Угандийский округ
Унгания Уганда | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
уезд Древней Эстонии | |||||||
неизвестно –1224 | |||||||
Капитал | Тарбату , Отепя | ||||||
Область | |||||||
• Координаты | 58 ° 10'N 26 ° 50'E / 58,17 ° N 26,83 ° E | ||||||
История | |||||||
• Учредил | неизвестный | ||||||
• Упразднено | 1224 | ||||||
|
Уганда [1] ( Латинское : Ungannia или Ugaunia ; [2] Латышский : Ugaunija ; Нижненемецкое : Uggn ) — независимое уезд между восточным побережьем озера Выртсъярв и западным побережьем Псковского озера , граничащее с Вайгой , Мыху , Нурмекундом , Сакалой , Талавой и Псковским княжеством . Площадь Уганди составляла около 3000 шкур . Уганди примерно соответствовал нынешней Эстонии территории , состоящей из Вырумаа , Пылвамаа и половины Тартумаа и Валгамаа , а также Пецеримаа .
Впервые графство было упомянуто в печати Генрихом Ливонским. [3] После Северных крестовых походов оно стало Дерптским епископством . На латышском языке Игауния ( Угауния — латвийское название уезда Угауния) до сих пор является современным национальным названием Эстонии . [4] Название Уганди происходит от связи «Угауния» с названием Уандимяги холма недалеко от Отепя . Альтернативная теория предполагает, что название «Угауния» могло произойти от славянского слова «Уг», что означает «Юг» (ср. Югославия ). Считается, что центр силы Уганды находился в укреплённой крепости Отепя ( по-угаунски «голова медведя»; латынь : Caput Ursi , русский : Медвежья голова ) на современном холме Линнамяги в городе Отепя. Холм действительно имеет форму головы медведя, который считается священным животным для угаунцев . Другим важным оплотом угаунцев был Тарбату на берегу реки Эмайыги (буквально «Мать-река»). Он был построен около 600 года нашей эры на восточной стороне холма Тооме (Тоомемяги) на территории современного Тарту . Благодаря своему расположению, Уганда всегда принимала на себя основной удар восточных славян нападений на чудес , как они называли финские народы вокруг своих северо-восточных границ.
История
[ редактировать ]В 1030 году киевский князь Ярослав I Мудрый организовал военный поход против чуди , разгромил ее и основал крепость Юрьев (буквально «Юрий» - Юрий - христианское имя Ярослава) на территории современного Тарту . [5] Киевское правление Тарту/Тарбату, возможно, длилось 30 лет до 1061 года, когда, согласно древневосточным славянским летописям, Юрьев был сожжен сосолами (вероятно, сакальцами , эселянами или харионенами ). [6] В современной эстонской литературе провинция Угауния называется Уганди или Угала . На латышском языке Эстония до сих пор называется Игауния в честь угаунцев, их древних воинственных соседей. В эстонском фольклоре угаунцы ( угаласед ) — вражеские воины и разбойники. Например, народная песня из Вильянди призывает ускорить уборку урожая, потому что угаунцы могут напасть. «Угалан» также использовалось как пренебрежительное слово для неискушенного деревенского человека. Правители Новгородской республики и Псковского княжества в XII веке совершали частые набеги на угаунцев, но так и не сумели их подчинить. Крепость Медвежья Голова была завоевана в 1116 и 1193 годах, Тарбату – в 1134 и 1192 годах. Сами угаунцы совершили несколько набегов на Псков.
В начале 13 века появился новый могущественный враг. Немецкие крестоносцы закрепились в устье реки Даугавы и начали расширять и крестить местные племена. Южные соседи угаунцев, латгалы (или латыши ), видели в крестоносцах потенциальных союзников против своих традиционных противников. Угаунцы хотели продолжить перемирие со своими новыми соседями, но у крестоносцев был список предварительных условий. Они потребовали от угаунцев выплатить компенсацию за давний инцидент. Много лет тому назад угаунцы по совету ливонцев ограбили караван немецких купцов на реке Даугаве. В 1207 году крестоносцы отправили в Угаунию священника по имени Алабранд с требованием компенсации, но не получили ответа. В следующем году латыши и тевтонские рыцари отправили в Угаунию новую делегацию и вернулись с угаунскими послами. Угаунцам предлагался «вечный мир», если они примут христианство и вернут все, что награбили у немцев и латышей. Угаунцы отказались и ушли, пригрозив латышам «очень острыми копьями». Крестоносцы и латыши пошли войной на угаунцев. Они сожгли Отепя и вернулись с пленными и добычей. Угаунцы и сакальцы ответили, совершили набег на территории латышей и заживо сожгли своих злейших врагов. Ливы и рижский епископ хотели мира и отправили священника Алабранда в Отепя для переговоров. Алабранд использовал собрание угаунцев, чтобы проповедовать им христианство. Некоторые язычники-угауны хотели убить его из-за его проповедей, но его защищал статус посланника епископа. Угаунцы заключили мир с рижским епископом, лидером Ливонский крестовый поход .
В 1210 году новгородский князь Мстислав Смелый и Владимир князь полоцкий послали войско против угаунцев. Они осадили Отепя и сражались там восемь дней. Защитники форта испытывали нехватку еды и воды и были вынуждены просить мира. Угаунцам пришлось принять православное крещение и заплатить дань в размере 400 марок «ногата». ( Ногат или Нахад по-эстонски означает шкуры). Тем же летом угаунцы Отепя сдались командиру крестоносцев Бертольду Венденскому . Угаунцы продолжали совершать набеги на латышские территории. Войны между угаунами и латышами продолжались целое десятилетие. У старейшин угаунцев и латышей были глубокие личные распри. Когда угаунцы захватили Таливальдиса из Трикаты в 1215 году и сожгли его заживо, его сыновья сожгли заживо всех угаунских мужчин, которых они смогли поймать, чтобы отомстить. Они также пытали угаунцев, заставляя их показывать укрытия в лесу. Когда все угаунские губернии были сожжены, оставшиеся в живых люди отправили в Ригу гонцов с просьбой о мире и обещали принять крещение. Они рассказали, что все, кто причастен к ограблению немецких купцов, уже убиты. Крестить их были посланы священники Отто и Петер Какувальды. Услышав об этом, псовский князь Владимир напал на угаунцев. Угаунцы и немецкие крестоносцы укрепили Отепя и отомстили русским, совершая набеги на земли Пскова и Новгорода. После этого угауны пошли с крестоносцами, ливонами и латышами против эстонских языческих провинций. Джервия и Вирония . Князь Владимир Псковский отправил гонцов через всю Эстонию, чтобы осадить немцев и угаунцев в Отепя. Пришли харрианцы и эзелийцы и даже уже крестили сакалийцев. В то время как 20-тысячные войска новгородцев и оселян атаковали Отепя, угаунцы вместе с крестоносцами совершали набеги на новгородцев, виронцев и вотианцев .
В 1220 г. угаунцы восстали против немцев. Сакальцы послали угаунцам Тарбату и Отепя окровавленные мечи, которыми они убивали немцев. В Тарбату по жребию решали, принести ли в жертву богам быка или их жреца Хартвига, который был столь же толст. К счастью для священника, жребий выпал на вола . Угаунцы решили встать на сторону новгородцев. Русские князья Псковские, Новгородские и Суздальские отправили в Угаунию огромные войска численностью 20 000 человек. Жители Тарбату прислали им большие подарки, и Отепя тоже их приветствовал. Русские оставили Ветсеке своим князем, чтобы он управлял угаунцами и любой другой эстонской провинцией вокруг, с которой он мог собирать налоги. В 1224 году крестоносцы отвоевали все провинции материковой Эстонии. После жребия епископу Герману Буксгевденскому было поручено управлять Угаунией, а Сакала – ордену. Отепя был доволен правлением епископа Германа, но Тарбату по-прежнему находился под властью Вецеке и его русинов . Однако позже в том же году Тарбату и все его угаунские и Русские защитники убиты. Епископ Герман начал укреплять Отепя и Тарбату. Своей резиденцией он выбрал Тарбату/Дерпт. Епископ Герман и его угаунские подданные часто воевали против Новгорода и потерпели поражение от князя Александра Невского в битве на Чудском озере в 1242 году. Угауния впоследствии стала известна как Дерптское епископство .
См. также
[ редактировать ]- Хроника Генриха Ливонского
- Джогентагана
- Ливонский крестовый поход
- Лудзенские эстонцы
- Правители Эстонии
- Сакала
- Независимо от пола
- Суур Мунамяги
- Выруский язык
- сетуский язык
- Ярослав I Мудрый
- Изяслав I of Киев
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Исторический словарь Эстонии; стр.63 ISBN 0-8108-4904-6
- ^ Угауния на books.google.com.
- ^ Хроники Генриха Ливонского. ISBN 0-231-12889-4
- ^ Игауния на lv.wikipedia
- ^ Тваури, Андрес (2012). Период миграции, довикингская эпоха и эпоха викингов в Эстонии . стр. 33, 59, 60 . Проверено 27 декабря 2016 г.
- ^ Мяэсалу, Айн (2012). «Может ли Кедипив в восточнославянских летописях быть городищем Кеава?» (PDF) . Эстонский археологический журнал . 1 :199 . Проверено 27 декабря 2016 г.