Крылатый алтарь
( Крылатый алтарь также складной алтарь ) или крылатый ретабл — особая форма алтаря ( reredos , иногда retable ), распространенная в Северной и Центральной Европе, в которой центральное изображение — либо картина, либо рельефная скульптура (или некоторая комбинация этих двух ) можно скрыть откидными крыльями. Его называют триптихом, если крыльев два, пентаптихом (но в английском языке это используется редко), если их четыре, или полиптихом, если их четыре и более. Технические термины произошли от древнегреческого : τρίς : трис или «тройной»; πέντε: пенте или «пять»; πολύς: полис или «много»; и πτυχή: ptychē или «складка, слой». [ 1 ]
Изображения часто имеются как на внутренней, так и на внешней стороне крыльев, что позволяет алтарю отображать совершенно разные виды в открытом и закрытом состоянии. Обычно было принято держать крылья закрытыми, кроме воскресенья и праздников, хотя очень часто дьяк открывал их для туристов в любое время за скромные чаевые. Небольшие крылатые картины, обычно триптихи, также принадлежали богатым людям для частных богослужений и услуг в доме; у них было то преимущество, что открытый обзор был достаточно хорошо защищен, когда он был закрыт во время путешествия.
Форма была особенно популярна в позднее Средневековье и в эпоху Северного Возрождения . В 17 веке Рубенс был одним из последних крупных художников, использовавших его. Он никогда не был так популярен в Италии, где было много полиптихов, но обычно строился без петель, поэтому всегда был «открытым», даже если на оборотной стороне также были изображения, как в « Маэсте» Дуччо для Сиенского собора .
Над ретаблем можно найти венец или надстройку, вершины и цветы креста. Реликвии можно разместить под ним, в реликварии в пределле, лежащем на алтарном камне .
Примеры
[ редактировать ]- Пахерский алтарь Святого Вольфганга в Зальцкаммергуте
- Алтарь Кефермаркта в Кефермаркте
- Краковский главный алтарь в базилике Святой Марии работы Файта Штоса .
- Гентский алтарь работы Яна ван Эйка
- Изенгеймский алтарь работы Матиаса Грюневальда
- Алтарь Херренберга , Государственная галерея Штутгарта
- Антверпенский алтарь
- Самая большая коллекция средневековых переизданий в Германии находится в аббатстве Святой Анны в Любеке , включая Страстей Алтарь Ганса Мемлинга и Шонена Алтарь Бернта Нотке.
- «Страшный суд» , Ганс Мемлинг , Гданьск
- Швабахский алтарь в церкви Св. Иоанна и Св. Мартина в Швабахе , главный алтарь из мастерской Михаэля Вольгемута
- Алтарные крылья Роудников
- Алтарь Святой Марии, аббатство Альпирсбах
Литература
[ редактировать ]- Герберт Шиндлер: Резной алтарь. Шедевры и мастера южной Германии, Австрии и Южного Тироля. Издательство Фридриха Пусте, Регенсбург, 1978 г. ISBN 3-7917-0754-X
- Карл-Вернер Бахманн, Геза Ясай, Фридрих Коблер, Кателин Перье-Д'Итерен, Барбара Ромме, Норберт Вольф: Wing reredos , в: Reallexikon zur Deutschen Kunstgeschichte , Vol. 9, 2003, ISBN 3-406-14009-2 , столбцы. 1450–1536.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вильгельм Гемолл (1965), греко-немецкая школа и портативный словарь (на немецком языке), Мюнхен/Вена: G. Freytag Verlag/Hölder-Pichler-Tempsky