Неославянство
Неославизм был недолговечным движением, зародившимся в Австро-Венгрии примерно в 1908 году и оказавшим влияние на близлежащие славянские государства на Балканах , а также на Россию . Неослависты продвигали сотрудничество между славянами на равных, чтобы противостоять германизации , проводить модернизацию и либеральные реформы, и хотели создать демократическое сообщество славянских наций без доминирующего влияния России. [1] [2]
Это была ветвь более крупной и старой идеологии панславизма . [3] В отличие от панславизма, неославянство не придавало значения религии и не делало различий между католиками и православными верующими, не поддерживало создание единого славянского государства и было заинтересовано преимущественно в ненасильственной реализации своей программы. [4]
История
[ редактировать ]Движение зародилось среди славян Австро-Венгрии, желавших добиться в этом государстве равного статуса с австрийцами и венграми. [5] Он был особенно популярен среди Молодочешской партии в Австро-Венгрии. [6] [7] и был описан как «по сути чешское творение», инициированное лидером «Молодой Чехии» Карелом Крамаржем . [8] Неославянское движение провело два съезда. Учредительный съезд состоялся в Праге в июле 1908 года. [9] второй состоялся в Софии в июле 1910 года. [10] Два других, менее формальных собрания неославянских активистов прошли в Санкт-Петербурге в мае 1909 и феврале 1910 года. [11] Несмотря на эту активность, движение добилось незначительного прогресса, прежде чем распалось после Боснийского кризиса , последующих Балканских войн и Первой мировой войны . [5] Он также страдал от различий между различными славянскими группами, антагонизма между поляками и украинцами, а также между различными балканскими народами и отсутствия поддержки со стороны этих народов как Австро-Венгрии, так и России. [3] [7] Движение объявило себя аполитичным , но, тем не менее, австро-венгерские официальные лица отнеслись к нему с подозрением. [6]
Одним из немногих результатов движения стало создание Федерации славянских соколов ( движение «Сокол» активно поддерживало неославянство). [12]
Характеристики
[ редактировать ]Неославянство стремилось построить барьер против немецкой экспансии, опирающейся на Россию. [7] [13] Германия рассматривалась как угроза из-за ее политики германизации и медленного, но неуклонного расширения влияния на славянские земли. [3] По сравнению с панславизмом , который считался подчиненным интересам России, поскольку он защищал доминирование России над всеми другими славянами, неослависты стремились к более сбалансированной федерации славянских государств, которая, как надеялись, возникнет из реформированной Австро-Венгрии. [8] [14] [15] [16] [17] Его также описывают как окончательную эволюцию австрославянства . [8] За пределами Австрии он был направлен на примирение между поляками и русскими: русские неослависты заявляли о своей поддержке восстановления независимой Польши, а польские неослависты признавали, что примирение необходимо для противодействия немецкой угрозе. [2] Русские неослависты были заинтересованы, среди прочего, в установлении равноправных отношений между народами Российской империи, создании конституционно-либеральной системы и тем самым в модернизации России; их общие взгляды не были экспансионистскими и стремились к балансу сил в Европе против увеличения мощи Германии. [18]
Помимо Карела Крамаржа, среди видных неославянских активистов были словенский банкир и политик Иван Хрибар и, пока он не дистанцировался от движения в знак протеста против политики русификации властей в русской Польше, польский политик Роман Дмовский . [19]
Хотя неославянство просуществовало недолго, тем не менее, его описывают как оказавшего значительное влияние на межславянскую политику того периода. [8]
См. также
[ редактировать ]- Антигерманизм
- панславизм
- австрославянство
- иллиризм
- чехословацизм
- Югославизм
- Еврославянство
- русофилия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ http://hsozkult.geschichte.hu-berlin.de/rezensionen/89.pdf недолговечный неославянизм (который призывал к демократическому сообществу славянских народов, свободному от претензий России на превосходство); Гольчевски, Франк; Пикхан, Гертруда: Русский национализм. Русская идея в XIX и XX веках. Презентация и тексты. Геттинген: Ванденхук и Рупрехт 1998. ISBN 3-525-01371-X ; 308 стр. Рецензент: Александр Мартин, Университет Оглторп.
- ^ Jump up to: а б Астрид С. Туминес (2000). Русский национализм с 1856 года: идеология и формирование внешней политики . Роуман и Литтлфилд. п. 125 . ISBN 978-0-8476-8884-5 .
- ^ Jump up to: а б с Уильям Фиддиан Реддэуэй (1971). Кембриджская история Польши . Архив Кубка. стр. 405–. GGKEY:2G7C1LPZ3RN . Проверено 24 сентября 2013 г.
- ^ Астрид С. Туминес (2000). Русский национализм с 1856 года: идеология и формирование внешней политики . Роуман и Литтлфилд. стр. 125–126 . ISBN 978-0-8476-8884-5 .
- ^ Jump up to: а б Джозеф Л. Вечински (1994). Современная энциклопедия российской и советской истории . Академическая международная пресса. п. 146. ИСБН 978-0-87569-064-3 . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Питер М. Джадсон; Марша Л. Розенблит (1 января 2005 г.). Создание национальностей в Центрально-Восточной Европе . Книги Бергана. п. 128. ИСБН 978-1-57181-176-9 . Проверено 24 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Оскар Крейчи (2005). Геополитика Центральноевропейского региона: взгляд из Праги и Братиславы . Лулу.com. п. 192. ИСБН 978-80-224-0852-3 . Проверено 24 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Павел Вишны (январь 1977 г.). Неославянство и чехи, 1898-1914 гг . Издательство Кембриджского университета. Мистер. 248. ИСБН 978-0-521-21230-4 . Проверено 24 сентября 2013 г.
- ^ Материалы 1-го Подготовительного славянского конгресса в Праге 1908 г. , Прага, 1910 г.
- ↑ Второй подготовки Славянского сэбора в Софии , София, 1911 г.
- ^ Вишны, Пол, Неославянство и чехи, 1898-1914 , Кембридж, 1977, стр. 145–163, 170–177
- ^ Питер М. Джадсон; Марша Л. Розенблит (1 января 2005 г.). Создание национальностей в Центрально-Восточной Европе . Книги Бергана. стр. 128–132. ISBN 978-1-57181-176-9 . Проверено 24 сентября 2013 г.
- ^ Валицкий, А. (1 декабря 1999 г.). «Тревожное наследие Романа Дмовского». Восточноевропейская политика и общества . 14 (1): 12–46. дои : 10.1177/0888325400014001002 . , стр.28
- ^ Университет Кларка (Вустер, Массачусетс). (1940). Авторефераты диссертаций и диссертаций . п. 100 . Проверено 24 сентября 2013 г.
Неославизм был мягкой формой панславизма и представлял федерацию славянских государств вместо прежнего панславянского идеала господства России над всеми славянами.
- ^ Ганс Кон (1960). Панславизм: его история и идеология . Винтажные книги. п. 247 . Проверено 24 сентября 2013 г.
- ^ Астрид С. Туминес (2000). Русский национализм с 1856 года: идеология и формирование внешней политики . Роуман и Литтлфилд. п. 160 . ISBN 978-0-8476-8884-5 .
Чехи и их неославянские соотечественники надеялись превратить Австро-Венгрию в настоящую федерацию с равными правами для всех национальностей.
- ^ Энтони Д'Агостино (2011). Русская революция, 1917-1945 гг . АВС-КЛИО. п. 32. ISBN 978-0-313-38622-0 .
Неославянство не повторяло старый панславянский призыв к единству славян под властью царя, а вместо этого призывало к федерации конституционных славянских государств.
- ^ Астрид С. Туминес (2000). Русский национализм с 1856 года: идеология и формирование внешней политики . Роуман и Литтлфилд. стр. 126 . ISBN 978-0-8476-8884-5 .
- ^ Вишны, Пол, Неославянство и чехи, 1898-1914 , Кембридж, 1977, стр. 58, 178.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ханч, Хьюго (1965). «Панславизм, австрославянство, неославянство: всеславянские конгрессы и национальные проблемы Австро-Венгрии». Ежегодник истории Австрии . 1 : 23. дои : 10.1017/S0067237800008481 .
- Янко Сакасов, неославизм, Балканская федерация и социал-демократия
- Й. Колейка, Славянские программьi и идея славянской солидарности в XIX и XX веках ( Praha: Státní pedagogické nakladatelstvi: 1964)
Профессор Антони Гиза:
- Неославянство и поляки 1906-1910, Щецин, 1984 г.
- Санкт-Петербургские неославянские конференции 1909-1910 годов и их значение для славянского движения, **"Przegląd Zachodniopomorski", 1982.
- «Борьба за идейно-политическое лицо русского неославянства в 1906-1910 годах», «Slavia Orientalis», 1983, №3.
- «Варшавская неославистская община 1906-1910», «Пшегленд Западнопоморский», 1985, вып.
- «Неослависты к празднованию Грюнвальда в Кракове в 1910 году [в:] Tradycja Grunwaldzka, часть I, под редакцией Я. Матерницкого, Варшава, 1989 г.
- Место и роль Польши в взглядах русских панславистов второй половины XIX века и неославистов начала XX века, "Acta Polono-Ruthenica", т. 2 (1997).