Йозеф Поппер-Линкеус
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2017 г. ) |

Йозеф Поппер - Линкеус (21 февраля 1838 — 22 декабря 1921) — австрийский учёный, писатель и изобретатель. Йозеф Поппер родился в еврейском квартале Колина , Богемия (ныне Чехия ). Он был дядей австрийско-британского философа Карла Поппера .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Йозеф родился в бедной еврейской семье торговцев, которые придавали большое значение образованию. После очень религиозного раннего образования его отправили в Политехнический институт в Праге . Четыре года спустя он поступил в Императорский политехнический институт в Вене , чтобы изучать математику, физику и астрономию. Однако, несмотря на успехи, Конкордат 1855 года позволил Ватикану ввести ограничения для евреев, и поэтому он мог прокормить себя, только взяв на себя низкооплачиваемую черную работу. [ 1 ]
Изобретения
[ редактировать ]После окончания Венского политехникума Поппер-Линкеус два года работал инженером в частной фирме. С 1862 по 1866 год он преподавал и иногда читал лекции, а с 1867 по 1897 год он в частном порядке занимался различными изобретениями. В 1868 году он изобрел систему прокладок, предотвращающую образование накипи на внутренних стенках паровых котлов . Это и некоторые другие изобретения подготовили почву для его работы в области техники, физики , социальной и моральной философии – независимо от истеблишмента и закрытых академических групп.
Идеи
[ редактировать ]Идеи Поппера-Линкеуса были новаторскими для своего времени. В инженерном деле он задумался о возможности передачи электроэнергии , преобразования механической энергии водопадов и приливов в электрическую энергию (1862). В физике он придумал соотношение массы и энергии (1883) и идею кванта энергии (1884), принцип неизбежного искажения параметров исследуемых объектов измерительными приборами. В психологии он придумал толкования сновидений, основанные на анализе конфликта между общественным сознанием человека и его животными инстинктами (рассказ « Сновидение, как бодрствование» , 1889). За несколько лет до Теодора Герцля в работе «Князь Бисмарк и антисемитизм» (1886) Поппер-Линкеус пришел к выводу, что евреи могут быть спасены от антисемитизма только в том случае, если они будут обладать собственным государством. Он считал создание такого государства насущной необходимостью и что тип режима вначале не имел значения, что даже монархия была бы удовлетворительной. [ нужна ссылка ]
Вышеупомянутый рассказ вошел в сборник философских рассказов под общим названием « Фантазии реалиста» , вышедший в 1899 году и выдержавший двадцать изданий. С тех пор Поппер-Линкеус использовал псевдоним Линкеус – в честь зоркого сторожа с , аргонавтов корабля появлявшегося также в Гете » «Фаусте . Три из многих идей, предложенных Поппером-Линкеусом в этом сборнике, были:
- Влияние маршевой музыки на массы;
- О целесообразности некоторых наказаний;
- О праве каждого человека на существование.
Поппер-Линкеус упоминает огромную власть музыки над массами. Он заявил, что маршевая музыка часто служит поддержкой тирании, превращая массы в пасту, из которой можно сделать что угодно. [ нужна ссылка ] Эта идея Поппера-Линкеуса схожа с идеей Льва Толстого , который говорил: «Тот, кто хочет иметь больше рабов, должен сочинять больше маршевой музыки».
В сфере правосудия Поппер-Линкеус утверждал, что главным наказанием за совершение преступления должна быть огласка, а только рецидивистов изолировать следует . По мнению Поппера-Линкеуса, право на существование является основным и естественным правом любого человека, и по этой причине государству не должно быть позволено отправлять человека на смерть без его или ее согласия. Он был сторонником обязательной военной службы, но при условии, что на поля сражений будут отправляться только добровольцы.
Социальная система
[ редактировать ]Поппер-Линкеус сконструировал собственную социальную систему , обеспечивающую обеспечение всех индивидуумов товарами первой необходимости , и объясняет ее в ряде работ, начиная с «Права на жизнь» и «Долга умереть» (1878) и заканчивая «Всеобщим гражданским правом». Служба как решение социальной проблемы (1912).
По Попперу-Линкеусу, общество обязано обеспечивать своих членов товарами первой необходимости — продуктами питания, одеждой и жильем, а также услугами первой необходимости — здравоохранением , воспитанием и образованием. Однако каждый здоровый член общества в рамках трудовой повинности будет участвовать в деятельности, не требующей высшего или среднего специального образования и связанной с созданием материальной основы народного хозяйства (например, горное дело, лесопользование, сельскохозяйственные работы, строительные работы). ). Он или она также будет заниматься производством товаров и предоставлением основных услуг.
По мнению Поппера-Линкеуса, справедливое человеческое общество возникнет не в результате насильственного социального переворота, а в результате процесса убеждения и общего согласия. В этом обществе каждый человек в течение своей жизни пройдет четыре социально-возрастные стадии (третью из них можно опустить): 1) образовательную (до 18 лет); 2) природно-хозяйственные (мужчины до 30 лет, женщины до 25 лет); 3) финансово-экономический ; 4) пенсия. Границу между двумя последними стадиями каждый член общества будет определять по своему усмотрению.
На втором из этих этапов все здоровые члены общества принимают участие в трудовой повинности и на этом основании получают право на бесплатное получение предметов первой необходимости в течение всей жизни.
На третьем этапе те члены общества, которые желают работать, могут быть привлечены к финансово-хозяйственной деятельности в одном из государственных или частных секторов (в последнем случае либо в качестве наемных работников, либо в качестве свободных предпринимателей ). Они получают оплату за свой труд, что позволяет им приобретать товары и получать доступ к небазовым услугам.
На двух последних из вышеупомянутых социально-возрастных стадий любой человек свободен. Чего нельзя сказать о первых двух стадиях, когда люди зарабатывают свободу и, вырастая, полностью осознают ее. Как заметил Поппер-Линкеус, с развитием науки и техники продолжительность второго этапа будет постепенно сокращаться. сфера применения понятия « товары и услуги первой необходимости» Одновременно расширится .
К числу условий создания общественного строя, по Попперу-Линкеусу, относится необходимость воспитания у подрастающего поколения на первом социально-возрастном этапе таких качеств, как любовь и уважение к другим людям, любовь к труду и отвращение к ложным потребностям, и привычки рационального использования свободного времени.
Влияние
[ редактировать ]Среди поклонников Поппера-Линкеуса были физики Альберт Эйнштейн и Эрнст Мах ; философы Мартин Бубер и Хьюго Бергман ; химик Вильгельм Оствальд ; математик Рихард фон Мизес ; статистик Карл Баллод (Kārlis Balodis); физиолог Теодор Баер ; психолог Зигмунд Фрейд ; социолог Отто Нейрат ; писатели Макс Брод , Стефан Цвейг и Артур Шницлер ; и основатель сионистского ревизионистского движения Зеев Жаботинский .
Жаботинский указал на пять составляющих минимальной программы Поппера-Линкеуса: питание, одежда, жилье, медицинское обслуживание и образование . Назвав отсутствие любого из этих факторов «дырой», он сказал: «Человеческое общество похоже на детский сад . В детском саду есть пять дыр, согласно этим пяти составляющим. Дети, играющие в детском саду, рискуют попасть в один из них. Что делает прусский гвардеец? Он ставит щиты с такими надписями, как «Направо не идти!» или «Не ходи налево!» Вслед за Поппером-Линкеусом я предлагаю замазать все эти дыры и дать детям возможность свободно играть так, как они хотят».
организацию Universal Food Service 21 февраля 1918 года, к 80-летию со дня рождения Йозефа Поппера-Линкеуса, его последователи, врач и психолог Фриц Виттельс и писатель Вальтер Маркус, основали в Вене . В течение нескольких лет эта организация издавала бюллетень под тем же названием. Оно функционировало 20 лет и было расформировано во время присоединения Австрии к Германии .
Йозеф Поппер-Линкеус умер 22 декабря 1921 года. В знак признания его заслуг и достижений его именем была названа улица в Вене, где он жил в последние годы своей жизни.
Вечером в 150-летие со дня рождения Йозефа Поппера в Университете Иоганна Вольфганга Гете во Франкфурте-на-Майне был создан фонд для исследования его мысли и пропаганды его идей.
В июле 2007 года муниципалитет Тель-Авива-Яффо решил назвать одну из улиц Яффо в честь Поппера-Линкеуса.
Библиография
[ редактировать ]
Йозеф Поппер-Линкеус писал все свои произведения на немецком языке. Неполный список его работ, в том числе опубликованных после его смерти, выглядит следующим образом:
- Моральный мировой порядок (1877 г.);
- Этическое и культурное значение технологического прогресса (1886 г.);
- Вольтер (1905);
- О физических основах передачи электроэнергии (1905 г.);
- Полет машин и птиц. Историко-критическое авиационно-техническое исследование (1911 г.);
- Автобиография (1917),
- Война, военная служба, государственное законодательство (1921 г.);
- Философия уголовного права (1924);
- Я и общественное сознание (1924);
- Об основных понятиях философии и достоверности наших знаний (1924).
- немецкий
- Право на жизнь и обязанность умереть – социально-философские соображения, основанные на значении Вольтера для современности. Вена-Лейпциг: Р. Лёвит Верлаг 1878–1924 гг.
- Фантазии реалиста. Дрезден: Карл Рейсснер 1899 г.
- Самобиография. В приложении три письма Юлиуса Роберта Майера ; работа Поппера над механикой тепла Дж. Р. Майерса; История передачи электроэнергии; Некоторые обзоры «Фантазий реалиста» и хронологический список произведений автора, в том числе Лейпциг: Verlag Unesma 1917.
- Война, воинская повинность и конституция штата. Вена-Берлин-Лейпциг-Мюнхен: Рикола Верлаг 1921 г.
- Общие обязательства по питанию. Опубликовано Маргит Орнштейн от имени автора после его смерти, Вена-Лейпциг-Мюнхен: Рикола Верлаг, 1923 г.
- О религии. Опубликовано от имени автора из его литературного наследия Маргит Орнштейн, Вена-Лейпциг: Р. Лёвит Верлаг, 1924 г.
- Князь Бисмарк и антисемитизм. Вена-Лейпциг: Р. Лёвит Верлаг, 1925 г.
- Вольтер . Опубликовано от имени автора Маргит Орнштейн, Вена-Лейпциг: Р. Лёвит Верлаг, 1925 г.
- Разговоры. сообщение Маргит Орнштейн и Генриха Лёви, Вена-Лейпциг: Р. Лёвит Верлаг, 1925 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]немецкий
[ редактировать ]- Рихард Шварц «Ратенау, Гольдштейн, Поппер-Линкеус и их социальные системы» (1919);
- Фриц Виттельс «Конец бедности» (1922; переведен на английский в 1925 году);
- Адольф Гельбер «Йозеф Поппер-Линкеус. Его жизнь и деятельность» (1922);
- Эмиль Фельдес «Люди завтрашнего дня» (роман, описывающий общество, основанное на принципах Йозефа Поппера-Линкеуса, 1924);
- Феликс Френкель «Универсальное общественное питание и пан-Европа» (1924);
- Генрих Леви «Гносеология Поппера-Линкея и ее связь с философией Маха» (1932);
- Роберт Планк «Инженер общества» (1938).
иврит
[ редактировать ]- Исраэль Дорион «Царство Линкея» (к 100-летию со дня рождения Поппера-Линкея, издано в Иерусалиме в 1939 году);
- Исраэль Дорион «Конец борьбы за существование» (1954, с предисловием Альберта Эйнштейна, датированным февралем того же года);
- Менделя Зингера «Гуманист Поппер-Линкеус» (к 50-летию со дня смерти, 1971 г.);
- Исраэль Дорион «Поппер-Линкеус – решение проблемы существования» (к 60-летию со дня его смерти, 1981 г.);
- Ефрема Вольфа «Иосиф Поппер-Линкеус – великий гуманист и многосторонний мыслитель» (1996; русский оригинал издан в 1997 году в Москве под названием «Йозеф Поппер-Линкеус – гуманист и мыслитель»).
Английский
[ редактировать ]- Альберт Эйнштейн «Мир, каким я его вижу» (1932);
- Генри Вахтель «Безопасность для всех и свободное предпринимательство» (1954 г., с предисловием Альберта Эйнштейна, датированным июлем того же года).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хабер, Йорам (1995). Личность и ценность человеческой жизни . Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд. стр. xi – xii.