Jump to content

Комиссия национального образования

Епископ Виленский Игнаций Массальский , первый председатель Комиссии народного образования, отстранён от этого поста в 1776 году из-за, якобы, финансовых проступков в литовских школах; впоследствии он стал одним из ведущих членов Тарговицкой конфедерации.

Комиссия национального образования ( польский : Komisja Edukacji Narodowej , KEN ; литовский : Edukacinė komisija ) была центральным образовательным органом в Речи Посполитой , созданной Сеймом и королем Станиславом II Августом 14 октября 1773 года. Из-за своей обширной власти и автономии, оно считается первым министерством образования в европейской истории и важным достижением польского Просвещения . [1] [2]

Гуго Коллонтай реформировал Краковскую Академию в 1777–1780 гг.
Игнаций Потоцкий – председатель Общества элементарной книги.

Основная причина его создания заключалась в том, что в Польше и Литве иезуиты управляли разветвленной системой учебных заведений. [3] Хотя школы иезуитов были достаточно эффективными и давали польской молодежи хорошее образование, они также были очень консервативными . Кроме того, в 1773 году Папа принял решение о закрытии ордена иезуитов ( Dominus ac Redemptor ). [3] Это грозило полным развалом образования в Содружестве.

Одним из первых пунктов парламентской повестки дня разделительного сейма (1773–1775), присоединившегося к Первому разделу Польши , была оценка того, как лучше всего использовать бывшую иезуитскую собственность, и заявление о твердом намерении сохранить преемственность система образования. [3]

Комиссия была официально создана 14 октября 1773 года. [3] Это была одна из недавно созданных «Великих комиссий»; организации со статусом министерства , хотя и с коллегиальной структурой. [3] Его главным вдохновителем и главной фигурой был католический священник Гуго Коллонтай ; среди других известных сторонников были Игнаций Потоцкий и Адам К. Чарторыйский . [3] Первоначально руководящий орган состоял из 4 сенаторов и 4 членов Сейма, половина из них представляла восточные «уезды» воеводств Речи Посполитой (из Великого Княжества Литовского ). Первым главой КЕН был князь епископ Михал Ежи Понятовский . Хотя другие члены были в основном политиками- магнатами , основными основателями организации были выдающиеся писатели и ученые эпохи: Францишек Белинский , Юлиан Урсин Немцевич , Феликс Орачевский , Анджей Гавроньский , Давид Пильховский , Иероним Стройновский и Гжегож Пирамович . К ним присоединился Пьер Самюэль дю Пон де Немур , секретарь короля Польши (и отец основателя компании DuPont ).

Несмотря на то, что первоначально КЕН пришлось столкнуться с сильной оппозицией в Сейме , ее поддержали как монарх, так и партия «Фамилия» , предоставившая ей почти полную независимость в управлении своими делами.

Ранний (формирующий) период (1773–1780)

[ редактировать ]

В 1773 году КЕН получила большую часть бывшей собственности ордена иезуитов , включая все школы, а также многие дворцы и церковные деревни. [3] Благодаря этому Комиссия не только имела необходимую инфраструктуру, но и имела собственные прибыльные фермы.

Комиссия курировала два университета ( Ягеллонский университет в Кракове и Вильнюсский университет в Вильнюсе ), 74 средних школы и около 1600 приходских школ. [3] Третий университет Речи Посполитой, Львовский университет , был потерян в результате австрийского раздела . [3]

Вскоре после этого Хуго Коллонтай подготовил трехуровневый план обучения:

  1. Приходские школы – для крестьян и мещан;
  2. Повятовые школы - в основном для детей шляхты ( дворян); однако допускались и дети из низших классов;
  3. Университеты – Варшавская Академия , Вильнюсская Академия и Краковская Академия.

Поскольку все предварительное образование в Речи Посполитой велось в основном на латыни , КЕН столкнулся с проблемой почти полного отсутствия книг и пособий. Поэтому, чтобы справиться с этой проблемой, Общество элементарных книг ( Towarzystwo Ksiąg Elementarnych ). было создано [3] Общество организовало конкурсы на создание лучших учебников. [3] Ученым, работавшим над новыми учебниками польского языка , время от времени приходилось придумывать необходимые словарные статьи. Большая часть изобретенной ими лексики (по химии, физике, математике или грамматике) используется и по сей день.

Комиссия также разработала несколько документов, описывающих весь образовательный процесс. Однако некоторые новые принципы считались слишком новыми для того времени и часто игнорировались. В их число, среди прочего, входил принцип «равенства обоих полов» в сфере образования. В 1780 году оппозиция отказалась подписать Положение о начальных школах (разработанное Коллонтаем).

В 1774 году комиссия взяла на себя управление библиотекой Залуских .

Второй этап (1781–1788)

[ редактировать ]

После периода формирования, в течение которого были установлены прерогативы Комиссии, KEN начал переводить школы на новую модель. Трем университетам в Варшаве , Вильнюсе и Кракове было предоставлено право попечительства над школами низшего уровня. Сюда входили школы, оставшиеся под влиянием Римской церкви. Постепенно преподаватели, часто бывшие священниками-иезуитами, были заменены на молодых учителей-мирян, выпускников трех академий. Благодаря этому шагу оппозиция внутри местных школ была окончательно сломлена.

Третий этап (1788–1794)

[ редактировать ]
Российского посла Отто Магнуса фон Штакельберга убедили принять (от имени императрицы Екатерины II) закон о создании Комиссии народного просвещения.

После 1789 г. сторонники реформ в Польском сейме постепенно начали терять свое влияние. Точно так же КЕН был лишен многих своих прежних привилегий. Во время Великого сейма реформаторам пришлось пожертвовать многими из этих привилегий , чтобы заручиться поддержкой решительно реформистской конституции от 3 мая , целью которой было укрепить страну против дальнейшего раздела в 1791 году. В конечном итоге, после победы Тарговицкой Конфедерации , в 1794 году KEN потерял контроль над большинством школ Содружества, и многие его члены были изгнаны или были вынуждены бежать за границу. В их число входил и сам Гуго Коллонтай , которому пришлось бежать в Дрезден . Процесс роспуска Речи Посполитой завершился в 1795 году, ее территория отошла к России, Пруссии и Австрии.

Наследие

[ редактировать ]

Хотя Комиссия просуществовала всего около 20 лет, ей удалось полностью изменить форму образования в Польше. Школьные программы и книги, основанные на Просвещении , оказали влияние на целое поколение поляков. Кроме того, хотя образование еще было далеко не всеобщим, оно стало доступным гораздо более широкому кругу людей, в том числе и крестьянам. Тысячи учителей, подготовленных в семинариях светских учителей, стали основой польской науки во время разделов , а поколение, получившее образование в школах, созданных и контролируемых КЕН, дало начало наиболее выдающимся деятелям польского восстания и политики в Центральная Европа в 19 веке. Кроме того, 27 элементарных учебников и пособий, изданных Комиссией, заложили основы польской терминологии в химии, физике, логике, грамматике и математике. Их использовали все выдающиеся польские учёные и писатели XIX века, от Адама Мицкевича до Болеслава Пруса и от Львовскую математическую школу во Львовско-Варшавскую историческую школу . «Путеводитель по химии» Енджей Снядецкого использовался в польских школах даже после 1930-х годов.

Часто и с достаточной силой утверждают, что благодаря усилиям Комиссии по народному образованию польский язык и культура не исчезли в небытие во время разделов Польши , несмотря на тяжелую русификацию и германизацию .

Членами Комиссии народного образования были: [4]

Член Другие сообщения Время членства Примечания
Игнаций Массальский Епископ Виленский 1773–1792 Президент до 1786 г.
Михал Понятовский Епископ Плоцкий , предстоятель Польши (с 1784). 1773–1792 Президент с 1786 г.
Август Сулковский Гнезненский воевода , Калисский воевода , Познаньский воевода 1773–1786
Йоахим Хрептович Заместитель канцлера Литвы , министр иностранных дел ПЛК (с 1791). 1773–1786
Игнаций Потоцкий Великий писарь Литовский , Великий маршал Литовский , министр полиции ПЛК (с 1791). 1773–1791
Адам Казимеж Чарторыйский Генерал Староста Подольский , командир кадетского корпуса. 1773–1792
Анджей Замойский бывший великий канцлер короны 1773–1783
Антони Понински Староста Копаница 1773–1777
Анджей Мокроновский генеральный инспектор , воевода Мазовецкий (с 1781) 1776–1784
Яцек Малаховский Референдум Короны , заместитель Канцлера Короны 1776–1783
Францишек Белинский Староста Черская 1776–1783
Станислав Понятовский Великий казначей Литвы (1784–1790). 1776–1792
Михал Мнишек Секретарь Литвы (с 1778 г.), великий маршал короны (с 1783 г.) 1777–1783 заменил А. Понинского
Щенсны Потоцкий Воевода Малороссии , генерал королевской артиллерии 1783–1792 заменил Я. Малаховского
Мацей Гарныш Епископ Хелмненский , заместитель Коронного канцлера 1783–1790 заменил Ф. Белинского
Антони Малаховски Великий Королевский Секретарь , Мазовецкий воевода 1783–1792 заменил А. Замойского
Михал Радзивилл Кастелян Виленский , воевода Виленский 1783–1792 заменил М. Мнишека
Игнаций Пшебендовский Староста Солецкая 1785–1791 сменил А. Мокроновского
Феликс Орачевски 1786–1792
Кацпер Цецишовский [ pl ] Епископ Киевский 1791–1792 заменил М. Гарниша
Антони Ланкороньски 1791–1792 трое вместе заменили Я. Хрептовича, И. Потоцкого и И. Пшебендовского.
Юлиан Урсин Немцевич 1791–1792 трое вместе заменили Я. Хрептовича, И. Потоцкого и И. Пшебендовского.
Людвик Гутаковски 1791–1792 трое вместе заменили Я. Хрептовича, И. Потоцкого и И. Пшебендовского.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Тед Тэппер; Дэвид Палфриман (2005). Понимание массового высшего образования: сравнительные перспективы доступа . Рутледж Фалмер. п. 140. ИСБН  978-0-415-35491-2 . Проверено 17 марта 2013 г.
  2. ^ Норман Дэвис (28 февраля 2005 г.). Божья площадка: с 1795 года по настоящее время . Издательство Колумбийского университета. п. 167 . ISBN  978-0-231-12819-3 . Проверено 17 марта 2013 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Яцек Ендрух (1998). Конституции, выборы и законодательные органы Польши, 1493–1977: путеводитель по их истории . Книги ЭДЖ. п. 163. ИСБН  978-0-7818-0637-4 . Проверено 13 августа 2011 г.
  4. ^ Вальдемар Фирлей, Данута Кжесняк-Фирлей, «Комиссия народного образования (1773–1794) - к 240-летию основания КЕН» // «Studia Pedagogiczne. Проблемы Społeczne, Edukacyjne i Artystyczne», 2014, выпуск 24, стр. .39-65 [1]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Горецкий, Данута М. «Комиссия по национальному образованию и гражданскому возрождению через книги в Польше восемнадцатого века». Журнал истории библиотеки 15.2 (1980): 138–166.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 57de842c901041ceb2f0451d1b12b082__1700491500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/82/57de842c901041ceb2f0451d1b12b082.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Commission of National Education - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)