Джон Коленсо
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2022 г. ) |
Джон Уильям Коленсо | |
---|---|
Епископ Натальский | |
Церковь | Англиканская церковь |
Видеть | Натал |
В офисе | 1853 – 20 июня 1883 г. |
Предшественник | никто |
Преемник | Гамильтон Бэйнс |
Личные данные | |
Рожденный | Сент-Остелл , Корнуолл, Англия | 24 января 1814 г.
Умер | 20 июня 1883 г. Дурбан , колония Наталь | ( 69 лет
Предыдущий пост(ы) | Ректор Форнсетт -Сент-Мэри |
Джон Уильям Коленсо (24 января 1814 — 20 июня 1883) был корнуоллским священнослужителем и математиком, защитником зулусов и библеистом , который служил первым епископом Натала . Он был знатоком зулусского языка . Коленсо , будучи англиканским богословом , теперь известен своими взглядами на Библию, вызвавшими интенсивные споры.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Коленсо родился в Сент-Остелле , Корнуолл, 24 января 1814 года в семье Джона Уильяма Коленсо и Мэри Энн Блэкмор. Его фамилия — Корнуолл и, возможно, происходит от Коленсо в приходе Сент-Хилари , недалеко от Пензанса в Западном Корнуолле. Это топоним из корнуоллского языка Kelyn dhu , что означает «темные падуб». [ сомнительно – обсудить ] Его отец (Джон Уильям Коленсо) вложил свой капитал в горнодобывающий завод в Пентеване , Корнуолл, но спекуляция оказалась разорительной, когда инвестиции были потеряны из-за морского наводнения. Его двоюродный брат Уильям Коленсо был миссионером в Новой Зеландии.
Финансовые проблемы в семье привели к тому, что Коленсо пришлось устроиться на работу швейцаром в частную школу, прежде чем он смог поступить в университет. Эти доходы и ссуда в размере 30 фунтов стерлингов, полученная его родственниками, были погашены на его первый год обучения в колледже Святого Иоанна в Кембридже, где он работал сизаром . [1] Проявив талант в математике, в 1836 году он стал вторым спорщиком и лауреатом премии Смита в Кембриджском университете , а в 1837 году стал научным сотрудником Университета Святого Иоанна. [1] Два года спустя он поступил в школу Харроу в качестве репетитора по математике, но этот шаг оказался неудачным. Школа находилась в упадке, и Коленсо не только имел мало учеников, но и потерял большую часть своего имущества в результате пожара. Он вернулся в Кембридж, обремененный огромным долгом в 5000 фунтов стерлингов. Однако в течение сравнительно короткого периода он расплатился с этим долгом за счет усердного репетиторства и продажи Лонгмансу своей авторской доли на написанные им весьма успешные и широко читаемые руководства по алгебре (в 1841 г.) и арифметике (в 1843 г.). [2]
Карьера
[ редактировать ]Раннее богословское мышление Коленсо находилось под сильным влиянием Ф. Д. Мориса , с которым его познакомила его жена, и Сэмюэля Тейлора Кольриджа .
В 1846 году он стал ректором Форнсетт -Сент-Мэри , Норфолк. [2] и в 1853 году он был принят на работу епископом Робертом Кейптауна Греем , чтобы стать первым епископом Натала . [3] Он был рукоположен в епископа в День Святого Андрея , 30 ноября 1853 года, в церкви Святой Марии-ат-Ламбет .
Жизнь в Африке
[ редактировать ]Коленсо был важной фигурой в истории печатного слова в Южной Африке XIX века. Сначала он написал короткий, но яркий отчет о своем первом путешествии в Натал, « Десять недель в Натале: журнал первого путешествия среди колонистов и зулусских кафиров Натала» . [4] Используя печатный станок, он привез его на свою миссионерскую станцию в Экуханиени в Натале и вместе с Уильямом Нгиди опубликовал первую зулусскую грамматику и англо-зулусский словарь. [5] [6] Его путешествие 1859 года по Зулуленду с целью посетить Мпанде (тогдашнего короля зулусов) и встретиться с Кетшвайо (сыном Мпанде и королем зулусов во время войны зулусов) было записано в его книге « Первые шаги зулусской миссии» . [7] То же путешествие было также описано в первой книге, написанной коренными южноафриканцами на языке зулу, « Три рассказа коренных народов» Магемы Фьюз , Ндияне и Уильяма Нгиди. [8] Он также перевел Новый Завет и другие части Священного Писания на язык зулу.
Религиозные дебаты
[ редактировать ]Благодаря влиянию своей талантливой и хорошо образованной жены Сары Фрэнсис Буньон Коленсо стал одним из немногих богословов, которые поддержали Фредерика Денисона Мориса , который был воспитан унитарием , но присоединился к англиканской церкви, чтобы помочь ей «очистить и возвысить веру». разум нации». [10] До своей миссионерской карьеры объем проповедей Коленсо, посвященных Морису, свидетельствовал о критическом подходе, который он позже применил к библейской интерпретации и пагубному влиянию колониальной экспансии на юг Африки на коренных африканцев.
Коленсо впервые вызвал споры, опубликовав в 1855 году свои «Замечания о правильном обращении с полигамией» ; [11] один из наиболее убедительных христианских аргументов в пользу терпимости к многоженству. [12]
Опыт Коленсо в Натале повлиял на его развитие как религиозного мыслителя. В своем комментарии к Посланию апостола Павла к римлянам (1861 г.) [13] он выступал против доктрины вечного наказания и утверждения, что Святое Причастие является условием спасения. Он также поставил под сомнение наличие какой-либо христианской церкви в Риме, заявив: «Существовала ли вообще в то время в Риме какая-либо христианская церковь, отличная и определенно отделенная от еврейской общины? что бы ни..." [14] Коленсо, как миссионер, не стал бы проповедовать, что предки недавно обращенных в христианство африканцев были приговорены к вечному проклятию. Заставляющие задуматься вопросы, заданные ему студентами его миссионерской станции, побудили его пересмотреть содержание Пятикнижия и Книги Иисуса Навина и задаться вопросом, следует ли понимать определенные разделы этих книг как буквально или исторически точные. Его выводы, положительные и отрицательные, были опубликованы в серии трактатов о Пятикнижии и Книге Иисуса Навина с 1862 по 1879 год. [15] [16] Публикация этих томов вызвала скандал в Англии и стала причиной ряда ответных взрывов со стороны тех (как духовенства, так и мирян), которые отказывались признавать возможность библейской ошибочности. Работа Коленсо привлекла внимание библеистов на континенте, таких как Авраам Куэнен , и сыграла важную роль в развитии критики Ветхого Завета в Великобритании. [17]
Библейская критика Коленсо и его возвышенные взгляды на обращение с африканскими туземцами вызвали безумную тревогу и сопротивление со стороны партии Высшей церкви в Южной Африке и в Англии. Пока в Англии бушевали разногласия, южноафриканские епископы во главе с епископом Робертом Греем в декабре 1863 года объявили о низложении Коленсо. [18] Коленсо, который отказался предстать перед этим трибуналом иначе, как отправив протест по доверенности (доставленный его другом Вильгельмом Блеком ), подал апелляцию в Судебный комитет Тайного совета в Лондоне. Тайный совет в конце концов решил, что епископ Кейптауна не имеет принудительной юрисдикции и полномочий вмешиваться в дела епископа Натала . [2] Ввиду этого вывода ultra vires не было высказано никакого мнения по обвинениям в ереси, выдвинутым против Коленсо. Первая Ламбетская конференция была созвана в 1867 году для решения проблем, поднятых решением Тайного совета в пользу Коленсо.
Его противники, хотя и не смогли отстранить его от епископской должности, сумели ограничить его способность проповедовать как в Натале, так и в Англии. Епископ Грей не только отлучил его от церкви, но и посвятил конкурирующего епископа ( Уильяма Макрори ), который принял титул «епископа Марицбурга» (последний - общее название Питермарицбурга ). Взносы миссионерских обществ были изъяты, но попытка лишить его епископского дохода и контроля над собором Святого Петра в Питермарицбурге была пресечена другим решением суда. Коленсо, воодушевленный красивым свидетельством, высказанным в Англии и под которым подписались многие священнослужители, вернулся в свою епархию. [2] Был построен конкурирующий собор, но его уже давно продали и перенесли. Новый собор Рождества Христова , расположенный рядом с собором Святого Петра, назван в честь епископа Коленсо и епископа Макрори в названиях, которые он дал своим залам.
Песни были написаны Сэмюэлем Джоном Стоуном как ответ на раскол внутри Южно-Африканской церкви. Это вдохновило его на написание сборника гимнов под названием Lyra Fidelium; Двенадцать гимнов по двенадцати статьям апостольского символа веры (1866 г.). Среди них был « Единый фонд Церкви ».
Пропаганда интересов коренных африканских стран
[ редактировать ]Коленсо посвятил последние годы своей жизни дальнейшей работе в качестве комментатора Библии и защитника интересов коренных африканцев в Натале и Зулуленде, с которыми несправедливо обращался колониальный режим в Натале. В 1874 году он выступил в защиту Лангалибалеле и племен Хлуби и Нгве, представив министру по делам колоний лорду Карнарвону . [19] Лангалибалеле был ложно обвинен в восстании в 1873 году и после фарса судебного процесса был признан виновным и заключен в тюрьму на острове Роббен . Встав на сторону Лангалибалеле против колониального режима в Натале и Теофила Шепстона , министра по делам коренных народов, Коленсо обнаружил, что еще больше отдалился от колониального общества в Натале.
Обеспокоенность Коленсо по поводу вводящей в заблуждение информации, которую Шепстон и губернатор Натала предоставляли министру по делам колоний в Лондоне, побудила его посвятить большую часть последней части своей жизни защите дела зулусов против бурского притеснения и официальных посягательств . [2] Он был видным критиком попыток сэра Бартла Фрера представить королевство Зулу как угрозу Наталу. После завершения англо-зулусской войны он ходатайствовал от имени Кетшвайо перед британским правительством и добился его освобождения с острова Роббен и возвращения в Зулуленд.
Он был известен коренным африканцам Натала как «Собанту» (отец народа) и имел тесные отношения с членами королевской семьи зулусов; один из них, Мхунго (сын Мпанде), преподавал в своей школе в Бишопстоу. После его смерти его жена и дочери продолжили его работу, поддерживая дело зулусов и организацию. [20] [21] в конечном итоге это стало Африканским национальным конгрессом .
Полигенизм
[ редактировать ]Коленсо был полигенистом ; он верил в ко-адамизм , т.е. в то, что расы были созданы отдельно. Коленсо указал на памятники и артефакты в Египте, чтобы развенчать моногенистские убеждения о том, что все расы произошли от одного и того же происхождения, то есть от Адама и Евы. Например, древнеегипетские представления о расах точно показали, как расы выглядели сегодня. Египтологические данные указывали на существование значительных постоянных различий в форме черепа, телосложении, цвете и физиогномике между разными расами. Коленсо считал, что расовые различия между расами настолько велики, что невозможно, чтобы все расы произошли от одного и того же происхождения всего несколько тысяч лет назад. Он не был убежден, что климат может изменить расовые различия. Как и другие библейские полигенисты, Коленсо считал, что моногенисты неправильно истолковали Библию. [22] Коленсо сказал: «Кажется наиболее вероятным, что человеческая раса в том виде, в каком она существует сейчас, действительно произошла от более чем одной пары». Коленсо отрицал, что полигенизм является причиной каких-либо расистских взглядов или практик; как и многие другие полигенисты, он утверждал, что моногенез был причиной рабства и расизма. Коленсо утверждал, что каждая раса произошла от разных родителей и что все расы были созданы Богом как равные. [22]
Смерть
[ редактировать ]Коленсо умер в Дурбане , Южная Африка, 20 июня 1883 года и был похоронен перед алтарем в своей церкви Святого Петра в Питермарицбурге . Его дочь Фрэнсис Коленсо (1849–1887) опубликовала две книги об отношениях зулусов с британцами (« История зулусской войны и ее происхождение»). [23] в 1880 году и Руины Зулуленда [24] в 1885 году), в котором недавние события в Зулуленде объяснялись с прозулусской точки зрения. Его старшая дочь, Харриетта Коленсо (1847–1932), взяла на себя мантию Коленсо в качестве защитника зулусов в противовес обращению с ними со стороны властей, назначенных Наталом, особенно в случае с Динизулу в 1888–1889 и в 1908–1909 годах. [2]
Личная жизнь
[ редактировать ]Коленсо женился на Саре Фрэнсис Буньон в 1846 году. [10] и у них было пятеро детей: Харриетт Эмили , Фрэнсис Эллен , Роберт Джон, Фрэнсис «Фрэнк» Эрнест и Агнес. (В реестре браков ее имя пишется Буньян. В Англии и Нормандии издавна существовали варианты написания фамилии, восходящие как минимум к XII веку.) [ нужна ссылка ] Сестра Сары Харриет МакДугалл была миссионеркой.
В популярной культуре
[ редактировать ]- В фильме 1979 года «Зулусский рассвет сочувственно изображает Коленсо » Фредди Джонс как принципиального критика решения объявить войну Кетшвайо и зулусам.
Его именем назван небольшой город Коленсо в провинции Квазулу-Натал в Южной Африке.
Зулусы того времени прозвали его «Собанту», имя, которое переводится как «отец народа». Его именем назван поселок Собанту в городе Питермарицбург.
Опубликованные работы
[ редактировать ]- Замечания о правильном обращении со случаями многоженства, обращенными из язычества . Мэй и Дэвис. 1855а.
- Десять недель в Натале: журнал первого посещения колонистов и зулусских кафиров Натала . Макмиллан и компания. 1855б.
- Первые шаги зулусской миссии (октябрь 1859 г.) . Общество распространения Евангелия в зарубежных странах. 1860.
- Зулу-английский словарь . Дэвис. 1861.
- Критическое исследование Пятикнижия и Книги Иисуса Навина: Часть I: Пятикнижие, рассматриваемое как историческое повествование . Лонгман, Грин, Лонгман, Робертс и Грин. 1862.
- Послание святого Павла к римлянам . Д. Эпплтон и компания. 1863.
- Критическое рассмотрение Пятикнижия и Книги Иисуса Навина (PDF) . Лонгман, Грин, Лонгман, Робертс и Грин. 1865.
Часть I : Пятикнижие как историческое повествование (стр. 1–72).
Часть II : Рассмотрение возраста и авторства Пятикнижия (стр. 73–160).
Часть III : Книга Второзаконие (стр. 161–272).
Часть IV : Первые одиннадцать глав Бытия (стр. 273–356).
Часть V : Первые одиннадцать глав Бытия (продолжение) (стр. 357–428). - Натальные проповеди . 1866 г. (1-я и 2-я серии «Натальных проповедей» переизданы, но 3-я и 4-я серии, изданные только в Южной Африке и крайне редкие, еще не переиздавались.)
- Арифметика. Предназначен для использования в школах (переработанная ред.). Лондон: Лонгман, Грин и компания, 1886 г.
- Критическое рассмотрение Пятикнижия и Книги Иисуса Навина: Часть VI: Позднее законодательство Пятикнижия , Лондон: Лонгманс, Грин и компания, 1871 г.
- Лекции о Пятикнижии и Моавитянском камне . Лонгманс, Грин. 1873. с. 2 .
- Пятикнижие и Книга Иисуса Навина, критически исследованные преподобным Джоном Уильямом Коленсо, доктором медицинских наук, епископом Натала: Часть VII: Пятикнижие и Книга Иисуса Навина в сравнении с другими Еврейскими Писаниями , Лонгманс, Грин и компания, 1879 г.
- Первые шаги в зулу: элементарная грамматика языка зулу . П. Дэвис и сыновья. 1890. с. 1 .
- Три местных рассказа о визите епископа Натальского в сентябре и октябре 1859 года к Умпанде, королю зулусов . Вауз, Слаттер. 1901.
- Дрейпер, Джонатан А., изд. (2003). Комментарий к Римлянам . Кластерные публикации. ISBN 978-1-875053-30-8 .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Коленсо, Джон Уильям (CLNS832JW)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Чисхолм 1911 года .
- ^ Гай 2002 , стр. 299-.
- ^ Коленсо 1855b .
- ^ Коленсо 1861 , с. 5.
- ^ Коленсо 1890 .
- ^ Коленсо 1860 .
- ^ Коленсо 1901 .
- ^ «Церковность: протесты против епископа Коленсо» , The (Hobart) Advertiser, (18 февраля 1863 г.): перепечатано из The Times , (18 декабря 1862 г.), стр. 3.
- ^ Jump up to: а б Моррис 1998 , с. 182.
- ^ Коленсо 1855a .
- ^ Каплан 1995 , стр. 11–12.
- ^ Коленсо 2003 .
- ^ Коленсо 1863 , стр. 8–10.
- ^ Коленсо 1862 .
- ^ Коленсо 1865 , стр. 19–.
- ^ Ларсен 2004 , стр. 60–.
- ^ Дрейпер 2003 , стр. 306–325.
- ^ Фрер 2000 .
- ^ «Джон Коленсо, епископ Натальской ярмарки тщеславия» . Медали и памятные вещи . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ «Деревня Собанту» . pmbtourism.co.za . 20 мая 2020 г. Проверено 25 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Кидд 2006 , стр. 153–156.
- ^ Коленсо 2011 .
- ^ Коленцо 2012 .
Источники
[ редактировать ]- Ауслос, Ганс (2006). «Джон Уильям Коленсо (1814–1883) и Второзаконие». Библейское ревю . 113 (3): 372–397. JSTOR 44091974 .
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Коленсо, Джон Уильям ». энциклопедия Британская Том. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 666. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Коленсо, Фрэнсис Буньон (1958). Коленсо Письма из Натала . Шутер и Стрелок.
- Коленсо, Фрэнсис (2011). История Зулусской войны и ее происхождение . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-108-03209-4 .
- Коленсо, Фрэнсис Эллен (2012). Руины Зулуленда: отчет о действиях британцев в Зулуленде после вторжения 1879 года . Том. 1. Набу Пресс . ISBN 978-1-277-20515-2 .
- Кузен, Джон Уильям (1910), « Коленсо, Джон Уильям », Краткий биографический словарь английской литературы , Лондон: JM Dent & Sons - через Wikisource
- Кокс, Джордж Уильям (1887). . Стивен , Лесли (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 11. Лондон: Смит, Элдер и компания.
- Кокс, Джордж Уильям (1888). Жизнь Джона Уильяма Коленсо, DD: епископа Натальского . У. Риджуэй. ISBN 9780790555942 . (Хотя работа Кокса в некоторой степени агиографична, она имеет большое значение, поскольку содержит множество писем епископа Коленсо.)
- Кросс, Ф. Фрэнк Лесли; Ливингстон, Элизабет Энн (2005). Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета, Инкорпорейтед. стр. 308–309. ISBN 978-0-19-280290-3 .
- Дрейпер, Джонатан А. (2003). «Суд над епископом Джоном Уильямом Коленсо». У Джонатана А. Дрейпера (ред.). Глаз бури: епископ Джон Уильям Коленсо и кризис библейского вдохновения . А&С Черный. ISBN 978-0-567-40158-8 .
- Фрер, Бартл (2000). Зулусская война: переписка между Его Превосходительством Верховным комиссаром и епископом Натала . Архивное издательство. Интерн.
- Гай, Дж. Дж. (1983a), «Религиозное мышление Дж. В. Коленсо: теология еретика», Религия в Южной Африке , Том 4, № 2 (июль 1983 г.), стр. 3–20. JSTOR 24763695
- Гай, Джефф (1983b). Еретик: исследование жизни Джона Уильяма Коленсо, 1814–1883 гг . Раван Пресс. ISBN 978-0-86975-168-8 .
- Гай, Джефф (1994). Разрушение королевства Зулу: Гражданская война в Зулуленде, 1879–1884 гг . Университет Наталь Пресс. ISBN 978-0-86980-892-4 .
- Гай, Джефф (2001). Вид через реку: Харриетт Коленсо и борьба зулусов против империализма . Новые книги Африки. ISBN 978-0-86486-373-7 .
- Гай, Жозефина (2002). Викторианский век: Антология источников и документов . Тейлор и Фрэнсис. стр. 299–. ISBN 978-0-203-00904-8 .
- Хинчлифф, Питер (1964). Джон Уильям Коленсо: епископ Натальский . Нельсон.
- Ходж, Ч. (1861). Комментарий к Посланию к Римлянам .
- Каплан, Стивен (1995). Реакция коренных народов на западное христианство . Нью-Йоркский университет Пресс. стр. 11–12. ISBN 978-0-8147-4649-3 .
- Кирни, Брайан (2009). « Общий вид вещей такой же, как встарь»: усадьба Коленсо в Бишопстоу» (PDF) . Наталья . 39 . Фонд Общества Натала: 9–27.
- Кидд, Колин (2006). Формирование рас: раса и Священное Писание в протестантском атлантическом мире, 1600–2000 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-45753-8 .
- Ларсен, Тимоти (2004). Оспариваемое христианство: политические и социальные контексты викторианской теологии . Издательство Университета Бэйлора. ISBN 978-0-918954-93-0 .
- Моррис, Дональд Р. (1998). Мытье копий: история подъема зулусской нации при Шаке и ее падения в зулусской войне 1879 года . Да Капо Пресс. стр. 182–. ISBN 978-0-306-80866-1 .
- Мосотоан, Ефрем (1991), Шотландский богословский журнал , том 44, № 2 (май 1991 г.), стр. 215–236. дои : 10.1017/S0036930600039120
- Роуз, Алабама (1989). Спорный Коленсос . Диллансов Труран. ISBN 978-1-85022-047-3 .
- Сугиртараджа, Р.С. (2001). Библия и третий мир: доколониальные, колониальные и постколониальные встречи . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-00524-1 .
- Сугиртараджа, Р.С. (2005). Библия и империя: постколониальные исследования . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-82493-4 .
- Вэнс, Норман (2013), «Кризис библейского авторитета», стр. 59–91 в книге Нормана Вэнса, « Библия и роман: повествовательный авторитет и смерть Бога» , Оксфорд: Oxford University Press. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199680573.003.0003 ISBN 978-0-1917-6131-7
Книги, написанные в ответ на взгляды Коленсо на Пятикнижие.
[ редактировать ]- Камминг, Джон (1863). Моисей прав, а епископ Коленсо ошибается, читает лекции в ответ на «Епископа Коленсо о Пятикнижии» .
- Грин, Уильям Генри (1863). Пятикнижие, оправданное клеветой епископа Коленсо . Дж. Уайли.
- Хилл, Микей (1863). Христос или Коленсо? или полный ответ на возражения... епископа Натальского против Пятикнижия [в его работе, озаглавленной: «Критическое рассмотрение Пятикнижия и Книги Иисуса Навина»] .
- Хиршфельдер, Джейкоб Мэйр; Коленсо, Джон Уильям (род. из Натала) (1863). Защищенные Священные Писания являются ответом на книгу епископа Коленсо, о Пятикнижии и книге Иисуса Навина .
- Хоар, Уильям Х. (1863). Рассмотрение возраста и авторства Пятикнижия: в дальнейшем ответе епископу Коленсо . Лондон: Ривингтонс. ISBN 978-1-113-94965-3 .
- МакКол, Джозеф Бенджамин (1863). Критика епископа Коленсо подверглась критике; В серии из десяти писем, адресованных редактору газеты «Рекорд»; С примечаниями и PostScript . Лондон: Вертхайм, Макинтош и Хант.
- О'Мэлли, Джозеф (1871), Ноев ковчег оправдан и объяснен: ответ на трудности доктора Коленсо , Мельбурн: Томас Верга.
- Пейдж, Джеймс Роберт (1863). Притязания епископа Коленсо [в «Пятикнижии» и книге Иисуса Навина, критически рассмотренные] подвергнуть сомнению мудрость и правдивость составителей Священного Писания рассматривались ... Ривингтон, площадь Ватерлоо.
- Стюарт, Александр Муди (1881). Наша старая Библия; Моисей на равнинах Моава . Эдинбург: Дж. Макларен.
- Валлис, Гарланд Джордж (1863). Простые возможные решения возражений Джона Уильяма Коленсо . Лондон: Ривингтонс.
- Виггинс, Иезекииль Стоун (1864). Небесная архитектура: содержащая новую теорию Вселенной и масштабов потопа, а также свидетельства Библии и геологии в противовес взглядам доктора Коленсо . Дж. Ловелл.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Джона Коленсо или о нем в Internet Archive
- Материалы, касающиеся Коленсо, в библиотеке Ламбетского дворца
- О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Джон Коленсо» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
- «Архивные материалы, касающиеся Джона Коленсо» . Национальный архив Великобритании .
- Портреты Джона Коленсо в Национальной портретной галерее, Лондон
- 1814 рождений
- 1883 смерти
- Британские математики XIX века
- Британские переводчики XIX века
- Выпускники колледжа Святого Иоанна в Кембридже
- Англиканские ученые-библеисты
- Англиканские епископы Натала
- Британские англиканские богословы
- Христианские гебраисты
- Корнуоллские христианские миссионеры
- Британские эмигранты в Южную Африку
- Люди, отлученные от церкви англиканской церковью
- Люди из Сент-Остелла
- Вторые Рэнглеры
- Южноафриканский народ корнуоллского происхождения
- Переводчики Библии на зулусский язык
- Лингвисты-миссионеры