Диаграмма Исикавы
Диаграмма Исикавы | |
---|---|
Один из семи основных инструментов качества | |
Впервые описан | Каору Исикава |
Цель | Разобрать (на последовательных уровнях детализации) первопричины, которые потенциально способствуют определенному эффекту. |
Диаграммы Исикавы (также называемые диаграммами «рыбий кости» , [1] диаграммы «елочка» , причинно-следственные диаграммы ) — причинно-следственные диаграммы, созданные Каору Исикавой , которые показывают потенциальные причины конкретного события. [2]
Диаграмма Исикавы обычно используется при проектировании продукта и предотвращении дефектов качества для выявления потенциальных факторов, вызывающих общий эффект. Каждая причина или причина несовершенства является источником вариаций. Причины обычно группируются в основные категории, чтобы идентифицировать и классифицировать источники изменений.
Обзор
[ редактировать ]Дефект , или проблема, которую необходимо решить [1] показан как голова рыбы, обращенная вправо, с причинами, идущими влево в виде рыбьих костей; ребра отходят от позвоночника для основных причин, с ответвлениями для коренных причин на столько уровней, сколько необходимо. [3]
Диаграммы Исикавы были популяризированы в 1960-х годах Каору Исикавой . [4] который внедрил процессы управления качеством на верфях Кавасаки и в процессе стал одним из отцов-основателей современного менеджмента.
Базовая концепция была впервые использована в 1920-х годах и считается одним из семи основных инструментов контроля качества . [5] Она известна как диаграмма рыбьей кости из-за своей формы, напоминающей вид сбоку рыбьего скелета.
Компания Mazda Motors, как известно, использовала диаграмму Исикавы при разработке спортивного автомобиля Miata ( MX5 ). [6]
Коренные причины
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2023 г. ) |
Анализ первопричин предназначен для выявления ключевых взаимосвязей между различными переменными, а возможные причины дают дополнительное понимание поведения процесса. Он показывает причины высокого уровня, которые приводят к возникшей проблеме, предоставляя снимок текущей ситуации. [1]
Может возникнуть путаница в отношении взаимосвязей между проблемами, причинами, симптомами и последствиями. Смит [7] подчеркивает это и общий вопрос: «Это проблема или симптом?» которая ошибочно предполагает, что проблемы и симптомы являются взаимоисключающими категориями. Проблема – это ситуация, требующая улучшения; Симптом — это следствие причины: ситуация может быть как проблемой, так и симптомом.
На практическом уровне причиной является то, что отвечает за эффект или объясняет его – фактор, «чье присутствие имеет решающее значение для возникновения результата». [8]
Причины выявляются в результате анализа, часто в ходе мозгового штурма, и группируются в категории по основным ветвям «рыбьей кости». Чтобы структурировать подход, категории часто выбираются из одной из общих моделей, показанных ниже, но в конкретном случае они могут оказаться чем-то уникальным для приложения.
Каждая потенциальная причина отслеживается, чтобы найти первопричину, часто с использованием техники «5 почему» . [9]
Типичные категории включают в себя:
5 Ms (используется в производстве)
[ редактировать ]Созданная на основе бережливого производства и производственной системы Toyota , 5 Ms является одной из наиболее распространенных схем анализа первопричин: [10]
- Человеческая сила/умственная сила (физическая работа или умственная работа, включает в себя: кайдзен , предложения)
- Машина (оборудование, технология)
- Материал (включая сырье, расходные материалы и информацию)
- Метод (процесс)
- Измерение/среда (осмотр, окружающая среда)
Некоторые расширили их, включив в них еще три, и они называются 8 Ms: [11]
- Миссия/мать-природа (цель, окружающая среда)
- Управление/денежная власть (лидерство)
- Обслуживание
8 P (используются в маркетинге продукции)
[ редактировать ]Эта общая модель для определения важнейших атрибутов для планирования маркетинга продукции часто также используется в анализе первопричин в качестве категорий диаграммы Исикавы: [11]
- Продукт (или услуга)
- Цена
- Место
- Повышение
- Люди (персонал)
- Процесс
- Вещественные доказательства (доказательства)
- Производительность
4 или 5 Ss (используются в сфере услуг)
[ редактировать ]Альтернатива, используемая в сфере услуг, использует четыре категории возможных причин: [12]
- Окружение
- Поставщики
- Системы
- Навык
- Безопасность
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Институт управления проектами, 2015 г. , стр. 20–24, §2.4.4.2 Причинно-следственные диаграммы.
- ^ Исикава, Каору (1968). Руководство по контролю качества . Токио: ДЖУЗЕ.
- ^ Исикава, Каору (1976). Руководство по контролю качества . Азиатская организация производительности. ISBN 92-833-1036-5 .
- ^ Хэнкинс, Джуди (2001). Инфузионная терапия в клинической практике . п. 42.
- ^ Тейг, Нэнси Р. (2004). «Семь основных инструментов качества» . Набор инструментов качества . Милуоки, Висконсин: Американское общество качества. п. 15 . Проверено 5 февраля 2010 г.
- ^ Фрей, Дэниел Д.; Фукуда, С.; Рок, Георг (2011). Совершенствование сложных систем сегодня: материалы 18-й Международной конференции ISPE по параллельному проектированию . Спрингер-Верлаг Лондон. ISBN 978-0857297990 . OCLC 769756418 .
- ^ Смит, Джеральд Ф. «Определение причины проблем с качеством: уроки диагностических дисциплин». Журнал управления качеством 5.2 (1998): 24-41.
- ^ Шустак, Мириам В. «Размышления о причинно-следственной связи». Психология человеческого мышления (1988): 92-115.
- ^ «Диаграмма «рыбья кость»: правильное решение задач» . Руководство по запуску IONOS . Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ Виден, Марсия М. (1952). Анализ характера и последствий отказов (FMEA) для владельцев малого бизнеса и неинженеров: определение и предотвращение того, что может пойти не так . Качественная пресса. ISBN 0873899180 . OCLC 921141300 .
- ^ Jump up to: а б Брэдли, Эдгар (3 ноября 2016 г.). Проектирование надежности: подход жизненного цикла . ЦРК Пресс. ISBN 978-1498765374 . OCLC 963184495 .
- ^ Дадбридж, Майкл (2011). Справочник по бережливому производству в пищевой промышленности . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1444393118 . OCLC 904826764 .
Ссылки
[ редактировать ]- Исикава, Каору (1990); (Переводчик: Дж. Х. Лофтус); Введение в контроль качества ; 448 р; ISBN 4-906224-61-Х ОСЛК 61341428
- Дейл, Барри Г. и др. (2007); Управление качеством, 5-е изд .; ISBN 978-1-4051-4279-3 ОСЛК 288977828
- Институт управления проектами (01.01.2015). Бизнес-анализ для практиков . Институт управления проектами. ISBN 978-1-62825-069-5 .