Образование в Польской Народной Республике
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2010 г. ) |
Образование в Польской Народной Республике в годы ее существования контролировалось коммунистическим государством , которое обеспечивало начальную школу , среднюю школу , профессиональное образование и университеты . Образование в коммунистической Польше было обязательным с 7 до 15 лет.
Фон
[ редактировать ]Образование во Второй Польской республике , существовавшей до Второй мировой войны, было ограниченным. По официальной статистике того времени, число детей, не посещавших школу, в 1935/1936 учебном году составило 600 000 из общего числа 5 143 100 детей школьного возраста. В 1937-1938 году седьмой класс окончили всего 127,1 тыс. человек, причем только 36,4 тыс. из них были сельскими жителями. Во всех средних школах, даже государственных , взималась высокая плата за обучение , которую многие поляки просто не могли себе позволить. Это означало, что только 11,1% школьников окончат начальную школу. [ нужна ссылка ]
Когда коммунистическое правительство пришло к власти после Второй мировой войны , оно реформировало систему образования. В мае 1945 года Министерство образования разработало план, в котором излагалась система образования, основанная на нескольких принципах: образование в Польше должно быть бесплатным, единым, государственным и обязательным. Оно должно было быть бесплатным, поскольку плата за обучение будет отменена, а система стипендий , общежитий и государственной помощи будет введена в действие, гарантирующая, что каждый ребенок будет иметь равный доступ к образованию. Оно должно было быть единым в том смысле, что одна и та же учебная программа во всех школах преподавалась и чтобы сельские учреждения были приведены в соответствие с теми же стандартами, что и городские . Оно должно было быть публичным, поскольку государство будет контролировать каждое учебное заведение. Обязательность означала, что родители или законные опекуны могли быть заключены в тюрьму, если дети, находящиеся на их попечении, не посещали школу. В плане также говорилось, что учебная программа должна быть смоделирована таким образом, чтобы дети получали широкую базу знаний, учились думать самостоятельно и покидали школу с хорошими результатами. научное мировоззрение .
Хотя план был сформулирован в 1945 году, на практике он был реализован лишь в 1947 году. Приобретение новых территорий и разрушения, нанесенные стране во время войны, означали, что школы приходилось строить или перестраивать, а также готовить новых учителей.
Расправа нацистов и советских войск над довоенной польской интеллигенцией, а также эмиграция многих других интеллектуалов и квалифицированных людей привели к тому, что Польша стала испытывать острую нехватку образования. В результате коммунистическая программа бесплатного и обязательного школьного образования для всех и создания новых свободных университетов получила широкую поддержку. Университеты с утраченных восточных территорий были эвакуированы на новые западные территории: из Вильно в Торунь и из Львова во Вроцлав . Было основано множество новых университетов, в том числе знаменитый Лодзинский киноуниверситет .
Таким образом, коммунисты воспользовались возможностью создать новый польский образованный класс, обучающийся в системе образования, которую они контролировали; история, как и другие науки, должна была следовать марксистским взглядам и подвергаться политической цензуре . В 1948 году учебная программа была изменена, чтобы сделать коммунистическую идеологию и теорию более важной. Кроме того, коммунистическая идеология затронула различные науки. Многие западные книги и публикации были признаны незаконными, и хранение любой из них могло повлечь за собой штраф или даже тюремное заключение. История особенно была изменена, чтобы свести к минимуму роль событий, которые могли подорвать позиции коммунистического правительства; например, польско-советская война 1919-1921 годов была полностью исключена из некоторых учебников по истории, а члены польского правительства в изгнании , такие как Владислав Сикорский , изображались как предатели. наука Экономическая также сильно пострадала, поскольку коммунистическая идеология подчеркивала, что централизованное планирование всегда превосходит капитализм , и запрещала работы, подобные работам Янош Корнаи о дефицитной экономике . Эти акты цензуры теперь будут считаться незаконными. большое количество довоенных реакционных Между 1951 и 1953 годами из университетов было уволено профессоров. Среди них были Мария и Станислав Оссовские , Владислав Татаркевичи , Изидора Домбска и многие из наиболее выдающихся польских ученых той эпохи. Контроль над искусством и художниками был углублен, и со временем социалистический реализм стал единственным движением, которое было принято властями. После 1949 года большинство произведений искусства, представляемых публике, должны были соответствовать голосу партии и представлять ее пропаганду .
Начальное и среднее образование
[ редактировать ]Школы были стандартизированы на семилетнюю начальную школу и четырехлетнюю среднюю школу. Также была начата крупномасштабная кампания по строительству сотен новых средних школ в сельских деревнях, городских районах и на окраинах городов. Была надежда, что это устранит образовательные привилегии, которыми пользовались более богатые поляки, и сделает систему более справедливой для всех.
К 1950-м годам быстрая урбанизация и связанная с ней внутренняя миграция привели к тому, что в сельские школы стало поступать меньше детей. 1950-е годы также ознаменовались резким ростом числа учителей. В 1948/49 учебном году учителей было 79 319, а к 1962/1963 – 156 193. Во многом благодаря строительству новых университетов по всей стране, эти преподаватели были самыми высококвалифицированными, которых когда-либо видели поляки.
Чтобы иметь возможность принять всех детей в семилетние школы, намеченные в 1948 г., была предпринята кампания по расширению школьной сети. Было построено так много новых школ (4834 новых класса только в 1956 году), что правительство могло и действительно приняло закон, устанавливающий максимальное расстояние между домом ребенка и его школой. Для учащихся первого-четвертого классов школа должна была находиться в пределах 3 километров от дома, а для учащихся пятых-седьмых классов - в пределах 4 километров от дома.
В 1956 году подробное исследование Центрального статистического управления показало, что каждый психически и физически здоровый польский ребенок получил образование. Были созданы специальные школы глухонемых и слепых для детей . Всего с 1945 по 1963 год в Польше начальную школу окончили до 5 650 000 учащихся.
15 июля 1961 года Сейм ( парламент Польши ) принял закон о развитии системы образования. Он ввел двухлетнее обязательное сельскохозяйственное или профессиональное обучение, официально секуляризовал все школы и повысил минимальный возраст окончания школы с 14 до 15 лет. Эта реформа постепенно проводилась с 1962 по 1966 год.
Профессиональное образование
[ редактировать ]В 1920-1930-е годы профессиональное образование существовало в относительно адекватных масштабах, и довольно большое количество студентов (110 тыс. в 1937-1938 годах) посещало профессиональные учреждения. Однако уровень образования был очень низким. У многих не было учебников , и почти никто не мог предложить студентам какую-либо среду, где они могли бы применить на практике то, что они узнали. Отсутствие широкой индустриализации в Польше в то время означало, что многим выпускникам не было гарантировано трудоустройство, и только 4,1% посещали полные средние профессионально-технические училища, что позволяло им перейти на университетский уровень.
Поскольку быстрая индустриализация была одним из ключевых коммунистических приоритетов, улучшались и профессиональные школы. Министерства образования и промышленности начали создавать новые школы. В 1946–1947 годах в профессиональных институтах обучалось на 60 тысяч студентов больше, чем в 1937–1938 годах. В массовом порядке издавались стандартизированные учебники, необходимое количество часов теории было увеличено до 18, был введен ряд новых предметов, основанных на более современных технологических навыках.
В 1949 году было создано Центральное агентство профессионального обучения для разработки учебной программы, отвечающей требованиям экономики плановой Польши. Существующие профессионально-технические училища были преобразованы в подготовительные профессионально-технические училища, основные профессиональные училища, готовившие квалифицированную рабочую силу , и средние профессионально-технические училища. Выполнив свою задачу, Агентство было включено в состав Министерства образования в 1956 году. В том же году были построены первые двухгодичные сельскохозяйственные профессиональные училища, которые предлагали обучение сельским студентам, желающим стать фермерами. К 1962 году их было три тысячи, официально зарегистрировано 100 000 студентов.
Число студентов в профессиональных учебных заведениях быстро росло с 1930-х по 1960-е годы: в 1937/1938 году их было 207 529, а в 1963/1964 году - 1 371 400.
Университет
[ редактировать ]Поскольку почти все университеты Польши до Второй мировой войны располагались в крупных городах, во время войны они были полностью разрушены. Польские немецкие оккупанты вывезли большие коллекции учебников и оборудования из польских университетов в Германию и закрыли эти учреждения. Многие из них были разрушены сильными бомбардировками, а 60% Варшавского университета было разрушено во время восстания 1944 года . Однако высшее образование в Польше продолжалось (см. подпольное образование в Польше во время Второй мировой войны ).

После войны университеты были перестроены и реструктурированы по коммунистической модели: медицинские, сельскохозяйственные, экономические, инженерные и спортивные факультеты стали колледжами. Из государственных университетов были выведены богословские факультеты, в Варшаве были созданы два духовных колледжа. Новое правительство в рамках плана по укреплению польской экономики создало множество новых факультетов по всей стране , в том числе молочного , рыбного , текстильного , химического и механического сельского хозяйства, а также новые курсы марксистской экономики . Также было построено много новых университетов. К 1963 число университетов и колледжей в Польше почти вдвое превысило их количество в 1938 (73 и 32 соответственно). Среди этих новых колледжей было десять медицинских школ — тип учебных заведений, неизвестных в довоенной Польше.
В университетах Польши было значительное количество дневных студентов: примерно 57,2 студента на 10 000 человек в 1964 году по сравнению с 14,4 в 1938 году. Это поставило ее на пятое место в Восточном блоке (после Советского Союза , Болгарии , Чехословакии и Югославии ). а по отношению к капиталистическому миру — позади США , Канады , Японии и Австралии .
После войны предпочтение отдавалось выходцам из рабочих или фермерских семей. Система была отменена примерно в 1956 году. Позже была введена система, аналогичная позитивной дискриминации , где людям из семей рабочих или фермеров ( pochodzenie robotniczo-chłopskie ) предоставлялись льготы при поступлении в университет, обычно в виде дополнительных баллов. в процессе набора отдавались по социальному классу ( punkty za pochodzenie ). Частично это было мотивировано тем, что коммунисты считали традиционную интеллигенцию враждебной и пытались создать новый образованный класс, более дружественный по отношению к ней. Все виды позитивных действий были отменены после падения коммунизма. После студенческих протестов 1968 года студентам пришлось подать заявление на получение политических удостоверений, в результате чего многие из них лишились стипендий.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Балицкий, Станислав В. и др. Двадцать лет Польской Народной Республики . Варшавское государственное экономическое издательство, 1964.