Бейн Хазманим
Бейн хазманим ( иврит : בֵּין הַזְּמַנִּים , букв. «между временами») относится к времени каникул в еврейских ешивах . Бейн хазманим обычно соответствует основным еврейским праздникам и представляет собой периоды, в течение которых официальное обучение приостанавливается, а студенты обычно покидают ешиву. [1] Блоки Бейн хазманим делятся на три основных зманим ( семестра ) ешивы — элул зман , хореф ( зимний ) зман и кайиц ( летний ) зман . Летний зман иногда называют « Песах -зман», особенно в ешивах, которые заканчивают свои семестры до или в самом начале лета, а не в Тиша бе-Ав .
Год ешивы обычно начинается 1 элула — это Рош Ходеш Элул. Первый зман длится пять с половиной недель; до конца Йом Кипура 10 тишрея . За месяцем Элул, началом Тишрея и Высшими Святыми Днями , отмеченными акцентом на покаяние , следует продолжительный и более радостный праздник Суккот в конце Тишрея. Первый крупный период бейн хазманим обычно начинается сразу после Йом Кипура и длится как минимум до конца Суккота (22 тишрея в Израиле и 23 тишрея в диаспоре ). Некоторые ешивы продлевают срок пребывания в хазманим до конца Тишрея.
Хореф зман начинается после Суккота и является самым продолжительным зманом в году ешивы. Он охватывает месяц Хешван до конца Адара , с несколькими праздниками в середине ( Ханука , Ту би-Шват и Пурим ). Этот зман традиционно заканчивается в начале месяца Нисан — либо в Рош Ходеш Нисан, либо несколькими днями позже. Bein hazmanim, начинающийся в этот момент года, охватывает большую часть Нисана, включая праздник Песах в целом (15-21 Нисан и 22 Нисан в диаспоре).
После Песаха к началу Ияра ешива снова начинает работу . «Кайиц Зман» продлится чуть более трех месяцев и завершится «Три неделями» . Эти три недели траура завершаются Тиша бе-Ав и окончанием кайиц-цмана . Между Тиша бе-Ав и 1 элулом проходит примерно три недели, которые составляют последний бейн хазманим в году ешивы.
Бейн Хазманим на протяжении веков
[ редактировать ]Хотя институт Бейн Хазманим появился недавно по сравнению с долгой историей еврейских исследований, в еврейском каноне есть несколько прецедентов этой концепции.
Ранние предшественники
[ редактировать ]В Мишне и Талмуде есть записи о том, что пятница и суббота являются выходными днями для студентов ешивы. Возможно, самым ранним источником продолжительных каникул в ешиве является Рава , который позволил своим ученикам в Академии Пумбедита брать месяцы Нисан и Тишрей для целей ведения сельского хозяйства (хотя предполагается, что большинство студентов на самом деле не уезжали). [2] В аморейский период и в средние века обучение в ешиве в основном ограничивалось самой ешивой. Евреи жили в опасной ситуации, и во время праздников сама обстановка ешивы обеспечивала наиболее безопасную среду. [3] существовало представление Среди тосафистов о наличии двух отдельных зманимов: один начинается в Рош Ходеш Хешван, а другой начинается в Рош Ходеш Ияр. [4] Но помимо этого, Бейн Хазманим вообще не упоминается в до Ахарона еврейских текстах .
Разработка
[ редактировать ]К 16 веку есть явное упоминание о Бейн Хазманим. Махараль . (Иуда Лев бен Бецалель) в одном из своих произведений критикует своих учеников за то, что они тратят слишком много времени во время Бейн Хазманим [5] Современники Махарала также считали, что Бейн Хазманим не способствует расширению мыслящего ума. Некоторые раввины в ту эпоху выделяли небольшое количество дней, но никогда не слишком много. Были раввины, которым приходилось ехать далеко за медицинской помощью, и они выделяли дни в ешиве, чтобы удовлетворить эту потребность. [6]
По мере того, как ценность времени для отдыха распространялась в современную эпоху, иешивы последовали этому примеру и постепенно начали мириться с такой идеей. Известно, что литовские ешивы начинали Зман с торжественного открытия, на котором собирались все раввины ешивы, чтобы послушать Шиур Петиха (вступительную лекцию) о трактате, который предстоит изучать в этом Змане. Конечные точки периодов Бейн Хазманим различались в XVI и XVII веках в Италии, Польше и Германии. [7]
К 17 веку иешивы в Литве и Восточной Европе более или менее практиковали современную модель Бейн Хазманим. Когда стало популярным проводить Бейн Хазманим, встречаясь с женщинами на ярмарках и хорошо проводя время, наслаждаясь путешествиями и приключениями, идея Бейн Хазманим утвердилась навсегда. [8]
Сегодня
[ редактировать ]по изучению Торы во многом похожа на другие ешивы Несмотря на то, что программа бакалавриата Университета Ешивы , она уникальна по сравнению с типичной ешивой в отношении Бейн Хазманим. Помимо дней каникул во время основных еврейских праздников (Песах и Суккот), а также летом, в Ешива-университете предоставляются дополнительные каникулы между первым и вторым семестрами колледжа, а также в конце учебного года. который заканчивается в мае. Студенты Университета Ешива часто называют эти перерывы, которые совпадают с перерывами в семестрах колледжа, «Bein Hasemesterim» (буквально «между семестрами»). Хотя в это время не существует обязательного изучения Торы на бакалавриате, студентам рекомендуется принять участие в специальных программах изучения Торы, таких как «Йешива Бейн Хасеместерим» и «Джун Зман». [9] [10]
В последние годы были случаи, когда иешивы отменяли Бейн Хазманим. В этих случаях студентам было предложено продолжать ежедневный график интенсивного обучения, несмотря на официальное начало Бейн Хазманим. Один из таких случаев произошел летом 2014 года, когда израильские солдаты вторглись в сектор Газа в рамках операции «Несокрушимая скала» . Ведущие раввины (особенно в харедимских иешивах) считали, что дополнительное изучение Торы и молитвы повысят шансы солдат на благополучное возвращение с войны. [11]
Отношение к Бейн Хазманим
[ редактировать ]Отношение к Бейн Хазманим различается в разных ешивах и социально-религиозных кругах. Во многих ешивах Хесдера и современной ортодоксальной американской программы в Израиле Бейн Хазманим рассматривается как возможность путешествовать по Земле Израиля . Часто студенты этих ешив проводят много времени в походах по таким регионам, как Галилея или Негев . Популярен поход «Ям Л'Ям» (буквально «от моря к морю»), от Галилейского моря до Средиземного моря . Некоторые студенты предпочитают менее активные формы туризма, например, посещение музеев или пляжа. Многие американские современные ортодоксальные студенты ешивы возвращаются из Израиля в диаспору, чтобы навестить семью, особенно на праздник Пасхи Бейн Хазманим. Хотя технически Кайиц Зман длится до Тиша бе-Ав, многие американские студенты современной ортодоксальной ешивы в Израиле, как правило, покидают ешиву на полтора месяца раньше, чтобы посетить летний лагерь или учебные программы в Америке или Израиле.
Для студентов ешивы харейди в Израиле и диаспоре Бейн Хазманим также рассматривается как возможность путешествовать и проводить время с семьей дома. Свидания - еще одно популярное занятие среди студентов ешивы харейди во время Бейн Хазманим. Учитывая увеличение количества свободного времени, студенты часто находят время для знакомства с потенциальными кандидатами на брак.
Студенты разных религиозных конфессий иногда проводят Бейн Хазманим, изучая религию в другой обстановке, будь то в ешивах Бейн Хазманим или [12] в Колельсе или в учебных лагерях. Многие хасидские ешивы просто переезжают в более сельские районы (например, в северную часть штата Нью-Йорк); там свежий воздух обеспечивает смену обстановки и в то же время позволяет вести интенсивный график обучения. Есть и другие студенты, которые используют каникулы как возможность заработать немного денег, поскольку плотный график ешивы обычно не позволяет заниматься другими оплачиваемыми профессиями. Во время Песаха Бейн Хазманим многие студенты занимаются малым бизнесом по чистке автомобилей и домов, чтобы подготовиться к празднику. [13] Во время Суккота Бейн Хазманим многие предлагают себя в качестве строителей Сукки либо за плату, либо в качестве Хесед .
Как правило, студенты с нетерпением ждут Бейн Хазманим и наслаждаются им, поскольку видят в нем возможность отдохнуть от интенсивного обучения. Многие раввины твердо убеждены, что Бейн Хазманим предлагает возможности для духовного роста в другом контексте; например, проводить время с родителями или друзьями, работать в другой обстановке или путешествовать по Земле Израиля. Другие (как студенты, так и раввины) рассматривают Бейн Хазманим как возможность изучать тексты, которые обычно не изучаются в типичной обстановке ешивы, такие как «неиешивские» трактаты Талмуда или малоизвестные с'фарим, недоступные среднему студенту.
Несмотря на мнение раввинов о том, что перерыв в обучении является положительным испытанием, многие предупреждают своих учеников перед Бейн Хазманим об опасности вовлечения себя в ненадлежащее поведение и бесполезную деятельность, которая может нанести ущерб их духовной личности. Лекции по этому поводу читают перед каждым Бейн Хазманим во многих ешивах, предупреждая студентов оставаться приверженными молитве и учебе на определенном уровне, несмотря на отсутствие структуры ешивы. Другие раввины подошли к идее Бейн Хазманим более широко, например, раввин Давид Став в своей (иврит) книге «Бейн Хазманим - Культура и отдых в еврейском законе и мысли» (иврит: בֵּין הַזְּמַנִּים – תַּרְבּוּת בֵּין הַזְּמַנִּים לּוּי וּפְנַאי בַּהֲלָכָה וּבַמַּחְשָׁבָה ). Он использует общие термины и конкретные примеры, чтобы рассмотреть концепции досуга, развлечений и отдыха с точки зрения Галахи и Хашкафы . Хотя он считается более либеральным, чем большинство ортодоксальных раввинов, отчасти из-за некоторых снисходительных выводов, содержащихся в этой книге, эта работа, тем не менее, важна тем, что в ней непосредственно рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются современные студенты ешивы во время Бейн Хазманим (например, наблюдение за фильмы и поход на пляж).
Тем не менее, некоторым современным раввинам идея перерыва в интенсивном изучении Торы совершенно чужда. Говорят, что раввин Джозеф Б. Соловейчик , один из выдающихся ортодоксальных раввинов Америки двадцатого века, не мог понять, как студенты не изучают религиозные тексты в летние месяцы и в период каникул с той же интенсивностью, что и обычно. По его мнению, нужно изучать Тору с одинаковой интенсивностью каждый день в году, независимо от того, работает ешива или нет.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Bein hazmanim: Когда студенты ешивы наслаждаются летними каникулами» . Гаарец . Газета Haaretz Daily Newspaper Ltd., 24 июля 2013 г. Проверено 11 марта 2024 г.
- ^ Трактат Берахот 35б.
- ^ Брейер, Мордехай. Охолей Тора (Шатры Торы): ешива, ее структура и история . Иерусалим: Центр еврейской истории Залмана Шазара, 2003. Печать. Глава VI («Методы обучения и расписание ешивы»), стр. 279-280.
- ^ Охолей Тора с. 282
- ^ Махараль, Дрош Аль ХаТора (Обращение к Торе) 26а
- ^ Охолей Тора, стр. 281-282.
- ^ Охолей Тора, стр. 282-284.
- ^ Охолей Тора, стр. 283-284.
- ^ «Бейн ха-Семестерим накаляется» . Новости университета ешива . Проверено 8 апреля 2016 г.
- ^ «Йешива Бейн ха-Семестерим» . Комментатор . Проверено 17 апреля 2016 г.
- ^ «Рав Овадия призывает отменить Бейн Хазманим; читайте Авину Малкеину» . www.theyeshivaworld.com . Проверено 8 апреля 2016 г.
- ^ «Ешива Бейн Хазманим отмечает свой четвертый год! • CrownHeights.info - Новости Хабада, Новости Краун-Хайтс, Новости Любавич» . CrownHeights.info - Новости Хабада, Новости Краун-Хайтс, Новости Любавич . Проверено 8 апреля 2016 г.
- ^ «Академия Торы округа Берген - Хесед ездит на автомойку TABC перед Песахом» . www.tabc.org . Проверено 8 апреля 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]