Вайсензее Студии

Weissensee Studios ( нем . Filmstadt Weißensee ) представляла собой совокупность отдельных киностудий , расположенных в Берлина пригороде Вайсензее в эпоху немого кино .
История
[ редактировать ]Две основные студии, входящие в состав комплекса, находились почти по соседству, и это привело к путанице в отношении названия участвующих кинокомпаний и того, какие помещения они арендовали или владели. Здания студий, обсуждаемые в этой статье, на протяжении всего своего существования сохраняли совершенно разную идентичность, хотя их занимали несколько разных кинокомпаний. «The Weissensee Studios» или «Filmstadt Weißensee» никогда не создавали и не выпускали никаких фильмов, и никогда не существовало какого-либо совместного или корпоративного предприятия с таким названием.
Двумя основными локациями были:
- 5-7 Франца-Иосифа-штрассе. Некоторые постройки сохранились (2017 г.). Ассоциированные компании и директора:
- Deutsche Vitascope, Greenbaum-Film ( Жюль Гринбаум );
- ПАГУ ( Пол Дэвидсон );
- Fema-Film Atelier GmbH, May-Film AG ( Джо Мэй );
- Пудра .
- 9-12 Франца-Иосифа-штрассе. Снесен в 1928 году, заменен жилыми квартирами. Ассоциированные компании и директора:
- Континентальный художественный фильм ; Эрнст Райхер ; Фильм-Ателье ГмбХ (ФАГ); Ликси Фильм;
- Decla Film ( Эрих Поммер , Отто Рипперт , Фриц Ланг , Роберт Вине );
- Декла-Биоскоп .
улица Франца-Иосифа, 5-7
[ редактировать ]
Первая студия, построенная в этом районе, по адресу 5-7 Franz Josef-Straße (ныне Liebermannstraße) в Вайсензее, была открыта 1 октября 1913 года компанией Deutsche Vitascope, принадлежавшей Жюлю Гринбауму . Vitascope ранее занимала помещение по адресу Маркграфенштрассе, 94 (Мутоскоп-Ателье). [ 1 ] и по адресу Линденштрассе, 32-34 (Ателье Витаскоп), [ 2 ] но перерос их по мере расширения бизнеса. [ 3 ] Новый объект представлял собой теплицу-студию двойного размера площадью около 300 м2. 2 и отдельную лабораторию по обработке пленки, которая считается крупнейшей в Германии и способна обрабатывать 100 000 метров пленки в день. [ 3 ]
В январе 1914 года Vitascope объединилась с PAGU (Projektions-AG «Union»), принадлежавшей бывшему конкуренту Полу Дэвидсону . [ 4 ] Компания называлась Union-Vitascope Gmbh. [ 5 ] Обе компании продолжали выпускать фильмы под своим именем и логотипами. С января 1914 года Ричард Освальд был назначен художественным и рекламным директором Vitascope. [ 6 ] Он написал сценарий для фильма «Гунд фон Баскервиль» (выпущенного в июне 1914 года), первой экранизации романа Конан Дойля 1902 года.

Дэвидсон и Гринбаум (который вошел в состав совета директоров PAGU после поглощения) вместе отправились в США в поисках студий и сделок с фильмами. На обратном пути они остановились в Париже, чтобы заключить сделку с компанией Pathé Frères , которая купила (или арендовала) студию Vitascope-Atelier в июле 1914 года. [ 6 ]
Однако с началом Первой мировой войны иностранные продюсерские компании и их фильмы были запрещены в Германии, а их активы конфискованы. Внутреннему кинопроизводству был позволен процветать. Пате и ПАГУ разорвали отношения; административные офисы и студии, принадлежащие Пате, были переданы в управление и переданы Гринбауму. [ 6 ]
Освободившись войной от иностранной конкуренции, Гринбаум основал Greenbaum-Film на основе своего старого Deutsche Vitascope. [ 7 ] 12 января 1915 года компания Greenbaum-Film была зарегистрирована с оборотом в 10 000 марок и снова начала производство на улице Франца-Йозефа-штрассе, 5–7, с главным офисом и продажами на Фридрихштрассе, 235 . В статье в Lichtbild-Bühne от 3 июня 1915 года было объявлено: «Доктор Ханс Оберлендер, Рихард Левенбейн , Рихард Освальд, Greenbaum-Film GmbH – крупнейшая кинофабрика в Германии». Освальд снял пять фильмов за несколько месяцев, а затем финансово отделился от Greenbaum-Film, став независимым продюсером и режиссером. [ 6 ]

В 1916 году Гринбаум заключил сделку с Альбертом Бассерманном , который к 1920 году снялся в семнадцати фильмах для Greenbaum-Film. Режиссер Адольф Гертнер (который работал над детективным сериалом Джо Мэя о Стюарте Уэббсе ) также перешел в Greenbaum-Film и снял девять фильмов в Вайсензее. Гринбаум взял в аренду помещения Вайсензее сроком на 5 лет с 4 января 1917 по 1922 год. [ 6 ]
В феврале 1918 года Уфа приобрела Джо Мэя за 1 миллион марок. «Мэй-фильм» [ 8 ] он снял здесь историческую эпопею «Веритас Винсит» , хотя она вышла на экраны только весной 1919 года. Ближе к концу войны при поддержке Уфы [ 3 ]
1919 году Гринбаум сдал в аренду все помещения, включая студию с двойными оранжереями и лабораторию по обработке фильмов, компании Fema-Film Atelier GmbH Джо Мэя (Fema = Hermann Fellner В и Joe May ) за 600 000 марок, которая с тех пор стала известна как May-Atelier. . [ 6 ] Fema-Film может быть связана с Film Atelier GmbH (FAG), которая примерно в то же время купила студии на улице Франца Йозефа, 9. [ нужна ссылка ] См. следующий раздел .
Гринбаум и Мэй с успехом сняли ряд детективных сериалов; например, Гринбаум снял сериал «Фантомас» с Эрихом Кайзер-Титцем или Рольфом Лоером в главной роли; и Мэй, расставшись с Эрнстом Райхером, продолжил тему джентльменского детектива в многолетнем Джо Дибса сериале с Максом Ландой и Гарри Лидтке в главных ролях , а затем, например, с Генрихом Шротом и режиссером Гарри Пилем . [ 3 ] [ 9 ]

В то же время Джо Мэй также создал огромную киностудию в нескольких милях к востоку от Берлина, которая стала Filmstadt Woltersdorf , а также взял на себя огромные навесы для дирижаблей для создания Staaken Studios . [ 10 ] Все эти студии, включая Weissensee, участвовали в съемках 8-серийного эпоса Мэй « Die Herrin der Welt» , выпускавшегося еженедельно с декабря 1919 года. [ 3 ]
В 1919 году Гринбаум присоединился к Уфимскому конгломерату, который правительство во время войны незаметно создало как гиганта немецкой киноиндустрии. [ 11 ] Эрик Поммер , будучи руководителем производства в Уфе, сосредоточил свои основные усилия на производстве качественных «художественных фильмов» ( Großfilmen ), имеющих международную привлекательность. [ 12 ] У Гринбаума был монопольный контракт с Уфой на поставку фильмов в Украину , Болгарию , Румынию и Турцию . Но особенно сильно Украина пострадала во время Первой мировой войны, когда погибло 1,5 миллиона человек, а затем последовала Гражданская война в России . В результате голода 1921–1922 годов в России погибло еще пять миллионов человек. [ 13 ] Балканы также подверглись значительным социальным и политическим потрясениям После войны . Все это привело к значительному снижению прибыли; Уфа потребовала от Гринбаума миллионы за упущенную выгоду, и спор перерос в суд. Интересы Уфы представлял Хеманн Фельнер, бывший деловой партнер Гринбаума. [ 6 ] Уфа одержала победу в судах, что привело к фактическому банкротству «Гринбаум-Фильм». Гринбаум потерял фабрику в Вайсензее и все остальное и покончил жизнь самоубийством в 1924 году в психиатрической больнице в возрасте 57 лет. После его смерти студии были сданы в аренду Уфе. [ 4 ]

В 1922 году Мэй выкупила это место в собственность у предыдущего владельца, компании по сносу зданий Köhler. [ 3 ] «Серьезные» драмы также снимались на улице Франца Йозефа, 5–7, где вокруг Джо Мэя собралась группа новых талантов, таких как архитектор Мартин Якоби-Бой (в течение многих лет технический директор студии), его преемники Фриц Мауришат и Пауль Лени (чья собственная компания также располагалась в Май-ателье и которые снимали здесь Das Wachsfigurenkabinett в 1924 году), режиссеры Э.А. Дюпон , Уве Йенс Крафт и Фриц Ланг (которые установили здесь свое партнерство с Теей фон Харбу ).
Несмотря на выпуск сертификатов акций в 1924 г. [ 14 ] К середине 1920-х годов кинопредприятия Мэй столкнулись с финансовыми трудностями, не в последнюю очередь из-за несколько хаотичного и технически сложного производства фильма May-Film AG «Фермер из Техаса» . [ 3 ] Это был один из немногих фильмов, снятых в Германии во время катастрофического контракта с «Паруфаметом» , когда «Парамаунт Пикчерс» и «МКМ» вмешались, чтобы спасти «Уфу», которая почти обанкротилась на производстве чрезвычайно дорогих фильмов, таких как двухсерийное эпическое фэнтези Ланга « Нибелунги » .
Одним из последних фильмов, снятых на студии, был «Батальон Спорка» ( Die Sporck'schen Jäger ), снятый Карлом Бозе в ноябре/декабре 1926 года. В конце 1926 года Уфа разрешила истечь срок аренды со студией, и часть часть территории была занята прачечной и красильной фабрикой («Wäscherei und Färberei H. Ide Nachfahrer»), которая позже расширилась и заняла все помещения. к концу 1920-х гг. [ 3 ] Во время режима ГДР это была дочерняя компания химчистки VEB Rewatex в Берлине-Шпиндлерсфельде . [ 15 ]
Здания студии Weissensee в 2017 году все еще существовали - почти в неизменном виде - на Либерманнштрассе, где располагалось «секция Ide-Laundry» VEB Rewatex. [ 16 ]
улица Франца-Иосифа, 9-12
[ редактировать ]

Вторая студия, которая должна была быть построена, была первоначально построена Continental-Kunstfilm по адресу 9 (позже 9–12) Franz Josef-Straße (ныне Liebermannstraße) летом 1914 года и которая позже стала известна как Lixie-Atelier. [ 17 ] Он был отделен от студии по адресу № 1. 5–7 узким участком № 5–7. 8.
Джо Мэй и Эрнст Райхер , которые уже сняли три фильма Стюарта Уэббса на старой студии Continental по адресу Chauseestraße, 123, расстались с менеджерами по производству Continental и основали собственную продюсерскую компанию Stuart Webbs-Film, хотя они снимали «Бронированное хранилище» на старой студии Continental по адресу: 123 Чаузештрассе. [ 18 ] Мэй и Райхер расстались вскоре после начала Первой мировой войны. После 1915 года объем производства Continental-Kunstfilm резко упал. Райхер арендовал у Continental новую студию на улице Франца Йозефа, 9 и продолжал снимать фильмы «Стюарта Уэббса» со своими Компания Reicher & Reicher до 1918 года, когда он перенес всю свою производственную компанию в Мюнхен . [ 18 ] Как отмечалось выше, компания Мэй Fema-Film Atelier GmbH арендовала комплекс Гринбаума Vitascope по соседству под номером 3. 5–7.
Следующая продюсерская компания, которая будет использовать студию под номером. 9, судя по всему, была Decla , основанной Эриком Поммером в феврале 1915 года. [ а ] До войны Поммер ранее работал в австрийском филиале французской кинокомпании Gaumont Film Company в Вене . В то же время другая французская кинопроизводственная компания Éclair , которая также продавала кинооборудование собственной марки, стремилась расширить свое присутствие в Австрии. основал венский филиал Éclair Поммер покинул Gaumont и в 1913 году вместе с Марселем Вандалем и Шарлем Журжоном , подчиняясь непосредственно Парижу, а не через Берлин. [ 20 ] После начала войны в августе 1914 года Поммер вернулся в Германию и в октябре 1914 года получил Железный крест во Франции. [ 21 ]
До войны немецким филиалом «Эклер» (Deutsche Éclair) в Берлине руководил британский друг Поммера Джо Пауэлл. [ 21 ] Как отмечалось ранее, все активы иностранных кинопроизводителей были конфискованы правительством Германии вскоре после начала войны, включая Gaumont, Pathé и Éclair. Несмотря на то, что он находился на фронте, Поммер (или его соратники) вместе с Фрицем Хольцем сделали успешную заявку на права на немецкие активы Эклера. [ 21 ] В феврале 1915 года они сформировали Decla-Film-Gesellschaft Holz & Co. [ 22 ] Хольц ушел в отставку в середине 1915 года. [ 19 ] [ 23 ] Есть вероятность, что зарождающаяся Декла сняла несколько фильмов на студии №1. 9 Franz Josef-Straße, труппой руководили жена Поммера Гертруда, Эрих Моравски и / или Карл Вильгельм, который также снял ряд ее ранних фильмов. [ 19 ] [ 23 ] Среди первых 12 фильмов, снятых Деклой в 1915 году: «Цирюльник из Филмерсдорфа» (премьера, Марморхаус , июнь 1915 года): «Вера побеждает» (Победа веры). [ 24 ] «Его дело» , «Золотой источник » и «О эти люди » (все 1915 г.). [ 25 ] [ 26 ]
Поммер был переведен на русский фронт в 1915 году, был ранен в ногу и вернулся в Берлин в 1916 году. После выписки из госпиталя летом 1916 года он обучал новобранцев, прежде чем присоединиться к Bild- und Filmamt (BuFA). [ 27 ] был переведен сержантом в Румынию , занимался военной цензурой театра и кино. в 1917 г. Летом 1917 г. [ 28 ]
Студии были куплены после войны в 1919 году компанией Film-Atelier GmbH (FAG). Владельцем была фрау Силл-Готчо из Филадельфии, США, а директорами - доктор Люциан Готчо и Часкель Айзенберг. [ 17 ] [ б ] FAG (Film-Atelier GmbH) может быть связана с Fema-Film Atelier GmbH (FFAG) Джо Мэя, которая примерно в то же время арендовала студии на улице Франца Йозефа, 5–7. [ нужна ссылка ] Судя по всему, примерно в то же время недвижимость была сдана в аренду или субаренду компании Lixie-Film, благодаря чему студии впоследствии стали известны как Lixie-Atelier. [ с ]
В начале своей карьеры Фриц Ланг работал как на Поммера в Decla, так и на Джо Мэя. После войны у Декла «была лишь небольшая студия в Вайсензее», а первые фильмы Ланга снимались на студиях, арендованных у других продюсеров, в том числе уфимского «Темпельхофа». [ 29 ]

Декла использовала студию во время создания как минимум трёх фильмов: Отто Рипперта исторического захватывающего 7-катушечного фильма «Пешт во Флоренце » по сценарию Фрица Ланга (только некоторые внутренние сцены). [ 17 ] Журналисты были приглашены в студию Вайсензее, чтобы посмотреть некоторые съемки в сентябре 1919 года, приехав в каретах и арендованных машинах, оплаченных Деклой. Такое обращение понравилось, и фильм получил отличные отзывы. [ 29 ] Студия Weissensee, иногда называемая Decla-Atelier, также использовалась для некоторых интерьеров во второй части собственного «Die Spinnen» Ланга ; и, что наиболее известно, за весь Роберта Вине гнетущий ужас «Кабинет доктора Калигари » с декабря 1919 по январь 1920 года. [ 17 ] Студия по-прежнему занималась только оригинальным сюжетом №1. 9, и его несколько тесноватый характер повлиял на то, чего смогли добиться художники-декораторы. [ 30 ]
Примерно в апреле 1920 года Decla объединилась с Bioscop-Film (которая была продана Жюлем Гринбаумом Карлу Шлейсснеру в 1908–09 годах) и образовала Decla-Bioscop AG, что привело гораздо более крупную Babelsberg Studios . к новому партнерству [ 31 ] [ д ] В следующем году объединенная фирма сама была поглощена более крупным конгломератом UFA , который владел дополнительными активами в немецкой столице, включая Tempelhof Studios .
Примерно в 1920 году FAG расширила студию, построив ее на пустующем участке №№. 10–12, чтобы создать улицу Франца-Иосифа 9–12. [ 17 ] Lixie-Film-Atelier-Weißensee GmbH купила студии в 1921 году, а позже присоединилась к ряду других продюсерских компаний, не входящих в конгломерат УФА, чтобы в 1924 году приобрести заброшенные студии Deutsche Mutoskop- und Biograph GmbH в районе Ланквиц . 25 лет основал Muto-Großatelier für Filmherstellung (Muto-Atelier). [ 1 ] [ 17 ] [ 18 ]
В 1928 году жилищное товарищество Вайсензее приобрело землю для строительства новых жилых домов. [ 17 ] которые все еще стояли по состоянию на 2012 год.
Избранная фильмография
[ редактировать ]Кинопродукция различных продюсерских компаний, о которых говорилось выше, всегда была полностью независимой, и «Weissensee Studios» никогда не существовала как какой-либо фирменный стиль. Никакие фильмы никогда не выпускались какой-либо организацией под названием «Weissensee Studios» или «Filmstadt Weißensee».
- Смейся Баяццо (1915) - Ричард Освальд для Vitascope
- Алмазный фонд (1917)
- Охота за призраками (1918)
- Пауки (1919)
- Флорентийская чума (1919)
- Кабинет доктора Калигари (1920 г.)
- Вечер – Ночь – Утро (1920)
- Опыт горничной (1922)
- Ухаживание за Евой (1926)
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ↑ По словам Урсулы Хардт ( Hardt 1996 , стр. 24), Декла пользовалась студией в Вайсензее с 1915 года, но, что особенно важно, об этом не упоминается и не указан точный адрес. На печатных бланках Decla указан адрес: Фридрихштрассе , 22. [ 19 ]
- ^ Для получения дополнительной информации см. Continental-Kunstfilm .
- ^ FAG значится в телефонных книгах Берлина как владелец недвижимости; У Ликси был тот же адрес. Более того, Lixie-Atelier, очевидно, упоминается только в адресных книгах кинотеатров Берлина. [ 17 ]
- ^ Decla-Bioscop AG часто ошибочно приписывали производству или распространению различных фильмов в 1919 году, задолго до того, как она появилась в апреле 1920 года. До слияния фирму называли просто Decla-Film.
- Цитаты
- ^ Перейти обратно: а б «Мутоскоп-Ателье» . Лексикон немецкого кино (на немецком языке). Cinegraph.de. 2015. Архивировано из оригинала 26 сентября 2016 года . Проверено 21 января 2021 г. (Интернет-издание Berg-Ganschow & Jacobsen, 1987 , стр. 177–202)
- ↑ Vitascope-Atelier. Архивировано 25 сентября 2020 г. на Wayback Machine Cinegraph.de , по состоянию на 21 января 2021 г., с хорошей фотографией сушильной комнаты Vitascope.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Бок, Ганс-Михаэль. «Май-Ателье» . Берлинские киноателье: Ein kleines Lexikon (на немецком языке). Cinegraph.de. Архивировано из оригинала 2 августа 2020 года . Проверено 21 января 2021 г. (Интернет-издание Berg-Ganschow & Jacobsen, 1987 , стр. 177–202)
- ^ Перейти обратно: а б Бок и Бергфельдер 2009 , стр. 166–7.
- ^ См., например «Рекламное дело» (PDF) . Der Kinematograph (на немецком языке) (419): np [pdf 29]. 6 января 1915 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хампике 2015 .
- ^ Бок и Бергфельдер 2009 , стр. 166.
- ^ Принцлер 2016 , с. 41.
- ^ Краймайер 1999 , с. 42.
- ^ Бок, Ганс-Михаэль. «Стаакен» . Берлинские киноателье: Ein kleines Lexikon (на немецком языке). Cinegraph.de. Архивировано из оригинала 20 декабря 2017 года . Проверено 21 января 2021 г. (Интернет-издание Berg-Ganschow & Jacobsen, 1987 , стр. 177–202)
- ^ Ноуэлл-Смит 1996 , стр. 92.
- ^ Хардт 1996 , с. 75.
- ^ Файджес 1997 , стр. 770–778.
- ^ «Мэйфильм АГ» . Друзья исторических ценных бумаг (FHW) (на немецком языке). Архивировано из оригинала 31 января 2021 года . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ «ВЭБ Реватекс» . Цифровой космонавт . 23 июля 2016 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 г. . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ «Киноателье в Вайсензее» . Фотовизель (на немецком языке). Архивировано из оригинала 31 января 2021 года . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Бок, Ганс Михаэль. «Студия Ликси» . Берлинские киностудии: Небольшой словарь (на немецком языке). Cinegraph.de. Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 года . Проверено 21 января 2021 г. (Интернет-издание Berg-Ganschow & Jacobsen, 1987 , стр. 177–202)
- ^ Перейти обратно: а б с Бок, Ганс Михаэль. «Студия Биоскопа» . Берлинские киностудии: Небольшой словарь (на немецком языке). Cinegraph.de. Архивировано из оригинала 26 сентября 2016 года . Проверено 21 января 2021 г. (Интернет-издание Berg-Ganschow & Jacobsen, 1987 , стр. 177–202)
- ^ Перейти обратно: а б с Хардт 1996 , стр. 24.
- ^ Хардт 1996 , стр. 19–20.
- ^ Перейти обратно: а б с Хардт 1996 , стр. 21.
- ^ Хардт 1996 , стр. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Принцлер 2016 , с. 33.
- ^ Первый фильм Decla по версии Хардта 1996 , с. 22н
- ^ Хардт 1996 , с. 25н.
- ^ «Список фильмов: Декла» . -База данных немецкого раннего кино . (Нажмите «Год», чтобы отсортировать данные в хронологическом порядке). Архивировано из оригинала 21 октября 2020 года . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ Творек, Хайди Дж.С.: «Bild- und Filmamt (BuFA)». Архивировано 27 сентября 2020 г. в Wayback Machine , в: 1914-1918-онлайн. Международная энциклопедия Первой мировой войны , под ред. Уте Даниэль и др., выпущено Свободным университетом Берлина, Берлин, 9 февраля 2016 г. DOI: 10.15463/ie1418.10824. По состоянию на 21 января 2021 г.
- ^ Хардт 1996 , стр. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Макгиллиган, 2013 г. , глава 3 (нужна страница).
- ^ Робинсон 1997 , стр. 25, 28. Н. Б. Робинсон, обычно кропотливый, ошибается здесь в определении использованной студии.
- ^ Хардт 1996 , с. 35.
Библиография
[ редактировать ]- Берг-Ганшов, Юта; Якобсен, Вольфганг, ред. (1987). ...Фильм...Город...Кино...Берлин... (на немецком языке). Аргон (С. Фишер Верлаг). ISBN 9783870241056 .
- Бок, Ганс Михаэль. «Берлинские киностудии: Маленькая энциклопедия» . Cinegraph.de (на немецком языке) . Проверено 21 января 2021 г.
- Бок, Ханс-Майкл; Бергфельдер, Тим, ред. (2009). Краткая синеграфика: Энциклопедия немецкого кино . Книги Бергана. ISBN 9780857455659 .
- Файджес, Орландо (1997). Народная трагедия: Русская революция 1891–1924 гг . Лондон: Пимлико.
- Хампике, Эвелин (2015). «Жюль Гринбаум» . Лексикон немецкого кино (на немецком языке). Cinegraph.de . Проверено 21 января 2021 г.
- Хардт, Урсула (1996). От Калигари до Калифорнии: жизнь Эриха Поммера в международных киновойнах . Книги Бергана. ISBN 9781571819307 .
- Краймайер, Клаус (1999). История УФА: история величайшей кинокомпании Германии, 1918–1945 гг . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520220690 .
- Макгиллиган, Патрик (2013). Фриц Ланг: Природа зверя . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 9781452940649 .
- Ноуэлл-Смит, Джеффри, изд. (1996). Оксфордская история мирового кино . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-874242-8 .
- Принцлер, Ганс Гельмут (2016). Хроника немецкого кино 1895–1994 годов (на немецком языке). Издательство Спрингер. ISBN 9783476035851 .
- Робинсон, Дэвид (1997). Кабинет Др. Калигари . Лондон: Британский институт кино . ISBN 0851706452 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Иллюстрированный тур «Ужасы из маленького Голливуда» по Filmstadt Weißensee (на немецком языке)