Рикард Шварц
Рикард Шварц | |
---|---|
Рожденный | Рикард Дундо Шварц (иногда пишется Шварц или Шварц) 20 сентября 1897 г. |
Умер | 1941 (43–44 года) |
Эра | 20 век |
Рикард Шварц (20 сентября 1897, Загреб — конец 1941, Ясеновац ), хорватский композитор , дирижёр и музыкальный писатель . [ 1 ] [ 2 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Он родился в загребской еврейской семье , приехавшей из Надьканижи в Венгрии . Его отец Людевит, юрист и политик (Загреб, 1858 — Загреб , 1943), был первым еврейским представителем в хорватском парламенте (1887 — 1906 и 1910 — 1913), представителем в хорватско-венгерском парламенте в Будапеште (1892 — 1913) . ) и член городского совета Загребского городского собрания (1892–1904). Мать Рикарда Ирда (Сида), урожденная Краус, 1870 г., умерла в Загребе 6 февраля 1904 г., оставив четырех детей без матери: Рикарда и его брата Вилима, а также дочерей Наду и Анамарию.
Рикард получил начальное и среднее образование в Загребе. В то же время он получил музыкальное образование в школе Хорватского музыкального института в Загребе, где учился игре на скрипке в классе Вацлава Хумла , игре на фортепиано в классе Эрнеста Краута и теории у Франьо Дугана и Фран Лготки .
Музыкальная карьера
[ редактировать ]Незадолго до поступления он начал сочинять и написал свои первые произведения, посвященные фортепиано: «Маленькая прелюдия» (20 апреля 1916 г.) и «Анданте» (18 августа 1916 г.). В том же году, вдохновленный стихами хорватского поэта Драгутина Домьянича , Рикард Шварц сочинил две сольные песни под названием «В мистической ночи» и «Мертвое озеро» . Его ранняя композиторская деятельность была внезапно прервана войной и мобилизацией . В это же время Шварц сочинил «Все напрасно» (17 июня 1917) еще одну сольную песню для сопрано и фортепиано на стихи Владимира Назора . По возвращении из армии в 1918 году по желанию отца он начал курс химии на инженерном факультете в Загребе (1918/1919), вскоре перейдя в Высшую техническую школу в Вене .
Богатая музыкальная жизнь Вены и твердая уверенность в том, что у него есть музыкальное призвание, направили его, однако, в сторону искусства, и в 1919 году он поступил на очное отделение Государственной академии музыки и исполнительских искусств в Вене . В Вене Рикард посещал лекции Арнольда Шёнберга , Альбана Берга и Йозефа Маркса , учился игре на фортепиано у Франца Йозефа Мозера, а также дирижированию у Людвига Кайзера. В лоне тогдашней тогдашней школы Арнольда Шенберга и под руководством Альбана Берга в венский период Шварц сочинил восемь пьес: Сонату для скрипки и фортепиано до минор , Вариации и Фугато на тему Менуэта Моцарта для фортепиано 2hdg, Пять Песни на стихи из «Тысячи и одной ночи» Ганса Бетге , струнный квартет си-бемоль мажор , сольные песни «Иногда бывает» из цикла Райнера Марии Рильке Ранние стихи (1919), Прелюдия для фортепиано (1921), две хоровые пьесы на идишские тексты Inser rebenju и Kinder kimt и оркестровая баллада Under the Deck. (для баритона с оркестром ) по мотивам Назора цикла миниатюр «Галерные рабы» . В бумагах Шварца также можно найти фрагмент «Колыбельной» для скрипки с оркестром или, возможно, фортепиано, а также партитуру « Романтической симфонии», написанной в Нови-Саде в 1938 году.
После завершения учебы в 1922 году Рикард вернулся в Загреб. [ 3 ] где, желая показать свои венские произведения, 28 сентября 1922 года устроил композиторский вечер в Хорватском музыкальном институте . Рецензия признала его композиторское мастерство. Он нашел рынок для скрипичной сонаты до минор и струнного квартета си-бемоль мажор (которого сейчас нет) в Вене и Саутгемптоне . Шварц, как он сам пишет, отказался от учебы в Вене «по финансовым причинам», а продолжил музыкальную карьеру, в основном преподавание, дирижирование и журналистику , в Осиеке и Сплите . Вместе с Максом Унгером в Осиеке был одним из инициаторов идеи превратить музыкальную школу в городскую консерваторию. Он составил учебную программу консерватории и создал ее библиотеку по образцу научного плана Загребской консерватории.
С 1924 года работал оперным дирижером в Национальном театре , хормейстером Певческого общества «Кухач» , преподавателем в Городской консерватории , музыкальным критиком в газетах «Die Drau» , «Kazališni list» , «Jugoslovenski muzičar» и «Hrvatski list» . Очень часто вместе с Лавом Мирским дирижировал Осиековским филармоническим оркестром и спектаклями оперетт. Финансовые трудности в музыкальном отделении Осиекского театра и филармонии привели к его переезду в Сплит , где в конце 1926 года он работал в Опере . В Сплите 1 апреля 1927 года в сотрудничестве со скрипачкой Марией Жежель и пианисткой Елкой Карловацем он основал частную школу. Кратковременное пребывание в Сплите было очень плодотворным для Шварца, поскольку он не только преподавал, но и руководил оркестром и хором Певческого общества «Звонимир» и дал симфонический концерт со Сплитским филармоническим оркестром. Продолжал работать музыкальным обозревателем в журналах «Ново доба» и «Ютарнджи лист» . Поскольку во время своего пребывания в Сплите у Шварца еще был контракт с Осиеком и его театром, чей опереточный ансамбль переехал в В Белграде Шварцу вновь пришлось сменить дом, что, скорее вопреки его желанию, определило его дальнейшую карьеру.
С 1927 года он продолжил преподавательскую деятельность в качестве преподавателя фортепиано и теории в музыкальной школе Станковича в Белграде, где с 12 ноября 1929 по 1937 год был помощником директора. Он писал для Glasnik Muzičkog društva Stanković. В 1929 году вместе с композиторами Милой Милоевичем и Костой Манойловичем он основал периодическое издание «Музика» . Свою писательскую карьеру он развивал, предоставляя материалы для «Звук» , «Радио Белград» , «Музычар» , а также газет «Моргенблатт» , «Жидов» и «Спортско-туристический Ллойд» . Помимо рецензий, он часто писал на темы из истории музыки. Именно с лекциями по истории музыки он работал в Коларацком народном университете с 1934 по 1938 год, а в качестве дирижера оркестра школы Станковича подготовил оперный класс, который взял в Национальный театр , исполняя Глюка , Перголези и Моцарт .
Последний этап его карьеры композитора и дирижера связан с Нови-Садом . Музыкальная школа Исидора Байича пережила «период бесценного возрождения», когда ее директором с 1936 по 1940 год был Рикард Шварц, который провел множество мероприятий и добился значительных успехов. Он руководил музыкальной школой «Народная консерватория» и устраивал «популярные концерты с лекциями и участием солистов, школьного хора и оркестра».
Спустя годы
[ редактировать ]В Нови-Саде в 1938 году Рикард Шварц стал отцом Луйо (Людвиг-Милорад), но его жена Верика, урожденная Йованович, умерла после родов. [ 3 ]
В 1940 году его мобилизовали и отправили в Сараево и Македонию . [ 3 ] После апрельской войны в 1941 году он бежал из Нови-Сада в Загреб, где остановились его отец, сестра и сын.
30 июня 1941 года он был арестован и доставлен на Загребскую ярмарку, откуда 2 или 3 июля был отправлен в Госпич , затем в лагерь Слана в Паге и, наконец, в Крапье (Ясеновац I) . [ 3 ] Отец Шварца, политик в парламенте Хорватии, безуспешно пытался добиться освобождения своего сына. [ 3 ] По имеющимся сведениям, он умер от голода и истощения еще до конца 1941 года. [ 1 ] [ 2 ] Его брат Вилим погиб в лагере в 1945 году. [ 3 ]
произведение искусства
[ редактировать ]Композиционное творчество Рикарда Шварца можно проанализировать на основе 27 существующих произведений. Его ранние произведения были созданы в Вене между 1918 и 1921 годами и демонстрируют гармоническую дерзость и стремление к более современному музыкальному выражению по образцу композиторов 2-й венской школы , но в то же время отклонение в сторону нео. классицизм -Прослеживается ( Соната для скрипки и фортепиано до минор , 1921). Особый интерес для музыки в Хорватии представляют первые сольные песни на тексты Домьянича и Назора из-за соотношения фактурного оригинала и вокально-инструментальной части. В своей манере обращения с фортепианной партией по сравнению с вокальной партией и в манере декламации текста в некоторых частях он демонстрирует современную идиому и близость к современности. Самый радикальный прогресс Шварца произошел во 2-м струнном квартете и в фортепианной композиции Albumblatt, где он отказался от тональности. Он вернулся к неоклассицизму со своим последним опусом « Романтическая симфония». 1938 года.
Инструментальные произведения включают в себя фортепианные произведения, созданные в период с 1915 по 1938 год. В рукописи присутствуют композиции «Без названия» (Загреб, 1915), «Малая прелюдия» (Загреб, 1916), «Прелюдия» (Вена, 1921), «Вариации и фугато über ein Menuetto von Mozart für Klavier 2hdg» . (Беч, 1922), Альбомблатт (Загреб, 1923?), а также Фортепианный эскиз к неизвестной пьесе (около 1937 – 1938?). В 1935 году Государственная типография в Белграде напечатала композицию « Торжественная музыка в честь 27 октября 1935 года». [ 1 ]
Наследие
[ редактировать ]В 1995 году в архивах было обнаружено несколько ранее неизвестных произведений Шварца, в том числе «Вариации» и «Фугато на тему Менуэта» Моцарта для фортепиано 2hdg. (1922), «Детская сюита для фортепиано» (1935) и «Торжественная музыка в честь 27 октября 1935 года» для фортепиано (1935). [ 3 ]
Работает
[ редактировать ]- Без названия для фортепиано (1915)
- Мертвое озеро для альта и фортепиано (1916)
- Маленькие прелюдии для фортепиано (1916)
- «Мистические ночи» для меццо-сопрано и фортепиано (1917)
- Иногда это так для альта и фортепиано (1919)
- «Под палубами» , баллада для баритона с оркестром (1921)
- Пять песен на стихи из «Тысячи и одной ночи» (1921).
- Инсер ребендзю для мужского хора (1921)
- Прелюдия для фортепиано (1921)
- Соната для скрипки и фортепиано до минор (1921)
- «Киндер кимт» для смешанного хора (1922)
- Вариации и фугато на тему менуэта Моцарта для фортепиано 2-е издание. (1922) [ 4 ]
- Альбомный лист для фортепиано (1923)
- Schluf man Kind для сопрано и смешанного хора (1923)
- Квартет № 2 (1924)
- Детская сюита для фортепиано (1935)
- Торжественная музыка в честь 27 октября 1935 года для фортепиано (1935)
- Мечты о настоящей реальной жизни для смешанного хора (1938)
- Романтическая симфония до минор (1938)
- «Весенняя молитва о словах» для женского хора (1938)
- песни
- Имейте веру в Бога (Пограничники) для смешанного хора и оркестра
- Музыкальные номера к спектаклю «Измира» для смешанного хора и оркестра.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Рикард Шварц «Тысяча и одна ночь» — пять песен на тексты из сборника «Арабские ночи» . www.mic.hr. Архивировано из оригинала 15 февраля 2016 года . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Моя спомен плоча» . www.hrvatskarijec.rs . Архивировано из оригинала 17 августа 2016 года . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сретенович, Мирьяна. «Памяти Рикарда Шварца, композитора, убитого в Ясеноваце» . Политика онлайн . Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ «Рикард Шварц» . www.mic.hr. МИК. [ мертвая ссылка ]
- 1897 рождений
- 1941 смертей
- Композиторы 20 века
- Дирижеры ХХ века (музыка)
- Музыканты-мужчины 20-го века
- Хорватские композиторы
- Хорватские дирижеры (музыка)
- Хорватские евреи, погибшие во время Холокоста
- Хорватские музыкальные критики
- Хорватский народ венгерско-еврейского происхождения
- Еврейские композиторы
- Мужчины-дирижеры (музыка)
- Музыканты из Загреба
- Люди, погибшие в концлагере Ясеновац