Келсо Мост
Келсо Мост | |
---|---|
![]() | |
Координаты | 55 ° 35'43 "N 2 ° 26'01" W / 55,595352 ° N 2,433480 ° W |
Кресты | Ривер Твид |
Статус наследия | Внесен в категорию А |
Характеристики | |
Материал | Камень |
Самый длинный пролет | 72 фута (22 м) |
Количество пролетов | 6 |
История | |
Дизайнер | Джон Ренни Старший |
Построено | Мюррей и Лиз |
Начало строительства | 1800 |
Окончание строительства | 1803 |
Расположение | |
![]() |
Мост Келсо или мост Ренни — мост через реку Твид в Келсо , на границе с Шотландией .
История
[ редактировать ]Старый мост
[ редактировать ]Первый мост на этом месте был открыт в 1754 году на средства общественной подписки . [ 1 ] Он имел шесть арок и заменял паром, который был опасен во время плохой погоды и ограничивал объем движения, проходившего через город. [ 1 ] Арка обрушилась в 1756 году, в результате чего погибло 6 человек. [ 1 ] Мост был отремонтирован, но шторм 25 октября 1797 года повредил фундамент центральных арок, и на следующий день ослабленная конструкция рухнула в реку. [ 2 ] [ 3 ]
Замена
[ редактировать ]Джон Ренни спроектировал новый мост, который был построен между 1800 и 1803 годами, но обдумывал проект с 1798 года. [ 2 ] [ 4 ] Это был его первый крупный автодорожный мост, и он дал строгие инструкции по его строительству, посоветовав попечителям строить глубокие фундаменты поденным трудом , а не по контракту . [ 4 ] Опоры были погружены в скалу на глубину 7 футов (2,1 м) с помощью перемычек , причем этот уровень находился примерно на 15 футов (4,6 м) ниже уровня низкой воды. [ 5 ] Перемычки поддерживались сухими с помощью насоса, приводимого в движение водяным колесом на южном берегу реки. [ 4 ]
Мост был построен в сотрудничестве между Джоном Мюрреем из Эдинбурга и Робертом Лисом из Восточного Лотиана . [ 6 ] [ 7 ] Он расположен примерно в 50 ярдах (46 м) ниже по течению от места старого моста. [ 7 ]
Замена моста обошлась в 12 876 фунтов стерлингов , часть из которых была профинансирована за счет государственного кредита. [ 5 ] Эти деньги были возвращены за счет сбора пошлин , которые должны были взиматься только до тех пор, пока не будут оплачены затраты на строительство, но в 1825 году право на сбор пошлин было предоставлено по цене 900 фунтов стерлингов в год, что сделало мост чрезвычайно прибыльным. [ 7 ] Сбор платы за проезд продолжался до 1854 года, когда произошли беспорядки, протестующие против отказа треста, управлявшего мостом, публиковать отчеты. [ 2 ] Солдаты были вызваны из Эдинбурга для восстановления порядка, но зачинщики не были пойманы, а сбор пошлины был прекращен позже в том же году. [ 2 ] [ 5 ]
Мост был переориентирован в 1921 году. [ 5 ] В 1956 году было предложено расширить мост, но Комиссия по изящным искусствам опротестовала это решение на том основании, что это нарушит архитектуру моста. [ 5 ] К 1980-м годам оба парапета наклонились наружу, и в 1981 году на стороне вверх по течению и в 1985 году на стороне вниз по течению были проведены работы, чтобы исправить это путем сноса каждого парапета и восстановления его по отвесу. [ 8 ] В 1993 году пожарная машина врезалась в парапет на пути к месту происшествия, в результате чего погиб водитель. [ 9 ]
На северо-восточном конце моста находится здание сборной, построенное для моста, которое, как и сам мост, является памятником архитектуры категории А. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Дизайн
[ редактировать ]Мост Келсо имеет пять эллиптических арок с пролетом 72 фута (22 м) и высотой 10 футов (3,0 м), а ширина между парапетами составляет 24 фута (7,3 м) . [ 2 ] Пара связанных дорических колонн возвышается над полукруглыми водоразделами на каждом из пирсов. [ 12 ] Высокий подход к южному концу означал, что для поддержания уровня палубы, как это было в стиле Ренни, пришлось построить насыпь в северном конце. [ 5 ] [ 4 ] Дизайн моста Келсо вдохновил Ренни на проект моста Ватерлоо в Лондоне. [ 2 ]
По мосту проходит дорога общего пользования A699 между севером и югом города. [ 13 ] Ниже по течению от моста Келсо находится мост Хантера , бетонный виадук, открытый в 1998 году для направления движения транспорта в сторону от центра Келсо. [ 13 ] [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с «Келсо, Старый мост» . rcahms.gov.uk . Проверено 17 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Мост Келсо» . rcahms.gov.uk . Проверено 16 марта 2015 г.
- ^ Мейсон, Джон; Мейсон, Роберт (1839). Kelso Records: традиции и воспоминания о Келсо . А. и К. Блэк. п. 110.
- ^ Jump up to: а б с д Раддок, Тед (17 мая 1979 г.). Арочные мосты и их строители 1735-1835 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 147. ИСБН 9780521218160 . GGKEY:FQ9ZF6QS0H8.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Мост Келсо» . Engineering-timelines.com. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 17 марта 2015 г.
- ^ Скемптон, AW (2002). Биографический словарь инженеров-строителей Великобритании и Ирландии: 1500-1830 гг . Томас Телфорд. п. 461. ИСБН 978-0-7277-2939-2 .
- ^ Jump up to: а б с Хейг, Джеймс (1825). Топографический и исторический отчет о городе Келсо, а также о городе и замке Роксбург . Дж. Фэйрберн. стр. 140–143 .
- ^ Арчи Кирквуд (13 июля 1994 г.). «Дорожный мост (Келсо)» . Парламентские дебаты (Хансард) . Проверено 17 марта 2015 г.
- ^ «Водитель погиб в результате падения пожарной машины с моста. Пятеро вытащили из ледяных вод Твида после 50-футового погружения» . Вестник . 15 января 1993 года . Проверено 17 марта 2015 г.
- ^ Историческая среда Шотландии . «Коттедж на Бридж-стрит в конце моста (здание категории А, внесенное в список памятников архитектуры) (LB35724)» . Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ «Келсо, Бридж-стрит, коттедж Бридж-Энд» . rcahms.gov.uk . Проверено 17 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Историческая среда Шотландии. «Мост Келсо (здание категории А) (LB35764)» . Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Мост Келсо» (Карта). Карты Гугл . Google. 17 марта 2015 г. Проверено 17 марта 2015 г.
- ^ «Келсо, Охотничий мост» . rcahms.gov.uk . Проверено 17 марта 2015 г.