Jump to content

Диаграмма Исикавы

(Перенаправлено из диаграммы Fishbone )
Диаграмма Исикавы
Один из семи основных инструментов качества
Впервые описан Каору Исикава
Цель Разобрать (на последовательных уровнях детализации) первопричины, которые потенциально способствуют определенному эффекту.

Диаграммы Исикавы (также называемые диаграммами «рыбий кости» , [1] диаграммы «елочка» , причинно-следственные диаграммы ) — причинно-следственные диаграммы, созданные Каору Исикавой , которые показывают потенциальные причины конкретного события. [2]

Диаграмма Исикавы обычно используется при проектировании продукта и предотвращении дефектов качества для выявления потенциальных факторов, вызывающих общий эффект. Каждая причина или причина несовершенства является источником вариаций. Причины обычно группируются в основные категории, чтобы идентифицировать и классифицировать источники изменений.

Пример диаграммы Исикавы показывает причины, способствующие возникновению проблемы.

Дефект , или проблема, которую необходимо решить [1] показан как голова рыбы, обращенная вправо, с причинами, идущими влево в виде рыбьих костей; ребра отходят от позвоночника для основных причин, с ответвлениями для коренных причин на столько уровней, сколько необходимо. [3]

Диаграммы Исикавы были популяризированы в 1960-х годах Каору Исикавой . [4] который внедрил процессы управления качеством на верфях Кавасаки и в процессе стал одним из отцов-основателей современного менеджмента.

Базовая концепция была впервые использована в 1920-х годах и считается одним из семи основных инструментов контроля качества . [5] Она известна как диаграмма рыбьей кости из-за своей формы, напоминающей вид сбоку рыбьего скелета.

Компания Mazda Motors, как известно, использовала диаграмму Исикавы при разработке спортивного автомобиля Miata ( MX5 ). [6]

Коренные причины

[ редактировать ]
Диаграмма Исикавы, показывающая возможные основные причины размытой фотографии

Анализ первопричин предназначен для выявления ключевых взаимосвязей между различными переменными, а возможные причины дают дополнительное понимание поведения процесса. Он показывает причины высокого уровня, которые приводят к возникшей проблеме, предоставляя снимок текущей ситуации. [1]

Может возникнуть путаница в отношении взаимосвязей между проблемами, причинами, симптомами и последствиями. Смит [7] подчеркивает это и общий вопрос: «Это проблема или симптом?» которая ошибочно предполагает, что проблемы и симптомы являются взаимоисключающими категориями. Проблема – это ситуация, требующая улучшения; Симптом — это следствие причины: ситуация может быть как проблемой, так и симптомом.

На практическом уровне причиной является то, что отвечает за эффект или объясняет его – фактор, «чье присутствие имеет решающее значение для возникновения результата». [8]

Причины выявляются в результате анализа, часто в ходе мозгового штурма, и группируются в категории по основным ветвям «рыбьей кости». Чтобы структурировать подход, категории часто выбираются из одной из общих моделей, показанных ниже, но в конкретном случае они могут оказаться чем-то уникальным для приложения.

Каждая потенциальная причина отслеживается, чтобы найти первопричину, часто с использованием техники «5 почему» . [9]

Типичные категории включают в себя:

5 Ms (используется в производстве)

[ редактировать ]

Созданная на основе бережливого производства и производственной системы Toyota , 5 Ms является одной из наиболее распространенных схем анализа первопричин: [10]

  • Человеческая сила/умственная сила (физическая работа или умственная работа, включает в себя: кайдзен , предложения)
  • Машина (оборудование, технология)
  • Материал (включая сырье, расходные материалы и информацию)
  • Метод (процесс)
  • Измерение/среда (осмотр, окружающая среда)

Некоторые расширили их, включив в них еще три, и они называются 8 Ms: [11]

  • Миссия/мать-природа (цель, окружающая среда)
  • Управление/денежная власть (лидерство)
  • Обслуживание

8 P (используются в маркетинге продукции)

[ редактировать ]

Эта общая модель для определения важнейших атрибутов для планирования маркетинга продукции часто также используется в анализе первопричин в качестве категорий диаграммы Исикавы: [11]

  • Продукт (или услуга)
  • Цена
  • Место
  • Повышение
  • Люди (персонал)
  • Процесс
  • Вещественные доказательства (доказательства)
  • Производительность

4 или 5 Ss (используются в сфере услуг)

[ редактировать ]

Альтернатива, используемая в сфере услуг, использует четыре категории возможных причин: [12]

  • Окружение
  • Поставщики
  • Системы
  • Навык
  • Безопасность

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Институт управления проектами, 2015 г. , стр. 20–24, §2.4.4.2 Причинно-следственные диаграммы.
  2. ^ Исикава, Каору (1968). Руководство по контролю качества . Токио: ДЖУЗЕ.
  3. ^ Исикава, Каору (1976). Руководство по контролю качества . Азиатская организация производительности. ISBN  92-833-1036-5 .
  4. ^ Хэнкинс, Джуди (2001). Инфузионная терапия в клинической практике . п. 42.
  5. ^ Тейг, Нэнси Р. (2004). «Семь основных инструментов качества» . Набор инструментов качества . Милуоки, Висконсин: Американское общество качества. п. 15 . Проверено 5 февраля 2010 г.
  6. ^ Фрей, Дэниел Д.; Фукуда, С.; Рок, Георг (2011). Совершенствование сложных систем сегодня: материалы 18-й Международной конференции ISPE по параллельному проектированию . Спрингер-Верлаг Лондон. ISBN  978-0857297990 . OCLC   769756418 .
  7. ^ Смит, Джеральд Ф. «Определение причины проблем с качеством: уроки диагностических дисциплин». Журнал управления качеством 5.2 (1998): 24-41.
  8. ^ Шустак, Мириам В. «Размышления о причинно-следственной связи». Психология человеческого мышления (1988): 92-115.
  9. ^ «Диаграмма «рыбья кость»: правильное решение задач» . Руководство по запуску IONOS . Проверено 23 декабря 2021 г.
  10. ^ Виден, Марсия М. (1952). Анализ характера и последствий отказов (FMEA) для владельцев малого бизнеса и неинженеров: определение и предотвращение того, что может пойти не так . Качественная пресса. ISBN  0873899180 . OCLC   921141300 .
  11. ^ Jump up to: а б Брэдли, Эдгар (3 ноября 2016 г.). Проектирование надежности: подход жизненного цикла . ЦРК Пресс. ISBN  978-1498765374 . OCLC   963184495 .
  12. ^ Дадбридж, Майкл (2011). Справочник по бережливому производству в пищевой промышленности . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-1444393118 . OCLC   904826764 .
  • Исикава, Каору (1990); (Переводчик: Дж. Х. Лофтус); Введение в контроль качества ; 448 р; ISBN   4-906224-61-Х ОСЛК   61341428
  • Дейл, Барри Г. и др. (2007); Управление качеством, 5-е изд .; ISBN   978-1-4051-4279-3 ОСЛК   288977828
  • Институт управления проектами (01.01.2015). Бизнес-анализ для практиков . Институт управления проектами. ISBN  978-1-62825-069-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5afc58afe4350619a69657748d994de4__1715285100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5a/e4/5afc58afe4350619a69657748d994de4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ishikawa diagram - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)