Jump to content

Философские исследования сущности человеческой свободы


сущности «Философские Шеллинга, исследования человеческой свободы» — работа Фридриха написанная в 1809 году . Это была последняя книга, которую он закончил в своей жизни: в ней было около 90 страниц одного длинного эссе. Его обычно называют его « Freiheitsschrift » (текстом о свободе) или «эссе о свободе».

Описанный Гансом Урсом фон Бальтазаром как «самое титаническое произведение немецкого идеализма ». [1] оно также рассматривается как предвосхищение большей части совокупности основных экзистенциалистских мотивов. Его амбиции были высоки: решить проблему радикального зла и внедрить инновации на метафизическом уровне, в частности, исправить дуализм . Как следует из названия, он намеревается дать отчет о человеческой свободе и требованиях с философской стороны, чтобы защитить эту идею от конкретных формулировок, обсуждавшихся в период детерминизма .

Влияние на Шеллинга

[ редактировать ]

В литературе по истории философии содержится много утверждений об общих влияниях на Шеллинга. Есть также более конкретные комментарии о других мыслителях и традициях, которые оказали определенное влияние на эту переходную работу. На первых страницах становится ясно, что Шеллинг выступает против спинозизма , позиции, которая (часто называемая просто «догматизмом») была мишенью как философских, так и религиозных мыслителей в Германии на протяжении десятилетий. Шеллинг был озабочен не отказом от всего, что предполагала мысль Баруха Спинозы , в терминах этой дискуссии, а спасением чего-то от унификации взглядов ( монизма ), которая пришла с ней, оставляя при этом место для свободы.

В это время Шеллинг находился под влиянием также Франца Ксавера фон Баадера и сочинений Якоба Беме . «Факты человеческой свободы» Баадера содержат явные ссылки на доктрину зла и схематические мифы о творении Беме, а также используют термин «теософия» ; Подробное сопоставление мысли Беме с аргументами Шеллинга в Freiheitsschrift было выполнено Паолой Майер. [2] С другой стороны, Роберт Шнайдер и Эрнст Бенц выступали за более прямое влияние пиетиста Иоганна Альбрехта Бенгеля и теософа Фридриха Кристофа Этингера . [3]

Явными проблемами Шеллинга в книге являются: существование зла и возникновение разума. Шеллинг предлагает решение первого, старого богословского каштана, вкратце говоря, что «зло делает возможным произвольный выбор». С другой стороны, далеко не все интерпретации произведения исходят из направления богословия и проблемы зла . Вторая идея, требующая обоснования возникновения место , была более новаторской, поскольку она отводила иррационализму и антропоморфизму в «космическом» контексте (которое не следует понимать буквально). Эта работа также связана с десятилетними предыдущими публикациями, формулировками и соперничеством.

Взгляд из девятнадцатого века принадлежит Харальду Хёффдингу (который помещает книгу в контекст предполагаемого личного кризиса и философского тупика):

... [Шеллинг] пытается показать, что мы имеем право мыслить Бога как личное существо только в том случае, если мы полагаем первоначальную антитезу внутри абсолютного, внутри сущности Божества, - темную иррациональную основу, которая очищается и гармонизируется.. .в ходе жизненного развития Божественного Существа. [...] Все зло состоит в стремлении вернуться к хаосу, из которого произошел порядок Природы. [4]

Современные прочтения намерений Шеллинга могут весьма сильно отличаться от этой интерпретации (и друг от друга). Это сочинение Шеллинга также рассматривается как начало его критики Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и объявление о переходном моменте в философии; частью цели было самооправдание, граничащее с полемикой в ​​защиту пантеизма Шеллинга . Таким образом, это указатель, обозначающий развилку дороги для того, что сейчас называется «классической немецкой философией»: даже если у нее было свое время доминирования, абсолютный идеализм в смысле Гегеля (после «эссе о свободе») является лишь одной ветвью философии. обсуждение Абсолюта в немецком идеализме . Гегель стал строителем системы, в то время как Шеллинг за три десятилетия после Freiheitsschrift не создал ни систематической, ни законченной философии .

Зло как радикальное

[ редактировать ]

Концепция зла противопоставляется как неоплатоническому privatio boni , так и манихейскому разделению на две разобщенные и соперничающие силы. Зло следует рассматривать как активное как в Боге, так и в природных созданиях. Есть различие: в Боге зло никогда не может сойти со своего места (в основании), в то время как в человеке оно, конечно, может превосходить свою роль основы самости. [5]

Славой Жижек пишет, что центральный принцип заключается в том, что

... если нужно объяснить возможность Зла, нужно предположить раскол Абсолюта на Бога, поскольку он полностью существует, и темную, непроницаемую Основу его существования. [6]

Джон В. Купер пишет

Либо Зло нереально, либо его причиной является Бог. Решение Шеллинга этой извечной проблемы состоит в том, чтобы рассматривать свободу Бога как возможность зла, а свободу человека как ответственность за действительность зла. [7]

Спиноза и пантеизм

[ редактировать ]

Во время написания « Freiheitschrift» Шеллинг имел в виду обвинение в пантеизме , выдвинутое против него Фридрихом Шлегелем в «О языке и мудрости индейцев» (1808). [8] Споры о немецком пантеизме 1780-х годов продолжали отбрасывать длинную тень. Ф. Х. Якоби , начавший эту книгу, был человеком, с которым Шеллинг был в контакте в Мюнхене , где была написана книга.

В своей книге Шеллинг поднимает проблему пантеизма, стремясь опровергнуть идею о том, что он обязательно ведет к фатализму , отрицающему тем самым человеческую свободу. Здесь он ближе к Спинозе, стирающему различие между природой и Богом. С другой стороны, Шеллинг пытается преодолеть различие, проводимое в системе Спинозы, между natura naturans (динамическим) и natura naturata (пассивным). Шеллинг хотел найти фатализм у Спинозы не в пантеизме или монизме, а в его формулировке. [9]

Синтез заявлен

[ редактировать ]

По словам Эндрю Боуи:

Центральным вопросом в FS является... нередукционистское объяснение отношения мышления к бытию. Система Спинозы... рассматривается как «односторонне реалистическая» (в смысле «материалистическая») и нуждающаяся в дополнении «идеальным» аспектом, в котором «царит свобода». [10]

Шеллинг считал, что идеалистическая концепция свободы у Иммануила Канта и Иоганна Готлиба Фихте осталась неразвитой, без более четкого разрыва с рационалистическими системами Спинозы и Готфрида Лейбница и четкой теории ее человеческого элемента. [11] В другом взгляде на основную тему книги, ведущем к дальнейшему развитию философии Weltalter ( «Века мира»), Шеллинг

... стремился уловить динамическую дифференциацию в Боге и, следовательно, временное качество божественного. [12]

В этом подходе Абсолют принимает более темную сторону и, следовательно, показывает связь с темой проблемы зла. [13] Этот аспект затем пронизывает всю жизнь:

Двойственность (слепой) природы и (просвещенного) существования не ограничивается первоначальным самопостроением Бога. Говорят, что оно пронизывает все творение, которое, таким образом, повторяет в конечном масштабе божественный процесс самореализации от воли к разуму. У конечных индивидуумов темная, слепая воля проявляется как частная воля, противостоящая просвещенной или универсальной воле. [14]

Краткое содержание

[ редактировать ]

Это приблизительное изложение содержания Freiheitsschrift Шеллинга» с использованием нумерации страниц, как это указано в «Сочинениях . [15] Здесь нет разделения, кроме как на абзацы.

  • 336-8 Существует традиционное мнение, что система исключает свободу личности; но, напротив, у него есть «место во вселенной». Это проблема, которую нужно решить.
  • 338-343 Реформация как проблема пантеизма и фатализма.
  • 343-8 Спиноза и Лейбниц.
  • 348 Немецкий идеализм против французского атеистического механизма; Фихте Научная теория .
  • 349-352 Ошибочно полагать, что идеализм просто вытеснил пантеизм.
  • 352-355 Настоящая концепция свободы – это возможность добра и зла.
  • 356-357 Критика абстрактной концепции Бога; Натурфилософия .
  • 357-358 Земля Бога и света.
  • 359-366 Критика имманентности.
  • 366-373 Концепция зла по Баадеру.
  • 373-376 Зло необходимо для Божьего откровения; толкование «материи» у Платона.
  • 376-7 Иррациональный элемент в органических существах; разделение света и тьмы.
  • 379 Золотой век.
  • 382-3 Формальная концепция свободы; Осел Буридана.
  • 383 Идеализм определяет свободу.
  • 385 Бытие человека есть его собственный поступок.
  • 387 Предопределение.
  • 389-394 Общая возможность зла и инверсия места самости.
  • 394 Божья свобода.
  • 396 Лейбниц о законах природы.
  • 399 Бог — это не система, а жизнь; конечная жизнь человека.
  • 402 Бог принес порядок из хаоса.
  • 403 История непостижима без представления о человекострадающем Боге.
  • 406 Первичная основа ( Ungrund ) находится перед всеми антитезами; беспочвенность саморазделяет.
  • 409 Зло - пародия.
  • 412 Откровение и разум.
  • 413 Язычество и христианство.
  • 413 Личность покоится на темном фундаменте, который также является фундаментом знания.
  • 414 Диалектическая философия.
  • 415 Историческое основание философии.
  • 416 Природа как откровение и ее архетипы. Обещание дальнейших трактатов.

Обсуждаемый переход

[ редактировать ]

Шеллинг поместил Freiheitsschrift в конце первого тома своего Sämmtliche Werke (Собрание сочинений). Правильная периодизация его философии до сих пор остается спорной областью, и существуют разные взгляды на то, какой знак препинания она на самом деле представляет в творчестве Шеллинга. Примечательно, что сама книга начинается с прямого отрицания «системы». [16] Выход этой книги считается, с одной стороны, началом «среднего периода» Шеллинга. [17] По сути, это знаменует собой разрыв с «философией идентичности», над которой он работал в первом десятилетии девятнадцатого века, после того как он стал последователем Иоганна Фихте и разработчиком натурфилософии .

Расхождение Шеллинга и Гегеля становится очевидным примерно в этом году: амбиции Гегеля носят систематический и явно энциклопедический характер, понятия свободы совершенно различны, а использование диалектики становится явно различным с обеих сторон. Звезда Гегеля восходила, тогда как другая дорога Шеллинга вела в пустыню, по крайней мере, в том, что касается академической респектабельности. Академическое признание работы Шеллинга как важного для философии, а не как своеобразного вклада в философию религии , действительно пришло медленно. Сэмюэл Тейлор Кольридж , один из современников и последователей Шеллинга, высоко оценил его. [9]

В 1936 году Мартин Хайдеггер прочитал серию лекций по эссе Шеллинга о свободе. Они были опубликованы на немецком языке в 1971 году и переведены на английский язык в 1984 году. [18] Хайдеггер в значительной степени рассматривал Freiheitschrift как продолжение периода «философии идентичности», приведшего к нему. [19] Хайдеггер к 1941 году ужесточил свою линию до позиции, что Шеллинг все еще остается теоретиком охватывающей субъективности , рассматривая Freiheitsschrift как вершину ( Gipfel ) метафизики немецкого идеализма. Эта точка зрения до сих пор оспаривается: другие авторы рассматривают книгу как начало чего-то нового в философии. [20] В книге Шеллинга «Stuttgart Vorlesungen» 1810 года переформулировано и основано на эссе о свободе, а рукописи Вельтальтера идут дальше, пытаясь проработать детали взглядов беменистов. [21] Таким образом, на самом деле спор идет о том, является ли Freiheitschrift кульминационным, плодотворным или, возможно, и тем, и другим.

английские переводы

[ редактировать ]
  • Джеймс Гутманн (1936), О свободе человека
  • Джефф Лав и Йоханнес Шмидт (2006), Философские исследования сущности человеческой свободы

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Джон Лафланд, Шеллинг против Гегеля: от немецкого идеализма к христианской метафизике (2007), с. 38.
  2. ^ Майер, стр. 197-209.
  3. ^ Гленн Александр Маги (2001), Гегель и герметическая традиция , стр. 79-81.
  4. ^ Харальд Хёффдинг , История современной философии (перевод 1900 г.), том II, стр. 171.
  5. ^ Майер, стр. 198-9.
  6. ^ Славой Жижек, Бездна свободы с. 5, в «Бездне свободы/Века мира» (1997) (с Джудит Норман, переводчиком)
  7. ^ Джон В. Купер, Панентеизм: Другой Бог Философов (2006), стр. 99.
  8. ^ Майер с. 198.
  9. ^ Jump up to: а б Дуглас Хедли, Кольридж, философия и религия: Средства размышления и зеркало духа (2000), стр. 79-80.
  10. ^ Боуи, с. 94.
  11. ^ Жан-Франсуа Куртин , Шеллинг , с. 86–87 в книге Саймона Кричли, Уильяма Ральфа Шредера (редакторы), «Спутник континентальной философии» (1999).
  12. ^ Фред Даллмайр, Хайдеггер об этике и справедливости , стр. 194 в Арлин Б. Даллери, Стивен Х. Уотсон, Э. Мария Бауэр (редакторы), Переходы в континентальной философии (1994).
  13. ^ Гюнтер Цоллер, Немецкий реализм: самоограничение идеалистического мышления у Фихте, Шеллинга и Шопенгауэра , с. 209, Карл Америкс (редактор), Кембриджский спутник немецкого идеализма (2000).
  14. ^ Золлер в Cambridge Companion , стр. 210.
  15. ^ Эти номера показаны в переводе Гутмана на полях, а немецкий текст с оригинальной нумерацией доступен в формате PDF .
  16. ^ Дэвид Уолш, Современная философская революция: яркость существования (2008), с. 142.
  17. ^ «Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. 2020.
  18. ^ М. Хайдеггер, Трактат Шеллинга о природе человеческой свободы , Тюбинген, Макс Нимейер Верлаг, 1971. Перевод Джоан Стамбо как «Трактат Шеллинга о сущности человеческой свободы» , Афины, издательство Университета Огайо, 1984.
  19. ^ Кириаки Гудели, Вызовы немецкому идеализму: Шеллинг, Фихте и Кант (2002), с. 109.
  20. ^ Боуи с. 93.
  21. ^ Майер с. 210.
  • Эндрю Боуи (1993), Шеллинг и современная европейская философия: введение
  • Паола Майер (1999), Йенский романтизм и его присвоение Якоба Беме: теософия, агиография, литература
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 749676b036b1280e4da9bd908754cf1c__1712635920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/1c/749676b036b1280e4da9bd908754cf1c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Philosophical Inquiries into the Essence of Human Freedom - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)