Джованни Вайлати
Джованни Вайлати | |
---|---|
Рожденный | Крема, Ломбардия , Италия | 24 апреля 1863 г.
Умер | 14 мая 1909 г. Рим , Италия | (46 лет)
Национальность | итальянский |
Альма-матер | Туринский университет |
Научная карьера | |
Поля | Математика |
Джованни Вайлати (24 апреля 1863 — 14 мая 1909) — итальянский протоаналитический философ , историк науки и математик .
Жизнь [ править ]
Вайлати родился в Креме, Ломбардия , и изучал инженерное дело в Туринском университете . Он продолжал читать там лекции по истории механики с 1896 по 1899 год, после работы ассистентом Джузеппе Пеано и Вито Вольтерра . Он оставил свой университетский пост в 1899 году, чтобы продолжить независимое обучение, зарабатывая на жизнь преподаванием математики в средней школе. Еще при жизни он стал всемирно известным, его произведения были переведены на английский , французский и польский языки о нем почти забыли , хотя после его смерти в Риме . Его вновь открыли в конце 1950-х годов. Он не опубликовал ни одной законченной книги, но оставил около 200 эссе и обзоров по ряду академических дисциплин.
Философия [ править ]
Взгляд Вайлати на философию заключался в том, что она обеспечивает подготовку и инструменты для научной работы. По этой причине, а также потому, что философия должна быть нейтральной по отношению к конкурирующим верованиям, концепциям, теоретическим структурам и т. д., философ должен избегать использования специального технического языка, а должен использовать тот язык, который он находит используемым в тех областях, которые его интересуют. . Это не значит, что философ должен просто принимать все, что он находит; термин из обычного языка может быть проблематичным, но его недостатки следует исправлять, а не заменять каким-то новым техническим термином.
На его взгляд на истину и смысл повлияли такие философы, как К.С. Пирс и Эрнст Мах . Он тщательно различал смысл и истину: «Вопрос определения того, что мы имеем в виду , когда выдвигаем данное предложение, совершенно отличен от вопроса о том , истинно оно или ложно . [1] Тем не менее, после того, как мы решили, что имеется в виду, решающее значение имеет работа по выяснению того, истинно это или ложно. Вайлати придерживался умеренных позитивистских взглядов как в науке, так и в философии:
«От всякого, выдвигающего тезис, необходимо требовать, чтобы он был способен указать факты, которые, по его мнению, должны были бы получиться (или получены), если бы его тезис был истинным, а также их отличие от других фактов, которые, по его мнению, были бы получены ( или получили), если бы это было неправдой» [2]
Влияния и контакты Вайлати были многочисленными и разнообразными, что противоречило слишком простому ярлыку, который ему часто приписывали: «итальянский прагматик». Хотя он во многом был обязан Пирсу и Уильяму Джеймсу (между идеями которых он был одним из первых, кто различал), он также признавал влияние Платона и Джорджа Беркли (в обоих он видел важных предшественников прагматизма или оказавших на него влияние). Готфрид Лейбниц , Виктория Уэлби-Грегори , Дж. Э. Мур , Бертран Рассел , Пеано и Франц Брентано . Он переписывался со многими своими современниками.
Его ранние работы включали статьи по символической логике , в которых основное внимание уделялось ее роли в философии, а также различие между логикой, психологией и эпистемологией .
История науки [ править ]
Основные исторические интересы Вайлаты касались механики, логики и геометрии , и он внес важный вклад в ряд областей, включая изучение постаристотелевской греческой механики , предшественников Галилея , понятия и роли определения в работах Платона. и Евклид — о математическом влиянии на логику и эпистемологию, а также о неевклидовой геометрии Джероламо Саккери . Его особенно интересовали способы решения одних и тех же проблем в разное время.
Его историческая деятельность была взаимосвязана с философской работой, основанной на тех же фундаментальных взглядах и методологии. Вайлати считал, что эти двое различаются скорее подходом, чем предметом, и считал, что между философами и учеными должно быть сотрудничество в проведении исторических исследований. Он также считал, что полная история требует принятия во внимание соответствующего социального происхождения.
Определенный интерес представляет участие Вайлати в научной деятельности кафедры «Исчисление бесконечно малых», возглавляемой Джузеппе Пеано. Мы находимся в Турине в 1892 году. Этот период полон пролюзий и появления таких дисциплин, как антропология и социология, которые породили новую научную концепцию в девятнадцатом веке. [3] Туринские публикации (1896–1898) открывают горизонт для новых открытий и формулировок научных теорий и гипотез, касающихся взаимосвязи науки и ее истории. В этом контексте возникают «вопросы слов», которые касаются языка и его функционирования как средства передачи идей. [4]
Замена научных теорий и других результатов не предполагает их уничтожения, поскольку их значение возрастает благодаря их замене: «Каждая ошибка показывает нам скалу, которую следует избегать, тогда как не каждое открытие указывает нам путь, по которому нужно идти». [5]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Сочинения, 187.
- ^ Сочинения, 166.
- ^ Антонио Сантуччи (1963) Прагматизм в Италии , Болонья, Il Mulino, страницы 157 и далее, [BNI] 63-8109
- ^ Гульельмо Ринзивилло (2013) Джованни Вайлати. История и методология науки и Джузеппе Пеано, Джованни Вайлати. Невидимый вклад , то же Эпистемология без истории , Рим, Nuova Cultura, ISBN 978-88-6812-222-5
- ^ Сочинения, 4
Источники [ править ]
- Джованни Вайлати (1972). Философские сочинения. Архивировано 23 марта 2012 г. в Wayback Machine .
- О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Джованни Вайлати» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
- Айвор Граттан-Гиннесс (2000) В поисках математических корней 1870–1940 , Princeton University Press .
- Ферруччо Росси-Ланди (1967) «Джованни Вайлати», в «Философской энциклопедии» , изд. Пол Эдвардс . Кольер Макмиллан
- К. Арриги, П. Канту, М. Де Зан и П. Суппес (редакторы) (2010) Логика и прагматизм. Избранные эссе Джованни Вайлати , CSLI , Стэнфорд, Калифорния.