Комиссия национального образования
Комиссия национального образования ( польский : Komisja Edukacji Narodowej , KEN ; литовский : Edukacinė komisija ) была центральным образовательным органом в Речи Посполитой , созданной Сеймом и королем Станиславом II Августом 14 октября 1773 года. Из-за своей обширной власти и автономии, оно считается первым министерством образования в европейской истории и важным достижением польского Просвещения . [1] [2]
История
[ редактировать ]Бытие
[ редактировать ]Основная причина его создания заключалась в том, что в Польше и Литве иезуиты управляли разветвленной системой учебных заведений. [3] Хотя школы иезуитов были достаточно эффективными и давали польской молодежи хорошее образование, они также были очень консервативными . Кроме того, в 1773 году Папа принял решение о закрытии ордена иезуитов ( Dominus ac Redemptor ). [3] Это грозило полным развалом образования в Содружестве.
Одним из первых пунктов парламентской повестки дня разделительного сейма (1773–1775), присоединившегося к Первому разделу Польши , была оценка того, как лучше всего использовать бывшую иезуитскую собственность, и заявление о твердом намерении сохранить преемственность система образования. [3]
Комиссия была официально создана 14 октября 1773 года. [3] Это была одна из недавно созданных «Великих комиссий»; организации со статусом министерства , хотя и с коллегиальной структурой. [3] Его главным вдохновителем и главной фигурой был католический священник Гуго Коллонтай ; среди других известных сторонников были Игнаций Потоцкий и Адам К. Чарторыйский . [3] Первоначально руководящий орган состоял из 4 сенаторов и 4 членов Сейма, половина из них представляла восточные «уезды» воеводств Речи Посполитой (из Великого Княжества Литовского ). Первым главой КЕН был князь епископ Михал Ежи Понятовский . Хотя другие члены были в основном политиками- магнатами , основными основателями организации были выдающиеся писатели и ученые эпохи: Францишек Белинский , Юлиан Урсин Немцевич , Феликс Орачевский , Анджей Гавроньский , Давид Пильховский , Иероним Стройновский и Гжегож Пирамович . К ним присоединился Пьер Самюэль дю Пон де Немур , секретарь короля Польши (и отец основателя компании DuPont ).
Несмотря на то, что первоначально КЕН пришлось столкнуться с сильной оппозицией в Сейме , ее поддержали как монарх, так и партия «Фамилия» , предоставившая ей почти полную независимость в управлении своими делами.
Ранний (формирующий) период (1773–1780)
[ редактировать ]В 1773 году КЕН получила большую часть бывшей собственности ордена иезуитов , включая все школы, а также многие дворцы и церковные деревни. [3] Благодаря этому Комиссия не только имела необходимую инфраструктуру, но и имела собственные прибыльные фермы.
Комиссия курировала два университета ( Ягеллонский университет в Кракове и Вильнюсский университет в Вильнюсе ), 74 средних школы и около 1600 приходских школ. [3] Третий университет Речи Посполитой, Львовский университет , был потерян в результате австрийского раздела . [3]
Вскоре после этого Хуго Коллонтай подготовил трехуровневый план обучения:
- Приходские школы – для крестьян и мещан;
- Повятовые школы - в основном для детей шляхты ( дворян); однако допускались и дети из низших классов;
- Университеты – Варшавская Академия , Вильнюсская Академия и Краковская Академия.
Поскольку все предварительное образование в Речи Посполитой велось в основном на латыни , КЕН столкнулся с проблемой почти полного отсутствия книг и пособий. Поэтому, чтобы справиться с этой проблемой, Общество элементарных книг ( Towarzystwo Ksiąg Elementarnych ). было создано [3] Общество организовало конкурсы на создание лучших учебников. [3] Ученым, работавшим над новыми учебниками польского языка , время от времени приходилось придумывать необходимые словарные статьи. Большая часть изобретенной ими лексики (по химии, физике, математике или грамматике) используется и по сей день.
Комиссия также разработала несколько документов, описывающих весь образовательный процесс. Однако некоторые новые принципы считались слишком новыми для того времени и часто игнорировались. В их число, среди прочего, входил принцип «равенства обоих полов» в сфере образования. В 1780 году оппозиция отказалась подписать Положение о начальных школах (разработанное Коллонтаем).
В 1774 году комиссия взяла на себя управление библиотекой Залуских .
-
Алгебра для национальных школ , (1782).
-
Начальная книга , (1785).
-
Кшиштоф Клюк , Ботаника для национальных школ , (1785).
-
Михал Ян Хубе , Физика для национальных школ (1792).
-
Онуфрий Копчинский , «Макет грамматики для национальных школ» , (1785).
-
Грамматика для национальных школ , (1783).
-
Введение в физику для национальных школ , (1788).
Второй этап (1781–1788)
[ редактировать ]После периода формирования, в течение которого были установлены прерогативы Комиссии, KEN начал переводить школы на новую модель. Трем университетам в Варшаве , Вильнюсе и Кракове было предоставлено право попечительства над школами низшего уровня. Сюда входили школы, оставшиеся под влиянием Римской церкви. Постепенно преподаватели, часто бывшие священниками-иезуитами, были заменены на молодых учителей-мирян, выпускников трех академий. Благодаря этому шагу оппозиция внутри местных школ была окончательно сломлена.
Третий этап (1788–1794)
[ редактировать ]После 1789 г. сторонники реформ в Польском сейме постепенно начали терять свое влияние. Точно так же КЕН был лишен многих своих прежних привилегий. Во время Великого сейма реформаторам пришлось пожертвовать многими из этих привилегий , чтобы заручиться поддержкой решительно реформистской конституции от 3 мая , целью которой было укрепить страну против дальнейшего раздела в 1791 году. В конечном итоге, после победы Тарговицкой Конфедерации , в 1794 году KEN потерял контроль над большинством школ Содружества, и многие его члены были изгнаны или были вынуждены бежать за границу. В их число входил и сам Гуго Коллонтай , которому пришлось бежать в Дрезден . Процесс роспуска Речи Посполитой завершился в 1795 году, ее территория отошла к России, Пруссии и Австрии.
Наследие
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Октябрь 2011 г. ) |
Хотя Комиссия просуществовала всего около 20 лет, ей удалось полностью изменить форму образования в Польше. Школьные программы и книги, основанные на Просвещении , оказали влияние на целое поколение поляков. Кроме того, хотя образование еще было далеко не всеобщим, оно стало доступным гораздо более широкому кругу людей, в том числе и крестьянам. Тысячи учителей, подготовленных в семинариях светских учителей, стали основой польской науки во время разделов , а поколение, получившее образование в школах, созданных и контролируемых КЕН, дало начало наиболее выдающимся деятелям польского восстания и политики в Центральная Европа в 19 веке. Кроме того, 27 элементарных учебников и пособий, изданных Комиссией, заложили основы польской терминологии в химии, физике, логике, грамматике и математике. Их использовали все выдающиеся польские учёные и писатели XIX века, от Адама Мицкевича до Болеслава Пруса и от Львовскую математическую школу во Львовско-Варшавскую историческую школу . «Путеводитель по химии» Енджей Снядецкого использовался в польских школах даже после 1930-х годов.
Часто и с достаточной силой утверждают, что благодаря усилиям Комиссии по народному образованию польский язык и культура не исчезли в небытие во время разделов Польши , несмотря на тяжелую русификацию и германизацию .
Члены
[ редактировать ]Членами Комиссии народного образования были: [4]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Тед Тэппер; Дэвид Палфриман (2005). Понимание массового высшего образования: сравнительные перспективы доступа . Рутледж Фалмер. п. 140. ИСБН 978-0-415-35491-2 . Проверено 17 марта 2013 г.
- ^ Норман Дэвис (28 февраля 2005 г.). Божья площадка: с 1795 года по настоящее время . Издательство Колумбийского университета. п. 167 . ISBN 978-0-231-12819-3 . Проверено 17 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Яцек Ендрух (1998). Конституции, выборы и законодательные органы Польши, 1493–1977: путеводитель по их истории . Книги ЭДЖ. п. 163. ИСБН 978-0-7818-0637-4 . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ Вальдемар Фирлей, Данута Кжесняк-Фирлей, «Комиссия народного образования (1773–1794) - к 240-летию основания КЕН» // «Studia Pedagogiczne. Проблемы Społeczne, Edukacyjne i Artystyczne», 2014, выпуск 24, стр. .39-65 [1]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Горецкий, Данута М. «Комиссия по национальному образованию и гражданскому возрождению через книги в Польше восемнадцатого века». Журнал истории библиотеки 15.2 (1980): 138–166.