Модель бритвы и лезвий
Бизнес-модель «бритва и лезвия» [1] — это бизнес-модель , в которой один товар продается по низкой цене (или раздается бесплатно) с целью увеличения продаж дополнительного товара , например расходных материалов. Он отличается от маркетинга лидера потерь и маркетинга бесплатных образцов , которые не зависят от дополнительных продуктов или услуг. Типичные примеры модели бритвы и лезвий включают струйные принтеры , чернильные картриджи которых значительно дороже, кофемашины, в которых используются одноразовые капсулы для кофе, электрические зубные щетки и игровые консоли , которые требуют дополнительных покупок для приобретения аксессуаров и программного обеспечения, не включенных в комплект поставки. оригинальная упаковка. [1]
Хотя концепция и крылатая фраза «Дайте им бритву, продайте им лезвия» широко приписывают Кингу Кэмпу Джилетту , изобретателю безопасной бритвы , на самом деле Gillette не следовал этой модели. [1] [2]
Разработка
[ редактировать ]Легенда о Джилетте связана с тем, что он понял , что одноразовое лезвие для бритвы не только будет удобным, но и будет приносить непрерывный поток дохода. Чтобы способствовать этому потоку, он продавал бритвы по искусственно заниженной цене, чтобы создать рынок для лезвий. [1] [3] Но бритвы Gillette были дорогими, когда они были впервые представлены, и цена снизилась только после того, как в 1920-х годах истек срок действия его патентов : именно его конкуренты изобрели модель бритв и лезвий. [4]
Приложения
[ редактировать ]Эта модель уже много лет используется в ряде предприятий.
Стандартное масло
[ редактировать ]Доминируя на американском внутреннем рынке, Standard Oil и ее владелец Джон Д. Рокфеллер надеялись на Китай для расширения своего бизнеса. Представители Standard Oil бесплатно раздали восемь миллионов керосиновых ламп или продали их по значительно сниженным ценам, чтобы увеличить спрос на керосин . [5]
В среде американских бизнесменов это породило крылатую фразу «Масло для ламп Китая». Элис Тисдейл Хобарт Роман «Масло для китайских ламп» представляет собой вымышленную трактовку этого явления. [5]
Истман Кодак
[ редактировать ]На протяжении десятилетий будучи доминирующим производителем фотопленки в Соединенных Штатах, Kodak продавала свои фотоаппараты по низким ценам и получала большую прибыль от продажи расходных материалов, таких как пленки, расходные материалы для печати и химикаты для обработки. Хотя эта стратегия работала в течение многих лет, в конце 20-го века ей был брошен вызов, когда ее конкурент, компания Fujifilm , представила более экономичную пленку и методы обработки. Наконец, цифровая фотография сделала эту стратегию устаревшей, поскольку для нее не нужны расходные материалы. [6]
Мгновенные камеры
[ редактировать ]Камеры мгновенной печати также следуют бизнес-модели бритв и лезвий. Например, камеры Instax компании Fujifilm продаются по низкой цене, а пленка, которую они используют, стоит около 2 долларов за фотографию. [7]
Проблемы
[ редактировать ]Модель бритвы и лезвий может оказаться под угрозой, если конкуренция приведет к снижению цен на расходные материалы. Чтобы такой рынок был успешным, компания должна иметь эффективную монополию на соответствующий товар. ( Грабительское ценообразование с целью уничтожения более мелкого конкурента здесь не рассматривается.) Это может сделать такую практику незаконной. [ где? ] [ нужна ссылка ]
Конкретные примеры
[ редактировать ]Принтеры
[ редактировать ]Производители компьютерных принтеров приложили значительные усилия, чтобы гарантировать, что их принтеры несовместимы с более дешевыми чернильными картриджами, приобретенными на вторичном рынке, и перезаправляемыми картриджами. Это связано с тем, что принтеры часто продаются по себестоимости или ниже себестоимости, чтобы обеспечить продажи фирменных картриджей, которые будут приносить компании прибыль в течение всего срока службы оборудования. В некоторых случаях стоимость замены одноразовых чернил или тонера может даже приблизиться к стоимости покупки нового оборудования с картриджами в комплекте. Методы привязки к поставщику включают разработку картриджей таким образом, чтобы можно было запатентовать определенные части или аспекты, или применение Закона об авторском праве в цифровую эпоху. [8] запретить реверс-инжиниринг сторонними производителями чернил. Другой метод предполагает полное отключение принтера, когда в аппарат вставлен непатентованный картридж, вместо того, чтобы просто выдавать игнорируемое сообщение о том, что установлен неоригинальный (но все же полностью функциональный) картридж.
В деле Lexmark Int'l против Static Control Components Апелляционный суд шестого округа США постановил, что обход блокировки картриджа Lexmark не нарушает DMCA. С другой стороны, в августе 2005 года компания Lexmark выиграла в США дело, которое позволяет им подать в суд на некоторых крупных клиентов за нарушение их лицензии на упаковочную коробку . [ нужна ссылка ]
Консольные видеоигры
[ редактировать ]В 1980-х годах у Atari была похожая проблема с играми для Atari 2600 . Изначально Atari была единственным разработчиком и издателем игр для 2600; она продала саму 2600 по себестоимости и рассчитывала на прибыль от игр. Когда несколько программистов ушли, чтобы основать Activision и начать выпускать более дешевые игры сопоставимого качества, Atari осталась без источника прибыли. Иски о блокировке Activision не увенчались успехом. Atari добавила меры, гарантирующие, что игры будут от лицензированных производителей только для консолей 5200 и 7800, выпущенных позже.
В последнее время игровые консоли часто продаются с убытком, в то время как продажа программного обеспечения и аксессуаров приносит производителям консолей большую прибыль. По этой причине производители консолей агрессивно защищают свою прибыль от пиратства, возбуждая судебные иски против поставщиков модчипов и джейлбрейков . В частности, в эпоху шестого поколения и позже Sony и Microsoft со своими PlayStation 2 и Xbox имели высокие производственные затраты, поэтому они продавали свои консоли с убытком и стремились получить прибыль от продаж игр. [9] [10] У Nintendo была другая стратегия с GameCube , производство которого было значительно дешевле, чем у конкурентов, поэтому оно продавалось по безубыточным или более высоким ценам. [11] В следующем поколении консолей и Sony , и Microsoft продолжали продавать свои консоли, PlayStation 3 и Xbox 360 соответственно, в убыток, причем эта практика продолжалась с одновременными восьмым и девятым поколениями консольного оборудования. [12] [13] [14]
Атомная энергетика
[ редактировать ]С самого начала коммерческой атомной энергетики бизнес-модель была сосредоточена на продаже реактора по себестоимости (или с убытком) и получении прибыли от контрактов на поставку топлива за счет привязки к поставщику. [15]
Мобильные телефоны
[ редактировать ]Мобильные телефоны, по которым заключены ежемесячные контракты на использование, часто предоставляются по цене ниже себестоимости или даже бесплатно, особенно если они приобретены в качестве обновления более старой модели. Ежемесячный контракт покрывает стоимость телефона, и во многих странах контракт будет включать минимальный срок контракта, который должен быть выполнен. Зачастую это обходится дороже, чем покупка телефона сразу. [16]
Другие товары
[ редактировать ]Потребители также могут найти другое применение субсидируемому продукту вместо того, чтобы использовать его по прямому назначению компании, что отрицательно влияет на потоки доходов. Это произошло с «бесплатными» персональными компьютерами с дорогими проприетарными интернет- сервисами и способствовало выходу из строя сканера штрих-кодов CueCat . [17]
Партнерский маркетинг широко использует эту бизнес-модель, поскольку многие продукты рекламируются как имеющие «бесплатную» пробную версию, что побуждает потребителей попробовать продукт и платить только за доставку и обработку. Рекламодатели широко рекламируемых продуктов, таких как ягоды асаи , ориентированные на людей, сидящих на диете, надеются, что потребитель будет продолжать платить за постоянные поставки продукта по завышенным ценам, и эта бизнес-модель имела большой успех.
Веб-сайты, специализирующиеся на выборках и скидках, оказались популярными среди экономно настроенных потребителей, которые посещают сайты, которые используют бесплатные образцы в качестве приманки для ссылок. Бизнес-модель этих сайтов заключается в привлечении посетителей, которые будут переходить по ссылкам, чтобы завершить партнерские предложения.
Связывание
[ редактировать ]Связывание — это вариант маркетинга бритв и лезвий, который часто является незаконным, когда продукты не связаны естественным образом, например, требование от книжного магазина запастись непопулярным названием, прежде чем разрешить им приобрести бестселлер. Связывание также известно на некоторых рынках как «принуждение третьей линии». [18]
Некоторые виды связывания, особенно по контракту , исторически считались антиконкурентными . Основная идея заключается в том, что потребителям наносится вред, когда они вынуждены покупать нежелательный товар (связанный товар) ради приобретения товара, который им действительно нужен (связывающий товар), и поэтому они предпочитают, чтобы товары продавались отдельно. Компания, осуществляющая такое объединение, может иметь значительно большую долю рынка, поэтому она может навязать потребителям эту связь, несмотря на силы рыночной конкуренции. Эта связь может также нанести вред другим компаниям, работающим на рынке связанных товаров или продающим только отдельные компоненты.
Еще одним распространенным примером является то, как провайдеры кабельного и спутникового телевидения заключают контракты с производителями контента. Продюсерская компания платит за производство 25 каналов и заставляет провайдера кабельного телевидения платить за 10 каналов с низкой аудиторией, чтобы получить популярный канал. Поскольку провайдеры кабельного телевидения теряют клиентов без популярного канала, они вынуждены покупать множество других каналов, даже если у них очень небольшая зрительская аудитория.
См. также
[ редактировать ]- Послепродажный рынок (товары)
- Дополнительный товар – товар, который следует потреблять вместе с другим товаром.
- Потребительские субсидии [ сломанный якорь ]
- Демо — мероприятие, в ходе которого распространяются бесплатные образцы продукта.
- Внешние эффекты
- Лидер убытков — товар, который продается ниже себестоимости, чтобы стимулировать другие прибыльные продажи.
- Альтернативные стоимость
- Объединение продуктов , предлагающее несколько продуктов для продажи как один комбинированный продукт.
- Сбивание продукта , продажа большего количества продукта, чем выгодно потребителю.
- Рекламная продукция
- Бесплатного обеда не бывает (TANSTAAFL).
- Троянский конь
- Привязка к поставщику
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Мартин, Ричард (6 августа 2001 г.). «Острие бритвы» . Отраслевой стандарт. Архивировано из оригинала 12 сентября 2008 г. Проверено 1 августа 2008 г.
- ^ Пикер, Рэндал К., Миф о бритвах и лезвиях. Архивировано 22 июня 2017 г. в Wayback Machine (13 сентября 2010 г.). Чикагский университет права и экономики, Рабочий документ Олина № 532. Доступно на SSRN: https://ssrn.com/abstract=1676444 или https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.1676444.
- ^ Андерсон, Крис (25 февраля 2008 г.). «Почему 0,00 доллара — это будущее бизнеса» . Проводной . Проверено 1 августа 2008 г.
- ^ Пикер, с. 3
- ^ Jump up to: а б Кокран, Шерман. «Встреча с китайскими сетями: западные, японские и китайские корпорации в Китае, 1880-1937» . Издательство Калифорнийского университета. Архивировано из оригинала 9 июня 2008 г. Проверено 16 марта 2008 г.
- ^ [1] , Экономист
- ^ Джонс, Лаура (25 сентября 2018 г.). «Почему фотография Polaroid выживает в эпоху цифровых технологий» . Вдохновляющие портреты . Проверено 13 января 2021 г.
- ^ Юк-фай Фонг. «Когда монополизация вторичного рынка смягчает конкуренцию на первичном рынке?» (PDF) . Школа менеджмента Келлога Северо-Западного университета. Архивировано из оригинала (PDF) 8 декабря 2006 г. Проверено 16 марта 2008 г.
- ^ «Sony обещает больше консолей PlayStation 2» . 15 января 2011 г. Архивировано из оригинала 14 февраля 2001 года . Проверено 27 февраля 2017 г. .
- ^ Такаши, Дин (15 ноября 2011 г.). «Создание Xbox: путь Microsoft к следующему поколению (часть 2)» . www.venturebeat.com . Архивировано из оригинала 3 декабря 2011 года . Проверено 27 февраля 2017 г. .
- ^ «Продажи GameCube растут» . Си-Эн-Эн. 12 апреля 2002 года . Проверено 26 февраля 2017 г.
- ^ Бангеман, Эрик (16 ноября 2006 г.). «Sony получает большой успех с каждой проданной PS3; Xbox 360 в плюсе» . ArsTechnica.com . Архивировано из оригинала 6 июля 2012 года . Проверено 27 февраля 2017 г. .
- ^ Филлипс, Том (20 сентября 2013 г.). «Sony рассчитывает возместить потерю оборудования PlayStation 4 при запуске» . Еврогеймер.нет . Архивировано из оригинала 6 декабря 2013 года . Проверено 27 февраля 2017 г. .
- ^ Мэзер, Стивен; Рассвайлер, Эндрю. «Стоимость оборудования Microsoft Xbox One ниже розничной цены, как показывает разборка IHS» . Архивировано из оригинала 9 апреля 2014 года . Проверено 27 февраля 2017 г. .
- ^ Кирк Соренсен. «Кирк Соренсен @ PROTOSPACE о реакторах с жидким фторидом тория» . Гордон Макдауэлл через YouTube. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г.
- ^ «Выбор мобильного плана» . Австралийская комиссия по конкуренции и защите прав потребителей . 18 декабря 2013 г.
- ^ Кори Доктороу. «Два миллиона CueCat по 0,30 доллара за штуку» . BoingBoing.net. Архивировано из оригинала 5 апреля 2014 г. Проверено 16 марта 2008 г.
- ^ Закон о торговой практике - Принуждение третьей линии