Горный Сильфид

«Горный Сильф» — опера в двух действиях Джона Барнетта на либретто Томаса Джеймса Теккерея по мотивам «Трильби, или Лютена д'Аргайля» Шарля Нодье . Впервые он был поставлен в Лондоне в театре «Лицеум» в 1834 году с большим успехом.
Часто (ошибочно) упоминается как первая полностью написанная английская опера XIX века. [ 1 ] это был единственный большой успех Барнетта на сцене из примерно 30 опер и оперетт и, пожалуй, самое эффективное произведение английского композитора в стиле Карла Марии фон Вебера . Редко (если вообще когда-либо) исполнявшаяся в прошлом веке, ее сюжет был пародирован У. С. Гилбертом в его либретто для Савойской оперы «Иоланта» (1882). [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Сюжетная линия «Горной Сильфиды» , основанная на сказке Нодье, уже была адаптирована в 1832 году певцом Адольфом Нурри в основу балета «Сильфида» , и, вероятно, это был успех балета в Париже , где в состав актерского состава входили знаменитая балерина , Мари Тальони которая привлекла внимание Барнетта к этой теме. В любом случае опера более точно следует истории балета, чем истории Нодье. [ 3 ]
До «Горной Сильфиды » Барнетт в основном писал комические оперетты, музыку и песни для пьес, а также бурлески и адаптации популярных зарубежных произведений, включая оперу «Роберт-дьявол» своего дальнего родственника Джакомо Мейербера . Горный Сильфид обязан своим масштабом счастливой случайности. Как написал Барнетт в примечании к опубликованной партитуре:
Следующее произведение (моя первая попытка создать настоящую оперу) в своей первоначальной форме было задумано как музыкальная драма для театра Виктория и написано для неполного оркестра; но, найдя непреодолимой трудность постановки ее в этом театре из-за нехватки номеров как на сцене, так и в оркестре, я был вынужден отказаться от своего проекта; и эта трудность впервые натолкнула на мысль возвысить ее до оперы для Нового Лицея. [ 4 ]
Опера Барнетта была второй постановкой в Лицее после » Эдварда Лодера «Нурджахада . Владелец лицея Сэмюэл Джеймс Арнольд (к которому Барнетт был приписан в возрасте 11 лет) специально перезапустил театр как «Английский оперный театр», и « Сильфида» дала ему полезный успех. На сотом представлении Арнольд устроил большой банкет для композитора, актеров, музыкантов и продюсерской группы. [ 5 ]
Хотя Барнетт широко использовал в опере речитатив , было показано, что существовали и устные диалоги, и пальма первенства за то, что это была первая полностью сочиненная опера того периода, должна достаться Хорна Чарльза «Дирсе» 1823 года, которая не имела успеха. и затонул без следа. [ 6 ] В «Горной сильфе » богатая партитура и использование повторяющихся мотивов, намекающих на элементы сверхъестественного, показали, что композитор хорошо усвоил уроки Вебера, чьи «Оберон» и «Вольный стрелок» были популярны в Лондоне с 1820-х годов.
Современники Барнетта знали о достоинствах оперы; Джордж Александр Макфаррен писал, что «его постановка открыла новый период для музыки в этой стране, которым следует считать создание английской драматической школы». [ 7 ] Однако к 1949 году музыковед Эдвард Дж. Дент высказал мнение, что «либретто до смешного неуклюже» и «построение очень дилетантское, а музыка всегда замирает, когда ей следует продолжать». [ 8 ] По оценке 2002 года, музыка оперы «неоднозначна, но часто довольно хороша и вполне заслуживает возрождения в эпоху, заинтересованную в новизне и увлеченную (а не апоплексическую) легковесной красивостью… где он нас подводит». и постоянно подводит нас, заключается в сравнительной плоскостности и однообразии его сольных арий, а также в его частой неспособности придать им какую-либо драматическую остроту... в нескольких больших ансамблях и сценах, которые дал ему Теккерей, Барнетт действительно развивает динамичные музыкальные текстуры, которые сияют, даже если их огонь очень бледен». [ 9 ]
В 1837 году «Горная сильфида» была представлена как «грандиозное мелодраматическое зрелище» в Национальном театре в Вашингтоне, округ Колумбия , с Аннетт Нельсон в роли Эолии. Среди присутствующих было несколько вождей коренных американцев , которые в знак признательности подарили мисс Нельсон традиционные головные уборы. [ 10 ]
«Горная сильфида» была единственным крупным оперным успехом Барнетта. Другие его крупномасштабные оперы ( «Прекрасная Розамонда» (1837) и «Фаринелли» (1839)) процветали недолго. Горный Сильф, похоже, не возрождался с начала 20 века; последнее известное выступление состоялось в 1906 году в Музыкальной школе Гилдхолла . [ 11 ] Гилберта и Салливана Комическая опера «Иоланта» (1882) пародирует темы из «Горной сильфиды» . В этом произведении из любви к смертному фея Иоланта изгнана из волшебного общества с согласия ее королевы. В сказочную страну привносятся типично гильбертовские нелепости: пастух, сын Иоланты и ее смертного мужа, оказывается «наполовину феей». То есть тело и мозг у него сказочные, но ноги смертные. Более того, волшебные феи противопоставляются прозаической Палате лордов , и в конечном итоге все они влюбляются друг в друга. [ 12 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 25 августа 1834 г. (Дирижер: г-н Хоуз) |
---|---|---|
Дональд, пастух, помолвлен с Джесси. | тенор | Джон Уилсон |
Хела, волшебница долины | баритон | Генри Филлипс |
Кристи, соперница Дональда за Джесси | тенор | |
Бэйли МакВэппл, юрист | баритон | |
Астарот, владыка подземного мира | баритон | |
Эолия, горная сильфида | сопрано | Эмма Ромер |
Этерия, королева сильфов | сопрано | |
Джесси | сопрано | |
Дама Гурли, мать Джесси | контральто | |
Хор: сильфиды, крестьяне, ведьмы, саламандры , духи и т. д. |
Краткое содержание
[ редактировать ]Действие оперы происходит в местности Шотландии горной .
Акт 1
[ редактировать ]Группа сильфов находит Дональда спящим. Эолия влюбляется в него и околдовывает его. Однако он должен жениться на Джесси. Завистливая Кристи призывает Волшебницу Хелу помочь ему завоевать Джесси для себя. Он неожиданно получает преимущество, когда Эолия уводит Дональда на его свадьбу.
Акт II
[ редактировать ]Хела дает Дональду шарф, который, как он уверяет, привяжет к нему Эолию. Однако, когда она надевает его, ее переносят в подземный мир Аштарот. Этерия, королева сильф, дарит Дональду волшебную розу. С его помощью он попадает в подземный мир и спасает Эолию. По их возвращению Этерия выходит замуж за пару, и Эолия признает, что потеряет свое бессмертие. Джесси и Кристи тоже женятся.
Записи
[ редактировать ]Увертюра была включена в «Увертюры Британской оперы» , записанные Оркестром Викторианской оперы под управлением Ричарда Бонинджа . [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ например, в Oxford Music Online, Барнетт, Джон
- ^ Oxford Music Online, Горный сильф
- ^ Эджкомб, стр. 25-27.
- ^ Барнетт, 1834, с. 1.
- ^ Саламан, с. 213.
- ^ Карр, Брюс, «Первая полностью спетая английская опера XIX века», в Musical Times , том. 115, стр. 125–27 (1974).
- ^ Oxford Music Online, Барнетт, Джон
- ^ Дент, с. 170.
- ^ Эджкомб, стр. 27 и 38.
- ^ Прошлые спектакли - с 1835 по 1864 год на сайте Национального театра. Современный газетный отчет об этом спектакле можно найти здесь.
- ^ Oxford Music Online, Горный сильф
- ↑ Иоланта в Архиве Гилберта и Салливана, по состоянию на 18 июля 2009 г.
- ^ Барнетт, Джон. Горный Сильфид в « Увертюрах Британской оперы » , SOMMCD0123 (2013, CD)
Ссылки
[ редактировать ]- Барнетт, Джон, Горный сильф (вокал), Лондон, 1834.
- Дент, Эдвард Дж. Опера , Хармондсворх: Пеликан, 1949.
- Эджкомб, Родни Стеннинг. «Горная Сильфида: забытый образец английской романтической оперы» , The Opera Quarterly , vol. 18, нет. 1, стр. 25–39 (2002).
- Oxford Music Online , Барнетт, Джон и горный сильф .
- Энциклопедия музыкального театра Пайперса (на немецком языке), (Мюнхен, 1986), Джон Барнетт
- Саламан, Чарльз Кенсингтон, «Английская опера» в Musical Times , том. 18, нет. 411 (1877)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Горный сильф : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур