Jump to content

Секретная типография Коммунистической партии Югославии.

время оккупации Югославии странами Оси Коммунистическая партия Югославии ) управляла типографией КПЮ ( . Во в Белграде , Сербия секретной Магазин располагался в доме в Банице , который был построен и использовался КПЮ в качестве типографии с 1 августа 1941 года по 31 августа 1944 года. Секретный типографский цех в этом доме так и не был обнаружен нацистами .

В 1950 году дом был превращен в мемориальный музей, в котором собраны материалы обо всех секретных партизанских типографиях Белграда. Музей был закрыт в августе 2000 года. В 1979 году дом был объявлен памятником культуры исключительного значения .

Партия приступила к строительству дома на улице Банички Венац №. 12 до бомбардировки и оккупации Белграда в апреле 1941 года, из-за чего работы были остановлены до мая. Дом был закончен к концу июля 1941 года. Светозар Вукманович организовал людей и разработал планы строительства, а также предоставил новые машины и материалы для печатного цеха. Через Бранко Джоновича он предоставил две печатные машины : одна была большая и работала на электричестве, другая поменьше и работала вручную. Эти станки были куплены в Земуне у торговца и привезены в дом. Поскольку строительство дома еще не было закончено, машины были спрятаны среди строительного материала. Вукманович также набрал людей для работы в пресс-центре. Тогда он решил сдать дом молодой паре с горничной, чтобы на заднем дворе два опытных графиста могли работать . Его выбором были доктор медицинских наук Миле Боскович , Загорка Йованович и Любица Джонович . Боскович был его старым знакомым еще со школьных лет в Цетинье . Он был членом КПЮ , но неизвестен белградской полиции, поскольку учился за границей. Йованович была студенткой медицинского факультета в Крагуеваце , раньше она уже работала в одном секретном пресс-центре и была очень надежной. Поскольку Боскович был холостяком, было решено, что он и Йованович поженятся. Эта свадьба решила проблему, Йованович была хорошо известна полиции, поэтому после свадьбы она взяла новую фамилию и сменила документы. Любица Джонович, старая знакомая Вукмановича и член КПЮ, получила роль горничной и впоследствии переехала в дом. Выбирая работников для типографии, Вукманович выбрал только специалистов. Он выбрал двух работников для типографии, первым был график Бранко Джонович, который также порекомендовал другого работника, типографа Слободана Йовича. Из жильцов дома они сформировали специальную ячейку, имевшую непосредственное отношение к Центральному комитету КПЮ (ЦККПЮ), секретарем которого был Йованович.

После ухода Вукмановича заботу о нелегальной прессе взял на себя Иван Милутинович , член CCCPY. Этот пресс-центр был секретом не только для полиции и немцев, но и для большинства членов партии. Людьми, которые знали о пресс-центре, были Вукманович, Милутинович, Джордже Андреевич Кун , работники типографии, владельцы дома Бранко и Дана Максимович, а также Иосип Броз Тито и члены Политбюро CCCPY . После того, как Милутинович покинул типографию и отправился на освобожденную территорию в середине сентября 1941 года, Благое Нескович взял на себя управление типографией; он был секретарем провинциального комитета КПЮ Сербии. К концу июля 1941 года типографский цех переехал в дом в Банички Венац. Затем Андреевич Кун с помощью своего тестя Михайло Ратковича сделал специальный чулан , в этом чулане скрывался секретный вход в пресс-центр. После этого печатный цех изолировали досками, чтобы не было слышно шума станков. Прежде чем заселиться, они решили еще одну проблему — электричество. Машина нуждалась в трехфазный ток , который они установили под иллюзией, что он нужен кабинету врача. Поскольку машины потребляли большое количество электроэнергии, пришлось переоборудовать электросчетчик . Специальное помещение, в котором размещался типографский цех, было оборудовано, кроме двух печатных машин, двумя кроватями, картами текущих событий на фронте, радио, тремя пушками и несколькими бомбами. Типография начала работать 1 августа 1941 года с печати первого номера «Бюллетеня Верховного командования отрядов НОА Югославии» , который принес в типографию Милутинович.

Организация работы и быта в типографии

[ редактировать ]

В доме на Банички Венац были особые правила проживания и работы. Ворота и входная дверь всегда были заперты. Секретный вход в пресс-центр всегда был открыт. В рабочее время в пресс-зале находились все, кроме одного арендатора, дежурившего наверху. Бранко Джонович и Йович спали в комнате, которая вела прямо в пресс-центр. В случае чрезвычайной ситуации им приходилось спускаться по лестнице в секретную комнату. У них не было посетителей, кроме Бранко и Даны Максимович, которые жили неподалеку, в доме отца Бранко. За доставку печатных материалов отвечал Йованович. Она каждый день встречалась в согласованное время и место с Милорадом Райтером и обменивалась материалами. Во время этой работы Йованович использовала другое удостоверение личности, чтобы в случае ее ареста полиция не смогла найти пресс-центр. Позже к Йовановичу присоединилась Любица Джонович, но они работали отдельно. Со временем, по мере усиления репрессий, в акции по обмену материалами принимало участие все больше и больше людей. Сначала к ним присоединился Бранко Максимович, а затем последовали Бранко Джонович и Йович, вооруженные поддельными удостоверениями.

Все попытки полиции найти секретный пресс-центр не увенчались успехом, и он продолжает исправно работать. Распространение материалов из дома в Банички Венац происходило в квартире на улице Ластина №1. 9, где располагалась центральная экспедиционная станция. Эта квартира принадлежала госслужащему Мирославу Парезановичу и его жене Ольге. Оттуда материалы забрали техники губернского комитета Славка Морич и Србиянка Букумирович , которые доставили их курьерам комитета и в штаб партизанского отряда. Часть партийных материалов распространялась в Белграде, а часть была разослана по всей оккупированной Югославии .

Секретная работа пресс-центра дала высокие результаты. Оно было организовано так, чтобы люди, работавшие в пресс-центре, и те, кто принимал материал, не знали друг друга. Кроме того, люди, которые доставляли материал, не знали, где находится пресс-центр. Благодаря этому пресс-центр остался незамеченным и пережил два крупных полицейских вмешательства в партизанскую организацию.

Осенью 1941 г. и весной 1942 г. из-за всей деятельности полиции работа в типографии находилась в застое, но оставалась незамеченной. Полиция приложила немало усилий, чтобы это обнаружить. Проверили всю технику во всех общественных типографиях города, и так как ничего найти не смогли, то выяснили, что типография находится где-то в глубинке. Одно из событий, которое показало полиции, что пресс-центр на самом деле находился в Белграде, произошло 7 ноября 1942 года. На улицах Белграда были распространены листовки с отчетом о речи, которую Сергей Молотов произнес в Москве 6 ноября. Это выступление было передано по радио Москвы около 19:00. К 9 часам вечера листовки были разбросаны по всему Белграду. К августу 1943 года типография напечатала пять номеров «Вестника Верховного Главнокомандования» , семь номеров «Гласа» , «Пролетера» за 1942 год, декларации Губернского комитета КПЮ от 1 июля 1942 года, 7 сентября 1942 года, марта 1943 года и 1 мая 1943 года, четыре номера. Циркулярные выпуски губкома, декларация ЦК СКОЙ от 7 ноября 1942 г., различные книги, листовки, радионовости и другие материалы.

Отъезд Бошковича

[ редактировать ]

К концу декабря 1941 года гестапо начало чистку Белградского университета . Поскольку Боскович держался сдержанно и не заявлял о себе в Национально-освободительной войне , гестапо решило его из масонства . Особенно подозрительным было то, что он учился за границей, поэтому его заклеймили как английского шпиона.

В ночь с 5 на 6 января 1942 года в дом пришла немецкая полиция в поисках Бошковича. Он прятался в секретном пресс-центре вместе с Бранко Джоновичем и Йовичем. Йованович и Любица Джонович объяснили полиции, что Боскович поехал навестить своего кузена за город. Затем полиция обыскала дом, но не нашла ничего подозрительного. Перед отъездом они сказали Йовановичу, что Боскович должен немедленно явиться в гестапо, как только вернется. Неделю спустя к дому пришел другой немецкий патруль и принес Бошковичу новое приглашение явиться в гестапо. Партийная организация затем приняла решение, что Боскович больше не является законным арендатором дома, поэтому он присоединился к Бранко Джоновичу и Йовичу, которые прячутся в пресс-центре.

В конце января 1942 года в типографию пришел Андреевич Кун. В то время он жил в административной колонии под вымышленным именем Антонович , но этот псевдоним стал ненадежным, поэтому он переехал в дом в Банички Венац. Поскольку Кун должен был остаться в оккупированном Белграде, ему пришлось скрываться в пресс-зале, пока для него не будет найдено безопасное место. В это время он работал над изготовлением поддельных удостоверений личности. Он изготовил фальшивые документы на имя Винко Томасевич для Босковича, который отправился в Загреб в начале июля 1942 года. Там он связался с Иванкой Муцевич Николас , с которой он должен был переправиться на освобожденную территорию и отправиться в Верховный штаб Тито. Поскольку связь была потеряна, Николас и Боскович были замечены полицией во время одной из прогулок по оккупированному Загребу. Один полицейский узнал Николаса и арестовал ее вместе с Босковичем. Это был первый случай, когда полиция задержала кого-то из секретного пресс-центра. Боскович ничего не раскрыл, поэтому его перевели в концлагерь Стара Градишка. где он был убит в сентябре 1944 года.

Немцы въезжают в дом

[ редактировать ]

Узнав, что доктор Боскович арестован в Загребе, сотрудники секретного пресс-центра решили, что не собираются оставлять дом, арендованный на его имя, из-за опасения, что о его аресте может узнать полиция. Йованович и Любица Джонович сообщили в полицию, что переезжают к своим двоюродным братьям в деревню. Они оба остались в доме как незаконные арендаторы. Затем Бранко и Дана Максимович вернулись в качестве законных арендаторов.

Тайная жизнь в доме стала чрезвычайно тяжелой: днем, пока Максимовичи были на работе, другие жильцы не могли издать ни звука, а зимой из-за дыма они не могли развести огонь. Во время своего путешествия в Македонию , куда его направил Верховный штаб, Светозар Вукманович посетил Белград с декабря 1942 года по январь 1943 года. Через полтора года он вернулся в типографию.

В начале мая 1942 года большое количество значительных членов партизан из Белграда направилось на освобожденную территорию в Боснии , где располагался Верховный штаб партизан. В эту группу входили Джордже Андреевич Кун , Владислав и Яра Рыбникар , Славка Морич , Милада Райтер, Брана Петрович и другие, к которым присоединились Йованович и Любица Джонович.

Работа типографии продолжалась до 31 августа 1943 года, когда немцы приказали всем жильцам в течение трех дней покинуть дом, чтобы в него могли переехать их офицеры. Они также приказали, чтобы вся мебель осталась в доме. Поскольку срок для переезда пресс-центра был очень коротким, а партийная организация в Белграде в это время находилась в затруднительном положении, Бранко Джоновичу и Йовичу пришлось самим организовать переезд пресс-центра. По указанию губернского комитета они перевезли меньшую печатную машину в тайное убежище в квартире Милутина Благоевича на Краинской улице, номер 24. Из-за опасений, что немцы могут обнаружить секретную типографию, губернский комитет посоветовал Максимовичу пойти нелегально. , а вскоре в октябре они перешли на освобожденную территорию в Срем .

Немецкие офицеры, которые с сентября 1943 по октябрь 1944 года жили в доме по адресу Банички Венац, 12, так и не заметили, что внизу чулана был скрытый вход в секретный пресс-центр.

Дом на Банички Венац, 12 1 мая 1950 года был превращен в Музей тайной партийной печати , который был частью Музея Белграда . Выставка представляла работу секретных типографий, работавших на территории оккупированного Белграда. , ​​мемориальная доска На доме установлена а в 1979 году он был объявлен памятником культуры исключительного значения .

Музей был закрыт для посетителей в августе 2000 года, а дом был возвращен преемникам Бранко и Даны Максимович после судебного разбирательства с городом Белградом.

[ редактировать ]

Работа секретной типографии описана во многих книгах, посвященных Второй мировой войне в Белграде, особенно хорошее описание дал Драган Маркович в своей книге «Отписани» ( «Списанные» ). Во время съемок сериала «Отписани» в 1974 году сценаристы Драган Маркович и Синиша Павич посвятили эпизод под названием «Прессрум» . В сериале все немного изменено, чтобы события в пресс-центре происходили быстрее, чем в реальности.

Имена персонажей сериала также были изменены, так вместо Босковича и студентки Йованович появляются доктор Янкович ( Зоран Милосавлевич ) и Оливера ( Светлана Бойкович ), вместо домработницы Любицы появляется Ивана ( Любица Кович ), которую показали средних лет. женщины, графики Зарета ( Джорде Елисич ) и Ненад ( Йосиф Татич ) также не имеют большого сходства с Бранко Джоновичем и Слободаном Йовичем, в то время как Персонаж Милан ( Мирко Булович ) наиболее близок к настоящему Милутину Благоевичу, владельцу дома, где располагался другой пресс-центр.

Литература

[ редактировать ]
  • доктор Убавка Вуйошевич «Тито в Белграде 1941-1944 гг. Белградский музей и «Книга Югославии», Белград, 1977 г.
  • Драган Маркович «Написано». «Просвета» Белград 1977 год.
  • Александр Тадич «Разговоры матерей героев». "Искра" Винковцы 1985г.
  • Darinka Lekić "Beograd grad za sva vremena". "Nauka" Belgrade 1995.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9a0695a7daf00be7c12f44ed28dfaf07__1707322740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/07/9a0695a7daf00be7c12f44ed28dfaf07.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Secret print shop of the Communist Party of Yugoslavia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)