панславизм
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Панславизм , движение, сформировавшееся в середине XIX века, представляет собой политическую идеологию, направленную на обеспечение целостности и единства славянского народа . Его основное влияние произошло на Балканах , где неславянские империи управляли южными славянами на протяжении веков. В основном это были Византийская империя , Австро-Венгрия , Османская империя и Венеция .
Происхождение
[ редактировать ]Обширный панславизм начался во многом так же, как и пангерманизм : оба эти движения процветали из чувства единства и национализма , возникшего внутри этнических групп после Французской революции и последующих наполеоновских войн против традиционных европейских монархий. Как и в других романтических националистических движениях, славянские интеллектуалы и ученые в развивающихся областях истории , филологии и фольклора активно поощряли интерес славян к их общей идентичности и происхождению. Панславизм сосуществовал со стремлением южных славян к независимости.
Обычно используемыми символами панславянского движения были панславянские цвета (синий, белый и красный) и панславянский гимн « Эй, славяне» .
Первыми панславистами были хорватский писатель XVI века Винко Прибоевич , далматинец Александр Комулович (1548–1608), хорват Бартол Кашич (1575–1650), рагузан Иван Гундулич (1589–1638) и хорватский католический миссионер Юрай. Крижанич ( ок. 1618 – 1683). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Такие ученые, как Томаш Камуселла, приписывают ранние проявления панславянской мысли в Габсбургской монархии словакам Адаму Францу Коллару (1718–1783) и Павлу Юзефу Шафарику (1795–1861). [ 4 ] [ 5 ] [ нужна цитата для проверки ] Движение панславизма быстро росло после окончания наполеоновских войн в 1815 году. После войн лидеры Европы стремились восстановить довоенный статус-кво . На Венском конгрессе 1814–1815 годов представитель Австрии принц фон Меттерних обнаружил угрозу этому статус-кво в Австрийской империи через требования националистов о независимости от империи. [ 6 ] В то время как подданные Вены включали многочисленные этнические группы (такие как немцы, итальянцы , румыны , венгры и т. д.), славянская часть населения (поляки, русины, украинцы, чехи, словаки, словенцы, сербы, боснийцы и хорваты) вместе составляли существенная, если не самая крупная, этническая группа.
Первый панславянский конгресс, Прага, 1848 г.
[ редактировать ]
Первый панславянский конгресс состоялся в Праге , Богемия , в июне 1848 года, во время революционного движения 1848 года . Чехи отказались послать представителей во Франкфуртскую ассамблею, считая, что славяне имеют явный интерес, чем немцы. австрослав Председательствовал на Франтишек Палацкий мероприятии . Большинство делегатов были чехами и словаками. Палацкий призвал к сотрудничеству Габсбургов , а также поддержал монархию Габсбургов как политическую формацию, которая, скорее всего, защитит народы Центральной Европы . Когда немцы попросили его высказаться в пользу их стремления к национальному единству, он ответил, что не будет, так как это ослабит государство Габсбургов: «Поистине, если бы не то, что Австрия уже давно существовала, то это было бы необходимо, в в интересах Европы , в интересах самого человечества создать его».
Панславянский конгресс собрался во время революционных волнений 1848 года. Молодые жители Праги вышли на улицы, и в ходе противостояния шальная пуля убила жену фельдмаршала Альфреда I, принца Виндиш-Гретца , командующего Австрийские войска в Праге. В ярости Виндишгрец захватил город, распустил конгресс и ввел военное положение по всей Богемии.
Панславизм в Чехии и Словакии
[ редактировать ]
наследие» на 8 славянских языках.
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2017 г. ) |
Первый панславянский съезд состоялся в Праге со 2 по 16 июня 1848 года. [ 8 ] Делегаты съезда были настроены как антиавстрийски , так и антироссийски . Тем не менее «правые» — умеренно либеральное крыло Конгресса — под руководством Франтишека Палацкого (1798–1876), чешского историка и политика, [ 9 ] и Павол Юзеф Шафарик (1795–1861), словацкий филолог, историк и археолог, [ 10 ] выступал за автономию славянских земель в рамках Австрийской (Габсбургской) монархии. [ 11 ] В отличие от «левых» — радикального крыла Конгресса — под руководством Карела Сабины (1813–1877), чешского писателя и журналиста, Йозефа Вацлава Фрича , чешского националиста, Кароля Либельта (1817–1861), польского писатель, политик и другие настаивали на тесном союзе с революционно-демократическим движением, имевшим место в Германии и Венгрии в 1848 году. [ 11 ]
Национальное возрождение в венгерской «Верхней земле» (ныне Словакия ) пробудилось в совершенно новом свете как до Словацкого восстания 1848 года, так и после него. Движущей силой этого движения возрождения были словацкие писатели и политики, называвшие себя Штуровцами, последователи Людовита Штура . Поскольку словацкая знать была мадьяризирована , а большинство словаков были просто фермерами или священниками, это движение не привлекло большого внимания. Тем не менее, кампания увенчалась успехом, поскольку братское сотрудничество хорватов и словаков приносило свои плоды на протяжении всей войны. Однако большая часть боев между словаками и венграми обернулась не в пользу словаков, которых материально-технически поддерживали австрийцы, но недостаточно. Нехватка рабочей силы также оказалась решающей.
Во время войны Словацкий национальный совет представил свои требования молодому австрийскому императору Францу Иосифу I , который, похоже, принял их к сведению и пообещал поддержку словакам против революционно-радикальных венгров. Однако в тот момент, когда революция закончилась, словацкие требования были забыты. Эти требования включали автономную землю в составе Австрийской империи под названием «Словенский край», которую в конечном итоге возглавил сербский принц. Этот акт невежества со стороны императора убедил словацкую и чешскую элиту, которая провозгласила концепцию австрославизма мертвой.
Разочарованный политикой императора, в 1849 году Людовит Штур, человек, который систематизировал первый официальный словацкий язык , написал книгу, которую он назвал «Славянство и мир будущего» . Эта книга послужила манифестом, в котором он отметил, что австрославизм больше не тот путь, которым следует идти. Он также написал фразу, которая до сих пор часто служит цитатой: «Каждому народу своя пора под Божьим солнцем, и липа [символ славян] цветет, а дуб [символ германцев] цвел долго. назад." [ 12 ]
Однако он выразил доверие к Российской империи , поскольку это была единственная страна славян, над которой никто не доминировал, но при этом она была одной из самых могущественных стран в мире. Он часто символизировал славян как дерево, где «малые» славянские народы были ветвями, а ствол дерева был русским. Его панславянские взгляды получили распространение в этой книге, где он заявил, что земля словаков должна быть присоединена к царской империи и что в конечном итоге население может быть не только русифицировано , но и обращено в обряд православия , изначально распространявшуюся религию. Кириллом и Мефодием во времена Великой Моравии , служившим противодействием католическим миссионерам из франков . После венгерского вторжения в Паннонию венгры обратились в католицизм , что оказало эффективное влияние на славян, живших в Паннонии и на землях к югу от Леха.
Однако Российская империя часто называла панславизм оправданием своих агрессивных действий на Балканском полуострове Европы против Османской империи, которая завоевала и удерживала земли славян на протяжении веков. В конечном итоге это привело к Балканскому походу Российской империи, в результате которого с помощью и по инициативе Российской империи все Балканы были освобождены от Османской империи. [ 13 ] Панславизм имеет сторонников среди чешских и словацких политиков, особенно среди националистических и крайне правых, таких как Народная партия – Наша Словакия.
Во время Первой мировой войны пленным славянским солдатам было предложено бороться против «угнетения в Австрийской империи». Следовательно, некоторые это сделали. (см. Чехословацкие легионы )
Создание независимой Чехословакии сделало старые идеалы панславизма анахронизмом. Отношения с другими славянскими государствами были разными, иногда они были настолько напряженными, что перерастали в вооруженный конфликт, например, со Второй Польской республикой , где пограничные столкновения из-за Силезии привели к короткому враждебному конфликту - Польско-чехословацкой войне . Даже напряженность между чехами и словаками возникла до и во время Второй мировой войны.
Панславизм среди южных славян
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2017 г. ) |
Панславизм на юге, поддерживаемый в основном сербами , часто обращался за поддержкой к России . [ 14 ] Южнославянское движение выступало за независимость славянских народов в составе Австро-Венгерской империи , Венецианской республики и Османской империи . Большинство сербских интеллектуалов стремились объединить всех южных, балканских славян, будь то католики ( хорваты , словенцы ), мусульмане ( босняки , помаки ) или православные ( сербы , македонцы , болгары ) как «южно-славянскую нацию трех конфессий».
Австрия опасалась, что панслависты поставят под угрозу империю. В Австро-Венгрии южные славяне были распределены по нескольким образованиям: словенцы в австрийской части ( Крниола , Штирия , Каринтия , Гориция и Градишка , Триест , Истрия ), хорваты и сербы в венгерской части в составе автономного королевства Хорватия-Славония и в австрийская часть в составе автономного королевства Далмация и в Боснии и Герцеговине под прямым контролем из Вены. Из-за другого положения внутри Австро-Венгрии среди южных славян Австро-Венгрии преобладало несколько разных целей. Сильной альтернативой панславизму был австрославизм . [ 15 ] особенно среди хорватов и словенцев. Поскольку сербы были рассредоточены по нескольким регионам и были связаны с независимым национальным государством Королевства Сербия , они были одними из самых решительных сторонников независимости южных славян от Австро-Венгрии и объединения в общее государство под властью сербов. монархия.
Когда в 1863 году Ассоциация сербских филологов отмечала смерть Кирилла тысячей лет назад, ее президент Димитрие Матич говорил о создании «этнически чистого» славянского народа: «С Божьей помощью должен быть целый славянский народ с чисто славянским народом». лиц и чисто славянского характера». [ 16 ]
После Первой мировой войны создание Королевства Югославии под властью сербской королевской семьи из династии Караджорджевичей объединило большинство южных славяноязычных народов , независимо от религии и культурного происхождения. Единственными, с кем они не объединились, были болгары. Тем не менее, в годы после Второй мировой войны высказывались предложения включить Болгарию в состав Великой Югославии, объединив таким образом все южнославяноязычные страны в одно государство. [ 17 ] От этой идеи отказались после раскола между Иосипом Броз Тито и Иосифом Сталиным в 1948 году. Впоследствии это привело к некоторым ожесточенным отношениям между народами Югославии и Болгарии.
В конце Второй мировой войны лидер партизан смешанного происхождения Иосип Броз Тито стал президентом Югославии, и страна стала социалистической республикой с девизом « Братство и единство » между различными славянскими народами.
Панславизм в Польше
[ редактировать ]За исключением России, польский народ отличается от других славянских народов тем, что пользовался независимостью в составе различных образований в течение нескольких столетий до появления панславизма.
После 1795 года революционная и наполеоновская Франция оказала влияние на многих поляков, которые стремились к восстановлению существующей страны , особенно потому, что Франция была общим врагом Австрии, Пруссии, а также России. Панславянская риторика России встревожила поляков. Панславизм не был полностью принят среди поляков в ранний период. Тем не менее Польша выразила солидарность со своими собратьями-славянскими народами, которые пострадали от угнетения и стремились к независимости.
Хотя панславизм как идеология был враждебен интересам Австро-Венгрии , поляки вместо этого приняли широкую автономию внутри государства и заняли лояльную позицию по отношению к Габсбургам. В рамках Австро-Венгерского государства они смогли развить свою национальную культуру и сохранить польский язык , оба из которых находились под угрозой как в Германской , так и в Российской империи. Была предложена Панславянская федерация, но при условии, что Российская империя будет исключена из такого образования. После того, как Польша восстановила свою независимость (от Германии, Австрии и России) в 1918 году, ни одна внутренняя фракция не рассматривала панславизм как серьезную альтернативу, рассматривая панславизм как русификацию . В коммунистическую эпоху в Польше СССР использовал панславизм как инструмент пропаганды, чтобы оправдать свой контроль над страной. Проблема панславизма не была частью нынешней основной политики и широко рассматривается как идеология российского империализма .
Панславизм в России.
[ редактировать ]Во времена Союза Советского большевистское учение рассматривало панславизм как реакционный элемент, связанный с Российской империей . [ 18 ] В результате большевики сочли это противоречащим их марксистской идеологии. Панслависты даже подвергались преследованиям во время сталинских репрессий в Советском Союзе (см. Дело славистов ). Сегодня ультранационалистические партии, такие как партия «Русское национальное единство », выступают за «Славянский союз», в котором доминируют русские, но этот тип ирредентизма стал мейнстримом вместе с путинизмом и рашизмом , при этом правительство неоднократно призывало в своих выступлениях к экспансионизму. [ 19 ] принятие ирредентистских концепций, включая Молдову, [ 20 ] [ 21 ] Украина [ 22 ] и другие славяноязычные страны-члены НАТО . [ 23 ] [ 24 ]
Современные разработки
[ редактировать ]
Подлинная идея единства славянского народа практически исчезла после Первой мировой войны , когда была сформулирована максима « Версаль и Трианон положили конец всему славянству». [ 25 ] и в значительной степени прекратилось с падением коммунизма в Центральной и Восточной Европе в конце 1980-х годов, что привело к распаду федеративных государств, таких как Чехословакия и Югославия . [ 26 ] [ 27 ] В настоящее время существуют различные отношения между славянскими странами; они варьируются от взаимного уважения на равных и симпатии друг к другу через традиционную неприязнь и вражду до безразличия. Никакие формы, кроме организаций, ориентированных на культуру и наследие, в настоящее время не считаются формами сближения между странами славянского происхождения. [ 28 ] Политические партии, которые включают панславизм в свою программу, обычно живут на окраинах политического спектра или являются частью контролируемой и системной оппозиции в Беларуси , России и оккупированных территориях в рамках ирредентистской панславистской кампании России . . [ 29 ] [ 30 ]
Политическая концепция еврославянства развилась из идеи, что европейская интеграция решит проблемы славянских народов и будет способствовать миру, единству и сотрудничеству на равных условиях внутри Европейского Союза . [ 31 ] [ 32 ] Концепция направлена на сопротивление сильным мультикультурным тенденциям Западной Европы , доминирующему положению Германии , выступает против славянофилии и, как правило, поощряет демократию и демократические ценности. Многие еврослависты считают возможным объединить славянские общины без исключения России из европейского культурного пространства . [ 33 ] но также выступают против русофилии и представлений о славянстве под российским господством и ирредентизме . [ 31 ] Это считается современной формой австро-славянских и неославянских движений. [ 34 ] [ 35 ] Их происхождение восходит к середине XIX века: впервые они были предложены чешским либеральным политиком Карелом Гавличком Боровским превратил их в предварительную политическую программу в 1846 году, когда чешский политик Франтишек Палацкий и завершил первый президент Чехословакии Томаш Гарриг Масарик. в своей работе «Новая Европа: славянская точка зрения» . [ 36 ]
Современные взгляды
[ редактировать ]Хотя панславизм остается популярным в умеренных и экстремистских политических кругах, его популярность в обществе пошла на убыль. После краха югославизма и чехословакизма национализм в славянских странах теперь сосредоточен на самоопределении и внеэтнических отношениях (как в Венгрии и Польше ). Русско -украинская война сыграла разделительную роль. [ 37 ] и пророссийские настроения стали менее популярными. Напряженность также возросла с украинской стороны, и по экономическим причинам экспорт украинского зерна пришлось на время запретить во многих славянских странах, таких как Польша и Словакия, после протеста фермеров во многих европейских странах. [ 38 ] [ 39 ]
Создание панславянских языков
[ редактировать ]Сходство славянских языков вдохновило многих на создание зональных вспомогательных панславянских языков, позволяющих всем славянам общаться друг с другом. В прошлом было создано несколько таких языков, но в эпоху Интернета их стало гораздо больше . Наиболее ярким современным примером является межславянский язык . [ 40 ]
Популярная культура
[ редактировать ]Панславянские страны, организации и союзы появляются в различных художественных произведениях.
В пошаговой стратегии 4X Civilization : Beyond Earth 2014 года есть игровая фракция под названием Славянская Федерация — научно-фантастическое видение Восточной Европы и Западной Азии, преобразованное в мощное единое государство с упором на аэрокосмические, технологические исследования и земная инженерия. [ 41 ] [ 42 ] Ее лидер, бывший космонавт Вадим Козлов, которого озвучивает Матеуш Павлючук, говорит на смеси русского и украинского языков с сильным польским акцентом. [ 43 ] [ 44 ] В исторических великих стратегических играх Crusader Kings II и Europa Universalis IV игрок может объединить славянские территории посредством политических союзов и многоэтнических королевств. [ 45 ] В стратегических играх в реальном времени Ancestors Legacy и HD-издании Age of Empires II представлены вымышленные версии ранних славян , которые включают в себя и объединяют элементы разных славянских народов. [ 45 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон М. Летич и Василий Дмитришин: «Российское государственное управление: Политика Юрия Крижанича», Оксфорд и Нью-Йорк, 1985 г.
- ^ Иво Банац : «Национальный вопрос в Югославии: истоки, история, политика» , Cornell University Press, 1988, стр. 71
- ^ Восемнадцатый век: текущая библиография . Американское общество исследований восемнадцатого века. 1992. с. 162. ИСБН 9780001610996 .
... работы некоторых ранних «панславских» идеологов шестнадцатого (Прибоевич) и семнадцатого (Гундулич, Комулович, Касич,...)
- ^
Камуселла, Томаш (16 декабря 2008 г.). «Словацкий случай: от славяноязычного населения Верхней Венгрии к словацкому национализму и чехословацкой нации». Политика языка и национализма в современной Центральной Европе (переиздание). Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан. п. 539. ИСБН 9780230583474 . Проверено 16 октября 2022 г.
Видение Коллара и Шафарика призывало к культурному единству всех славян, а также к политическому сотрудничеству и возможному единству славянских жителей Австрийской империи.
- ^ Роберт Джон Уэстон Эванс, Глава «Гражданство в Центрально-Восточной Европе: восприятие и определение до 1848 года». Австрия, Венгрия и Габсбурги: Очерки Центральной Европы, ок. 1683–1867 . 2006.
- ^
Вик, Брайан Э. (2014). «Между реакцией и реформой». Венский конгресс: власть и политика после Наполеона . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 275. ИСБН 9780674745483 . Проверено 16 октября 2022 г.
Готовность частично работать с национальными чувствами в рамках Габсбургов [...] достигла вершины: Стадиона, но также и Меттерниха. Приверженность Меттерниха можно было увидеть в небольшой символической форме на его костюмированном балу в народных костюмах Габсбургов, но также она проявилась и в его планах относительно вновь завоеванных Австрией итальянских и польских провинций. Меттерних не выступал за полное федеральное преобразование империи Габсбургов, как предполагали некоторые, но он также не выступал против уступок предполагаемому национальному духу, как утверждали некоторые критики этой интерпретации. [...] Меттерних и австрийцы, конечно, верили, что существует итальянский национальный дух, которого они боялись и противились, если он указывал на национальную независимость и республиканизм, и они действительно намеревались бороться с ним посредством политики «парцелизации», которая заключается в укреплении местной идентичности как средстве сдерживания роста национальных настроений. [...] Меттерних и Франц, например, надеялись обратиться к «ломбардскому духу», чтобы противодействовать «так называемому итальянскому духу».
- ^ Вилинбахов Г. В. Государственная геральдика в России: Теория и практика (in Russian)
- ^ См. примечание 134 на странице 725 Собрания сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса: Том 14 (Международные издательства: Нью-Йорк, 1980).
- ↑ См. биографическую справку на странице 784 Собрания сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса: Том 14 .
- ↑ См. биографическую справку на стр. 787 Собрания сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса: Том 14.
- ^ Jump up to: а б См. примечание 134 на стр. 725 Собрания сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса: Том 14 .
- ^ ( Словацкий : Каждому народу свое время под Божьим солнцем, и липа цветет после того, как дуб уже давно расцвел. ) Славяне и мир будущего. Братислава 1993, с. 59 .
- ^ Фридрих Энгельс, «Германия и панславизм», содержащиеся в Собрании сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса: Том 14 , стр. 156-158.
- ^ Явус, М. Хакан; Слаглетт, Питер (2011). Война и дипломатия: Русско-турецкая война 1877-1878 годов и Берлинский мирный договор . Солт-Лейк-Сити: Университет Юты. стр. 1–2. ISBN 978-1607811503 .
- ^ Магочи, Роберт; Папа, Иван, ред. (2005), «Австрославизм», Энциклопедия русинской истории и культуры , Торонто: University of Toronto Press, стр. 21
- ^ Ассоциация сербской филологии: Миллениал 1863: 4
- ^ Рамет, Сабрина П.; Три Югославии: государственное строительство и легитимация, 1918-2005 гг .; Издательство Университета Индианы , 2006 г. ISBN 0-253-34656-8
- ^ "Панславизм / Большая советская энциклопедия" . www.gatchina3000.ru . Retrieved 2022-02-01 .
- ^ «Речь Путина напомнила российскую империю – угроза не ограничивается Украиной» . Хранитель . 22 февраля 2022 г. Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ «На фоне растущей российской угрозы Молдова рассматривает возможность отказа от нейтралитета» . РСЕ/РФЛ . 25 мая 2022 г. Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ «Следующая война: Как российская гибридная агрессия может угрожать Молдове» . ЕСФР . 29 июля 2022 г. Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ «Путин: русские и украинцы — «один народ» » . АП Новости . 20 июля 2019 года . Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ «Почему у Путина нет никаких «законных претензий» на территории и государственность стран Восточной Европы» . ТЕПСА . 17 февраля 2022 г. Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ «Россия требует, чтобы НАТО отступило из Восточной Европы и держалось подальше от Украины» . Рейтер . 17 декабря 2021 г. Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ Сравнительное славянство, том 6, Роман Якобсон
- ^ Улам, Адам Б. (1951). «История советско-югославского спора» . Обзор политики . 13 (1): 39–63. дои : 10.1017/S0034670500046878 . JSTOR 1404636 . S2CID 146474329 . Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ «Бывшая Югославия 101: Распад Балкан» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 18 февраля 2008 года . Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ Гинс, Джордж К. (1948). «Вырождение панславизма » . Американский журнал экономики и социологии . 8 (1): 50–59. дои : 10.1111/j.1536-7150.1948.tb00729.x . JSTOR 3483821 . Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ Левин, Луи (1914). «Панславизм и европейская политика» (PDF) . Политология ежеквартально . 29 (4): 664–686. дои : 10.2307/2142012 . JSTOR 2142012 . Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ "Иными словами, панславянская обида не является странной для российских евразийцев, однако она преимущественно ограничивается постсоветским пространством. В этом и заключается разница между евразийцами и русскими радикальными националистами в их современном отношении к панславянству. -Славизм - единственные, кто следует традициям и идейному посланию центрально- и южноевропейского панславизма царской России. инструмент для демонстрации решительных антизападных настроений и как «исторический» фольклор, используемый во внутриполитических баталиях, которые так сладко звучат для русского уха. Идеи панславизма находят лишь отголосок со стороны некоторых сербов и отчасти словаков. националисты» Александр Дулеба, «От доминирования к партнерству - перспективы отношений России, Центральной и Восточной Европы», Итоговый отчет Программы исследовательских стипендий НАТО , 1996-1998 гг. [1]
- ^ Jump up to: а б Вагнер, Лукас (2009), Русская рулетка ЕС (PDF) , Тампере: Университет Тампере, стр. 74–78, 85–90 , получено 19 марта 2017 г.
- ^ Моравек, Штефан (2007). Патриотизм и шовинизм (PDF) (на словацком языке). Братислава: Аппарат правительства Словацкой Республики. Мистер. 97. ИСБН 978-80-88707-99-8 . Проверено 19 марта 2017 г.
- ^ Лукеш, Игорь (1996). Чехословакия между Сталиным и Гитлером . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 5. ISBN 0-19-510266-5 .
- ^ Магкоси, Роберт; Папа, Иван, ред. (2002), «Австрославизм», Энциклопедия русинской истории и культуры , Торонто: University of Toronto Press, стр. 21 , ISBN. 0-8020-3566-3
- ^ Микулашек, Алексей (2014). «О сосуществовании славянской и еврейской культур» (на чешском языке). Союз чешских писателей . Проверено 19 марта 2017 г.
- ^ Масарик, Томаш Г. (2016). Новая Европа: славянская точка зрения (на чешском языке) (5-е изд.). Прага: Институт Т.Г. Масарика. ISBN 978-80-86142-55-5 .
- ^ «Вторжение России в Украину — лишь последнее проявление панславянского авторитаризма | Институт Мизеса» . сайт mises.org . 08.04.2022 . Проверено 25 мая 2024 г.
- ^ «Польша, Венгрия, Словакия вводят собственные запреты на зерно в Украине по мере истечения срока действия мер ЕС» . ПОЛИТИКА . 16 сентября 2023 г. Проверено 25 мая 2024 г.
- ^ «Протесты фермеров: ЕС ограничит часть украинского беспошлинного импорта» . 20 марта 2024 г. Проверено 25 мая 2024 г.
- ^ Кацикас, Сократис К.; Зоркадис, Василиос (2017). «4. Межславянский эксперимент» . Электронная демократия – сохраняющие конфиденциальность, безопасные и интеллектуальные услуги электронного правительства . Афины , Греция : Спрингер. п. 21. ISBN 978-3319711171 .
- ^ Хайдас, Алекс (13 ноября 2016 г.). «Лучшие спонсоры Beyond Earth & Rising Tide» . celjaded.com . СелДжадед . Проверено 25 марта 2023 г.
- ^ «Славянская Федерация» . ign.com . ИГН . 31 октября 2014 г. Проверено 25 марта 2023 г.
- ^ «Цивилизация: За пределами Земли (Видеоигра, 2014) — Матеуш Павлючук в роли Вадима Петровича Козлова» . imdb.com . IMDB . Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ Гонинон, Марк (11 ноября 2014 г.). «Нации-члены фракций-спонсоров в Civilization: Beyond Earth» . choicestgames.com . Самые отборные игры . Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Историческая Восточная Европа в видеоиграх» . youtube.com . Бамул Гейминг. 06.03.2017 . Проверено 25 марта 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кон, Ганс. Национализм: его значение и история (ван Ностранд, 1955).
- Кон, Ганс (1961). «Влияние панславизма на Центральную Европу». Обзор политики . 23 (3): 323–333. дои : 10.1017/s0034670500008767 . JSTOR 1405438 . S2CID 145066436 .
- Петрович Б.М. Возникновение русского панславизма, 1856-1870 (издательство Колумбийского университета, 1956).
- Kostya S. Pan-Slavism (Danubian Press, 1981)
- Голуб И., Брейсуэлл К. Славянская идея Юрая Крижанича, Гарвардские украинские исследования 3-4 (1986).
- Тоболка З. Панславизм, Политический журнал, 6 (1913)
- Гасор А., Карл Л., Трёбст С. (ред.) Пост-паславизм. Славянская цитата, славянская идея и антиславянизм в XX и XXI веках (Wallstein Verlag, 2014)
- Агнью Х. Истоки чешского национального возрождения (University of Pittsburgh Press, 1993)
- Кэрол Р. Словенцы и югославизм, 1890–1914 (издательство Колумбийского университета, 1977)
- Эбботт Г. Европеец и москвич: Иван Киреевский и истоки славянофильства (Cambridge University Press, 1972)
- Джокич Д. (ред.) Югославизм. Истории неудачной идеи, 1918–1992 (Hurst and Company, 2003)
- Снайдер, Луи Л. Энциклопедия национализма (1990), стр. 309–315.
- Высный, Павел. Неославизм и чехи, 1898–1914 (издательство Кембриджского университета, 1977).
- Йиит Гюльсевен, Аслы (26 октября 2016 г.). «Переосмысление русского панславизма на Османских Балканах: Н. П. Игнатьев и Славянский благотворительный комитет (1856–77)». Ближневосточные исследования . 53 (3): 332–348. дои : 10.1080/00263206.2016.1243532 . hdl : 11693/37207 . ISSN 0026-3206 . S2CID 220378577 .
- «Панславизм» в Колумбийской энциклопедии
- Османчик, Эдмунд Ян (2003). «Панславизм» . Энциклопедия Организации Объединенных Наций и международных соглашений: от N до S. Тейлор и Фрэнсис. стр. 1762–. ISBN 9780415939232 . Проверено 22 сентября 2018 г.
- Рясановский, Николай Валентин (2006). История России (6-е изд.). США: Издательство Оксфордского университета . п. 450. ИСБН 978-0-19-512179-7 . Проверено 22 сентября 2018 г.
- Григорьева, Анна Александровна (2010). «Панславизм в Центральной и Юго-Восточной Европе» (PDF) . Журнал Сибирского федерального университета . Гуманитарные и социальные науки. 3 (1): 13–21 . Проверено 22 сентября 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]