Эйя-Лииза Ахтила
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Эйя-Лииза Ахтила | |
---|---|
Рожденный | 1959 (64–65 лет) |
Национальность | финский |
Образование | Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе , Американский институт киноискусства , Лондонский колледж печати , Хельсинкский университет |
Известный | Видеоарт , Искусство инсталляции |
Веб-сайт | Эйджа-лиисаахтила |
Эйя-Лииза Ахтила (родилась в 1959 году в Хямеенлинне , Финляндия ) [ 1 ] — современный художник и режиссер, живущий и работающий в Хельсинки .
Ахтила наиболее известна своими многопанельными кинематографическими инсталляциями. [ 2 ] Она экспериментирует с повествовательным повествованием в своих фильмах и кинематографических инсталляциях . В своих ранних работах она затрагивала тему тревожных человеческих драм в центре личных отношений, подростковую сексуальность, семейные отношения, психический распад и смерть. Однако ее более поздние работы затрагивают более глубокие художественные вопросы, где она исследует процессы восприятия и присвоения значения, иногда в свете более крупных культурных и экзистенциальных тем, таких как колониализм , вера и постгуманизм . [ 3 ]
Ахтила участвовала в многочисленных международных художественных выставках, таких как Манифеста (1998), Венецианская биеннале (1999 и 2005), Documenta 11 (2002), Биеннале искусств в Сан-Паулу (2008) и Сиднейская биеннале в 2002 и 2018 годах. [ 4 ]
Ахтила выиграл несколько премий в области искусства и кино, в том числе первую премию Винсента (2000). [ 5 ] Искусство мира (2006), [ 6 ] Медаль принца Евгения (2008 г.) и совсем недавно Академического искусства Финляндии (2009 г.). [ 7 ]
Ее работы хранятся в коллекции Тейт. [ 8 ] и Музей современного искусства в Нью-Йорке. [ 9 ] Она является бывшим профессором кафедры искусства, основанного на времени и пространстве, Финской академии изящных искусств (Финляндия) .
Художественная карьера
[ редактировать ]В своей статье в журнале PAJ Джейн Филбрик описывает фильмы Ахтилы как «умные, эмоционально захватывающие, захватывающие, эмоциональные». Филбрик продолжает: «Она называет себя «рассказчиком человеческих драм», она подходит к повествованию, вооружившись строгим арсеналом постмодернистских стратегий... Однако одним из ее наиболее мощных инструментов является драматический жанр двухвековой давности. доказанный эмоциональный охват и удар, мелодрама». Хотя работы Ахтилы сделаны более изощренно, чем обычные мелодрамы , они также преувеличивают сюжеты и персонажей, чтобы повлиять на эмоции зрителя, с меньшей привлекательностью для непосредственного интеллектуального понимания. [ 10 ]
В 1993 году Ахтила создал три мини-фильма «Я/Мы», «Окей» и «Серый» : каждый из этих 90-секундных мини-фильмов показывался отдельно и как трилогия , в виде трейлеров в кинотеатрах, на телевидении во время рекламных пауз и в художественных галереях. . Ахтила исследует вопросы идентичности и групповых отношений , используя повествовательные условности, заимствованные из кино, телевидения и рекламы. [ 11 ] В игре «Я/Мы» отец семейства рассказывает о своей семье в монологе, а другие игроки озвучивают его слова. Когда отец говорит об эмоциях членов своей семьи, их личности смешиваются и становятся неразделимыми. В «Хорошо» женщина говорит о насилии в отношениях между мужчиной и женщиной, и когда она пересекает комнату, как тигр в клетке, ее голос повышается и демонстрирует чистое насилие. В «Сером» три женщины в лифте спускаются в воду и рассказывают об атомном взрыве и его последствиях, в то время как слова и картины смешивают кризис идентичности и атомную катастрофу. [ 12 ]
В 2002 году Ахтила создала фильм « Дом» , для которого она провела исследование, включавшее интервью с людьми, страдающими психотическими психическими расстройствами. Фильм начинается с того, что женщина едет в уединенный дом, и по мере развития событий они принимают сказочное состояние. Звуки дезориентируют, а образы начинают объединяться: женщина видит машину на стенах дома; она слышит бессмысленные гудки лодок. Предполагается, что фильм будет представлен на выставке, где каждый из трех экранов будет размещен на отдельных стенах, создавая у зрителя ощущение, будто он действительно находится в доме, где снимался проект. [ 10 ] [ 13 ]
В 2002 году у нее была персональная выставка в Тейт Модерн . [ 14 ] [ 15 ] а в 2006 году ее многоэкранный видеофильм «Ветер» (2006) был выставлен в Музее современного искусства (МоМА). [ 16 ] У нее также были персональные выставки в Музее Гуггенхайма в Бильбао . [ 17 ] Современный музей в Стокгольме, [ 18 ] Новая национальная галерея в Берлине, [ 19 ] отделение зонтиков в Лондоне, ACMI в Мельбурне [ 20 ] и DHC/ART в Монреале. [ 21 ]
Среди многих других работ Ахтилы — «Час молитвы» , впервые представленный в 2005 году на Венецианской биеннале в Италии. [ 22 ] Фильм представляет собой четырехканальный видеопроект, в котором показаны сцены из переживаний женщины, связанных со смертью ее собаки. Бриджит Гудбоди, пишущая для Time Out New York , говорит, что он представляет собой «несюжетный цикл явно случайных, но, тем не менее, важных сцен». Некоторые из этих сцен показывают, как, когда она была вдали от своей собаки, он провалился под лед замерзшего пруда, сломав ногу. На другом изображена собака, доставленная к ветеринару для лечения травмы; поставлен диагноз рак кости. После смерти собаки в фильме представлены сцены, в которых женщина продолжает свою жизнь, живя художницей в Африке. [ 23 ]
Еще один из ее фильмов, дебютировавший в 2009 году, — « Где где?» . Нью-йоркский Музей современного искусства , в котором размещалась семидневная выставка, назвал ее «захватывающим и многоуровневым размышлением о том, как история влияет на наше восприятие реальности». В фильме современный поэт с помощью фигуры, олицетворяющей смерть , расследует убийство, совершенное пятьдесят лет назад. Два молодых арабских мальчика убили своего французского друга во время войны за независимость Алжира. По мере исследования поэта образы прошлого и настоящего начинают смешиваться и сталкиваться; в какой-то момент поэт обнаруживает двух мальчиков, сидящих в лодке, в небольшом бассейне за его домом. [ 24 ] [ 25 ]
выставка Ахтилы В 2011 году горизонтальная впервые была показана в галерее Мэриан Гудман . [ 26 ] Это произведение представляет собой 6-проекционную инстилляцию, изображающую сосну. Каждая проекция показывает отдельную часть дерева. Ахтила искажает сосну наклонами камеры и разными цветами для каждой проекции.
Хотя в фильмах Ахтилы присутствует более одного персонажа, они, как правило, сосредотачиваются на внутреннем опыте только одного человека. Ее работа, похоже, больше связана с изучением и пониманием субъективного опыта человека, а также того, как влияние окружающих людей формирует то, кем они являются и что они делают, а также формирует их бессознательное «я». Ее очень интересуют факторы, влияющие на формирование личности, и то, насколько изменчивой может быть эта конструкция. Ахтила хочет исследовать, по ее словам, «как каким-то образом наследуется подсознание», приводя в качестве примера «[то, как] моя мать физически присутствует во мне, а я присутствую в ней». [ 10 ]
Работает
[ редактировать ]Инсталляции
[ редактировать ]- Я/Мы, Окей, Серый (1993), установка 3-канального монитора с мебелью
- Если бы 6 было 9 (1995), проектируемая 3-канальная установка
- Сегодня (1996 г.), проектируемая 3-канальная установка.
- Энн, Аки и Бог (1998), инсталляция с 5 мониторами и 2 экранами с мебелью
- Служба утешения (1999), двухканальная проектируемая установка [ 27 ]
- Настоящее (2001), 5-канальная мониторная установка с мебелью.
- Дом (2002), 3-канальная проекционная инсталляция [ 28 ] [ 29 ]
- Ветер (2002), 3-канальная проектная инсталляция [ 30 ]
- Скульптура в эпоху постгуманизма (2004 г.), скульптура, включающая зрителя. [ 31 ]
- «Час молитвы» (2005), 4-канальная проекционная инсталляция
- Рыбаки / Этюды № 1 (2007), одноканальная проектируемая установка
- Где Где? (2008), 6-канальная проектируемая установка [ 32 ]
- Благовещение (2010), 3-канальная проектная инсталляция [ 28 ] [ 33 ]
- Горизонтальная (2011 г.), 6-канальная проектируемая установка [ 28 ]
- Исследования по экологии драмы (2014), 4-канальная проектируемая инсталляция
- «Потенциал любви» (2018), гибридная инсталляция, сочетающая скульптуру и движущееся изображение. [ 34 ]
Фильмы
[ редактировать ]- «Я/Мы, Окей и Грей» (1993), три 90-секундных мини-фильма , каждый из которых демонстрировался отдельно и как трилогия , в качестве трейлеров в кинотеатрах и на телевидении во время рекламных пауз. Ахтила исследует вопросы идентичности и групповых отношений , используя повествовательные условности, заимствованные из кино, телевидения и рекламы. [ 11 ]
- Если бы 6 было 9 (1995) [ 35 ]
- Сегодня (1996 г.) получил почетную награду в 1998 г. [ 36 ]
- Служба утешения (1999), лауреат Венецианской премии, проводимой раз в два года.
- Любовь - сокровище (2002)
- Час молитвы (2005)
- Где Где? (2008)
- Благовещение (2010)
- Исследования по экологии драмы (2017)
Награды
[ редактировать ]- 2006, Artes Mundi , Международная премия Уэльса в области визуальных искусств, Кардифф, Великобритания. [ 6 ]
- 2009 г., звание академика искусств, вручено Президентом Финляндии, Хельсинки, Финляндия. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Великие женщины-художницы . Файдон Пресс. 2019. с. 26. ISBN 978-0714878775 .
- ^ Брашишкис, Лукас (2017). «Чья это точка зрения? Несколько мыслей об исследованиях Эйи-Лиизы Ахтила по экологии драмы» Европейский журнал медиа-исследований NECSUS . Европейский журнал медиа-исследований NECSUS . 2 : 243–248. doi : 10.25969/mediarep/3413 .
- ^ «Эйя-Лийза Ахтила» . АВ-лист . Архивировано из оригинала 26 апреля 2019 года.
- ^ Гринбергер, Алекс (13 декабря 2017 г.). «Сиднейская биеннале раскрывает полный список артистов 2018 года» . АРТньюс . Архивировано из оригинала 16 ноября 2023 года . Проверено 5 ноября 2023 г.
- ^ «История премии Винсент – 2000» . Премия Винсента . Архивировано из оригинала 20 мая 2007 года . Проверено 20 февраля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Сисарио, Бен (3 апреля 2006 г.). «Искусство вкратце» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Архивировано из оригинала 16 ноября 2023 года . Проверено 25 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Художественные академики» . Центр содействия искусству Финляндии (Тайке) . 29 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 7 октября 2022 года.
- ^ « Служба утешения», Эйя-Лииза Ахтила, 1999» . Тейт . Архивировано из оригинала 28 мая 2023 года . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ «Эйя-Лийза Ахтила» . Музей современного искусства . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Фибрик, Джейн (май 2003 г.). «Подкожная мелодрама: творчество Эйи-Лиизы Ахтила» . PAJ: Журнал перформанса и искусства . 25 (2): 32–47. ISSN 1537-9477 .
- ^ Jump up to: а б «Эйя-Лийза Ахтила» . Световой конус . Архивировано из оригинала 31 марта 2023 года . Проверено 6 мая 2012 г.
- ^ Талин Абадян (2006). «Эйя Лииса Ахтила – среди создания фантастики и документации». Психология и искусство (на персидском языке).
- ^ «Эйя-Лииза Ахтила: Дом» . Художественный институт Чикаго . 2011. Архивировано из оригинала 30 мая 2015 года . Проверено 5 марта 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Мэй, Сьюзен (2002). «Эйя-Лииза Ахтила: Реальные персонажи, придуманные миры» . Тейт . Архивировано из оригинала 9 августа 2020 года . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ Сирл, Адриан (30 апреля 2002 г.). «Бесконечная история» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Архивировано из оригинала 18 мая 2023 года . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ «Эйя-Лииза Ахтила: Ветер» . Музей современного искусства . 2006. Архивировано из оригинала 28 марта 2023 года . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ «Эйя-Лийза Ахтила: Благовещение» . Гуггенхайм в Бильбао . 11 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 16 ноября 2023 г. . Проверено 15 ноября 2023 г. - через e-flux .
- ^ «Эйя-Лииза Ахтила в Стокгольмском музее Модерна» . Артерритория . 13 февраля 2012 г. Архивировано из оригинала 25 января 2018 г.
- ^ Беккер, Илька; Гросеник, Ута (2001). Женщины-художницы XX и XXI веков . Ташен. п. 24 . ISBN 9783822858547 .
- ^ «Эйя-Лииза Ахтила: Исследования по экологии драмы» . АКМИ . 2017. Архивировано из оригинала 25 января 2018 года.
- ^ «Выставка финского художника в Монреале» . Блог Suomi-Kanada Seura/Финско-канадского общества . 11 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 11 мая 2023 г. Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ Коннолли, Мейв (июль – август 2005 г.). «Венеция и движущееся изображение» . Остаточное изображение . 33 (1). Архивировано из оригинала 14 декабря 2017 года – через Центр внимания.
- ^ Гудбоди, Бриджит Л. (23 февраля 2006 г.). «Эйя-Лииза Ахтила, Час молитвы - Галерея Мариан Гудман, до субботы, 25» . Тайм-аут . Архивировано из оригинала 19 ноября 2017 года.
- ^ «Киновыставки: МоМА представляет: Эйя-Лииза Ахтила « Где где? » . Музей современного искусства . 2009. Архивировано из оригинала 19 июля 2013 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Кляйн, Эшби (12 сентября 2009 г.). «МоМА покажет, где находится?» . Новости искусства . Архивировано из оригинала 14 сентября 2009 года.
- ^ Уайт, Кеннет (весна 2012 г.). «Эйя-Лииза Ахтила». Киножурнал «Миллениум» (55): 4–5. ISSN 1064-5586 – через ProQuest.
- ^ Смит, Роберта (26 мая 2000 г.). «Эйя-Лийза Ахтила» . Нью-Йорк Таймс . стр. Е.26. Архивировано из оригинала 16 ноября 2023 года . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Фрэнк, Элисон (ноябрь – декабрь 2013 г.). «Эйя-Лииза Ахтила». Остаточное изображение . 41 (3): 31–32.
- ^ Авгикос, Ян (апрель 2004 г.). «Эйя-Лийза Ахтила» . Артфорум . 42 (8): 157. Архивировано из оригинала 16 ноября 2023 года . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ Швенденер, Марта (24 ноября 2006 г.). «Обзор искусства; Эйя-Лииза Ахтила — Ветер» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 21 июля 2021 года . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ «Эйя Лииса Ахтила. Скульптура в эпоху постгуманизма» . Скульптурная сеть . 2019. Архивировано из оригинала 4 декабря 2021 года . Проверено 4 декабря 2021 г.
- ^ Уолш, Мария (апрель 2010 г.). «Эйя-Лииза Ахтила». Ежемесячник искусства (335): 26–27. ISSN 0142-6702 .
- ^ Джонсон, Кен (4 ноября 2011 г.). «Эйя-Лийза Ахтила» . Нью-Йорк Таймс . стр. С.30. Архивировано из оригинала 16 ноября 2023 года . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ «Выставки – Потенциал любви» . Серлакиус Мусеот . 2019. Архивировано из оригинала 13 января 2018 года.
- ^ «Если бы 6 было 9» . Музей Модерна . Архивировано из оригинала 16 ноября 2023 года . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ «Эйя-Лийза Ахтила – Награды» . IMDB . Архивировано из оригинала 12 мая 2023 года . Проверено 5 мая 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт Эйя-Лийзы Ахтила
- Эйя-Лииза Ахтила на IMDb
- Профиль художника в галерее Мэриан Гудман
- Коллекция Эйи-Лиизы Ахтила в Музее Израиля. Проверено в сентябре 2016 г.
- Интервью журнала BOMB с Эйей-Лийзой Ахтилой, автор Кэри Вульф
- Аффективные образы Эйи-Лиизы Ахтила в доме , автор: Тарья Лайне, кафедра СМИ и культуры, Univ. Амстердама. Опубликовано весной 2006 года в журнале Mediascape , журнале Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, посвященном исследованиям кино и медиа.
- Страница художника на Artfacts.Net
- АртФорум рецензия на выставку Тейт Модерн
- 1959 рождений
- Живые люди
- Финские художницы XX века
- Фотографы 20-го века
- Женщины-фотографы 20-го века
- Финские художницы XXI века
- Фотографы 21 века
- Женщины-фотографы XXI века
- Выпускники Лондонского колледжа печати
- Финские кинематографисты
- Художницы-феминистки
- Финские феминистки
- Финские женщины-фотографы
- Люди из Хямеенлинны
- Лауреаты медали принца Евгения
- Финские фотографы
- Финские видеохудожники