Ганс Альберт
Ганс Альберт | |
---|---|
![]() Альберт в 2005 году | |
Рожденный | |
Умер | 24 октября 2023 г. | 102 года) ( 24.10.2023 )
Эра | Современная философия |
Область | Западная философия |
Школа | |
Основные интересы | Философия социальных наук , Философия науки , эпистемология , Рациональность , Неопределенность , Джастификационизм |
Известные идеи | Применение критического рационализма к социальной и политической теории [1] Трилемма Мюнхгаузена |
Ганс Альберт (8 февраля 1921 — 24 октября 2023) — немецкий философ. Он был профессором социальных наук в Мангеймском университете с 1963 года и оставался в университете до 1989 года. [2] Его областями исследований были социальные науки и общие методы исследования. Он был критическим рационалистом , уделяя особое внимание рациональной эвристике . Альберт был решительным критиком континентальной герменевтической традиции , исходящей от Хайдеггера и Гадамера .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Альберт родился в Кельне , Германия, 8 февраля 1921 года в семье учителя латыни и истории. [3] В 1950 году он получил степень в области делового администрирования в Кёльнском университете , а в 1952 году — докторскую степень по социальной политике. [3] В 1952–1958 годах он работал ассистентом в научно-исследовательском институте социальных и управленческих наук при университете, где также получил степень доктора хабиля. в социальной политике в 1957 году. В качестве лектора он читал логику , теорию науки и экономику государства всеобщего благосостояния . Начиная с 1958 года он участвовал в Alpbacher Hochschulwochen (летней конференции в австрийской альпийской деревне Альпбах ), где он встретил Карла Поппера после изучения и принятия его философии. [3] После 1955 года он вел дискуссии с Полем Фейерабендом , который в те времена был критическим рационалистом и поклонником Карла Поппера. Их письма позже были опубликованы. В 1963 году Альберт получил кафедру социальных наук и общих методологических исследований (позже названную «Социология и экономические исследования») в Wirtschaftshochschule Mannheim (позже Университет Мангейма ). [3]
1961–1969 были временем так называемого Positivismusstreit ( спора о позитивизме ), дебатов между Карлом Поппером и Теодором В. Адорно о позитивизме в немецкой социологии 1960-х годов. Альберт участвовал в знаменитой в то время Tagung der deutschen Gesellschaft für Soziologie (Конференция Немецкого общества социологии) в 1961 году в Тюбингене. Вначале не было спора о позитивизме, потому что и Адорно, и Поппер были против позитивизма. Дебаты в большей степени касались различий между социальными и естественными науками , а также статуса ценностей в социальных науках. В 1963 году дебаты продолжил Юрген Хабермас в Festschrift für Adorno . В 1964 году на Soziologentag (Конференции по социологии) в Гейдельберге дебаты переросли в оживленную дискуссию между Хабермасом и Альбертом. Кульминацией спора стал сборник эссе, опубликованный в 1969 году и переведенный на несколько языков. Этот спор получил широкую аудиторию.
В 1989 году Альберт ушел с действительной службы в качестве почетного профессора , но продолжал писать книги и читать лекции во многих университетах, таких как лекции по критическому рационализму в Университете Граца в 1990 году, лекции Вальтера Адольфа в Высшей школе Санкт-Галлена в 1995 году и Лекции Витгенштейна 1998 года в Байройтском университете (с Райнером Хегсельманном) о критическом рационализме .
Личная жизнь
[ редактировать ]Альберт жил в Гейдельберге со своей женой-австрийкой; у них родился сын. [3] 8 февраля 2021 года Гансу Альберту исполнилось 100 лет, став таким образом долгожителем . [4]
Альберт умер в Гейдельберге 24 октября 2023 года в возрасте 102 лет. [2] [3]
Работа
[ редактировать ]![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( Октябрь 2023 г. ) |
Критический рационализм
[ редактировать ]Альберт развил критический рационализм Поппера в краткую, широкую максиму , тем самым расширив его из метода прогресса в науке до метода, в равной степени применимого в повседневной эвристике. В обоснование своего подхода он привел доказательства своего тезиса о том, что не существует такой области человеческой деятельности, где нельзя было бы быть критическим. Следовательно, он выступал за применение критического рационализма к общественным наукам, особенно к экономике , политике , юриспруденции и религии . По его мнению, отношение критики является одной из старейших европейских традиций (восходящей к досократикам ) по сравнению с другими, менее критическими традициями.
Еще до того, как его многочисленные книги были опубликованы, Альберт уже был известен широкой аудитории своим вкладом в спор о позитивизме, выступая против своих оппонентов из так называемой Франкфуртской школы Теодора В. Адорно и Макса Хоркхаймера во Франкфуртском институте социологии. Его вклад включал
- Различие между критическим рационализмом и позитивизмом
- выступление против некоторых направлений социологии, выступающих против применения методов, используемых в естественных науках
- предполагая, что роль ценностей и научное обращение с ценностями должны быть по-новому продуманы
- интерпретируя Макса Вебера не как поддержку науки, свободной от ценностей, а как демонстрацию того, что ученые могут «быть свободными от каких-либо оценочных суждений», даже в исследованиях в области ценностей.
Альберт заметил, что новые идеи часто трудно распространять или распространять. Он объяснил причину этого явления идеологическими препятствиями, для чего Альберт придумал фразу «иммунитет против критики».
Известная трилемма Альберта Мюнхгаузена по иронии судьбы названа в честь барона Мюнхгаузена , который якобы вылез из болота, схватившись за копну волос. Эта трилемма завершает классическую проблему обоснования в теории познания . В нем делается вывод, что все попытки рационально обосновать или, скорее, окончательно проверить тезис по своей сути должны потерпеть неудачу. Этот вердикт касается не только дедуктивных обоснований, как полагают многие его критики, но также индуктивных, причинных, трансцендентальных и всех иным образом структурированных обоснований. Как рассуждал Альберт, все они будут напрасны, поскольку оправдание неизбежно сталкивается с одним из трех недостатков:
- Любое оправдание стремления к определенному знанию одновременно должно оправдывать средства оправдания или, скорее, действительность своих предпосылок – усилие, которое ведет к бесконечному регрессу .
- Цепочку причин можно сократить, например, указав на самоочевидность, здравый смысл, фундаментальные принципы или другую базовую предпосылку, которая не подлежит дальнейшему сомнению. Но при этом отбрасывается намерение прийти к универсально значимому обоснованию, поскольку рассуждение не может быть принято, если только кто-то (иррационально) не примет обоснованность одной посылки ради нее самой.
- Третий рог трилеммы представляет собой столь же неудовлетворительное применение кругового аргумента.
Альберт неоднократно подчеркивал, что трилемма Мюнхгаузена не ограничивается дедуктивными выводами. Следовательно, указывал Альберт, обоснование становится практически невозможным, независимо от конкретного содержания тезиса, обоснование невозможно вообще. Из этой идеи Альберт сделал вывод, что прогресс в науке может быть достигнут только посредством фальсификации, а не индуктивной проверки.
Наблюдение и критика попыток вырваться из трясины определенного оправдания стали поучительной частью философии Ганса Альберта. Ярким примером этих усилий является его обсуждение идей Карла-Отто Апеля , одного из ведущих философов Германии, в его книге Transzendentale Träumereien (Трансцендентальные грезы) .
Тем не менее, Альберт утверждал, что критические рационалисты должны признать, что эти попытки строгого обоснования (подобные попыткам Апеля) не совсем бесполезны, поскольку только до тех пор, пока альтернативные методы не имеют успеха, критический рационализм можно назвать успешным.
Стиль письма и критика
[ редактировать ]Альберт призывает к критическому рационализму. Он избегал торжественных проповедей, предпочитая серьезные, спокойные беседы с людьми иной веры и мышления. Хотя Поппер всегда предупреждал не следовать за противником в трясину, [ нужна ссылка ] Альберт последовал за ними в их излюбленную область мышления на их собственных условиях. Так, он раскритиковал Хайдеггера («Sein im Ab-Grund»), «нахождение в бездне» [5] «Горизонты Гадамера, сливающиеся воедино», [6] Хабермаса . «Согласованная теоретическая истина в идеальном дискурсе» [7] Карла-Отто Апеля . Трансцендентальные аргументы [8] теолога Ганса Кюнга . и «абсолютно-относительная, эта-жизнь-и-загробная, трансцендентально-имманентная, все касающаяся-всеконтролирующая самая реальная реальность в самой сути вещей» [9] Ганс Альберт внимательно следил за их аргументами. [10] раскрыть:
- неоткрытые помещения
- новые и часто фатальные последствия
- новые и зачастую лучшие альтернативы.
В основе метода Альберта лежат предположения и предписания: [ нужна ссылка ]
- Только если все предлагаемые в настоящее время альтернативы критическому рационализму несостоятельны, можно жить с критическим рационализмом.
- Важно сохранять непредвзятость и учиться на обсуждениях. Другие люди могут быть правы; таким образом, отдайте должное их мышлению.
- Следует держаться подальше от торжественной тяжести.
- Следует избегать морализаторского всезнайства, но не скрывать предпочитаемый образ жизни.
Награды
[ редактировать ]Альберт был удостоен премии Витса в 1976 году и премии Артура Буркхарда в 1984 году. Он был награжден Австрийским крестом почета за искусство и науку Австрийской Республики в 1994 году и получил степени почетного доктора университетов Линца (1995). , Афины (1997 г.), Кассель (2000 г.), Грац (2006 г.) и Клагенфурт (2007 г.).
- Железный крест 2 степени.
- Премия Эрнста Хельмута Витса, 1976 г.
- Австрийский Почетный крест науки и искусства I степени , 1994 г. [11]
- Крест «За заслуги» 1-й степени Федеративной Республики , Германия 2008 г.
Биографическая литература
[ редактировать ]- Ганс Альберт, «Автобиографическое введение», в: Критический разум и человеческая практика , Штутгарт (Reclam), 1977, стр. 5–33.
- Ганс Альберт, «Мой обход в социологию. От культурного пессимизма к критическому рационализму», в: Кристиан Флек (ред.), Пути к социологии. Автобиографические заметки , Леске + Будрич, Опладен, стр. 17–37.
- Эрик Хильгендорф : Ганс Альберт. За введение Юниуса Верлага 1997 г.
- Ганс Альберт, Втянутый в противоречие. От культурного пессимизма к критическому рационализму , ЛИТ Верлаг, 2007, 264 с. (Автобиография Ганса Альберта)
Публикации
[ редактировать ]Альберт опубликовал около 30 книг. Некоторые из них переведены на разные языки.
английские книги
[ редактировать ]- 1976 (совместно с Адорно, Дарендорфом, Хабермасом, Пилотом и Поппером): Позитивистский спор в немецкой социологии , Хайнеманн Лондон и Harper Torchbook. Выдержки из обзора [1] и [2]
- 1985 Трактат о критическом разуме , Издательство Принстонского университета, Принстон.
- 1999 Между социальными науками, религией и политикой. Очерки критического рационализма , Амстердам-Атланта (Родопи). ( Описание и ссылки на предварительный просмотр главы .
Английские документы
[ редактировать ]- «Социальная наука и моральная философия. Критический подход к проблеме ценностей в социальных науках», в: Марио Бунге (ред.), Критический подход к науке и философии. Очерки в честь Карла Поппера , Гленко/Иллинойс.
- Закон и государство, Vol. 13, Тюбинген, 1976.
- «Наука и поиск истины. Критический рационализм и методология науки», в: Г. Радницкий/Г. Андерссон (ред.), Прогресс и рациональность в науке , Дордрехт/Голландия, 1978, Бостонские исследования в области философии науки, Р.С. Коэн/М. Вартофски (ред.), Том LVIII.
- «Экономическая традиция. Экономика как исследовательская программа для теоретической социальной науки», в: Карл Бруннер (редактор), Экономика и социальные институты, Результаты конференций по анализу и идеологии , Бостон/Гаага/Лондон, 1979.
- «Трансцендентальный реализм и рациональная эвристика: критический рационализм и проблема метода», в Гуннаре Андерсоне (ред.), Рациональность в науке и политике , Рейдель, Дордрехт, 1984.
- «Об использовании Лейбница в экономике. Комментарий к Питеру Козловски», в: Питер Козловски (ред.), Экономика в философии , Мор, Тюбинген, 1985, стр. 68–78.
- «Закон как инструмент рациональной практики», в: Теренс Дэйнтит / Гюнтер Тойбнер (ред.), Контракт и организация. Правовой анализ в свете экономической и социальной теории , Берлин/Нью-Йорк, 1986, де Грюйтер, с. 25–51.
- «Неизбежен ли социализм? Историческое пророчество и возможности разума», в: Светозар Пейович (редактор), Социализм: институциональные, философские и экономические проблемы , Kluwer Academic Publishers, Дордрехт, Бостон, Ланкастер, 1987.
- «Критический рационализм. Проблема метода в социальных науках и праве», Ratio Juris, том 1, номер 1, март 1988 г., стр. 1–19.
- «Герменевтика и экономика. Критика герменевтического мышления в социальных науках», Киклос , том 41, Fasc. 4, 1988, страницы 573–602.
- «Ответ лорду Алфорду», информационный бюллетень (редактор Фред Эйдлин), том 3 (№ 3 и 4), страницы 13–14, июль 1988 г.
- «Некоторые замечания о причинах объяснения человеческих действий», Международные исследования в области философии науки , Том. 7 № 1, 1993, стр. 25–27.
- «Религия, наука и миф о структуре», в: ICJarvie/N.Laor (ред.), Критический рационализм, метафизика и наука. Очерки Джозефа Агасси , Том I, Kluwer Acad. Издательства, стр. 41–58.
- «Комментарий к Бернхольцу», в: Жерар Радницкий / Харди Бульон (ред.), « Ценности и социальный порядок» , Vol. I: Ценности и общество , страницы 251–254, Эйвбери, Олдершот/Брукфилд США/Гонконг/Сингапур/Сидней.
- «Идеал свободы и проблема социального порядка», в: Дино Фиорот (редактор), Порядок, конфликт и свобода в великих изменениях нашего времени , Дж. Джаппикелли Редактор, Турин, стр. 1–30.
- «Конфликт науки и религии: религиозная метафизика и научное мировоззрение как альтернативы», Журнал институциональной и теоретической экономики (JITE), том 153 (1), 1997, стр. 216–234 .
- «Критический рационализм и универсальная герменевтика», в книге Джеффа Мальпаса, Ульриха Арнсвальда, Йенса Керчера (ред.), Gadamer's Century. Очерки в честь Ханса-Георга Гадамера (MIT Press, март 2002 г.), стр. 15–24.
- «Историография как гипотетико-дедуктивная наука: критика методологического историзма», в: Колин Чейн / Джон Уорролл (редакторы), Рациональность и реальность. Беседы с Аланом Масгрейвом , Спрингер, Дордрехт, стр. 263–272.
Немецкие книги
[ редактировать ]- 1967 Социология рынка и логика принятия решений. Экономические проблемы с социологической точки зрения .
- 1968 г. «Трактат о критическом разуме», Тюбинген (Мор Зибек), многие более поздние издания.
- 1971 Призыв к критическому рационализму , Пайпер Верлаг, Мюнхен, 1971.
- 1972 г. Строительство и критика. Очерки философии критического рационализма , Верлаг Хоффманн и Кампе, Гамбург, 1972.
- 1973 Богословские неправильные пути. Герхард Эбелинг и правильное использование разума , издательство Мора (Зибека), Тюбинген, 1973.
- 1975 Трансцендентальные мечты. Языковые игры Карла-Отто Апеля и его герменевтический Бог , Верлаг Хоффманн и Кампе, Гамбург, 1975.
- 1976 Разведка и управление. Очерки социальной философии и науки социальных наук , Verlag Hoffmann und Campe, Гамбург * *1976 «Спор о позитивизме», см. английские книги, также на немецком и других языках.
- 1977 Критический разум и человеческая практика с автобиографическими заметками.
- 1978 Трактат о рациональной практике .
- 1979 Нищета богословия .
- 1982 Наука и ошибочность разума .
- 1987 Критика чистой эпистемологии. Проблема познания в реалистической перспективе .
- 1993 Лекции о праве как настоящей науке. Право как социальный факт и задачи юриспруденции в Вюрцбургском университете. - Критика чистой герменевтики - Антиреализм и проблема понимания , Тюбинген (Мор-Зибек) 1994.
- 1997 Пол Фейерабенд, Ганс Альберт, Переписка (ред. Вильгельм Баум), Франкфурт/М. (Фишер) 1997.
- 2000 Критический рационализм , Тюбинген Мор-Зибек (UTB), 2000.
- 2001 Книга чтения Ганса Альберта , UTB (Мор Зибек), Тюбинген, 2001 г.
- 2003 Критика трансцендентального мышления , (Мор Зибек) Тюбинген 2003 и в том же году: Эпистемология и социальные науки. Вклад Карла Поппера в анализ социальных контекстов , Вена (Picus), 2003 г.
- 2005 Ганс Альберт – Карл Поппер – переписка 1958–1994 (Письма от Карла Поппера и к нему); изд. Мартин Моргенштерн и Роберт Циммер.
- 2006 «Рациональность и существование» (перепечатка диссертации Альберта 1952 года с новым предисловием и самокритичным эпилогом), 233 стр., Тюбинген (Мор Зибек).
- 2007 г. Втянут в споры. От культурного пессимизма к критическому рационализму , ЛИТ Верлаг 2007, 264 страницы. (Автобиография)
Научные статьи Ганса Альберта см. в списке публикаций Ханса -Иоахима Нимана в [3] . См. также , инициированный Гансом-Иоахимом Ниманном (псевдоним «hjn») немецкий Викибук : Штудиенфюрер Ганс Альберт (Руководство для Ганса Альберта) [4] . Он содержит большой список публикаций со множеством цитат из статей, написанных на английском языке, а также статей, переведенных на итальянский, финский, корейский, японский, польский, испанский и сербско-хорватский языки.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Карл Поппер и критический рационализм» . Интернет-энциклопедия философии .
- ^ Jump up to: а б «Философ Ганс Альберт умирает в возрасте 102 лет» (на немецком языке). ОРФ . 24 октября 2023 г. Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ташвер, Клаус (24 октября 2023 г.). «Критический рационалист Ганс Альберт умирает в возрасте 103 лет» . Стандарт (на немецком языке) . Проверено 25 октября 2023 г.
- ^ «Ганс Альберт – мыслитель века» . hans-albert-institut.de (на немецком языке). 2021.
- ^ Ганс Альберт, Критика чистой герменевтики - антиреализм и проблема понимания , Тюбинген (Мор Зибек), 1994, гл. я
- ^ Ганс Альберт, Критика чистой герменевтики - антиреализм и проблема понимания , Тюбинген (Мор Зибек), 1994, гл. II
- ^ Ганс Альберт, Критика чистой герменевтики - антиреализм и проблема понимания , Тюбинген (Мор Зибек), 1994, гл. VIII
- ^ Ганс Альберт, Трансцендентальные грезы. Языковые игры Карла-Отто Апеля и его герменевтический Бог , Гамбург (Хоффманн и Кампе), 1975; Ганс Альберт, Критика трансцендентального мышления. От обоснования знания к анализу практики познания , Тюбинген (Мор Зибек), 2003 г.
- ^ Ганс Альберт, Нищета теологии. Критическая дискуссия с Хансом Кюнгом , Гамбург (Хоффманн и Кампе), 1979 г.; 2-е изд. Ашаффенбург (Алибри), 2005 г.
- ^ Большая часть упомянутой критики повторяется в английской книге Ганса Альберта « Между социальными науками, религией и политикой». Очерки критического рационализма , Амстердам-Атланта (Родопи), 1999 г.
- ^ «Ответ на парламентский вопрос» (PDF) (на немецком языке). п. 972 . Проверено 20 января 2013 г.
- 1921 рождений
- 2023 смерти
- Немецкие долгожители
- Немецкие эссеисты XX века
- Немецкие писатели-мужчины XX века
- Немецкие эссеисты-мужчины
- Немецкие философы XX века
- Эссеисты XXI века
- Немецкие писатели-публицисты XXI века
- Немецкие философы XXI века
- Аналитические философы
- Критические рационалисты
- Немецкие эпистемологи
- немецкие логики
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Преподаватели
- Мужчины-долгожители
- Офицерские кресты ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Онтологи
- Люди из Рейнской провинции
- Немецкие философы культуры
- Философы экономики
- Немецкие философы образования
- Немецкие философы истории
- Философы права
- Философы логики
- Немецкие философы науки
- Немецкие ученые-философы
- Писатели-философы
- Немецкие политические философы
- Лауреаты Австрийского Почетного креста науки и искусства I степени.
- Кавалеры Железного креста (1939 г.) 2-й степени.
- Академический состав Кёльнского университета
- Академический состав Университета Мангейма
- Члены Европейской академии
- Писатели из Кёльна