Официальные сообщения в имперском Китае
Официальные коммуникации в императорском Китае , эпоха, длившаяся с 221 г. до н. э. по 1912 г. н. э., требовали предсказуемых форм и средств. Документы перетекали от императора к чиновникам, от чиновников к императору, от одной части бюрократии к другой, от императора или его чиновников к народу. Эти документы, особенно памятники трону , сохранились в коллекциях, которые становились все более объемными с каждой сменой династии и делали китайскую историческую летопись чрезвычайно богатой.
В данной статье кратко описаны основные формы и виды связи, идущие вверх и вниз от императора.
Указы, приказы и воззвания к народу
[ редактировать ]По китайскому законодательству указы императора имели силу закона. К тому времени, когда династия Хань установила основные модели бюрократии, указы или приказы могли издаваться либо императором, либо от имени императора соответствующим должностным лицом или подразделением правительства. Важные указы были вырезаны на каменных скрижалях для всеобщего обозрения. Один современный ученый насчитал более 175 различных терминов, обозначающих нисходящие команды, приказы, указы и тому подобное. [ 1 ]
Указы образовали признанную категорию прозы. Ученый династии Цин причислил «Указы и приказы» (Чжао-лин) к одной из Яо Най тринадцати категорий прозы, ссылаясь на прототипы, восходящие к династии Чжоу и « Книге истории» . Указы династии Хань, иногда написанные высокопоставленными чиновниками от имени императора, были известны своим литературным качеством. В более поздних династиях и императоры, и чиновники, писавшие от имени императора, публиковали сборники указов. [ 2 ]
История Китая богата целым рядом знаменитых указов и инструкций. Вот примеры в хронологическом порядке:
- Указ, изданный в 213 г. до н.э. Цинь Шихуаном из династии Цинь, предписывал сжигать книги и хоронить ученых .
- Указ о провозглашении династического имени (建國號詔), изданный в 1271 году императором Шизу из династии Юань , провозгласил официальное династическое имя «Великий Юань», официально установил династию Юань как китайскую династию и прямо заявил о политической преемственности. от Трех Государей и Пяти Императоров до династии Тан . [ 3 ]
- Император Хуну из династии Мин издал серию Великих предупреждений (御製大誥), в которых информировал свой народ и его бюрократию об их ошибках и давал указания исправить их. [ 4 ]
- также изданные императором Хуну, Наставления предка, по сути были указом, адресованным его потомкам.
- Император Хуну также издал Шесть правил (聖諭六言), в которых предписывалось своим подданным:
Относитесь к родителям с благоговением; уважайте старших и начальство; живите мирно в своих деревнях; наставляйте своих детей и внуков; живите мирно; не совершайте ничего плохого. [ 5 ]
- Император Канси из династии Цин издал Священный указ в 1670 году, чтобы обучать своих подданных конфуцианским принципам. [ 6 ] Его нужно было вывесить в каждой деревне и периодически читать собравшемуся населению. Позднее указ был расширен императором Юнчжэном в 1724 году и распространен на китайском , маньчжурском и монгольском языках.
- Император Цяньлун издал указ Георгу III Соединенного Королевства в 1793 году, предписывая ему, что Англия не может предложить ничего ценного. [ 7 ]
Мемориалы
[ редактировать ]Мемориал , был , чаще всего зоуи наиболее важной формой документа, отправляемого чиновником Императору. В ранних династиях условия и форматы мемориалов были изменчивыми, но во времена династии Мин кодексы и статуты определяли, какая терминология может использоваться должностными лицами какого уровня в каком конкретном типе документа, посвященном какому конкретному типу проблем. Уголовные кодексы предусматривали наказания за неправильную транскрипцию или использование символа, который был запрещен, поскольку он использовался в одном из имен императора . Император мог ответить подробно, возможно, продиктовав в ответ рескрипт. Чаще всего он делал пометку на полях ярко-красными чернилами (которые мог использовать только император), излагая свои пожелания. Или он мог просто написать «переслать в соответствующее министерство», «принять к сведению» или нарисовать кистью кружок, аналог галочки, чтобы указать, что он прочитал документ. [ 8 ]
В 1370 году император Хуну учредил офис для организации потока поминовений, которые могли исходить как от чиновников, так и от простолюдинов, и это стало Управлением передачи (Тунчжэн сы) . Сотрудники копировали каждый полученный мемориал и отправляли оригинал императору. Император однажды строго отругал директора канцелярии за то, что он не сообщил о нескольких мемориалах: «Стабильность зависит от общения между вышестоящими и подчиненными; нет никого, когда они этого не делают. С древних времен многие государства падали из-за того, что правители не знали дел народа». [ 9 ]
К расцвету династии Цин в 18 веке мемориалы бюрократов на центральном, провинциальном и уездном уровне снабжали императоров (и современных историков) оценками персонала, отчетами об урожае, ценами на местных рынках, прогнозами погоды, сведениями о социальных событиях. дела и любые другие вопросы, представляющие возможный интерес. [ 10 ]
Мемориалы доставлялись правительственными курьерами, а затем копировались и обобщались Великим Секретариатом , который сам был усовершенствован во времена предыдущей династии Мин. Клерки копировали их и вносили в официальные реестры. [ 11 ]
Эта бюрократия спасала императора от заваливания утомительными подробностями, но могла также оградить его от информации, которую ему нужно было знать. Поэтому император Канси (годы правления 1672–1722), император Юнчжэн (годы правления 1722–1735) и император Цяньлун (годы правления 1735–1796) разработали дополнительную систему «дворцовых мемориалов» ( зоужэ ), которую они поручил местным жителям. чиновников отправлять напрямую, не проходя через бюрократические фильтры. Один тип, «Складной мемориал», был написан на странице, достаточно маленькой, чтобы император мог держать ее в руке и читать, не будучи замеченным. [ 12 ] Император Юнчжэн, предпочитавший письменную систему аудиенции, увеличил использование этих дворцовых мемориалов более чем в десять раз по сравнению со своим отцом. Он обнаружил, что может получать быстрые ответы на экстренные запросы вместо того, чтобы ждать официального отчета или давать откровенные инструкции: об одном чиновнике он сказал: «Он добросердечный, трудолюбивый старик. Я думаю, он очень хорош. Но он немного грубоват… совсем как Чжао Сянкуй, за исключением того, что Чжао умен». Точно так же губернатор провинции мог откровенно сообщить, что у его подчиненного «разбросанные мозги». Затем император мог поручить чиновнику также представить обычный мемориал. Самое главное, обходя обычную бюрократию, императору было легче действовать по-своему, не ограничиваясь положениями административного кодекса. [ 13 ]
Система мемориалов и рескриптов, даже в большей степени, чем личные аудиенции, была для императора способом формировать и укреплять отношения со своими чиновниками. Мемориалы могли быть вполне конкретными и даже личными, поскольку император достаточно хорошо знал многих своих чиновников. Император Канси, например, писал одному из своих генералов:
- «Со мной все в порядке. Сейчас за перевалами прохладно. Дождя было достаточно, так что еда теперь очень хорошая... Ты старик, дедушка и бабушка оба здоровы?»
Но иногда нетерпение прорывалось: «Прекратите беспрестанно посылать эти приветы!» или «Я слышал, что ты пил. Если после получения моего указа ты не сможешь воздержаться и отвернешься от моей щедрости, я больше не буду ценить ни тебя, ни твои услуги». [ 14 ] Историк Джонатан Спенс перевел и объединил мемориалы императора Канси, чтобы сформировать автобиографический «автопортрет», который дает представление о месте императора в потоке правления. [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Эндимион Уилкинсон. История Китая: Учебное пособие. (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, серия монографий Гарвардского института Йенчинга, ред. и англ., 2000. ISBN 0674002474 ), стр. 532–533.
- ^ Уильям Х. Нинхаузер. Индианский спутник традиционной китайской литературы. (Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1986), с. 96-97 .
- ^ Се, Сюаньцзюнь (2016). Мой взгляд на вторую фазу китайской цивилизации . п. 81. ИСБН 9781329995345 .
- ^ Анита М. Эндрю и Джон А. Рэпп. Автократия и повстанческие императоры-основатели Китая: сравнение председателя Мао и Мин Тайцзу. (Лэнхэм, доктор медицины: Rowman & Littlefield, 2000; ISBN 0847695794 ), особенно. стр. 60-68 .
- ^ Уилкинсон (2013): 281.
- ^ Спенс , В поисках современного Китая ( Нью-Йорк : Нортон; 3-е место,
- ^ Ссу-Ю Тэн, Джон Кинг Фэрбенк, изд., Ответ Китая Западу: документальный обзор, 1839-1923. (Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1954), стр. 19
- ^ Уилкинсон. История Китая: Учебное пособие. п. 534-35 .
- ^ Брук (1998) , с. 33-34 .
- ^ Джонатан Д. Спенс. В поисках современного Китая. (Нью-Йорк: Нортон, 2-й день 1999 г., стр. 70-71, 87.
- ^ Сайлас Х.Л. Ву. Связь и имперский контроль в Китае: эволюция дворцово-мемориальной системы, 1693-1735 гг. (Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Гарвардская восточноазиатская серия, 1970). ISBN 0674148010 .
- ^ Марк К. Эллиотт. Маньчжурский путь: восемь знамен и этническая идентичность в позднеимперском Китае. (Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 2001. ISBN 0804736065, стр. 164, 161–162.
- ^ Беатрис С. Бартлетт. Монархи и министры: Большой совет в Среднецинском Китае, 1723-1820 гг. (Беркли: Издательство Калифорнийского университета, 1991; ISBN 0520065913 ): 48-53 .
- ^ Эллиотт, Маньчжурский путь , стр. 161
- ^ Джонатан Д. Спенс. Император Китая: Автопортрет Кан Си (Нью-Йорк: Vintage Books, 1975). ISBN 0394714113 .
Источники
[ редактировать ]- Беатрис С. Бартлетт. Монархи и министры: Большой совет в Среднецинском Китае, 1723-1820 гг. (Беркли: Издательство Калифорнийского университета, 1991). ISBN 0520065913 .
- Брук, Тимоти (1998). Путаница удовольствий: торговля и культура в Минском Китае . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Филип А. Кун , Джон Кинг Фэрбенк , при содействии Беатрис С. Бартлетт и Цзян Юнг-чен, Введение в цинские документы (Кембридж, Массачусетс: Гарвард-Йенчинский институт, 1993). Программа изучения документов Цин.
- Ч. 20 «Официальные сообщения», Эндимион Уилкинсон . История Китая: новое руководство . (Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета, Серия монографий Гарвардского института Йенчин. Новое издание; Второе, исправленное издание, март 2013 г.; ISBN 9780674067158 , стр. 280–285.
- Сайлас Х.Л. Ву. Связь и имперский контроль в Китае: эволюция дворцово-мемориальной системы, 1693-1735 гг. (Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Гарвардская восточноазиатская серия, 1970). ISBN 0674148010 .