Преследование философов
Философы на протяжении всей истории философии задерживались в судах и трибуналах за различные правонарушения, часто в результате их философской деятельности, а некоторые даже были казнены. Самым известным примером того, как философ предстал перед судом, является дело Сократа , которого судили, среди прочего, за развращение молодежи и нечестие. [ 1 ]
Сократ
[ редактировать ]Суд над Сократом состоялся в 399 году до нашей эры. При участии древнегреческих философов Платона (который был учеником Сократа) и Ксенофонта , это привело к смерти Сократа, который был приговорен выпить яд болиголова . Суд описан в платоновских диалогах «Евтифрон» , «Апология» , «Критон» и «Федон» .
Ипатия
[ редактировать ]Гипатия ( ок. 350–370–415 ) была эллинистическим философом- неоплатоником , астрономом и математиком, которая жила в Александрии , Египет, тогда входившей в состав Восточной Римской империи . Она была убита толпой христиан, вероятно, по политическим мотивам.
Джордано Бруно
[ редактировать ]Джордано Бруно был итальянским монахом- доминиканцем , философом, математиком, поэтом, теоретиком космологии и герметическим оккультистом . [ 2 ] известный своими космологическими теориями, которые концептуально расширили тогдашнюю новую модель Коперника , предполагая, что звезды — это далекие солнца, окруженные своими собственными планетами , что повышает вероятность того, что эти планеты могут способствовать развитию собственной жизни (космологическая позиция, известная как космический плюрализм ) и настаивая на том, что Вселенная бесконечна и не может иметь «центра».
Начиная с 1593 года, Бруно судился за ересь римской инквизицией по обвинению в отрицании нескольких основных католических доктрин, включая вечное проклятие , Троицу , божественность Христа , девственность Марии и пресуществление . Бруно Пантеизм не был воспринят церковью легкомысленно. [ 3 ] не было и его учения о переселении души и реинкарнации . Инквизиция признала его виновным, и он был сожжен на костре в Риме на Кампо-деи-Фьори в 1600 году. После смерти он приобрел значительную известность, особенно прославляемую комментаторами XIX и начала XX веков, которые считали его мучеником за науке, хотя большинство историков согласны с тем, что суд над ним по делу о ереси был не ответом на его космологические взгляды, а, скорее, ответом на его религиозные взгляды. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Однако некоторые недавние исследования [ 9 ] предполагает, что основной причиной смерти Бруно действительно были его космологические взгляды. Случай Бруно до сих пор считается вехой в истории свободной мысли и новых наук. [ 10 ] [ 11 ]
Томмазо Кампанелла
[ редактировать ]Томмазо Кампанелла был заключен в монастырь за свои еретические взгляды, а именно, оппозицию авторитету Аристотеля . Позже он провел двадцать семь лет в заточении в замке, во время которых написал свои самые известные произведения, в том числе «Город Солнца» . [ 12 ]
Барух Спиноза
[ редактировать ]Барух Спиноза был еврейским философом, который в возрасте 23 лет был подвергнут херему (аналогично отлучению от церкви) еврейскими религиозными властями за ереси, такие как его противоречивые идеи относительно подлинности еврейской Библии (которые легли в основу современной библейской критики). ) и его пантеистические взгляды на Божественное. [ 13 ] До этого на ступенях общественной синагоги на него напал вооруженный ножом нападавший с криком «Еретик!» [ 14 ] Католической церкви а позже его книги были добавлены в Индекс запрещенных книг . В июне 1678 года — чуть больше года после смерти Спинозы — Штаты Голландии запретили все его произведения, поскольку они «содержат очень много светских, кощунственных и атеистических положений». Запрет включал владение, чтение, распространение, копирование и переиздание книг Спинозы и даже переработку его фундаментальных идей. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Какое обвинение было предъявлено Сократу?" Проверено 1 сентября 2009 г.
- ^ Гатти, Хилари. Джордано Бруно и наука эпохи Возрождения: сломанные жизни и организационная власть . Издательство Корнеллского университета, 2002, 1, ISBN 0-801-48785-4
- ^ Биркс, Х. Джеймс . «Джордано Бруно» «Предвестник» , Мобил, Алабама, 11 ноября 1997 года. «Бруно был сожжен заживо на костре за свою пантеистическую позицию и космическую перспективу».
- ^ Фрэнсис Йейтс , Джордано Бруно и герметическая традиция , Рутледж и Кеган Пол, 1964, с. 450
- ^ Майкл Дж. Кроу, Дебаты о внеземной жизни 1750–1900 , Cambridge University Press, 1986, стр. 10: «Источники [Бруно]... кажется, были более многочисленными, чем его последователи, по крайней мере, до возрождения в восемнадцатом и девятнадцатом веках интереса к Бруно как предполагаемому «мученику за науку». Это правда, что он был сожжен на костре в Риме в 1600 году, но церковные власти, виновные в этом действии, почти наверняка были более огорчены его отрицанием божественности Христа и предполагаемым сатанинством, чем его космологическими доктринами».
- ^ Адам Франк (2009). Постоянный огонь: помимо дебатов о науке и религии , University of California Press, стр. 24: «Хотя Бруно, возможно, и был блестящим мыслителем, чьи работы служат мостом между древней и современной мыслью, его преследования нельзя рассматривать исключительно в свете войны между наукой и религией ».
- ^ Уайт, Майкл (2002). Папа и еретик: Правдивая история Джордано Бруно, человека, осмелившегося бросить вызов римской инквизиции, с. 7. Многолетник, Нью-Йорк. «Возможно, это была самая опасная идея из всех… Если существовали другие миры, в которых жили разумные существа, посещали ли они их тоже? Идея была совершенно немыслимой».
- ^ Шекелфорд, Джоэл (2009). «Миф 7. Джордано Бруно был первым мучеником современной науки». В цифрах, Рональд Л. (ред.). Галилей попадает в тюрьму и другие мифы о науке и религии . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 66. «Тем не менее, факт остается фактом: космологические вопросы, особенно множественность миров, всегда вызывали определенную озабоченность и появляются в сводном документе: Бруно неоднократно допрашивался по этим вопросам, и он, по-видимому, отказался отречься от них в конце.14 Итак, Бруно, вероятно, был сожжен заживо за решительное отстаивание ряда ересей, среди которых его учение о множественности миров занимало видное место, но ни в коем случае не было единственным».
- ^ Мартинес, Альберто А. (2018). Сожженные заживо: Джордано Бруно, Галилей и инквизиция . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-1780238968 .
- ^ Гатти, Хилари (2002). Джордано Бруно и наука эпохи Возрождения: сломанные жизни и организационная власть . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. стр. 18–19. ISBN 978-0801487859 . Проверено 21 марта 2014 г.
Ибо Бруно утверждал для философа принцип свободы мысли и исследования, который подразумевал совершенно новую концепцию власти: концепцию индивидуального интеллекта в его серьезном и постоянном стремлении к автономному исследованию… Невозможно понять рассматриваемую проблему и оценить справедливо позиция, которую Бруно занял своей жизнью, не приняв во внимание вопрос свободы мысли и свободы выражения мнений. Его настойчивость в том, чтобы поставить этот вопрос в центр как своей работы, так и своей защиты, является причиной того, почему Бруно остается такой значимой фигурой современного мира. Если существует, как утверждают многие, неразрывная связь между наукой и свободой исследования, то Бруно был среди тех, кто гарантировал будущее вновь возникающих наук, а также утверждал в более широком смысле общий принцип свободы мысли и выражения.
- ^ Монтано, Аньелло (2007). Антонио Гаргано (ред.). Le deposizioni davanti al трибунал инквизиции . Неаполь: Ла Читта дель Соле. п. 71.
В Риме Бруно был заключен в тюрьму на семь лет и подвергнут тяжелому суду, в ходе которого подробно анализировались все его философские идеи. Бруно, который в Венеции был готов отказаться от некоторых тезисов, становился все более решительным и 21 декабря 1599 года заявил, что он «не желает раскаиваться в том, что у него слишком мало средств для покаяния, и фактически не знает, в чем каяться». Объявленный нераскаявшимся еретиком и отлученный от церкви, он был заживо сожжен на Кампо деи Фьори в Риме в Пепельную среду, 17 февраля 1600 года. На костре вместе с Бруно сгорели надежды многих, в том числе философов и добросовестных ученых, таких как Галилей, которые думали, что смогут совместить религиозную веру и научные исследования, будучи при этом принадлежащими к церковной организации, провозглашающей себя хранителем абсолютной истины и поддерживающей культурную воинственность, требующую постоянной приверженности и подозрительности.
- ^ «Томмазо Кампанелла» - впервые опубликовано в среду, 31 августа 2005 г.» в Стэнфордской энциклопедии философии, дата обращения 1 сентября 2009 г.
- ^
- Скрутон, Роджер (2002). Спиноза: Очень краткое введение . ОУП Оксфорд . п. 144. ИСБН 978-0-19-280316-0 .
- Надлер, Стивен М. (2001). Спиноза: Жизнь . Издательство Кембриджского университета. стр. 2, 7, 120. ISBN. 978-0-521-00293-6 .
- Смит, Стивен Б. (2003). Книга жизни Спинозы: свобода и искупление в этике . Издательство Йельского университета. п. хх. ISBN 978-0-300-12849-9 .
- Надлер, Стивен (2020). «Барух Спиноза» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
- Спиноза, Бенедикт де (4 сентября 1989 г.). Tractatus Theologico-Politicus: Гебхардт, издание 1925 г. БРИЛЛ. ISBN 9004090991 . Проверено 4 сентября 2019 г. - через Google Книги.
- ^ Скрутон, Роджер (2002). Спиноза: Очень краткое введение . ОУП Оксфорд . п. 21. ISBN 978-0-19-280316-0 .
- ^ См.: Джонатан Исраэль, «Запрет произведений Спинозы в Голландской республике (1670–1678)», в: Вип ван Бунге и Вим Клевер (ред.) Скрытый и явный спинозизм около 1700 г. (Лейден, 1996), 3–14. ( онлайн ).