Святой Наум
Святой Наум | |
---|---|
Чудотворец, Апостол славян | |
Рожденный | в. 830 Мезия , Первое Болгарское царство. [1] |
Умер | 23 декабря 910 г. Охрид , Первое Болгарское царство , (современная Северная Македония ) |
Почитается в | Восточная Православная Церковь , Восточно-Католические Церкви , Латинская Церковь |
Главный храм | Монастырь Святого Наума в Охриде ( Свети Наум ) |
Праздник | 5 января и 3 июля ( юлианский календарь ), 20 мая и 23 декабря ( пересмотренный юлианский календарь , григорианский календарь ) |
Наум ( болгарский и македонский : Свети Наум, Свети Наум , также известный как Наум Охридский или Наум Преславский (ок. 830 — 23 декабря 910), был средневековым болгарским писателем и миссионером Первой славян среди Болгарской империи . [2] [3] [4] [5] [6] Он был среди учеников Кирилла и Мефодия и связан с созданием глаголицы и кириллицы . Наум был среди основателей Плиской литературной школы . После этого Наум работал в Охридской литературной школе . Он был одним из первых святых, провозглашенных Болгарской Православной Церковью после ее основания в 9 веке. Миссия Наума сыграла значительную роль в превращении местных ранних славян в болгар. [7]
Биография
Сведения о его молодости скудны. Согласно «Второму житию святого Наума», он вырос в Мезии , что было византийским обозначением Болгарии. [8] Согласно житию Климента Охридского Феофилакта Охридского и некоторых других источников, Наум принял участие в исторической миссии в Великую Моравию вместе с Кириллом и Мефодием , их учениками Гораздом , Климентом Охридским , Ангеларом и Саввой и другими славянскими миссионерами в 863 году. . [9]
Великая Моравия и Нижняя Паннония
В течение следующих 22 лет он работал с Кириллом и Мефодием и другими миссионерами над переводом Библии на старославянский язык и продвигал ее в Великой Моравии и Княжестве Нижней Паннонии . В 867 или 868 году он стал священником в Риме , рукоположен вместе с двумя другими учениками Кирилла и Мефодия, Гораздом и Климентом Охридским, епископами Формозом и Гаудериком. Для миссии в Моравию миссионеры разработали глаголицу — первый алфавит, соответствующий специфическим особенностям славянского языка. Его потомок, кириллица , до сих пор используется во многих языках. Миссионеры также написали первый Славянский Гражданский кодекс, который использовался в Великой Моравии. Однако миссионерская деятельность столкнулась с противодействием со стороны немецких священнослужителей, которые выступали против их усилий по созданию славянской литургии. К 885 году два главных покровителя миссионеров, Растислав Моравский Великоморавский стороны и князь Коцель Нижнепаннонский со , а также Кирилл и Мефодий умерли, и давление Немецкая церковь становилась все более враждебной. После непродолжительного заключения из-за продолжающегося конфликта с немецкими священнослужителями Наум вместе с некоторыми миссионерами (в том числе Климентом Охридским и Ангеларом) направился в Болгарию.
Первая Болгарская империя
В 886 году правитель Белграда , находившегося тогда в Болгарии , приветствовал учеников Кирилла и Мефодия . Болгарией тогда правил князь Борис , принявший христианство в 864 году. После христианизации религиозные церемонии проводились на греческом языке духовенством византийским . Опасаясь растущего византийского влияния, Борис рассматривал принятие старославянского языка как способ сохранить политическую независимость Болгарии. С такими взглядами Борис организовал создание двух литературных академий, где богословие должно было преподаваться на славянском языке. Первая из школ была основана в столице Плиске , а вторая школа в Охриде , в районе Кутмичевица . Развитие старославянской грамотности препятствовало ассимиляции с соседними культурами и способствовало формированию особой болгарской идентичности. [10] [11] Наум переселился первоначально в столицу Плиску вместе с Климентом , Ангеларом и, возможно, Гораздом (по другим источникам, Горазд к тому времени уже был мертв). В Болгарии он провел следующие 25 лет своей жизни. Наум был одним из основателей Плиской литературной школы , где он работал между 886 и 893 годами. Наиболее надежным отчетом из первых рук о деятельности в то время в Плиске является «Отчет о письмах» ( O pismenech ), трактат о славянском языке. грамота, написанная на старославянском языке, предположительно составленная вскоре после 893 года. В произведении содержится призыв к созданию общего славянского алфавита. В 893 году, вскоре после прихода к власти, новый болгарский правитель Симеон Великий созвал церковный собор в новой столице Преславе , на котором Климент был рукоположен во епископа Дрембицкого и Великого . На замену Климента в Охриде Симеон послал Наума, который до этого действовал в Преславе. После этого Наум продолжил работу Климента в Охриде, еще одном важном центре славянского образования . В эти годы Кириллица была создана в Преславской литературной школе. [12] и был принят в Болгарии, возможно, по инициативе Наума. [13] В 905 году Наум основал на берегу Охридского озера монастырь , получивший впоследствии его имя. Он умер там в 910 году, и Климент инициировал процесс его канонизации. [14] Таким образом, Наум стал первым «родным» святым Болгарии. [15]
Культ
Культ святого Наума особенно почитался в районе Охрида. Оно распространилось в первой половине 18 века с развитием Москополе как центра православной культуры и с развитием Охридского архиепископства . Его имя стало более популярным и достигло Афона и даже Вены. Члены ордена Бекташи также совершили паломничество в монастырь Святого Наума, полагая, что их святой Сары Салтык в нем похоронен . Первоначально праздник Святого Наума был 23 декабря, но в 1727 году по решению архиепископа Охридского он был перенесен на 20 июня. [16]
Наследие
Пик Святого Наума на острове Ливингстон на Южных Шетландских островах в Антарктиде назван в честь Святого Наума.
Внешние ссылки
- Виртуальные панорамы Святого Наума в Охриде
- Житие святого Наума; Жития святых. Синодальное издательство, София, 1991, под редакцией Парфения, епископа Левкинского, и архимандрита доктора Афанасия (Бончева). На английском языке: Жизнь св. Наум, Жития святых. Св. Издательство Синод, София, 1991, под редакцией Парфения, епископа Левкийского и архимандрита доктора. Афанасий (Бончев).
Ссылки
- ↑ Точно так же Климент и Наум, первый из которых родился в Мезии, а второй имел семейные связи как в Мезии, так и в Далмации, в поисках безопасности бежал в Белград, столицу Прима Мезии, а затем в Болгарию. Дополнительную информацию: Ежегодник евразийских исследований, том 70, Eurolingua, 1998, ISBN 0931922623 , с. 56.
- ^ Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века, Джон Ван Антверпен Файн, University of Michigan Press, 1991 , ISBN 0-472-08149-7 , с. 128.
- ^ Оболенский, Дмитрий (1994). Византия и славяне . Издательство Свято-Владимирской семинарии. стр. 48–49. ISBN 0-88141-008-Х . [1]
- ^ Монахи и миряне в Византии, 843-1118, Розмари Моррис, Cambridge University Press, 2003 , ISBN 0-521-31950-1 , с. 25.
- ^ Исторический словарь Республики Македония, Димитар Бечев, Scarecrow Press, 2009 , ISBN 0-8108-5565-8 , с. 159.
- ^ Национальный вопрос в Югославии: происхождение, история, политика , Корнеллские книги в мягкой обложке: славистика, история, политология, Иво Банак , Cornell University Press, 1988, ISBN 0-8014-9493-1 , с. 309.
- ^ Джон Ван Антверпен Файн, Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века, University of Michigan Press, 1991, ISBN 0472081497 , стр. 127–128.
- ^ Кирил Петков, Голоса средневековой Болгарии, седьмой-пятнадцатый век: записи ушедшей культуры, Том 5, BRILL, 2008, ISBN 9004168311 , с. 161.
- ^ Кантор, Марвин (1983). Средневековые славянские жития святых и князей. Издательство Мичиганского университета. п. 65.
- ^ Кто такие македонцы? Хью Поултон, издательство C. Hurst & Co., 2000 г., ISBN 1-85065-534-0 , стр. 19–20.
- ^ Краткая история современной Болгарии, Р. Дж. Крэмптон, Архив CUP, 1987, ISBN 0521273234 , с. 5.
- ^ Курта, Флорин, Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250, Cambridge University Press, 2006, ISBN 0521815398 , стр. 221–222.
- ^ От А до Я Православной Церкви, Майкл Прокурат, Александр Голицын, Майкл Д. Петерсон, Rowman & Littlefield, 2010, ISBN 0810876027 с. 91.
- ^ Исторический словарь Византии, Джон Х. Россер, Scarecrow Press, 2012, ISBN 0810875675 , с. 342.
- ^ Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг., Флорин Курта, Cambridge University Press, 2006, ISBN 0521815398 , с. 214.
- ^ Роберт Элси, Христианские святые Албании; Балканистика, выпуск 13 (2000), стр. 35-57.
- 830-е рождения
- 910 смертей
- Болгарские писатели IX века.
- Болгарские писатели X века.
- Христианские святые X века
- Восточно-православные святые
- Средневековый Охрид
- Старославянские писатели.
- Святые средневековой Македонии
- Люди из Охрида
- Болгарские писатели-мужчины
- Средневековые болгарские святые
- Чудотворцы
- Преславская литературная школа
- Основатели христианских монастырей
- Охридская литературная школа