Юзеф Мария Хёне-Вроньский
Юзеф Мария Хёне-Вроньский | |
---|---|
Рожденный | Йозеф Хёне 23 августа 1776 г. |
Умер | 9 августа 1853 г. | ( 76 лет
Национальность | Польский |
Эра | Философия XIX века |
Область | Западная философия Польская философия Французская философия |
Школа | Польский мессианизм |
Основные интересы | Философия , математика , физика , инженерия , право , оккультизм , экономика |
Известные идеи | Вронский Польский мессианизм Непрерывный трек |
Юзеф Мария Хёне-Вронский (англ. Польский: [ˈjuzɛf ˈxɛnɛ ˈvrɔj̃skʲi] ; Французский : Йозеф Хёне-Вронски [ʒɔzɛf ɔɛne vʁɔ̃ski] ; 23 августа 1776 — 9 августа 1853) — польский мессианист философ- , математик , физик , изобретатель , юрист , оккультист . [1] и экономист . Он родился как Хёне в семье городского архитектора в 1776 году, но в 1815 году сменил имя на Юзеф Вронский. [2] Позже он сменил имя на Юзеф Мария Хёне-Вроньский. [2] без использования оригинального французского написания его семьи Hoëné. Ни разу в своей жизни, ни на польском, ни на французском языке, он не был известен как Хёне-Вронский; и общепринятая французская транслитерация, Йозеф Хёне-Вронский, никогда не была его официальным именем в его родной Польше (хотя оно могло служить выбранным им французским псевдонимом в некоторых работах). [ нужна ссылка ]
В 1803 году Вронский поступил на работу в Марсельскую обсерваторию, но был вынужден покинуть обсерваторию после того, как его теории были отвергнуты как грандиозная чепуха. В математике Вронский представил новое разложение функции в ряд в ответ на использование Жозефом Луи Лагранжем бесконечных рядов. Коэффициенты в новом ряду Вронского образуют вронскиан , — определитель названный Томасом Мьюром в 1882 году.
Жизнь
[ редактировать ]Его отец, Антони Хёне ( pl , de ), был муниципальным архитектором Познани . Антони родом из небольшой чешской деревни Лейкерсдорф (современная Чермна, которая сейчас является частью Либушеца ). В более позднем возрасте он поселился в западной Польше, женившись на Эльжбете Перницкой в Вольштыне в 1773 году. Там же, несколько лет спустя, в 1776 году, у них родился сын Юзеф Мария. Юзеф получил образование в Познани и Варшаве . в Польше В 1794 году он участвовал в восстании Костюшко в звании подпоручика артиллерии, попал в плен и оставался до 1797 года в русской армии. После выхода в отставку в чине подполковника в 1798 году он учился в Священной Римской империи до 1800 года, когда поступил на службу в Польский легион в Марселе . Там он начал свою научную и ученую деятельность и зародил идею великой философской системы. Десять лет спустя он переехал в Париж , где проведет большую часть своей жизни, неустанно работая до последнего в самых тяжелых материальных обстоятельствах.
Он писал исключительно по- французски , желая, чтобы его идеи, в бессмертии которых он был убежден, были доступны всем; он работал, по его словам, «через Францию для Польши». Он опубликовал более ста работ и еще больше оставил в рукописях; в возрасте 75 лет и при смерти он воскликнул: «Боже Всемогущий, я еще так много хотел сказать!»
В науке Хёне-Вронский поставил перед собой необычайную задачу: полную реформу философии, а также математики, астрономии и техники. Он разработал не только систему философии, но и приложения к политике, истории, экономике, праву, психологии, музыке и педагогике . Его стремлением было реформировать человеческое знание «абсолютным, то есть окончательным» образом.
В 1803 году Вронский присоединился к Марсельской обсерватории и начал разрабатывать чрезвычайно сложную теорию структуры и происхождения Вселенной . В этот период он вступил в переписку почти со всеми крупными учеными и математиками своего времени и пользовался большим уважением в обсерватории. В 1803 году Вронский «пережил мистическое озарение, которое он считал открытием Абсолюта». [3]
В 1810 году он опубликовал результаты своих научных исследований в огромном фолианте, который пропагандировал как новую основу всей науки и математики. Его теории были строго пифагорейскими , считая числа и их свойства фундаментальной основой практически всего во Вселенной. Его заявления не были встречены с большим одобрением, а его исследования и теории были отвергнуты как грандиозная чепуха. Его более ранняя переписка с крупными деятелями означала, что его работы привлекли больше внимания, чем типичная теория сумасшедшего , и даже заслужили рецензию великого математика Жозефа Луи Лагранжа (которая оказалась категорически неблагоприятной). [4] В результате разногласий он был вынужден покинуть обсерваторию.
Он сразу же сосредоточил свое внимание на применении философии к математике (его критики полагали, что это означало отказ от математической строгости в пользу обобщений). В 1812 году он опубликовал статью, призванную показать, что каждое уравнение имеет алгебраическое решение, что прямо противоречит результатам, недавно опубликованным Паоло Руффини ; Руффини оказался прав.
Позже он обратил свое внимание на разрозненные и в основном безуспешные проекты, такие как фантастический проект гусеничных транспортных средств, которые он намеревался заменить железнодорожный транспорт, но не сумел никого убедить уделить этому проекту серьезное внимание. В 1819 году он отправился в Англию , пытаясь получить финансовую поддержку от Совета по долготе для создания устройства для определения долготы на море. После первоначальных трудностей ему была предоставлена возможность обратиться к Совету, но его претенциозное выступление « О долготе » содержало много философствования и общих фраз, но не содержало конкретных планов рабочего устройства и, таким образом, не получило никакой поддержки со стороны Совета. [5] Он оставался на несколько лет в Англии и в 1821 году опубликовал в Лондоне вводный текст по математике , что умеренно улучшило его финансовое положение.
В 1822 году он вернулся во Францию и снова занялся сочетанием математики и надуманных идей, несмотря на то, что жил в бедности и презирался интеллектуальным обществом. Наряду со своей продолжающейся одержимостью пифагорейством, он провел много времени, работая над несколькими заведомо тщетными начинаниями, включая попытки построить вечный двигатель , квадратуру круга и построить машину для предсказания будущего (которую он назвал прогнометром ).В 1852 году, незадолго до своей смерти, он нашел заинтересованную аудиторию для своих идей: оккультиста Элифаса Леви , который встретил Вронского и был сильно впечатлен и «привлечен его религиозным и научным утопизмом». Вронский был «мощным катализатором» оккультизма Леви. [3]
Вронский умер в 1853 году в Нейи-сюр-Сен , Франция, на окраине Парижа.
Наследие
[ редактировать ]При его жизни почти все его работы считались чепухой. Однако в последующие годы некоторые из них стали рассматриваться в более благоприятном свете. Хотя большинство его завышенных утверждений были беспочвенны, его математические работы содержат проблески глубокого понимания и множество важных промежуточных результатов, наиболее значительным из которых была его работа над рядами . Он резко критиковал Лагранжа за использование бесконечных рядов, введя вместо этого новое разложение в ряд для функции. Его критика Лагранжа была по большей части необоснованной, но коэффициенты в новом ряду Вронского оказались важными после его смерти, образовав определитель, ныне известный как вронскиан (название, которое Томас Мьюир дал им в 1882 году).
Уровень научных достижений Вронского и широта его целей поставили Вронского в первый ряд европейских метафизиков начала XIX века. Но абстрактный формализм и неясность его мысли, сложность его языка, его безграничная самоуверенность и бескомпромиссность в суждениях других оттолкнули его от большей части научного сообщества. Возможно, он был самым оригинальным из польских метафизиков, но другие были более репрезентативными для польского мировоззрения.
Работает
[ редактировать ]Книги
- 1801 — Мемуары об аберрации движущихся звезд и о неравномерности внешнего вида их движения , Ж. Хёне. [6] [7]
- 1803 — Открытие Кантом критической философии, основанной на последнем принципе познания , Й. Хёне. [8]
- 1811 — Введение в философию математики и технику алгоритмов». М. Уэне де Вронский « [9]
- 1811 — Программа курса трансцендентальной философии г-на Хэне Вронского. [10]
- 1812 — Общее разрешение уравнений всех степеней , Хёне Вронский. [11]
- 1812 - Опровержение теории аналитических функций Лагранжа Хэне Вронским. [12]
- 1814 — «Философия бесконечного» , Хёне Вронский. [13]
- 1818 — «Сфинкс, или Сехельская номотетика» . Представление к произведению Хоэне Вронского [14]
- 1821 — Курс математики Хёне Вронского. Переведено с французского оригинала под контролем автора. Лондон, 1821 год. [15]
- 1827 — Каноны логарифмов HW. [16] [17]
- 1828 г. – Телеологический закон случая. Второе превью. Подпись: Хоэне Вронски. Париж, 13 апреля 1828 года. [18]
- 1831 – Мессианизм, окончательный союз философии и религии, составляющий абсолютную философию (1831–1839). [19]
- 1831 г. — Продром мессианства; Откровение судеб человечества
- 1832 - Философские размышления о параболическом зеркале
- 1833 г. - Телеологический закон случая: переиздание трех чрезвычайно редких произведений (1833 г.); предшествуют автобиография и опись творчества Хоэне Вронского. [20]
- 1833 - Разрешение полиномов уравнений всех дегри (на английском языке)
- 1837 – Передвижные рельсы, или движущиеся железные дороги , Хёне Вронский. [21]
- 1840 — Политическая тайна Наполеона как основа нравственного будущего мира , Хёне Вронский. [22]
- 1844 — Срочная реформа железных дорог и всего наземного транспорта , Хэне Вронский. [23]
- 1853 — «Политическая тайна Наполеона », Хэнэ Вронский, как введение к его недавней «Философии истории». Новое издание [24]
Письма
- 1851 г. - Послание Его Величеству Императору Российскому с завершением «Сто решающих страниц» и завершением реформы небесной механики». Подпись: Хёне Вронский, Мец, 1851 г. [25]
- 1851 г. – Секретное послание Его Высочеству принцу Луи-Наполеону, президенту Французской Республики, о судьбе Франции. [26]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лазар Оже: Сообщение о Хоэне Вронском ; за ним следует портр. Вронского от г-жи Вронски, родившейся с. к тому же из Монферье. акад. Париж: Либр. филос. Ларанж, 1865 г. [27]
- Самуэль Дикштейн: Хёне Вронский: его жизнь и творчество , Издательство Ягеллонского университета в Кракове, 1896.
- Фрэнсис Уоррен: Философские работы Хоэне Вронского , Тексты, комментарии и критика. (Три тома), Париж, Editions Véga, 1933, 1936, 1938.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брамбл, Джон (4 марта 2015 г.). Модернизм и оккультизм . Спрингер. ISBN 978-1-137-46578-8 . , стр.125
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Прагач, Петр (2007). «Заметки о жизни и творчестве Юзефа Марии Хёне-Вронского» (PDF) . Алгебраические циклы, пучки, штуки и модули . Тенденции в математике. стр. 1–20. дои : 10.1007/978-3-7643-8537-8_1 . ISBN 978-3-7643-8536-1 . Проверено 23 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гудрик-Кларк, Николас (2008). «Ритуальная магия с 1850 года по настоящее время» . Западные эзотерические традиции: историческое введение . Оксфорд [ua]: Издательство Оксфордского университета. стр. 192–193. ISBN 9780195320992 .
- ^ Альфонс Ребьер , Математика и математики , Париж, 1998, с. 452.
- ^ Хёне Вронск, М (1820). Обращение... к Британскому совету по долготе о фактическом состоянии математики... и о новой небесной механике, дающей окончательное решение проблемы долготы . Перевод Гардинера, В. Оксфорда: Т. Эгертон.
- ^ Мемуары об аберрации движущихся звезд и о неравномерности внешнего вида их движения . Дж. Хёне. Марсель: печать. Бертрана, IX год. bnf.fr
- ^ Мемуары об аберрации движущихся звезд и о неравенстве внешнего вида их движения , Дж. Хёне. Марсель IX год (1801) , polona.pl
- ^ Критическая философия, открытая Кантом, основанная на последнем принципе познания , Дж. Хёне , propedeutiquemessianique.files.wordpress.com
- ^ Введение в философию математики и технику алгоритмов , М. Уэне де Вронский (1811), Gallica.bnf.fr
- ^ Программа курса трансцендентальной философии г-на Хоэне Вронского.
- ^ Общее разрешение уравнений всех степеней ; Хёне Вронский (1812 г.)
- ^ Опровержение теории аналитических функций Лагранжа Хёне Вронского. Посвящается Императорскому институту Франции (1812 г.).
- ^ Философия бесконечного , Париж, 1814 г., uni-goettingen.de
- ↑ Введение в работу Хоэне Вронского под названием «Сфинкс, или Сехелианская номотетика» (1818 г.)
- ^ Курс математики Хёне Вронского. Перевод с французского оригинала под контролем автора (Лондон, 1821 г.)
- ^ Каноны логарифмов HW , таблицы № 1, № 1 «бис», № 2, № 3, № 3 «бис», № 4, инструкции и теория. С дополнением, дающим общее разрешение уравнения пятой степени.
- ^ Каноны логарифмов HW Paris: имп. Ж. Дидо Старший, 1827 г.
- ^ Телеологический закон случая. Второе превью. Подпись: Хоэне Вронски. Париж, 13 апреля 1828 года.
- ^ Мессианизм, окончательный союз философии и религии, составляющий абсолютную философию . Хёне Вронский по мотивам Фрэнсиса Уоррена «Философский труд Хоэне Вронского». Париж: печать. Ж. Дуайена (эстамп Ж. Дидо старшего), 1831-1839 гг.
- ^ Телеологический закон случая: переиздание трех чрезвычайно редких произведений (1833 г.); предшествуют автобиография и опись работ Хоэне Вронского 1890 г.
- ^ Мобильные рельсы, или муванские железные дороги , работы Хоэне Вронского, готовые к изготовлению на всех дорогах путем их немедленного применения к любым автомобилям или цистернам.
- ↑ Политическая тайна Наполеона как основа морального будущего мира , Хоэне Вронский, 1840 г.
- ^ Срочная реформа железных дорог и всех наземных перевозок : предложено министру общественных работ Франции Хоэне Вронским (1844 г.)
- ↑ Политическая тайна Наполеона , автор Хоэне Вронский, как введение к его недавней «Философии истории». Новое издание 1853 г.
- ↑ Послание Его Величеству Императору Российскому: завершить «Сто решающих страниц»: и завершить реформу небесной механики автора «Реформы человеческого знания». Подпись: Хёне Вронский. Мец, 1851 г.
- ↑ Секретное послание Его Высочеству принцу Луи-Наполеону, президенту Французской Республики, о судьбе Франции , автор «Реформы человеческого знания». Подпись: Хоэне Вронский. Мец, 1851 г.
- ^ Уведомление о Хоэне Вронском , bsb-muenchen.de
- Владислав Татаркевич , История философии , 3 тома, Варшава, Национальное научное издательство, 1978.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Юзефа Марии Хёне-Вронского в Открытой библиотеке
- О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Юзеф Мария Хёне-Вронский» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
- Петр Прагач, Заметки о жизни и творчестве Юзефа Марии Хёне-Вронского , препринт (март 2007 г.)
- Ж. Уне де Вронский, «Введение в философию математики и технику алгоритмики» , 1811 г.
- Роман Муравский, «Философия Хёне-Вронского» в: Organon 35, 2006, стр. 143–150.