Jump to content

Святой Наум

Страница полузащищена
(Перенаправлено с Наума Охридского )

Святой

Наум
Икона Святого Наума
Чудотворец, Апостол славян
Рожденный в. 830
Мезия , Первое Болгарское царство. [1]
Умер 23 декабря 910 г.
Охрид , Первое Болгарское царство , (современная Северная Македония )
Почитается в Восточная Православная Церковь , Восточно-Католические Церкви , Латинская Церковь
Главный храм Монастырь Святого Наума в Охриде ( Свети Наум )
Праздник 5 января и 3 июля ( юлианский календарь ), 20 мая и 23 декабря ( пересмотренный юлианский календарь , григорианский календарь )
Юго-Восточная Европа в 9 веке.
Монастырь Святого Наума , место упокоения Наума, расположенный в Северной Македонии.

Наум ( болгарский и македонский : Свети Наум, Свети Наум , также известный как Наум Охридский или Наум Преславский (ок. 830 — 23 декабря 910), был средневековым болгарским писателем и миссионером Первой славян среди Болгарской империи . [2] [3] [4] [5] [6] Он был среди учеников Кирилла и Мефодия и связан с созданием глаголицы и кириллицы . Наум был среди основателей Плиской литературной школы . После этого Наум работал в Охридской литературной школе . Он был одним из первых святых, провозглашенных Болгарской Православной Церковью после ее основания в 9 веке. Миссия Наума сыграла значительную роль в превращении местных ранних славян в болгар. [7]

Биография

Сведения о его молодости скудны. Согласно «Второму житию святого Наума», он вырос в Мезии , что было византийским обозначением Болгарии. [8] Согласно житию Климента Охридского Феофилакта Охридского и некоторых других источников, Наум принял участие в исторической миссии в Великую Моравию вместе с Кириллом и Мефодием , их учениками Гораздом , Климентом Охридским , Ангеларом и Саввой и другими славянскими миссионерами в 863 году. . [9]

Великая Моравия и Нижняя Паннония

В течение следующих 22 лет он работал с Кириллом и Мефодием и другими миссионерами над переводом Библии на старославянский язык и продвигал ее в Великой Моравии и Княжестве Нижней Паннонии . В 867 или 868 году он стал священником в Риме , рукоположен вместе с двумя другими учениками Кирилла и Мефодия, Гораздом и Климентом Охридским, епископами Формозом и Гаудериком. Для миссии в Моравию миссионеры разработали глаголицу — первый алфавит, соответствующий специфическим особенностям славянского языка. Его потомок, кириллица , до сих пор используется во многих языках. Миссионеры также написали первый Славянский Гражданский кодекс, который использовался в Великой Моравии. Однако миссионерская деятельность столкнулась с противодействием со стороны немецких священнослужителей, которые выступали против их усилий по созданию славянской литургии. К 885 году два главных покровителя миссионеров, Растислав Моравский Великоморавский стороны и князь Коцель Нижнепаннонский со , а также Кирилл и Мефодий умерли, и давление Немецкая церковь становилась все более враждебной. После непродолжительного заключения из-за продолжающегося конфликта с немецкими священнослужителями Наум вместе с некоторыми миссионерами (в том числе Климентом Охридским и Ангеларом) направился в Болгарию.

Первая Болгарская империя

В 886 году правитель Белграда , находившегося тогда в Болгарии , приветствовал учеников Кирилла и Мефодия . Болгарией тогда правил князь Борис , принявший христианство в 864 году. После христианизации религиозные церемонии проводились на греческом языке духовенством византийским . Опасаясь растущего византийского влияния, Борис рассматривал принятие старославянского языка как способ сохранить политическую независимость Болгарии. С такими взглядами Борис организовал создание двух литературных академий, где богословие должно было преподаваться на славянском языке. Первая из школ была основана в столице Плиске , а вторая школа в Охриде , в районе Кутмичевица . Развитие старославянской грамотности препятствовало ассимиляции с соседними культурами и способствовало формированию особой болгарской идентичности. [10] [11] Наум переселился первоначально в столицу Плиску вместе с Климентом , Ангеларом и, возможно, Гораздом (по другим источникам, Горазд к тому времени уже был мертв). В Болгарии он провел следующие 25 лет своей жизни. Наум был одним из основателей Плиской литературной школы , где он работал между 886 и 893 годами. Наиболее надежным отчетом из первых рук о деятельности в то время в Плиске является «Отчет о письмах» ( O pismenech ), трактат о славянском языке. грамота, написанная на старославянском языке, предположительно составленная вскоре после 893 года. В произведении содержится призыв к созданию общего славянского алфавита. В 893 году, вскоре после прихода к власти, новый болгарский правитель Симеон Великий созвал церковный собор в новой столице Преславе , на котором Климент был рукоположен во епископа Дрембицкого и Великого . На замену Климента в Охриде Симеон послал Наума, который до этого действовал в Преславе. После этого Наум продолжил работу Климента в Охриде, еще одном важном центре славянского образования . В эти годы Кириллица была создана в Преславской литературной школе. [12] и был принят в Болгарии, возможно, по инициативе Наума. [13] В 905 году Наум основал на берегу Охридского озера монастырь , получивший впоследствии его имя. Он умер там в 910 году, и Климент инициировал процесс его канонизации. [14] Таким образом, Наум стал первым «родным» святым Болгарии. [15]

Культ

Культ святого Наума особенно почитался в районе Охрида. Оно распространилось в первой половине 18 века с развитием Москополе как центра православной культуры и с развитием Охридского архиепископства . Его имя стало более популярным и достигло Афона и даже Вены. Члены ордена Бекташи также совершили паломничество в монастырь Святого Наума, полагая, что их святой Сары Салтык в нем похоронен . Первоначально праздник Святого Наума был 23 декабря, но в 1727 году по решению архиепископа Охридского он был перенесен на 20 июня. [16]

Наследие

Пик Святого Наума на острове Ливингстон на Южных Шетландских островах в Антарктиде назван в честь Святого Наума.

Ссылки

  1. Точно так же Климент и Наум, первый из которых родился в Мезии, а второй имел семейные связи как в Мезии, так и в Далмации, в поисках безопасности бежал в Белград, столицу Прима Мезии, а затем в Болгарию. Дополнительную информацию: Ежегодник евразийских исследований, том 70, Eurolingua, 1998, ISBN   0931922623 , с. 56.
  2. ^ Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века, Джон Ван Антверпен Файн, University of Michigan Press, 1991 , ISBN   0-472-08149-7 , с. 128.
  3. ^ Оболенский, Дмитрий (1994). Византия и славяне . Издательство Свято-Владимирской семинарии. стр. 48–49. ISBN  0-88141-008-Х . [1]
  4. ^ Монахи и миряне в Византии, 843-1118, Розмари Моррис, Cambridge University Press, 2003 , ISBN   0-521-31950-1 , с. 25.
  5. ^ Исторический словарь Республики Македония, Димитар Бечев, Scarecrow Press, 2009 , ISBN   0-8108-5565-8 , с. 159.
  6. ^ Национальный вопрос в Югославии: происхождение, история, политика , Корнеллские книги в мягкой обложке: славистика, история, политология, Иво Банак , Cornell University Press, 1988, ISBN   0-8014-9493-1 , с. 309.
  7. ^ Джон Ван Антверпен Файн, Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века, University of Michigan Press, 1991, ISBN   0472081497 , стр. 127–128.
  8. ^ Кирил Петков, Голоса средневековой Болгарии, седьмой-пятнадцатый век: записи ушедшей культуры, Том 5, BRILL, 2008, ISBN   9004168311 , с. 161.
  9. ^ Кантор, Марвин (1983). Средневековые славянские жития святых и князей. Издательство Мичиганского университета. п. 65.
  10. ^ Кто такие македонцы? Хью Поултон, издательство C. Hurst & Co., 2000 г., ISBN   1-85065-534-0 , стр. 19–20.
  11. ^ Краткая история современной Болгарии, Р. Дж. Крэмптон, Архив CUP, 1987, ISBN   0521273234 , с. 5.
  12. ^ Курта, Флорин, Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250, Cambridge University Press, 2006, ISBN   0521815398 , стр. 221–222.
  13. ^ От А до Я Православной Церкви, Майкл Прокурат, Александр Голицын, Майкл Д. Петерсон, Rowman & Littlefield, 2010, ISBN   0810876027 с. 91.
  14. ^ Исторический словарь Византии, Джон Х. Россер, Scarecrow Press, 2012, ISBN   0810875675 , с. 342.
  15. ^ Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг., Флорин Курта, Cambridge University Press, 2006, ISBN   0521815398 , с. 214.
  16. ^ Роберт Элси, Христианские святые Албании; Балканистика, выпуск 13 (2000), стр. 35-57.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 80c6036f955dfdfa53b8980ff2bcf15e__1721869560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/5e/80c6036f955dfdfa53b8980ff2bcf15e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saint Naum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)