Аристид фон Вюрцлер
Аристид фон Вюрцлер (род. Вюрцлер Аристид) (20 сентября 1925, Будапешт — 30 ноября 1997, Дебрецен ) венгерско-американский арфист , композитор, руководитель Нью-Йоркского ансамбля арфистов .
Биография
[ редактировать ]Аристид фон Вюрцлер родился в семье среднего достатка. Его отец был скрипачом, музыкальным критиком и композитором, который много внимания уделял музыкальному образованию сыновей. Его старший брат Бела Вюрцлер также стал музыкантом. Аристид получил образование в лютеранской средней школе в Асоде и в Музыкальной академии Ференца Листа в Будапеште.
Первоначально Аристид учился игре на фортепиано и виолончели, а затем перешел на арфу в возрасте 12–13 лет . Его первым учителем был Хенрик Романн . В академии он изучал игру на арфе у Миклоша Рекая и композицию у Золтана Кодая . Вюрцлера однажды исключили из академии за то, что он не посещал лекции по марксизму . Но его забрали обратно благодаря вмешательству режиссера Эде Затурецки . Из своих учителей он с удовольствием вспоминал Золтана Кодая. Он считал его своим наставником и пригласил позже в США .
Последнее выступление Вюрцлера в Венгрии состоялось 22 ноября 1956 года в Оперном театре , когда он заменял прикованного к постели Рекая.
Когда началась революция, он вместе с Белой покинул Венгрию. Хоть он и не принимал участия в событиях Венгерской революции , тем не менее опасался возмездия. Однако он считал, что карьера арфиста сможет полностью раскрыть свой потенциал только в более свободном мире. Сначала он отправился в Вену , а затем обосновался в Соединенных Штатах. Не говоря по-английски, он подрабатывал случайными заработками; он даже собирал ненужные пустые бутылки. Некоторое время он жил в доме, где жили проститутки, которые любезно одолжили ему деньги на покупку его первой арфы.
В 1958 году Вюрцлер начал свою новую карьеру в качестве сначала арфиста Детройтского симфонического оркестра , а затем Нью-Йоркского филармонического оркестра . Леонард Бернстайн (музыкальный руководитель) прослушивал его; Аристид исполнил, в частности, « » Сметаны Влтаву Дебюсси , «Прелюдию к полудню фавна» и Концерт для (фортепиано и) оркестра Бартока . Бела остался в Детройте и лишь позже присоединился к Бостонскому симфоническому оркестру .
Международный конкурс арфистов , проходивший в Израиле, стал первым конкурсом арфистов в мире. Он был запущен в 1959 году компанией AZ Propes. Три года спустя, в 1962 году, Пьер Жаме , французский виртуоз и профессор игры на арфе, основал Международную ассоциацию арфистов и друзей арфы.
Эти события вдохновили Вюрцлера стать активным членом американского арфового сообщества. С 1963 года он работал профессором игры на арфе в Хартфордском университете , где организовал ежегодные мастер-классы по игре на арфе. К своим мастер-классам он приглашал известных зарубежных музыкантов, например, уже упомянутого Пьера Жаме; Ханс Иоахим Зингель, известный знаток арфовой литературы из Кёльна; бельгийские и советские арфистки Мирей Флур и Вера Дулова ; и Хачатурян , армянский композитор.
В 1969 году Вюрцлер организовал первый международный конкурс арфистов, когда-либо проводившийся в Соединенных Штатах, хотя некоторые оспаривали его первенство. За это время у него было много конфликтов с другими, поэтому в 1970 году он ушел. Он работал профессором в Нью-Йоркском университете , Университете Хофстра , Куинс-колледже Городского университета Нью-Йорка и Университете Бриджпорта в Коннектикуте .
Также в 1970 году Вюрцлер сформировал свою собственную группу из четырех арф, всемирно известную как New York Harp Ensemble (NYHE). Как состоявшийся композитор и аранжировщик, он создал для группы репертуар из почти двухсот произведений. В группе было четыре женщины; его жена, уроженка Польши Барбара Пневска, также была одним из основателей.
С ансамблем, а также в качестве солиста Вюрцлер выступал более чем в шестидесяти странах, записал множество компакт-дисков и получил несколько приглашений выступить в Белом доме во времена администраций Картера , Рейгана , Буша и Клинтона . Его также пригласили выступить перед Папой Иоанном Павлом II в Ватикане в 1985 году. Расцвет NYHE пришелся на 1970-е и 1980-е годы.
Помимо других занятий, Вюрцлер был членом жюри на конкурсах арфистов в Израиле , Швейцарии и Италии . Он также председательствовал на мастер-классах по игре на арфе в Германии .
Несмотря на международное признание, в душе Вюрцлер оставался страстно предан своей родной Венгрии и регулярно возвращался сюда с середины семидесятых. Хотя он был озлоблен ситуацией с музыкальным образованием, и особенно с образованием на арфе, он посвятил свою энергию музыкальной жизни своей страны. Он организовал ежегодные мастер-классы по игре на арфе и дал несколько концертов в Будапеште, Сомбатхее и замке Геликон в Кестхее . Он несколько раз выступал с Евой Мартон , и некоторые из его (последних) пластинок были выпущены Hungaroton .
Помимо преподавания, он также находил время дополнять и расширять литературу по игре на арфе. Он призывал известных композиторов (например, Бернштейна, Карлхайнца Штокхаузена , Дьердь Лигети и др.) писать пьесы для арфы, а сам сочинил множество оригинальных пьес, транскрипций и обработок.
Вюрцлер умер 30 ноября 1997 года от сердечного приступа во время гастролей по Венгрии, где он выступал в качестве дирижера. Его кремировали, а прах перевезли в родной Будапешт. Карл Суонсон, мастер по изготовлению арф, его бывший ученик из Хартфорда написал ему некролог. В другом своем произведении он отметил, что бисбиглиандо Вюрцлера было волшебным; никто другой не смог бы сделать это лучше.
Оркестры
[ редактировать ]- Венгерский государственный оркестр (Венгрия), 1951–56.
- Детройтский симфонический оркестр (США), 1957–58.
- Нью-Йоркская филармония (США), 1958–61.
Образование
[ редактировать ]- Музыкальный колледж Хартта , Хартфордский университет (США), 1963–70.
- Нью-Йоркский университет (США), 1970–87 гг.
- Университет Хофстра (США), 1970–72 гг.
- Университет Бриджпорта (США), 1974–78 гг.
- Музыкальная школа Аарона Копленда , Куинс-колледж, Городской университет (США), 1982–1997 гг.
Конкурс арфистов и мастер-классы
[ редактировать ]- Музыкальный колледж Хартта, Хартфордский университет (США), 1963–1970 гг.
- Нью-Колледж , Сарасота , Флорида — Летний фестиваль (США), 1970, 1971 гг.
- Государственный университет Нью-Йорка – Посадки (США), 1970 г.
- Сьон (Швейцария), Хаймбах (Германия) и Гитта де Кастелло (Италия) 1972–78 гг.
- Шанхай , Пекин ( Китай ), 1982 год.
- Каирская консерватория ( Египет ), 1985 г.
- Музыкальная академия Ференца Листа (Венгрия), 1987 г.
- Сомбатхей (Венгрия), 1988 г.
- Кестхей (Венгрия), с 1990 г.
Жюри
[ редактировать ]- Международный конкурс арфистов (Швейцария), 1964, 1974 гг.
- Международный конкурс арфистов (Израиль), 1965 г. (почетный член).
- Международный конкурс арфистов (США), 1969 г.
- Международный конкурс арфистов (Италия), 1978, 1980 гг.
Работы, композиции
[ редактировать ]Заказные изделия
[ редактировать ]- Концертная импровизация - Музыкальный колледж Хартта (США), 1969 г.
- Маленькая сюита - Ансамбль арфы Нимура (Япония), 1970 г.
- Современные зарисовки - Рейнский камерный оркестр (Германия), 1972 г.
арфа одна
[ редактировать ]- Барток, Бела Том. I. для арфы соло (Lyra Music, International Music Service)
- Блестящий романтический этюд (General Music Publication)
- Каприччио для арфы соло. Память о Сальзедо (Lyra Music, Международная музыкальная служба)
- Концертная импровизация (Lyra Music, International Music Service)
- Доницетти, Гаэтано - фон Вюрцлер: Лючия ди Ламмермури. Парафраз (Общее музыкальное издание)
- Гендель, Георг Фридрих - фон Вюрцлер: Концерт фа мажор с каденцией фон Вюрцлера (General Music Publication)
- Колыбельная (Lyra Music, Международная музыкальная служба)
- Менуэт (Lyra Music, Международная музыкальная служба)
- Современные зарисовки (Южное музыкальное издание)
- Старый танец (Lyra Music, Международная музыкальная служба)
- Кукольный танец (Lyra Music, Международная музыкальная служба)
- Вариации на тему Корелли (General Music Publication)
- Вивальди, Антонио - фон Вюрцлер: Концерт ре мажор (General Music Publication)
Оригинальные работы
[ редактировать ]- Канто Аморосо (FC Publishing Co.)
- Caprice de Concert (FC Publishing Co.)
- Маленькая сказка (FC Publishing Co.)
- Медитация (Salvi International Corp.)
- Перефраз на тему из «Риголетто» (FC Publishing Co.)
- Сказка для мальчиков (Salvi International Corp.)
- Три миниатюры для скрипки и арфы (Salvi International Corp.)
- Вивальди, Антонио: Концерт (FC Publishing Co.)
Обложки, транскрипты
[ редактировать ]- Бах, Кристиан : Концерт «Боже, храни короля». Каденция: фон Вюрцлер (Salvi International Corp.)
- Барток, Бела: Румынские народные танцы для арфы соло (Salvi International Corp.)
- Барток, Бела: Том. II. для соло-арфы (Salvi International Corp.)
- Китайская народная песня: «Среди цветов у реки под источником» (Salvi International Corp.)
- Франк, Сезар : Agnus Dei для соло-арфы (FC Publishing Co.)
- Кодай, Золтан: Детские танцы (Salvi International Corp.)
- Кодай, Золтан: Интермеццо от Яноша Хари (Salvi International Corp.)
- Кодай, Золтан: Székely nota, Венгерские песни (3) (Венгерские крестьянские песни)
- Пейзаж на закате. Оригинальная работа из Китая под редакцией фон Вюрцлера. (Сальви Интернэшнл Корп.)
- Марчелло, Бенедетто : Адажио для арфы соло (FC Publishing Co.)
- Полдень. Под редакцией фон Вюрцлера (Salvi International Corp.)
- Цветение вишни. Оригинальная работа из Китая под редакцией фон Вюрцлера. (Сальви Интернэшнл Корп.)
- Голос молодежи. Оригинальная работа из Китая под редакцией фон Вюрцлера. (Сальви Интернэшнл Корп.)
- Вивальди, Антонио: Концерт ре мажор PVW 209 с каденцией (FC Publishing Co.)
- Вивальди, Антонио: Ларго из Концерта ре мажор PVW 209 (FC Publishing Co.)
- Венгерские танцы XVIII века (Salvi International Corp.)
Приглашения
[ редактировать ]- Бернштейн, Леонард (США): Хорал и медитация
- Чити, Джанопауло (Италия): Брейкерс
- Крестон, Пол (США): «Олимпийская рапсодия» для арфы
- Дамасе, Жан-Мишель (Франция): Концертино
- Делло Джойо, Норман (США): Багателла
- Дурко Жолт (Венгрия): Серенада Per Quatro Arpas
- Флагелло, Николас (США): Арисмо II. для 4 арф, Остров загадочных колоколов
- Хануш, Ян ( Чехословакия ): Introduzione E Toccata
- Фридьес Хидас (Венгрия): Венгерские мелодии
- Хованесс, Алари (США) - Стюарт Колидж: Спиричуалс в солнечном свете и тени
- Касилаг, Лукреция Р. ( Филиппины ): Диверсии II для 4 арф
- Дьёрдь Лигети (Венгрия/Германия): Continuum
- Мааяни, Ами (Израиль): Арабески для 4-х арф
- Мчеделов, Михаил (Советский Союз): Песенное шествие для 4-х арф и барабана
- Монтори, Серджио (Италия): Железный сад
- Сайгун, Ахмед Аднан ( Турция ): Три прелюдии для четырех арф, три мелодии для четырех арф
- Серли Тибор (Венгрия/США): Каноническая прелюдия для 4-х арф
- Такемицу, Тору (Япония): Длина волны
- Ва, Линь (Китай): Среди цветов у реки
- Вилкомирский, Йозеф (Польша): Концерт для четырех арф
Рекорды
[ редактировать ]- Вивальди: Концерт (с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, дирижер: Леонард Бернстайн, Колумбия)
- Ансамбль New York Harps/CRS 4130 Golden Crest Quadrophonic
- Ансамбль арфы Нью-Йорка/CRS 4121 Golden Crest Quadrophonic
- Концерты и струнные инструменты XVIII века, Общество музыкального наследия 3320
- Стерео кассета для концертов XVIII века MHC 5320
- Музыка XVIII века для ансамбля арф MHS 3239
- Стерео кассета XVIII века MHC 5239
- Современная музыка для ансамбля арф MHS 1184
- Современная стереокассета MHC 2100
- Современная музыка для арфы и струнных MHS 3370 (Соло: фон Вюрцлер)
- Американская кавалькада MHS 3307
- Романтическая музыка для арфы. и соло-арфа MHS 3611 (Соло: фон Вюрцлер)
- Стерео кассета с романтической музыкой MHC 5611
- Музыкальные воспоминания, Том. И. МХС 3670
- Музыкальные воспоминания, Том. I. Стереокассета MHC 5670
- Рождество с ансамблем нью-йоркских арфистов MHS 3483 (соло: фон Вюрцлер)
- Стереокассета «Рождество с ансамблем нью-йоркской арфы» MHC 5483
- Вечер с нью-йоркским арфовым ансамблем MHS 3890 (соло: фон Вюрцлер)
- Музыкальные воспоминания Том. II. MHS 4259 (Соло: фон Вюрцлер)
- Музыкальные воспоминания, Том. II. Стереокассета MHC 6259 (Соло: фон Вюрцлер)
- Рапсодия для арфы с оркестром, MHS 4387 (Соло: фон Вюрцлер)
- В основном концерты, MHS 4260 (Соло: фон Вюрцлер)
- Ансамбль арф Нью-Йорка, Hungaroton SLPX 12726
- Ансамбль арфы Нью-Йорка, Хунгаротон, MK 12726
- Ансамбль арфы Нью-Йорка, Hungaroton Stereo HCD 12726
- Пасторальное Рождество, MusicMasters, MMD 20098A
- Пасторальное Рождество, стереокассета MusicMasters, MMC 40098Z
- Пасторальное Рождество, компакт-диск MusicMasters. Компакт-диск ММД 60098Y
- A Pastorale Christmas with NYH Ensemble MHS 4610 Digital-Stereo
- Пасторальное Рождество с цифровой стереокассетой NYH Ensemble 6611
- Weinachtiche Harpmusik NYHE и Камерный оркестр Pro Arte, дирижер: Аристид фон Вюрцлер, Orfeo, Stereo-Digital-S 122 841 B
- Ева Мартон с нью-йоркским ансамблем, Hungaroton SLPD 12939
- Ева Мартон с Нью-Йоркским ансамблем арф, Hungaroton MK 12939
- Ева Мартон с Нью-Йоркским ансамблем арф, Хунгаротон HDC 12939
- Основные моменты Хунгаротона, 1987–88, Хунгаротон, HCD 1661
Награды
[ редактировать ]- Лондонский колледж прикладных наук (США), почетный доктор, 1968 г.
- Орден «За заслуги перед Венгерской Республикой».
Библиография
[ редактировать ]- Элёд Юхас – Иштван Капоши Кис: Говорящая арфа. Аристид фон Вюрцлер. Компания «Туристическая пропаганда и издательство», Будапешт, 1990 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Венгерские эмигранты в США
- Венгерское дворянство
- Венгерско-немецкий народ
- Венгерские композиторы
- Венгерские композиторы-мужчины
- Венгерские арфисты
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские арфисты
- Американские композиторы 20-го века
- Американские дирижеры ХХ века (музыка)
- Венгерские мужчины-дирижеры (музыка)
- Американские музыкальные преподаватели
- 1925 рождений
- 1997 смертей
- Кавалеры Ордена «За заслуги перед Венгерской Республикой».
- Преподаватели школы Хартфордского университета Хартта
- Композиторы 20 века
- Венгерские музыканты-мужчины 20-го века