Гисольфи
Де Гисольфи (также известный как де Гуизольфи , де Гисольфи , Гигурсис, Гильгурсис и Гиксульфис ) — имя генуэзско - еврейской семьи, известной в позднем средневековье и раннем Возрождении .
В 1419 году генуэзский еврей Симеоне де Гисольфи муниципалитета женился на царствующей княгине Тмутараканского на Таманском полуострове по имени Бихаханим и завладел этой местностью, вероятнее всего, с центром в городе Матрега . [ 1 ] Клан де Гисольфи правил этим княжеством как протекторат генуэзского консульства в Газарии на протяжении большей части 15 века.
В 1453 году Генуэзская республика уступила свои крымские владения Банку Святого Георгия — частному предприятию, которому она была в больших долгах. Семья Гисольфи продолжала управлять Матрегой и прилегающим регионом от имени Банка. Через таких посредников, как Хози Кокос , они поддерживали отношения с правителями Московии и других русских княжеств.
Захариас де Гисольфи
[ редактировать ]Потомок Симеоне, Захариас де Гисольфи был принцем и правителем Таманского полуострова примерно с 1480 года. Осажденный Османской империей (которая тогда находилась в процессе приведения Гирайского ханства и итальянских владений в Крыму к статусу данника) в В 1482 году Захария и его подданные, смешанное население евреев , итальянцев , греков , черкесов , татар и славян , были вынуждены удалиться из Матреги и искать убежища на острове Матриче. 12 августа того же года Захария сообщил директорам Банка Святого Георгия в Генуе о своем положении и запросил 1000 , которые исчерпали свои дукатов, чтобы сохранить дружбу своих союзников, крымских готов Феодоро ресурсы; он заявил, что, если не получит поддержки республики, переедет в Валахию , где воевода предложил ему замок.
Контакт с Московией
[ редактировать ]Несмотря на то, что турки захватили Тану ( Азов ) и большую часть населенных пунктов в Газарии , Гисольфи продолжил войну со стороны Матриса, но лишь с небольшим успехом. Узнав, что он выразил желание приехать в Россию, и обрадованный возможностью объединиться с черкесами и другими народами, сопротивлявшимися османским вторжениям, Иван III Московский поручил князю Ноздреватому, своему послу к крымскотатарскому хану Менли I Гирею , отправить послание, «запечатанное золотой печатью» еврею Захарии в Каффе . Это послание, датированное 14 марта 1484 года и переданное Лукой и князем Василием, придворными сановниками, гласит следующее:
Милостью Божией великий правитель страны Русской, великий князь Иван Васильевич, царь всея Руси ,... Скарию Еврею. Вы написали нам через Гавриила Петрова, нашего гостя, что желаете приехать к нам. Мы желаем, чтобы вы это сделали. Когда вы будете с нами, мы предоставим вам доказательства нашего благосклонного к вам расположения. Если вы желаете служить нам, нашим желанием будет оказать вам честь; но если вы не пожелаете остаться с нами и предпочтете вернуться в свою страну, вы будете свободны уйти... [ 2 ]
Отправление в Москву
[ редактировать ]Из депеши на латыни из Конарио на Кубани , датированной 8 июня 1487 года и подписанной «Захария Гигурсис», видно, что Захария, намереваясь принять гостеприимство Ивана, отправился в Москву, но по дороге был ограблен и подвергнут пыткам. Стефаном ; воеводой Молдавии , после освобождения он вернулся домой. Несмотря на этот опыт, Гисольфи и его люди заявили, что готовы присоединиться к Ивану при условии, что им будут предоставлены проводники. В ответ на эту депешу 18 марта 1488 года московский князь повторил свое приглашение и сообщил Гисольфи, что он уведомил Дмитрия Шеина своего посла при крымском дворе о том, что он просил хана Менли I Гирея прислать в Черкассы двух человек для сопровождения Гисольфи в Москву. Он поручил Шеину прибавить к этому числу татарина из его собственной свиты.
Судьба
[ редактировать ]Прошло несколько лет, прежде чем были отправлены проводники, но весной 1496 года они достигли устья рек Миюши и Тайганы , где Захария должен был встретить их через четыре недели после Пасхи . Было решено, что в случае, если одна из сторон достигнет места встречи раньше другой, первая должна дождаться Троицы , а если понадобится, и до Петропавловского дня . Проводники дождались Дня Св. Николая (6 декабря), когда узнали, что Гисольфи не может продвигаться вперед из-за волнений среди своего народа, ибо «человек Захария солидный, семья его великая, и, вероятно, это трудно». чтобы заставить их двигаться». В своем докладе Ивану крымский посол заявил, что из дружбы с Московией хан Менли I Гирей возьмет Гисольфи под свою защиту, но выразил обеспокоенность тем, что Гисольфи вызвал недовольство турок, которые были повелителями хана. [ 3 ]
Из последующих событий видно, что Гисольфи поступил на службу к хану, ибо дальнейшие переговоры велись, и в апреле 1500 г. Иван, поручая своему послу, называет Гисольфи «Захарией Фрязиным», [ 4 ] который жил в Черкесии и сейчас находится на службе у Менли Гирея , но так и не добрался до России». [ 5 ]
Анализ
[ редактировать ]Неоднократные приглашения Ивана к Гисольфи, похоже, указывают на то, что он надеялся, что услуги последнего будут для него ценны в расширении российского влияния на Черное море . Однако странно, что за более чем восемнадцать лет Гисольфи так и не удалось добраться до России. Трудно установить, имел ли тот факт, что Гисольфи был евреем, какое-либо отношение к препятствиям, возникшим на его пути, поскольку в еврейских писаниях не обнаружено никаких упоминаний о нем. Различное написание имени Захарии в итальянских и русских документах — «Гуизольфи», «Гигурсис» и «Гильгурсис» — можно объяснить ошибками русских переписчиков.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рихард Лёве, Остатки германских народов на Черном море, с. 42, Холл, 1896 г.
- ^ Raisin 23, at fn. 12; see also Sbornik Imperatorskavo Ruskavo Istoricheskavo Obschestva, xli. 40. For a second message, dated Oct. 18, 1487, see ib. p. 71).
- ^ там же. стр. 77-114.
- ^ то есть «итальянец».
- ^ один. стр. 309.
Ресурсы
[ редактировать ]- Лео, Ричард. Остатки германских племен на Черном море , с. 42, Холл, 1896 г.
- Изюм, Джейкоб С. Движение Хаскала в России . Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки , 1913. с. 23.
- Розенталь, Герман. «Гизольфи, Захариас де». Еврейская энциклопедия . Фанк и Вагналлс, 1901–1906; цитируя:
- Труды Лигурийского общества отечественной истории , iv. 127, 128, Генуя, 1866 г.;
- Лёве, Остатки германских народов на Черном море , стр. 42, 86, 89, Галле, 1896;
- Sbornik Gosudarstvennykh Gramot i Dogovorov , ii. 24.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Розенталь, Герман (1904). «Гизольфи (Гиезульфис), Захария» В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия Том. 6. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 100-1 107–108.