Англосаксонская лира

Англосаксонская лира , также известная как германская лира , Ротта или лира викингов , представляет собой большую щипковую лиру , на которой играли в англосаксонской Англии и, более широко, в германских регионах северо-западной Европы . Самая старая лира, найденная в Англии, датируется до 450 года нашей эры, а самая последняя датируется 10 веком. Англосаксонская лира изображена на нескольких иллюстрациях и упоминается в англосаксонской литературе и поэзии. Несмотря на это, знания об этом инструменте были в значительной степени забыты до 19 века, когда при раскопках кладбища на юго-западе Германии были найдены две лиры. Археологические раскопки в Саттон-Ху в 1939 году и правильная реконструкция лиры в 1970 году привели к осознанию того, что лира была «типичным раннегерманским струнным инструментом». [ 1 ]
описывает Лондонский археологический музей лиру как самый важный струнный инструмент древнего мира. [ 2 ] В отличие от лир средиземноморской древности, германские лиры характеризуются длинной, неглубокой и широко прямоугольной формой, с полой звуковой коробкой, изогнутой у основания, и двумя полыми рычагами, соединенными сверху встроенной перекладиной или «ярмом». В северо-западной Европе, особенно в Англии и Германии, из могил воинов первого тысячелетия нашей эры было раскопано постоянно растущее количество деревянных лир.
Раскопанные лиры
[ редактировать ]Оберфлахт (Германия)
[ редактировать ]Первая германская лира (Oberflacht 37) была найдена в 1846 году в Оберфлахте , недалеко от Констанца на Верхнем Рейне. [ 3 ] [ 4 ] Он был найден в деревянной погребальной камере начала VII века. [ 4 ] Сохранилось менее половины лиры, раздробленной на четыре части. [ 3 ] [ 4 ] У него есть звуковая коробка и дужки, выдолбленные из дуба, с декой из клена. [ 3 ] Первоначально артефакт интерпретировали как корпус и гриф лютни. [ 4 ]
Вторая лира была найдена в 1892 году на том же кладбище в Оберфлахте. [ 4 ] Эта лира (Oberflacht 84) была удивительно полной. [ 4 ] Для звуковой коробки использовался дуб, а дека была сделана из клена. [ 5 ] Руки слегка выгибались наружу к верхнему концу, где ярмо крепилось к рукам деревянными колышками. [ 5 ] Звуковых отверстий в нем не было. [ 6 ] Эту лиру перевезли в Берлин, где она хранилась в резервуаре со спиртом. [ 7 ] [ 6 ] Лира была уничтожена во время Второй мировой войны , когда русские солдаты распивали алкоголь. [ 6 ]
Кёльн (Германия)
[ редактировать ]Кельнская (или Кельнская) лира была обнаружена во время раскопок базилики Святого Северина в Кельне в 1939 году. [ 8 ] [ 9 ] Он был найден в могиле конца VII – начала VIII века. [ 8 ] Сохранилась только левая половина лиры. [ 8 ] Звуковая коробка была выдолблена из дуба и покрыта кленовой доской, скрепленной гвоздями из медного сплава. [ 8 ] На ярме было шесть колков, которые разлагались при извлечении. [ 8 ] Были свидетельства наличия хвостовой части железа. [ 9 ] Эта лира была уничтожена во время бомбардировки в июне 1943 года. [ 8 ] [ 6 ]
Саттон Ху (Англия)
[ редактировать ]
, раскопанное в 1939 году, Захоронение корабля в Саттон-Ху датируется началом VII века. [ 10 ] Лира висела на западной стене зала в мешочке из бобровой шкуры. [ 10 ] Падая, он ударился о коптскую чашу и разбился на части, а осколки верхней части упали внутрь чаши. [ 10 ] Что сохранилось, так это ярмо, шесть колков, две металлические накладки в виде переплетенных птичьих голов, которые соединяли ярмо с полыми внешними рычагами, а также части боковых рычагов. [ 11 ]
Лира была изготовлена из кленового дерева. [ 10 ] Лопасти были выдолблены почти до сустава, а затем покрыты кленовой декой, скрепленной бронзовыми штифтами. [ 12 ] Там было пять ивовых колышков и шестая часть ольхи. [ 12 ] На кленовых фрагментах лиры видно прижатую к ней бобровую шерсть, что указывает на сумку для переноски на меховой подкладке. [ 11 ]
Когда лира была обнаружена в Саттон-Ху, она не была идентифицирована как лира. Хотя три лиры ранее были раскопаны в Германии, Руперт Брюс-Митфорд по ошибке обратился к другому известному струнному инструменту, арфе , инструменту, который, как считается, существовал в эпоху раннего средневековья. [ 13 ] В 1948 году была обнаружена неуклюжая и неубедительная реконструкция лиры в форме прямоугольной арфы, основанная на (нечетких) арфах, изображенных на некоторых ирландских каменных крестах 9-го века и арфах в двух английских рукописях 11-го и 12-го веков. [ 13 ] [ 14 ] Эта арфа была выставлена в Британском музее в 1949 году. [ 15 ] Эта интерпретация продолжалась до 1970 года, когда Руперт Брюс-Митфорд и его дочь Миртл правильно оценили инструмент. [ 16 ]
Новой реконструкции лиры Саттон-Ху способствовало сравнение с другими остатками лиры. [ 13 ] Первая лира из Оберфлахта сохранилась в музее Штутгарта ; и очень фрагментарная английская лира, непризнанная как таковая с момента ее раскопок в 1883 году в кургане в Таплоу , Бакингемшир, наконец была признана лирой. [ 17 ] Остатки двух других немецких лир были уничтожены во время Второй мировой войны, но они также были изучены и опубликованы. [ 17 ] После реконструкции лиры Саттон-Ху пришло осознание того, что музыкальный инструмент, называемый «герпой» в «Беовульфе» и подобных произведениях, на самом деле был лирой, а не арфой. [ 18 ] Точность реконструкции лиры Саттон-Ху была подтверждена, когда новые лиры были раскопаны в Троссингене в 2001 году и Приттлвелле в 2003 году. [ 19 ]
Троссинген (Германия)
[ редактировать ]
Троссингенская лира была обнаружена зимой 2001/2002 года во время раскопок кладбища в Троссингене , в Баден-Вюртемберге , недалеко от Оберфлахта. [ 20 ] Лира была найдена в узкой погребальной камере вместе с оружием и предметами деревянной мебели. [ 20 ] Обнаруженная в заболоченных условиях, лира исключительно хорошо сохранилась. [ 21 ]
Корпус изготовлен из цельного куска клена, дека – из того же дерева. [ 21 ] Есть бридж из ивы и шесть колков, четыре из которых из ясеня и два из ореха. [ 21 ] Лира имеет исключительный набор украшений. [ 21 ] С одной стороны изображены две группы воинов, а оставшееся пространство украшено узором в зверином стиле. [ 22 ]
Приттлвелл (Англия)
[ редактировать ]было Королевское англосаксонское захоронение Приттлвелла обнаружено в 2003 году и было одним из самых богатых англосаксонских захоронений, когда-либо найденных. [ 23 ] Деревянная лира почти полностью сгнила, за исключением темного пятна почвы, обнажающего ее очертания. На своем первоначальном месте сохранились фрагменты дерева и металлической фурнитуры из железа, серебра и позолоченных медных сплавов. [ 2 ] [ 23 ] Весь блок почвы был поднят и перевезен в консервационную лабораторию, где его исследовали с помощью рентгеновских лучей, компьютерной томографии и лазерного сканирования. [ 23 ] Микрораскопки показали, что инструмент был изготовлен из клена, а колки - из ясеня. [ 2 ] В какой-то момент жизни лира была сломана пополам и снова собрана с помощью ремонтных деталей из железа, позолоченного медного сплава и серебра. [ 2 ]
Лира находит на сегодняшний день
[ редактировать ]В ходе археологических раскопок было обнаружено не менее 30 находок лир этого типа, в том числе одна в Дании, одиннадцать в Англии, восемь в Германии, две в Нидерландах, три в Норвегии и четыре в Швеции. [ 24 ] Большинство находок лир представляют собой либо мосты , либо части верхнего коромысла и окружающих его деталей. [ 24 ] Одна находка из Сигтуны , Швеция, представляет собой настроечный ключ для регулировки колков. [ 25 ]
Дата | Имя | Страна | Комментарии |
---|---|---|---|
5 век | Абингдон | Англия | Фрагмент изогнутого костного коромысла с пятью отверстиями. |
580 г. н.э. | Троссинген | Германия | Почти полная лира с искусной резьбой |
590 г. н.э. | Приттлвелл | Англия | Разложившиеся деревянные останки с металлической фурнитурой и фрагментами дерева |
6 век | Поверхность (84) | Германия | Почти полная лира потеряна во время Второй мировой войны. |
Конец VI - начало VII века. | Шлотхайм | Германия | Олений мост |
6–7 век | Берг Аптон | Англия | Металлическая фурнитура и фрагменты деревянных рычагов |
6–7 век | Эрисвелл 221 [ 26 ] | Англия | Разрушенные деревянные останки с фурнитурой из медного сплава |
6–7 век | Эрисвелл 255 [ 26 ] | Англия | Россыпь деревянных и металлических фрагментов в форме лиры. |
6–7 век | Эрисвелл 313 [ 26 ] | Англия | Сочлененная верхушка лиры |
7 век | Поверхность (37) | Германия | Крупные фрагменты левой стороны лиры |
Ранний англосаксонский | Утренний Торп | Англия | Два деревянных фрагмента с металлическими штифтами и пластинами. |
610–635 гг. н.э. | Саттон Ху | Англия | Верхние части гербов с двумя бронзовыми бляшками с птицами; ярмо с шестью отверстиями; и пять колышек |
620–640 гг. н.э. | Таплоу | Англия | Металлические украшения в виде птиц и деревянные фрагменты коромысла и соединений. |
англосаксонский | Снейп | Англия | Деревянные фрагменты рук и верхних суставов; полоса и штифты из медного сплава |
Конец 7 - начало 8 века. | Кёльн | Германия | Примерно пол лиры. Разрушен во время Второй мировой войны |
8 век | Рыба [ 27 ] | Дания | Деревянное хомут с шестью отверстиями и четырьмя настроечными штифтами. |
8 век | Дорестад (140) | Нидерланды | Янтарный мост |
8 век | Дорестад (141) | Нидерланды | Янтарный мост |
8 век | Элизенгоф I | Германия | Фрагмент Янтарного моста |
8 век | Элизенхоф II | Германия | Янтарный мост |
Эпоха викингов | Береза | Швеция | Олений мост |
франкский | Дизайнер | Франция | Бронзовый мост с украшением в виде головы животного. |
9 век | Броа | Швеция | Янтарный мост |
10 век | Йорк | Англия | Деревянный мост |
10–11 века | Хит Таун | Германия | Арочное деревянное ярмо с шестью отверстиями. |
11 век | Герете | Швеция | Бронзовый мост |
1100 г. н. э. | Сигтуна | Швеция | Ключ настройки сделан из рога лося и украшен рунами. |
Начало 13 века | Тронхейм | Норвегия | Деревянный мост |
Начало 13 века | Осло I | Норвегия | Деревянный мост |
Середина 13 века | Осло II | Норвегия | Деревянный мост |
Этимология
[ редактировать ]Сегодня лиру определяют как инструмент, струны которого параллельны деке, подобно скрипке или гитаре. Арфа – это инструмент, струны которого расположены перпендикулярно деке. Эта классификация является совершенно современной, поскольку исторически люди не делали различий между лирами и арфами. В древнеанглийском языке лиру называли «герпой», а в древнескандинавском — «арпой».
Инструмент, называемый роте или ротта, появляется в средневековых рукописях VIII-XVI веков. [ 28 ] где это название иногда применяется к изображениям коробчатых лир с прямыми или зауженными сторонами. [ 29 ] Однако некоторые сохранившиеся сочинения указывают на то, что современные писатели, возможно, применили это название к арфе. [ 29 ] Рота, вероятно, связана с эквивалентным ирландским словом cruit , а также с валлийской смычковой лирой, известной как crwth . [ 29 ] В этих текстах слово явно относится к струнному инструменту, но редко бывает ясно, какой именно инструмент имеется в виду. [ 28 ]
Современного универсального названия англосаксонской лиры не существует, но иногда используются такие термины, как «германская лира», «викинг» или «скандинавская лира». Все они также страдают от региональной предвзятости, поэтому не принимаются в качестве универсальных названий. Термин «Северная лира» иногда используется как нейтральное название. [ 30 ]
Строительство
[ редактировать ]Все проанализированные лиры изготовлены из клена, дуба или их комбинации. Материал перемычек на лирах сильно различается: бронза, янтарь, рог, рог, ива и сосна. Предпочтительной древесиной для колышков является ясень, орешник или ива. Длина лир варьируется от 53 см (Кёльн) до 81 см (Оберфлахт 84). Половина найденных лир имеет шесть струн, четверть — семь струн, а остальные — пять или восемь струн, причем последние имеются только у двух. [ 31 ]
Англосаксонская лира в древних изображениях
[ редактировать ]
Помимо археологических находок исследователями были обнаружены изображения лиры. Веспасианская Псалтырь , англосаксонская иллюстрированная книга начала VIII века, происходящая из Южнойумбрии (Северная Мерсия), содержит лучшее найденное изображение лиры. На нем изображен царь Давид, играющий на лире со своими придворными музыкантами. Этот образ часто повторяется во всем христианском мире, обычно Давид играет на арфе; однако в некоторых английских версиях у него есть англосаксонская лира, например, в Псалтири Веспасиана . Изображение дает некоторое представление о том, как играли на лире, в частности, левая рука использовалась для блокировки струн, что показывает, что он использовал тип игры, известный как бренчать и блокировать. Тот же метод игры на лире встречается на многих древнегреческих иллюстрациях игры на лире.
Даремский Кассиодор — это книга, содержащая изображение царя Давида, играющего на англосаксонской лире. Книга возникла в Нортумбрии где-то в 8 веке. Образ играющего Давида неуклюж и, возможно, был нарисован художником, который никогда не видел, чтобы на лире играли.
Самое старое изображение лиры происходит из Готланда в Швеции, где наскальная резьба, датируемая VI веком, интерпретируется как изображение лиры. [ 32 ]
Другое изображение щипываемой лиры можно найти в Утрехтской Псалтири , книге иллюстраций 9-го века из Нидерландов.
Игра на лире
[ редактировать ]

Ученые провели много исследований того, как играли на лире. Это принимает две формы: историки старинной музыки, которые использовали свои знания об исторической музыке и инструментах, чтобы научиться ее играть, и историки, которые читали старые тексты, чтобы найти упоминания о ней.
Веспасианская Псалтирь и Даремский Кассиодор дают единственные хорошие изображения держащейся в руках лиры. На них изображено, что он стоит на одном колене, а одна рука держится за ним, чтобы блокировать или дергать струны. Продолжительное использование его таким образом было бы затруднительно, так как левая рука утомлялась бы, и ей не на что было бы опереться. В пяти находках лир были обнаружены следы ремешка на запястье, выдерживающего вес левой руки. Эти находки состоят либо из кожаных петель, либо из заглушек на боковой стороне лиры, чтобы надеть ремешок. Следы износа также были обнаружены на дужках троссингенской лиры, что указывает на то, что когда левая рука не использовалась для игры, она сжимала дужки лиры. [ 31 ]
Тюнинг
[ редактировать ]Как была настроена лира, неизвестно. Единственное современное описание лиры принадлежит франкскому монаху и теоретику музыки Хукбальду в его книге De Harmonica Institutione , написанной около 880 года нашей эры. В нем он описывает, как, по его мнению, римский философ Боэций (480–524 гг. Н.э.) настраивал свою шестиструнную лиру. Поклонники спорят о том, можно ли перенести то, как римляне настраивали свои лиры, на англосаксонскую лиру. Хукбальд пришел к выводу, что Боэций использовал первые шесть нот мажорной гаммы. [ 33 ]
Техника блоков и ударов
[ редактировать ]Техника блока и игры, по-видимому, была широко используемой и очень распространенной техникой игры на лире. Ее изображения можно найти на древнеегипетских настенных рисунках, на древнегреческих урнах и, в частности, на англосаксонской лире в Псалтыре Веспасия. . Чтобы использовать эту технику, на лире играют, в то время как другая рука приглушает несколько струн, поэтому слышны только струны, которые в совокупности образуют аккорды. Количество аккордов, которые может издавать лира, ограничено по сравнению с ладовым инструментом, а также зависит от количества имеющихся у нее струн. Альтернативный метод игры на аккордах и блоках — это настроить одну или несколько струн как гудящие и использовать оставшиеся струны для воспроизведения мелодии, аналогично шарманке .
Выщипывание
[ редактировать ]Утрехтская Псалтырь содержит изображение щипка англосаксонской лиры, показано, как музыкант перебирает две струны, одновременно создавая аккорд. Плектры также использовались для игры на лире, у англосаксов было несколько слов для обозначения плектра, главным из которых было «herpenaegel». [ 34 ] Было обнаружено несколько медных предметов, которые по размеру и форме точно соответствуют современным пластиковым плектрам и, возможно, были плектрами, однако доказанных плектров не сохранилось, поэтому об их составе можно только предполагать. Другие возможности включают иглы, сделанные из птичьих перьев, которые, как известно, использовались для игры на средневековых лютнях, средневековые уды использовали плектры, сделанные из рога животных и дерева.
Англосаксонская лира в литературе
[ редактировать ]Среди англосаксов «музыка считалась исходящей от богов и была даром Одина, который был, помимо прочего, богом знаний, мудрости и поэзии и, как таковой, даровал людям «магию» музыки. ... Это также рассматривалось как способность творить добро или зло, помогать людям лечить болезни разума, души или тела, а также как способность причинять вред врагам и вызывать духов, которые могли бы помочь или помочь. делать ваши ставки против враги». [ 35 ]
В англосаксонской поэзии имеется 21 упоминание о лире, пять из них — в «Беовульфе» . [ 36 ] Упоминания о лире в литературе обычно ассоциируются с ее использованием в качестве сопровождающего повествования, использования во время праздников или в контексте войны.
Аэр был в восторге от глины: Гомела Сцилдинг |
была песня и ликование: старый Скайлдинг |
— Беовульф , строки 2105–10. |
Беда , рассказывая историю Кэдмона («первого» английского поэта), описывает, как лиру передавали во время пиров, чтобы во время веселья люди могли поднять ее и спеть песни. [ 37 ] Это похоже на другие инструменты, такие как волынки, которые также описываются как раздаваемые на пирах ( Эксетерский кодекс ). Песни, исполняемые на лире, включают в себя англосаксонскую эпическую поэзию, и вполне вероятно, что исполнения Беовульфа , Странника , Деора , Мореплавателя и т. д. разыгрывались под аккомпанемент лиры.

Происхождение и связь с лирами в других местах
[ редактировать ]Связь между североевропейскими лирами первого тысячелетия и более ранними лирами классического Средиземноморья совсем не ясна. [ 38 ] Различие между средиземноморским и северным направлениями лирной культуры возникло гораздо раньше, чем в средние века. [ 39 ] В IV веке до нашей эры лира была изображена на широкой золотой скифской повязке, известной как Сахновская пластина. [ 40 ] [ 41 ] На этом произведении искусства из кургана Сахновки на территории современной Украины изображена длинная вытянутая лира, по форме напоминающая более поздние германские лиры. [ 39 ] [ 41 ] Другая находка того же типа — деревянный инструмент, раскопанный в 1973 году на средневековом поселении Джетыасарской культуры на юго-западе Казахстана . Датируемый 4 веком нашей эры, недавнее повторное исследование артефакта подчеркнуло его близкое сходство с германскими лирами. [ 42 ] Еще один подобный инструмент — традиционная нарес-джюкс , или сибирская лира, на которой играют у сибирских ханты и манси. [ 43 ]

В Центральной Европе лиры изображены на артефактах протокельтской гальштатской культуры примерно 700 г. до н.э. [ 44 ] хотя их форма сильно отличается от германских лир. Более поздняя галуазская лира изображена на каменном бюсте II или I века до нашей эры, который был обнаружен в Бретани, Франция, в 1988 году. [ 45 ] На нем изображена фигура в гривне, играющая на семиструнной лире, вероятно, сделанной из дерева, но с более широким и круглым корпусом, как у лир из панциря черепахи древних средиземноморских культур. [ 45 ] [ 46 ] В ходе раскопок, проведенных в 2010 году в пещере Высокие пастбища на острове Скай в Шотландии, был обнаружен кусок дерева, датируемый 4 веком до нашей эры, который некоторые неспециалисты интерпретируют как мост из лиры, хотя это утверждение горячо оспаривается. . [ 47 ] Мост сгорел и сломался, поэтому трудно оценить, сколько зарубок на нем должно было быть изначально, поскольку осталось только две или три. Это побудило некоторых предположить, что это была ранняя смычковая лира, похожая на шетландскую лиру , однако это также маловероятно, поскольку использование смычка на струнных инструментах не появляется на Британских островах примерно до 11 века нашей эры.
Традиция шестиструнной германской лиры появляется в археологических записях во 2 веке нашей эры в поселении в Хабенхаузене недалеко от Бремена , Германия. [ 48 ] Деревянный предмет, раскопанный в 1980-х годах на болотистом поселении в Хабенхаузене, оказался ярмом лиры. [ 49 ] Шесть отверстий показывают, что оригинальный музыкальный инструмент шириной всего лишь 20 см имел шесть струн. [ 49 ]
См. также
[ редактировать ]- Китара — семиструнная греческая лира с деревянным звуковым ящиком.
- Крар — пяти- или шестиструнная лира из Эфиопии и Эритреи.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Брюс-Митфорд и Брюс-Митфорд 1970 , с. 10
- ^ Jump up to: а б с д Команда МОЛА (9 мая 2019 г.). «Тайны погребения принца Приттлвелла раскрыты в новом исследовании» . МОЛА.
- ^ Jump up to: а б с Хиллберг 2015 , с. 14
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лоусон 2019 , с. 224
- ^ Jump up to: а б Хиллберг 2015 , с. 12
- ^ Jump up to: а б с д Брюс-Митфорд и Брюс-Митфорд 1970 , с. 12
- ^ Лоусон 2019 , с. 226
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хиллберг 2015 , с. 17
- ^ Jump up to: а б Лоусон 2019 , с. 228
- ^ Jump up to: а б с д Хиллберг 2015 , с. 15
- ^ Jump up to: а б Бениг 1996 , с. 301
- ^ Jump up to: а б Хиллберг 2015 , с. 16
- ^ Jump up to: а б с Брюс-Митфорд и Брюс-Митфорд 1970 , с. 9
- ^ Бениг 1996 , с. 302
- ^ Брюс-Митфорд и Брюс-Митфорд 1970 , с. 7
- ^ Брюс-Митфорд и Брюс-Митфорд 1970 , стр. 7–13.
- ^ Jump up to: а б Бениг 1996 , с. 300
- ^ Брюс-Митфорд и Брюс-Митфорд 1970 , с. 11
- ^ Коллтвейт 2022 , с. 209
- ^ Jump up to: а б Лоусон 2019 , с. 237
- ^ Jump up to: а б с д Хиллберг 2015 , с. 10
- ^ Хиллберг 2015 , стр. 10–11.
- ^ Jump up to: а б с Хиллберг 2015 , с. 13
- ^ Jump up to: а б Хиллберг 2015 , стр. 10–22.
- ^ Хиллберг 2015 , с. 21
- ^ Jump up to: а б с Лоусон 2019 , стр. 261–2.
- ^ «Город викингов: раскопки выявили городских пионеров, а не жестоких налетчиков» . Хранитель . 20 ноября 2018 г. Проверено 2 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Роте». Гарвардский краткий словарь музыки и музыкантов . Издательство Гарвардского университета. п. 575. ИСБН 0674000846 .
- ^ Jump up to: а б с «Ротта» . Британская энциклопедия .
- ^ Хагель 2020 , с. 151
- ^ Jump up to: а б Хиллберг 2015 , с. 30
- ^ Коллтвейт 2000 , с. 19
- ^ Хукбальд, De Harmonica Institutione , 880 г. н.э.
- ^ Кембриджский колледж Корпус-Кристи 201, листы 131-45
- ^ Эндрю Гловер-Уитли. «Дальнейшие мысли о строительстве англосаксонских лир в свете захоронения Приттлвелла» (PDF) .
- ^ «Беовульф» . heorot.dk . Проверено 2 сентября 2020 г.
- ^ Церковная история английского народа , Беда, 8 век.
- ^ Лоусон 2005 , с. 96
- ^ Jump up to: а б Хагель 2020 , с. 161
- ^ Вертиенко 2021 , стр. 260–1
- ^ Jump up to: а б Роль 1989 , с. 95
- ^ Коллтвейт 2022 , с. 208
- ^ Кафедра археологии (9 ноября 2022 г.). «Музыкальный инструмент из Бидайык-асара, Казахстан: гипотезы его использования и возможное место в семействе лир» . Кембриджский университет.
- ^ Персер 2017 , с. 211
- ^ Jump up to: а б Бернадетт Арно (28 марта 2019 г.). «Бретань: бард в Лире, где тайны галльской статуи раскрыты с помощью 3D» . Будущие науки.
- ^ «Бюст Павла с лирой» .
- ^ «EHG4257 — Пещера Высокого пастбища, остров Скай: 2010 г.» . Рекорд исторической среды Хайленда . Проверено 24 июня 2022 г.
- ^ Лоусон 2005 , с. 112
- ^ Jump up to: а б Сенатор внутренних дел (17 апреля 2000 г.). «Археологическая сенсация в музее Фокке: Самая старая лира Северной Европы!» . Бремен: пресс-служба Сената.
Ссылки
[ редактировать ]- Бениг, Роберт (1996), «Англосаксонская арфа», Speculum , 71 (2): 290–320, doi : 10.2307/2865415
- Брюс-Митфорд, Руперт; Брюс-Митфорд, Миртл (1970), «Лира Саттон-Ху, Беовульф и происхождение рамочной арфы», Antiquity , 44 : 7–13, doi : 10.1017/S0003598X00040916
- Хагель, Стефан (2020), «Рождение европейской музыки из духа лиры», Археология звука, акустики и музыки: исследования в честь Кайсы С. Лунд , том. 3, Публикации Исследовательской группы ICTM по музыкальной археологии, ISBN. 9783944415390
- Хиллберг, Джулия (2015), Ранние лиры в контексте: сравнительное контекстуальное исследование ранних лир и личности их владельца/пользователя (PDF) , Лундский университет
- Коллтвейт, Гьермунд (2000), «Ранняя лира в Скандинавии» , Тилтай , 3 : 19–24
- Коллтвейт, Гьермунд (2022), «Лира Саттон-Ху и музыка Шелкового пути: новая находка четвертого века нашей эры раскрывает недостающие восточные связи германской лиры» , Antiquity , 96 (385): 208–212, doi : 10.15184/aqy.2021.164
- Лоусон, Грэм (2005), «Древние европейские тексты: раскопанные находки и экспериментальное исполнение сегодня» (PDF) , в Харрауэр, Кристина; Хагель, Стефан (ред.), Древнегреческая музыка в исполнении: Венский симпозиум. 29 сентября - 1 октября 2003 г. , Венские исследования: Приложение 30, Austrian Academy of Sciences Press, стр. 93–119, ISBN. 3700134754
- Лоусон, Грэм (2019), «Музыкальные находки и политические значения: археологические связи между лирами, поэзией и властью в варварской Европе» , в книге Эйхмана, Рикардо; Хауэлл, Марк; Лоусон, Грэм (ред.), Музыка и политика в древнем мире , Берлинские исследования древнего мира, том. 65, издание Topoi, doi : 10.17171/3-65 , ISBN 978-3-9819685-3-8
- Персер, Джон (2017), «Значение музыки в Gàidhealtachd в до- и раннеисторический период», Scottish Studies , 37 : 207–221, doi : 10.2218/ss.v37i0.1809
- Ролле, Рената (1989), Мир скифов , Калифорнийский университет Press, ISBN 0520068645
- Вертиенко, Ханна (2021), «Сахновская тарелка: скифская иконография в изображении эсхатологических концепций», в Вивес-Феррандис Санчес, Луис (ред.), Вечная печаль: репрезентации смерти в визуальной культуре от древности до наших дней , Эйкон Имаго, том. 10, дои : 10.5209/eiko.74150
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Группа Лира в Фейсбуке — группа специально для изучения древних лир (не современных), включающая профессионалов и экспертов в этой области.
- Norþhærpe - Как играть на англосаксонских, викингских и германских лирах + 80 мелодий, 2021 г. - Пол Уилдинг
- Проект англосаксонской лиры