Jump to content

Церковь аббатства Нотр-Дам де Музон

Координаты : 49 ° 36'19 "N 5 ° 04'33" E  /  49,6054 ° N 5,0758 ° E  / 49,6054; 5,0758

Церковь аббатства Нотр-Дам де Музон
Аббатство Нотр-Дам де Музон
Общий вид снаружи
Карта
Общая информация
Тип Аббатская церковь
Архитектурный стиль Готика
Город или город Музон
Страна Франция
Координаты 49 ° 36'19 "N 5 ° 04'33" E  /  49,6054 ° N 5,0758 ° E  / 49,6054; 5,0758
Год постройки 12 век
Новаторский 1840
Обозначения Римско-католическое богослужение

Аббатская церковь Нотр-Дам де Музон — древняя церковь монастыря Музон в Арденнах , Франция.

Эволюция этой аббатской церкви в средние века связана с хранившимися здесь реликвиями, в частности, мощами святых Виктора и святого Арнула. Эти реликвии стали источниками материального дохода, поскольку были объектами показного поклонения. Приток паломников привел к строительству этого здания в 11 и 13 веках, вдохновленного стилем ранней готики , но уже предвещающего второе поколение благодаря определенным техническим решениям. Относительно небольшой размер этого места по сравнению с каменными сосудами великих соборов означает, что посетители могут легко осмотреть всю оболочку церкви, а различия в интенсивности света придают рельефность архитектурным элементам и религиозной обстановке. Присутствие отшельника всего в нескольких метрах от хора игумена также свидетельствует о разнообразии религиозной жизни на Западе того времени.

В начале 18 века Кристоф Мушерель установил орган и главный алтарь в стиле барокко . Во время Французской революции здание сохранилось за коммуной, несмотря на распад монашеской общины, и стало приходской церковью.

Однако церковь пострадала от недовольства и отсутствия ухода, что сделало ее уязвимой. Однако он был классифицирован как исторический памятник, как только был опубликован первый список охраняемых таким образом памятников - список 1840 года. Между 1855 и 1890 годами здесь прошла масштабная реставрационная кампания. Работу по заказу Проспера Мериме возглавил архитектор Эмиль Босвиллвальд . Здание удалось спасти. Однако радикально изменился западный фасад.

Еще в VI веке в городе Музон было несколько церквей, принадлежащих Реймсской епархии: Сен-Мартен в пределах городских стен и Сен-Пьер и Сент-Женевьев экстра-мурос. [ 1 ]

Фотография интерьера нефа, вид со стороны церковного хора.
церкви аббатства Неф .

В 9 веке на территории первого монашеского заведения была основана церковь Нотр-Дам, объединившая монахинь -бенедиктинцев . [ 1 ] В последние годы епископства Хинкмара неподалеку были обнаружены мощи святого Виктора. Однако тот же период был обеспокоен конфликтами и вторжениями, особенно в 882 году со стороны викингов , которые поднялись вверх по Маасу, разрушив город, опустошив церковные здания и спровоцировав отъезд монахинь. [ 1 ]

Новый архиепископ Эриве восстановил стены и религиозные здания Музона между 900 и 920 годами. Он основал там коллегию каноников и доверил им мощи святого Виктора. [ 2 ] [ 3 ] В 971 году Адальберон, архиепископ Реймса, недовольный этой общиной каноников, живущих в особом беспорядке, восстановил монастырь с помощью монахов-бенедиктинцев, пришедших из Тин-ле-Мутье , которые также заменили церковь Нотр-Дам, глава канонов . Эта реформа была проведена быстро. [ 4 ] Этой новой общине были переданы мощи святого Арнула, паломника, убитого в 8 веке, в дополнение к мощам святого Виктора. Эти святые были мирянами, которые могли откликнуться на знаменитое стремление к святости. [ 5 ]

С наплывом паломников, пришедших поклониться мощам, игуменский храм стал слишком мал. В то же время наблюдалась общая тенденция к увеличению церковных хоров , чтобы обеспечить более просторное помещение для литургии, требующей большей пышности. Это движение затронуло аббатские церкви, такие как Сен-Реми в Реймсе, Везле и Сен-Жермен-де-Пре . Проект строительства нового хора и всей восточной части церкви был начат в начале 1190-х годов с учетом новаторских архитектурных подходов, реализованных еще в 1130 году Сугером для аббатской церковной церкви Сен-Дени . [ 6 ] Помимо этого проекта, еще одна амбиция привела к расширению территории духовенства в существующей церкви: в те же годы архиепископ Реймсский Гийом о Бланш Мэн планировал разделить Реймсскую епархию , создав епископство в Музоне. [ 7 ] Музон был вторым по величине городом епархии, опережая Мезьер , Ретель , Аттиньи , Рюминьи , Эперне и др. [ 2 ] и превращение аббатской церкви в собор было бы весьма подходящим решением. [ 7 ]

Чтобы расширить существующую церковь, хор был снесен и перестроен по парижским или ланнским моделям, в стиле, который позже будет называться примитивной готикой . [ 8 ] Проект новой епархии, хотя и одобренный Папой Селестиной III, а затем его преемником Иннокентием III , был окончательно оставлен архиепископом Ремуа несколько лет спустя, в конце 1190-х годов, хотя это первый этап преобразования Музонского аббатства. церковь-церковь принесла свои плоды. [ 7 ]

План здания 1855 г. до реставрации, выполненный Э. Бесвиллвальдом.

Трудно сказать, планировалось ли изначально расширить работы и перестроить трансепт и неф в соответствии с чеветом и хором. Однако в 1212 году вспыхнул пожар, пощадивший большую часть новой части, но заставивший восстановить старые части. Этот второй этап строительства нынешней аббатской церкви продолжался до середины 13 века, оставаясь в том же стиле и пропорциях, что и хор . [ 6 ] [ 9 ] С другой стороны, верхняя часть двух башен датируется 16 веком, но сохраняет тот же стиль. [ 9 ] Однако в 1515 году яркие окна. к освещению хора были добавлены [ 10 ] в дополнение к яркой галловой крыше, установленной над тимпаном западного портала в предыдущем веке. [ 11 ]

Пристройки 17 и 18 веков были больше ориентированы на внутреннюю отделку и религиозную мебель. В 1725 году был установлен орган, построенный Кристофом Мушерелем и первоначально помещенный в северный трансепт. Наконец, в апреле 1728 года Главный алтарь . был освящен [ 12 ]

В 1789 году Французская революция декретом от 2 ноября предоставила собственность аббатства народу. Что касается недвижимости, то фермы и мельницы были проданы с аукциона как национальная собственность. Тем не менее, муниципалитет Музона сэкономил самое необходимое, оставив монастырь для пожилых и больных и изменив использование аббатской церкви. Этот муниципалитет действительно подал просьбу директору департамента с просьбой превратить аббатскую церковь в приходскую церковь , принося таким образом старую приходскую церковь в жертву разрушителям. [ 13 ] Когда в августе 1790 года была принята гражданская конституция духовенства и была создана недолговечная Арденнская епархия, отличная от Реймсской епархии, тот же муниципалитет в течение нескольких недель надеялся, что Музон станет резиденцией этого духовенства. новую епархию и что бывшая абатская церковь станет епархиальной церковью, но государство выбрало Седан. [ 13 ] В 1793 году во время Террёра богослужения были прерваны, здание было преобразовано в Храм Разума , а некоторые скульптуры подверглись вандализму. Разрешение конституционного культа было восстановлено в 1795 году, а религиозная ситуация была окончательно стабилизирована Конкордатом 1801 года . В 1807 году в церковь ударила молния. [ 14 ] Не нуждающееся в уходе и с трещинами в конструкции здание подверглось масштабной реставрации с 1855 по 1890 год. [ 15 ] Он был классифицирован как исторический памятник из списка 1840 года . [ 16 ]

В 1932 году Комиссия по историческим памятникам отклонила проекты витражей. Оглядываясь назад, можно сказать, что такая инициатива оказалась бы тщетной, поскольку в 1940 году снаряды упали на абатиальную церковь, разбив существующие окна и витражи. Один снаряд повредил окно-розетку, освещающую южную часть трансепта, а другой пробил свод, требуя некоторого ремонта. Витражи были заменены белым стеклом или строгими витражами с простыми геометрическими узорами. [ 17 ]

Общая архитектура

[ редактировать ]
Высота нефа.

Неф стиля , окруженный двумя коллатералями, открывается взору посетителя, как только он входит, с его трехэтажным фасадом, характерным для примитивной готики . [ 18 ] Нижний уровень представляет собой большие остроконечные арки, поддерживаемые круглыми колоннами с круглой резьбой. Второй этаж состоит из трибун, унаследованных от романского стиля , которые открываются двойными арками под рельефной аркой с ярусами . Второй этаж представляет собой трифорий , проход, огибающий здание, характерный для готической архитектуры, увенчанный третьим этажом с большими окнами. Снаружи аркбутаны - новейшая технология на момент строительства - придают зданию солидность. [ 12 ] [ 19 ] Пять расходящихся часовен окружают хор и выходят на пятисторонний амбулаторий, придавая этой части церкви особый размер. [ 10 ]

Несмотря на промежуток времени между началом строительства чевета и хора и окончанием восстановления трансепта и нефа, стиль аббатиальной церкви относительно однороден. Здание сводчатое на ребристых перекрытиях с шестираздельными сводами в середине и четырехчастными сводами на хорах. [ 12 ] [ 19 ]

Например, не ни одного склепа обнаружено более ранней церкви. Подвижность и влажность почвы могли помешать его строительству. [ 20 ]

Две квадратные башни окружают портал. портала Тимпан , датируемый 13 веком, состоит из трех уровней скульптурного декора, разделенных волнистыми полосами, напоминающими в средневековой символике небо. На втором этаже слева изображено Успение матери Христа, а справа - мученичество Виктора де Музона и Арнуля де Музона. [ 21 ] Средний этаж посвящен трем сценам иконографической традиции из жизни Богородицы. Слева изображено Посещение Девы Марии , или визит, который Мария , беременная Христом , совершила бы к своей кузине Елизавете, беременной Иоанном Крестителем . В середине — коронование Богородицы — эпизод, неизвестный в Евангелиях от Матфея , Марка , Луки или Иоанна , но популярный в XII и XIII веках. Эту сцену, сравнительно новую в религиозной иконографии, можно встретить и в скульптурном убранстве тимпанов соборов Шартра, Санлиса, Парижа и Лана. А справа - Благовещение , или объявление Марии о ее божественном материнстве Архангелом Гавриилом . Третий этаж, или верхний этаж, состоит из коленопреклоненных ангелов. Это область барабанной перепонки, где резьба пострадала больше всего, что приводит к большей неопределенности в интерпретации. Кажется, что ангел подталкивает фигуру к божественному существу, возможно, Богу-Отцу или Христу, которому другой ангел протягивает корону. Таким образом, фигурой, представленной Богу для прославления, снова мог быть Виктор, мученик и покровитель Музона. [ 12 ] [ 21 ]

Тимпан.

Все это является частью сбалансированной композиции , что способствует ее разборчивости. Сцены следуют одна за другой, не мешая друг другу. Пропорции естественные, за исключением лошади. Моделирование и рельеф хорошо прорисованы. В сцене Благовещения допускаются некоторые вольности в отношении очень закодированной религиозной иконографии, например, размещение ангела слева и Матери Иисуса справа. Фигуры уже не обладают жесткостью и иератизмом первых готических произведений, даже если художник не причисляется к лучшим скульпторам своего времени, если, например, все еще сохраняются некоторые неуклюжие движения конечностей и если общее вдохновение требует большего энергия. Центральная сцена коронования Христом Девы Марии – одна из самых простых и удачных. [ 22 ]

При строительстве тимпан был защищен несколькими рядами косточек. Остался только один ряд, где переустановлены двенадцать фигур ангелов. В надкамине установлена ​​статуя «Богоматерь с младенцем». Статуи, стоявшие у правых ног, исчезли. [ 23 ]

Некоторые размеры

[ редактировать ]

Общая длина 65 м. Неф имеет ширину 9 м в центральном нефе, ширину 4,20 м в южном нефе и ширину 4 м в северном нефе. Высота нефа 21 метр. Трансепт относительно небольшой, его ширина с востока на запад составляет 9,80 м. Его длина составляет 26,05 м. Хор и апсида имеют глубину 14,50 м, а расходящиеся часовни - 4 м, за исключением часовни в оси, глубина которой составляет 5 м. Ширина амбулатории 3,60 м. Фасадные башни поднимаются на высоту 56,50 м, включая шпиль. [ 24 ]

Размеры этой аббатской церкви близки к размерам Санлисского собора и значительно меньше других соборов, построенных в то же время в северной части королевства, таких как Лаон , Реймс и Нуайон . [ 24 ]

Место церкви в архитектуре своего времени

[ редактировать ]

Выбор конструкции абатиальной церкви по существу соответствует первым готическим зданиям, особенно четырехэтажному нефу (как в Нуайоне и Лаоне), наличию трибун, трехдольным аркам трифория (как в Нуайоне) и моноцилиндрические колонны нижнего этажа (как в Лаоне и соборе Парижской Богоматери ). [ 25 ]

В этой башне тем не менее появляются новые элементы, знаменующие второе поколение готических зданий. К ним, в частности, относятся запланированные с самого начала аркбутаны , поддерживающие своды вокруг хора и вдоль нефа. Форма этих первых контрфорсов еще довольно тяжелая, их головки упираются на еще не очень высоком уровне и поддерживаются утолщениями или контрфорсами, утолщающимися сверху вниз. Тем не менее, это одни из самых ранних примеров контрфорсов, встроенных в здание с самого начала. В случае с Музоном они дополняют, а не заменяют традиционную опорную стену, установленную на выступах двойной трибуны. [ 26 ]

В готических зданиях, построенных после 13 века, контрфорсы становились все более изысканными и тонкими, а также использовались для отвода воды. Реализация этого все более эффективного противовеса сводам привела к вытягиванию форм внутри церквей вверх, а исчезновение трибун и четырехъярусных возвышений, обнаруженных в Музоне, еще больше усилили впечатление рывка вверх. Моноцилиндрические колонны также превратились в фасцикулярные колонны в более поздних зданиях 13 века. Кроме того, в Музоне аркбутаны южной стороны нефа были перепроектированы в 15 веке, и теперь вершин . на северной стороне не было [ 26 ]

Влияние реставрации XIX века

[ редактировать ]
Разница в оттенке камней после реставрации.

По просьбе Проспера Мериме представил проект реставрации , инспектора исторических памятников, 10 января 1855 года архитектор Эмиль Бесвиллвальд здания, сильно ослабленного с годами. [ 11 ] Для завершения реставрации потребовалось четыре этапа работ, с 1867 по 1890 год, общая стоимость которых составила почти 600 000 золотых франков. [ 11 ] Камень, добытый в Бульсоне , более желтый, чем оригинал, добытый в карьерах Йонк . Эта разница в цвете позволяет отличить части, перестроенные в XIX веке с использованием оригинального и нового камня. [ 11 ]

Был перестроен западный фасад, находившийся до реставрации в плачевном состоянии. В частности, значительный яркий световой люк над тимпаном в 15 веке был заменен четырьмя окнами, увенчанными розеткой , вдохновленной северным и южным фронтонами трансепта. [ 11 ] Таким образом, Бевиллвальд заменяет ослабленную портальную структуру более простой и прочной конструкцией. Но он, вероятно, также уступил доктрине стилистического единства, дорогой школе Эжена Виолле-ле-Дюка, отказавшись от этого яркого дополнения: [ 27 ] искусственно подчеркивая однородность аббатиальной церкви.

«Восстановление башни — это не ее поддержание, ремонт или переделка; это восстановление ее до полного состояния, которого, возможно, никогда не существовало в данный момент».

Виолле-ле-Дюк.

[ 28 ]

Перестроена также верхняя часть стены на северной стороне здания (перед монастырем) — семь высоких пролетов с окнами и соответствующими контрфорсами. То же самое касается и южной стороны. Верх хора был заменен таким же образом, как и контрфорсы шевета. Внутри из северного бокового прохода была удалена часовня 15-го века, также выполненная в ярком стиле. Это была единственная часовня, пристроенная к первоначальной постройке в средние века. Колонны были частично перестроены. Три витража в хоре были демонтированы, чтобы сохранить их во время работ, но, когда их вернули на место, не были обнаружены. [ 11 ] В задней части церкви, ближе к западному порталу, добавлена ​​галерея для поддержки большого органа. [ 11 ] [ 29 ]

Реклюсуар

[ редактировать ]
Отшельник.
Фотография темной части церкви: виден проход в толще стены и щель.

Одной из уникальных особенностей абатиальной церкви Музона является наличие затвора в часовне слева от абатиального хора и главного алтаря. Эта необычная особенность подчеркивает один аспект религиозной жизни в средние века. Он представляет собой слегка сводчатую келью размером 2,1 х 1,1 м и высотой 2,1 м с дверью, которую можно заложить кирпичом, и небольшим отверстием высотой 60 см и шириной несколько сантиметров, позволяющим увидеть близлежащий алтарь и главный алтарь. Эта келья, расположенная в северном амбулатории, предназначалась для использования добровольным затворником, человеком, желающим жить в уединении, тет -а-тет с Богом, находясь при этом в самом сердце города. [ 30 ]

На этом месте засвидетельствованы по крайней мере два отшельника, в том числе Матильда, дама де Вильмонтри, в 1197 году. Она хотела подражать «своему сыну, который принял монашеский образ жизни в абатской церкви Музона и решил жить отшельником». Такой выбор образа жизни не был свойственен музону того времени и, наряду с отшельниками , был привычной фигурой в европейском обществе, хотя и имел меньшее влияние и гораздо более сдержанный след в письменном слове, чем великие монашеские общины. . [ 30 ]

Религиозная обстановка

[ редактировать ]

Резная деревянная кафедра для проповедей в нефе — работа 17 века местного мастера Андре Лефевра. Он произошел из бывшей приходской церкви Сен-Мартен и был установлен в этом здании в марте 1792 года. Шестиугольная чаша кафедры украшена изящно резными ринсо , а четыре стороны, обращенные к нефу, изображают четырех стоящих евангелистов, одетых в обильно плиссированные плащи с их традиционными символическими атрибутами. Абат -вуа украшен небольшими арочными перемычками, горшками с огнем, связанными гирляндами, и постаментом, увенчанным ангелом с трубой. [ 31 ]

На площади трансепта они частично выходили в неф, 26 киосков невысоких и устроено множество высоких дубовых киосков, датируемых второй половиной 17 - первой половиной 18 века. Они простые, в сдержанном стиле, с резными сиденьями милосердия, украшенными листьями аканта. [ 31 ]

Фотография хора
Главный алтарь и распятие на заднем плане

В хоре церкви имеется замечательный монументальный главный алтарь в стиле барокко , освященный в 1728 году. Основание алтаря украшено четырьмя овальными медальонами с четырьмя головами, вылепленными барельефом в лепнине. Изображены Иисус Христос , Дева Мария , святой Бенедикт и святая Схоластика . По три мраморные колонны с каждой стороны этого основания стоят треугольником на высоких стилобатах . Колонны увенчаны антаблементами с декором в виде ангелов, обрамляющих прямоугольный балдахин, с которого со всех четырех концов ниспадают драпировки. В верхней части этой декоративной композиции завитые консоли украшены гирляндами и крестоцветным земным шаром. В целом он очень похож на главный алтарь собора Сент-Этьен-де-Шалон, датируемый 1686 годом, а значит, и более ранний. [ 10 ] [ 32 ]

Распятие . (первоначально Голгофа) выделяется в свете пролета оси трибуны, появляясь над алтарем, словно паря в драпировках балдахина На этом месте в галерее, на верхнем этаже, находится часовня, освещенная пятью окнами и посвященная святому Фоме Кентерберийскому , объекту народного и церковного почитания во время постройки церкви. Распятие, вероятно, датируется тем же периодом, что и алтарь. [ 33 ]

В излучающих часовнях вокруг хора есть различные предметы мебели, алтари, ретаблы , умывальники, картины и статуи. Среди них выделяется деревянная статуя Мадлен , к сожалению, изуродованная, элегантно одетая в платье с глубоким вырезом и плащ. Автор ее неизвестен, но стиль XVIII века. [ 34 ] Также в амбулатории находится картина Теодора ван Тульдена « Явление Иисуса Мадлен» . [ 35 ] Несколько надгробий священнослужителей и священнослужителей установлены на церковном тротуаре или у придела стены нефа. [ 36 ] Любопытно, что здесь нет могил аббатов монастыря Музон, за исключением похвального аббата Клода де Жуайеза, умершего в 1710 году, и Жана Жильмера. [ 37 ]

Производителю органов Кристофу Мушерелю было поручено закончить орган Stenay , корпус которого был построен Жаном Буазаром из Седана , перед его случайной смертью. Когда инструмент был наконец доставлен 13 марта 1719 года, он встретил Дома Аманда Винсента, отца-органиста аббатства Музон, который был одним из экспертов. Последний, учитывая работу, проделанную в Стене, рекомендовал ему построить аналогичный инструмент в абатской церкви. Строительство началось в 1723 году и завершилось в 1725 году. [ 38 ] [ 39 ] Декор выполнен скульптором Жаком Лемэром, в том числе Богоматерью с Младенцем, венчающей центральную башенку большого буфета, которому помогал столяр из Стене Анри Байяр. [ 40 ]

В 1790 году в описи имущества аббатства упоминается «органный набор». Инструмент пережил удар молнии 1807 года, пробившей крышу, а также различные «ремонты» на протяжении XIX века. [ 38 ]

Фотография органа под низким углом.
Орган на галерее в конце нефа.

Во время реставрации абатской церкви под руководством Бевиллвальда орган был разобран и помещен на новенькую каменную трибуну в конце нефа. Никто не знает, что случилось с оригинальным деревянным органом, построенным Кристофом Мушерелем и плотником Анри Байяром в северном трансепте, который вместе с органом образовал столярный ансамбль высотой 14 метров. [ 38 ]

В 1879 году органостроитель Дежарден завершил почти полный ремонт органа, заменив ветрогенераторы и нагнетатель, но частично повторно использовав старые трубопроводы. К сожалению, началась война, и в 1917 году немцы разграбили все металлические трубы, снабжавшие свои оружейные заводы. Лишь в 1923–1924 годах Поль Рено, производитель органов из Сигни-ле-Пти, заменил недостающие трубки компенсацией за «военный ущерб». Жан Гомре завершил эту работу в 1972 и 1973 годах. А реставрация органа была завершена в 1991 году Бартелеми Форментелли, органостроителем из Вероны и знатоком творчества Мушереля. [ 38 ]

Состав органа следующий: [ 41 ]

Позитив (11 комплектов)
Диапазоны 4'
Бурдон 8'
Дублет
Поставлять III
тарелка II
Насард
Четвертый
Семнадцатый
Лариго
Труба
Кроморн
Большой орган (17 комплектов)
Камертон 8'
Открытый камертон
Дублет
Поставлять IV
тарелка IV
Бурдон 16'
Бурдон 8'
Флейта 4'
Большой Семнадцатый
Назард
Четвертый 8'
Семнадцатый
Гран-Корне V
1-я труба
2-я труба
Кларион
Vox Humana
История (3 комплекта)
Корнет V
Труба
Гобой
Эхо (7 месяцев)
Бурдон 8'
Открытый камертон
Назард
Дублет
Семнадцатый
тарелка III
Мюзетт
Шатуны (6 комплектов)
Флейта 16'
Флейта 8'
Флейта 4'
Бомбардировка
Труба
Кларион
Другой
Соединитель для ящика POS/GO
Тирассе ГО
Две сменные педали.
Французский и немецкий стиль
Тихо дрожит на ветру
Сильная дрожь от потерянного ветра
Россиньоль
Гелар или Голова мавра .
Анжелот: дирижер оркестра

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Souchal (1967 , pp. 16–17)
  2. ^ Jump up to: а б Демуи (2005 , стр. 192)
  3. ^ Коллин (1972 , стр. 107)
  4. ^ Парисс (1972 , стр. 17–22)
  5. ^ Демуи (2005 , стр. 193)
  6. ^ Jump up to: а б Souchal (1972 , p. 90)
  7. ^ Jump up to: а б с Демуи (2005 , стр. 436)
  8. ^ Демуи (2005 , стр. 309)
  9. ^ Jump up to: а б Коллин (1969 , стр. 94)
  10. ^ Jump up to: а б с Коллин (1969 , стр. 101)
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г «ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦЕРКВИ БЕСВИЛВАЛЬДА В 19 ВЕКЕ» . Друзья музонского наследия (на французском языке).
  12. ^ Jump up to: а б с д Коллин (1969 , стр. 101–102)
  13. ^ Jump up to: а б Лефлон (1972 , стр. 70–72)
  14. ^ Souchal (1967 , pp. 30–32)
  15. ^ «ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦЕРКВИ БЕСВИЛЬВАЛЬДА В 19 ВЕКЕ» . Друзья музонского наследия (на французском языке). стр. 1–2.
  16. ^ "Церковь" . Министерство культуры Франции .
  17. ^ Souchal (1967 , p. 38)
  18. ^ Souchal (1967 , p. 105)
  19. ^ Jump up to: а б Souchal (1972 , pp. 89–90)
  20. ^ Souchal (1967 , pp. 119–154)
  21. ^ Jump up to: а б Souchal (1967 , pp. 67–80)
  22. ^ Souchal (1967 , pp. 81–85)
  23. ^ Souchal (1967 , p. 81)
  24. ^ Jump up to: а б Souchal (1967 , pp. 91–94)
  25. ^ Souchal (1967 , p. 132)
  26. ^ Jump up to: а б Souchal (1967 , pp. 115–119)
  27. ^ Крозе (1969 , стр. 438)
  28. ^ Виолле-ле-Дюк (1866 г.). «Аргументированный словарь французской архитектуры XI-XVI веков» (на французском языке).
  29. ^ Souchal (1967 , pp. 36–39)
  30. ^ Jump up to: а б «Сайт Музонской коммуны» (PDF) .
  31. ^ Jump up to: а б Souchal (1967 , pp. 148–149)
  32. ^ Souchal (1967 , pp. 144–147)
  33. ^ Souchal (1967 , pp. 22, 147)
  34. ^ Souchal (1967 , p. 141)
  35. ^ Souchal (1967 , p. 153)
  36. ^ Коллин (1969 , стр. 102)
  37. ^ Souchal (1967 , pp. 153–154)
  38. ^ Jump up to: а б с д «Исторические органы Музона» . Les Orgues de Mouzon (на французском языке).
  39. ^ Гелу и Броссар (1972)
  40. ^ Souchal (1967 , pp. 149–153)
  41. ^ «Расположение органа в Музоне (Франция)» (на голландском языке).

Библиография

[ редактировать ]
  • Демуи, Патрик (2005). Генезис собора: архиепископы Реймса и их церковь в XI и XII веках (на французском языке). Лангр: Éditions Dominique Geniot. ISBN  2-87825-313-2 .
  • Мотт, Пол (1996). Церковь аббатства Музон: мечта камня (на французском языке). Высадка в Арденнах.
  • Лаллеман, Жан (1994). Церковь аббатства Музон . Друзья старого музона (на французском языке).
  • Парисс, Мишель (1972). «Основание Музонского аббатства в 971 году». Тысячелетие Музонского аббатства . Исторический обзор Арденн (на французском языке).
  • Лефлон, Жан (1972). «Музонское аббатство и революция». Тысячелетие Музонского аббатства . Исторический обзор Арденн (на французском языке).
  • Сушаль, Франсуа (1972). «Заметки о строительстве церкви аббатства Нотр-Дам де Музон». Тысячелетие Музонского аббатства . Исторический обзор Арденн (на французском языке).
  • Коллин, Хьюберт (1972). «Укрепления Музона от истоков до 17 века». Тысячелетие Музонского аббатства . Исторический обзор Арденн (на французском языке).
  • Гелю, Жан-Филипп; Броссар, Пьер (1972). Органы музона . Друзья старого музона (на французском языке).
  • Крозе, Рене (1969). Франсуа Сушаль. - Церковь аббатства Музон (на французском языке). Полет. 12. Записные книжки средневековой цивилизации.
  • Коллин, Хьюберт (1969). Древние церкви Арденн . Издание ведомственного туристического бюро Арденн (на французском языке).
  • Сушаль, Франсуа (1967). Церковь аббатства Музон (на французском языке). Издания Общества арденнских исследований.
  • Донау, Виктор (1920). Церковь аббатства Музон (Арденны) (на французском языке). Полет. 79. Монументальный бюллетень, подготовленный Эженом Лефевром-Понталисом под эгидой Французского археологического общества.
  • Локер, Дж. (1907). Монография церкви Нотр-Дам де Музон . Исторический обзор Арденн (на французском языке). Полет. 14.
  • Жадар, Анри (1906). Религиозные постройки департамента Арденны – Статистический и библиографический очерк (на французском языке). Издатель-книготорговец Л. Мишо.
  • Фрезе, аббат (1903). Введение реформы Сен-Ванна в аббатстве Музон . Исторический обзор Арденн (на французском языке). Полет. 10.
  • Гоффарт, Николя. Краткое изложение истории города Музона (на французском языке). Арси-сюр-Об.
  • Бесвиллвальд, Эмиль (1876). «Отчет о церкви Музон». Эдмон дю Соммерар, Исторические памятники Франции на Венской выставке . Национальная типография.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 51da1a9d2ba3f2ad139bd39849446b03__1725698220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/03/51da1a9d2ba3f2ad139bd39849446b03.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Abbatial church of Notre-Dame de Mouzon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)