Jump to content

Социальное онлайн-движение

онлайн Социальные -движения — это организованные усилия, направленные на достижение определенной цели. [1] за счет использования новых коммуникационных и информационных технологий, таких как Интернет. [2] Во многих случаях эти движения стремятся противостоять основной общественности, заявляя, что существует несправедливость, которую следует исправить. [3] Социальные онлайн-движения сосредоточили свое внимание на широком спектре социальных и политических проблем в странах по всему миру.

С тех пор социальные движения в Интернете набрали обороты в начале 21 века и в настоящее время являются одной из наиболее распространенных форм социального движения. [4] Организационные структуры и стратегии социальных движений изменились под влиянием онлайн-мира. Интернет-сообщества в социальных сетях создают социальные движения , позволяя людям со всего мира объединяться для создания базы и повышения осведомленности о проблемах. Интернет способствует мобилизации большей группы людей за более короткий период времени.

Повсеместное распространение социальных движений в Интернете привело к разным отношениям. И сторонники, и критики высказали веские аргументы в отношении потенциала и недостатков сетевых социальных движений, которые становятся все более очевидными в многочисленных примерах по всему миру.

Самые ранние социальные движения были минимально связаны с Интернетом. Например, Чарльз Тилли признает первые социальные движения в Великобритании и США в 1750-х и 1760-х годах, после Семилетней войны. Джон Уилкс возглавил движение «Уилкс и свобода» за проведение правовой и парламентской реформы. По ту сторону Атлантики бостонские торговцы и активисты «Сынов свободы» инициировали оппозицию британцам, которая в конечном итоге привела к Декларации независимости в 1776 году. [5]

Менталитет, стоящий за этим, был подстегнут суверенитетом в британской политике через Реформацию и сообщил Джону Уилксу и его последователям об альтернативном общественном правлении. Таким образом, в 1768 году представители английского низшего класса начали мобилизоваться под руководством движения Уилкса против суверенитета правящего класса. [6] 10 мая 1768 года сторонники Уилкса и королевские солдаты на поле Святого Георгия начали боевые действия, в результате которых погибло от шести до одиннадцати протестующих. [7] Это событие вызвало спекуляции о том, в чем заключается суверенитет. Подъем движения Уилкса ознаменовал начало нового этапа в британской политике, когда идея народного суверенитета стала доминирующей. [6] Уилкс и его последователи последовательно бросали вызов ведущей власти, предпринимая действия вне парламента и на основе оспариваемых законов. Они создали нечто настолько новое, что заложило основу для будущей политической борьбы: социальные движения. [7]

Эти ситуации, хотя и отличаются по своей природе от социальных движений, с которыми мы сталкиваемся сегодня, положили начало идее массовых собраний для обсуждения проблемы. Современные примеры социальных движений включают Движение безработных в 1930-х годах, Движение за свободу слова и гражданские права в 1960-х, менее заметные движения 1990-х годов и множество цифровых движений в 21 веке. [5]

Equifax сыграл важную роль в развитии социальных онлайн-движений на ранних этапах его существования.

Социальные движения приобрели более широкое и целостное состояние, чем когда-либо прежде, отчасти благодаря присутствию социальных движений в социальных сетях. Самые ранние социальные движения в Интернете возникли сразу после интернет-революции. Хотя «Арабская весна» обычно ассоциируется с самыми ранними онлайн-движениями, на самом деле социальные движения начались через электронную почту. В 1990 году компания-разработчик программного обеспечения Lotus и кредитное бюро Equifax получили доступ к именам, адресам и покупательскому поведению 120 миллионов американцев в формате CD-ROM. В ответ около 30 000 потребителей организовали протест по электронной почте и на досках объявлений, остановив выпуск базы данных к 1991 году. [8]

Во время Второй революции EDSA на Филиппинах в 2001 году SMS- сообщения широко использовались для мобилизации граждан и координации протестов: было обменяно около 70 миллионов сообщений (в том числе по электронной почте и через Интернет во время импичмента президента Джозефа Эстрады ) . [9]

С конца 2000-х годов социальные движения все чаще используют коммерческие платформы социальных сетей. По словам Лопеса, «сайты социальных сетей, такие как Facebook, Twitter, YouTube и различные онлайн-блоги, возможно, дали людям возможность высказать свое мнение, которое в противном случае было бы не услышано». [1]

Многие люди имеют противоречивые взгляды на социальные сети и их эффективность применительно к активизму. Исследовательский центр Pew обнаружил, что около 64% ​​американцев считают, что утверждение «социальные сети помогают дать голос недостаточно представленным группам» описывает эти сайты очень или довольно хорошо. Но большая часть (77%) считают, что сайты социальных сетей отвлекают людей от действительно важных вопросов, а 71% согласны с утверждением, что «социальные сети заставляют людей поверить в то, что они что-то меняют, даже когда на самом деле они ничего не меняют». .' [10] Споры о том, добавили или уменьшили социальные сети функции социальных движений по сравнению с историческим прецедентом, остаются в авангарде современных дискуссий по этим вопросам.

В 2020 году пандемия COVID-19 заставила социальные движения заново изобрести свои стратегии протеста. Строгие меры социального дистанцирования предотвратили традиционные физические демонстрации в ряде стран, таких как Италия , или ограничили количество людей, которые могли собраться, как во Франции и Германии. [11] [12] [13] [14] Многие движения были вынуждены проводить агитацию в Интернете. Более того, с концепцией протестов без людей, впервые описанной Юнусом Берндтом, возникла форма политического активизма на стыке онлайн- и офлайн-сфер. [15]

Использование Интернета

[ редактировать ]

Использование Интернета в попытках изменить общество можно понимать через различные механизмы, которые изменили определение традиционных социальных движений. Интернетом можно пользоваться посредством электронной почты и социальных сетей, а также онлайн-форумов и платформ петиций, что является уникальным в контексте традиционных социальных движений.

Улучшение коммуникации и повышение осведомленности общественности

[ редактировать ]

Интернет способствовал распространению информации о перемещениях за счет быстрого распространения, что обеспечивает большую популярность и увеличивает количество людей, подвергающихся воздействию этой причины. [16] Коммуникационные издержки общественного движения также снижаются, что позволяет дешевле и лучше общаться с аудиторией. Кроме того, Интернет служит форумом, где люди могут открыто обсуждать обиды и неравенство. Улучшение коммуникации становится важным для создания рационального понимания социальной несправедливости и неравенства, которые обычно имеют решающее значение для стимулирования социальных движений. [17]

Более быстрая и масштабная мобилизация людей

[ редактировать ]

Благодаря улучшению коммуникации Интернет способствует развитию коллективного понимания, которое поощряет более широкое участие в движениях. Физические ограничения, такие как география и ресурсы, можно преодолеть посредством онлайн-организации. [3] Социальные сети объединили людей разного происхождения для создания социальных движений, которые широко распространены и глобальны. Коллективную идентичность можно подчеркнуть посредством сбора географически разрозненных людей и распространения общего повествования. [18] Например, хэштеги Twitter, страницы Facebook и блоги Tumblr сыграли роль в организации протестов по всему миру: около 100 000 различных хэштегов связаны с этим движением. [19] Существует также потенциал для перекрестного влияния, когда движение «Оккупай», зародившееся в Соединенных Штатах, позволило поделиться идеями с протестами «Оккупай Гези» в Турции посредством цифрового обмена. [18]

Эффективная координация

[ редактировать ]

Наличие Интернета способствует координации движений и привлечению ресурсов. Одних жалоб и осведомленности общественности недостаточно для стимулирования социальных движений, но, кроме того, они требуют обширной координации и ресурсов. [20] Интернет-мир также помогает улучшить различные возможные уровни взаимодействия, такие как обмен мнениями и участие в форумах, подписание онлайн-петиций и участие в процессах принятия решений. В некоторой степени движения способны установить легитимность посредством контента, распространяемого через Интернет, не полагаясь на средства массовой информации или отдельные организации. [18]

Эффективная мобилизация ресурсов

[ редактировать ]

Интернет предоставляет средства для сбора средств на кампании. Тибетский фонд был одной из наиболее известных онлайн-платформ по сбору средств в поддержку независимости Тибета. На веб-сайте представлена ​​подробная информация для потенциальных доноров, а также четкое указание того, как будут использоваться средства. [2] Низкая стоимость доступа к общению через Интернет также высвободила финансовые ресурсы для других видов деятельности, особенно там, где кампании проводятся в условиях ограниченного бюджета. [18] Эта стратегия также может высвободить ресурсы для дополнения онлайн-движений личной организацией, что сделает цели расширения более осязаемыми.

Социальные онлайн-движения продвигают свою работу в первую очередь через средства массовой информации, традиционные или цифровые. Связать коллективное поведение проще, дешевле и требует меньше времени, поскольку общение в реальном времени может происходить в широком масштабе и одновременно через социальные сети. [21] Эти движения существуют в самых разных регионах, охватывая широкий спектр тем, и степень их возможного офлайн-действия варьируется от случая к случаю.

Политический

[ редактировать ]
Горящий автобус, президентские выборы в Иране 2009 г.

Протесты против президентских выборов в Иране в 2009 году : протесты против крайне противоречивых результатов президентских выборов в Иране 2009 года в поддержку оппозиционных кандидатов Мир-Хосейна Мусави и Мехди Карруби происходили в крупных городах по всей стране с 2009 по начало 2010 года. Протесты были названы «Иранское зеленое движение». его сторонниками , отражающий тему предвыборной кампании Мусави, и «Персидское пробуждение», «Персидская весна» или «Зеленая революция», отражающие « персидскую идентичность » иранцев и тему так называемой « цветной революции ». Протесты начались в ночь на 12 июня 2009 года после объявления о том, что действующий президент Махмуд Ахмадинежад набрал почти 63% голосов, несмотря на несколько сообщений о нарушениях. [22] [23] [24]

Толпа протестующих с плакатами во время египетской революции 2011 года

Египетская революция 2011 года . Египетская революция 2011 года, также известная как Революция 25 января, началась 25 января 2011 года и распространилась по всему Египту . Эта дата была установлена ​​различными молодежными группами, чтобы совпасть с ежегодным египетским «полицейским праздником» в знак протеста против растущей жестокости полиции в последние несколько лет президентства Мубарака. Оно состояло из демонстраций, маршей, захвата площадей, ненасильственного гражданского сопротивления , актов гражданского неповиновения и забастовок. Миллионы протестующих разного социально-экономического и религиозного происхождения требовали свержения президента Египта Хосни Мубарака . В результате ожесточенных столкновений между силами безопасности и протестующими по меньшей мере 846 человек были убиты и более 6000 получили ранения. [25] В ответ протестующие сожгли более 90 полицейских участков по всей стране. [26]

Арабская весна : Арабская весна представляла собой серию антиправительственных протестов, восстаний и вооруженных восстаний, которые распространились по большей части арабского мира в начале 2010-х годов. Это началось в ответ на репрессивные режимы и низкий уровень жизни , начиная с протестов в Тунисе . [27] Затем протесты распространились на пять других стран: Ливию , Египет , Йемен , Сирию и Бахрейн , где либо режим был свергнут, либо произошли крупные восстания и социальное насилие, включая беспорядки, гражданские войны и мятежи. Устойчивые уличные демонстрации прошли в Марокко , Ираке , Алжире , иранском Хузестане , Ливане , Иордании , Кувейте , Омане и Судане . Незначительные протесты произошли в Джибути , Мавритании , Палестинской национальной администрации , Саудовской Аравии и оккупированной Марокко Западной Сахаре . [28]

Пол, раса и сексуальность

[ редактировать ]
Протест Black Lives Matter в Нью-Йорке

#BlackLivesMatter : Black Lives Matter (BLM) — это международное активистское движение, зародившееся в афроамериканском сообществе, которое выступает против насилия и системного расизма по отношению к чернокожим людям . BLM регулярно проводит акции протеста, выступая против полицией убийств чернокожих , а также против более широких проблем, таких как расовое профилирование , жестокость полиции и расовое неравенство в системе уголовного правосудия США . [29] В 2013 году движение началось с использования хэштега #BlackLivesMatter в социальных сетях после оправдания Джорджа Циммермана в убийстве афроамериканского подростка Трейвона Мартина в феврале 2012 года. Движение получило национальное признание благодаря уличным демонстрациям после смертей в 2014 году. двух афроамериканцев. [30] [31]

В 2017 году актриса Алисса Милано призвала использовать хэштег.
Логотип движения Time's Up
Официальный логотип движения Time's Up

#MeToo: Движение Me Too (или #MeToo), имеющее большое количество связанных с ним местных или международных названий, представляет собой движение против сексуальных домогательств и сексуального насилия . [32] [33] [34] Фраза «Me Too» первоначально была использована в этом контексте в социальных сетях в 2006 году на Myspace активисткой Тараной Берк , пережившей сексуальные домогательства . [35] Подобно другим движениям за социальную справедливость и расширение прав и возможностей, основанным на нарушении молчания, цель «Я тоже», первоначально озвученная Берком, а также теми, кто позже принял эту тактику, заключается в расширении прав и возможностей женщин посредством сочувствия и силы в большом количестве, особенно молодых и уязвимых женщин, наглядно демонстрируя, как много женщин пережили сексуальное насилие и домогательства, особенно на рабочем месте. [35] [36] [37] После того, как в начале октября 2017 года были раскрыты широко распространенные обвинения в сексуальном насилии против Харви Вайнштейна , [38] [39] движение начало вирусно распространяться в виде хэштега в социальных сетях. [37] [40] [41] Движение Time 's Up отчасти является дополнительным движением к #MeToo, направленным на принятие равноправных действий и организацию против неравенства и сексуальных домогательств в профессиональной среде. [42] [43] Движение было создано в 2018 году и состоит из более чем 300 известных женщин Голливуда, в том числе Натали Портман и Рашиды Джонс , и сотрудничает с юридическим фондом для лоббирования и принятия защитных законов. [44] Time's Up — пример того, как онлайн-движения могут стать переходом к более целенаправленной и ориентированной на действия работе. Движение набрало силу в Египте после значительного роста числа случаев сексуальных домогательств, приставаний и изнасилований. Однако права некоторых свидетелей и потерпевших, обратившихся с жалобами, были нарушены. Сейф Бедур – один из таких студентов, который стал жертвой несовершенства правоохранительных органов Египта после того, как был арестован за то, что сопровождал одну из своих подруг в полицейский участок Каира в качестве свидетеля по ее делу об изнасиловании . Бедур был арестован в августе 2020 года и четыре месяца содержался под стражей по обвинению в нарушении нравственности, несмотря на то, что не имел никакого отношения к предполагаемому делу об изнасиловании и не присутствовал на месте преступления в 2014 году. Задержание свидетелей по этому делу бросило тень на по поводу движения «Я тоже», которое началось в регионе и распространило послание о том, что социальная мораль стоит выше прав египетских женщин. [45]

Другие движения

[ редактировать ]

#MarchForOurLives: Марш за наши жизни ( MFOL ) представлял собой студенческую демонстрацию в поддержку законодательства, направленного на предотвращение насилия с применением огнестрельного оружия в Соединенных Штатах . [46] Оно состоялось в Вашингтоне, округ Колумбия , 24 марта 2018 года, и в ходе него было проведено более 880 подобных мероприятий по всей территории США и по всему миру. [47] [48] [49] [50] [51] и был запланирован Never Again MSD в сотрудничестве с некоммерческой организацией . [52] Это событие последовало за стрельбой в средней школе Марджори Стоунман Дуглас , произошедшей месяцем ранее, которая была описана несколькими средствами массовой информации как возможный переломный момент в законодательстве о контроле над огнестрельным оружием . [53] [54] [55] Протестующие призвали к всеобщей проверке данных при всех продажах оружия , подняв федеральный возраст владения и владения оружием до 21 года. [ нужна ссылка ] закрытие лазейки в оружейных выставках , восстановление Федерального запрета на штурмовое оружие 1994 года , а также запрет на продажу магазинов большой емкости и запасов в Соединенных Штатах. [56] По оценкам, явка в США составила от 1,2 до 2 миллионов человек. [57] [58] [59] что сделало это одним из крупнейших протестов в американской истории . [60]

#MMIW Пропавшие и убитые женщины из числа коренных народов была создана более десяти лет назад группой «Сестры по духу» и Ассоциацией коренных женщин в Канаде, где началось исследование насилия в отношении женщин из числа коренных народов. Эта кампания переместилась в Соединенные Штаты и стала всемирным движением в защиту культур коренных народов. Большинство движений и собраний возглавляют те, на кого лично повлияла пропавшая или убитая женщина из числа коренного населения в их жизни. В 2014 году Холли Джаррет начала кампанию в социальных сетях с хэштегом #MMIW вместе с #ImNotNext, #NativeLivesMatter, #AmInext в кампании в Твиттере, чтобы привлечь внимание к премьер-министру Канады и создать запрос в MMIW, где это позже было подтверждено. [61]

#EveryChildMatters — это массовое движение, направленное на поддержку и повышение осведомленности детей коренных народов Канады и США, которые так и не вернулись домой, а также выживших и семей, на которых повлияло обращение с их детьми в школах-интернатах. #EveryChildMatters связан с хэштегом #WearOrangeDay, кампанией, призывающей людей носить оранжевые рубашки в память о выживших и тех, кто не вернулся домой. [62]

Воздействие

[ редактировать ]

Влияние онлайн-движений значительно возросло с момента появления Интернета. Благодаря доступности социальных сетей интернет-активизм вышел на передний план Интернета. Благодаря использованию сайтов социальных сетей, таких как Facebook , и сайтов для обмена контентом, таких как YouTube , возможности для широкомасштабного социального участия в Интернете возросли. [63]

Преимущества

[ редактировать ]

Социальные онлайн-движения славятся своей способностью добиваться больших успехов. Интернет-мир дает возможность организовываться без каких-либо формальных организаций, что ускоряет процесс мобилизации и позволяет добиться большего масштаба в короткие сроки. [64] Это можно понимать как «Новая власть», которая поддерживает неформальное лидерство и радикальную прозрачность, способствующую широкому участию людей в социальных сетях. [65] Раньше доминирующая форма старой власти ограничивала участие в движениях и лидерстве небольшой группой. [65] Быстрая мобилизация помогает людям преодолеть плюралистическое невежество, когда люди считают, что они единственные люди с определенными взглядами. Вместо этого сетевая онлайн-сфера помогает выявить иные предпочтения друг друга, чтобы найти точки соприкосновения. [66] Повышенная заметность движения в Интернете поддерживает чувство товарищества, помогает установить и поддерживать идею, даже если в остальном она децентрализована. Социальные сети могут преодолеть плюралистическое невежество, [16] это вера в то, что ваши мнения не разделяются другими, хотя на самом деле так оно и есть. Интернет-мир позволяет синхронизировать мнения в разных географических регионах, создавая новые нормы поведения и убеждений посредством регулярного повторения и подтверждения сообщений. [16] В политической сфере активные онлайн-группы расширяют политическое участие, предоставляя основу для дискуссий, возглавляя петиции и собирая пожертвования для продвижения политической повестки дня. [67] Такое совпадение ценностей часто приводит к появлению потенциала для организации, например, к сбору средств в рамках проекта ALS Ice Bucket Challenge, который собрал 100 миллионов долларов всего за 30 дней. [68]

Онлайн-движения способны удерживать внимание, преодолевая границы, физические и временные. Например, во время египетской революции 2011 года функция событий Facebook позволяла людям организовывать протесты, которые затем разыгрывались в реальной жизни. Аналогичным образом, движение Occupy смогло собрать онлайн-подписчиков по всему миру благодаря блогу Tumblr под названием «Мы — 99%». Возможность публиковать сообщения на общем веб-сайте способствовала сбору различных историй, объединяя людей. Фактически, социальные движения в Интернете олицетворяют идею «много да, одно нет». [3] Этот девиз подчеркивает, как онлайн-мир объединяет различные голоса против чего-то, к чему они все сильно относятся, действуя как интегрирующий экран, поскольку люди используют эти устройства для связи с другими, а не для изоляции себя. Во многих отношениях социальные сети создали сети, способствующие объединению разных идентичностей, поддерживая межсекциональные подходы к борьбе с несправедливостью. Люди могут узнать о наиболее справедливых практиках и получить представление о том, как лучше всего удовлетворить потребности всех, борясь за конкретную проблему. Например, сапатисты пытались подчеркнуть свою инклюзивность в движении, которое началось как своего рода крестьянское восстание. Лидер движения Маркос, как известно, был представлен в многочисленных образах различных эксплуатируемых и маргинализированных меньшинств, которые говорят своей ситуации «хватит»: [69]

«Да, Маркос гей. Маркос — гей в Сан-Франциско, черный в Южной Африке, азиат в Европе, чикано в Сан-Исидро, анархист в Испании, палестинец в Израиле, индеец майя на улицах Сан-Кристобаля, еврей в Германии, цыган в Польше, ирокез в Квебеке, пацифист в Боснии, одинокая женщина в метро в 22:00, крестьянин без земли, член банды в трущобах, безработный рабочий, несчастный студент и, конечно, сапатист в горы. Маркос – это все эксплуатируемые, маргинализированные, угнетенные меньшинства, которые сопротивляются и говорят: «Хватит». Он — каждое меньшинство, которое сейчас начинает говорить, и каждое большинство, которое должно замолчать и слушать. Он представляет собой каждую нетерпимую группу, ищущую способ высказаться. Все, что причиняет дискомфорт власти и доброй совести власть предержащих, — это Маркос». - Субкомандант Маркос, из электронного журнала «Социальная справедливость» № 27. [69]

Социальные сети также могут создать творческую среду, способствующую построению повествования. Мемы, в частности, оказались полезным инструментом, когда дело доходит до распространения определенных идей. Они проникают в общественное сознание и способны вызвать интерес, преследуя двойную цель: развлечение и повышение осведомленности. Кроме того, большое количество людей в сети допускает преднамеренное перепроизводство. [3] Аманда Д. Лотц отметила, что это ключевая стратегия, при которой создаются многочисленные шоу и рекламные ролики, чтобы конкурировать, так что наиболее эффективная версия может добиться успеха, а другие исчезнут. [3] В социальных онлайн-движениях культура хэштегов функционирует за счет того, что многие люди копируют друг друга и придумывают новые варианты, позволяя наиболее успешной версии распространяться. [16]

Итан Цукерман, создатель «Милой кошки». Теория цифрового активизма.

Платформы социальных сетей сложнее подвергать цензуре, чем реальную организацию движений. Итан Цукерман выдвинул теорию цифрового активизма «Милый кот» , которая объясняет относительное отсутствие цензуры в Интернете. Цукерман утверждает, что Интернет используется в основном для безобидных целей, таких как общение с семьями и друзьями и публикация фотографий кошек. [70] В то время как возможности, которые социальные сети предоставляют активистам, питают сообщество, которое занимается политической критикой, эти активисты могут прятаться за в основном обыденным использованием Интернета и заставлять цензуру со стороны правительств выглядеть особенно драконовской. Например, запрет Твиттера в Турции премьер-министром Тайипом Эрдоганом, который намеревался «уничтожить» платформу социальных сетей, был встречен яростным возмущением со стороны населения, экспертов и мирового сообщества. [71] Точно так же, когда бывший президент Туниса Бен Али попытался запретить Facebook в 2010 году, его шаг имел неприятные последствия, поскольку очень многие тунисцы использовали Facebook для связи с семьей, друзьями и знакомыми. [72]

Существует множество критических замечаний в адрес социальных онлайн-движений, которые населяют этот дискурс.

Чаще всего поднимается вопрос об ограниченности возможностей для ощутимых изменений. Чтобы социальные движения были успешными, необходимы сетевые внутренние элементы, которые представляют собой прочные сети, идеально подходящие для организованных действий. [3] Эти сети являются результатом долгосрочных проблем, которые коллективно преодолеваются, что способствует укреплению доверия. Этот процесс требует затрат времени и энергии, чтобы члены общественного движения научились сотрудничать для достижения своих целей.

Зейнеп Туфекчи известна своими теориями о социальных сетях, технологиях, политике и культуре, в частности своей метафорой «гора Эверест».

Зейнеп Туфекчи вводит метафору горы Эверест, сравнивая Движения за гражданские права достижения Арабской весны , особенно в Египте. с относительно ограниченными масштабами перемен, произошедших в результате [3] Зейнеп проводит сравнение между социальными сетями и шерпами. Раньше восхождение на Эверест было непростой задачей. Однако благодаря шерпам это стало способно сделать больше людей, и это привело к резкому росту альпинистского туризма. Эти люди остались неподготовленными к реальности восхождения на гору, что привело к резкому росту смертности. Аналогичным образом, социальные сети позволили большему количеству социальных движений распространиться и войти в общественную сферу. Однако не было долгосрочного обучения и построения внутренней сети, необходимой для поддержания этих движений. [3] Движение за гражданские права подверглось тщательному планированию и организации, в результате чего появились лидеры, способные представлять это дело, такие как Мартин Лютер Кинг. Напротив, социальные движения в Интернете, как правило, более недолговечны. Например, Кони 2012 года Джозефа Кони привлек внимание к детям-солдатам, которых заставляли вступать в Армию сопротивления Господа . [73] Однако небольшая организация «Дети-невидимки», снявшая видео, оказалась неспособна справиться с таким объемом внимания, которое ей было уделено. После этого у режиссера Джейсона Рассела случился серьезный срыв, и общественное движение распалось, что может быть связано с отсутствием сильной организации и сетевых особенностей. [74] С этим связана теория тактической адаптации Дуга МакАдама , которая может применяться к движениям с недостатком сильной организационной власти и заставлять противостоящие силы легко адаптироваться к тактике, используемой социальными движениями. [75] Если мобилизация действий в социальных сетях является единственной или основной тактикой общественного движения и никакие последовательные тактические инновации не представляют прямой угрозы правительству или учреждениям, у движения могут возникнуть проблемы с завоеванием поддержки в долгосрочной перспективе.

Существует также обеспокоенность по поводу отсутствия четкого руководства в социальных онлайн-движениях. Это означает, что могут возникнуть проблемы с поиском представителей для переговоров внутри движения и с противниками. У этих людей может быть мало общего, кроме первоначального движения. Например, протестующие на площади Тахрир не могли тактически отклониться от своего первоначального требования, которое заключалось в свержении режима Хосни Мубарака. Таким образом, произошло тактическое замораживание, когда тактика не могла быть скорректирована, а социальные движения не формулировали новые требования. Даже создатель «Мы все Халед Саид», главной страницы египетской революции в Facebook, Ваэль Гоним был не в состоянии что-либо признать. Гоним не был ни избранным лидером, ни неформальным, что лишало его легитимности для участия в переговорах. [3] Аналогичным образом, в движении Occupy была предпринята попытка предоставить всем протестующим возможность стать лидерами движения. Однако, будучи «лидерским» движением, не было возможности определить четкого представителя для переговоров, поскольку было слишком много точек зрения. [76]

Социальные онлайн-движения, хотя и эффективны в объединении людей, могут также усилить тенденцию к трайбализму. В частности, большее количество людей, имеющих доступ к социальным сетям, может демократизировать риск пропаганды насилия, особенно там, где институты нестабильны и может существовать большое количество недоверия и дезинформации. Например, хотя социальные сети помогли Шри-Ланке облегчить путь к первым демократическим выборам в 2015 году после многих лет гражданской войны, межобщинная ненависть начала заполонять новостные ленты, которые являются основным порталом новостей и информации для многих пользователей. [77]

Некоторые критические замечания, касающиеся активности в социальных сетях в Интернете, были высказаны в отношении властных механизмов и организационной структуры. Этот переход высветил асимметричные отношения между коммерческими целями социальных сетей и ценностями авторского лева, которые движут многими онлайн-движениями. По словам Фентона, «заявления о расширении и переосмыслении активизма необходимо рассматривать в контексте материального социального и политического мира неравенства, несправедливости и корпоративного доминирования». [3] Например, «в своем анализе Пурпурного движения (Пополо Виола) в Италии и его широкого использования Facebook Коретти (2014) [78] демонстрирует, что, хотя миф об открытой и инклюзивной сети сохраняется, он действует как маскировка для коммуникационных протоколов коммерческих платформ социальных сетей, которые вполне могут обеспечить крупномасштабную мобилизацию, но в конечном итоге, благодаря самой своей функциональности, способствуют организационной централизации и фрагментации. в общественных движениях». [79] Запатентованный характер дизайна платформ, таких как страницы Facebook, возможно, не обеспечивает движения необходимыми инструментами для совместного демократического управления своими ресурсами. Более того, неспособность управлять страницами и группами Facebook в соответствии с общепринятыми ценностями способствует развитию вертикальных властных структур внутри движений, способствуя противоречивому управлению страницами Facebook и внутренним разногласиям, которые существенно препятствуют потенциалу протеста. [78]

Социальные движения существовали до появления Интернета, но благодаря Интернету их природа изменилась. Благотворное влияние онлайн-мира очевидно, но оно сопровождается и вредом. [80] Онлайн-движения могут значительно и быстрее расширяться, но эти горизонтальные движения происходят за счет преодоления рисков и реагирования со стороны правительства. [80]

Сравнивая прошлые социальные движения с сегодняшними, становится ясно, что многие из них активно использовали онлайн-платформы социальных сетей для продвижения своих целей. С помощью многих медиа-платформ с открытым исходным кодом, таких как Creative Commons и P2P Foundation, общественность может легко получить доступ к сути этих социальных движений. Распространенность этих платформ также позволяет упростить выход на рынок и одновременно охватить более широкий круг аудитории. Хотя сегодня доступно гораздо больше инструментов социальных сетей, которые, как следствие, обеспечивают более быструю и легкую подготовку движения, вопрос о том, способствовало ли это изменение успеху нынешних движений, остается спорным. [66] Крайне важно продолжать следить за этим сдвигом в культуре социальных движений и понимать преимущества и недостатки доступа к социальным сетям как средству продвижения движения. Учитывая продолжающееся быстрое развитие Интернета, будущее онлайн-движений трудно предсказать.

Ванесса ДиМауро , создатель сообществ и исследователь в области принятия решений, считает, что самой большой тенденцией в отношении онлайн-сообществ является формирование частных онлайн-сообществ. Хотя эти большие сети, с которыми мы сталкиваемся и используем ежедневно, предоставили нам продуктивный опыт совместной работы, они также выросли до неуправляемых размеров. Чтобы стать средой обучения, эти группы должны быть намного меньшими и управляемыми, что отражает убеждение ДиМауро. Именно здесь идея и тенденция частных онлайн-сообществ потенциально могут стать будущим онлайн-сообществ. [79]

Традиционная роль действующих лиц, таких как организации социальных сетей и правительства, также изменилась с появлением социальных онлайн-движений. В этих онлайн-сообществах организации социальных движений были менее необходимы для онлайн-участия. [81] Хотя эти организации продолжают играть роль в офлайн-взаимодействии, организации социальных сетей начали находить новые возможности для своего вклада в социальные изменения. [81] Точно так же правительства нашли новые способы реагирования на социальные движения в Интернете. Они сделали это, разработав новые методы адаптации к угрозам социальных сетей, а также разработав новые методы репрессий. [80] По мере развития правительств диссиденты продолжали адаптироваться к новым технологическим возможностям. В онлайн-пространстве для общественных активистов и правительств продолжают оставаться неопределенные времена.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Словарь социологии . Скотт, Джон, 1949 г.р., Маршалл, Гордон. (3-е изд., ред.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 2009. ISBN  978-0-19-953300-8 . ОСЛК   260204710 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  2. ^ Перейти обратно: а б Хара, Норико; Хуан, Би-Юнь (2011), Социальные движения в Интернете , Ежегодный обзор информационных наук и технологий , получено 12 мая 2020 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Туфекчи, Зейнеп. Твиттер и слезоточивый газ. Сила и хрупкость сетевого протеста. , Издательство Йельского университета, 2017, ISBN  978-0-300-21512-0 , OCLC   989057566
  4. ^ «Социальные движения: как люди творят историю» . Мобилизация идей . 01.08.2012 . Проверено 13 апреля 2017 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Тилли, Чарльз (1929–2008) Верфассер. (5 августа 2019 г.). Общественные движения, 1768-2018 гг . Рутледж, Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-0-367-07607-8 . OCLC   1126812829 . {{cite book}}: |last= имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  6. ^ Перейти обратно: а б Кэш, Артур. (2008). Джон Уилкс: скандальный отец гражданской свободы . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-10871-2 . OCLC   952732211 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Рудбек, Йенс (5 октября 2012 г.). «Народный суверенитет и историческое происхождение общественного движения». Теория и общество . 41 (6): 581–601. дои : 10.1007/s11186-012-9180-x . ISSN   0304-2421 . S2CID   143513084 .
  8. ^ Гурак, Лаура Дж. (1999). Убеждение и конфиденциальность в киберпространстве: онлайн-протесты по поводу Lotus Marketplace и чипа Clipper . Издательство Йельского университета. ISBN  0-300-07864-1 . OCLC   40927039 .
  9. ^ «Новые медиа сыграли роль в народном восстании» . Фонд Нимана . Проверено 4 августа 2024 г.
  10. ^ «Активизм в эпоху социальных сетей» . Исследовательский центр Пью: Интернет, наука и технологии . 11 июля 2018 г. Проверено 11 марта 2020 г.
  11. ^ Позанер, Джошуа (08 марта 2020 г.). «Франция запрещает собрания в 1000 человек, чтобы сдержать коронавирус» . ПОЛИТИКА . Проверено 8 мая 2020 г.
  12. ^ «Обновление о Короне: Федеральные государственные правила поведения в связи с событиями» . HÄRTING RECHTSANWÄLTE (на немецком языке). 12 марта 2020 г. Проверено 8 мая 2020 г.
  13. ^ Натузиус, Филипп фон (10 марта 2020 г.). «Бавария запрещает крупные мероприятия из-за Короны» . Süddeutsche.de (на немецком языке) . Проверено 8 мая 2020 г.
  14. ^ «Соглашение между федеральным правительством и главами правительств федеральных земель ввиду эпидемии короны в Германии» . Домашняя страница (на немецком языке). 16 марта 2020 г. Проверено 8 мая 2020 г.
  15. ^ «Безнародный протест» . Peoplelessprotest.com . Проверено 8 мая 2020 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Мина, Ань Сяо, 1983- (8 января 2019 г.). Мемы к движениям: как самые вирусные в мире СМИ меняют социальный протест и власть . Бостон. ISBN  978-0-8070-5658-5 . OCLC   1039236703 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  17. ^ Миллс, К. Райт (Чарльз Райт), 1916–1962. (2000). Социологическое воображение . Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-513373-0 . OCLC   41476714 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Хара, Норико; Хуан, Би-Юнь (2011). «Интернет-социальные движения». Ежегодный обзор информационных наук и технологий . 45 (1): 489–522. дои : 10.1002/aris.2011.1440450117 . ISSN   0066-4200 .
  19. ^ Кастельс, Мануэль (31 декабря 2016 г.), «75. Сети возмущения и надежды: социальные движения в эпоху Интернета», Демократия , Columbia University Press, стр. 433–435, doi : 10.7312/blau17412-091 , ISBN  978-0-231-53950-0 , S2CID   92981572
  20. ^ Зальд, Майер Н. Маккарти, Джон Д. (Джон Дэвид), 1940- (1988). Динамика социальных движений: мобилизация ресурсов, социальный контроль и тактика . Университетское издательство Америки. ISBN  0-8191-6750-9 . OCLC   16984632 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  21. ^ Томпсон, Джон (1995). СМИ и современность: социальная теория СМИ (0 изд.). Издательство Стэнфордского университета. ISBN  978-0804726795 .
  22. ^ «Брэдшоу, Питер Николас (родился 19 июня 1962 года), кинокритик Guardian с 1999 года». Кто есть кто . Издательство Оксфордского университета. 01 декабря 2007 г. дои : 10.1093/ww/9780199540884.013.8497 .
  23. ^ «Информационный бюллетень OJJDP за май/июнь 2009 г.» . 2009. doi : 10.1037/e560442009-001 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  24. ^ Яршатер, Эхсан (январь 1989 г.). "Коммуникация". Иранские исследования . 22 (1): 62–65. дои : 10.1080/00210868908701726 . ISSN   0021-0862 .
  25. ^ Карбуса, Омрани (декабрь 2017 г.). «Египетская политическая система после революции 25 января 2011 года, между вызовом Братства и военным правлением». Журнал «Мыслитель» (16): 323–343. дои : 10.12816/0045136 . ISSN   1112-8623 .
  26. ^ «Годвин, Джозеф (родился 7 июля 1964 года), директор BBC Academy и BBC Birmingham с 2015 года». Кто есть кто . Издательство Оксфордского университета. 01.12.2011. дои : 10.1093/ww/9780199540884.013.u253970 .
  27. ^ «Восстания в регионе и игнорируемые индикаторы» . www.payvand.com . Проверено 11 марта 2020 г.
  28. ^ Рутвен, Малис (23 июня 2016 г.). «Как понять ИГИЛ» . Нью-Йоркское обозрение книг . ISSN   0028-7504 . Проверено 11 марта 2020 г.
  29. ^ Фридерсдорф, Конор (31 августа 2017 г.). «Как отличить антифа, сторонников превосходства белой расы и жизнь чернокожих имеет значение» . Атлантика . Проверено 11 марта 2020 г.
  30. ^ Дэй, Элизабет (19 июля 2015 г.). «#BlackLivesMatter: рождение нового движения за гражданские права» . Наблюдатель . ISSN   0029-7712 . Проверено 11 марта 2020 г.
  31. ^ «Как смерть в Фергюсоне вызвала движение в Америке» . www.cbsnews.com . 7 августа 2015 г. Проверено 11 марта 2020 г.
  32. ^ Фрай, Джоселин (31 января 2018 г.). «От политики к политике: поворот к вопросу сексуальных домогательств» . Центр американского прогресса . Проверено 11 марта 2020 г.
  33. ^ Эдвардс, Стефани Захарек, Элиана Доктерман, Хейли Свитлэнд. «Человек года по версии TIME 2017: Нарушители молчания» . Время . Проверено 11 марта 2020 г. {{cite magazine}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  34. ^ «Тарана Берк отвечает на доклад Asia Argento: «Не существует образцового выжившего» » . Голливудский репортер . 20 августа 2018 г. Проверено 11 марта 2020 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б Олхайзер, Эбби (19 октября 2017 г.). «Женщина, стоящая за «Me Too», знала силу этой фразы, когда создала ее — 10 лет назад» . Вашингтон Пост . Проверено 11 марта 2020 г.
  36. ^ «Сегодня в Entertainment: Венди Уильямс теряет сознание во время своего живого выступления; производство «Карточного домика» прекращается из-за обвинений Кевина Спейси» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 11 марта 2020 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б Серрес, Николь Смарт. «Сообщение Совета: Сексуальные домогательства на рабочем месте в мире #MeToo» . Форбс . Проверено 11 марта 2020 г.
  38. ^ «#MeToo: Алисса Милано продвигает хэштег, который становится сплоченным кличем против преследований» . Новости Эн-Би-Си . 16 октября 2017 года . Проверено 11 марта 2020 г.
  39. ^ «Вайнштейн» . ФРОНТЛИНИЯ . Проверено 11 марта 2020 г.
  40. ^ Фельсенталь, Эдвард. «Почему нарушители молчания — человек года 2017 по версии TIME» . Время . Проверено 11 марта 2020 г.
  41. ^ Карлсен, Одри; Салам, Майя; Миллер, Клэр Кейн; Лу, Дениз; Нгу, Эш; Патель, Джугал К.; Вихтер, Зак (23 октября 2018 г.). «#MeToo свергнул 201 влиятельного мужчину. Почти половина их замены - женщины» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 11 марта 2020 г.
  42. ^ «Основатели #MeToo и Time's Up объясняют разницу между двумя движениями» . Время . Проверено 15 мая 2020 г.
  43. ^ «Разница между мной тоже и временем вышло | Разница между» . 20 декабря 2018 года . Проверено 15 мая 2020 г.
  44. ^ «Наша работа» . ВРЕМЯ ВЫШЛО . Проверено 15 мая 2020 г.
  45. ^ «Задержания свидетелей бросают тень на египетское движение MeToo» . Рейтер . Январь 2021 года . Проверено 1 января 2021 г.
  46. ^ "Условия эксплуатации" . Марш за наши жизни . Проверено 11 марта 2020 г.
  47. ^ «Марш за нашу жизнь» . 25 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 25 марта 2018 г. Проверено 11 марта 2020 г.
  48. ^ «Выжившие студенты из Флориды объявляют «Марш за наши жизни»: пришло время поговорить о контроле над оружием» . Салон . 18 февраля 2018 г. Проверено 11 марта 2020 г.
  49. ^ Карлсен, Одри; Патель, Джугал К. (22 марта 2018 г.). «Марш за наши жизни: карты более 800 протестов по всему миру» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 11 марта 2020 г.
  50. ^ «Донести до народа запрет на боевое оружие» . Сиэтл Таймс . 21 марта 2018 г. Проверено 11 марта 2020 г.
  51. ^ «Эти фотографии показывают, насколько велики были толпы марша за наши жизни по всей стране» . Время . Проверено 11 марта 2020 г.
  52. ^ Купер, Келли-Ли (18 февраля 2018 г.). «Американские подростки требуют «Больше никогда» » . Новости Би-би-си . Проверено 11 марта 2020 г.
  53. ^ Миллер, Сьюзен. « Мы будем последним массовым расстрелом»: студенты Флориды хотят стать переломным моментом в дебатах об оружии» . США СЕГОДНЯ . Проверено 11 марта 2020 г.
  54. ^ Петрусич, Аманда. «Бесстрашные, возмущенные молодые протестующие на Марше за наши жизни в Вашингтоне, округ Колумбия» Житель Нью-Йорка . Проверено 11 марта 2020 г.
  55. ^ «Учителя борются за контроль над огнестрельным оружием после Паркленда» . Время . Проверено 11 марта 2020 г.
  56. ^ «Все, что вам нужно знать о Марше за наши жизни» . БУМАГА . 23 марта 2018 г. Проверено 11 марта 2020 г.
  57. ^ Гулд, Дэйв Мошер, Скай. «Шансы на то, что среднестатистического американца убьет огнестрельное оружие, могут вас удивить» . Бизнес-инсайдер . Проверено 11 марта 2020 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  58. ^ По восточному времени, Райан сидит 26 марта 2018 г. в 15:28 (26 марта 2018 г.). «Более 2 миллионов человек присоединились к протестам «Марш за наши жизни» в 90 процентах избирательных округов США» . Newsweek . Проверено 11 марта 2020 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  59. ^ Аллен, Майк. «Вчерашний глобальный рев за контроль над оружием» . Аксиос . Проверено 11 марта 2020 г.
  60. ^ Лопес, Герман (26 марта 2018 г.). «Официально: Марш за наши жизни был одним из крупнейших молодежных протестов со времен войны во Вьетнаме» . Вокс . Проверено 11 марта 2020 г.
  61. ^ Войлок, Милинн (2016). «Мобилизация аффективных политических сетей: роль аффекта в призывах к национальному расследованию убийств и пропавших без вести женщин из числа коренного населения во время федеральных выборов в Канаде в 2015 году». Ассоциация вычислительной техники . дои : 10.1145/2930971.2930978 . S2CID   156761748 .
  62. ^ «Транзитные операторы Британской Колумбии поддерживают #EveryChildMatters. Cision Canada» . 9 июня 2021 г.
  63. ^ Ротман Д., Прис Дж., Вьюег С., Шнейдерман Б., Ярди С., Пиролли П., Чи Э.Х., Глейзер Т. (2011). От слактивизма к активизму: культура участия в эпоху социальных сетей
  64. ^ Ширки, Клей. (2014). Вот и все: сила организации без организаций . Книги о пингвинах. ISBN  978-1-4406-3224-2 . OCLC   883359654 .
  65. ^ Перейти обратно: а б Хейманс, Джереми; Тиммс, Генри (01 декабря 2014 г.). «Понимание «Новой власти» » . Гарвардское деловое обозрение . № декабрь 2014 г. ISSN   0017-8012 . Проверено 14 апреля 2020 г.
  66. ^ Перейти обратно: а б ТУФЕКЧИ, ЗЕЙНЕП. (2018). Твиттер и слезоточивый газ: сила и хрупкость сетевого протеста . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-23417-6 . OCLC   1002689516 .
  67. ^ «Как социальные движения используют Интернет для изменения политики | Сеть стратегий ученых» . www.scholarsstrategynetwork.org . Проверено 13 апреля 2017 г.
  68. ^ «Ассоциация БАС выражает искреннюю благодарность более чем трем миллионам доноров» . ALSA.org . Проверено 14 марта 2017 г.
  69. ^ Перейти обратно: а б Рамки; Хореги, Габриэла (2017). Профессионалы надежды: избранные произведения субкоманданте Маркоса . Пещера песни. ISBN  978-0-9967786-5-7 . OCLC   1004260843 .
  70. ^ «Теория милого кота: китайское следствие |… Мое сердце в Аккре» . 4 декабря 2007 года . Проверено 14 апреля 2020 г.
  71. ^ «Яростная реакция, политический раскол после того, как Турция запретила Твиттер» . Рейтер . 21 марта 2014 г. Проверено 14 апреля 2020 г.
  72. ^ Буненни, Басам (12 января 2011 г.). «Границы молчания Туниса» . Внешняя политика . Проверено 14 апреля 2020 г.
  73. ^ Абад-Сантос, Александр (8 марта 2012 г.). «Проблемы с «Стоп Кони» » . Атлантика . Проверено 14 апреля 2020 г.
  74. ^ Кертис, Полли (19 апреля 2012 г.). «Кони 2012: нирвана онлайн-агитации или упущенный шанс?» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 14 апреля 2020 г.
  75. ^ МакАдам, Дуг (2013), «Тактическое взаимодействие и инновации», Энциклопедия социальных и политических движений Уайли-Блэквелла , Американское онкологическое общество, номер документа : 10.1002/9780470674871.wbespm209 , ISBN  978-0-470-67487-1
  76. ^ Костанца-Чок, Саша (01 августа 2012 г.). «Проверка микрофона! Медиа-культура и захватывающее движение». Исследования социальных движений . 11 (3–4): 375–385. дои : 10.1080/14742837.2012.710746 . hdl : 1721.1/122987 . ISSN   1474-2837 . S2CID   143663319 .
  77. ^ Тауб, Аманда; Фишер, Макс (21 апреля 2018 г.). «Где страны — это Tinderbox, а Facebook — это совпадение» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 14 апреля 2020 г.
  78. ^ Перейти обратно: а б Коретти, Л. (2014). Пурпурное движение: социальные сети и активизм в Италии Берлускони (докторская диссертация). Вестминстерский университет.
  79. ^ Перейти обратно: а б «Непонимание Интернета: 2-е издание (мягкая обложка) — Routledge» . Routledge.com . Проверено 18 апреля 2018 г.
  80. ^ Перейти обратно: а б с Туфекчи, Зейнеп (2014). «Социальные движения и правительства в эпоху цифровых технологий: оценка сложного ландшафта». Журнал международных отношений . 68 (1): 1–18. ISSN   0022-197X . JSTOR   24461703 .
  81. ^ Перейти обратно: а б Эрл, Дженнифер (9 декабря 2014 г.). «Будущее организаций социальных движений: ослабевающее доминирование SMO в Интернете» . Американский учёный-бихевиорист . 59 : 35–52. дои : 10.1177/0002764214540507 . S2CID   143157434 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6a0942467bf13cd90cd478a23a071885__1722774300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/85/6a0942467bf13cd90cd478a23a071885.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Online social movement - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)