Калисто

«Калисто» — итальянская опера Франческо Кавалли на либретто Джованни Фаустини , основанная на мифологической истории Каллисто .
Опера впервые была представлена 28 ноября 1651 года в театре Сант-Аполлинаре , в Венеции где она собрала ограниченную аудиторию на одиннадцать представлений. В ХХ веке он был успешно возрожден.
Либретто
[ редактировать ]Либретто было опубликовано в 1651 году Джулиани и Батти. История сочетает в себе два мифа: соблазнение Юпитером Калисто и приключение Дианы с Эндимионом . Сюжет несколько шаблонен: Джейн Гловер прокомментировала, как либреттисту пришлось изобретать сложности, чтобы оправдать ожидания публики в контексте венецианской оперы. [ 1 ]
История выступлений
[ редактировать ]Фаустини, который был импресарио и либреттистом, арендовал театр Сант-Аполлинаре в 1650 году. Он и Кавалли поставили там три оперы перед его смертью в декабре 1651 года во время показа «Калисто» . Театр был оснащен сложной сценической техникой, призванной впечатлять оперную публику зрелищем. Однако одиннадцать представлений «Калисто» с 28 ноября по 31 декабря 1651 года привлекли лишь около 1200 посетителей в театр, вмещавший 400 человек. [ 2 ]
Оригинальная венецианская постановка пострадала от множества инцидентов, в том числе от смерти primo uomo Бонифатио Черетти вскоре после премьеры. Это вызвало серьезные изменения в первоначальном составе: роль Эндимионе была изменена с альта на сопрано и, вероятно, передана одному из братьев Каресана; это заставило найти новую певицу для исполнения Линфеи, вероятно, назначенную молодой женщине, которую называли «путелла» (то есть молодая девушка). [ 3 ] Два сопрано Фьюри были заменены одной басовой Фурией, скорее всего, в исполнении Паллегрино Каннера, и был добавлен новый персонаж, пьяный крестьянин по имени Бифолко, вероятно, в исполнении нового певца Лоренцо Ферри, партия которого не сохранилась в партитуре. . Скорее всего, заглавную партию Калисто исполняла Катерина Джани, лодку которой во время репетиций и показа оперы оплачивал импресарио другая примадонна , а роль Дианы исполняла , Маргарита да Коста. Также вполне вероятно, что партии Джове и Джове-ин-Дианы исполнял один и тот же певец, Джулио Чезаре Донати, который умел исполнять и бас, и сопрано с помощью техники, известной как бассо алла бастарда. [ 4 ] (см. Роли ниже).
Рукописная партитура хранится в Библиотеке Марчианы в Венеции вместе с другими операми Кавалли. Это позволило Ла Калисто возродить в наше время. Первым, кто опубликовал партитуру, был британский дирижер Рэймонд Леппард в 1975 году. [ 5 ] Леппард аранжировал оперу для исполнения на оперном фестивале в Глайндборне в 1970 году. В этой постановке участвовал ряд выдающихся на тот момент певцов, в том числе Джанет Бейкер в роли Дианы. Это имело большое значение для создания новой аудитории для оперы в стиле барокко , и записанную версию до сих пор слушают (она выпущена на компакт-диске). Однако в результате того, как Леппард «осознал» (как он назвал свои оркестровки), опера была удалена из оригинального произведения.
Премьера оперы в США состоялась в апреле 1972 года на открытии павильона Патрисии Корбетт в Музыкальном колледже-консерватории Университета Цинциннати . В актерский состав вошли Барбара Дэниэлс в роли Дианы и Том Фокс в роли Джове. [ 6 ] Она была исполнена в Лондоне Opera Factory в Королевском придворном театре в июне 1984 года под управлением клавесиниста , Пола Дэниэла дирижировавшего группой из девяти исполнителей на барочных инструментах . [ 7 ]
Опера продолжает исполняться на новых площадках. Например, премьера состоялась в мадридском Teatro Real в 2019 году, а в сезоне 19–20 она была исполнена в Аахене. [ 8 ] и Нюрнберг . [ 9 ] Он с успехом был исполнен в Ла Скала в 2021 году в постановке Дэвида Маквикара . Дирижером был Кристоф Руссе , который объединил исполнителей своего ансамбля барочной музыки Les Talens Lyriques с участниками оркестра Ла Скала, чтобы заполнить большой зал. Среди певцов были Чен Рейсс в роли Калисто, Лука Титтото в роли Юпитера, Вероника Генс в роли Юноны, Ольга Безсмертна в роли Дианы, Кристоф Дюмо в роли Эндимиона, Кьяра Амару в роли Линфеи и Маркус Верба в роли Меркьюри. [ 10 ] [ 11 ]
Публикация
[ редактировать ]Леппард
[ редактировать ]Издание Раймонда Леппарда 1975 года стало первой публикацией партитуры. Он включает переводы либретто.
Коричневый
[ редактировать ]В 2008 году издание партитуры Дженнифер Уильямс Браун (AR Editions, 2007) получило Американского музыковедческого общества (в знак признания выдающихся научных изданий или переводов). премию Клода В. Палиски [ 12 ]
Торренте и Бадолато
[ редактировать ]Немецкое музыкальное издательство Bärenreiter Verlag инициировало публикацию «Опер Франческо Кавалли» в 2012 году, выпустив новое критическое издание, подготовленное Альваро Торренте и Николой Бадолато. [ 13 ] который использовался в новых постановках оперы в Баварской государственной опере (2005 г.), Королевском оперном театре (2008 г.), Театре Базеля (2010 г.) и Королевском театре (2019 г.).
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 28 ноября 1651 г. (Дирижер: Франческо Кавалли) |
Альтернативный состав предложено А. Торренте [ 14 ] |
---|---|---|---|
Природа | высокий мерин | Томазо Бови | Томазо Бови |
Вечность | сопрано | Маргарита да Кошта | Нина Даль Павон |
Судьба | мальчик сопрано | Кристофоро Каресана | Маргарита да Кошта |
Каллисто | сопрано | Маргарита да Кошта | Кэтрин Джани |
Юпитер | бас | Джулио Чезаре Донати | Джулио Чезаре Донати |
Юпитер в Диане | сопрано или бас | Кэтрин Джани | Джулио Чезаре Донати |
Диана | сопрано | Кэтрин Джани | Маргарита да Кошта |
Эндимионе | высокий кастрированный | Бонифаций Черетти | Кристофоро Каресана |
Юнона | сопрано | Нина Даль Павон | Нина Даль Павон |
Линфеа | кастрированное сопрано | Андреа Каресана | Шлюха (Антония Бембо?) |
сатир | мальчик сопрано | Кристофоро Каресана | Андреа Каресана |
Меркурий | тенор | Тенор Каррары [так в оригинале] | Тенор Каррары (Франческо Герра?) |
Есть | высокий кастрированный | Томазо Бови | Томазо Бови |
Сильвано | бас | Пеллегрино Каннер | Пеллегрино Каннер |
Ярость 1 | кастрированное сопрано | Андреа Каресана | |
Ярость 2 | мальчик сопрано | Кристофоро Каресана | |
Ярость | бас | Пеллегрино Каннер |
Краткое содержание
[ редактировать ]В основу сюжета лег миф о Каллисто из Овидия » «Метаморфоз .
Записи
[ редактировать ]- Солисты, в том числе Джанет Бейкер , Джеймс Боуман и Илеана Котрубас , Хор Глайндборнского фестиваля, LPO , Раймонд Леппард ( Декка , 1971)
- Concerto Vocale , Рене Джейкобс , Марсело Липпи, Мария Байо и др. ( Гармония Мунди , 1996)
- Glimmerglass Opera , Джейн Гловер (BBC Music, 1996) — отрывки из живого выступления
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Гловер, Джейн, «Пик периода венецианской публичной оперы: 1650-е годы» (1975–1976). Труды Королевской музыкальной ассоциации , 102 : стр. 67-82.
- ^ Гликсон, Бет Л. и Гликсон, Джонатан Э., « Марко Фаустини и постановка венецианской оперы в 1650-х годах: недавние архивные открытия», Журнал музыковедения (зима 1992 г.), 10 (1): стр. 48-73.
- ↑ Клэр Фонтейн предполагает, что этой молодой девушкой могла быть Антония Бембо , 11-летняя девочка из 1651 года, которая училась у Кавалли по вокалу и композиции. Клэр Фонтейн, «Sotto la disciplina del Signor Cavalli»: Работы Строцци и Бембо», в издании Клэр Фонтейн, Fiori Musicali: Liber amicorum Александра Силбигера в день его 75-летия (Sterling Heights: Harmonie Park Press, 2010), 165- 83, особенно 171-76.
- ^ Альваро Торренте, «Двадцать два шага: аномалии ключей или 'Basso alla Bastarda' в итальянской опере середины семнадцатого века», в Бет Гликсон, Натан Линк и Ребекка Сайпесс (ред.), Слово, изображение и песня: очерки Италия раннего Нового времени (Рочестер, University of Rochester Press, 2013), стр. 101–14.
- ^ Кавалли, Ф., Леппард, Р., Фаустини, Г., Марц, К.Р. и Данн, Г. (1975). Каллисто: Опера в двух действиях с прологом Лондон: Faber Music.
- ^ Жанель Гельфанд (13 июля 2014 г.). «Любовь «Ла Калисто» » . Цинциннати Инкуайрер .
- ^ Родни Милнс, « Ла Калисто . Оперная фабрика в театре Royal Court, Лондон, 12 июня» , Opera , август 1984 г., стр. 931–932.
- ^ Андреас Фалентин (21 июня 2021 г.). «Барокко фильтр-пузырьки» . Немецкая сцена .
- ^ Дитер Столл (21 июня 2021 г.). «В средней школе Мемориала Греты» . Немецкая сцена .
- ^ Эмануэле Сеничи, Opera Вокруг света, Италия, Милан , Опера , февраль 2022 г., с. 194.
- ↑ Ренато Верга, Кавалли « Ла Калисто впервые прибывает в Ла Скала и побеждает» , bachtrack, 1 ноября 2021 г.
- ^ Американское музыковедческое общество. Лауреаты премии Клода В. Палиски .
- ^ Торренте, Альваро и Никола Бадолато (ред.), Франческо Кавалли. Ла Калисто , Оперы Франческо Кавалли, Том I, Кассель, Bärenreiter Verlag, 2012. ISMN 979-0-006-55660-1.
- ^ «Введение» в критическое издание La Calisto.
- Источники
- Холден, Аманда (ред.), The New Penguin Opera Guide , Нью-Йорк: Penguin Putnam, 2001. ISBN 0-14-029312-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гликсон, Бет, Розанд, Эллен и др ., Калисто на звезде: Кавалли и постановка венецианской оперы , стенограммы лекций и видеопрезентация, Грешам-Колледж , 22 сентября 2008 г.
- La Calisto : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- «Введение» в критическое издание «Ла Калисто» Альваро Торренте, Кассель, Bärenreiter, 2012.