Jump to content

Джон Коленсо


Джон Уильям Коленсо
Епископ Натальский
Портрет Сэмюэля Сидли (1866 г.)
Церковь Англиканская церковь
Видеть Натал
В офисе 1853 – 20 июня 1883 г.
Предшественник никто
Преемник Гамильтон Бэйнс
Личные данные
Рожденный ( 1814-01-24 ) 24 января 1814 г.
Сент-Остелл , Корнуолл, Англия
Умер 20 июня 1883 г. ) ( 1883-06-20 ) ( 69 лет
Дурбан , колония Наталь
Предыдущий пост(ы) Ректор Форнсетт -Сент-Мэри

Джон Уильям Коленсо (24 января 1814 — 20 июня 1883) был корнуоллским священнослужителем и математиком, защитником зулусов и библеистом , который служил первым епископом Натала . Он был знатоком зулусского языка . Коленсо , будучи англиканским богословом , теперь известен своими взглядами на Библию, вызвавшими интенсивные споры.

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Коленсо родился в Сент-Остелле , Корнуолл, 24 января 1814 года в семье Джона Уильяма Коленсо и Мэри Энн Блэкмор. Его фамилия — Корнуолл и, возможно, происходит от Коленсо в приходе Сент-Хилари , недалеко от Пензанса в Западном Корнуолле. Это топоним из корнуоллского языка Kelyn dhu , что означает «темные падуб». [ сомнительно обсудить ] Его отец (Джон Уильям Коленсо) вложил свой капитал в горнодобывающий завод в Пентеване , Корнуолл, но спекуляция оказалась разорительной, когда инвестиции были потеряны из-за морского наводнения. Его двоюродный брат Уильям Коленсо был миссионером в Новой Зеландии.

Финансовые проблемы в семье привели к тому, что Коленсо пришлось устроиться на работу швейцаром в частную школу, прежде чем он смог поступить в университет. Эти доходы и ссуда в размере 30 фунтов стерлингов, полученная его родственниками, были погашены на его первый год обучения в колледже Святого Иоанна в Кембридже, где он работал сизаром . [1] Проявив талант в математике, в 1836 году он стал вторым спорщиком и лауреатом премии Смита в Кембриджском университете , а в 1837 году стал научным сотрудником Университета Святого Иоанна. [1] Два года спустя он поступил в школу Харроу в качестве репетитора по математике, но этот шаг оказался неудачным. Школа находилась в упадке, и Коленсо не только имел мало учеников, но и потерял большую часть своего имущества в результате пожара. Он вернулся в Кембридж, обремененный огромным долгом в 5000 фунтов стерлингов. Однако в течение сравнительно короткого периода он расплатился с этим долгом за счет усердного репетиторства и продажи Лонгмансу своей авторской доли на написанные им весьма успешные и широко читаемые руководства по алгебре (в 1841 г.) и арифметике (в 1843 г.). [2]

Раннее богословское мышление Коленсо находилось под сильным влиянием Ф. Д. Мориса , с которым его познакомила его жена, и Сэмюэля Тейлора Кольриджа .

В 1846 году он стал ректором Форнсетт -Сент-Мэри , Норфолк. [2] и в 1853 году он был принят на работу епископом Робертом Кейптауна Греем , чтобы стать первым епископом Натала . [3] Он был рукоположен в епископа в День Святого Андрея , 30 ноября 1853 года, в церкви Святой Марии-ат-Ламбет .

Жизнь в Африке

[ редактировать ]

Коленсо был важной фигурой в истории печатного слова в Южной Африке XIX века. Сначала он написал короткий, но яркий отчет о своем первом путешествии в Натал, « Десять недель в Натале: журнал первого путешествия среди колонистов и зулусских кафиров Натала» . [4] Используя печатный станок, он привез его на свою миссионерскую станцию ​​в Экуханиени в Натале и вместе с Уильямом Нгиди опубликовал первую зулусскую грамматику и англо-зулусский словарь. [5] [6] Его путешествие 1859 года по Зулуленду с целью посетить Мпанде (тогдашнего короля зулусов) и встретиться с Кетшвайо (сыном Мпанде и королем зулусов во время войны зулусов) было записано в его книге « Первые шаги зулусской миссии» . [7] То же путешествие было также описано в первой книге, написанной коренными южноафриканцами на языке зулу, « Три рассказа коренных народов» Магемы Фьюз , Ндияне и Уильяма Нгиди. [8] Он также перевел Новый Завет и другие части Священного Писания на язык зулу.

Джон Уильям Коленсо, Карло Пеллегрини , 1874 г.

Религиозные дебаты

[ редактировать ]
Протесты англиканских священнослужителей против епископа Коленсо — перепечатано из «Таймс» от 18 декабря 1862 года. [9]

Благодаря влиянию своей талантливой и хорошо образованной жены Сары Фрэнсис Буньон Коленсо стал одним из немногих богословов, которые поддержали Фредерика Денисона Мориса , который был воспитан унитарием , но присоединился к англиканской церкви, чтобы помочь ей «очистить и возвысить веру». разум нации». [10] До своей миссионерской карьеры объем проповедей Коленсо, посвященных Морису, свидетельствовал о критическом подходе, который он позже применил к библейской интерпретации и пагубному влиянию колониальной экспансии на юг Африки на коренных африканцев.

Коленсо впервые вызвал споры, опубликовав в 1855 году свои «Замечания о правильном обращении с полигамией» ; [11] один из наиболее убедительных христианских аргументов в пользу терпимости к многоженству. [12]

Опыт Коленсо в Натале повлиял на его развитие как религиозного мыслителя. В своем комментарии к Посланию апостола Павла к римлянам (1861 г.) [13] он выступал против доктрины вечного наказания и утверждения, что Святое Причастие является условием спасения. Он также поставил под сомнение наличие какой-либо христианской церкви в Риме, заявив: «Существовала ли вообще в то время в Риме какая-либо христианская церковь, отличная и определенно отделенная от еврейской общины? что бы ни..." [14] Коленсо, как миссионер, не стал бы проповедовать, что предки недавно обращенных в христианство африканцев были приговорены к вечному проклятию. Заставляющие задуматься вопросы, заданные ему студентами его миссионерской станции, побудили его пересмотреть содержание Пятикнижия и Книги Иисуса Навина и задаться вопросом, следует ли понимать определенные разделы этих книг как буквально или исторически точные. Его выводы, положительные и отрицательные, были опубликованы в серии трактатов о Пятикнижии и Книге Иисуса Навина с 1862 по 1879 год. [15] [16] Публикация этих томов вызвала скандал в Англии и стала причиной ряда ответных взрывов со стороны тех (как духовенства, так и мирян), которые отказывались признавать возможность библейской ошибочности. Работа Коленсо привлекла внимание библеистов на континенте, таких как Авраам Куэнен , и сыграла важную роль в развитии критики Ветхого Завета в Великобритании. [17]

Библейская критика Коленсо и его возвышенные взгляды на обращение с африканскими туземцами вызвали безумную тревогу и сопротивление со стороны партии Высшей церкви в Южной Африке и в Англии. Пока в Англии бушевали разногласия, южноафриканские епископы во главе с епископом Робертом Греем в декабре 1863 года объявили о низложении Коленсо. [18] Коленсо, который отказался предстать перед этим трибуналом иначе, как отправив протест по доверенности (доставленный его другом Вильгельмом Блеком ), подал апелляцию в Судебный комитет Тайного совета в Лондоне. Тайный совет в конце концов решил, что епископ Кейптауна не имеет принудительной юрисдикции и полномочий вмешиваться в дела епископа Натала . [2] Ввиду этого вывода ultra vires не было высказано никакого мнения по обвинениям в ереси, выдвинутым против Коленсо. Первая Ламбетская конференция была созвана в 1867 году для решения проблем, поднятых решением Тайного совета в пользу Коленсо.

Его противники, хотя и не смогли отстранить его от епископской должности, сумели ограничить его способность проповедовать как в Натале, так и в Англии. Епископ Грей не только отлучил его от церкви, но и посвятил конкурирующего епископа ( Уильяма Макрори ), который принял титул «епископа Марицбурга» (последний - общее название Питермарицбурга ). Взносы миссионерских обществ были изъяты, но попытка лишить его епископского дохода и контроля над собором Святого Петра в Питермарицбурге была пресечена другим решением суда. Коленсо, воодушевленный красивым свидетельством, высказанным в Англии и под которым подписались многие священнослужители, вернулся в свою епархию. [2] Был построен конкурирующий собор, но его уже давно продали и перенесли. Новый собор Рождества Христова , расположенный рядом с собором Святого Петра, назван в честь епископа Коленсо и епископа Макрори в названиях, которые он дал своим залам.

Песни были написаны Сэмюэлем Джоном Стоуном как ответ на раскол внутри Южно-Африканской церкви. Это вдохновило его на написание сборника гимнов под названием Lyra Fidelium; Двенадцать гимнов по двенадцати статьям апостольского символа веры (1866 г.). Среди них был « Единый фонд Церкви ».

Пропаганда интересов коренных африканских стран

[ редактировать ]

Коленсо посвятил последние годы своей жизни дальнейшей работе в качестве комментатора Библии и защитника интересов коренных африканцев в Натале и Зулуленде, с которыми несправедливо обращался колониальный режим в Натале. В 1874 году он выступил в защиту Лангалибалеле и племен Хлуби и Нгве, представив министру по делам колоний лорду Карнарвону . [19] Лангалибалеле был ложно обвинен в восстании в 1873 году и после фарса судебного процесса был признан виновным и заключен в тюрьму на острове Роббен . Встав на сторону Лангалибалеле против колониального режима в Натале и Теофила Шепстона , министра по делам коренных народов, Коленсо обнаружил, что еще больше отдалился от колониального общества в Натале.

Обеспокоенность Коленсо по поводу вводящей в заблуждение информации, которую Шепстон ​​и губернатор Натала предоставляли министру по делам колоний в Лондоне, побудила его посвятить большую часть последней части своей жизни защите дела зулусов против бурского притеснения и официальных посягательств . [2] Он был видным критиком попыток сэра Бартла Фрера представить королевство Зулу как угрозу Наталу. После завершения англо-зулусской войны он ходатайствовал от имени Кетшвайо перед британским правительством и добился его освобождения с острова Роббен и возвращения в Зулуленд.

Он был известен коренным африканцам Натала как «Собанту» (отец народа) и имел тесные отношения с членами королевской семьи зулусов; один из них, Мхунго (сын Мпанде), преподавал в своей школе в Бишопстоу. После его смерти его жена и дочери продолжили его работу, поддерживая дело зулусов и организацию. [20] [21] в конечном итоге это стало Африканским национальным конгрессом .

Полигенизм

[ редактировать ]

Коленсо был полигенистом ; он верил в ко-адамизм , т.е. в то, что расы были созданы отдельно. Коленсо указал на памятники и артефакты в Египте, чтобы развенчать моногенистские убеждения о том, что все расы произошли от одного и того же происхождения, то есть от Адама и Евы. Например, древнеегипетские представления о расах точно показали, как расы выглядели сегодня. Египтологические данные указывали на существование значительных постоянных различий в форме черепа, телосложении, цвете и физиогномике между разными расами. Коленсо считал, что расовые различия между расами настолько велики, что невозможно, чтобы все расы произошли от одного и того же происхождения всего несколько тысяч лет назад. Он не был убежден, что климат может изменить расовые различия. Как и другие библейские полигенисты, Коленсо считал, что моногенисты неправильно истолковали Библию. [22] Коленсо сказал: «Кажется наиболее вероятным, что человеческая раса в том виде, в каком она существует сейчас, действительно произошла от более чем одной пары». Коленсо отрицал, что полигенизм является причиной каких-либо расистских взглядов или практик; как и многие другие полигенисты, он утверждал, что моногенез был причиной рабства и расизма. Коленсо утверждал, что каждая раса произошла от разных родителей и что все расы были созданы Богом как равные. [22]

Портрет Уильяма Бискомба Гарднера

Коленсо умер в Дурбане , Южная Африка, 20 июня 1883 года и был похоронен перед алтарем в своей церкви Святого Петра в Питермарицбурге . Его дочь Фрэнсис Коленсо (1849–1887) опубликовала две книги об отношениях зулусов с британцами (« История зулусской войны и ее происхождение»). [23] в 1880 году и Руины Зулуленда [24] в 1885 году), в котором недавние события в Зулуленде объяснялись с прозулусской точки зрения. Его старшая дочь, Харриетта Коленсо (1847–1932), взяла на себя мантию Коленсо в качестве защитника зулусов в противовес обращению с ними со стороны властей, назначенных Наталом, особенно в случае с Динизулу в 1888–1889 и в 1908–1909 годах. [2]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Коленсо женился на Саре Фрэнсис Буньон в 1846 году. [10] и у них было пятеро детей: Харриетт Эмили , Фрэнсис Эллен , Роберт Джон, Фрэнсис «Фрэнк» Эрнест и Агнес. (В реестре браков ее имя пишется Буньян. В Англии и Нормандии издавна существовали варианты написания фамилии, восходящие как минимум к XII веку.) [ нужна ссылка ] Сестра Сары Харриет МакДугалл была миссионеркой.

[ редактировать ]

Его именем назван небольшой город Коленсо в провинции Квазулу-Натал в Южной Африке.

Зулусы того времени прозвали его «Собанту», имя, которое переводится как «отец народа». Его именем назван поселок Собанту в городе Питермарицбург.

Опубликованные работы

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Коленсо, Джон Уильям (CLNS832JW)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Чисхолм 1911 года .
  3. ^ Гай 2002 , стр. 299-.
  4. ^ Коленсо 1855b .
  5. ^ Коленсо 1861 , с. 5.
  6. ^ Коленсо 1890 .
  7. ^ Коленсо 1860 .
  8. ^ Коленсо 1901 .
  9. ^ «Церковность: протесты против епископа Коленсо» , The (Hobart) Advertiser, (18 февраля 1863 г.): перепечатано из The Times , (18 декабря 1862 г.), стр. 3.
  10. ^ Jump up to: а б Моррис 1998 , с. 182.
  11. ^ Коленсо 1855a .
  12. ^ Каплан 1995 , стр. 11–12.
  13. ^ Коленсо 2003 .
  14. ^ Коленсо 1863 , стр. 8–10.
  15. ^ Коленсо 1862 .
  16. ^ Коленсо 1865 , стр. 19–.
  17. ^ Ларсен 2004 , стр. 60–.
  18. ^ Дрейпер 2003 , стр. 306–325.
  19. ^ Фрер 2000 .
  20. ^ «Джон Коленсо, епископ Натальской ярмарки тщеславия» . Медали и памятные вещи . Проверено 10 августа 2020 г.
  21. ^ «Деревня Собанту» . pmbtourism.co.za . 20 мая 2020 г. Проверено 25 августа 2021 г.
  22. ^ Jump up to: а б Кидд 2006 , стр. 153–156.
  23. ^ Коленсо 2011 .
  24. ^ Коленцо 2012 .

Источники

[ редактировать ]

Книги, написанные в ответ на взгляды Коленсо на Пятикнижие.

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Титулы Англиканской церкви Южной Африки
Новая епархия Епископ Натальский
1853–1883
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 742de0daf16dfdf73e69b889255adce9__1720339980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/e9/742de0daf16dfdf73e69b889255adce9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
John Colenso - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)