Джон Гедди (миссионер)
Джон Гедди | |
---|---|
Рожденный | Банф , Шотландия | 10 апреля 1815 г.
Умер | 14 декабря 1872 г. Джилонг, Австралия | (57 лет)
Занятие | Пресвитерианский миссионер |
Годы активности | 1846–1872 |
Супруг | Шарлотта Макдональд |
Дети | четыре дочери дожили до взрослого возраста (включая Шарлотту Энн Гедди 1840–1906) и один сын |
Джон Гедди (10 апреля 1815 – 14 декабря 1872) был шотландско-канадским миссионером , известным как «отец пресвитерианской миссии в Южных морях ». [ 1 ] Он стал пионером миссионерской работы на островах Новые Гебриды , ныне известных как Вануату . [ 1 ] В 1866 году он стал доктором богословия. [ 2 ] 14 декабря 1872 года он умер в Джилонге, Австралия. [ 3 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джон Гедди (1815–1872) родился в Банфе, Шотландия , 10 апреля 1815 года. Его отец, часовщик, был набожным членом пресвитерианской церкви . [ 1 ] В 1816 году его семья эмигрировала и поселилась в Пикту , Новая Шотландия, Канада. После завершения образования в гимназии, а затем в Академии Пикту , он приступил к изучению богословия. Когда его здоровье ухудшилось, ему грозила перспектива оставить служение, но он поклялся посвятить себя миссионерской работе, если его здоровье восстановится. 13 марта 1838 года он был рукоположен в сан пастора общины в Кавендише, остров Принца Эдуарда , а в 1846 году был отправлен миссионером на Новые Гебриды (ныне Вануату ), где прослужил более двадцати лет. [ 1 ] Он женился на Шарлотте Макдональд (написание варьируется) в 1839 году; у них было пятеро детей, доживших до совершеннолетия – четыре дочери и сын (см. раздел «Семья»).
Миссионерская работа
[ редактировать ]Начало
[ редактировать ]Гедди изучал работу Лондонского миссионерского общества (LMS) и очень хотел стать зарубежным миссионером. Он продвигал эту идею внутри Церкви, и Пресвитерианский совет иностранных миссий в конечном итоге согласился поддержать такое предприятие. Однако некоторые старейшины посчитали, что Гедди неподходящий кандидат; их беспокоило отсутствие у него телосложения, а также отсутствие опыта. Ему удалось убедить их в своих способностях, и в конечном итоге его назначение было согласовано вместе с назначением помощника — Исаака А. Арчибальда — мирянина, который был учителем.
После долгих обсуждений, консультаций и молитв местом первой миссии было выбрано место на Новых Гебридских островах в Южном море. Два миссионера со своими женами и детьми отплыли из Галифакса 30 ноября 1846 года в Бостон, где сменили корабли. 17 октября 1847 года, пройдя более 20 000 миль, они вошли в гавань Панго-Панго ( Паго-Паго ) Самоа . Их встретили члены LMS, которые ничего не знали об их приезде, но оказали им гостеприимство. Было решено, что двое миссионеров LMS будут сопровождать Гедди и Арчибальда на Новые Гебриды и помогать им основать миссию. Находясь на Самоа в ожидании транспорта, Гедди остановился у одного из тех, кто вызвался добровольно, — Томаса Буллена, который был миссионером с семилетним опытом работы на Самоа. Он выступал в качестве наставника и давал рекомендации по обычаям коренных народов, их языку и лечению болезней, с которыми они могут столкнуться. В марте 1848 года Буллен заболел и умер в возрасте 32 лет. Другой миссионер, Томас Пауэлл был выбран на замену Буллену, и 27 мая 1848 года барк LMS Джона Уильямса прибыл на Самоа, чтобы отвезти группу на Новые Гебриды. В последнюю группу вошли Гедди, Арчибальд, Пауэлл, их семьи, самоанские слуги и еще один миссионер LMS по имени Джеймс Нисбет. Гедди и его жена оставили свою старшую дочь Шарлотту, чтобы ее можно было отправить в Англию для обучения. 29 июля 1848 года « Джон Уильямс» достиг острова Анеитеум ( Aneityum ), в группе Новых Гебридских островов. Остров был небольшим, и поэтому было решено, что Джеймс Нисбет сможет вернуться на Самоа, когда отплывет « Джон Уильямс» . Группа выгрузила свое имущество и оборудование и разместилась в жилищах самоанских учителей Питы и Симеоны, проживавших на острове с 1846 года . Джон Уильямс покинул остров 6 августа 1848 года. [ 4 ]
Существующая французско-католическая миссия на острове была распущена вскоре после прибытия Гедди и его коллег из-за болезни священников. [ 5 ]
Знакомство с жителями
[ редактировать ]Вскоре Гедди и Пауэлл были поглощены изучением анейтеумского языка, чтобы иметь возможность проводить регулярные церковные службы. Несколько лет спустя Гедди обнаружил, что их первые попытки проповедовать на языке анейтьюм не были поняты прихожанами, но они были слишком вежливы, чтобы указать на это. [ 6 ] Гедди привез печатный станок из Канады, и сначала он использовался для печати гимнов, написанных Пауэллом, а затем для литературы, используемой в школах острова.
Коренные жители островов Южного моря стали подозрительно относиться к чужакам из-за насилия безжалостных торговцев и практики « черного дрозда» . Именно здесь коренные народы либо обманом заставили покинуть острова, либо были похищены и отправлены в рабство на плантациях. Аутсайдеры также принесли на острова болезни, которые могли уничтожить население из-за отсутствия естественной устойчивости. Посторонние, например, миссионеры, плохо понимали культуру островитян, и из-за, казалось бы, безобидных инцидентов могли возникнуть опасные недоразумения. Гедди и Пауэлл узнали об этом вскоре после прибытия. Они добились некоторого прогресса в построении своей общины, но внезапно это прекратилось. Некоторые из свиней, которых привезли с собой миссионеры, были пронзены и съедены островитянами. Двое мужчин также узнали, что им грозит опасность сгореть и покинуть остров. В конце концов им сообщили, что их «преступление» было тройным: во-первых, они собирали кокосы в период, когда это было запрещено; они также вытаскивали кораллы из моря, чтобы сжечь их для получения извести, и их худшим преступлением была попытка построить часовню на священной тропе. Они извинились перед старейшинами за нанесенную обиду, их примирительный подход приветствовался, и это помогло улучшить отношения между двумя общинами. [ 7 ]
Когда Гедди впервые прибыл в Анейтеум , на острове жили два самоанских учителя, Симеона и Пита, но они не смогли обратить ни одного новообращенного. Гедди работал над обращением островитян в надежде искоренить некоторые из их практик, таких как каннибализм , детоубийство и принесение в жертву жен после смерти их мужей. [ 1 ]
Потеря Пауэлла и Арчибальда
[ редактировать ]Исаака Арчибальда отправили работать в другой район острова, а Гедди и Пауэлл остались вместе. В этот период Арчибальд «впал в грех с местной женщиной». Арчибальд согласился с Гедди написать в Совет директоров в Канаде и уйти в отставку, но не рассказывать им о своих отношениях с этой женщиной. Гедди также согласился написать Совету директоров, но, опять же, не раскрывать суть дела. В его письме указывалось, что Арчибальд останется и будет помогать в миссионерской работе, а через некоторое время переедет в Австралию. В то же время Томас Пауэлл дал понять, что хочет покинуть остров и вернуться на Самоа. Он был болен и, похоже, потерял желание продолжать работу на острове. Это оставило Гедди в изоляции, и дальше было еще хуже. Арчибальд начал работать на судостроителе, и однажды было замечено, как он уносил свое имущество из дома Гедди, не обсудив этот вопрос. Это совпало с попыткой поджога имущества; Гедди пришел к выводу, что Арчибальд убрал свои вещи, потому что знал о готовящемся нападении, но не предупредил Гедди или его семью. Гедди столкнулся с судостроителем, и ему сказали, что островитян, совершивших нападение, подстрекали к этому торговцы, которые возмущались его вмешательством в их бизнес. [ 8 ] Строитель лодок, человек по имени Уильям Андервуд, работал на владельца острова, занимающегося торговлей сандалом , капитана Джеймса Пэддона . Первоначально он оказал большую помощь миссионерам, когда они впервые прибыли, предоставив в их распоряжение лодки, а также обеспечив древесиной для их домов и часовни. Однако со временем Гедди начал проповедовать против торговцев и, в частности, их «распущенных» связей с местными женщинами. В 1851 году поджог зданий миссии привел к конфронтации между Гедди, Пэддоном и их сторонниками. Пэддон, вооруженный и в ярости, выдвинул обвинения против Гедди и его жены. Конфронтация длилась около часа и состояла в основном из словесных оскорблений, прежде чем Пэддон в конце концов удалился. Впоследствии Гедди узнал, что его поддержка вмешалась бы, если бы Пэддон поднял пистолет. [ 9 ]
Без ведома Гедди Исаак Арчибальд направил в Канадский пресвитерианский совет иностранных миссий второе письмо с отзывом своей отставки. По этой причине Совет не организовал его замену. Между Гедди и Советом директоров в Канаде возникло недопонимание, усугубленное задержкой в получении корреспонденции между двумя сторонами. Проблема была решена с прибытием преподобного Джона Инглиса (миссионера) и его жены 1 июля 1852 года. Инглис был членом Реформатской пресвитерианской церкви Шотландии и поселился в качестве миссионера на северной стороне острова. . В первый год обучения Инглис открыл восемь новых школ, в которых обучалось 550 учеников старше шести лет. [ 10 ]
Прибытие дополнительных миссионеров
[ редактировать ]Позже прибыли и другие миссионеры, первыми в 1857 году были канадец преподобный Джордж Никол Гордон и его британская жена Эллен Кэтрин Пауэлл. Они предназначались для соседнего острова Танна, но из-за волнений там отправились в Эрроманго . Четыре года спустя они были убиты на острове. брат Гордона Джеймс , но в 1872 году он тоже был убит. Миссию взял на себя [ 11 ] Следующим миссионером, прибывшим в Анейтьюм 8 июля 1858 года, был канадский преподобный Дж. У. Мэтисон и его жена Мэри, племянница преподобного Гедди. Среди других миссионеров, которые последовали за ним, были преподобный Джон Г. Пэтон , преподобный Джозеф Коупленд (оба из реформатской пресвитерианской церкви Шотландии) и преподобный Сэмюэл Фултон Джонстон из Канады. Мэтисон, Патон и Джонстон работали на острове Танна к северу от Анейтьюма, но болезни и недуги нанесли ущерб этой группе. Джонсон умер в январе 1861 года; В марте следующего года умерла Мэри Мэтисон, а в июне умер преподобный Мэтисон. [ 12 ] Патон также был очень болен, но выздоровел, однако его жена и ребенок умерли от болезни.
Смертельная эпидемия
[ редактировать ]Эта страшная потеря не была изолированной: в конце 1860 года на Анейтьюме началась эпидемия кори, унесшая жизни более тысячи коренных жителей острова – почти трети населения. Эпидемия почти наверняка была занесена торговцами и распространилась на Танну и Эрроманго , приведя к таким же разрушительным человеческим жертвам. Однако миссионеры непреднамеренно распространили эпидемию кори на небольшой остров Анива на своей лодке «Джон Нокс» , когда они возвращали инфицированного островитянина. [ 13 ] Несколько учителей Гедди и двое старейшин его церкви умерли во время эпидемии, в том числе Симеона, самоанка, которая приветствовала его в первый день его пребывания на острове и стала старейшиной. Шарлотта Гедди, которая помогала обучать детей и женщин на острове, оплакивала потерю многих, в том числе одной девочки, которую она назвала Мэри, которую она стала считать дочерью. [ 14 ] Другие эпидемии произошли в последующие годы, что привело к еще большему сокращению населения, и к 1910 году, по оценкам, на Анейтьюме выжило менее 400 островитян. [ 15 ]
Смерть вдов
[ редактировать ]Миссионеры были в ужасе, узнав о существующем на острове обычае убивать недавно овдовевших женщин в надежде, что они присоединятся к своим мужьям в загробной жизни. Вначале и Пауэлл, и Гедди пытались, но не смогли спасти женщин от этой участи. Когда Гедди в конце концов спас жизнь вдовы, она в ответ пригрозила покончить с собой. Гедди писал, что к 1854 году убийство вдов на острове было отменено. [ 16 ]
Преобразование островитян
[ редактировать ]Когда Гедди пошел на третий год обучения на Анейтьюме, он написал длинное письмо Правлению в Канаде, в котором описал прогресс. В это время он не обратил ни одного из островитян, но измерял прогресс следующим образом: «В течение многих месяцев после нашего прибытия почти каждый день выявлялся какой-нибудь новый акт кражи, и в целом мы потеряли значительную сумму имущества; но теперь замки а ключи совершенно бесполезны. Туземцы, присутствовавшие на наших субботних собраниях, раньше приходили со своими дубинками, копьями и нарисованными изображениями, но теперь мы редко видим оружие в субботний день, и привычка рисовать, как я видел, выходит из употребления; день, когда человек, носивший одежду, был развлечением для других, но теперь каждая тряпка в общине востребована в день субботний. Однако все это было ничем иным, как свидетельством изменения сердца, произведенного Духом. Бог." [ 17 ]
Гедди основал свою первую миссию на южной стороне Анейтьюма, в районе, находящемся под контролем вождя по имени Нохоат. Поначалу вождь и его последователи проявили двойственное отношение к миссионерам, и Гедди считал Нохоата «врагом нашей работы». Но со временем Нохоат подружился с Гедди и в конце концов был принят в церковь. Гедди сначала боялся покинуть безопасный район из-за угроз его жизни в других районах, но постепенно ему удалось распространить свое послание по всему острову. Учителя прошли подготовку и работали более чем в 60 религиозных школах; учеников учили читать, чтобы они могли изучать Библию, переведенную миссионерами на анейтюмский язык. Гедди организовал свои общины, используя избранных дьяконов и рукоположенных правящих старейшин; каждому из них было назначено несколько членов церкви, с которыми они проводили встречи для «разговоров, увещеваний и молитв». Неудачи и опасности все еще существовали, но к середине 1850-х годов, по оценкам Гедди, более половины населения были христианами. [ 18 ]
Одна из проблем, с которой миссионеры столкнулись на Новых Гебридах, заключалась в том, что языки, на которых говорили на каждом из островов, различались. Таким образом, хотя Гедди и его товарищи перевели разделы Библии для использования на Анейтьюме, это было бесполезно для других островов, таких как Танна, Эфате и Эроманга. Джон Инглис описал эффект этого на Гедди как «запереть его в одном рифе». [ 19 ]
Церковь доктора Гедди
[ редактировать ]Гедди руководил возведением большой каменной церкви в Анелькаухате, открытой в 1860 году. Она была построена островитянами и имела длину 101 фут и ширину 41 фут. На возведение здания ушло 18 месяцев, оно было построено из камней, добытых в местных карьерах, некоторые из которых были настолько большими, что для их перемещения потребовалось 60 человек. Здание было оштукатурено как внутри, так и снаружи, и имело веранду для защиты. [ 20 ] В здании были окна, полученные из Сиднея и оплаченные за счет продажи бревен, срубленных местными жителями. Прихожане сидели в церкви «по-восточному», хотя миссионерам и их семьям были предоставлены места. Здание было разрушено во время землетрясения 1910 года, но его останки все еще можно увидеть, и в последние годы они подвергались археологическим исследованиям. [ 21 ]
Миссионерский корабль Dayspring
[ редактировать ]Миссионеры отправились на другие острова, используя заемные средства или на корабле LMS « Джон Уильямс», когда он был доступен. В ответ на просьбу Гедди о собственном судне друзья в Канаде и Шотландии собрали средства на 12,5-тонное судно по имени Джон Нокс ; оно было построено для них в Шотландии и доставлено в 1857 году. Финансирование эксплуатации этого судна поступило от миссии в Новой Зеландии. Позже в Канаде было построено более крупное судно под названием Dayspring на средства, собранные преподобным Джоном Пэтоном. Он весил около 150 тонн, был доставлен в 1864 году и позволял преодолевать гораздо большие расстояния. На этом, а иногда и на других судах совершались более обширные путешествия через Новые Гебриды, Новую Каледонию и острова Луайоте . Таким образом Гедди расселил и поддерживал учителей на различных островах, добившись от вождей заверений, что его учителя будут защищены, и покинул этих людей только в том случае, если они полностью согласились. Несмотря на эти меры предосторожности, многие рабочие погибли из-за болезней или насилия. [ 22 ]
Новый Завет
[ редактировать ]Гедди переписал отрывки Нового Завета на язык анейтьюм . Он начал с Евангелия от Матфея, и когда Инглис прибыл на остров, они вместе работали над переводом Марка. Окончательная версия Евангелия от Марка была затем напечатана для них в Сиднее, Австралия. После этого они переработали Евангелие от Матфея и сами напечатали его на новой приобретённой печатной машине. Они продолжали работать над Новым Заветом и в конечном итоге получили одобрение и финансирование от Британского и зарубежного библейского общества на публикацию полного расшифрованного текста. Было решено, что печать будет произведена в Лондоне; Сначала Гедди и его семья должны были сопровождать рукопись, но его новорожденный ребенок был слишком мал, чтобы путешествовать, поэтому Инглис и его жена отправились в путешествие на корабле Джона Уильямса в 1859 году, путешествие продолжительностью в семь месяцев. Они также взяли с собой островитянина по имени Вильяму, [ 23 ] чтобы помочь с окончательным редактированием. Когда они прибыли в Лондон, Инглису пришлось представить работу на одобрение руководителю редактирования Библейского общества. Он внес девятьсот страниц правок, прежде чем рукопись, содержащая более четверти миллиона слов, наконец была одобрена и напечатана. Инглис вернулся на остров 3 июля 1863 года с первой партией Нового Завета, за которой в сентябре последовали оставшиеся 1000 экземпляров. [ 24 ] В своем дневнике Гедди сообщает, что островитяне заплатили 400 фунтов стерлингов за стоимость этих книг - деньги, полученные от продажи маранты . [ 25 ]
Письма домой от Уильяму, когда он был в Великобритании, были опубликованы в книге Джона Инглиса. 24 августа 1861 года Уильяму принимает письмо от миссис Шарлотты Гедди, которая сообщила ему о смерти его жены Доры и смерти многих других его людей во время эпидемии кори. [ 26 ]
Инцидент с HMS Curacoa
[ редактировать ]В 1865 году Гедди отправился в Канаду через Англию и Шотландию. Во время его отсутствия другие миссионеры Новых Гебрид проводили одно из своих собраний на острове Анитеум, когда в гавань прибыл HMS Curacoa под командованием коммодора Уильяма Уайзмана . Он отвечал на сообщения миссионера преподобного Джона Пейтона о спорах на острове Танна, которые произошли несколько лет назад. Миссионеры (включая Патона) на борту своей шхуны Dayspring сопровождали HMS Curacoa в Танну, где Уайзман сообщил вождям деревни в Порт-Резолюшн, что хочет, чтобы они отчитались за свои действия в этом споре. Однако им не удалось уложиться в срок, установленный Коммодором. После того, как очередной срок был пропущен, он сообщил, что собирается уничтожить их деревню, и в назначенное время открыл огонь, а затем отправил десант с ракетами. В ходе перестрелки один моряк был застрелен, а многие островитяне, вероятно, были убиты или ранены. Коммодор также отдал приказ уничтожить каноэ островитян. Геддис всегда был против такого рода ответных действий и назвал этот инцидент «одним из самых унизительных событий в истории современных миссий». [ 27 ] [ 28 ]
Сандал и трудовой трафик
[ редактировать ]Корень и нижняя часть ствола сандалового дерева ценятся за ароматную древесину. Эти деревья росли в большом количестве на некоторых островах Новых Гебридских островов, и как только это было обнаружено, наступил период эксплуатации. Анейтьюм истощился, но другие острова, такие как Эрроманго , располагали большими ресурсами, и в 1844 году предприниматель капитан Джеймс Паддон основал на Анейтьюме базу для сбора и хранения сандалового дерева для подготовки к отправке в Китай. Первоначально у Пэддона и Гедди были дружеские отношения, но они ухудшились, и в 1852 году Пэддон покинул остров, обвинив в своем отъезде отношение Гедди.
Торговлю взял на себя другой торговец по имени капитан Роберт Таунс , и у него были хорошие отношения с Гедди и миссионерами. Его деловые интересы включали китобойный промысел, производство кокаинового масла, а в 1863 году он начал выращивать хлопок (позже сахар) в Квинсленде, Австралия. Для этого ему понадобилась большая рабочая сила, и в 1863 году он отправил свою шхуну « Дон Жуан» в Южные моря в поисках рабочих. Его инструкции капитану и команде заключались в том, что с островитянами следует хорошо обращаться и разъяснить им условия работы. Таунс сказал своему капитану, что если он встретит миссионера, он должен будет объяснить, что рабочие будут сыты, им будет предоставлена только легкая работа, и они вернутся на остров в течение 6 месяцев. Очевидно, Таунс не сообщил Гедди заранее о своем намерении вербовать на Новых Гебридах, вероятно, зная, каким будет его ответ. По оценкам, начиная с 1863 года, 60 000 жителей островов Южного моря были в конечном итоге наняты для работы в Австралии. [ 29 ] [ 30 ]
Мемориалы
[ редактировать ]Когда Джон Инглис вернулся из Англии в 1863 году, он заметил перемену в Гедди, сказав, что тот «сломлен», состояние, вероятно, вызванное ужасными событиями эпидемии кори. Он покинул остров на три года, чтобы посетить Великобританию и Канаду, и вернулся в лучшем настроении, но «стал менее энергичным, чем раньше». В июле 1871 года он заболел гриппом, в результате чего он навсегда ослаб, а в следующем году у него случился паралич. Он умер 14 декабря 1872 года; табличка, приготовленная в Сиднее, была помещена за кафедрой церкви в деревне Анелькаухат на Анейтьюме, где он проповедовал. На нем была следующая надпись:
- «В память о Джоне Гедди, докторе медицинских наук, родившемся в Шотландии в 1815 году, семилетнем служителе на острове Принца Эдуарда, миссионер, отправленный из Новой Шотландии в Анитеум на двадцать четыре года. Когда он высадился в 1848 году, здесь не было христиан, и когда он уехал в 1872 году, язычников не было».
В 1878 году на кладбище Джилонг также был установлен мемориал по проекту архитектора Александра Дэвидсона. [ 31 ]
Семья
[ редактировать ]Жена преподобного Гедди, Шарлотта Макдональд, родившаяся в 1822 году, была дочерью Шарлотты Леоноры Харрингтон и доктора Александра Макдональда из Антигониша, Новая Шотландия . После смерти мужа она жила в Мельбурне, где жила вместе со своей дочерью Хелен и где умерла в 1916 году. [ 32 ] [ 33 ]
Дочь и сын Гедди выросли в Англии и Новой Шотландии , и лишь короткое время прожили с родителями на Новых Гебридских островах. [ 34 ] Дочь Гедди Шарлотта Энн Гедди была пресвитерианской рабочей и редактором, которая провела всего три года (1856–1859) на Новых Гебридах, прежде чем поселиться в Галифаксе, Новая Шотландия , после того, как вышла замуж за купца Уильяма Харриса Харрингтона. [ 34 ] Две другие дочери вышли замуж за миссионеров: Элизабет Кейр Гедди (1850–1945) вышла замуж за преподобного доктора Дэниела Макдональда. [ 35 ] и Лукреция Гедди (1846–1909) вышла замуж за преподобного Томаса Нейлсона. [ 36 ]
Их младшая дочь Хелен Джесси Макдональд Гедди родилась 19 сентября 1858 года в Анитеуме, Новые Гебриды и умерла незамужней 11 сентября 1945 года в Эльстернвике, Мельбурн, Виктория, Австралия. [ 37 ] Их сын Джон Уильямс Гедди родился 2 февраля 1852 года на Новых Гебридах и умер ок. 1934 год, Сейл, Виктория, Австралия. Трое детей Гедди умерли в младенчестве: Джейн Фрейзер Гедди родилась 11 июня 1842 года в Канаде и умерла там 10 марта 1846 года. Мэри София Гедди родилась 21 июля 1844 года в Канаде и умерла там 15 февраля 1846 года. Александр Гедди родился 5 мая 1861 года на острове Анейтеум, Новые Гебриды, и умер 16 января 1864 года во время морского путешествия в Австралию из Анейтеума. [ 38 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Юджин Майерс Харрисон, Джон Гедди: посланник любви Христовой в Восточной Меланезии . Чикаго, Иллинойс: Отдел книг Писания Прессы, 1949. Краткое изложение представлено на следующем веб-сайте: http://www.wholesomewords.org/missions/bgeddie.html.
- ^ Блейкли, Филлис Р.; Баркер, Дайан М. (1972). «Джон Гедди (1815-72)» . В Хейн, Дэвид (ред.). Словарь канадской биографии . Том. X (1871–1880) (онлайн-изд.). Университет Торонто Пресс .
- ^ «Семейные уведомления» . Рекламодатель Джилонга . Виктория: Национальная библиотека Австралии. 16 декабря 1872 г. с. 2 . Проверено 6 января 2016 г.
- ^ Паттерсон, Джордж (1882). Миссионерская жизнь среди каннибалов: жизнь преподобного Джона Гедди, первого миссионера на Новых Гебридах, с историей пресвитерианской миссии Новой Шотландии в этой группе . Торонто: Джеймс Кэмпбелл. стр. 2–176 . Проверено 7 января 2016 г.
- ^ Инглис, Джон (1887). На Новых Гебридах; воспоминания о миссионерской жизни и работе, особенно на острове Анейтьюм, с 1850 по 1877 год . Лондон: Т. Нельсон и сыновья. п. 41 . Проверено 13 января 2016 г.
- ^ Инглис, Джон (1887). На Новых Гебридах; воспоминания о миссионерской жизни и работе, особенно на острове Анейтьюм, с 1850 по 1877 год . Лондон: Т. Нельсон и сыновья. п. 130 . Проверено 12 января 2016 г.
- ^ Паттерсон, Джордж (1882). Миссионерская жизнь среди каннибалов: жизнь преподобного Джона Гедди, первого миссионера на Новых Гебридах, с историей пресвитерианской миссии Новой Шотландии в этой группе . Торонто: Джеймс Кэмпбелл. п. 185 . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ Паттерсон, Джордж (1882). Миссионерская жизнь среди каннибалов: жизнь преподобного Джона Гедди, первого миссионера на Новых Гебридах, с историей пресвитерианской миссии Новой Шотландии в этой группе . Торонто: Джеймс Кэмпбелл. п. 209 . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ Шинеберг, Дороти (2014). Они приехали за сандалом: исследование торговли сандалом в юго-западной части Тихого океана, 1830-1865 гг . Университет Квинсленда Пресс. стр. Глава 7. ISBN 9781921902291 .
- ^ Инглис, Джон (1887). На Новых Гебридах; воспоминания о миссионерской жизни и работе, особенно на острове Анейтьюм, с 1850 по 1877 год . Лондон: Т. Нельсон и сыновья. п. 74 . Проверено 9 января 2016 г.
- ^ «МЕМОРИАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ МУЧЕНИКОВ В ЭРОМАНГЕ, НОВЫЕ ГЕБРИДЫ» . Сидней Морнинг Геральд . Национальная библиотека Австралии. 22 сентября 1879 г. с. 3 . Проверено 12 января 2016 г.
- ^ Паттерсон, Джордж (1864). Мемуары преподобного С. Ф. Джонстона, преподобного Дж. В. Мэтисона и г-жи Мэри Джонстон Мэтисон. Миссионеры на Танне. С отрывками из их дневников и переписки, а также заметками о Новых Гебридах, их жителях и миссионерской деятельности среди них . Филадельфия: WS & A. Мартиен . Проверено 11 января 2016 г.
- ^ Кирк, Роберт В. (2012). Прошлое рая: трансформация южной части Тихого океана, 1520–1920 гг . МакФарланд. п. 211. ИСБН 9780786492985 . Проверено 11 января 2016 г.
- ^ Гедди, Шарлотта; Харрингтон, Шарлотта (1908). Письма Шарлотты Гедди и Шарлотты Гедди Харрингтон . Труро НС: Новостной паб. Компания р. 43.
- ^ Спейзер, Феликс (1999). Этнология Вануату . К. Херст и Ко. Издательство. п. 37. ИСБН 9781850655084 . Проверено 17 января 2016 г.
- ^ Паттерсон, Джордж (1882). Миссионерская жизнь среди каннибалов: жизнь преподобного Джона Гедди, первого миссионера на Новых Гебридах, с историей пресвитерианской миссии Новой Шотландии в этой группе . Торонто: Джеймс Кэмпбелл. п. 373 . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ Паттерсон, Джордж (1882). Миссионерская жизнь среди каннибалов: жизнь преподобного Джона Гедди, доктора медицинских наук, первого миссионера на Новых Гебридах: с историей пресвитерианской миссии Новой Шотландии в этой группе . Торонто: Дж. Кэмпбелл, Дж. Бейн и Харт; Гамильтон [Онтарио]: Д. Маклеллан. стр. 239–240 . Проверено 18 марта 2017 г.
- ^ Паттерсон, Джордж (1882). Миссионерская жизнь среди каннибалов: жизнь преподобного Джона Гедди, первого миссионера на Новых Гебридах, с историей пресвитерианской миссии Новой Шотландии в этой группе . Торонто: Джеймс Кэмпбелл. п. 371 . Проверено 7 января 2016 г.
- ^ Инглис, Джон (1887). На Новых Гебридах; воспоминания о миссионерской жизни и работе, особенно на острове Анейтьюм, с 1850 по 1877 год . Лондон: Т. Нельсон и сыновья. стр. 257–258 . Проверено 18 марта 2017 г.
- ^ «Фотография Каменной церкви, Анелькаухат, Анатом, ок. 1890 г.» . Библиотеки УКС . Университет Южной Калифорнии . Проверено 19 января 2016 г.
- ^ «Обзор тихоокеанских коллекций» . Национальные музеи Шотландии . Проверено 19 января 2016 г.
- ^ «ВЕСНА РАССВЕТА» . Лонсестонский экзаменатор . Тас.: Национальная библиотека Австралии. 28 марта 1867 г. с. 5 . Проверено 18 января 2016 г.
- ^ «Прекрасный калотипический портрет Уильяму, уроженца Анеитеума, Новые Гебриды, подаренный преподобным Джоном Инглисом, который привез его в эту страну» . Британский музей . Проверено 15 января 2016 г.
- ^ Гедди, Джон; Инглис, Джон (1863). Intas-Etipup mat u Иисус Христос, natimarid uja, im natimi imyiatamaig caija. Eris asuptecnaig intas crisi an tas Aneityum Nyu Hebrites . Лундун, В.М. Уоттс . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ Инглис, Джон (1887). На Новых Гебридах; воспоминания о миссионерской жизни и работе, особенно на острове Анейтьюм, с 1850 по 1877 год . Лондон: Т. Нельсон и сыновья. стр. Глава XI . Проверено 15 января 2016 г.
- ^ Инглис, Джон (1890). Иллюстрации к Библии с Новых Гебридских островов: с уведомлениями о ходе миссии . Лондон: Томас Нельсон. п. 339 . Проверено 15 января 2016 г.
- ^ «СТЫЧКА МЕЖДУ ЭКИПАЖЕМ HMS CURACOA И ТУЗЕНЦАМИ ТАННЫ» . Иллюстрированные новости Сиднея . Национальная библиотека Австралии. 16 ноября 1865 г. с. 4 . Проверено 14 января 2016 г.
- ^ Паттерсон, Джордж (1882). Миссионерская жизнь среди каннибалов: жизнь преподобного Джона Гедди, первого миссионера на Новых Гебридах, с историей пресвитерианской миссии Новой Шотландии в этой группе . Торонто: Джеймс Кэмпбелл. п. 474 . Проверено 14 января 2016 г.
- ^ «ВОЗРОЖДЕНИЕ РАБОТОРГОВЛИ В КВИНСЛЕНДЕ» . Брисбенский курьер . Национальная библиотека Австралии. 5 ноября 1867 г. с. 3 . Проверено 24 января 2016 г.
- ^ Инглис, Джон (1887). На Новых Гебридах; воспоминания о миссионерской жизни и работе, особенно на острове Анейтьюм, с 1850 по 1877 год . Лондон: Т. Нельсон и сыновья. п. 198 . Проверено 24 января 2016 г.
- ^ Дэвидсон, Александр. «Словарь шотландских архитекторов» . scottisharchitects.org.uk/ . Проверено 5 января 2016 г.
- ^ «ПРЕСВИТЕРИАНСКИЙ» . Звезда Балларата . Вик.: Национальная библиотека Австралии. 4 января 1916 г. с. 3 . Проверено 10 января 2016 г.
- ^ Гедди, Шарлотта; Харрингтон, Шарлотта (1908). Письма Шарлотты Гедди и Шарлотты Гедди Харрингтон . Труро НС: Новостной паб. Компания р. 12.
- ^ Jump up to: а б Хаскинс, Бонни (1994). «Джон Гедди» . В Куке, Рамзи; Хамельн, Жан (ред.). Словарь канадской биографии . Том. XIII (1901–1910) (онлайн-изд.). Университет Торонто Пресс .
- ^ «Преподобный Дэниел Макдональд, доктор медицинских наук» The Telegraph, Брисбен, Квинсленд . Брисбен: Национальная библиотека Австралии. 5 июня 1895 г. с. 5 . Проверено 10 января 2016 г.
- ^ «Семейные уведомления» . Аргус . Мельбурн: Национальная библиотека Австралии. 20 июля 1866 г. с. 4 . Проверено 10 января 2016 г.
- ^ «Семейные уведомления» . Аргус . Мельбурн: Национальная библиотека Австралии. 13 сентября 1945 г. с. 2 . Проверено 11 января 2016 г.
- ^ Паттерсон, Джордж (1882). Миссионерская жизнь среди каннибалов: жизнь преподобного Джона Гедди, первого миссионера на Новых Гебридах, с историей пресвитерианской миссии Новой Шотландии в этой группе . Торонто: Джеймс Кэмпбелл. стр. 54/55 и 468 . Проверено 7 января 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Юджин Майерс Харрисон, Джон Гедди: посланник любви Христовой в Восточной Меланезии . Чикаго, Иллинойс: Отдел книг Писания Прессы, 1949. Краткое изложение представлено на следующем веб-сайте: http://www.wholesomewords.org/missions/bgeddie.html.
- Джордж Паттерсон, Миссионерская жизнь среди каннибалов: жизнь преподобного Джона Гедди, доктора медицинских наук, первого миссионера на Новых Гебридах: с историей пресвитерианской миссии Новой Шотландии в этой группе . Торонто: Дж. Кэмпбелл, Дж. Бейн, Харт, 1882.
- Переводчики Библии на океанические языки
- Шотландские пресвитерианские миссионеры
- шотландские евангелисты
- Пресвитерианские миссионеры в Вануату
- 1815 рождений
- 1872 смерти
- Люди из Банфа, Абердиншир
- Канадские пресвитерианские миссионеры
- Канадские евангелисты
- Переводчики XIX века
- Британские эмигранты в Вануату
- Люди Новых Гебридских островов
- История Вануату
- Лингвисты-миссионеры