История Бомбея под британским правлением (1661–1947)
Бомбей, также называемый Бомбаим по- португальски , — финансовая и коммерческая столица Индии и один из самых густонаселенных городов мира .
Когда-то архипелаг из семи островов , полученный португальцами по Бассейнскому договору (1534 г.) от султана Бахадур-шаха Гуджарата , группа островов позже стала частью приданого Екатерины Брагансской , дочери короля Португалии Иоанна IV. . Ее брачный договор от 23 июня 1661 года подарил острова английскому Карлу II вместе с портом Танжер , торговыми привилегиями в Бразилии и Португальской Ост-Индии , религиозной и коммерческой свободой для английских жителей в Португалии и двумя миллионами португальских крон (около фунтов стерлингов). 300 000), по завершении брака. [ 1 ] [ 2 ] Острова Бомбея считались политическим и финансовым обязательством и были сданы в аренду Чарльзом английской Ост-Индской компании 27 марта 1668 года за номинальную арендную плату в 10 фунтов стерлингов. [ 2 ]
Основание поселения Компании (1661–1817 гг.)
[ редактировать ]18 января 1665 года король Англии Карл II предоставил Хамфри Куку владение Бомбеем. Однако Сальсетт , Мазагаон , Парель , Ворли , Сьон , Дхарави и Вадала по-прежнему оставались под владением Португалии. Позже Куку удалось приобрести для англичан Махим, Сион, Дхарави и Вадалу. Сэр Джервас Лукас, 1-й баронет , который был назначен губернатором Бомбея 5 ноября 1666 года, сообщил, что в Бомбей входят все острова, кроме Колабы и острова Старухи . 21 сентября 1668 года Королевская хартия от 27 марта 1668 года привела к передаче Бомбея от Карла II Английской Ост-Индской компании за годовую арендную плату в размере 10 фунтов стерлингов . [ 2 ] Сэр Джордж Оксенден стал первым губернатором Бомбея при режиме английской Ост-Индской компании. Джеральд Онжер , ставший губернатором Бомбея в июле 1669 года, основал в Бомбее монетный двор и типографию и превратил острова в центр торговли. Он также предлагал различные бизнес-стимулы, которые привлекали различные общины, такие как гуджурати , парсы , Давуди Бохрас и евреи . 20 февраля 1673 года Рейклофф ван Гоенс , генерал-губернатор Голландской Индии , напал на Бомбей, но атаке встретил сопротивление Онжье. , Вестминстерский договор (1674 г.) заключенный между Англией и Голландией, освободил английские поселения в Бомбее от дальнейших опасений со стороны голландцев.
В 1682 году Компания укрепила остров прибрежной батареи Мидл-Граунд на архипелаге, чтобы обуздать морское пиратство в этом районе. Между 1678 и 1682 годами Якутский хан , Сидди адмирал Империи Великих Моголов , высадился в Сьюри и поджег Махима . К 15 февраля 1689 года Хан завоевал почти весь остров и разрушил форт Мазагон в июне 1690 года. После выплаты англичанами Аурангзебу , правителю Империи Великих Моголов, якут эвакуировал Бомбей 8 июня 1690 года. Сиди Касим, или Якут-хан, исполнявший обязанности военно-морского офицера империи Великих Моголов , перезимовал в порту Бомбея, как на практике это делали Моголы, а моряки-маратхи относятся к Бомбее как к своему родному. [ 3 ] Моряки Сидди под властью якутского хана в Бомбее даже помешали сэру Джону Чайлду добиться возмездия по отношению к ним, когда в 1683 году произошел несчастный случай между моряками якутского хана и английскими моряками. [ 3 ]
В 1715 году было закончено строительство Бомбейского замка , укрепившего остров Бомбей от морских нападений португальцев и Великих Моголов. К 26 декабря 1715 года Чарльз Бун стал губернатором Бомбея и в 1718 году построил собор Святого Фомы , который стал первой англиканской церковью в Бомбее. В 1737 году Сальсетт был захвачен Империей маратхов , а в 1739 году большая часть португальских провинций в Бомбее была передана маратхам. В 1753 году была открыта военно-морская верфь , которая остается старейшим доком в городе. В этот период в Бомбее также были приняты первые законы о землепользовании. Британцы оккупировали Сальсетт в 1774 году, который был официально передан Британской Ост-Индской компании по Салбайскому договору, подписанному в 1782 году. В 1782 году Уильям Хорнби вступил в должность губернатора Бомбея и инициировал инженерный проект Хорнби Веллара по соединению островов. в 1784 году. Однако проект был отклонен Британской Ост-Индской компанией в 1783 году. Строительство Сионской дамбы началось в 1798 году и было завершено в 1803 году. [ 4 ] В 1803 году Бомбей поразил жестокий голод, который привел к массовой эмиграции. 5 ноября 1817 года Британская Ост-Индская компания нанесла поражение Баджирао II , пешве Империи маратхов, в битве при Кирки , которая произошла на плато Декан . Успех британской кампании в Декане стал свидетелем освобождения Бомбея от всех нападений местных держав.
Развитие города (1817–1886)
[ редактировать ]Поощрение торговли Бомбея с Джешвантом в сочетании с военными успехами компании в Декане проложило путь к образовательному и экономическому прогрессу, который характеризовал город в девятнадцатом веке. Проект Хорнби Веллара получил импульс в 1817 году. Одним из главных усовершенствований к северу от Колабы было строительство пирса Веллингтона ( Аполлон Бундар ), нынешнего района Ворот Индии , который был открыт для пассажирского движения в 1819 году. Бомбей пострадал от водный голод в 1824 г. В июле 1832 г. произошли парсово-индуистские волнения вследствие постановления правительства об убийстве собак. В 1838 году острова Колаба и Маленькая Колаба были соединены с Бомбеем дамбой Колаба . [ 4 ] Банк Бомбея был открыт в 1840 году и остается старейшим банком города. К 1845 году все семь островов были соединены в один остров под названием Старый Бомбей площадью 435 км2. 2 (167,95 квадратных миль) по проекту Хорнби Веллард. В 1845 году было завершено строительство дороги Махима , которая соединила Махима с Бандрой . В 1845 году основал Грантский медицинский колледж и больницу, третьи в стране губернатор Роберт Грант . вспыхнули Беспорядки между мусульманами и парсами в октябре 1851 года из-за опрометчивой статьи о Мухаммеде , опубликованной в гуджаратской газете. 16 апреля 1853 года начала работу первая в истории Индии железнодорожная линия между Бомбеем и соседней Танной на расстоянии 21 мили.
Первая хлопчатобумажная фабрика в Бомбее, Бомбейская прядильная и ткацкая компания, была основана 7 июля 1854 года. Основание Бомбейского университета в 1857 году сделало его первым современным высшим учебным заведением в Индии наряду с Калькуттским университетом . Великая железная дорога Индийского полуострова и железная дорога Бомбея, Бароды и Центральной Индии (BB&CI) были открыты в 1860 году. Начало Гражданской войны в США в 1861 году увеличило спрос на хлопок на Западе и привело к огромному увеличению производства хлопка. торговля. В 1866 году британское правительство учредило компанию «Бомбейское побережье и речное паровое судоходство» для обслуживания паровых паромов между Бомбеем и близлежащими островами; а открытие Суэцкого канала в 1869 году полностью произвело революцию в морской торговле Бомбея. В 1870 году доки были объединены под управлением Бомбейского портового треста , а в 1872 году была создана Муниципальная корпорация Бомбея , обеспечившая современную структуру управления быстро растущим городом. Трамвайное сообщение было также открыто в 1872 году. Сады Виктория и сады Нортбрук были открыты в 1873 и 1874 годах соответственно. В феврале 1874 года снова вспыхнули жестокие волнения парсов и мусульман, вызванные нападением на Мухаммеда, опубликованным местным жителем-парсом. Бомбейская Джимхана была основана в 1875 году, и вскоре за ней последовали такие организации, как Bombay Quadrangular . Бомбей стал одним из немногих городов в мире, располагался большой национальный парк в пределах которого , а в 1883 году было основано Бомбейское общество естествознания. Док Принцессы был построен в 1885 году в рамках плана по благоустройству всей береговой полосы Бомбейская гавань.
Политическое сознание и борьба за независимость (1885–1947)
[ редактировать ]Рост политического сознания начался после создания 31 января 1885 года Дадабхаем Наороджи Ассоциации президентства Бомбея . Ассоциация мельников Бомбея была сформирована в феврале 1875 года для защиты интересов, которым угрожает возможное фабричное и тарифное законодательство со стороны британцев. Основание Индийского национального конгресса в 1885 году стало одним из важнейших политических событий в Бомбее. Первая сессия Индийского национального конгресса прошла в Бомбее с 28 по 31 декабря 1885 года. В 1888 году был принят Муниципальный закон Бомбея, который предоставил британскому правительству широкие полномочия вмешательства в гражданские дела. Великой Конечная остановка Виктория Индийской полуостровной железной дороги , одна из лучших станций в мире, также была завершена в 1888 году. 11 августа 1893 года в Бомбее произошел очень серьезный бунт между индуистами и мусульманами, который привел к 1500 арестам и 80 получили ранения. В 1896 году Бомбей поразила бубонная чума , унесшая жизни тысяч граждан. За одну неделю 1897 года из Бомбея бежало более 10 000 человек. 9 марта 1898 г. произошел серьезный бунт, который начался с внезапной вспышки враждебности против мер, принятых правительством для подавления чумы. Бунт привел к забастовке докеров и железнодорожников, парализовавшей город на несколько дней. Значительным результатом чумы стало создание Фонд благоустройства города Бомбея в 1898 году и Институт Хаффкина в 1899 году. Хлопчатобумажная промышленность также пострадала в 1900 и 1901 годах из-за бегства рабочих из-за чумы. Однако в 1904–05 годах такое положение вещей изменилось.
Раздел Бенгалии в 1905 году положил начало движению Свадеши , которое привело к бойкоту британских товаров, оказало огромное влияние на Бомбей. 22 июля 1908 года Локманья Тилак , главный защитник движения Свадеши в Бомбее, был приговорен к шести годам тюремного заключения, что привело к масштабным протестам в городе. «Бомбейские хроники» были начаты Ферозешахом Мехтой , лидером Индийского национального конгресса , в апреле 1913 года, который играл важную роль в национальном движении до обретения Индией независимости. Важнейшим событием Бомбея в начале 1915 года стал визит Махатмы Ганди в Бомбей. Всеиндийская лига самоуправления была учреждена Анни Безант в Мадрасе в сентябре 1916 года. Тем временем Тилак уже основал свою собственную Лигу самоуправления в Бомбее в мае 1916 года, чтобы заручиться поддержкой фабричных рабочих в Бомбее. Лорд Уиллингдон созвал Провинциальную военную конференцию в Бомбее 10 июня 1918 года, целью которой было добиться сотрудничества народа в мерах Первой мировой войны , которые британское правительство сочло необходимым принять во время президентства Бомбея. За конференцией последовали массовые митинги по всему городу. Всемирная эпидемия гриппа бушевала в Бомбее с сентября по декабрь 1918 года, вызывая сотни смертей в день. Первая крупная забастовка в текстильной промышленности Бомбея началась в январе 1919 года. Бомбей был главным центром движения Роулатт Сатьяграха, начатого Махатмой Ганди в феврале — апреле 1919 года. Движение возникло в результате Закон Роулатта , который на неопределенный срок продлил чрезвычайные меры во время Первой мировой войны с целью контроля общественных беспорядков.
После Первой мировой войны , которая привела к массовому перемещению индийских войск, припасов, оружия и промышленных товаров в Бомбей и обратно, городская жизнь много раз прекращалась во время движения за отказ от сотрудничества с 1920 по 1922 год. [ 5 ] В 1926 году произошел скандал с Бэк-Бэй, когда Департамент развития Бомбея британский вернул себе район Бэк-Бэй в Бомбее после финансового кризиса, вызванного послевоенным спадом в городе. [ 6 ] В 1927 году первые электровозы были введены в эксплуатацию до Пуны и Игатпури , а позже пригородные поезда с несколькими граблями дошли до Вирара на Бомбейской, Бародской и Центрально-индийской железной дороге . В конце 1920-х годов многие персы мигрировали в Бомбей из Йезда, спасаясь от засухи в Иране. [ 7 ] В начале 1930-х годов общенациональное движение гражданского неповиновения против налога на британскую соль распространилось на Бомбей. Виле Парле был штаб-квартирой движения в Бомбее под руководством Джамналала Баджаджа . [ 8 ] [ 9 ] 15 октября 1932 года промышленник и летчик Дж.Р.Д. Тата стал пионером гражданской авиации в Бомбее, перелетев на самолете из Карачи в Бомбей. Бомбей пострадал от Великой депрессии 1929 года, которая привела к стагнации мельничной промышленности и экономики с 1933 по 1939 год. [ 10 ] Во время Второй мировой войны перемещение тысяч солдат, военных и промышленных товаров, а также флота Королевского военно-морского флота Индии сделали Бомбей важной военной базой для сражений, ведущихся в Западной и Юго-Восточной Азии . [ 11 ] Кульминационное восстание «Выход из Индии» было провозглашено 7 августа 1942 года Конгрессом на публичном собрании в Говалия-Танк . [ 12 ] Мятеж Королевского военно-морского флота Индии 18 февраля 1946 года в Бомбее ознаменовал первое и самое серьезное восстание индийских моряков Королевского военно-морского флота Индии против британского правления. [ 13 ] 15 августа 1947 года Индия наконец стала независимой. Последние британские войска, покинувшие Индию, Первый батальон Сомерсетской лёгкой пехоты , прошли через аркаду Ворот Индии в Бомбее 28 февраля 1948 года. [ 14 ] 282-летний период британского господства в Бомбее закончился после обретения Индией независимости в 1947 году.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Чайлдс, Джон (2013). Армия Карла II . Оксон: Рутледж. п. 17. ISBN 978-1-134-52859-2 .
- ^ Jump up to: а б с Нергиш Сунавала (27 марта 2018 г.). «Когда Бомбей отправился в Ост-Индскую компанию за аренду в размере 10 фунтов стерлингов | Новости Индии — Times of India» . Таймс оф Индия . Проверено 25 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Джон Уилсон (25 августа 2016 г.). Индия покорила британское владычество и хаос империи (электронная книга) . Саймон и Шустер, Великобритания. ISBN 9781471101274 . Проверено 2 декабря 2023 г.
. Теоретически англичане имели суверенитет над островом Бомбей в том смысле, в котором они были... в том смысле, в котором они не имели суверенитета над нигде в Бенгалии. На практике такой суверенитет мало что значил, поскольку остров
- ^ Jump up to: а б «Мумбаи/Бомбей – географическая история» . 11 сентября 2004 г. Архивировано из оригинала 11 сентября 2004 г. Проверено 25 февраля 2022 г.
- ^ Справочник округа Большого Бомбея, 1986 г. , стр. 404–433.
- ^ Справочник округа Большого Бомбея, 1986 г. , стр. 435
- ^ Таран Н Хан (31 мая 2008 г.). «Кусочек Персии в Донгри» . Ежедневные новости и анализ . Проверено 9 октября 2008 г.
- ^ Справочник округа Большого Бомбея, 1986 , стр. 443–451.
- ^ Справочник округа Большого Бомбея, 1986 г. , стр. 465–506.
- ^ Справочник округа Большого Бомбея, 1986 , стр. 508–512.
- ^ Справочник округа Большого Бомбея, 1986 г. , Начало войны
- ^ Справочник округа Большого Бомбея, 1986 г. , Движение за выход из Индии
- ^ Справочник округа Большого Бомбея, 1986 , стр. 580–583.
- ^ Справочник округа Большого Бомбея, 1986 , стр. 584–585.
Ссылки и библиография
[ редактировать ]- Аспенгрен, Хенрик К. «Социологические знания и колониальная власть в Бомбее во время Первой мировой войны», «Британский журнал истории науки», декабрь 2011 г., Vol. 44 Выпуск 4, стр. 533–548.
- Коллинз, Чарльз Диллард (1988). Иконография и ритуал Шивы в Элефанте . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-774-7 .
- Дэвид, доктор медицины (1973). История Бомбея, 1661–1708: 1661–1708 . Университет Бомбея .
- Доббин, Кристина. Городское лидерство в Западной Индии: политика и сообщества в Бомбее 1840–1885 (Oxford University Press), 1972.
- Двиведи, Шарада; Рахул Мехротра (2001). Бомбей: Города внутри . Знаменитости Дизайны.
- Хандекар, Вишну Сахарам; А.К. Бхагват; Ачьюта Кешава Бхагавата (1977). Махараштра, профиль . VS Хандекар Амрит Махотсава Саткар Самити.
- Кидамби, Прашант. Создание индийского мегаполиса. Колониальное управление и общественная культура в Бомбее, 1890–1920 (Хэмпшир: Эшгейт), 2007, стр. 268.
- Косамби, Мира. Бомбей в переходный период: рост и социальная экология колониального города, 1880–1980 (1986) 204 стр.
- Нумарк, Митч. «Перевод Дхармы: шотландские миссионеры-востоковеды и политика религиозного взаимопонимания в Бомбее девятнадцатого века», Журнал азиатских исследований, май 2011 г., 70 № 2, стр. 471–500.
- Шеппард, Сэмюэл Таунсенд (1932). Бомбей . Таймс оф Индия Пресс.
- Справочник округа Большого Бомбея . Государственный справочник штата Махараштра. Том. III. Правительство Махараштры . 1986 год . Проверено 15 августа 2008 г.
- «Португальские поселения на западном побережье». Государственный справочник штата Махараштра (PDF) . Правительство Махараштры . 1977 год . Проверено 8 августа 2008 г.
- Справочник округа Тана . Справочники президентства Бомбея. Том. XIII. Правительство Махараштры . 1986 [1882] . Проверено 15 августа 2008 г.
- Тана — Интересные места . Справочники президентства Бомбея. Том. XIV. Правительство Махараштры . 2000 [1882] . Проверено 14 августа 2008 г.