Jump to content

Тематическая информационная система

(Перенаправлено с карты проблем )

Информационная система , основанная на проблемах (IBIS), представляет собой основанный на аргументации подход к прояснению сложных проблем — сложных, плохо определенных проблем, в которых участвуют многочисленные заинтересованные стороны . [1] Диаграммную визуализацию с использованием нотации IBIS часто называют картографированием проблем . [2] : IX

IBIS был изобретен Вернером Кунцем и Хорстом Риттелем в 1960-х годах. По словам Кунца и Риттеля, «информационные системы, ориентированные на проблемы (IBIS), предназначены для поддержки координации и планирования процессов принятия политических решений. IBIS направляет идентификацию , структурирование и решение проблем , поднятых группами по решению проблем, и предоставляет информацию, относящуюся к дискурс » . [1]

Впоследствии понимание планирования и проектирования как процесса аргументации (проектировщика с самим собой или с другими) привело к использованию IBIS для обоснования дизайна . [3] [4] где обозначение IBIS является одним из множества различных видов обозначений обоснования. [5] Простота нотации IBIS и ее ориентация на вопросы делают ее особенно подходящей для представления разговоров на ранней исследовательской фазе решения проблемы, когда проблема относительно плохо определена. [6] : 204 

Базовая структура IBIS представляет собой граф . Поэтому вполне подходит для манипулирования компьютером, как в графовой базе данных . [7]

Элементами IBIS являются: проблемы (вопросы, на которые необходимо ответить), каждая из которых связана с альтернативными позициями (возможными ответами или идеями) (возможными ответами или идеями), которые связаны с аргументами , поддерживающими или возражающими против данной позиции; Аргументы, поддерживающие позицию, называются «за», а аргументы, возражающие против позиции, называются «против». [1] [8] В ходе рассмотрения проблем возникают новые проблемы, которые решаются аналогичным образом. [9] [10]

Элементы IBIS обычно представляются как узлы , а связи между элементами — как направленные ребра (стрелки). [11]

Диаграмма риторических правил информационной системы, основанной на проблемах (IBIS), которая имеет три узла (кружки с надписью «проблема», «позиция», «аргумент»), соединенные направленными краями (стрелками), которые показывают, какие узлы могут вести к другим узлам в IBIS. обозначение
IBIS, как обычно используется, имеет три основных элемента (или типа узлов, помеченных как «проблема», «позиция», «аргумент») и ограниченный набор способов соединения узлов. [7] : 305  Проблемы (вопросы) могут быть связаны с любым узлом. Позиции (ответы) могут быть связаны только с вопросами. Аргументы могут быть связаны с позициями, но не с вопросами.

В 1988 году Дуглас Э. Ноубл и Хорст Риттель описали общую цель IBIS следующим образом:

Тематические информационные системы используются как средство расширения охвата проблемы. Поощряя более высокую степень участия, особенно на ранних этапах процесса, дизайнер увеличивает вероятность того, что трудности предлагаемого им решения, невидимые им, будут обнаружены другими. Поскольку проблему, наблюдаемую разработчиком, всегда можно рассматривать как просто симптом другой проблемы более высокого уровня , аргументативный подход также увеличивает вероятность того, что кто-то попытается атаковать проблему с этой точки зрения. Еще одной желательной характеристикой проблемно-ориентированной информационной системы является то, что она помогает сделать процесс проектирования «прозрачным». Прозрачность здесь означает способность наблюдателей, а также участников отслеживать процесс принятия решений. [3]

Нотация IBIS использовалась вместе с нотацией диаграммы функционального анализа (FAD) в качестве вспомогательного средства для анализа первопричин . [12] [13]

Картирование проблем

[ редактировать ]

Нотация IBIS используется при картировании проблем, [2] : IX метод визуализации аргументов, тесно связанный с отображением аргументов . [6] Карта проблемы призвана всесторонне представить риторическую структуру разговора (или серии разговоров) с точки зрения участников разговора, в отличие от идеальной концептуальной структуры, такой как, например, диаграмма причинно-следственной связи , блок-схема или структурная схема . [2] : 264 

Простой пример отображения проблем с использованием нотации информационной системы на основе проблем (IBIS), которая формирует ориентированный ациклический граф из 13 узлов IBIS (кружки с пометками «проблема», «позиция», «аргумент») и направленных ребер (стрелки)
На этом графике показан простой пример отображения проблем с использованием нотации IBIS со значками. В рамках ограничений риторических правил IBIS возможны многие другие конфигурации, а карты проблем могут расширяться до бесконечности.

Отображение диалогов

[ редактировать ]

Картирование проблем является основой метода проведения встреч , называемого картированием диалога . [14] [15] [16] При картировании диалогов человек, называемый координатором, использует нотацию IBIS для записи происходящего группового разговора на «общем дисплее» (обычно видеопроекторе). Фасилитатор слушает разговор и резюмирует идеи, упомянутые в разговоре, на общем дисплее, используя систему обозначений IBIS, и, если возможно, «проверяет» карту, часто сверяясь с группой, чтобы убедиться, что каждый записанный элемент точно отражает мышление группы. [16] Картирование диалога, как и некоторые другие методы фасилитации, называют «недирективным», поскольку оно не требует от участников или лидеров согласования повестки дня или определения проблемы. [17] Пользователи картографирования диалогов сообщают, что картирование диалогов при определенных условиях может повысить эффективность встреч за счет сокращения ненужной избыточности и отступлений в разговорах, а также других преимуществ. [16] [18]

Карта диалога не претендует на то, чтобы быть такой же формальной, как, например, логическая диаграмма или дерево решений , а скорее призвана быть комплексным отображением всех идей, которыми люди поделились во время разговора. [16] Другие алгоритмы принятия решений могут быть применены к карте диалога после ее создания. [19] хотя картирование диалогов также хорошо подходит для ситуаций, которые слишком сложны и контекстно-зависимы для алгоритмического подхода к принятию решений . [16] Некоторые исследователи и практики объединили IBIS с программным обеспечением для числового принятия решений, основанным на принятии многокритериальных решений . [20] [21] [22] [23]

Графический IBIS в Компендиуме (программное обеспечение)

Интерес Риттеля лежал в области государственной политики и планирования, что также является контекстом, в котором он и его коллеги определяли зловещие проблемы . [24] Поэтому неудивительно, что Кунц и Риттель рассматривали IBIS как «тип информационной системы, предназначенной для поддержки работы кооперативов, таких как правительственные или административные учреждения или комитеты, группы планирования и т. д., которые сталкиваются с комплексом проблем, чтобы достичь успеха». в плане решения». [1]

На момент написания статьи Кунца и Риттеля использовались три ручные бумажные системы типа IBIS — две в правительственных учреждениях и одна в университете. [1] [25]

Возобновление интереса к системам типа IBIS возникло в следующем десятилетии, когда достижения в области технологий позволили разработать относительно недорогие компьютерные системы типа IBIS. [3] [7] [26] К 1983 году Рэймонд МакКолл и его коллеги внедрили версию IBIS под названием PHIBIS (процедурно-иерархический IBIS) в программном обеспечении для персональных компьютеров под названием MIKROPLIS (система планирования и информации на базе микрокомпьютера), которая описывалась как информационная система для «профессиональных специалистов по решению проблем, включая планировщики, дизайнеры и ученые». [27] [28] В 1987 году Дуглас Э. Ноубл завершил компьютерную программу IBIS в рамках своей докторской диссертации. [3] Другая компьютерная программа IBIS, разработанная в конце 1980-х годов, называлась HyperIBIS. [29] Джефф Конклин и его коллеги адаптировали структуру IBIS для использования в разработке программного обеспечения, создав гипертекстовую систему gIBIS (графический IBIS) в конце 1980-х годов. [7] [26] Примерно в 1990 году программа под названием «Помощник по аргументации авторов» (AAA) объединила модель PHIBIS с моделью аргументации Тулмина в «инструменте для создания аргументированных текстов на основе гипертекста». [30] В 1990-х годах исследователи архитектуры экспериментировали с улучшением IBIS с помощью системы нечетких рассуждений . [31] [32]

Несколько других графических систем типа IBIS были разработаны после того, как стало понятно, что такие системы облегчают совместное проектирование и решение проблем . [4] Эти усилия завершились созданием инструмента Compendium (программного обеспечения) с открытым исходным кодом , который поддерживает, среди прочего, графическую нотацию IBIS. [4] [33] [34] Еще один инструмент IBIS, интегрируемый с Microsoft SharePoint, называется Glyma. [2] : 290  Подобные инструменты, которые не используют базу данных для хранения, включают DRed (редактор Design Rationale). [35] и дизайнVUE. [36]

С середины 2000-х годов возобновился интерес к системам типа IBIS, особенно в контексте осмысления и совместного решения проблем в различных социальных и технических контекстах. [2] [37] [6] [38] [39] Особо следует отметить метод упрощения формальностей, называемый картографированием диалогов, который использует нотацию IBIS для отображения проектного (или любого другого) диалога по мере его развития. [15] [16]

В 2021 году исследователи сообщили, что нотация IBIS используется в D-Agree, платформе поддержки дискуссий с искусственного интеллекта . поддержкой [40] Деревья обсуждений в D-Agree, созданные на основе IBIS, содержат комбинацию четырех типов элементов: проблемы, идеи, плюсы и минусы. [40] [41] Программное обеспечение извлекает структуру обсуждения в режиме реального времени на основе IBIS, автоматически классифицируя все предложения. [40] [41]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Кунц, Вернер; Риттель, Хорст WJ (июль 1970 г.). Проблемы как элементы информационных систем (Рабочая статья). Беркли: Институт городского и регионального развития, Калифорнийский университет, Беркли . OCLC   5065959 . 131.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Окада, Александра; Бэкингем Шам, Саймон Дж.; Шерборн, Тони, ред. (2014) [2008]. Картография знаний: программные средства и методы картографирования . Расширенная обработка информации и знаний (2-е изд.). Нью-Йорк: Springer-Verlag . дои : 10.1007/978-1-4471-6470-8 . ISBN  978-1447164692 . ОСЛК   890438015 . S2CID   28008938 . Проверено 24 февраля 2016 г. .
  3. ^ Jump up to: а б с д Риттель, Хорст В.Дж .; Ноубл, Дуглас Э. (январь 1989 г.) [1988]. Тематические информационные системы для проектирования (PDF) (Рабочий документ). Беркли: Институт городского и регионального развития, Калифорнийский университет, Беркли . OCLC   20155825 . 492 . Проверено 26 мая 2017 г. Первоначально представлено на конференции ACADIA '88, Ассоциация компьютерного проектирования в архитектуре , Мичиганский университет , октябрь 1988 года.
  4. ^ Jump up to: а б с Бэкингем Шам, Саймон Дж.; Селвин, Альберт М.; Сиерхейс, Мартен; Конклин, Э. Джеффри; Хейли, Чарльз Б.; Нусейбе, Башар (2006). «Гипермедийная поддержка обоснования, основанного на аргументации: 15 лет спустя от gIBIS и QOC» (PDF) . В Дютуа, Аллен Х.; МакКолл, Рэймонд; Мистрик, Иван; Пэч, Барбара (ред.). Управление обоснованием в разработке программного обеспечения . Берлин; Нью-Йорк: Springer-Verlag. стр. 111–132. дои : 10.1007/978-3-540-30998-7_5 . ISBN  978-3540309970 . OCLC   68629169 . Проверено 24 февраля 2016 г. .
  5. ^ Букингем Шам, Саймон Дж. (1991). «Когнитивные аспекты обоснования дизайна» . В подгузнике, Дэн; Хаммонд, Ник В. (ред.). Люди и компьютеры VI: материалы конференции HCI '91, 20–23 августа 1991 г. . Серия конференций Британского компьютерного общества . Том. 3. Кембридж, Великобритания; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . стр. 331–344. ISBN  978-0521416948 . OCLC   24871337 . Также доступен как: Технический отчет EPC-91-114, ранг Xerox EuroPARC .
  6. ^ Jump up to: а б с Калмси, Пол; Авати, Кайлас (2013) [2011]. «Глава 7: Визуализация рассуждений и Глава 8: Обоснование, основанное на аргументации» . Путеводитель для еретиков по лучшим практикам: реальность решения сложных проблем в организациях . Блумингтон, Индиана: iUniverse, Inc., стр. 153–211. ISBN  978-1462058549 . OCLC   767703320 .
  7. ^ Jump up to: а б с д Конклин, Э. Джеффри; Бегеман, Майкл Л. (октябрь 1988 г.). «ГИБИС: гипертекстовый инструмент для исследовательского обсуждения политики» (PDF) . Транзакции ACM в информационных системах . 6 (4): 303–331. дои : 10.1145/58566.59297 . S2CID   2609461 . Проверено 26 мая 2017 г.
  8. ^ Авати, Кайлас (8 июля 2009 г.). «Что и откуда тематические информационные системы» . восемь2late.wordpress.com . Проверено 24 февраля 2016 г. .
  9. ^ Авати, Кайлас (7 апреля 2009 г.). «Проблемы, идеи и аргументы: коммуникативно-ориентированный подход к решению сложности проекта» . восемь2late.wordpress.com . Проверено 24 февраля 2016 г. .
  10. ^ «Полевой справочник IBIS: исследование сложности» (PDF) . cognexus.org . Институт КогНексус. Декабрь 2010 года . Проверено 15 августа 2018 г.
  11. ^ Лиен, Магнус (весна 2016 г.). Контекстный поиск в тематических информационных системах: к обнаружению информации в сложных дискурсивных графах (PDF) (магистерская диссертация). Осло, Норвегия: Факультет информатики Университета Осло . п. 19. HDL : 10852/51629 .
  12. ^ Аурисиккио, Марко; Брейсвелл, Роб; Хуи, Бекки Л. (июнь 2016 г.). «Картирование обоснований и функциональное моделирование, расширенный анализ первопричин» (PDF) . Наука безопасности . 85 : 241–257. дои : 10.1016/j.ssci.2015.12.022 .
  13. ^ Муленга, Кабве; Чжао, Сюцзе; Се, Мин; Чикамба, Чипили (февраль 2018 г.). «Исследование коренных причин серьезных отказов критически важных компонентов на примере асбестоцементных труб». Инженерный анализ отказов . 84 : 121–130. doi : 10.1016/j.engfailanal.2017.08.024 .
  14. ^ Ким, Юджин Эрик (27 сентября 2001 г.). «Картирование диалогов: решение сложных проблем» . Журнал доктора Добба . Архивировано из оригинала 9 декабря 2006 года . Проверено 21 февраля 2023 г.
  15. ^ Jump up to: а б Конклин, Э. Джеффри (2003). «Картирование диалогов: размышления на примере промышленного потенциала» . В Киршнере, Пол Артур; Бэкингем Шам, Саймон Дж.; Карр, Чад С. (ред.). Визуализация аргументации: программные инструменты для совместного и образовательного осмысления . Совместная работа с компьютерной поддержкой. Лондон; Нью-Йорк: Springer-Verlag . стр. 117–136 . дои : 10.1007/978-1-4471-0037-9 . ISBN  978-1852336646 . OCLC   50676911 . S2CID   46267938 . Проверено 24 февраля 2016 г. .
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж Конклин, Э. Джеффри (2006). Картирование диалога: формирование общего понимания непростых проблем . Чичестер, Великобритания; Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons . ISBN  978-0470017685 . ОСЛК   60491946 . Проверено 24 февраля 2016 г. .
  17. ^ Субисаррета, Роза (2006). «Практический диалог: новые подходы к эффективному сотрудничеству» (PDF) . В Шумане, Сэнди (ред.). Создание культуры сотрудничества: справочник Международной ассоциации фасилитаторов . Сан-Франциско: Джосси-Басс . стр. 257–278. ISBN  978-0787981167 . OCLC   70659897 .
  18. ^ «Сообщество компендиума» . compendium.open.ac.uk . Проверено 15 августа 2018 г.
  19. ^ Например, см. раздел 4.2 «Карты аргументов как инструменты рассуждения» в: Брун, Георг; Бец, Грегор (2016). «Анализ практической аргументации» (PDF) . В Ханссоне, Свен Уве; Хирш Хадорн, Гертруда (ред.). Аргументативный поворот в политическом анализе: рассуждения о неопределенности . Логика, аргументация и рассуждение. Том. 10. Чам; Нью-Йорк: Springer-Verlag . стр. 39–77. дои : 10.1007/978-3-319-30549-3_3 . ISBN  978-3319305479 . OCLC   950884495 .
  20. ^ Уэрдане, Вассила; Моде, Николя; Цукиас, Алексис (2010). «Теория аргументации и помощь в принятии решений» . В Эрготте, Матиас; Фигейра, Хосе; Греко, Сальваторе (ред.). Тенденции в анализе решений по множественным критериям . Международная серия по исследованию операций и науке управления. Том. 142. Нью-Йорк: Springer-Verlag . стр. 177–208. дои : 10.1007/978-1-4419-5904-1_7 . ISBN  978-1441959034 . OCLC   495781251 .
  21. ^ Алдеа, Арантса; Баньярес-Алькантара, Рене; Скшипчак, Саймон (сентябрь 2012 г.). «Управление информацией для поддержки процесса принятия решений». Журнал управления информацией и знаниями . 11 (3): 1250016. doi : 10.1142/S0219649212500165 .
  22. ^ Аурисиккио, Марко; Барони, Пьетро; Пеллегрини, Дарио; Тони, Франческа (2016). «Сравнение и интеграция поддержки принятия решений на основе аргументации и матрицы в Arg&Dec» (PDF) . В черном, Элизабет; Модгил, Санджай; Орен, Нир (ред.). Теория и применение формальной аргументации: третий международный семинар, TAFA 2015, Буэнос-Айрес, Аргентина, 25–26 июля 2015 г., пересмотренные избранные статьи . Конспекты лекций по информатике. Том. 9524. Чам; Нью-Йорк: Springer-Verlag . стр. 1–20. дои : 10.1007/978-3-319-28460-6_1 . ISBN  978-3319284590 . OCLC   935213333 . S2CID   26992976 .
  23. ^ Калмси, Пол (8 июня 2017 г.). «Инновации в принятии решений по крупному инфраструктурному проекту: тематическое исследование по картированию диалога» . Medium.com . Проверено 18 октября 2017 г.
  24. ^ Риттель, Хорст В.Дж .; Уэббер, Мелвин М. (июнь 1973 г.). «Дилеммы общей теории планирования» (PDF) . Политические науки . 4 (2): 155–169. дои : 10.1007/BF01405730 . S2CID   18634229 . Проверено 24 февраля 2016 г. .
  25. ^ Грант, Дональд П. (1982). «Проблемная информационная система (ИБИС)» . В Олсене, Ширли А. (ред.). Групповое планирование и методы решения задач в инженерном менеджменте . Управление строительством и инжиниринг. Нью-Йорк: Уайли. стр. 203–246 . ISBN  0471083119 . OCLC   7947896 .
  26. ^ Jump up to: а б Конклин, Э. Джеффри; Бегеман, Майкл Л. (май 1989 г.). «ГИБИС: инструмент для всех целей» . Журнал Американского общества информатики . 40 (3): 200–213. doi : 10.1002/(SICI)1097-4571(198905)40:3<200::AID-ASI11>3.0.CO;2-U . Проверено 24 февраля 2016 г. .
  27. ^ МакКолл, Рэймонд; Шааб, Барбара; Шулер, Вольфганг (1983). «Информационная станция для решения проблем: концепции системы» . В Керен, Карл; Перлмуттер, Линда (ред.). Применение мини- и микрокомпьютеров в информации, документации и библиотеках: материалы Международной конференции по применению мини- и микрокомпьютеров в информации, документации и библиотеках, Тель-Авив, Израиль, 13–18 марта. , 1983 . Современные темы передачи информации. Том. 3. Амстердам; Нью-Йорк: Северная Голландия. стр. 245–251 . ISBN  0444867678 . OCLC   9828460 .
  28. ^ Суонсон, Э. Бертон (август 2016 г.). «Вспоминая IBIS: можно ли дисциплинировать аргументацию?» . На волне ИТ-инноваций: 22-я Американская конференция по информационным системам (AMCIS 2016): Сан-Диего, Калифорния, США, 11–14 августа 2016 г.: материалы . Ред-Хук, Нью-Йорк: Curran Associates. стр. 1–9. OCLC   963804471 .
  29. ^ Изенманн, Северин (1992). «HyperIBIS – инструмент аргументированного решения проблем» . В Тхоа, А. Мин; Рамос, Исидро (ред.). Приложения баз данных и экспертных систем: материалы международной конференции, Валенсия, Испания, 1992 г. Вена; Нью-Йорк: Springer-Verlag. стр. 185–190 . дои : 10.1007/978-3-7091-7557-6_32 . ISBN  978-3709175576 . OCLC   26256854 .
  30. ^ Шулер, Вольфганг; Смит, Джон Б. (1992) [1990]. «Помощник по аргументации автора (AAA): инструмент для создания аргументативных текстов на основе гипертекста» (PDF) . В Ризке, Антуан; Штрайц, Норберт А.; Андре, Жак (ред.). Гипертекст: концепции, системы и приложения: материалы Первой европейской конференции по гипертексту, INRIA, Франция, ноябрь 1990 г. Кембриджская серия об электронных публикациях. Кембридж, Великобритания; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 137–151. ISBN  978-0521405171 . ОСЛК   24908133 .
  31. ^ Цао, Кинсан; Процен, Жан-Пьер (1997). «Управление информацией с помощью системы нечетких рассуждений в дизайнерских рассуждениях и аргументации, основанной на проблемах» (PDF) . В Юнге, Ричард (ред.). CAAD Futures 1997: материалы 7-й Международной конференции по будущему автоматизированного архитектурного проектирования, состоявшейся в Мюнхене, Германия, 4–6 августа 1997 года . Дордрехт; Бостон: Академическое издательство Kluwer. стр. 771–786. дои : 10.1007/978-94-011-5576-2_56 . ISBN  0792347269 . OCLC   37844085 .
  32. ^ Цао, Кинсан; Процен, Жан-Пьер (июль 1999 г.). «Управление проектной информацией: проблемно-ориентированные информационные системы и система нечетких рассуждений». Дизайнерские исследования . 20 (4): 343–362. дои : 10.1016/S0142-694X(98)00042-8 .
  33. ^ Дэвис, Стивен; Велес-Моралес, Хавьер; Кинг, Роджер (август 2005 г.). Построение мемекса шестьдесят лет спустя: тенденции и направления развития баз личных знаний (Технический отчет). Боулдер, Колорадо: Департамент компьютерных наук Университета Колорадо в Боулдере . CU-CS-997-05.
  34. ^ Монтибеллер, Жилберто; Шоу, Дункан; Уэсткомб, Марк (май 2006 г.). «Использование систем поддержки принятия решений для облегчения социального процесса управления знаниями». Исследования и практика управления знаниями . 4 (2): 125–137. дои : 10.1057/palgrave.kmrp.8500092 . S2CID   62679835 .
  35. ^ Уоллес, Кен; Ахмед, Саима; Брейсвелл, Роб (2005). «Управление инженерными знаниями». В Кларксоне, Джон; Экерт, Клаудия (ред.). Совершенствование процесса проектирования: обзор современной практики . Лондон: Springer-Verlag. стр. 326–343. дои : 10.1007/978-1-84628-061-0_14 . ISBN  978-1852337018 . OCLC   55887578 .
  36. ^ Барони, Пьетро; Романо, Марко; Тони, Франческа ; Аурисиккио, Марко; Бертанца, Джорджио (2013). «Подход на основе аргументации для автоматической оценки дебатов о дизайне». В Лейте, Жоау Александре; Сын, Чан Цао; Торрони, Паоло; Торре, Леон ван дер; Вольтран, Стефан (ред.). Вычислительная логика в мультиагентных системах: 14-й международный семинар CLIMA XIV, Корунья, Испания, 16–18 сентября 2013 г.: материалы . Конспекты лекций по искусственному интеллекту. Том. 8143. Берлин; Нью-Йорк: Springer-Verlag. стр. 340–356. дои : 10.1007/978-3-642-40624-9_21 . ISBN  978-3642406232 . OCLC   861569813 .
  37. ^ Конклин, Э. Джеффри (июнь 2008 г.). «Расширение глобальной базы проблем: проблемный подход к обсуждению политики» (PDF) . Доклад, представленный на конференции «Направления и последствия передовых вычислений» и конференции по онлайн-обсуждению (DIAC-2008/OD-2008), 26–29 июня 2008 г., Калифорнийский университет, Беркли . Проверено 17 октября 2017 г.
  38. ^ Маккрикард, Скотт (2012). Выдвижение утверждений: утверждение как инструмент проектирования, сбора и обмена знаниями в HCI . Обобщающие лекции по человекоцентрированной информатике. Том. 15. Сан-Рафаэль, Калифорния: Морган и Клейпул. стр. 1–125. дои : 10.2200/S00423ED1V01Y201205HCI015 . ISBN  978-1608459056 . OCLC   847741769 .
  39. ^ Кэрролл, Джон М. , изд. (2013). Креативность и обоснование: улучшение человеческого опыта посредством дизайна . Серия «Взаимодействие человека и компьютера». Том. 20. Лондон; Нью-Йорк: Springer-Verlag. дои : 10.1007/978-1-4471-4111-2 . ISBN  978-1447141105 . OCLC   785082605 . S2CID   20075176 .
  40. ^ Jump up to: а б с Хадфи, Рафик; Хакбин, Джавад; Сахаб, София; Ито, Такаюки (август 2021 г.). «Аргументативные разговорные агенты для онлайн-дискуссий» . Журнал системной науки и системной инженерии . 30 (4): 450–464. дои : 10.1007/s11518-021-5497-1 . ПМЦ   8143987 . ПМИД   34054250 .
  41. ^ Jump up to: а б Ито, Такаюки; Хадфи, Рафик; Сузуки, Шота (июнь 2022 г.). «Агент, облегчающий массовое обсуждение: система поддержки массового обсуждения, основанная на автоматизированном агенте фасилитатора» . Групповое решение и переговоры . 31 (3): 621–647. дои : 10.1007/s10726-021-09765-8 . hdl : 2433/277567 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 07e5821822701eddb2d022b66dd91b73__1719200340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/73/07e5821822701eddb2d022b66dd91b73.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Issue-based information system - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)