Барбара А. Манн и Джерри Л. Филдс, [ 15 ] Уильям Н. Фентон , [ 16 ] Дэвид Хениж , [ 17 ] Гари Уоррик, [ 2 ] и Нета Кроуфорд . [ 3 ]
С первого упоминания Канфилда, [ 9 ] и мнение большинства, [ 10 ] [ 11 ] [ 14 ] [ 16 ] [ 2 ] Ученые широко поддержали дату 1451 года нашей эры как известного солнечного затмения и вероятной даты основания, основанной на этом устном отчете и других доказательствах. Некоторые утверждают, что это недостаточно подходит для описания, и предпочитают дату 1142 года, когда было также задокументированное солнечное затмение. [ 12 ] [ 15 ] Несколько вопросов, датирующих основание Конфедерации на основе упоминания о затмении. [ 17 ]
Археологическое исследование способствовало дискуссиям о дате основания, поскольку его доказательства могут быть датированы и коррелированы с природными явлениями. В 1982 году археолог Дин Сноу сказал, что доказательства основной археологии не подтверждают основание Конфедерации для любых дат затмения до 1350 г. н.э. (таким образом, исключая дату 1142 г. н.э.). [ 14 ] К 1998 году Фентон считал затмение раньше, чем мгновенное мнение большинства в 1451 году, но возможно, пока это было после 1000 г. н.э. [ 16 ] К 2007/8 годам обзоры считались 1142 AD Eclipse как возможную точку отсчета, даже если большинство ученых поддерживали 1451 AD в качестве безопасного выбора. [ 2 ] [ 3 ]
Влияние на конституцию Соединенных Штатов
[ редактировать ]Эта конфедерация повлияла на конституцию Соединенных Штатов и англо-американские идеи демократии , как признано параллельным резолюцией 331, выпущенной Конгрессом США в 1988 году, в котором частично говорится: [ 18 ]
Принимая во внимание, что первоначальные разработки Конституции, в том числе, в частности, Джордж Вашингтон и Бенджамин Франклин, как известно, очень восхищаются концепциями шести наций Конфедерации ирокезов; В то время как Конфедерация первоначальных тринадцати колоний в одну республику находилась под влиянием политической системы, разработанной ирокетной конфедерацией, как и многие из демократических принципов, которые были включены в саму Конституцию
Доминирование ирокезов
[ редактировать ]Великий миротворщик создал Совет клана и вождей деревни, чтобы управлять Конфедерацией. В каждом племени, у которого были системы матрилинейного родства спуска и удержания собственности, власть была разделена между полами. Мужчины занимали должности наследственных вождей через линию своей матери; Матери клана управляли подготовкой вождей и могли свергнуть любое, что они выступали. Большинство решений в совете были приняты консенсусом , на который каждый представитель имел равный голос. Ранний антрополог Льюис Х. Морган приписал региональное доминирование, достигнутое ирокезом с их превосходной организацией и координацией по сравнению с другими племенами; Джордж Хант также подумал, что существует фактор экономического детерминизма, с их потребностью в мехах для европейской торговли и их превосходной географической позицией, контролирующей большую часть центрального и западного Нью -Йорка. [ 19 ] Устные законы и обычаи великого закона мира стали конституцией ирокетной конфедерации , созданной 16 -м веком или ранее.
Пророчество о провидении мальчика
[ редактировать ]Великий миротворщик работал всю свою жизнь, чтобы воплотить свое видение. Он пророчествовал, что «белый змей» придет на земли его народ и подружился с ними, только чтобы обмануть их позже. Позднее «красный змей» вступит в войну против «белого змея», но мальчику -коренным американцам получит большую силу. Он будет принят в качестве избранного лидера народом «земли холмистой страны». Мальчик остается нейтральным в бою, и он говорит с людьми, которые насчитывают как лопасти травы, но его слышат. После сезона появился бы «черный змей» и победил как «белых», так и «красных змеев». Согласно пророчеству, когда люди, собравшиеся под деревом вяза , становятся скромными, все три «змея» будут ослеплены светом во много раз ярче, чем солнце. Деганавида сказал, что он будет таким светом. Его нация примет «белого змея» в их сейф, как давно потерянный брат. [ 20 ] [ ненадежный источник? ]
В веры Бахажи
[ редактировать ]Некоторые члены веры Бахаин связали признаки пророка, как описано Бахауллой (основатель пророка бахаинской веры), с миротворцем. Таким образом, многие коренные американцы Бахаʼи в Северной Америке (и некоторые не родные) почитают миротворца как проявление Бога . [ 21 ]
В фильме
[ редактировать ]- Поцелуй молнией , [ 22 ] Фильм 2009 года Шелли Ниро
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Саадия, Зоя (30 мая 2018 г.). «Великий миротворщик, основатель Великой лиги - Ирокетной конфедерации» . Преколумбийская Америка . Получено 7 мая 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Гари Уоррик (2007). «Ирокеанская оккупация южного Онтарио» . В Джордан Э. Кербер (ред.). Археология ирокезов: отобранные чтения и источники исследований . Syracuse University Press. С. 124–163. ISBN 978-0-8156-3139-2 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Нета Кроуфорд (15 апреля 2008 г.). «Длительный мир среди ирокезов» . В Курте А. Рафлауб (ред.). Война и мир в древнем мире . Джон Уайли и сыновья. С. 348–. ISBN 978-0-470-77547-9 .
- ^ Jump up to: а беременный «Миротворец, The» . Инициатива по языке Каниен'Кеха (Словарь ирокезов) . 23 августа 2016 года.
- ^ Jump up to: а беременный Нельсон Грин, редактор. «Глава 9: Деканавида и Хиавата» , История долины ирокезов: шлюз на запад 1614-1925, Чикаго: издательская компания SJ Clark
- ^ Jump up to: а беременный в Анна Гроссникл Хайнс. «Миротворщик и великий закон: легенда о хауденосауни» . Мирные части . Архивировано с оригинала 2016-03-04 . Получено 2018-07-18 .
- ^ Паркер, Артур С. (1916). Конституция пяти наций . Университет штата Нью -Йорк. С. 71, 74.
- ^ Комитет вождей шести стран заповедника Гранд -Ривер (3 июля 1900 г.). Артур С. Паркер (ред.). «Кодекс Деканавдех (вместе с) традицией происхождения Лиги пяти наций» . Бюллетень музея штата Нью -Йорк (184: Конституция пяти наций) (опубликовано 1 апреля 1916 г.): 61–64.
- ^ Jump up to: а беременный Уильям У. Канфилд (1902). Легенды ирокезов: рассказали «кукурузный планет» . A. Wessels Co., стр. 219 –220.
- ^ Jump up to: а беременный Уоллес, Пол Ау (октябрь 1948 г.). «Возвращение Хиаваты». Нью -Йорк История Ежеквартальный журнал исторической ассоциации штата Нью -Йорк . XXIX (4): 385–403. JSTOR 23149546 .
- ^ Jump up to: а беременный Элизабет Тукер (1978). «Лига ирокезов: ее история, политика и ритуал» . В Sturtevant, Уильям; Триггер, Брюс (ред.). Справочник по североамериканским индейцам . Правительственная типография. С. 418–41. GGKEY: 0GTLW81WTLJ.
- ^ Jump up to: а беременный Йохансен, Брюс (1979). Франклин, Джефферсон и американские индейцы: исследование по межкультурному общению идей (тезис). Университет Вашингтона. Архивировано с оригинала 17 июля 2014 года . Получено 15 июля 2013 года .
- ^ Брюс Эллиотт Йохансен (январь 1982 г.). Забытые основатели: как американские индейцы помогли сформировать демократию . Гарвардская общая пресса. ISBN 978-0-916782-90-0 .
- ^ Jump up to: а беременный в Сноу, Дин Р. (сентябрь 1982). «Датирование появления Лиги ирокезов: пересмотр документальных доказательств» (PDF) . Историческая археология: междисциплинарный подход . V. Rensselaerswijck Seminar: 139–144 . Получено 15 июля 2013 года .
- ^ Jump up to: а беременный Барбара А. Манн; Джерри Л. Филдс (1997). «Знак в небе: свидание с лигой Хауденосауни» . Американский индейский журнал культуры и исследований . 21 (4): 105–163. doi : 10.17953/aicr.21.2.k36m1485r3062510 . ISSN 0161-6463 . Архивировано с оригинала 17 июля 2014 года . Получено 15 июля 2013 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Уильям Нельсон Фентон (1998). Великий закон и длинное место: политическая история конфедерации ирокезов . Университет Оклахома Пресс. С. 70–71. ISBN 978-0-8061-3003-3 .
- ^ Jump up to: а беременный Хенидж, Дэвид (1999). "Может ли миф быть астрономически устаревшим?" Полем Американский индейский журнал культуры и исследований . 23 (4): 127–157. doi : 10.17953/aicr.23.4.f7l127282718051x . ISSN 0161-6463 . Архивировано с оригинала 17 июля 2014 года . Получено 15 июля 2013 года .
- ^ «H.Con.Res. 331 (100th): одновременная резолюция для признания вклада Конфедерации наций ирокезов в развитие Конституции Соединенных Штатов» . Govtrack.us . Получено 27 сентября 2019 года .
- ^ Пол Ау Уоллес, «Возвращение Хиаваты» , Нью -Йорк История, том. 29, № 4 (октябрь 1948 г.), с. 385-403, Опубликовано: Историческая ассоциация штата Нью -Йорк (требуется подписка) , доступ 18 мая 2015 года
- ^ Бак, Кристофер (1996). «Местные посланники Бога в Канаде? Тестовый пример для универсализма Бахаин» . Обзор исследований Бахаин . Лондон: Ассоциация по бахаʼ изучает англоязычную Европу: 97–132 . Получено 2015-04-24 .
- ^ «Два миротворца: Бахаулла и Деганавида» . Институт Уилметт . 15 мая 2015 года. Архивировано с оригинала 15 мая 2015 года.
- ^ Поцеловано молнией
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бак, Кристофер (2015). «Деганавида, миротворца» . Американские писатели: коллекция литературных биографий . XXVI . Farmington Hills, MI: Cengage Gale: 81–100.
- Гибсон, Джон Артур (1992). «Что касается лиги: Лига ирокезов, продиктованная в Онондаге», вновь вызвала, отредактирована и переведена Ханни Вудбери в сотрудничестве с Редри Генри и Гарри Вебстером на основе рукописи AA *GoldenWeiser. Мемуары 9 (Алгонка и ирокеанская лингвистика, Виннипег).
- Генри, Томас Р. (1955). Дикая местность Мессия: История Хиаваты и Ирокезов . Bonanza Books, Нью -Йорк. ISBN 0-517-13019-X .
- Манн, Чарльз С. (2005). 1491 Новые откровения Америки перед Колумбом , Альфред А. Кнопф, Нью -Йорк. ISBN 978-1-4000-4006-3 .
- Sidis, WJ (1982). Племена и штаты Wampanoagag Nation.
- Сноу, Дин Р. (2008). Археология родной Северной Америки , Нью -Йорк: Прентис Холл.
- Уоллес, Пол А.В. (1979) [1966]. «Dekanahwideh (Деганавида, Небесный Посланник») » . У Брауна, Джордж Уильямс (ред.). Словарь канадской биографии . Том I (1000–1700) (онлайн -ред.). Университет Торонто Пресс .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Дегавида» Infoplease , Университет Ливерпуля
- «Великий закон мира» , Six Nations.org
- Миротворца . Наследие минута . Историка Канада .
- Великий миротворщик Деганавида и его последователь Хиаватха театральная игра в школе «Живая мудрость»
- Ежеквартальный журнал исторической ассоциации штата Нью -Йорк 1926