Вера Джон-Штайнер
Вера Джон-Штайнер | |
---|---|
Рожденный | 13 июня 1930 г. Будапешт, Венгрия |
Умер | 6 декабря 2017 г. (87 лет) Санта-Фе, Нью-Мексико |
Занятие | Профессор психологии |
Награды |
|
Академическое образование | |
Альма-матер | Чикагский университет |
Академическая работа | |
Дисциплина | Педагогическая психология |
Учреждения | Университет Нью-Мексико |
Вера (Веронка) Джон-Штайнер (1930–2017) — венгерско-американский педагог-психолог и активистка. [1] Она была известна своими работами по творческому сотрудничеству, а также вкладом в психолингвистику , теорию культурно-исторической деятельности , межкультурное образование , двуязычие , психологию женщин и когнитивную психологию . [2] На ее теоретическую основу сильно повлияли работы Льва Выготского . В 2007 году Американская ассоциация исследований в области образования удостоила ее Премии за выдающиеся достижения. [3]
Джон-Штайнер был профессором лингвистики и педагогической психологии в Университете Нью-Мексико более 40 лет. [1]
Почести и награды [ править ]
- Книжная премия Уильяма Джеймса Американской психологической ассоциации за записные книжки разума: исследования мышления (1989) [4]
- Стипендия в Стэнфордского университета Центре перспективных исследований в области поведенческих наук (1989–1990). [5]
- Грант OFAC Педагогического колледжа Университета Нью-Мексико «Совместное познание: исследование закономерностей и практик» (1994 г.)
- Грант Педагогического колледжа Университета Нью-Мексико RAC «Общие и контрастирующие представления о сотрудничестве диад и малых групп» (1995 г.) [2]
- Грант Национального научного фонда «Комплексное сотрудничество» (совместно с М. Миннисом и Р. Вебером) (1995–1996). [2]
- Ежегодная исследовательская лекция в Университете Нью-Мексико (1998 г.) [6]
- Премия за пожизненный вклад от Группы особых интересов в области культуры и истории Американской ассоциации исследований в области образования (2006 г.) [7]
- За выдающийся вклад в развитие социальных контекстов в исследованиях в области образования – Премия Американской ассоциации исследований в области образования (2007 г.) за выдающиеся достижения. [3]
Биография [ править ]
Веронка Полгар родилась в Будапеште, Венгрия, в семье Ференца и Софи Полгар. Впервые она прибыла в Соединенные Штаты как беженка во время Второй мировой войны , после того как была заключена в Берген-Бельзен концентрационный лагерь во время Холокоста . [1]
Джон-Штайнер училась в Колумбийском университете , где получила степень бакалавра гуманитарных наук. Затем она получила степень доктора социальной психологии и психологии развития в Чикагском университете . В это время она познакомилась и вышла замуж за нейробиолога Роя Джона. [8]
Во время учебы в Чикагском университете Джон-Штайнер выступала против маккартизма , поскольку она стала более активно участвовать в студенческой политической деятельности. Кроме того, ее участие в Движении за гражданские права предоставило ей возможность сотрудничать с такими известными фигурами, как Поль Робсон , Уэб Дюбуа и Малкольм Икс . [8]
Джон-Штайнер был активистом, страстно увлеченным образованием и межкультурной деятельностью. [1] Это побудило ее участвовать в совместных проектах с Head Start программами и резервациями навахо . [9] Ее образовательный путь привел к должности профессора в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе , Рочестерском университете и Университете ешивы . Впоследствии она переехала в Санта-Фе , штат Нью-Мексико, со своим вторым мужем, Стэном Штайнером , и поступила на факультет Университета Нью-Мексико в качестве профессора Риджентс . [1] В 1998 году Джон Штайнер был удостоен звания ежегодного лектора-исследователя Университета Нью-Мексико. Это одна из самых престижных наград, которые университет вручает своим преподавателям в знак признания их академического и творческого вклада. [6]
Джон-Штайнер скончалась 6 декабря 2017 года в возрасте 87 лет в своем доме в Санта-Фе. [1]
Исследования [ править ]
Джон-Штайнер внес значительный вклад в изучение человеческого развития, обучения, познания и культуры. Ее исследования в области межкультурного образования и творческого сотрудничества продолжают изучаться и расширяться исследователями, которые считают ее работу основополагающей для этой области. [10]
Джон-Штайнер хорошо известен тем, что расширил идеи Льва Выготского , в частности его концепцию Зоны ближайшего развития , термина педагогической психологии , который подробно описывает, как среда учащегося формируется образовательным контекстом. Ее работа расширила рамки Выготского, включив в них сотрудничество, особенно в том, что касается педагогики и отношений педагог-ученик, что было ценно для дальнейшего понимания того, как эмоциональные и аффективные факторы влияют на обучение и творческое развитие человека. [11] Джон-Штайнер также опирался на плодотворные модели и теории интеллекта Джерома Брунера и Говарда Гарднера и создал новые основы для междисциплинарных моделей творчества. [12] Ее работа привела к пониманию использования «невидимых инструментов», которые творческие мыслители накапливают по мере развития своих идей. В рамках этой структуры творческие мыслители имеют доступ к психическим резервуарам опыта (например, воспоминаниям , тревоге и другим эмоциям , наставничеству и другим отношениям), которые они используют, внося новый вклад в свои области деятельности. [12]
Книга Джона-Штайнера «Записные книжки разума: исследования мышления» получила премию Уильяма Джеймса Американской психологической ассоциации в 1989 году. [4] В этой книге основное внимание уделяется тому, как творческий опыт формируется под воздействием развития, мотивации и социокультурных различий. [13] Для этой книги Джон-Штайнер взял интервью у 50 мужчин и женщин, которые были выдающимися мыслителями и внесли свой вклад в науку , гуманитарные науки и искусство . Она раскрыла различные способы развития творческого мышления, сосредоточив внимание на индивидуальных различиях и подробно описав, как социальный и культурный контекст влияет на творческое мышление. Голосами интервьюируемых Джон-Штайнер рассказал о различных способах объединения идей и о том, как результат работы является зеркалом индивидуальных компетенций, знаний и навыков. [14] В этом томе она подчеркнула важность окружающей среды или контекста в творческом опыте и процессе. В своем обзоре 1986 года Джейн Феррис-Ричардсон написала, что Джон-Штайнер считает, что творчество постоянно растет и развивается, и что роль, которую образовательная среда играет в развитии этого опыта, имеет важное значение. [13] Последующая книга Джона-Штайнера «Творческое сотрудничество». [15] сосредоточен на межличностной динамике и на том, как творческое мышление формируется партнерством, дружбой, сотрудничеством и сообществами. Она использовала биографии и, когда это было возможно, проводила полуструктурированные интервью, чтобы провести хорошо информированное исследование отношений сотрудничества. [14]
Джон-Штайнер был увлечен разнообразием человеческого познания и отверг идею о том, что существует единая структура, определяющая человеческое мышление, иначе известная как когнитивный универсализм . В своем эссе «Когнитивный плюрализм: анализ Уорфа» Джон-Штайнер подробно остановилась на языке в его отношении к мышлению, развивая гипотезу Сепира-Уорфа или идею о том, что языковое сообщество влияет на то, как люди интерпретируют и классифицируют мир вокруг себя. [16]
После выхода на пенсию Джон-Штайнер опубликовал книгу «Любить и ненавидеть математику: бросая вызов мифам математической жизни» (2010) в соавторстве с Рубеном Хершем . [17] По мнению рецензентов Борвейна и Осборна, цель книги — развеять распространенные мифы о том, как учащиеся и преподаватели взаимодействуют с математикой. [18]
социальное Академическое влияние и
Книга «Построение сообщества мысли: письма о стипендии, преподавании и наставничестве Веры Джон Штайнер» [19] представляет собой сборник писем, адресованных Джон-Штайнер, в которых подчеркивается и подтверждается ее вклад в обучение и наставничество поколений студентов и ученых. В своем письме Джону-Штайнеру Питер Смагоринский из Университета Джорджии описывает Джона-Штайнера как скромного, милосердного и мудрого человека. [20] Он определяет ее как человека, который «бросил вызов ортодоксальности» как в своих политических взглядах, так и в своей академической философии и педагогике.
Книги [ править ]
- Коул М., Джон-Штайнер В., Скрибнер С. и Суберман С. (ред.). (1978). Разум в обществе: развитие высших психологических процессов. Издательство Гарвардского университета.
- Коннери, MC, Джон-Штайнер, В., и Марьянович-Шейн, А. (ред.). (2010). Выготский и творчество: Культурно-исторический подход к игре, смыслотворчеству и искусству . Питер Лэнг.
- Херш Р. и Джон-Штайнер В. (2010). Любить и ненавидеть математику: бросая вызов мифам математической жизни . Издательство Принстонского университета.
- Джон-Штайнер, В. (1971). Двуязычное образование в раннем детстве . Ассоциация современного языка.
- Джон-Штайнер, В. (1986). Записные книжки ума: исследования мышления. Издательство Оксфордского университета.
- Джон-Штайнер, В. (2000). Творческое сотрудничество . Издательство Оксфордского университета.
- Джон-Штайнер В., Кэзден К. и Хаймс Д. (ред.). (1972). Функции языка на уроке . Издательство педагогического колледжа.
- Джон-Штайнер В., Панофски К. и Смит Л. (ред.) (1994). Социокультурные подходы к языку и грамотности: интеракционистская перспектива . Издательство Кембриджского университета.
документы Репрезентативные
- Херш Р. и Джон-Штайнер В. (2016). Происхождение понимания в математике. В книге Р. Лейкин и Б. Шрираман (ред.) Творчество и одаренность: достижения в математическом образовании (стр. 135–146). Чам. https://doi.org/10.1007/978-3-319-38840-3_9
- Джон-Штайнер В. и Херш Р. (2014). Творческие трансформации этических проблем. В С. Моран, Д. Кропли и. Дж. К. Кауфман (ред.) Этика творчества (стр. 205–220). Пэлгрейв Макмиллан. https://doi.org/10.1057/9781137333544_12
- Джон-Штайнер В. и Ман Х. (1996). Социокультурные подходы к обучению и развитию: Выготский подход. Педагог-психолог , 31 (3–4), 191–206. https://doi.org/10.1080/00461520.1996.9653266
- Джон-Штайнер В., Михан ТМ и Ман Х. (1998). Функционально-системный подход к разработке концепций. Разум, культура и деятельность , 5 (2), 127–134. https://doi.org/10.1207/s15327884mca0502_6
- Ман Х., Джон-Штайнер В. и Чиксентмихайи М. (1996). Психологическое использование теории сложности. Американский журнал психологии , 109 (3), 465–475. https://doi.org/10.2307/1423017
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж «Некролог ВЕРОНКИ ДЖОН-ШТАЙНЕР (2017) – Таос, Нью-Мексико – Санта-Фе, Нью-Мексико» . Legacy.com . Проверено 10 октября 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Вера Джон Штайнер :: Лингвистика | Университет Нью-Мексико» . ling.unm.edu . Проверено 14 октября 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Награды» . www.aera.net . Проверено 17 октября 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Книжная премия Уильяма Джеймса» . www.apadivisions.org . Проверено 16 октября 2023 г.
- ^ «Вера П. Джон-Штайнер | Центр перспективных исследований в области поведенческих наук» . casbs.stanford.edu . Проверено 17 октября 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Ежегодная исследовательская лекция (ARL) | UNM Research» . исследование.unm.edu . Проверено 17 октября 2023 г.
- ^ «XMCA Mail 2006_03: [xmca] Ch-SIG Awards за 2006 год» . lchc.ucsd.edu . Проверено 17 октября 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Мемориал Веры» . www.mykeeper.com . Проверено 14 октября 2023 г.
- ^ Джон-Штайнер, Вера; Панофски, Кэролайн (1 января 1992 г.). «Повествовательная компетентность: межкультурные сравнения» . Журнал повествования и истории жизни . 2 (3): 219–233. дои : 10.1075/jnlh.2.3.03com . ISSN 1053-6981 .
- ^ Коннери, М. Кэтрин; Джон-Штайнер, Вера (01 июня 2012 г.). «Сила воображения: создание инновационных классов посредством культурно-исторического подхода к творческому образованию» . ИЗУЧАЕМ ПЕЙЗАЖИ . 6 (1): 129–154. дои : 10.36510/learnland.v6i1.579 . ISSN 1913-5688 .
- ^ Уэллс, Гордон; Клакстон, Гай, ред. (2002). Обучение ради жизни в 21 веке: социокультурные перспективы будущего образования (1-е изд.). Уайли. дои : 10.1002/9780470753545 . ISBN 978-0-631-22330-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Попова, Мария (2 сентября 2014 г.). «Психолингвист-новатор Вера Джон-Штайнер о том, как работает творчество» . Маргинал . Проверено 23 октября 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ричардсон, Джейн Феррис (1986). «Рецензия на книгу: обзор «Записных книжек разума: исследования мышления» . Журнал образования . 168 (2): 136–140. дои : 10.1177/002205748616800210 . ISSN 0022-0574 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бэррон, Бриджит (2002). Джон-Штайнер, Вера (ред.). «Творческая работа в контексте отношений и ее значение для развития» . Человеческое развитие . 45 (5): 367–371. ISSN 0018-716X .
- ^ Джон-Штайнер, Вера (2000). Творческое сотрудничество . Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать. ISBN 978-0-19-506794-1 .
- ^ Джон-Штайнер, В. (1991). Когнитивный плюрализм: анализ Уорфа. В «Влияние языка на культуру и мышление: очерки в честь шестидесятипятилетия Джошуа А. Фишмана» , Влияние языка на культуру и мышление , Де Грюйтер Мутон, 04 июня 2019 г., номер документа : 10.1515/9783110859010 , ISBN 978-3-11-085901-0 , получено 26 ноября 2023 г.
- ^ Херш, Рубен; Джон-Штайнер, Вера (2011). Любить и ненавидеть математику: бросая вызов мифам математической жизни . Принстон, Нью-Джерси Вудсток: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-14247-0 .
- ^ Борвейн, Джонатан М.; Осборн, Джуди-Энн (1 декабря 2011 г.). «Любить и ненавидеть математику Рубена Херша и Веры Джон-Штайнер» . Математический интеллект . 33 (4): 63–69. дои : 10.1007/s00283-011-9260-1 . ISSN 1866-7414 .
- ^ Лейк, Роберт; Коннери, М. Кэтрин; Джон-Штайнер, Вера, ред. (2013). Построение сообщества мысли: письма о стипендии, преподавании и наставничестве Веры Джон-Штайнер . Педагогическая психология. Нью-Йорк, Нью-Йорк Франкфурт Берлин [ua]: Ланг. ISBN 978-1-4331-1917-0 .
- ^ Смагоринский, Петр. «Смелый и отважный путь Веры Джон-Штайнер» (PDF) .
Внешние ссылки [ править ]
- Страница преподавателя Веры Джон-Штайнер в Университете Нью-Мексико
- Запись Веры Джон-Штайнер о любви и ненависти к математике