Пеллеас и Мелизанда
Пеллеас и Мелизанда | |
---|---|
![]() Сара Бернар в фильме «Пеллеас и Мелизанда» | |
Написал | Морис Метерлинк |
Персонажи | Аркел , король Аллемонда Женевьева , мать Пеллеаса и Голо. Пеллеас , внук Аркела Голо , внук Аркеля Мелизанда Маленький Иниольд , сын Голо (от бывшего брака) Врач Портье Слуги Нищие |
Дата премьеры | 17 мая 1893 г. |
Жанр | Символизм |
«Пеллеас и Мелизанда» ( фр . Pelléas et Mélisande ) — символистская пьеса бельгийского драматурга и писателя Мориса Метерлинка . Речь идет о запретной, обреченной любви главных героев, впервые поставленная в 1893 году .
Произведение никогда не имело большого успеха на сцене, за исключением оперной постановки Клода Дебюсси , но в то время его широко читали и восхищались символистской литературной элитой, такой как Стриндберг и Рильке . Он вдохновил других современных композиторов, таких как Габриэль Форе , Арнольд Шенберг , Жан Сибелиус и Мел Бонис .
Краткое содержание
[ редактировать ]Голо находит Мелизанду у ручья в лесу. Она потеряла корону в воде, но не хочет ее возвращать. Они женятся, и она мгновенно завоевывает благосклонность Аркеля, деда Голо и короля Аллемонда, который болен. Ее начинает тянуть к Пеллеасу, брату Голо. Они встречаются у фонтана, где Мелизанда теряет обручальное кольцо. Голо с подозрением относится к влюбленным, заставляет своего сына Иньольда шпионить за ними и обнаруживает, что они ласкаются, после чего убивает Пеллеаса и ранит Мелизанду. Позже она умирает, родив ненормально маленькую девочку.
Темы
[ редактировать ]
В этой пьесе рассматривается знакомый треугольник жены, мужа и любовника. Заканчивается оно смертью жены и любовницы от рук мужа. Самым известным примером этого треугольника является история Паоло и Франчески , также датированных 1890-ми годами Римини, представленная в двух очень успешных пьесах Габриэле Д'Аннунцио и английского драматурга Стивена Филлипса .
![]() | Тон или стиль этой статьи могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( Июль 2023 г. ) |
Краткое содержание пьесы лучше всего сосредоточится на Мелизанде. В начале пьесы она только что сбежала от неудачного брака, который так травмировал ее, что она почти не помнит ни его, ни своего прошлого. Она выходит замуж за Голо, не имея собственного выбора, и остается с ним практически на расстоянии. Зрители понимают, что она влюбляется в Пеллеаса задолго до этого. [ нужна ссылка ] На смертном одре она совершенно забыла свою последнюю встречу с Пеллеасом и его смерть и умирает, не осознавая, что умирает. Эта и вся пьеса — поскольку ни один из других персонажей не мудрее — выражает ощущение, что люди не понимают ни себя, ни друг друга, ни мир. Проблема не просто в человеческой слепоте, а в отсутствии фиксированной и определяемой реальности, которую нужно познать. Это тот Метерлинк, который проложил путь пьесам Сэмюэля Беккета .
Ключевым элементом пьесы является обстановка, видимая в декорациях или описанная в диалоге. Действие происходит в старинном, разрушающемся замке, окруженном густым лесом, лишь изредка пропускающим солнечный свет, и с пещерами под ним, дышащими зараженным воздухом и грозящими обвалом. Как отмечали многочисленные критики, все это символизирует господствующую силу во всем действии роковой для человечества судьбы.
Премьера
[ редактировать ]Премьера «Пеллеаса и Мелизанды» состоялась 17 мая 1893 года в «Буфф-Парижан» под руководством Орельена Люнье-По . Люнье-По, возможно, черпая вдохновение из «Наби» , авангардной группы художников-символистов, использовал на сцене очень мало освещения. Он также снял рампу. Он покрыл сцену марлевой вуалью, придав представлению мечтательный и потусторонний эффект. Это была противоположность реализму , популярному в то время во французском театре.
Метерлинк так нервничал в ночь премьеры, что не пришел. Критики высмеяли спектакль, но коллеги Метерлинка восприняли его более положительно. Октав Мирбо , которому Метерлинк посвятил свою пьесу, был впечатлен работой, стимулировавшей новое направление в сценографии и театральном искусстве. [ 1 ]
В музыке
[ редактировать ]
Пьеса легла в основу нескольких музыкальных произведений. опера Пожалуй, самой известной является одноименная (1902) Клода Дебюсси . В 1898 году Габриэль Форе написал музыку для постановки пьесы в Лондоне и попросил Чарльза Кехлина оркестровать ее, из которой позже извлек сюиту. В том же году Мел Бонис написал фортепианную пьесу «Мелизанда». Эта история вдохновила Арнольда Шенберга на создание ранней симфонической поэмы «Пеллеас и Мелизанда» 1902–03 годов. Жан Сибелиус также написал к нему музыку в 1905 году; раздел «У ворот замка» прославился как фирменная музыка программы BBC « Небо ночью» . В 2013 году Александр Деспла по заказу Национального оркестра земель Луары сочинил Концертную симфонию для флейты с оркестром, вдохновленную « Пеллеасом и Мелизандой» Метерлинка . В 2024 году Лоре Люсье написала 50-минутное электроакустическое произведение по пьесе. Он был выпущен на немецком лейбле Adventurous Music.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Беттина Кнапп. Морис Метерлинк . (Издательство Twayne: Бостон). 67–76.

Внешние ссылки
[ редактировать ]Аудиокнига «Пеллеас и Мелизанда», являющаяся общественным достоянием, на LibriVox