Город Солнца
![]() | |
Автор | Томмазо Кампанелла |
---|---|
Оригинальное название | Город солнца |
Язык | итальянский |
Жанр | Утопическая фантастика |
Дата публикации | 1602 |
Город Солнца ( итальянский : La città del sole ; латинский : Civitas solis ) — философский труд итальянского доминиканского философа Томмазо Кампанеллы . Это важное раннее утопическое произведение. Произведение было написано на итальянском языке в 1602 году, вскоре после заключения Кампанеллы в тюрьму за ересь и подстрекательство к мятежу . Латинская в 1623 версия была написана в 1613–1614 годах и опубликована во Франкфурте году. [ нужна ссылка ]
Краткое содержание [ править ]
Книга представлена как диалог между «гроссмейстером рыцарей -госпитальеров и генуэзским морским капитаном». Вдохновленный Платона «Республикой» и описанием Атлантиды в «Тимее» , он описывает теократическое общество, в котором товары, женщины и дети являются общими. Он также напоминает город Адосентин из «Пикатрикса» , арабского гримуара астрологической магии. В заключительной части произведения Кампанелла пророчествует – на завуалированном языке астрологии – что испанским королям в союзе с Папой суждено стать инструментами Божественного Плана: окончательной победы Истинной Веры и ее распространения. во всем мире. Хотя можно утверждать, что Кампанелла просто думал о завоевании Нового Света , кажется, что это пророчество следует интерпретировать в свете работы, написанной незадолго до этого , «Город Солнца» , «Монархия в Испании» , в которой Кампанелла разоблачает свою видение единого, мирного мира, управляемого теократической монархией.
Город [ править ]
Защищенный семью кругами стен, построенных из дворцов, служащих жилищами горожанам, город расположен в месте с идеальным климатом, способствующим физическому здоровью, и на склоне холма, потому что воздух там более легкий. и чище. Одним из наиболее важных аспектов этого сообщества является распределение работы. Кампанелла снова вступает в явную полемику с Аристотелем, который исключил ремесленников, крестьян и тех, кто занимался физическим трудом, из категории полного гражданства и из высших степеней добродетели.
В Городе Солнца ни одна профессия не является подлой или низкой, и все имеют равное достоинство — фактически, те работники, от которых требуется прилагать больше усилий, например ремесленники и строители, получают больше похвал. Каждый должен быть знаком со всеми видами деятельности, и тогда каждый занимается тем, к которому он проявляет наибольшую склонность. У них нет слуг, и никакая служба не считается недостойной. Единственное, что они считают презренным, — это праздность, и таким образом они приходят к тому, чтобы отдать предпочтение достоинству труда и опрокинуть абсурдное представление о благородстве, связанном с бездействием и пороком.
Благодаря равному разделению труда каждому человеку достаточно работать всего лишь четыре часа в день ; но важно, чтобы все они работали, потому что безделье одного будет иметь последствия для прибыли и усилий других. Граждане ничем не владеют; вместо этого все находится в общем , от еды до домов, от приобретения знаний до занятий деятельностью, от почестей до развлечений, от женщин до детей.
Есть «чиновники», отвечающие за распределение каждой вещи, которые следят и следят за тем, чтобы это происходило справедливо, но никто ничего себе присвоить не может. По их мнению, обладание домом или семьей усиливает « самолюбие », со всеми вытекающими из этого тяжелыми последствиями. Они живут «как общие философы», поскольку осознают негативное влияние неравномерного распределения благ не только на социальном, но и на моральном уровне.
Одним из самых зрелищных и образных аспектов «Города Солнца», который сразу поразил читателей, являются расписные стены города. Помимо того, что стены окружают и защищают город, они также являются занавесом необыкновенного театра и страницами иллюстрированной энциклопедии знаний. Стены дворцов расписаны изображениями всех искусств и наук.
Начиная со стены, поддерживающей колонны храма, и постепенно спускаясь большими кругами, следуя порядку планет от Меркурия до Сатурна, мы встречаем изображения неба и звезд, математических фигур, каждой страны на земле и обо всех чудесах и тайнах минерального, растительного и животного миров, пока мы не доберемся до человечества: на внутренней стене шестого круга изображены механические искусства и их изобретатели.
Кампанелла очень интересовался всеми гениальными открытиями, и в «Городе Солнца» он приводит множество примеров любопытных изобретений, таких как суда, способные плавать без ветра и без парусов, и стремена, позволяющие управлять лошадью, используя только ноги. , оставляя руки свободными. На внешней стене изображены законодатели; и именно здесь, в «месте великой чести» — но наряду с Моисеем, Осирисом, Юпитером, Меркурием и Мухаммедом — генуэзский моряк узнает Христа и двенадцать апостолов. Знания не заключаются в книгах, хранящихся в отдельных местах, например в библиотеках, а открыто выставлены на всеобщее обозрение. Такая визуализация способствует более быстрой, простой и эффективной форме обучения, поскольку она связана с искусством памяти , которое подчеркивает вызывающую воспоминания и эмоциональную силу изображений. С самого раннего возраста дети бегают в этом театре знаний, под соответствующим руководством и по правильному маршруту, так что они учатся с радостью, как будто играя, без усилий и боли.
Помимо общности товаров и расписных стен, еще одной характерной чертой Города Солнца, более сложной и сбивающей с толку и которую сам Кампанелла описывает как «тяжелую и трудную», является общность жен. Это решение, принятое гражданами, проблемы генерации. Вторя учению пифагорейца Оцелла Лукана , Кампанелла говорит, что они поражены тем, что люди озабочены разведением лошадей и собак, пренебрегая при этом своими собственными. Акт зачатия влечет за собой большую ответственность со стороны родителей; и если его применять неправильно, это может привести к длинной цепочке страданий.
Более того, существует тесная связь между природным «комплексом» или характером человека, который является врожденным и не подлежит изменению впоследствии, и моральной добродетелью, которой нужна подходящая почва, чтобы пустить корни и процветать. Поэтому поколение должно уважать точные нормы и не доверяться случайности или индивидуальным чувствам. Граждане различают любовь и секс. Привязанность между мужчиной и женщиной, основанная на дружбе и уважении, а не на сексуальном влечении, выражается в действиях, далеких от сексуальности, таких как обмен подарками, разговоры и танцы. Половое же зачатие должно подчиняться строгим правилам относительно физических и моральных качеств родителей и выбора благоприятного времени для зачатия, определяемого астрологом. Такой союз не является выражением личных, эмоциональных или страстных отношений, а скорее связан с социальной ответственностью поколения и любовью к коллективному сообществу.
Религиозные верования граждан, хотя и включают фундаментальные принципы христианства (такие как бессмертие души и божественное провидение), образуют естественную религию , которая устанавливает своего рода осмос между городом и звездами. Храм открытый и не окружен стенами. В одном из своих стихотворений Кампанелла обещает: «Я сделаю небо храмом, а звезды алтарем». [1] На своде купола храма изображены звезды вместе с их влиянием на земные дела. Алтарь, на котором помещены небесный и земной шары, имеет форму Солнца. Молитвы обращены к небесам. Задача двадцати четырех жрецов, живущих в кельях, расположенных в самой высокой части храма, — наблюдать за звездами и с помощью астрономических инструментов учитывать все их движения. Их задача — указывать время, наиболее благоприятное для воспроизводства и сельскохозяйственных работ, выступая таким образом посредниками между Богом и людьми.
Тренто Рукопись г. 1602

В Гражданской библиотеке Тренто хранится рукопись 1602 года «Город Солнца» (полочный знак BCT1-1538), обнаруженная в 1943 году итальянским историком Луиджи Фирпо . Считается самой древней рукописной копией, сохранившейся до настоящего времени. Текст поступил в библиотеку по завещанию барона Антонио Маццетти (1781–1841). Он был коллекционером книг и библиофилом и, как написано в его завещании, пожертвовал свое книжное наследие Гражданской библиотеке.
Рукопись отреставрирована в 1980 году. Она выполнена из пергамента, перевязанного картоном. Он состоит из двух кодикологических единиц, объединенных спустя годы после их написания: первая представляет собой венецианскую историческую хронику с 1297 по 1582 год, за которой следует список «Hospedali di Venezia» («Больницы в Венеции»). Внизу к нему пришит небольшой буклет с независимым перечислением: это копия « Города Солнца», сделанная анонимной рукой . Транскрипция тщательная, есть лишь несколько незначительных ошибок.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Стихи , 1998, с. 327
Источники [ править ]
- Le Poesie , изд. Ф. Джанкотти (Турин: Эйнауди, 1998; новое издание Милан: Бомпиани, 2013; английский перевод Шерри Руш в двух частях: Избранные философские стихотворения, Чикаго и Лондон: University of Chicago Press, 2011; Пиза и Рим: Фабрицио Серра, 2011).
Внешние ссылки [ править ]

- Город Солнца в проекте Гутенберг
«Город Солнца» Аудиокнига в общественном достоянии на LibriVox
- из "Города Солнца" : "Все общее" в формате MP3
- Эрнст, Джермана и Де Лукка, Жан-Поль « Томмазо Кампанелла », Стэнфордская энциклопедия философии (издание лета 2021 г.), Эдвард Н. Залта (ред.).