Церковь аббатства Нотр-Дам де Музон
Церковь аббатства Нотр-Дам де Музон | |
---|---|
Аббатство Нотр-Дам де Музон | |
Общий вид снаружи | |
![]() | |
Общая информация | |
Тип | Аббатская церковь |
Архитектурный стиль | Готика |
Город или город | Музон |
Страна | Франция |
Координаты | 49 ° 36'19 "N 5 ° 04'33" E / 49,6054 ° N 5,0758 ° E |
Год постройки | 12 век |
Новаторский | 1840 |
Обозначения | Римско-католическое богослужение |
Аббатская церковь Нотр-Дам де Музон — древняя церковь монастыря Музон в Арденнах , Франция.
Эволюция этой аббатской церкви в средние века связана с хранившимися здесь реликвиями, в частности, мощами святых Виктора и святого Арнула. Эти реликвии стали источниками материального дохода, поскольку были объектами показного поклонения. Приток паломников привел к строительству этого здания в 11 и 13 веках, вдохновленного стилем ранней готики , но уже предвещающего второе поколение благодаря определенным техническим решениям. Относительно небольшой размер этого места по сравнению с каменными сосудами великих соборов означает, что посетители могут легко осмотреть всю оболочку церкви, а различия в интенсивности света придают рельефность архитектурным элементам и религиозной обстановке. Присутствие отшельника всего в нескольких метрах от хора игумена также свидетельствует о разнообразии религиозной жизни на Западе того времени.
В начале 18 века Кристоф Мушерель установил орган и главный алтарь в стиле барокко . Во время Французской революции здание сохранилось за коммуной, несмотря на распад монашеской общины, и стало приходской церковью.
Однако церковь пострадала от недовольства и отсутствия ухода, что сделало ее уязвимой. Однако он был классифицирован как исторический памятник, как только был опубликован первый список охраняемых таким образом памятников - список 1840 года. Между 1855 и 1890 годами здесь прошла масштабная реставрационная кампания. Работу по заказу Проспера Мериме возглавил архитектор Эмиль Босвиллвальд . Здание удалось спасти. Однако радикально изменился западный фасад.
История
[ редактировать ]Еще в VI веке в городе Музон было несколько церквей, принадлежащих Реймсской епархии: Сен-Мартен в пределах городских стен и Сен-Пьер и Сент-Женевьев экстра-мурос. [ 1 ]

В 9 веке на территории первого монашеского заведения была основана церковь Нотр-Дам, объединившая монахинь -бенедиктинцев . [ 1 ] В последние годы епископства Хинкмара неподалеку были обнаружены мощи святого Виктора. Однако тот же период был обеспокоен конфликтами и вторжениями, особенно в 882 году со стороны викингов , которые поднялись вверх по Маасу, разрушив город, опустошив церковные здания и спровоцировав отъезд монахинь. [ 1 ]
Новый архиепископ Эриве восстановил стены и религиозные здания Музона между 900 и 920 годами. Он основал там коллегию каноников и доверил им мощи святого Виктора. [ 2 ] [ 3 ] В 971 году Адальберон, архиепископ Реймса, недовольный этой общиной каноников, живущих в особом беспорядке, восстановил монастырь с помощью монахов-бенедиктинцев, пришедших из Тин-ле-Мутье , которые также заменили церковь Нотр-Дам, глава канонов . Эта реформа была проведена быстро. [ 4 ] Этой новой общине были переданы мощи святого Арнула, паломника, убитого в 8 веке, в дополнение к мощам святого Виктора. Эти святые были мирянами, которые могли откликнуться на знаменитое стремление к святости. [ 5 ]
С наплывом паломников, пришедших поклониться мощам, игуменский храм стал слишком мал. В то же время наблюдалась общая тенденция к увеличению церковных хоров , чтобы обеспечить более просторное помещение для литургии, требующей большей пышности. Это движение затронуло аббатские церкви, такие как Сен-Реми в Реймсе, Везле и Сен-Жермен-де-Пре . Проект строительства нового хора и всей восточной части церкви был начат в начале 1190-х годов с учетом новаторских архитектурных подходов, реализованных еще в 1130 году Сугером для аббатской церковной церкви Сен-Дени . [ 6 ] Помимо этого проекта, еще одна амбиция привела к расширению территории духовенства в существующей церкви: в те же годы архиепископ Реймсский Гийом о Бланш Мэн планировал разделить Реймсскую епархию , создав епископство в Музоне. [ 7 ] Музон был вторым по величине городом епархии, опережая Мезьер , Ретель , Аттиньи , Рюминьи , Эперне и др. [ 2 ] и превращение аббатской церкви в собор было бы весьма подходящим решением. [ 7 ]
Чтобы расширить существующую церковь, хор был снесен и перестроен по парижским или ланнским моделям, в стиле, который позже будет называться примитивной готикой . [ 8 ] Проект новой епархии, хотя и одобренный Папой Селестиной III, а затем его преемником Иннокентием III , был окончательно оставлен архиепископом Ремуа несколько лет спустя, в конце 1190-х годов, хотя это первый этап преобразования Музонского аббатства. церковь-церковь принесла свои плоды. [ 7 ]

Трудно сказать, планировалось ли изначально расширить работы и перестроить трансепт и неф в соответствии с чеветом и хором. Однако в 1212 году вспыхнул пожар, пощадивший большую часть новой части, но заставивший восстановить старые части. Этот второй этап строительства нынешней аббатской церкви продолжался до середины 13 века, оставаясь в том же стиле и пропорциях, что и хор . [ 6 ] [ 9 ] С другой стороны, верхняя часть двух башен датируется 16 веком, но сохраняет тот же стиль. [ 9 ] Однако в 1515 году яркие окна. к освещению хора были добавлены [ 10 ] в дополнение к яркой галловой крыше, установленной над тимпаном западного портала в предыдущем веке. [ 11 ]
Пристройки 17 и 18 веков были больше ориентированы на внутреннюю отделку и религиозную мебель. В 1725 году был установлен орган, построенный Кристофом Мушерелем и первоначально помещенный в северный трансепт. Наконец, в апреле 1728 года Главный алтарь . был освящен [ 12 ]
В 1789 году Французская революция декретом от 2 ноября предоставила собственность аббатства народу. Что касается недвижимости, то фермы и мельницы были проданы с аукциона как национальная собственность. Тем не менее, муниципалитет Музона сэкономил самое необходимое, оставив монастырь для пожилых и больных и изменив использование аббатской церкви. Этот муниципалитет действительно подал просьбу директору департамента с просьбой превратить аббатскую церковь в приходскую церковь , принося таким образом старую приходскую церковь в жертву разрушителям. [ 13 ] Когда в августе 1790 года была принята гражданская конституция духовенства и была создана недолговечная Арденнская епархия, отличная от Реймсской епархии, тот же муниципалитет в течение нескольких недель надеялся, что Музон станет резиденцией этого духовенства. новую епархию и что бывшая абатская церковь станет епархиальной церковью, но государство выбрало Седан. [ 13 ] В 1793 году во время Террёра богослужения были прерваны, здание было преобразовано в Храм Разума , а некоторые скульптуры подверглись вандализму. Разрешение конституционного культа было восстановлено в 1795 году, а религиозная ситуация была окончательно стабилизирована Конкордатом 1801 года . В 1807 году в церковь ударила молния. [ 14 ] Не нуждающееся в уходе и с трещинами в конструкции здание подверглось масштабной реставрации с 1855 по 1890 год. [ 15 ] Он был классифицирован как исторический памятник из списка 1840 года . [ 16 ]
В 1932 году Комиссия по историческим памятникам отклонила проекты витражей. Оглядываясь назад, можно сказать, что такая инициатива оказалась бы тщетной, поскольку в 1940 году снаряды упали на абатиальную церковь, разбив существующие окна и витражи. Один снаряд повредил окно-розетку, освещающую южную часть трансепта, а другой пробил свод, требуя некоторого ремонта. Витражи были заменены белым стеклом или строгими витражами с простыми геометрическими узорами. [ 17 ]
Общая архитектура
[ редактировать ]Неф стиля , окруженный двумя коллатералями, открывается взору посетителя, как только он входит, с его трехэтажным фасадом, характерным для примитивной готики . [ 18 ] Нижний уровень представляет собой большие остроконечные арки, поддерживаемые круглыми колоннами с круглой резьбой. Второй этаж состоит из трибун, унаследованных от романского стиля , которые открываются двойными арками под рельефной аркой с ярусами . Второй этаж представляет собой трифорий , проход, огибающий здание, характерный для готической архитектуры, увенчанный третьим этажом с большими окнами. Снаружи аркбутаны - новейшая технология на момент строительства - придают зданию солидность. [ 12 ] [ 19 ] Пять расходящихся часовен окружают хор и выходят на пятисторонний амбулаторий, придавая этой части церкви особый размер. [ 10 ]
Несмотря на промежуток времени между началом строительства чевета и хора и окончанием восстановления трансепта и нефа, стиль аббатиальной церкви относительно однороден. Здание сводчатое на ребристых перекрытиях с шестираздельными сводами в середине и четырехчастными сводами на хорах. [ 12 ] [ 19 ]
Например, не ни одного склепа обнаружено более ранней церкви. Подвижность и влажность почвы могли помешать его строительству. [ 20 ]
Тимпан
[ редактировать ]Две квадратные башни окружают портал. портала Тимпан , датируемый 13 веком, состоит из трех уровней скульптурного декора, разделенных волнистыми полосами, напоминающими в средневековой символике небо. На втором этаже слева изображено Успение матери Христа, а справа - мученичество Виктора де Музона и Арнуля де Музона. [ 21 ] Средний этаж посвящен трем сценам иконографической традиции из жизни Богородицы. Слева изображено Посещение Девы Марии , или визит, который Мария , беременная Христом , совершила бы к своей кузине Елизавете, беременной Иоанном Крестителем . В середине — коронование Богородицы — эпизод, неизвестный в Евангелиях от Матфея , Марка , Луки или Иоанна , но популярный в XII и XIII веках. Эту сцену, сравнительно новую в религиозной иконографии, можно встретить и в скульптурном убранстве тимпанов соборов Шартра, Санлиса, Парижа и Лана. А справа - Благовещение , или объявление Марии о ее божественном материнстве Архангелом Гавриилом . Третий этаж, или верхний этаж, состоит из коленопреклоненных ангелов. Это область барабанной перепонки, где резьба пострадала больше всего, что приводит к большей неопределенности в интерпретации. Кажется, что ангел подталкивает фигуру к божественному существу, возможно, Богу-Отцу или Христу, которому другой ангел протягивает корону. Таким образом, фигурой, представленной Богу для прославления, снова мог быть Виктор, мученик и покровитель Музона. [ 12 ] [ 21 ]

Все это является частью сбалансированной композиции , что способствует ее разборчивости. Сцены следуют одна за другой, не мешая друг другу. Пропорции естественные, за исключением лошади. Моделирование и рельеф хорошо прорисованы. В сцене Благовещения допускаются некоторые вольности в отношении очень закодированной религиозной иконографии, например, размещение ангела слева и Матери Иисуса справа. Фигуры уже не обладают жесткостью и иератизмом первых готических произведений, даже если художник не причисляется к лучшим скульпторам своего времени, если, например, все еще сохраняются некоторые неуклюжие движения конечностей и если общее вдохновение требует большего энергия. Центральная сцена коронования Христом Девы Марии – одна из самых простых и удачных. [ 22 ]
При строительстве тимпан был защищен несколькими рядами косточек. Остался только один ряд, где переустановлены двенадцать фигур ангелов. В надкамине установлена статуя «Богоматерь с младенцем». Статуи, стоявшие у правых ног, исчезли. [ 23 ]
Некоторые размеры
[ редактировать ]Общая длина 65 м. Неф имеет ширину 9 м в центральном нефе, ширину 4,20 м в южном нефе и ширину 4 м в северном нефе. Высота нефа 21 метр. Трансепт относительно небольшой, его ширина с востока на запад составляет 9,80 м. Его длина составляет 26,05 м. Хор и апсида имеют глубину 14,50 м, а расходящиеся часовни - 4 м, за исключением часовни в оси, глубина которой составляет 5 м. Ширина амбулатории 3,60 м. Фасадные башни поднимаются на высоту 56,50 м, включая шпиль. [ 24 ]
Размеры этой аббатской церкви близки к размерам Санлисского собора и значительно меньше других соборов, построенных в то же время в северной части королевства, таких как Лаон , Реймс и Нуайон . [ 24 ]
Место церкви в архитектуре своего времени
[ редактировать ]Выбор конструкции абатиальной церкви по существу соответствует первым готическим зданиям, особенно четырехэтажному нефу (как в Нуайоне и Лаоне), наличию трибун, трехдольным аркам трифория (как в Нуайоне) и моноцилиндрические колонны нижнего этажа (как в Лаоне и соборе Парижской Богоматери ). [ 25 ]
В этой башне тем не менее появляются новые элементы, знаменующие второе поколение готических зданий. К ним, в частности, относятся запланированные с самого начала аркбутаны , поддерживающие своды вокруг хора и вдоль нефа. Форма этих первых контрфорсов еще довольно тяжелая, их головки упираются на еще не очень высоком уровне и поддерживаются утолщениями или контрфорсами, утолщающимися сверху вниз. Тем не менее, это одни из самых ранних примеров контрфорсов, встроенных в здание с самого начала. В случае с Музоном они дополняют, а не заменяют традиционную опорную стену, установленную на выступах двойной трибуны. [ 26 ]
В готических зданиях, построенных после 13 века, контрфорсы становились все более изысканными и тонкими, а также использовались для отвода воды. Реализация этого все более эффективного противовеса сводам привела к вытягиванию форм внутри церквей вверх, а исчезновение трибун и четырехъярусных возвышений, обнаруженных в Музоне, еще больше усилили впечатление рывка вверх. Моноцилиндрические колонны также превратились в фасцикулярные колонны в более поздних зданиях 13 века. Кроме того, в Музоне аркбутаны южной стороны нефа были перепроектированы в 15 веке, и теперь вершин . на северной стороне не было [ 26 ]
-
Словарь готической архитектуры.
-
Контрфорсы северного нефа без вершины.
-
Контрфорсы вокруг хора.
-
Контрфорсы южного нефа с башенками.
Влияние реставрации XIX века
[ редактировать ]По просьбе Проспера Мериме представил проект реставрации , инспектора исторических памятников, 10 января 1855 года архитектор Эмиль Бесвиллвальд здания, сильно ослабленного с годами. [ 11 ] Для завершения реставрации потребовалось четыре этапа работ, с 1867 по 1890 год, общая стоимость которых составила почти 600 000 золотых франков. [ 11 ] Камень, добытый в Бульсоне , более желтый, чем оригинал, добытый в карьерах Йонк . Эта разница в цвете позволяет отличить части, перестроенные в XIX веке с использованием оригинального и нового камня. [ 11 ]
Был перестроен западный фасад, находившийся до реставрации в плачевном состоянии. В частности, значительный яркий световой люк над тимпаном в 15 веке был заменен четырьмя окнами, увенчанными розеткой , вдохновленной северным и южным фронтонами трансепта. [ 11 ] Таким образом, Бевиллвальд заменяет ослабленную портальную структуру более простой и прочной конструкцией. Но он, вероятно, также уступил доктрине стилистического единства, дорогой школе Эжена Виолле-ле-Дюка, отказавшись от этого яркого дополнения: [ 27 ] искусственно подчеркивая однородность аббатиальной церкви.
«Восстановление башни — это не ее поддержание, ремонт или переделка; это восстановление ее до полного состояния, которого, возможно, никогда не существовало в данный момент».
— Виолле-ле-Дюк.
Перестроена также верхняя часть стены на северной стороне здания (перед монастырем) — семь высоких пролетов с окнами и соответствующими контрфорсами. То же самое касается и южной стороны. Верх хора был заменен таким же образом, как и контрфорсы шевета. Внутри из северного бокового прохода была удалена часовня 15-го века, также выполненная в ярком стиле. Это была единственная часовня, пристроенная к первоначальной постройке в средние века. Колонны были частично перестроены. Три витража в хоре были демонтированы, чтобы сохранить их во время работ, но, когда их вернули на место, не были обнаружены. [ 11 ] В задней части церкви, ближе к западному порталу, добавлена галерея для поддержки большого органа. [ 11 ] [ 29 ]
Реклюсуар
[ редактировать ]
Одной из уникальных особенностей абатиальной церкви Музона является наличие затвора в часовне слева от абатиального хора и главного алтаря. Эта необычная особенность подчеркивает один аспект религиозной жизни в средние века. Он представляет собой слегка сводчатую келью размером 2,1 х 1,1 м и высотой 2,1 м с дверью, которую можно заложить кирпичом, и небольшим отверстием высотой 60 см и шириной несколько сантиметров, позволяющим увидеть близлежащий алтарь и главный алтарь. Эта келья, расположенная в северном амбулатории, предназначалась для использования добровольным затворником, человеком, желающим жить в уединении, тет -а-тет с Богом, находясь при этом в самом сердце города. [ 30 ]
На этом месте засвидетельствованы по крайней мере два отшельника, в том числе Матильда, дама де Вильмонтри, в 1197 году. Она хотела подражать «своему сыну, который принял монашеский образ жизни в абатской церкви Музона и решил жить отшельником». Такой выбор образа жизни не был свойственен музону того времени и, наряду с отшельниками , был привычной фигурой в европейском обществе, хотя и имел меньшее влияние и гораздо более сдержанный след в письменном слове, чем великие монашеские общины. . [ 30 ]
Религиозная обстановка
[ редактировать ]Резная деревянная кафедра для проповедей в нефе — работа 17 века местного мастера Андре Лефевра. Он произошел из бывшей приходской церкви Сен-Мартен и был установлен в этом здании в марте 1792 года. Шестиугольная чаша кафедры украшена изящно резными ринсо , а четыре стороны, обращенные к нефу, изображают четырех стоящих евангелистов, одетых в обильно плиссированные плащи с их традиционными символическими атрибутами. Абат -вуа украшен небольшими арочными перемычками, горшками с огнем, связанными гирляндами, и постаментом, увенчанным ангелом с трубой. [ 31 ]
На площади трансепта они частично выходили в неф, 26 киосков невысоких и устроено множество высоких дубовых киосков, датируемых второй половиной 17 - первой половиной 18 века. Они простые, в сдержанном стиле, с резными сиденьями милосердия, украшенными листьями аканта. [ 31 ]
В хоре церкви имеется замечательный монументальный главный алтарь в стиле барокко , освященный в 1728 году. Основание алтаря украшено четырьмя овальными медальонами с четырьмя головами, вылепленными барельефом в лепнине. Изображены Иисус Христос , Дева Мария , святой Бенедикт и святая Схоластика . По три мраморные колонны с каждой стороны этого основания стоят треугольником на высоких стилобатах . Колонны увенчаны антаблементами с декором в виде ангелов, обрамляющих прямоугольный балдахин, с которого со всех четырех концов ниспадают драпировки. В верхней части этой декоративной композиции завитые консоли украшены гирляндами и крестоцветным земным шаром. В целом он очень похож на главный алтарь собора Сент-Этьен-де-Шалон, датируемый 1686 годом, а значит, и более ранний. [ 10 ] [ 32 ]
Распятие . (первоначально Голгофа) выделяется в свете пролета оси трибуны, появляясь над алтарем, словно паря в драпировках балдахина На этом месте в галерее, на верхнем этаже, находится часовня, освещенная пятью окнами и посвященная святому Фоме Кентерберийскому , объекту народного и церковного почитания во время постройки церкви. Распятие, вероятно, датируется тем же периодом, что и алтарь. [ 33 ]
В излучающих часовнях вокруг хора есть различные предметы мебели, алтари, ретаблы , умывальники, картины и статуи. Среди них выделяется деревянная статуя Мадлен , к сожалению, изуродованная, элегантно одетая в платье с глубоким вырезом и плащ. Автор ее неизвестен, но стиль XVIII века. [ 34 ] Также в амбулатории находится картина Теодора ван Тульдена « Явление Иисуса Мадлен» . [ 35 ] Несколько надгробий священнослужителей и священнослужителей установлены на церковном тротуаре или у придела стены нефа. [ 36 ] Любопытно, что здесь нет могил аббатов монастыря Музон, за исключением похвального аббата Клода де Жуайеза, умершего в 1710 году, и Жана Жильмера. [ 37 ]
Орган
[ редактировать ]Производителю органов Кристофу Мушерелю было поручено закончить орган Stenay , корпус которого был построен Жаном Буазаром из Седана , перед его случайной смертью. Когда инструмент был наконец доставлен 13 марта 1719 года, он встретил Дома Аманда Винсента, отца-органиста аббатства Музон, который был одним из экспертов. Последний, учитывая работу, проделанную в Стене, рекомендовал ему построить аналогичный инструмент в абатской церкви. Строительство началось в 1723 году и завершилось в 1725 году. [ 38 ] [ 39 ] Декор выполнен скульптором Жаком Лемэром, в том числе Богоматерью с Младенцем, венчающей центральную башенку большого буфета, которому помогал столяр из Стене Анри Байяр. [ 40 ]
В 1790 году в описи имущества аббатства упоминается «органный набор». Инструмент пережил удар молнии 1807 года, пробившей крышу, а также различные «ремонты» на протяжении XIX века. [ 38 ]
Во время реставрации абатской церкви под руководством Бевиллвальда орган был разобран и помещен на новенькую каменную трибуну в конце нефа. Никто не знает, что случилось с оригинальным деревянным органом, построенным Кристофом Мушерелем и плотником Анри Байяром в северном трансепте, который вместе с органом образовал столярный ансамбль высотой 14 метров. [ 38 ]
В 1879 году органостроитель Дежарден завершил почти полный ремонт органа, заменив ветрогенераторы и нагнетатель, но частично повторно использовав старые трубопроводы. К сожалению, началась война, и в 1917 году немцы разграбили все металлические трубы, снабжавшие свои оружейные заводы. Лишь в 1923–1924 годах Поль Рено, производитель органов из Сигни-ле-Пти, заменил недостающие трубки компенсацией за «военный ущерб». Жан Гомре завершил эту работу в 1972 и 1973 годах. А реставрация органа была завершена в 1991 году Бартелеми Форментелли, органостроителем из Вероны и знатоком творчества Мушереля. [ 38 ]
Состав органа следующий: [ 41 ]
|
|
|
|
|
|
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Souchal (1967 , pp. 16–17)
- ^ Jump up to: а б Демуи (2005 , стр. 192)
- ^ Коллин (1972 , стр. 107)
- ^ Парисс (1972 , стр. 17–22)
- ^ Демуи (2005 , стр. 193)
- ^ Jump up to: а б Souchal (1972 , p. 90)
- ^ Jump up to: а б с Демуи (2005 , стр. 436)
- ^ Демуи (2005 , стр. 309)
- ^ Jump up to: а б Коллин (1969 , стр. 94)
- ^ Jump up to: а б с Коллин (1969 , стр. 101)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦЕРКВИ БЕСВИЛВАЛЬДА В 19 ВЕКЕ» . Друзья музонского наследия (на французском языке).
- ^ Jump up to: а б с д Коллин (1969 , стр. 101–102)
- ^ Jump up to: а б Лефлон (1972 , стр. 70–72)
- ^ Souchal (1967 , pp. 30–32)
- ^ «ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦЕРКВИ БЕСВИЛЬВАЛЬДА В 19 ВЕКЕ» . Друзья музонского наследия (на французском языке). стр. 1–2.
- ^ "Церковь" . Министерство культуры Франции .
- ^ Souchal (1967 , p. 38)
- ^ Souchal (1967 , p. 105)
- ^ Jump up to: а б Souchal (1972 , pp. 89–90)
- ^ Souchal (1967 , pp. 119–154)
- ^ Jump up to: а б Souchal (1967 , pp. 67–80)
- ^ Souchal (1967 , pp. 81–85)
- ^ Souchal (1967 , p. 81)
- ^ Jump up to: а б Souchal (1967 , pp. 91–94)
- ^ Souchal (1967 , p. 132)
- ^ Jump up to: а б Souchal (1967 , pp. 115–119)
- ^ Крозе (1969 , стр. 438)
- ^ Виолле-ле-Дюк (1866 г.). «Аргументированный словарь французской архитектуры XI-XVI веков» (на французском языке).
- ^ Souchal (1967 , pp. 36–39)
- ^ Jump up to: а б «Сайт Музонской коммуны» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б Souchal (1967 , pp. 148–149)
- ^ Souchal (1967 , pp. 144–147)
- ^ Souchal (1967 , pp. 22, 147)
- ^ Souchal (1967 , p. 141)
- ^ Souchal (1967 , p. 153)
- ^ Коллин (1969 , стр. 102)
- ^ Souchal (1967 , pp. 153–154)
- ^ Jump up to: а б с д «Исторические органы Музона» . Les Orgues de Mouzon (на французском языке).
- ^ Гелу и Броссар (1972)
- ^ Souchal (1967 , pp. 149–153)
- ^ «Расположение органа в Музоне (Франция)» (на голландском языке).
Библиография
[ редактировать ]- Демуи, Патрик (2005). Генезис собора: архиепископы Реймса и их церковь в XI и XII веках (на французском языке). Лангр: Éditions Dominique Geniot. ISBN 2-87825-313-2 .
- Мотт, Пол (1996). Церковь аббатства Музон: мечта камня (на французском языке). Высадка в Арденнах.
- Лаллеман, Жан (1994). Церковь аббатства Музон . Друзья старого музона (на французском языке).
- Парисс, Мишель (1972). «Основание Музонского аббатства в 971 году». Тысячелетие Музонского аббатства . Исторический обзор Арденн (на французском языке).
- Лефлон, Жан (1972). «Музонское аббатство и революция». Тысячелетие Музонского аббатства . Исторический обзор Арденн (на французском языке).
- Сушаль, Франсуа (1972). «Заметки о строительстве церкви аббатства Нотр-Дам де Музон». Тысячелетие Музонского аббатства . Исторический обзор Арденн (на французском языке).
- Коллин, Хьюберт (1972). «Укрепления Музона от истоков до 17 века». Тысячелетие Музонского аббатства . Исторический обзор Арденн (на французском языке).
- Гелю, Жан-Филипп; Броссар, Пьер (1972). Органы музона . Друзья старого музона (на французском языке).
- Крозе, Рене (1969). Франсуа Сушаль. - Церковь аббатства Музон (на французском языке). Полет. 12. Записные книжки средневековой цивилизации.
- Коллин, Хьюберт (1969). Древние церкви Арденн . Издание ведомственного туристического бюро Арденн (на французском языке).
- Сушаль, Франсуа (1967). Церковь аббатства Музон (на французском языке). Издания Общества арденнских исследований.
- Донау, Виктор (1920). Церковь аббатства Музон (Арденны) (на французском языке). Полет. 79. Монументальный бюллетень, подготовленный Эженом Лефевром-Понталисом под эгидой Французского археологического общества.
- Локер, Дж. (1907). Монография церкви Нотр-Дам де Музон . Исторический обзор Арденн (на французском языке). Полет. 14.
- Жадар, Анри (1906). Религиозные постройки департамента Арденны – Статистический и библиографический очерк (на французском языке). Издатель-книготорговец Л. Мишо.
- Фрезе, аббат (1903). Введение реформы Сен-Ванна в аббатстве Музон . Исторический обзор Арденн (на французском языке). Полет. 10.
- Гоффарт, Николя. Краткое изложение истории города Музона (на французском языке). Арси-сюр-Об.
- Бесвиллвальд, Эмиль (1876). «Отчет о церкви Музон». Эдмон дю Соммерар, Исторические памятники Франции на Венской выставке . Национальная типография.