Сенсационный роман
Роман -сенсация , также называемая фантастикой-сенсацией , — литературный жанр художественной литературы, достигший пика популярности в Великобритании в 1860-х и 1870-х годах. [1] Сосредоточение табуированных материалов, шокирующих читателей, как средства размышления о современных социальных тревогах.
Его литературными предшественниками были мелодраматические романы и романы Ньюгейта , в которых основное внимание уделялось рассказам, сотканным из криминальных биографий; он также опирался на готику , романтику , а также жанры массового рынка . Популярность этого жанра сочеталась с расширяющимся книжным рынком и ростом читающей публики, что было побочным продуктом промышленной революции . [2] Хотя романтика и реализм традиционно были противоречивыми видами литературы, в сенсационной фантастике они были объединены. Авторы сенсационных романов обычно писали аллегорические и абстрактные рассказы; абстрактный характер историй дал авторам возможность исследовать сценарии, которые боролись с социальными тревогами. [3] викторианской эпохи . Утрата идентичности наблюдается во многих фантастических рассказах, потому что это была обычная социальная тревога; в Британии в ведении учета стали чаще использовать [4] и поэтому люди подвергали сомнению значение и постоянство идентичности. Социальная тревога по поводу идентичности отражена в таких романах, как «Женщина в белом» и «Тайна леди Одли» . [5]
Обычно считается, что сенсационная фантастика возникла как определяемый жанр после появления трех романов: « Уилки Коллинза » Женщина в белом (1859–1860); миссис Генри Вуд » « Ист-Линн (1861); и Мэри Элизабет Брэддон «Секрет леди Одли» (1862). [6] Возможно, самое раннее использование термина «сенсационная фантастика» в качестве названия таких романов появляется в издании 1861 года « Литературного бюджета Сондерса, Отли и компании». [7]
Сенсационные романы были предшественниками криминального чтива — недорогих художественных журналов, издававшихся с 1896 по 1955 год. [8] [9]
Определение
[ редактировать ]Викторианский сенсационный роман по-разному определяли как «роман с секретом». [10] и как роман, сочетающий в себе «романтику и реализм » таким образом, что «до предела напрягает оба режима». [11] Совсем недавно Анна Пик предположила, что сами викторианцы относили широкий спектр произведений к «сенсационным романам» и что объединяющей характеристикой является то, как в таких произведениях представлены персонажи из низшего сословия: «Один из способов мышления сенсационного романа - это как жанр, который разрушает точку зрения среднего класса, в то время как реалистические романы (этот знаменитый жанр среднего класса), даже если они включают персонажей из низшего класса, в некотором роде имеют с ними дело.обычно это не нарушает точку зрения среднего класса». [12]
Влияния
[ редактировать ]
Авторы сенсационных романов использовали влияние мелодрамы , готики и романа Ньюгейта, чтобы исследовать темы, которые социальные нормы считают провокационными, и ставить под сомнение искусственность идентичности. В 1860-е годы сенсационные романы и театр тесно переплелись; многие известные авторы сенсационных романов писали и для сцены. [3] Диккенс , Рид и Коллинз писали и играли для театра, а сцена помогла многим романистам получить признание как авторы. Питер Брукс определяет мелодраму как попытку «найти, сформулировать, продемонстрировать, «доказать» существование моральной вселенной, которая, хотя и поставлена под сомнение, замаскирована подлостью и извращенными суждениями, все же существует и ее можно заставить утверждать его присутствие. [3]
Влияние готики на сенсационный роман Лоуренс Талайрах-Вьельмас описывает так:
тайна и тело идут рука об руку, и чем больше сенсационные романы подчеркивают неуловимость или искусственность человеческой идентичности, тем больше волос дыбом кажутся готические локусы как окончательное место, где можно вспомнить, воссоединить фрагмент истины и переписать историю. [5]
Общее влияние готики, наблюдаемое в сенсационных романах, — это поиск тайны. Более того, места преступлений у колодцев или у воды символизируют «глубину», которая является ключевым элементом готической фантастики . Сенсационный роман представляет собой современную интерпретацию классических готических историй о привидениях, помещая их в современную обстановку, что создает эффект реального и правдоподобного ужаса. Ле Фаню Рассказ « Зеленый чай » является примером стремления писателей-сенсаторов исследовать менее проторенный путь. Главный герой Дженнингс случайно открывает внутренний глаз, способный видеть духовный мир, после того, как выпил слишком много зеленого чая. [5]
На сенсационные романы также повлияли романы Ньюгейта, популярные в 1830-40-х годах; Как и сенсационный роман, романы Ньюгейта вызвали много споров и споров. [4] Авторы обоих жанров черпали вдохновение в газетных полицейских сводках; Однако криминальные тайны сенсационных романов были меньше заинтересованы в реальной поимке преступника, а вместо этого больше фокусировались на личности преступника и на том, как он стал преступником. [13]
Темы и прием
[ редактировать ]Обычно сенсационный роман фокусируется на шокирующих темах, включая прелюбодеяние, грабеж, маскировку, месть, похищение людей, безумие, двоеженство , подлог , соблазнение и убийство. [14] Он отличался от других современных жанров, включая готический роман , тем, что помещал эти темы в обычные, знакомые и часто домашние условия, тем самым подрывая распространенное в викторианскую эпоху представление о том, что сенсационные события были чем-то чуждым и оторванным от комфортной жизни среднего класса. У. С. Гилберт высмеивал эти произведения в своей комической опере 1871 года «Сенсационный роман» . Однако, по мнению Энтони Троллопа , лучшие романы должны быть «одновременно реалистичными и сенсационными... и то и другое в высшей степени». [15]
Когда сенсационные романы обрушились на спокойную Англию, эти романы сразу же стали бестселлерами, превзойдя все предыдущие рекорды продаж книг. Однако интеллектуальные критики, писавшие в научных журналах того времени, осуждали это явление и критиковали его практикующих (и читателей) в самых резких выражениях; Джон Раскин, пожалуй, высказал самую вдумчивую критику в своей книге «Художественная литература – справедливая и грязная». [1] Некоторые ученые предполагают, что известность этого жанра могла способствовать его популярности. [16] Генри Лонгвиль Мэнсел из Quarterly описал сенсационный роман как «чрезвычайно вызывающий ощущение во небе и горле, которое является предвестником тошноты». [3]
Яркие примеры
[ редактировать ]- Женщина в белом (1859–1860), Уилки Коллинз
- Ист-Линн (1861), миссис Генри Вуд
- Старый римский колодец (1861), анонимный
- Секрет леди Одли (1862), Мэри Элизабет Брэддон
- Эшкомбское кладбище (1862), Эвелин Бенсон
- Отрывки из жизни быстрой молодой леди (1862), Элизабет Кэролайн Грей
- Без имени (1862), Уилки Коллинз
- Аврора Флойд (1863), Мэри Элизабет Брэддон
- Благородная ложь (1863), Джеймс М'Григор Аллан
- Тень Ашлыдьята (1864), миссис Генри Вуд
- Гриффит Гонт (1865–66), Чарльз Рид
- Армадейл (1866), Уилки Коллинз
- Восходит как цветок (1867), Рода Бротон
- Грязная игра (1868), Чарльз Рид
- Кора, или Роман трех лет (1869), Гертруда Фентон
- Тайна Эдвина Друда (1870), Чарльз Диккенс
- Ужасное искушение (1871), Чарльз Рид
- Отчаянные средства правовой защиты (1871), Томас Харди
Наследие
[ редактировать ]Неовикторианские романы, такие как Селии Фремлин » «Часы перед рассветом (1958) и Кэттон » Элеоноры «Светила (2013), как считается, опираются на условности сенсационной фантастики. «Светила» включают в себя использование «подозрительных завещаний и поддельных документов, тайных браков, незаконнорожденности и опиума ». [17] Сара Уотерс заявила, что ее третий роман «Fingersmith» ( Virago Press , 2002) задуман как дань уважения жанру нашумевшего романа. [18] [19]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Под ред. И. Оусби, Кембриджский путеводитель по литературе на английском языке (1995), стр. 844
- ^ Мюллер, К. «Викторианская сенсация: рассказы Уилки Коллинза». Unisa Исследования английского языка. 11.1 (1973): 12–13. Веб. 8 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хьюз, Уинифред. Маньяк в подвале . Принстон: Принстонский университет, 1980. Печать.
- ^ Jump up to: а б Пикетт, Лин. «Ньюгейтский роман и сенсационная фантастика, 1830–1868». Криминальная фантастика. Эд. Мартин Пристман. Кембридж: Кембриджский университет, 2003. 19–39. Распечатать
- ^ Jump up to: а б с Талайрах-Вьельмас, Лоуренс. «Сенсационная фантастика: взгляд за завесу». Викторианская готика. Эд. Смит, Эндрю и Уильям Хьюз. Эдинбург: Эдинбургский университет, 2012. 29–42. Распечатать
- ^ Лесберг, Джонатан. Идеология повествовательной формы в ощущении. Калифорнийский университет, 1986. JSTOR. Веб. 10 июня 2014 г.
- ^ Сондерс, Отли и Ко. "Литература." Литературный бюджет на 1 ноября 1861 г.: 38. Интернет. 10 июня 2014 г.
- ^ Хоглунд, Йохан (16 марта 2016 г.). Американская имперская готика: популярная культура, империя, насилие . Рутледж. ISBN 978-1-317-04519-9 .
- ^ Действуя голосом: искусство записи книг . Корпорация Хэла Леонарда. 2004. ISBN 978-0-87910-301-9 .
- ^ Тиллотсон, Кэтлин (1969). Введение в «Женщину в белом» , с. хв. Dover Publications, Нью-Йорк. ISBN 0140289712 .
- ^ Хьюз, Уинифред (2002). Брантлингер, Патрик (ред.). Спутник викторианского романа . Оксфорд: Блэквелл. п. 261.
- ^ Пик, Анна. «Слуги и викторианский сенсационный роман». SEL: Исследования по английской литературе, 1500–1900 54 (2014), 838.
- ^ Адамс, Джеймс Эли. История викторианской литературы. Чичестер: Wiley-Blackwell, 2009. Интернет. 4 июня 2014 г.
- ↑ См. Аллингем, Филип В. Викторианский роман-сенсация, 1860–1880 — «проповедь нервам вместо суждения». Викторианская паутина . [1] (последнее обновление) 4 мая 2006 г. Интернет . 15 мая 2009 г.
- ^ Цитируется в издании Х. Блума, Викторианский роман (2004), с. 113
- ^ См. Хьюз, Уинифред Маньяк в подвале: сенсационные романы 1860-х годов . Принстон: Принстон, UP , 1980.
- ^ Муллан, Джон (4 апреля 2014 г.). «Джон Маллан о The Luminaries - книжный клуб Guardian» . Хранитель .
- ^ Сара Уотерс обсуждает Фингерсмит . Книжный клуб BBC Radio 4 - 7 марта 2004 г.
- ↑ Сенсационные истории — Сара Уотерс об отголосках «сенсационных романов» в «Фингерсмите » . The Guardian - 17 июня 2006 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хьюз, Уинифред (1980). Маньяк в подвале . Издательство Принстонского университета.
- Пик, Анна. «Слуги и викторианский сенсационный роман». SEL: Исследования по английской литературе, 1500–1900 54 (2014), 835–851. DOI 10.1353/выб.2014.0042.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Sensation , дискуссия на BBC Radio 4 с Джоном Малланом, Лин Пикетт и Диной Берч ( В наше время , 6 ноября 2003 г.)