Afanasy Nikitin
Afanasy Nikitin | |
---|---|
Родное имя | Афанасий Никитин |
Рожденный | Тверь , Тверское княжество. |
Умер | в. весна 1475 г. Под Смоленском , Великое княжество Литовское. |
Язык | Русский |
Известные работы | Путешествие за три моря |
Afanasy Nikitin [а] ( Русский : Афанасий Никитин ; умер в 1475 г.) был русским купцом из Твери и одним из первых европейцев (после Никколо де'Конти ), который отправился в Индию и задокументировал свой визит в Индию . Свое путешествие он описал в рассказе, известном как » « Хождение за три моря .
Путешествие
[ редактировать ]Афанасий Никитин, сын Никиты, был купцом в Твери . [2] До своего путешествия в Персию и Индию Афанасий Никитин, вероятно, занимался дальней торговлей и ранее побывал в Османской империи , Великом княжестве Литовском , Молдавии , [3] Валахия , Грузия , Крым и другие страны. [4] В 1466 или 1468 г. [3] [б] Никитин покинул свой родной город Тверь в коммерческой поездке, планируя торговать землями вокруг Каспийского моря и дойти до Ширвана (на территории современного Азербайджана ). [6] Он путешествовал по Волге , остановился у Макарьева монастыря , затем через Углич , Кострому и Плёс добрался до Нижнего Новгорода . Вслед за караваном вернувшегося в Москву посла из Ширвана Гасан-бека Никитин и его товарищи-купцы отправились дальше на юг. [3] Под Астраханью его отряд подвергся нападению и ограблению сначала ногайцев (которых он называет татарами ), затем снова кайтагов на берегу Каспия. [7] [8] Вещи Никтина были украдены, [9] а некоторые из его товарищей-русских купцов попали в плен кайтагами. [7] Никитин отправился в лагерь Ширваншаха (правителя Ширвана) в Шемахе просить о помощи. [10] Его пленных товарищей спас Ширваншах. [11] который, однако, отказался предоставить ему и его товарищам возможность вернуться домой. [8] В этот момент, пишет Никитин, его партия разошлась: «У кого что осталось на Руси, тот вернулся на Русь; кто имел долги на Руси, пошел, куда мог». [9] [10]
Надеясь возместить свои потери, [с] Никитин продолжил путь в Дербент , который был для него знакомым рынком, а затем в Баку . [14] Затем он пересек Каспийское море и попал в Персию , где следовал по известному торговому пути и делал длительные остановки в торговых городах. Он прошел через Чапакур ( Чапак-Руд , где оставался в течение шести месяцев), Сари , Амол , Кашан и Йезд , прежде чем достичь Ормуза в Персидском заливе . [3] В общей сложности он пробыл в Персии два года. [15] Услышав о богатстве Индии от купцов-мусульман, он решил отправиться туда. [3] [14] Весной 1471 года Никитин отплыл в Индию из Ормуза и, сделав несколько остановок, [10] прибыл в порт Чаул шесть недель спустя. [3] Вероятно, именно после прибытия в Индию он начал писать свои путевые заметки. [15]
Никитин наблюдал рынки, образ жизни и дворы султаната Бахмани и империи Виджаянагара . [14] Он посетил индуистское святилище Парваттум , которое назвал «Иерусалимом индусов». [16] Он упоминает, что занимался торговлей лошадьми, хотя его коммерческая деятельность могла быть более обширной, чем прямо указано в его отчете. Он провел почти три года в Индии. [1] прежде чем принять решение вернуться в Россию, придя к выводу, что дальнейшее путешествие не принесет ему большой прибыли и что он не может позволить себе оставаться в Индии. [17] Никитин также выказал стремление вернуться на родину: «Да защитит Бог землю Русскую! Нет в мире земли такой, как она. Но почему же князьям в Русской земле не жить друг с другом, как братья? Пусть Русская земля быть упорядоченным, потому что справедливость там встречается довольно редко». [18]
На обратном пути Никитин посетил Маскат , аравийский султанат Сомали и Трабзон . В ноябре 1474 года он отплыл из Трапезунда в Каффу (ныне Феодосия), где находилось большое русское поселение. [1] [19] Вероятнее всего, в Каффе он составил «Хожение за три моря» на основе своих путевых заметок и воспоминаний. По пути в Тверь Никитин умер недалеко от Смоленска весной 1475 года. Другие русские купцы отнесли его записи Василию Мамыреву, секретарю Ивана III , великого князя московского. Автор Львовской летописи пишет, что он получил записки Никитина в 1475 году и включил их в свой труд, но больше ничего узнать о путешественнике не смог. [14]
Во время своей поездки Никитин изучал население Индии, ее социальную систему , правительство , армию (он был свидетелем военных игр с участием боевых слонов ), ее экономику, религию , образ жизни и природные ресурсы. Он описывает внешний вид индейцев, их одежду и пищу, взаимоотношения и так далее. [1] В записках Никитина упоминается: «земляки очень бедны, а бояре богаты и живут в роскоши». [1] Обилие и достоверность фактического материала Никитина представляют собой ценный источник сведений об Индии того времени, а также его замечания о торговле Ормуза, Камбея , Каликута , Дабхола , Цейлона , Пегу и Китая; О королевских достижениях и других функциях, как церковных, так и гражданских, в столице Бахмани Бидаре , а также о чудесах великой ярмарки в Парваттуме, а также его сравнения русского и индийского вещей заслуживают особого внимания. [16]
Религия
[ редактировать ]Изучив рассказ Никитина и особенно его ссылки на ислам (большая часть Индии управлялась мусульманскими султанами, а многие мусульманские купцы жили вдоль побережья), особенно молитвы, которые он транслитерирует с арабского и тюркского языков на кириллицу, Гейл Ленхофф и Джанет Мартин предположили, что что Никитин мог принять ислам в Индии. [20]
Потеря контакта с христианством и жизнь среди мусульман (а также очевидный отказ от христианства и обращение в ислам) беспокоили его, о чем он несколько раз упоминал в своем отчете. Действительно, он начал свой рассказ, назвав его «грешным путешествием за три моря». Далее он пояснил, что продолжал привязывать события к христианским религиозным праздникам и ссылался на Богородицу и святых («Святых отцов»), он не помнил, когда были христианские праздники, и поэтому не мог праздновать Пасху и другие подвижные праздники. праздники или соблюдайте христианские посты ( Великий пост , Петровский пост пост , Адвентский и т. д.). Таким образом, он соблюдал посты мусульман и прерывал пост, когда они это делали. Он также писал, что в Биндаре на третьем году своего путешествия он «пролил много слез за христианскую веру». В самом конце своего рассказа он написал о своем желании вернуться домой и к христианской вере: «Я, Афанасий, проклятый раб Всемогущего Бога, Создателя неба и земли, размышлял о христианской вере, Крещение Христово , посты, установленные святыми отцами, и апостольские заповеди, и мне захотелось вернуться [назад] на Русь!». [21]
Яков Лурье Никитина» , редактор журнала «Путешествие , считает его обращение сомнительным, указывая, что обрезанный новообращенный был бы подвергнут гонениям или даже казнен на Руси, поэтому, если бы Никитин действительно стал мусульманином, он бы избежал возвращения в свою страну. стране, а на самом деле он умер на обратном пути на территории Великого княжества Литовского недалеко от московской границы. [22] Однако Лурье характеризует религиозные высказывания Никитина как «своеобразный синкретизм человека, который признавал любую монотеистическую веру «истинной», если исповедовал ее с чистым сердцем». [23]
Наследие
[ редактировать ]Историография
[ редактировать ]Никитина стало известно ученым О путешествии относительно рано, и видные историки упоминали его в своих работах, например, Николай Карамзин (1766–1826) в своей «Истории государства Российского» (1817). Никитина» Текст «Путешествия в «Софийской Второй летописи» впервые был опубликован целиком в 1821 году. [24] Немецкий перевод записок Никитина был также опубликован в 1835 году под названием «Путешествие в Индию, предпринятое русским купцом в XV веке» в «Dorpater Jahr Bücher für Literatur» . [24] Русский дипломат в Лондоне Михаил Виельгорский перевел версию для Общества Хаклюта , которая была опубликована в 1855 году. [25] Многие историки использовали записи Никитина как надежный источник по истории Индии XV века. [26]
Даты путешествий Никитина обсуждаются учеными; До 1980-х годов было общепринятым, что Никитин провел 1466–1472 годы в Индии, когда Леонид Семенов оспорил эти даты и опубликовал в 1980 году книгу, посвященную путешествиям Никитина. Его хронология была принята в «Литературные памятники» серию Российской академии. наук . Согласно реконструкции Семенова, Никитин покинул Россию в 1468 году и 1471–1474 годы провел в Индии. [27]
Дань уважения
[ редактировать ]В 1955 году местные власти Твери установили на берегу Волги бронзовый памятник Афанасию Никитину. Скульптор — Сергей Орлов . Существует народная легенда, что эта статуя была воздвигнута потому, что Никита Хрущев , посетив Индию, сказал премьер-министру Джавахарлалу Неру, что в России есть статуя Никитина, хотя на самом деле ее не было (Неру спросил, почтили ли русские первую русскую посетить Индию). Чтобы не оказаться лжецом, Хрущев перезвонил в Россию и потребовал, чтобы памятник Никитину был установлен немедленно, до государственного визита Неру в Россию. Статуя была изображена на российской почтовой марке в 2005 году, посвященной 75-летию образования Тверской области . [28]
Никитин также был изображен на монете, посвященной 525-летию его путешествия. [ нужна ссылка ]
В 1958 году российская государственная киностудия «Мосфильм» и продюсерский дом «Ная Сансар Интернэшнл» индийского режиссера Ходжи Ахмада Аббаса совместно продюсировали фильм « Путешествие за три моря» с Олегом Стриженовым в роли Никитина.
постройки 1962 года Ледокол «Ледокол-2» был переименован в «Афанасий Никитин» в 1966 году.
В 2000 году в честь Никитина был установлен черный обелиск в Ревданде , в 120 км к югу от Мумбаи , вероятном месте, где он впервые ступил на землю Индии.
В 2006 году индийская организация Adventures & Explorers при поддержке посольства Индии в Москве и администрации Тверской области выступила спонсором Никитинской экспедиции, в рамках которой 14 путешественников отправились из Твери, чтобы проследить путешествие Никитина по России, Ближнему Востоку и России. Средней Азии до Индии. [29] Экспедиция длилась с 12 ноября 2006 г. по 16 января 2007 г. Индийская газета The Hindu опубликовала несколько репортажей о ходе экспедиции. [30] Достигнув Индии, два участника экспедиции в марте 2007 года отправились из Мумбаи на внедорожниках, чтобы проследить путешествия Никитина по самой Индии. [31]
В его честь названа подводная гора Афанасия Никитина в Индийском океане.
17 апреля 2022 года Корпорация Кожикоде почтила память Афанасия Никитина, отметив 550-летие его визита в Кожикоде. Кроме того, в честь Никитина была переименована Таможенная дорога в городе, что также установило статус города-побратима с Тверью, местом рождения Никитина. [ нужна ссылка ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Российская рок-группа «Аквариум» написала песню «Афанасий Никитин Буги». Пауэр-метал-группа « Эпидемия» сочинила песню « Хождение за три моря» о произведениях Никитина. Имя Афанасия Никитина носит марка тверского пива «Афанасий». [32]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Также известен как Афанасий Никитин . [1]
- ↑ Раньше началом пути Никитина повсеместно считался 1466 год. Эту дату впервые предложил Измаил Срезневский в 1856 году. В 1978 году Л. С. Семенов предложил 1468 год как дату отъезда Никитина из России. [3] Эта более поздняя дата все чаще используется как начало пути Никитина. [5] В рассказе Никитина нет конкретных дат, что затрудняет точную датировку событий. [3]
- ↑ Яков Лурье пишет, что Никитин, должно быть, приобрел свои товары в кредит и ему грозило бы рабство как должнику, если бы он вернулся домой с пустыми руками, чем и объясняется свое решение продолжить путь и искать дальнейшие торговые возможности. [12] Это оспаривают Гейл Ленхофф и Джанет Мартин, которые пишут, что, скорее всего, Никитин приобретал свои товары, используя свои скромные средства. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Оксфордский спутник исследования мира . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2007. ISBN 9780195149227 .
- ^ Корнуэлл, Нил (2 декабря 2013 г.). Справочник по русской литературе . Рутледж. п. 583. ИСБН 978-1-134-26070-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Перхавко 2013 .
- ^ Алам и Субрахманьям 2007 , с. 84: «Никитин явно путешествовал раньше, в Грузию, Крым, Валахию и другие земли [...]».
- ^ Максвелл 2006 , с. 245, н. (М.: Наука, 1980) убедительно доказывает 7: «Семенов в «Путешествии Афанасии Никитиной» , что Никитин оставался в Индии с 1471 по 1474 год, и что он, должно быть, покинул Тверь в 1468 году и умер под Смоленском в конце 1474 года или в начале 1475 года. [...] Русские журналы и тексты теперь начинают принимать эти новые даты, поэтому я тоже приму их в этой статье».
- ^ Алам и Субрахманьям 2007 , с. 83: «Никитин покинул родной город в 1466 году в составе группы купцов, намеревавшихся торговать с землями Прикаспия и дойти до Ширвана».
- ^ Jump up to: а б Khozhenie 1960 , p. 108.
- ^ Jump up to: а б Лурье 1986 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б Ленхофф и Мартин 1989 , с. 322.
- ^ Jump up to: а б с Khozhenie 1960 , p. 109.
- ^ Khozhenie 1960 , pp. 108–109.
- ^ Лурье 1986 , стр. 71–72.
- ^ Ленхофф и Мартин 1989 , стр. 324–326.
- ^ Jump up to: а б с д Ленхофф 2004 .
- ^ Jump up to: а б Максвелл 2006 , с. 245.
- ^ Jump up to: а б свободном доступе : Бизли, Чарльз Рэймонд (1911). « Никитин, Афанасий ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 19 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 690. Здесь представлен более подробный маршрут его путешествий туда и обратно. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Ленхофф и Мартин 1989 , с. 328.
- ^ Спик 2003 , с. В 860 году Никитин почти три года прожил в Индии, но любовь к родине побудила его вернуться в Россию....
- ^ Спик 2003 , с. 860 г. Путь его родины лежал через Маскат и Ормуз... а оттуда в крымский порт Каффа... где находилось крупное русское поселение..
- ^ Гейл Ленхофф и Джанет Мартин «Коммерческий и культурный контекст путешествия Афанасия Никитина за три моря». Jahrbücher für Geschichte Osteuropas 37, № 3 (1989): 321–344; См. также Джанет Мартин, «Московские странствующие торговцы: торговля с мусульманским Востоком (пятнадцатый и шестнадцатый века)». Центральноазиатские исследования 4, № 3 (1985): 21–38.
- ↑ Английский перевод отчета Никитина см. в «Хожении 1960» или более старом «Майоре 1857» .
- ^ Лурье 1986 , стр. 77–78.
- ^ Ленхофф и Мартин 1989 , с. 330.
- ^ Jump up to: а б Спик 2003 , с. 860.
- ^ Спик 2003 , стр. 860–861.
- ^ Спик 2003 , с. 861.
- ^ Спик 2003 , с. 859.
- ^ См . Stamp News International по адресу: http://www.stampnews.com/stamps/stamps_2005/stamp_1173967252_581033.html. Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ↑ См. онлайн-репортаж посольства Индии в Москве по адресу: [1]
- ^ См. онлайн-версии статей по адресу: http://www.hindu.com/2006/12/10/stories/2006121000542000.htm. Архивировано 24 октября 2012 г. на Wayback Machine и http://www.hindu. com/2006/11/26/stories/2006112602291000.htm. Архивировано 19 октября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Дас Махапатра, Анирбан (22 марта 2007 г.). «По следам старого русского путешественника» . Телеграф . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года.
- ^ Торговая марка пива "Афанасий"
Источники
[ редактировать ]- Алам, Музаффар ; Субрахманьям, Санджай (2007). Индо-персидские путешествия в эпоху открытий, 1400–1800 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-78041-4 .
- Berite, I. G., ed. (1960). Khozhenie za tri moria Afanasiia Nikitina 1466-1472 gg Хожение за три моря Афанасия Никитина 1466-1472 гг. [ Путешествие Афанасия Никитина за три моря ] (на русском, английском и хинди). Перевод на английский язык С. З. Апресяна. Москва: Географиз.
- Ленхофф, Гейл Д.; Мартин, Джанет Л.Б. (1989). «Торговый и культурный контекст путешествия Афанасия Никитина за три моря» . Ежегодники по истории Восточной Европы . 37 (3): 321–344. ISSN 0021-4019 .
- Ленхофф, Гейл (2004). «Никитин, Афанасий». В Милларе, Джеймс Р. (ред.). Энциклопедия истории России . Том. 3. Справочник Macmillan США. стр. 1055–1056.
- Lurye, Ia. S. (1986). "Russkiĭ «chuzhezemets» v Indii XV veka" Русский «чужеземец» в Индии XV века , У Семенова Л.С.; Лурье, Я. С. (ред.). Поиск трёх нравов Афанасия Никитина Хожение за три моря Афанасия Никитина . Leningrad: Nauka . pp. 61–87.
- Майор Р.Х. (1857). «Путешествия Афанасия Никитина». В майоре Ричард Генри (ред.). Индия в пятнадцатом веке: сборник рассказов о путешествиях в Индию за столетие, предшествовавшее открытию португальцами мыса Доброй Надежды, из латинских, персидских, русских и итальянских источников . Перевод графа Вельгорского. Нью-Йорк: Берт Франклин. ISBN 978-1-108-00816-7 .
- Максвелл, MJ (сентябрь 2006 г.). «Афанасий Никитин: Духовное путешествие православного русского в Дар аль-Ислам, 1468-1475». Журнал всемирной истории . 17 (3): 243–266. дои : 10.1353/jwh.2006.0049 .
- Перхавко, VB (2013). "Nikitin Afanasiĭ" Ники́тин Афанасий . Bolʹshaia rossiĭskaia ėntsiklopediia Большая российская энциклопедия [ Большая Российская Энциклопедия ] (на русском языке). Том. 22. Москва: Большая Российская энциклопедия. стр. 717–718.
- Говори, Дженнифер (2003). Литература о путешествиях и исследованиях: от G до P. Тейлор и Фрэнсис. стр. 859–861. ISBN 978-1-57958-424-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Afanasy Nikitin's Voyage Beyond Three Seas: 1466-1472 . Translated by Apresyan, Stepan. Moscow: Raduga. 1985. ISBN 9785050000590 .
- Постников, Алексей В. (2003). «Никитин, Афанасий». В Спике, Дженнифер (ред.). Литература путешествий и исследований: энциклопедия . Том. 2. Рутледж. стр. 859–861.
- Рясановский, А. В. (1961). «Журнал Афанасия Никитина». Журнал Американского восточного общества . 81 .
- Новая Британская энциклопедия: в 32 томах. Macropaedia, Индия – Ирландия, Том 21 . 1992. с. 183.
- Уиттакер, CH (2003). Россия сотрудничает с миром, 1453-1825 гг . Издательство Гарвардского университета. п. 141.
- Зеньковский, Серж А. , изд. (1974). «Путешествие Афанасия Никитина за три моря». Былины, летописи и повести средневековой России (переработанная ред.). Нью-Йорк: EP Даттон.