Гномон (роман)
Автор | Ник Харкауэй |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | научная фантастика |
Опубликовано | 2017 |
Издатель | Уильям Хайнеманн (Великобритания) |
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Распечатать |
Страницы | 704 |
ISBN | 978-1-473-53954-9 |
«Гномон» — научно-фантастический роман британского писателя Ника Харкауэя , вышедший в 2017 году . В книге рассказывается о государстве, которое осуществляет повсеместный надзор за своим населением. Детектив расследует убийство нетрадиционными методами, что приводит к вопросам о самой природе ее общества.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Краткое изложение сюжета этого раздела может быть слишком длинным или чрезмерно подробным . ( Август 2020 г. ) |
В ближайшем будущем в Соединенном Королевстве , где сейчас действует постоянная прямая демократия, называемая Системой, вся Британия находится под постоянным наблюдением всеведущего ИИ по имени «Свидетель». Предполагается, что ИИ-Свидетель абсолютно беспристрастен и ничего не делает, «если этого не требует общественная безопасность». [...] Его нельзя взломать, взломать , отключить или исказить. Он видит , понимает и очень редко действует, но в остальном он решительно невидим». Миликки Нейт — инспектор программы по работе со свидетелями — « омбудсмена прокурора в государстве наблюдения, рассматривающего и рассматривающего любое дело, которое превышает заданный порог вмешательства».
Нейт поручено расследовать смерть 61-летнего луддита и «писателя мракобесных магических реалистических романов» Дианы Хантер. Хантер загадочно умерла, находясь под стражей Свидетеля, после допроса , в ходе которого воспоминания Хантера были насильственно извлечены.
Исследуя дом Хантера, Нейт обнаруживает, что дом Хантера полностью отделен от Свидетеля клеткой Фарадея . На нее нападает загадочная андрогинная фигура, утверждающая, что ее зовут Регно Лённрот. Не имея доступа к Свидетелю, Нейт не может точно идентифицировать Лённрота и не может сказать, как Лённрот получил доступ к дому Хантера.
Нейт быстро обнаруживает, что воспоминания Хантера представляют собой, казалось бы, невозможный лабиринт других жизней/историй. В одной из цепочек повествования/воспоминаний Нейт видит жизнь греческого инвестиционного банкира Константина Кириакоса в начале 21 века, где он сталкивается с роковой встречей с большой белой акулой . В другом Нейт видит V века алхимика , возлюбленного Августина Гиппопотама , Атенаиду Картагонскую, которая пытается раскрыть секреты комнаты, которая могла привести к легендарному Алкахесту после смерти ее сына. В другом Нейт видит эфиопского художника Берихуна Бекеле, который живет в Лондоне разработке видеоигры Witnessed в начале 21 века и помогает своей внучке Энни в , поразительно похожей на реальный мир Нейт.
Кажется, что каждое повествование имеет общие элементы с другими, позволяя одному перетекать в другое. концепции катабазиса , путешествия в подземный мир, подобного путешествию Орфея в греческом мифе , и апокатастасиса В частности, неоднократно подчеркиваются , своего рода возрождения.
Выйдя из больницы, Нейт встречается с разными людьми, пытаясь разобраться в необычных результатах допроса Хантера. Сначала она встречается с техником Рональдом Табманом, и они обсуждают защиту Хантера от допроса с помощью техники, называемой «нарративной блокадой» (или гамбитом Шахерезады ). Такая техника предполагает непрерывный поток ложных жизней, которые не позволяют следователю достичь истинного «я» субъекта. Поскольку допрос рассчитан на то, чтобы выявить простую ложь, субъекту придется поверить в рассказы — они должны быть составлены из элементов реальной жизни субъекта. Табман направляет ее к Оливеру Смиту, директору отдела приливов в Turnpike Trust . Когда Нейт спрашивает Смита, что бы он сделал с Хантером, он предполагает, что «противоположное повествование» заставит разрозненные повествования заново объединить самоощущение Хантера, что позволит команде допросов успешно получить доступ к ее реальной жизни и воспоминаниям.
Затем Нейт пытается разыскать одну из вышедших из печати книг Хантера в книжном магазине Shand & Co., которым управляет Сол Шанд. Шанд объясняет, что книги Хантера «не просто «трудно найти» в коммерческом смысле. Их невозможно найти. Это книги-призраки». Это «книги, которые только каталогизируются, но никогда не продаются».
Затем Нейт встречается с Чейзом Пахетом, профессором и экспертом в области семиотики , в попытке разобраться в общих символах различных повествований. Пахет также безуспешно пытался разыскать романы Хантера, но, по крайней мере, получил анализ творчества Хантера. (Пахет считает, что это могла написать сама Хантер.) Анализ сосредоточен на онтологических и метафизических интерпретациях работ Хантера. Нейт снова ставит вопрос о том, как следует провести допрос, а Пахет повторяет идею о том, что «цель состоит в том, чтобы свернуть все повествования обратно к источнику, к реальному человеку». Пахет, как и Смит, предполагает, что лучшим способом сделать это будет контрнарратив. Пахет отмечает, что если бы автор этого контрнарратива «был хоть сколько-нибудь хорош, вы не могли бы быть полностью уверены, какие темы принадлежат ей, а какие принадлежат группе дознания. [...] Если бы вы могли быть уверены, так что могла бы она». Когда ее спрашивают, почему, по ее мнению, Хантер сделал это, Пахет предполагает, что Хантер хотела, чтобы ее следователь мог понять ее, только приняв ее точку зрения, что Нейт категорически отвергает как необходимое.
После этого Нейт понимает, что, увидев допрос Хантера, она узнала в одном из следователей Оливера Смита. Она начинает подозревать, что Смит знал гораздо больше, чем показал.
Когда она в следующий раз засыпает, Нейт сталкивается с еще одним новым повествованием в воспоминаниях Хантера. В нем сущность идентифицирует себя как «Гномон, иногда называемый Эсхатогенезом, или иногда Протоколом Отчаяния», «Десять Тысяч Ай, а иногда и Бесконечно Восходящий Канон», среди других имен. Он утверждает, что является существом, живущим в далеком будущем, где Земля была забыта, и большинство людей «существуют в разных телах, [...] их мысли распределены между большим количеством отдельных мозгов» посредством формы мгновенной связи. Гномон - это особенно большой коллективный разум , состоящий из отброшенных нежелательных частей многих других людей, и одержим идеей предотвратить конец вселенной и рождение новых существ. Гномон встречается с огромным коллективным разумом размером с планету под названием Загреус , который предлагает Гномону доступ в Палату Исиды из повествования об Афинах. Камера действует как своего рода машина времени . В обмен на доступ в Палату Загреус требует, чтобы Гномон «убил банкира, алхимика, художника и библиотекаря». Нейт считает, что это был контр-нарратив, который Смит придумал, чтобы сломить Хантера.
В ходе расследования Нейт обнаруживает Лённрота и пытается преследовать беглеца через Лондон. Она обнаруживает, что Система не может и не будет видеть Лённрота — куда бы Лённрот ни пошел, система намеренно не смотрит. Открытие того, что Система скомпрометирована, пошатнуло веру Нейт в нее.
Оливер Смит убит в подземном туннеле. В ходе расследования Нейт вынуждена прийти к выводу, что Смита разорвала на части гигантская акула, несмотря на то, что туннель находится далеко от воды.
В рассказах Хантера Кириак похищается Николаосом Мегалосом, человеком, который якобы является православным патриархом ордена Святого Августина и Святого Спиридона , но на самом деле является греческим националистом . Кириакос, благодаря своим пророческим манипуляциям на фондовом рынке (движимым явно богоподобной акулой), стал знаменитым богатым, но также уничтожил инвестиции Мегалоса. Несмотря на это, Мегалос говорит Кириакосу, что он может воскресить свою мертвую девушку, если кто-то симбиотически станет ею, если Кириакос передаст ему своего бога (акулу) и поможет ему получить доступ к Палате Исиды. Мегалос приводит его в идиллическую греческую деревню, заставляет его встретиться с женщиной, которая станет Стеллой, а затем показывает Кириакосу, что Палату Исиды можно найти в Свидетелях, где Кириакос нашел ее однажды раньше (во время вечеринки с наркотиками).
Тем временем Афинаида входит в Подземный мир и пересекает четыре из пяти рек Аида ( Коцит , Стикс , Лета и Ахерон ), в какой-то момент становясь акулой, съевшей часы, оброненные Кириаком. Она встречает демона, которого она называет Всезнайкой, который дает ей таинственный совет и говорит, что она должна стать богом и Алкахестом, чтобы воскресить своего сына. Последняя река, Флегетон , хоть и не огненная река, как она ожидает, а огненная стена , через которую она не может пройти.
Берихун Бекеле вспоминает, как написал портрет Хайле Селассие , императора Эфиопии , перед тем, как его арестовал Дерг во время революции 1974 года. Бекеле вновь переживает свой побег из тюрьмы Алем Бекагн в Аддис-Абебе , где он создал картины с изображением Палаты Исиды в своей камере незадолго до казни, а затем прошел сквозь стены, чтобы сбежать. Бекеле считает, что должен сделать это еще раз, чтобы спасти себя и свою внучку, которые оказались в ловушке в безопасной комнате его дома во время пожара, устроенного террористами-расистами.
Наконец, Гномон входит в Зал и обнаруживает, что его личность сломана, полагая, что это предательство со стороны Загреуса. Собираясь в новый сосуд, он становится Лённротом и атакует Нейт в доме Хантера.
Нейт обнаруживает, что Оливер Смит был одним из пяти пожарных судей, фигур, которые могут контролировать Систему. Она обнаруживает, что Хантер тоже был одним из них, и что они разобрали личность Анны Магдалены, потому что она предположительно страдала редкой формой эпилепсии , из-за которой она страдала «преходящей бредовой паранойей». После этого Магдалена работала с Хантером, которому было жаль того, что она с ней сделала.
Позже Нейт обнаруживает, что и Хантер, и Пахет были судьями по пожарной безопасности и что судьи по пожарной безопасности знали о глубоких недостатках в системе. Несмотря на предполагаемую беспристрастность, Судьи Огня осознали, что человеческая иррациональность приведет к тому, что прямая демократия, лежащая в основе Системы, сделает ужасный выбор. Таким образом, они встроили в Систему бэкдор, Firespine, который позволял тонко манипулировать Системой для достижения более оптимальных результатов. После создания Firespine Анна Магалена обнаружила изъян в системе и стала для нее угрозой — ее радикальная нейрохирургия, по сути, была попыткой заставить ее замолчать, чтобы защитить Систему. Хантер разочаровался в проекте и ушел из него; ее допрос на самом деле был попыткой оставшихся пожарных судей восстановить контроль Хантера над Файрспайн. Судьи Огня подходят к Нейт и говорят ей, что, по их мнению, ее опыт работы с воспоминаниями Хантера сделал ее коннектом достаточно похожим на коннектом Хантера, так что она сможет взять под свой контроль Огненный Спайн и исправить систему. Они хотят, чтобы она присоединилась к ним.
Нейт делает вид, что подчиняется, а затем пробирается обратно в дом Хантера. Она находит потайную комнату под полом, которая дает ей доступ к чему-то, подозрительно похожему на кресло для допросов, в котором умер Хантер. Когда она садится в него, в комнату входит Лённрот. Различные рассказы Хантера снова начинают рушиться в голове Нейт, и она наконец понимает, почему Лённрот спросил ее, когда допрос Хантера закончился. Лённрот становится Охотником, и Нейт понимает, что она — контр-нарратив, развернутый против Хантера. Допрос так и не закончился. Хантер говорит Нейт, что, пережив ее воспоминания и внутренние повествования, она стала настолько похожа на нее, что верит, что Нейт поможет ей победить допрос и положить конец ошибочной Системе. Нейт соглашается.
Хантер убегает от допроса (очень похож на Анну Бекеле), и каждое из повествований Хантера заканчивается, снова расходясь. Бекеле сбегает из безопасной комнаты; Кириак спасен из Мегалоса; Афинаида возвращается домой, контролируя Алкахест (воскрешает ли она своего сына, остается выяснить читателю); и Нейт остается нетронутой, но одна в подсознании Хантера. Книга завершается тем, что Гномон обращается к читателю и говорит, что, как мем, он стал жить внутри читателя в процессе чтения его истории: «Я Гномон. С этого момента ты тоже».
Прием
[ редактировать ]В The Washington Post Майкл Дирда дал очень положительный отзыв. [ 1 ]
Представьте себе, если хотите, пинчоновский мегароман, который периодически напоминает фильмы «Начало» и «Матрица» , квестовые романы Рэймонда Чендлера о детективе Филипе Марлоу, замысловато-рекурсивный роман Джона Ле Карре « Лудильщик, Портной, Солдат, Шпион» , головокружительную научную фантастику Филип К. Дик , Уильям Гибсон и Нил Стивенсон , Иэн Пирс гипертекстовая Аркадия и Харуки Мураками альтернативный мир в 1Q84 и даже статья Washington Post на этой неделе о стремлении Китая к «тотальной слежке». Как могла бы выглядеть такая амбициозная книга? Вы уже знаете ответ». Основная оговорка Дирды заключалась в том, что книга «вероятно, слишком длинная», но в конце она сказала: «Как американские горки Сидар-Пойнт, ее последние главы заставят вашу голову кружиться. Но какая поездка!
В The Independent Дарра Макманус дал отрицательный отзыв: [ 2 ] назвав книгу «загадочной утопической эпопеей, наполненной элегантной чепухой». Хваля Харкауэя за то, что он «очень хорошо пишет о женщинах» («Хантер, Нейт и Афинаис — самые яркие творения и самые сильные элементы книги») и говоря, что «в Гномоне есть много вещей, которыми можно насладиться », она, тем не менее, чувствовала, что это « сильно сбивает с толку».
Дело не в длине, хотя роман слишком длинный. Дело не в том, что Харкауэй имеет склонность перезаписывать: как при обсуждении какой-либо точки зрения или наблюдения перед тем, как продолжить их, так и при использовании загадочных (и, возможно, несуществующих) слов там, где было доступно нормальное, широко известное слово. [...] Моя главная проблема в том, что Gnomon не имеет никакого смысла. Или, может быть, так и есть, по замыслу автора, но, боюсь, я был сбит с толку до парализованной глупости. В конце концов я действительно не мог сказать вам, кто, что и когда сделал, произошло ли что-либо, о чем здесь сообщается, на самом деле, существуют ли вообще какие-либо или все эти персонажи.
В The Guardian Стивен Пул также дал книге относительно негативную рецензию. [ 3 ] « Гномон [...] читается как первый черновик того, что могло бы быть более сжатой 400-страничной книгой, а не бессвязной 700-страничной книгой. Прогресс обычно останавливается отрывочными изложениями в стиле Википедии о приливных течениях или поведенческой экономике , или персонаж, задающий себе целую страницу или две вопросов о том, что только что произошло, или смутные рассуждения о значении личности. Вещи постоянно объясняются без необходимости». Тем не менее, Пул также сказал: «Такие дефекты не были бы такими раздражающими, если бы не было очевидно, что Ник Харкауэй иногда действительно может быть очень хорошим писателем. Читатели, которые готовы мысленно редактировать книгу по мере ее продвижения, как автор и редактор еще не встречал, столкнусь с множеством очень приятных фрагментов и наводящих на размышления идей». С другой стороны, та же газета назвала этот роман одной из лучших книг года, а Адам Робертс назвал его «удивительным и совершенно незабываемым произведением художественной литературы». [ 4 ]
Для NPR Джейсон Шиэн дал неоднозначную оценку: [ 5 ] говоря: «Это большая книга, отвлекающая книга, и она содержит так много всего, что иногда кажется (как и должен ощущаться дом Дианы Хантер) музеем диковинок, запертых между двумя обложками и энергично встряхиваемых. вас зацепит здесь деталь, там тик рекурсивного языка, пока внезапно вы не узнаете такие вещи об Исиде , океанских водах или Темзе , которые вы никогда не думали, что это будет интересно, пока Харкауэй не показал их перед ты."
Для Tor.com Найл Александер дал очень положительный отзыв. [ 6 ] «его обширное полотно включает в себя рассказы о необъяснимой древней истории, нашем пугающе провидческом настоящем и, соответственно, далеком будущем, и все это вращается вокруг центральной оруэлловской нити Гномона, как спутники-шпионы, находящиеся на пути к неизбежному столкновению». Александр назвал запутанное повествование «загадкой, разгадывать которую доставляет удовольствие», жалуясь только на то, что «когда ответы преподносятся нам на маленьких тарелочках, это обесценивает опыт, настолько богатый, что он замечателен во всех остальных отношениях». Александр заключил:
По своим предостерегающим персонажам и тщательному построению, по своей невероятной креативности и, наоборот, очень заслуживающим доверия комментариям, последняя книга Харкауэя, вероятно, является его величайшей. Как и в «Ушедшем мире» и «Создателе ангелов» до него, макрос просто великолепен — Гномон трещит по швам от привлекательных идей, мощно сформулированных и, возможно, более актуальных, чем когда-либо — но подкрепленный микро, которые сделали Тигермена таким трогательным. в то же время, подкрепленная исследованиями автора о смысле жизни в цифровую эпоху в «Слепом гиганте» , это не просто большая и дерзкая книга о технологиях или часовом искусстве. Это потрясающе смелое, едва прирученное произведение о том, как быть человеком во все более чуждую эпоху.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дирда, Майкл. «Каково это — жить в государстве, где ведется высокотехнологичная слежка» . Washingtonpost.com . Проверено 6 августа 2020 г.
- ^ Макманус, Дарра. «Загадочная утопическая эпопея, наполненная элегантной чепухой» . Независимый . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ Пул, Стивен. «Обзор Ника Харкауэя Gnomon – будущее тотальной слежки» . Хранитель . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ Робертс, Адам. «Лучшая научная фантастика 2017 года» . Хранитель . Проверено 6 августа 2020 г.
- ^ Шиэн, Джейсон. « Гномон начинается просто — а потом идет боком» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 16 апреля 2020 г.
- ^ Александр, Найл. «Концептуальная месса: Гномон Ника Харкауэя» . Тор.com . Проверено 16 апреля 2020 г.