Государственно-частное партнерство в странах с переходной экономикой
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Государственно-частное партнерство в странах с переходной экономикой становится все более популярным с 1990 года. Оно основано на опыте государственно-частного партнерства (ГЧП) в развитых странах, поскольку эта модель снова стала популярной в 1980-х годах. ГЧП еще предстоит доказать, что он уместен в странах с переходной экономикой из-за политических и экономических различий.
Виды и отрасли
[ редактировать ]Можно выделить две широкие категории ГЧП: совместные предприятия государственных и частных заинтересованных сторон; и договорное ГЧП. [ 1 ] [ 2 ]
ГЧП были созданы во всем мире в таких секторах, как производство и распределение электроэнергии, водоснабжение и канализация , вывоз мусора, трубопроводы, больницы, школьные и учебные заведения, стадионы, аэропорты и управление воздушным движением , тюрьмы, железные дороги, дороги, информационные технологии и жилищное строительство. [ 3 ]
Партнерство в развивающихся странах
[ редактировать ]По данным АБР , приватизация и ГЧП охватили почти все развивающиеся страны, принеся в 1990–2003 годах доход более 400 миллиардов долларов. Пик активности пришелся на 1997 год, но возобновился в 2001 году. Деятельность была сосредоточена в небольшой группе стран. На пять стран — Бразилию, КНР, Индию, Польшу и Российскую Федерацию — приходилось более 40% активности в 1990–2003 гг. [ 4 ]
Успех или провал проектов ГЧП систематически не оценивался (Розено, 1999).
Примеры [ 5 ] Среди успешных проектов – поддержка малых предприятий в Казахстане, газопровода в Китае, обучение правам интеллектуальной собственности в Китае, обучение правам человека в Венесуэле и Форум национального партнерства в Нигерии. [ 6 ]
В Африке ГЧП успешно реализовано в сфере транспорта, телекоммуникаций, водоснабжения и канализации, энергетики и экотуризма. [ 7 ] В Бангладеш Центр содействия инвестициям в инфраструктуру (IIFC) содействует частного сектора инвестициям . В результате усилий IIFC телекоммуникационный сектор стал очень активной сферой частных инвестиций. [ 8 ]
В Китае ГЧП реализуется уже более 20 лет и все чаще признается в качестве эффективного и подходящего механизма для решения сложных задач развития и достижения Целей развития тысячелетия.
В Индии правительство Индии (GOI) разработало стимулирующие инструменты и мероприятия для стимулирования инвестиций частного сектора с использованием государственно-частного партнерства . [ 9 ]
Во Вьетнаме пробные правила развития инфраструктуры ГЧП вступили в силу 15 января 2011 года. Доля государственного капитала не должна превышать 30 процентов, а остальная часть должна поступать из частного сектора и других источников. [ 10 ]
Проблемы
[ редактировать ]Проблемы ГЧП в развивающихся странах включают: [ 11 ]
Согласно исследованию Садера (2000) и отчету Камдессю, в котором основное внимание уделяется опыту партнерства в водном секторе, основные препятствия в развивающихся странах включают:
- Противоречивые цели. Часто ожидается, что один проект будет служить нескольким политическим целям, например, финансовым, макроэкономическим, социальным и экологическим. Протесты против отдельных проектов отразились на инвесторах, а не на инициаторах власти.
- Процедуры награждения. Процедуры награждения часто непрозрачны и не используют объективные критерии оценки. Коррупция была проблемой – в целом и в конкретном контексте 22 наград DAF/INV/WP(2004)4/ANN4. Некоторые проекты были скомпрометированы официальным предпочтением местного участия, предпочтением субподрядчикам или поставщикам и наймом низкоквалифицированного местного персонала.
- Нормативно-правовая база. Существующее законодательство во многих странах было разработано для определения ответственности государственного сектора в инфраструктуре и неадекватно для регулирования участия частного сектора. Кроме того, во многих странах, не имеющих большого опыта работы в сфере частных коммунальных предприятий, не хватает человеческого капитала, такого как соответствующие экспертные знания в области регулирования.
- Государственное управление. Несколько государственных органов пытались обеспечить соблюдение противоречивых правил и целей, например, центральные и субнациональные правительства или регулирующие органы и министерства. Кроме того, отсутствие или неопытность регулирующих органов создавали неопределенность в отношении установления цен и тарифов.
- Существующие поставщики услуг. Действующие поставщики услуг, часто принадлежащие государству, часто получают преференции.
- Политическая приверженность. В странах, где верховенство закона не укоренилось прочно, новые администрации нарушили контракты, подписанные предыдущими администрациями. Также было несколько случаев, когда правительства нарушали согласованные в договоре условия (например, право взимать компенсационные тарифы) в условиях общественного недовольства.
Лучшие практики
[ редактировать ]Сторонники утверждают, что успех ГЧП в развитых странах закладывает хорошую основу для ГЧП в развивающихся странах. Они утверждают, что предоставление большего пространства конкурентоспособному частному сектору приводит к повышению эффективности, увеличению инноваций и повышению качества. При наличии правильных стимулов и условий частный сектор также может мобилизовать капитал, необходимый для дорогостоящей инфраструктуры и услуг. [ 12 ]
По мнению Организации Объединенных Наций, хорошее управление допускает множество интерпретаций, но широкое признание получили шесть основных принципов: [ 13 ] [ 14 ]
- Участие — степень вовлечения всех заинтересованных сторон;
- Порядочность — степень, в которой формирование и соблюдение правил осуществляется без причинения вреда и недовольства людей;
- Прозрачность — степень открытости принятия решений;
- Подотчетность – степень, в которой политические деятели несут ответственность перед обществом за то, что они говорят и делают;
- Справедливость — степень, в которой правила одинаково применимы ко всем членам общества; и
- Эффективность — степень, в которой ограниченные человеческие и финансовые ресурсы используются без растрат, задержек, коррупции или без ущерба для будущих поколений.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Руководство по содействию эффективному управлению в государственно-частном партнерстве, ЕЭК ООН, 2008 г. . Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ Рерих, Йенс К.; Льюис, Майкл А.; Джордж, Джерард (2014). «Является ли государственно-частное партнерство здоровым вариантом? Систематический обзор литературы» . Социальные науки и медицина . 113 : 110–119. doi : 10.1016/j.socscimed.2014.03.037 . hdl : 10044/1/13799 . ПМИД 24861412 .
- ^ Справочник по государственно-частному партнерству, Рабочий документ АБР, 2008 г. Архивировано 21 февраля 2012 г. в Wayback Machine . Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ Справочник по государственно-частному партнерству, Рабочий документ АБР, 2008 г. Архивировано 21 февраля 2012 г. в Wayback Machine . Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ ПРООН и частный сектор: построение партнерства в целях развития, ПРООН, май 2004 г. . Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ "..:: VCCI CANTHO ::.. | Новости | | СОКРАЩЕНИЕ БЕДНОСТИ ПУТЕМ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ЦЕНА)" . Архивировано из оригинала 8 февраля 2013 г. Проверено 1 марта 2012 г.
- ^ Питер Фарлам, Оценка государственно-частного партнерства в Африке, Южноафриканский институт международных отношений, ОЭСР, 2005 г. Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ «Добро пожаловать в компанию по содействию инфраструктурным инвестициям (IIFC)» .
- ^ Государственно-частное партнерство Инициатива АБР-ГОИ: внедрение ГЧП в Индию, 22 декабря 2010 г. Архивировано 7 января 2012 г. в Wayback Machine . Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ Вьетнам рассматривает модель ГЧП в развитии инфраструктуры, 25 марта 2011 г. Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ Стивен Томсен, ПООЩРЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СЕКТОРЕ ЖКХ: РОЛЬ ПОМОЩИ РАЗВИТИЮ, ОЭСР, 2005 г. . Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ [(Урио, Паоло (редактор). Государственно-частное партнерство: факторы успеха и неудачи для стран с переходной экономикой. Саммит Блю-Ридж, Пенсильвания, США: University Press of America, 2010. стр. 8.]. Проверено 2 февраля 2012 г. 29.
- ^ Руководство по содействию эффективному управлению в государственно-частном партнерстве, ЕЭК ООН, 2008 г. . Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ Колдуэлл, Найджел; Рерих, Йенс; Джордж, Джерард (2017). «Создание социальных ценностей и координация отношений в государственно-частном сотрудничестве» . Журнал управленческих исследований . 54 (6): 906–928. дои : 10.1111/joms.12268 .