Княжество Теодоро
Светлость города Теодоро и Приморья Власть города Феодора и побережья | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Начало 14 века – 1475 г. | |||||||||||
![]() Крым в середине 15 века. Теодоро показан зеленым цветом | |||||||||||
Статус | Княжество | ||||||||||
Капитал | Мангуп (Дорос, Теодоро) | ||||||||||
Общие языки | Греческий (официальный), также крымская готика , кипчакский и другие. | ||||||||||
Религия | Восточное православие | ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
Принц | |||||||||||
• 1475 | Александр Феодоро | ||||||||||
Историческая эпоха | Позднее Средневековье | ||||||||||
• Первое упоминание о княжестве | Начало 14 века | ||||||||||
• Османское завоевание | 1475 | ||||||||||
|
Княжество Феодоро ( греч . Αυθέντια πόλεος Τεοδοροῦς καὶ parathalassias ), также известное как Готия ( Gothia ) или Княжество Феодоро-Мангуп , [ 1 ] было греческим княжеством в южной части Крыма, в частности в предгорьях Крымских гор . [ 2 ] Он представлял собой последний территориальный пережиток крымских готов до его завоевания Османской империей османским Гедиком Ахмедом-пашой в 1475 году. Его столицей был Дорос , также иногда называемый Теодоро, а теперь известный как Мангуп . Государство было тесно связано с Трапезундской империей .
История
[ редактировать ]В конце XII века Крымский полуостров вышел из состава Византийской империи , но вскоре после разграбления Константинополя в 1204 году часть его была включена в состав Трапезунтинской Газарийской Ператеи . [ 3 ] Эта зависимость никогда не была очень сильной и в конечном итоге была заменена вторжением монголов . [ 4 ] которые в 1238 году вторглись на полуостров, оккупировали его восток и ввели дань с западной половины, включая Готию. [ 5 ] Помимо указанной дани, их влияние было ограничено, и административные вопросы остались в руках туземцев. [ 6 ]
Княжество Готия впервые упоминается в начале 14 века, самая ранняя дата предложена поствизантийским историком Теодором Спандунесом , который записывает существование «принца Готии» во время правления Андроника III Палеолога (1328–1341). . Дальнейшие упоминания происходят в XIV веке: несколько ученых отождествляют «Дмитрия», одного из трех золотоордынских князей в битве при Синих водах (ок. 1362/1363), с принцем Готии. Имя в данном случае может быть крестильным именем татарского ниже господина Мангупа по имени Хуитани (см. ) . [ 7 ] Имя «Феодоро» (в искаженной форме Θεοδωραω ) впервые появляется в греческой надписи, также датированной ок. 1361/1362, а затем снова как «Теодоро Мангоп» в генуэзском документе 1374 года. [ 8 ] А. Меркати предположил, что эта форма является искажением греческого множественного числа Theodoroi «Теодор», что означает святых Феодора Стратилата и Феодора Тирона , но Н. Бэнеску предложил альтернативное объяснение, согласно которому оно возникло из окончательного греческого имени τὸ Δόρος ( Доросу ) или τὸ Δόρυ ( Дори ), [ 9 ] по раннесредневековому названию региона. [ 10 ] Каким бы ни было его происхождение, имя прижилось: к 1420-м годам официальный титул князя гласил: «Господин города Феодоро и Приморья » . [ 11 ] называли его Θεοδωρίτσι ( Теодорици , «маленький Теодоро»). в то время как в просторечии его жители [ 12 ]
В 1395 году военачальник Тамерлан вторгся на Крымский полуостров, разрушив несколько городов, включая столицу Готии Феодоро. [ 13 ] После его смерти в 1404 году Готия превратилась в одну из самых значительных держав Черного моря, получив выгоду от периода генуэзской нестабильности и пренебрежения своими черноморскими колониями, а также от подъема Крымского ханства . В 1432 году Готия встала на сторону Венеции против Генуи из-за обещания первой предоставить Готии доступ к морю. [ 14 ]

Княжество имело мирные отношения с Золотой Ордой на севере, платя ежегодную дань в качестве вассалов, но находилось в постоянной борьбе с генуэзскими колониями Газарии на юге из-за доступа к побережьям и торговли, идущей через крымские гавани. Узкая полоска прибрежных земель от Ямболи ( Балаклава ) на западе до Олстона ( Алушта ) на востоке первоначально входившая в состав княжества вскоре вскоре перешла под контроль Генуи. Местные греки называли этот регион Параталассией ( греч . Παραθαλασσια , «берег моря»), а под властью Генуи он был известен как Капитанство Готии. Потеряв гавани на южном берегу, Феодориты построили в устье реки Черной новый порт под названием Авлита и укрепили его крепостью Каламата (современный Инкерман ).
После падения Константинополя в 1453 году многие караимы , которые все еще говорили по-гречески, решили мигрировать в Крым и, в частности, в княжество Феодоро и Чуфут-Кале , поскольку в Крыму была знакомая христианская греческая культура. [ 15 ]

В 1474 году жители Каффы , казалось, были на грани восстания; В официальных документах этого года описывается ущерб, нанесенный готским землевладельцам и фермерам, или поджоги зданий в приграничных районах Алушты и Чембало. Тогдашний принц Исаак (в итальянских документах его называют Саихус или Саикус, а в русских Исайко) подал официальную жалобу генуэзцам, опасаясь войны с Каффой. [ 16 ] 6 июня 1475 года османский албанский полководец Гедик Ахмет-паша завоевал Каффу после пяти дней осады.
Осада Мангупа началась где-то в сентябре. Принц имел в обороне триста валашцев. По словам Васильева, за время осады город пережил пять крупных штурмов; в конце концов снабжение Феодоро продовольствием было заблокировано, и люди начали страдать от голода. [ 17 ] В конце декабря 1475 года Мангуп сдался османам при условии, что князь, народ и его имущество будут сохранены. [ 17 ] В то время как большая часть остального Крыма оставалась частью Крымского ханства , ныне вассала Османской империи, бывшие земли Феодоро и южный Крым находились под непосредственным управлением Блистательной Порты . По словам османского историка Ашика-паши-заде , после капитуляции Мангупа османы отнеслись к нему так же, как к Каффе. Османы взяли руководителей города и привезли их в Константинополь , где они были казнены. Их сокровища были переданы султану, а их жены и дочери были подарены султанским чиновникам. [ 18 ] После капитуляции города одна из церквей была превращена в мечеть, где совершалась молитва за султана. [ 17 ] По словам османского летописца, «дом неверных стал домом ислама». [ 17 ]
Принцы Феодоро
[ редактировать ]
Историк Александр Васильев идентифицирует первого князя как Деметрия, засвидетельствованного в битве при Синих Водах в ок. 1362/3 . По мнению Васильева, его, возможно, следует отождествлять с гекатонтархом Хуитани, воздвигшим примерно в то же время на стенах Мангупа каменную надпись с именем «Феодоро». [ 19 ]


Князья, последовавшие за Деметрием, известны исключительно из русских источников. Ветвь греческой династии Габра была правителем Феодоро и обычно отождествляется учеными с семьей, известной в русских источниках как «Ховра». Князь Стефан («Степан Васильевич Ховра») эмигрировал в Москву в 1391 или 1402 году вместе со своим сыном Григорием. Его отчество подразумевает существование отца по имени Василий, который, возможно, предшествовал ему в качестве князя (и, в свою очередь, возможно, был сыном Деметрия). Стефан и Григорий стали монахами, а позже Григорий основал Симонов монастырь в Москве. русские дворянские роды Ховриных и Головиных . От них претендовали [ 20 ] [ 21 ] В Готии Стефану наследовал другой сын, Алексиос I, который правил до своей смерти в 1444–45 или 1447 годах. Наследником Алексиоса был его старший сын Иоанн, женатый на Марии Асаниной , женщине, связанной с византийской императорской династией Палеологи и благородные линии Асанеса и Цамплакона . У пары был сын, которого также звали Алексиос, который умер молодым ок. 1446/7, вероятно, в Трапезунде. Его эпитафия под названием « Сыну принца » ( τῷ Αὐθεντοπούλῳ ) была составлена Иоанном Евгеникосом и содержит уникальные генеалогические данные о семье. [ 20 ] [ 22 ] Правление Иоанна, по-видимому, было очень коротким, а может быть, он вообще не правил - А. Васильев предполагает, что он уехал из Готии в Трапезунд, как только умер Алексиос I. [ 23 ] - так другой сын Алексиоса I, Олубей, стал князем в ок. 1447 г. и правил до ок. 1458. [ 24 ] Дочь Алексиоса I, Мария Готская , стала в 1426 году первой женой последнего трапезунтийского императора Давида . [ 20 ] [ 25 ]
Олубей больше не упоминается после ок. 1458 г., и какое-то время имена князей неизвестны; В генуэзских документах упоминается лишь «господин Феодоро и его братья» ( dominus Tedori et fratres ejus ). [ 26 ] В 1465 году упоминается князь Исаак, вероятно, сын Олубея и, следовательно, возможно, правивший уже с ок. 1458. [ 27 ] Перед лицом растущей османской опасности он вступил в сближение с генуэзцами в Каффе и женил свою сестру Марию Асанину Палеологину на Стефане Великом , правителе Молдавии . [ 17 ] Однако его все более проосманская позиция в последующие годы привела к его свержению братом Александром в 1475 году при поддержке Стефана Великого. [ 16 ] Это произошло слишком поздно, чтобы спасти Феодоро: в декабре 1475 года, после завоевания других христианских крепостей на крымском побережье, османы захватили город после трехмесячной осады. Александра и его семью отвезли в плен в Константинополь, где князя обезглавили. Его сын был насильно обращен в ислам, а жена и дочери вошли в состав султанского гарема . [ 28 ]
Культура
[ редактировать ]
Население Готии представляло собой смесь греков , крымских готов , алан , черкесов , булгар , половцев , кипчаков и других этнических групп, большинство из которых были приверженцами православия и эллинизированы . Официальным языком княжества был греческий.
В Готии можно проследить различные культурные влияния: ее архитектура и христианские настенные росписи были по существу византийскими, хотя некоторые из ее крепостей также демонстрируют местный, а также генуэзский характер. Мраморные плиты с надписями, найденные в этом регионе, были украшены смесью византийских, итальянских и татарских декоративных элементов. [ 29 ]
В 1901 году в городе Мангуп была обнаружена греческая надпись. Надпись показывает, что в 1503 году, почти через тридцать лет после турецкого завоевания, жители Мангупа еще говорили по-гречески. Город находился под властью турецкого губернатора. [ 30 ] В последующие годы в городе было найдено множество греческих надписей, датированных до османского завоевания. [ 31 ]
Греческие надписи были найдены также в городе Инкерман . [ 32 ]
Византийские бронзовые гири, раскопанные в Мангупе, свидетельствуют о том, что жители следовали имперской системе взвешивания. [ 33 ]
После турецкого завоевания в 1475 году турки сохранили религию и религиозные институты греков, а также греческую церковную организацию. [ 34 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Колодзейчик (2011) , стр. 21.
- ^ Хвальков (2017) , с. [ нужна страница ] . «Таким образом, он был базой для всех генуэзских войн с княжеством Феодоро, греческим государством у подножия Крымских гор».
- ^ Васильев (1936) , с. 159.
- ^ Васильев (1936) , с. 182.
- ^ Васильев (1936) , стр. 163–164.
- ^ Васильев (1936) , с. 182–183.
- ^ Васильев (1936) , с. 183–186.
- ^ Васильев (1936) , с. 185–187.
- ^ Васильев (1936) , с. 191.
- ^ Прицак (1991) , стр. 654–655.
- ^ Васильев (1936) , с. 215.
- ^ Васильев (1936) , с. 218.
- ^ Альбрехт (2013) , с. 41.
- ^ Альбрехт (2013) , с. 44.
- ^ Дэн Шапира (2003). Авраам Фиркович в Стамбуле (1830-1832): прокладывая путь тюркскому национализму . Издание КараМ. п. 3. ISBN 9756467037 .
- ^ Jump up to: а б Васильев (1936) , с. 244.
- ^ Jump up to: а б с д и Васильев (1936) , с. 259.
- ^ Васильев (1936) , с. 254–255.
- ^ Васильев (1936) , с. 183–186, 198.
- ^ Jump up to: а б с Брайер (1970) , с. 184.
- ^ Васильев (1936) , с. 198–200.
- ^ Васильев (1936) , с. 194–198, 222.
- ^ Васильев (1936) , с. 222–223.
- ^ Васильев (1936) , с. 222, 224 и след., 235.
- ^ Васильев (1936) , с. 214.
- ^ Васильев (1936) , с. 235.
- ^ Васильев (1936) , с. 236–237.
- ^ Васильев (1936) , с. 249–265.
- ^ Karpov (1996) , p. 675.
- ^ Васильев (1936) , с. 267.
- ^ Васильев (1936) , с. 71, 185–186.
- ^ Васильев (1936) , с. 216.
- ↑ Душенко А. Византийские гири, раскопанные в Мангупе.
- ^ Васильев (1936) , с. 278.
Источники
[ редактировать ]- Альбрехт, Стефан (2013). «Игрушка держав: Крым в Причерноморье (VI-XV вв.)». У Стефана Альбрехта; Майкл Хердик (ред.). Поселения на вершинах Крымских гор. Окружающая среда, культурный обмен и трансформация на северной окраине Византийской империи (на немецком языке). Шнелл и Штайнер. ISBN 978-3-7954-2768-9 .
- Бейер, Ханс-Вайт (2001). История крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро [ История крымских готов как интерпретация повести Матфея о городе Феодоро ] (на русском языке). Екатеринбург: Издательство Уральского ун-та. ISBN 5-7525-0928-9 .
- Брайер, Энтони М. (1970). «Византийская семья: Габрады, ок. 979 – ок. 1653». Исторический журнал Бирмингемского университета . XII . Бирмингем: 164–187.
- Прицак, Омельян (1991). «Дори». В Каждане, Александр (ред.). Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета. стр. 654–655. ISBN 978-0-19-504652-6 .
- Васильев, Александр Алексеевич (1936). Готы в Крыму . Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки.
- Vasilyev, A. V.; Avtushenko, M. N. (2006). Загадка княжества Феодоро [ Загадка княжества Феодоро ] (на русском языке). Севастополь: Библекс. ISBN 9789668231643 .
- Fadeyeva, Tatiana M.; Shaposhnikov, Aleksandr K. (2005). Княжество Феодоро и его князья [ Княжество Феодоро и его князья ] (на русском языке). Симферополь: Бизнес-Информ. ISBN 9789666480616 .
- Карпов, Сергей П. (1996). «Крымчане». У Зигфрида Ж. де Лаэта (ред.). История человечества: с седьмого по шестнадцатый век . Рутледж. стр. 672–676.
- Хвальков, Евгений (август 2017 г.). Колонии Генуи в Черноморском регионе: эволюция и трансформация . Рутледж. ISBN 978-1138081604 .
- Колодзейчик, Дариуш (2011). Крымское ханство и Польша-Литва: международная дипломатия на европейской периферии (15-18 века). Исследование мирных договоров с последующими аннотированными документами . Лейден: Брилл. ISBN 9789004191907 . Архивировано из оригинала 30 июня 2017 г. Проверено 10 февраля 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Краткая история княжества Феодоро (Мангуп) ENG
- ИЗОПА. Древние надписи Северного Причерноморья (также есть надписи Феодоро)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андруидис, Паскаль (2017): «Присутствие двуглавого орла в Трапезунде и в греческом княжестве Феодоро в Крыму (14-15 вв.)
- Бейер, Ханс Фейт (2003). «Сказание о Матфее из города Феодоро» . Византийский журнал (на немецком языке). 96 :25-56. дои : 10.1515/BYZS.2003.25 . S2CID 192129795 .
44 ° 35' с.ш. 33 ° 48' в.д. / 44,583 ° с.ш. 33,800 ° в.д.