Битва у Мильвийского моста
Битва у Мильвианского моста | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть гражданских войн Тетрархии | |||||||
![]() Битва у Мильвийского моста (1520–1524 гг.), Джулио Романо. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Константиновские силы | Максентианские силы | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Константин Великий | Максенций † | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
Преторианская гвардия | |||||||
Сила | |||||||
20,000–25,000 [ 1 ] | 25,000 [ 1 ] | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Неизвестный | Тяжелый |
Битва у Мильвийского моста произошла между римскими императорами Константином I и Максенцием 28 октября 312 года нашей эры. Он получил свое название от Мильвийского моста , важного маршрута через Тибр . Константин выиграл битву и встал на путь, который привел его к прекращению Тетрархии и становлению единоличным правителем Римской империи . Максенций утонул в Тибре во время битвы; его тело позже вытащили из реки и обезглавили, а его голову пронесли по улицам Рима на следующий день после битвы, прежде чем отвезти в Африку. [ 2 ]
По мнению христианских летописцев Евсевия Кесарийского и Лактанция , битва положила начало обращению Константина в христианство . Евсевий Кесарийский рассказывает, что Константину и его солдатам было видение, посланное христианским Богом. знак Хи Ро Это интерпретировалось как обещание победы, если на щитах воинов был нарисован — первых двух букв имени Христа на греческом языке. Арка Константина , воздвигнутая в честь победы, определенно приписывает успех Константина божественному вмешательству; однако памятник не несет в себе какой-либо откровенно христианской символики.
Историческая справка
[ редактировать ]Основными причинами битвы было соперничество, Диоклетиана Тетрархии присущее . После того, как Диоклетиан ушел в отставку 1 мая 305 года, его преемники почти сразу же начали борьбу за контроль над Римской империей. Хотя Константин был сыном западного императора Констанция , идеология Тетрархии не обязательно предусматривала наследственную преемственность. Когда Констанций умер 25 июля 306 года, войска его отца провозгласили Константина Августом в Эборакуме ( Йорк ). императорского коллеги Констанция Максимиана , который захватил титул императора 28 октября 306 года В Риме фаворитом был Максенций, сын . Максенция считали узурпатором. Галерий, однако, признавал, что Константин имел лишь меньший императорский ранг Цезаря. Галерий приказал своему соратнику Августу Северу свергнуть Максенция в начале 307 года. Однако, как только Север прибыл в Италию, его армия перешла на сторону Максенция. Северус был схвачен, заключен в тюрьму и казнен. Сам Галерий осенью двинулся на Рим, но не смог взять город. [ 3 ] Большую часть этого периода Константин избегал конфликтов как с Максенцием, так и с восточными императорами. [ 4 ]
Однако к 312 году Константин и Максенций были вовлечены в открытую вражду друг с другом, хотя они были зятьями из-за брака Константина с Фаустой , сестрой Максенция. Весной 312 г. Константин собрал армию в 40 000 воинов и решил вытеснить самого Максенция. [ 5 ] Он легко захватил северную Италию, выиграв два крупных сражения: первое под Турином , второе при Вероне , где был убит префект претория Руриций Помпеян , самый высокопоставленный генерал Максенция. [ 6 ]
Видение Константина
[ редактировать ]
Принято считать, что вечером 27 октября, когда армии готовились к битве, Константину было видение, которое побудило его сражаться под защитой христианского Бога. Однако некоторые детали этого видения различаются в разных источниках, сообщающих о нем.
Лактанций сообщает, что в ночь перед битвой Константину во сне было приказано «начертить небесный знак на щитах своих воинов» (« О смерти гонителей», 44.5). Он последовал повелению своего сна и пометил щиты знаком, «обозначающим Христа». Лактанций описывает этот знак как «ставрограмму» или латинский крест с верхним концом, закругленным в форме буквы «П». Нет определенных доказательств того, что Константин когда-либо использовал этот знак, в отличие от более известного знака Хи-Ро, описанного Евсевием. [ 7 ]

От Евсевия сохранились два отчета о битве. Первая, более короткая книга «Церковной истории» пропагандирует веру в то, что христианский Бог помог Константину, но не упоминает ни о каком видении. В своей более поздней книге «Жизнь Константина» Евсевий подробно описывает видение и подчеркивает, что слышал эту историю от самого императора. Согласно этой версии, Константин со своим войском шел маршем (Евсевий не указывает фактическое место события, но оно явно находится не в лагере в Риме), когда он взглянул на солнце и увидел над ним светящийся крест. , а вместе с ним и греческие слова «Ἐν Τούτῳ Νίκα», En toutōi níka , обычно переводимые на латынь как « in hoc Signo vinces ». Буквальное значение этой фразы на греческом языке — «этим (знаком) победить», а на латыни — «этим знаком ты победишь»; более свободный перевод был бы: «Через этот знак [вы] победите». Сначала он не был уверен в значении этого явления, но следующей ночью ему приснился сон, в котором Христос объяснил ему, что он должен использовать этот знак против своих врагов. Затем Евсевий продолжает описывать labarum , военный штандарт, используемый Константином в его более поздних войнах против Лициния , со знаком Хи-Ро. [ 8 ]
Сообщения двух современных авторов, хотя и не совсем последовательные, были объединены в популярное представление о том, что Константин увидел знак Хи-Ро вечером перед битвой. Оба автора согласны с тем, что этот знак не был широко понятен для обозначения Христа (хотя среди христиан он уже использовался в катакомбах вместе с другими специальными символами для обозначения и/или украшения христианских гробниц). [ 9 ] Его первое императорское появление - на серебряной монете Константина ок. 317, что доказывает, что Константин действительно использовал этот знак в то время, хотя и не очень заметно. [ 10 ] Позже, во время конфликта с Лицинием, он более широко использовал Чи-Ро и Лабарум.

Некоторый [ 11 ] рассматривали это видение в солнечном контексте (например, как явление солнечного ореола, называемого солнечной собакой ), которое, возможно, предшествовало христианским верованиям, позже высказанным Константином. Монеты Константина, изображающие его как спутника солнечного божества, были отчеканены уже в 313 году, на следующий год после битвы. Солнечное божество Sol Invictus часто изображается с нимбом или нимбом. Различные императоры изображали Sol Invictus на своих официальных монетах с множеством легенд, лишь некоторые из которых включали эпитет invictus , например, легенда SOLI INVICTO COMITI , утверждающая, что Непокоренное Солнце является спутником императора, используемая с особой частотой. от Константина. [ 12 ] На официальных монетах Константина изображения Солнца продолжали присутствовать до 325/6 года. Солид Константина , а также золотой медальон его правления изображают бюст императора в профильном кувшине с Sol Invictus с надписью INVICTUS CONSTANTINUS . [ 13 ] Официальные культы Sol Invictus и Sol Invictus Mithras были популярны среди солдат римской армии. Статуэтки Sol Invictus, которые несут знаменосцы, появляются в трех местах на рельефах Арки Константина . Триумфальная арка Константина была тщательно расположена так, чтобы совпадать с колоссальной статуей Солнца у Колизея , так что Солнце образовывало доминирующий фон, если смотреть со стороны главного подхода к арке. [ 14 ]
События битвы
[ редактировать ]Константин достиг Рима в конце октября 312 года, приближаясь по Виа Фламиния . Он разбил лагерь в месте Мальборгетто недалеко от Прима Порта , где до сих пор сохранились остатки Константиновского памятника, Арки Мальборгетто , в честь этого события.
Ожидалось, что Максенций останется в Риме и выдержит осаду; он уже дважды успешно применял эту стратегию, во время вторжений Северуса и Галерия. Действительно, Максенций организовал в городе складирование большого количества продовольствия в рамках подготовки к такому событию. Удивительно, но он решил иначе, решив встретиться с Константином в открытом бою. Древние источники, комментирующие эти события, приписывают это решение либо божественному вмешательству (например, Лактанций, Евсевий), либо суеверию (например, Зосима). Они также отмечают, что день битвы совпадал с днем его воцарения (28 октября), что обычно считалось хорошим предзнаменованием. Кроме того, сообщается, что Максенций сверился с пророческими Сивиллинскими книгами , в которых говорилось, что «28 октября враг римлян погибнет». Максенций истолковал это пророчество как благоприятное для себя. [ 15 ] Лактанций также сообщает, что население поддержало Константина аплодисментами во время цирковых игр. [ 16 ] Максенций решил встать перед Мильвианским мостом , каменным мостом, который ведет дорогу Виа Фламиния через реку Тибр в Рим (мост стоит сегодня на том же месте, несколько реконструированный, названный по-итальянски Понте Мильвио или иногда Понте Молле «мягкий мост»). Удержать его было необходимо, если Максенций хотел не допустить своего соперника в Рим, где сенат наверняка отдал бы предпочтение тому, кто владел городом. Поскольку Максенций, вероятно, частично разрушил мост во время подготовки к осаде, он построил деревянный или понтонный мост, чтобы переправить свою армию через реку. Источники различаются относительно характера моста, играющего центральную роль в событиях битвы. Зосим туманно упоминает о нем как о сооруженном из двух частей, соединенных железными креплениями, в то время как другие указывают, что это был понтонный мост; Источники также неясно, был ли мост намеренно построен как складная ловушка для войск Константина или нет. [ 17 ]

На следующий день две армии столкнулись, и Константин одержал решающую победу. Диспозиция Максенция, возможно, была ошибочной, поскольку его войска, похоже, были выстроены у реки Тибр слишком близко к их тылу, что давало им мало места для перегруппировки в случае, если их соединения будут вынуждены отступить. [ 18 ] Уже известный как умелый полководец, Константин первым бросил свою конницу на конницу Максенция и разбил ее. Пехота Константина [ 19 ] затем продвинулся; большая часть войск Максенция сражалась хорошо, но их начали отбрасывать к Тибру. Затем Максенций решил отдать приказ об отступлении, намереваясь снова выступить в самом Риме. Однако путь эвакуации был только один — через мост. Люди Константина нанесли большие потери отступающей армии. [ 20 ] Наконец, временный мост, установленный рядом с Мильвианским мостом, по которому бежали многие максентианские войска, рухнул, а те, кто оказался на северном берегу Тибра, были либо взяты в плен, либо убиты. Максенция Преторианская гвардия , первоначально провозгласившая его императором, по-видимому, заняла упорную позицию на северном берегу реки; «в отчаянии от прощения они закрыли своими телами место, которое избрали для боя». [ 21 ]
Максенций был среди мертвых: он утонул в реке, пытаясь переплыть ее в попытке спастись, или, альтернативно, он описан как сброшенный своей лошадью в реку. [ 22 ] Лактанций так описывает смерть Максенция: «Мост в его тылу был сломан. мосту; но толпа надавила на него, и он был брошен в Тибр». [ 23 ]
Последствия
[ редактировать ]
Константин вошел в Рим 29 октября. [ 24 ] Он устроил торжественную церемонию прибытия в город ( адвентус ) и был встречен народным ликованием. [ 25 ] Тело Максенция выловили из Тибра и обезглавили. Его голову выставили напоказ по улицам на всеобщее обозрение. [ 24 ] После церемоний голову Максенция отправили в Карфаген как доказательство его падения; Африка тогда не оказала дальнейшего сопротивления. Битва дала Константину бесспорный контроль над западной половиной Римской империи. В описаниях въезда Константина в Рим не упоминается о том, что он завершил свое шествие у храма Капитолийского Юпитера, где обычно приносились жертвы. Хотя это молчание часто используется, чтобы показать христианские чувства Константина, его нельзя воспринимать как доказательство того, что Константин на тот момент был христианином. [ 26 ] Он решил почтить Сенаторскую курию . своим визитом [ 27 ] где он пообещал восстановить его наследственные привилегии и предоставить ему надежную роль в своем реформированном правительстве: сторонникам Максенция не будет никакой мести. [ 27 ] Максенций был приговорен к Damnatio memoriae ; все его законы были признаны недействительными, и Константин узурпировал все значительные строительные проекты Максенция в Риме, включая Храм Ромула и Базилику Максенция . Самые сильные сторонники Максенция в армии были нейтрализованы, когда были расформированы преторианская гвардия и императорская конная гвардия ( equites Singlees ). [ 27 ] Считается, что Константин заменил бывшую имперскую гвардию рядом кавалерийских подразделений, называемых Scholae Palatinae .
Значение
[ редактировать ]Пол К. Дэвис пишет: «Победа Константина дала ему полный контроль над Западной Римской империей, проложив путь христианству к тому, чтобы стать доминирующей религией для Римской империи и, в конечном итоге, для Европы». [ 28 ] В следующем, 313 году, Константин и Лициний издали Миланский эдикт , который сделал христианство официально признанной и терпимой религией в Римской империи.

Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Коуэн, стр. 77
- ^ Кристенсен, Троэльс Мируп. «Голова Максенция и ритуалы гражданской войны» . п. 326 . Проверено 28 октября 2017 г.
- ^ Тимоти Д. Барнс, Константин и Евсевий (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1981), 30–31.
- ^ Барнс, 30 лет; Одал, 86–87.
- ^ Коуэн, с. 19
- ^ Одал, 101–104.
- ^ «Битва у Мильвианского моста» . факт-index.com . Проверено 28 октября 2017 г.
- ^ Гербердинг и Моран Круз, 55 лет; ср. Евсевий, Жизнь Константина .
- ^ http://www.catacombe.roma.it/it/simbologia.php Архивировано 21 марта 2014 г. в Wayback Machine ; http://www.catacombe.org/simboli.html Архивировано 27 ноября 2020 г. в Wayback Machine ; Оксфордский справочник по детству и образованию в классическом мире , стр. 609 ; Джон Хардон, Католический словарь , св. Чи-Ро
- ^ Смит, 104: «Немногие существующие свидетельства позволяют предположить, что на самом деле лабарум с символом хи-ро не использовался до 317 года, когда Крисп стал Цезарем ...»
- ^ Например, Питер Вайс, Видение Константина , Журнал римской археологии 16 (2003), 237–259.
- ^ Подробное обсуждение всех сольных монет и легенд каждого императора от Септимия Севера до Константина можно найти в Berrens 2004.
- ^ Медаль изображена на Джоселин М. К. Тойнби, Римские медальоны (1944, переиздано в 1987 г.), пластина xvii, нет. 11; солид проиллюстрирован в J. Maurice, Numismatique Constantinienne vol. II, с. 236, табличка VII, вып. 14
- ^ Э. Марлоу, «Обрамление солнца. Арка Константина и римский городской пейзаж», Art Bulletin 88 (2006) 223–242.
- ^ Польсандер, стр.19
- ^ Лактанций, 44.5–9.
- ^ Никсон и Роджерс, 319–320.
- ^ Никсон и Роджерс, 319.
- ^ Шпайдель, с. 47. На рельефе на Арке Константина изображены солдаты в рогатых шлемах, вероятно, изображающие отряд Корнути .
- ^ Зосима, 2.16.2–4.
- ^ Никсон и Роджерс, 320.
- ^ Лью и Монтсеррат, 45.
- ^ Лактанций, 44.10–11.
- ^ Jump up to: а б Одал, 108.
- ^ Одал, 110.
- ^ Стивенсон, 146.
- ^ Jump up to: а б с Одал, 109.
- ^ Пол К. Дэвис, 100 решающих битв с древних времен до наших дней: крупнейшие битвы мира и как они сформировали историю (Оксфорд: Oxford University Press, 1999), 78.
Ссылки
[ редактировать ]- Берренс, Стефан (2004), Культ Солнца и Империя от Северанцев до Константина I (193–337 гг. Н.э.) , история (Франц Штайнер Верлаг); Historia (Висбаден, Германия) (на немецком языке), Ф. Штайнер, ISBN 978-3-515-08575-5 , OCLC 57010712
- Коуэн, Росс (2016). Мильвианский мост, 312 год нашей эры: битва Константина за империю и веру . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 978-1-4728-1381-7 .
- Гербердинг Р. и Дж. Х. Моран Круз. Средневековые миры . Нью-Йорк: Компания Houghton Mifflin, 2004. ISBN 0-395-56087-X
- Лактанций. О смерти преследователей . Переведено на Intratext CT .
- Лью, Сэмюэл Н.К. и Доминик Монтсеррат , ред. От Константина до Юлиана . Лондон: Рутледж, 1996. ISBN 0-415-09336-8
- Никсон, CEV и Барбара Сэйлор Роджерс. В честь более поздних римских императоров: Panegyrici Latini с латинским текстом РАБ Минорса . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1994. ISBN 0-520-08326-1
- Одал, Чарльз Мэтсон. Константин и христианская империя . Лондон: Рутледж, 2004. ISBN 0-415-17485-6
- Польсандер, HA (1996), Император Константин, Рутледж, ISBN 0-415-13178-2
- Смит, Джон Холланд. Константин Великий . Лондон: Хэмиш Гамильтон, 1971. ISBN 0-684-12391-6
- Спайдел, Майкл. Древние германские воины: стили воинов от колонны Траяна до исландских саг , Routledge, 2004, ISBN 0-415-31199-3
- Стивенсон, Пол. Константин Непокоренный император, Христиан Виктор . Лондон: Кверкус, 2009. ISBN 978-1-84916-002-5
- Зосима. История Нова . Перевод RT Ридли. Канберра: Byzantina Australia, 1982.
Наиболее важными древними источниками о битве являются Лактанций , De mortibus преследователя 44; Евсевий Кесарийский , Церковная история IX, 9 и Жизнь Константина I, 28–31 (видение) и I, 38 (фактическая битва); Зосима II, 15–16; и Panegyrici Latini 313 (анонимно) и 321 ( Назария ).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Г. Коста, «Битва при Константине у Мильвийского моста», Биличнис 2 (1913), 197–208.
- Росс Коуэн, Мильвианский мост, 312 г. н. э.: Битва Константина за империю и веру (Оксфорд, 2016 г.)
- Ф. Гросси-Гонди, «Битва Константина Великого при Сакса-Рубра», Civiltà Cattolica 63.4 (1912), 385–403.
- В. Кухофф, «Миф в римской истории: победа Константина Великого над Максенцием у ворот Рима 28 октября 312 года нашей эры», Хирон 21 (1991), 127–174.
- В. Кухофф, «Битва у Мильвийского моста - событие мирового исторического значения» в книге К. Элинга и Г. Вебера (ред.), Константин Великий: Между Солнцем и Христом (Дармштадт, 2011), 10–20.
- К. фон Ландманн, «Константин Великий как генерал» в книге Дж. Ф. Дёльгера (ред.), Константин Великий и его время (Фрайбург, 1913), 143–154.
- Ж. Моро, «Pont Milvius ou Saxa Rubra?», Nouvelle Clio 4 (1952), 369–373 = Ж. Моро, Scripta Minora (Гейдельберг, 1964), 72–75
- М. П. Шпайдель, «Максентиус и его Equites Singulares в битве у Мильвийского моста», Classical Antiquity 5 (1986), 253–262 = Speidel, Roman Army Studies II (Штутгарт 1992), 272–289
- М. П. Шпайдель, «Преторианцы Максенция» , Сборники французской римской школы , Antiquity 100 (1988), 183–188.
- М. П. Шпайдель, Преторианцы «Максентия» в исследованиях римской армии II (Штутгарт, 1992), 385–389 - переработанная английская версия Speidel, 1988.
- Ф. Тёбельманн, Der Bogen von Malborghetto (Гейдельберг, 1915)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мильвианский мост, 312 год нашей эры: битва Константина за империю и веру
- Отчет Лактанция
- Евсевий, Церковная история
- Евсевий, Жизнь Константина
- «Расцвет христианства» на YouTube Мильвианский мост 312 - документальный фильм