Проблемы и теоремы анализа
«Проблемы и теоремы анализа» (нем. Aufgaben und Lehrsätze aus der Analysis ) — двухтомный сборник задач по анализу, написанный Джорджем Пойа и Габором Сегё . Эти два тома, опубликованные в 1925 году, озаглавлены (I) Series. Интегральное исчисление. Теория функций. ; и (II) Теория функций. Нули. Полиномы. Детерминанты. Теория чисел. Геометрия .
Эти тома высоко ценятся за качество содержащихся в них задач и метод организации не по темам, а по методам решения, с упором на развитие навыков решения проблем у учащихся . Каждый том содержит задачи в начале и (краткие) решения в конце. Как выразились два автора, «среди математиков существует общее мнение, что двухтомник Полиа-Сегё — это лучший написанный и самый полезный задачник в истории математики». [ 1 ] : 59
Фон
[ редактировать ]Именно Пойа первым пришел к идее создания всеобъемлющего сборника задач по анализу, но он понял, что не сможет завершить его в одиночку. Он решил написать его вместе с Сегё, который был другом Полии с 1913 года, когда они встретились в Будапеште (в то время Сегё было всего 17 лет, а Полиа была 25-летним постдокторантом). Ранняя карьера Сегё была переплетена с Полией, его первые две статьи касались проблем, поставленных Полией. [ 3 ] : 562 [ 1 ] : 54 [ 4 ] : 11 Однако Полиа считал, что их области знаний достаточно различаются, поэтому сотрудничество окажется плодотворным. [ 3 ] : 562 Полиа и Сегё подписали контракт со Springer-Verlag на книгу в 1923 году, и к 1925 году она была опубликована. [ 5 ] Позже Полиа написала о периоде, когда они писали книгу:
Это было чудесное время; мы работали с энтузиазмом и сосредоточенностью. У нас было похожее прошлое. На нас обоих, как и на всех других молодых венгерских математиков того времени, повлиял Леопольд Фейер . Мы оба были читателями одного и того же хорошо написанного Венгерского математического журнала для старшеклассников, в котором особое внимание уделялось решению задач. Нас интересовали одни и те же вопросы, одни и те же темы; но один из нас знал больше об одной теме, а другой больше о какой-то другой теме. Это было прекрасное сотрудничество. Книга Aufgaben und Lehrsatze aus der Analysis , результат нашего сотрудничества, — моя лучшая работа, а также лучшая работа Габора Сеге. [ 4 ] : 11
Написание задач и теорем стало интенсивным опытом для обоих молодых математиков. Полиа был профессором в Цюрихе , а Сегё был приват-доцентом в Берлине , так что у обоих была независимая рабочая нагрузка. Жена Полии беспокоилась, что у него может случиться нервный срыв. [ 1 ] : 60 Обоим также угрожал рост антисемитизма в Центральной Европе (Поля и Сегё были венгерскими евреями). Финансовые трудности, а также пессимизм по поводу поступления в немецкий университет убедили Полию переехать в Англию в 1925 году. [ 1 ] : 61–63 [ 4 ] : 23 Сегё потребовалось больше времени, чтобы бежать, и он не покидал Германию до 1934 года, когда Полиа и Харальд Бор убедили его принять должность в Вашингтонском университете . К этому времени нацисты уже начали чистку профессоров-евреев из немецких университетов. [ 6 ] Сегё и Полиа (которые после сборника задач мало сотрудничали) воссоединились в Америке в 1950-х годах, на математическом факультете Стэнфордского университета . [ 1 ] : 62
Содержание
[ редактировать ]Хотя название книги относится только к анализу, в ней содержится широкий круг проблем. Он начинается с комбинаторики и быстро переходит от математического анализа к теории чисел , геометрии , линейной алгебре и даже некоторой физике . [ 4 ] : 23–24 Конкретные рассматриваемые темы свидетельствуют об особых интересах Полиа ( правило знаков Декарта , теорема перечисления Полья ), Сегё (полиномы, тригонометрические полиномы и его собственная работа в области ортогональных полиномов ), а иногда и обоих (нули полиномов и аналитические функции). , комплексный анализ в целом). [ 4 ] : 25–27 Многие проблемы книги не новы, и их решения включают обратные ссылки на первоисточники. [ 7 ] : ii–iii, xvii–viii Раздел геометрии (IX) содержит множество задач, предложенных Левнером (по дифференциальной геометрии ) и Хиршем (по алгебраической геометрии ). [ 4 ] : 27
Книга была уникальной в то время из-за ее структуры, не столько по темам, сколько по методу решения, составленной таким образом, чтобы развивать способности учащихся решать проблемы. В предисловии к книге содержатся некоторые замечания по общему решению задач и математической эвристике, которые предвосхищают более поздние работы Полиа по этому предмету ( «Математика и правдоподобные рассуждения» , «Как это решить» ). [ 4 ] : 23–24 Пара проводила практические занятия, на которых задачи предлагались студентам университетов и решались всем классом (при этом некоторые репрезентативные задачи решались учителем, а более сложные задачи задавались в качестве домашнего задания). Они просматривали книгу по частям со скоростью примерно одну главу в семестр. [ 7 ] : xi – xii
Типичным примером последовательности вопросов в «Проблемах и теоремах анализа» являются первые три вопроса в томе I (американского издания):
1. Сколькими способами можно обменять один доллар? То есть сколькими способами вы можете заплатить 100 центов, используя пять разных видов монет: центы, пятаки, десять центов, четвертаки и полдоллара (стоимостью 1, 5, 10, 25 и 50 центов соответственно)?
2. Пусть n — целое неотрицательное число и пусть обозначим количество решений диофантова уравнения в неотрицательных целых числах. Тогда сериал представляет собой рациональную функцию . Найдите это.
3. Сколькими способами можно поставить необходимые марки в один ряд на авиапочтовом письме, отправленном внутри США, используя марки номиналом 2, 4, 6, 8 центов? Почтовые расходы составляют 10 центов. (Различные варианты расположения одних и тех же ценностей считаются разными способами.) [ 7 ] : 1
Первый вопрос задает элементарный вопрос комбинаторики; но второй предполагает как решение (с использованием производящих функций ), так и обобщение. Третий дает еще один вопрос комбинаторики, который можно решить с помощью производящих функций. Действительно, вопросы 1–26 следуют производящей функции через дополнительные примеры. [ 4 ] : 23 Таким образом развиваются целые области математики. [ 1 ] : 55
В английский перевод (опубликованный в 1972 и 1976 годах) были внесены существенные дополнения, включая новые разделы и обратные ссылки на другие работы Пойи по решению проблем. [ 4 ] : 24–25
Прием
[ редактировать ]Ричард Аски и Пол Неваи написали о книге, что «среди математиков существует общее мнение, что двухтомник Полиа-Сегё является лучшим письменным и наиболее полезным задачником в истории математики». [ 1 ] : 59 Книга нашла своих поклонников. Различные выдающиеся математики ( Бернейс , Курант , Фейер, Э. Ландау , Ф. Рис , Теплиц ) перечитывали гранки доказательств, пока работа находилась в печати. [ 7 ] : xii – xiii и его первые рецензенты (снова Ф. Рисс, Кнопп , Тамаркин ) были не менее впечатляющими, все они были неистовы в своих похвалах. [ 1 ] : 58–60 Тщательная педагогика означала, что аспиранты могли изучать анализ только на основе задач и теорем . [ 1 ] : 58 Пол Эрдеш однажды подошел к молодому математику с задачей, взятой из второго тома, и заявил: «Я дам Китаю 10 долларов, если ты сможешь решить эту задачу за десять минут». [ 4 ] : 27
Русский перевод был опубликован в 1937–38. Английский перевод был опубликован в 1972–76 годах. [ 4 ] : 23
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Александерсон, Джеральд Л. (2000). Случайные блуждания Джорджа Пойа . Математическая ассоциация Америки.
- ^ Поля, Джордж (1987). Фотоальбом Полиа: Встречи математика . Биркгаузер.
- ^ Перейти обратно: а б Александерсон, Г.Л.; Ланге, Л. Х. (1987). «Некролог: Джордж Полиа». Бюллетень Лондонского математического общества . 19 (6): 559–608. дои : 10.1112/blms/19.6.559 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Сего, Габор (1982). Сборник статей . Том 1. Биркхойзер.
- ^ О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. (ноябрь 2002 г.), «Джордж Полиа» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
- ^ О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. (июль 2014 г.), «Габор Сеге» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
- ^ Перейти обратно: а б с д Полиа, Джордж; Сегё, Габор (1972). Проблемы и теоремы анализа I. Перевод Эппли, Д. Спрингер-Верлаг.