Матильда Людендорф
Матильда Фридерике Каролина Людендорф (урожденная Матильда Шписс ; 4 октября 1877 – 24 июня 1966) была немецким психиатром и автором нескольких тем, таких как философия, политика и религия. Она была ведущей фигурой в движении Фёлкиш, известной своими неортодоксальными ( эзотерическими ) и заговорщическими идеями. Ее третьим мужем был генерал Эрих Людендорф . Вместе с Людендорфом она основала Bund für Gotteserkenntnis (Общество познания Бога) — небольшое и довольно малоизвестное эзотерическое общество теистов , находившееся под запретом с 1961 по 1977 год. [ 1 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Матильда Шпис родилась в Висбадене , Гессен , в центральной Германии, в семье профессора, доктора. Фил. Бернхард Шписс, с 1876 по 1906 год учитель Висбаденской гимназии. [ 2 ] Она посещала частную и государственную школу для девочек. Несмотря на скромные средства, родители смогли дать дочерям практическое профессиональное образование, что было необычно для того времени. С 1893 по 1895 год она училась на школьную учительницу для девочек, а в 1896 году начала преподавать, сначала в школе-интернате для девочек в Бибрихе . Она скопила достаточно денег, чтобы посещать вечерние занятия в женской гимназии в Карлсруэ с 1900 по 1901 год, чтобы получить аттестат зрелости .
В течение зимнего семестра 1901/1902 года она начала изучать медицину в Университете Альберта Людвига во Фрайбурге посещала лекции Августа Вейсмана по общему происхождению ( Vorlesungen über Deszendenztheorie ). , где, среди прочего, [ 3 ]
В 1904 году она вышла замуж за своего преподавателя, анатома Густава Адольфа фон Кемница, а в 1905 году переехала в Мюнхен, где у нее родились дочь Ингеборга фон Кемниц (1906–1970) и близнецы Аско (1909–1992) и Ханно (1909–1990). ). Два года спустя, в 1911 году, она продолжила прерванное медицинское обучение в Мюнхене до 1912 года, после чего прошла Medizinalpraktikum (год практики) на неполный рабочий день на отделении гинекологии Университетской клиники Бонна, после чего в 1913 году последовала апробация. Она также окончила учебу в 1913 году со степенью степень доктора неврологии . с диссертацией, посвященной наследственной природе психических различий между полами [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]С 1913 по 1914 год она работала волонтером у психиатра Эмиля Крепелина и некоторое время имела собственный кабинет. В 1915 году у нее развился туберкулез легких. Выздоровев в 1915 году, она заняла должность медицинского директора «Offiziersgenesungsheim» (места восстановления/реабилитации для офицеров) в Партенкирхене и Гармише и открыла собственный кабинет неврологии. Параллельно с усилением ее увлечения философией Канта и Шопенгауэра в 1916 году она основала в 1917 году частный курорт. Ее муж погиб в 1917 году во время несчастного случая в горах.
В 1919 году она вышла замуж за Эдмунда Георга Кляйне, майора в отставке, и через два года развелась. Она зарабатывала на жизнь офисом в Мюнхене. [ 3 ] Через Готфрида Федера она познакомилась с генералом Эрихом Людендорфом , который был руководителем немецких военных действий во второй половине Первой мировой войны. Его жена стала ее психиатрической пациенткой, но после того, как они развелись, она вышла замуж за Людендорфа 14 сентября 1926 года в Тутцинге. [ 3 ]
Она стала ярым критиком религий, существовавших в Германии того времени, и официально покинула лютеранство в 1913 году. [ 4 ]
Философия и наука
[ редактировать ]Ее работа 1921 года Triumph des Unsterblichkeitwillens ( «Триумф воли к бессмертию ») исследовала стремление людей к бессмертию и тем самым предприняла попытку синтеза философии и науки , который лег в основу большей части ее более поздних работ. Так было в ее «Происхождении и природе души» , книге в трех томах: «История творения» (1923), в которой прослеживается душа от ее истоков и возникновения вселенной; Душа человека (1925), объясняющая душу как волю и сознание; и «Самотворение» (1927), в котором предлагаются способы реконструкции души. [ 5 ]
Более поздняя работа, Der Seele Wirken und Gestalten ( «Действие души и ее влияние »), была посвящена аналогичным темам и также была разделена на три книги: «Душа ребенка и родительский долг» (1930), исследование по педагогике. ; «Душа нации и создатели ее власти» (1933), в которой утверждалось, что народ является неделимой единицей и формируется его лидерами так, что плохое руководство может уничтожить группу; «История народов о Боге» (1935), в которой утверждалось, что культура важнее для любого народа, чем цивилизация, и что она связана с их волей к самому творению. [ нужна ссылка ]
Она также выступала за права женщин и равенство полов , хотя эти вопросы не составляли центральной части более широкой политической платформы, с которой она стала ассоциироваться. [ 4 ]
Оппозиция организованной религии и оккультизму
[ редактировать ]В ходе изучения психиатрии у нее развилась сильная оппозиция оккультизму . Она критиковала работу Альберта фон Шренк-Нотцинга и утверждала, что оккультные практики стали причиной развития психических заболеваний у ряда ее пациентов. [ 6 ] Она подробно рассмотрела эту тему в своей работе «Безумие, вызванное оккультными учениями» (1933).
Она предприняла ряд нападок на астрологию , утверждая, что это всегда было еврейское извращение астрономии и что оно использовалось для порабощения немцев и притупления их рассуждений. [ 6 ] Название ее основной работы по этой теме « Мошенничество в астрологии » кратко обозначило ее позицию.
Она также ориентировалась на антропософию , особенно в своем эссе 1933 года «Чудо Марны» . Она и ее муж утверждали, что генерал Гельмут фон Мольтке Младший проиграл Первую битву на Марне, потому что попал под контроль Лисбет Зайдлер , последовательницы Рудольфа Штайнера . В результате этих сочинений Людендорфы добавили к легенде об ударе в спину оккультистов . [ 6 ]
Она раскритиковала работы Якоба Вильгельма Хауэра , индолога , который поддерживал идеи völkisch , но подчеркивал индоевропейское происхождение немцев. Она раскритиковала недостаток глубины и склонность к жаргонизму в его плодотворной работе «Йога как Heilweg» 1932 года и утверждала, что учения Кришны и Будды фактически были приняты авторами Ветхого и Нового Заветов , что сделало индийскую религию запретной для всех. ее отвращение к христианству. [ 2 ] Хауэр опасалась власти Людендорфа в народных кругах, учитывая ее работу и влиятельного мужа, и в последующих работах преуменьшала значение индийских аспектов своих идей. [ 7 ]
На личном уровне ненависть Людендорфа к оккультизму также проистекала из ее поддержки народного движения и ее желания построить новую, специфически немецкую религию. Таким образом, она опасалась, что, если Германия будет отвоевана от христианства, вместо этого она скатится к существующим оккультным практикам, которые, по ее мнению, были не более немецкими по происхождению, чем христианская вера. [ 8 ]
Она считала, что Далай-лама контролировал евреев в их предполагаемых попытках уничтожить Германию посредством марксизма , римского католицизма, капитализма и масонства . [ 9 ]
Несмотря на ее личную ненависть к оккультизму, ее участие в народном движении и германская культурная идентичность означали, что она сотрудничала с рядом приверженцев оккультных практик. Так было в Обществе Эдды Рудольфа Иоанна Горслебена , членом которого она была и среди других членов которого были Фридрих Шефер , последователь Карла Марии Вилигута , и Отто Зигфрид Ройтер , убежденный сторонник астрологии, которую она так резко осуждала. . [ 10 ]
Политико-религиозная деятельность
[ редактировать ]В рамках своего двойного наступления на христианство и оккультизм Людендорф использовала свою интерпретацию науки для развития своей собственной веры, Gotterkenntnis или «Бог-знания», в которой подчеркивались понятия расовой наследственности, культуры, экономики и справедливости. [ 2 ] Эта вера стала религией Танненбергбунда , основанного ею и ее мужем в 1925 году, заговорщической организации, которая на короткое время насчитывала до 100 000 последователей, прежде чем проиграла НСДАП и была запрещена НСДАП в 1933 году. [ 2 ]
Людендорф не имела никакого отношения к идеям позитивного христианства , чувствуя, что христианские верования никогда не смогут быть примирены с арийским идеалом, в который она верила. Она подчеркнула это, изобразив Иисуса как еврейского проповедника , который не умер на кресте, в своей книге 1931 года: Erlösung von Jesu Christo (Искупление от Иисуса Христа ). [ 11 ] Она считала Библию мошенничеством и призывала к пантеизму, укорененному в риторике крови и почвы , в которой душа Бога пронизывала землю в целом. [ 11 ]
Вместе со своим мужем она также опубликовала «Тайную силу иезуитов и ее упадок» . [ нужна ссылка ] хотя эта работа выявила многие предрассудки, еще дремавшие в старом генерале. В то время как Матильда Людендорф презирала христианство, Эрих, несмотря на свое обращение в Готтеркеннтнис , сохранил сильное чувство немецкого протестантизма , утверждая, что Римско-католическая церковь представляла гораздо более сильную угрозу völkisch идеалам пары; хотя он был явно нехристианином, как архиконсерваторы Протестантской лиги, так и их оппоненты в организованном католицизме считали его протестантским крестоносцем. [ 12 ]
Послевоенная деятельность, 1945-1965 гг.
[ редактировать ]Людендорф была в значительной степени отодвинута на второй план после смерти ее мужа в 1937 году, поскольку Адольф Гитлер уже давно порвал с генералом. Она продолжала выражать антисемитские идеи после войны и была признана виновной в процессе денацификации , хотя в 1951 году ее приговор был смягчен. [ 3 ]
Она основала Bund für Gotterkenntnis , который существует с 1951 года и насчитывает около 12 000 членов. Баварский административный суд запретил его в 1961 году как неконституционный. [ 4 ] В 1955 году она также основала Школу богопознания для распространения своих убеждений. [ 3 ] Она умерла в Тутцинге в 1966 году, через пять лет после приговора.
В 1977 году запрет Bund für Gotterkenntnis был снят из-за процедурных ошибок, хотя он остается под наблюдением нескольких органов конституционной защиты. По состоянию на 2010 год [update] Завет о познании Бога сохранился в сокращенном виде. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]- Коротин, Ильзе: Политическая радикализация гендерных различий в контексте «консервативной революции» и национал-социализма. Матильда Людендорф и «Völkische Feminismus» В: Эйкхофф, Фолькер; Коротин, Ильза (ред.): Тоска по судьбе и глубине. Дух консервативной революции Пикус, Вена, 1997, стр. 105–127.
- Мейер, Урсула: Матильда Людендорф. Националистический взгляд на человечество В: умирает: Мир философа, 4-й том: 20-го века , Аахен, 1998, стр. 87–104. Новое время: ein-FACH-verlag
- Рудольф Радлер (1987), «Людендорф, Матильда, урожденная Шпис» , Новая немецкая биография (на немецком языке), том. 15, Берлин: Duncker & Humblot, стр. 290–292 ; ( полный текст онлайн )
- Шнор, Франк: Матильда Людендорф и христианство. Радикальная этническая позиция в эпоху Веймарской республики и нацистского государства. Издания немецкого университета, Киль, 1998 г. ISBN 3-8267-1192-0
- Спилкер, Анника: Правые экстремистские взгляды и этнически-антисемитские политические идеи вокруг Матильды Людендорф (1877–1966) и женских групп Танненбергбунда . В: Дэниел Шмидт, Михаэль Штурм , Массимилиано Ливи (ред.): Пионеры национал-социализма. Люди, организации и сети крайне правых в период с 1918 по 1933 год (= серия публикаций Института городской истории . Том 19). Клартекст, Эссен 2015, ISBN 978-3-8375-1303-5 , С. 221 и далее.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Богопознание Матильды Людендорф (1877–1966)» . Ассоциация богопознания Людендорфа eV Архивировано из оригинала 7 октября 2011 года . Проверено 20 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Карла Поу, Новые религии и нацисты , Лондон: Routledge, 2006, ISBN 0-415-29025-2 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Матильда Людендорф, писатель www.dhm.de
- ^ Jump up to: а б с К.П. Бламирес, Мировой фашизм: Историческая энциклопедия , ABC-CLIO , 2006, ISBN 1-57607-940-6 , с. 393.
- ^ Матильда Людендорф (перевод В. Гроссингера), Происхождение и природа души (3 тома), Verlag Hohe Warte, 1954, респ. 1977, OCLC 164640064.
- ^ Jump up to: а б с Коринна Трейтель, «Наука для души: оккультизм и генезис немецкого модерна» , Джонс Хопкинс, 2004 г., ISBN 0-8018-7812-8 , с. 219.
- ^ Поу, стр. 83–84.
- ^ Трейтель, с. 220.
- ^ Ричард Стейгманн-Галл , Святой Рейх: нацистские концепции христианства, 1919–1945 , Cambridge University Press , 2003, ISBN 0-521-82371-4 , с. 88.
- ^ Николас Гудрик-Кларк , Оккультные корни нацизма , Лондон: IB Tauris 2005, ISBN 1-86064-973-4 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б Штайгманн-Галль, с. 89.
- ^ Штайгманн-Галль, стр. 89–90.
- ^ «Правоэкстремистское объединение богопознания (Людендорф) э.В.» Федеральное агентство гражданского образования . Январь 2010 года . Проверено 20 ноября 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1877 рождений
- 1966 смертей
- Люди из Гессен-Нассау
- Люди из Висбадена
- Антихристианские настроения в Германии
- Немецкие критики христианства
- Германский мистицизм
- немецкие антикоммунисты
- Немецкие теоретики заговора
- Немецкие современные язычники
- Немецкие неврологи
- Женщины-неврологи
- немецкие психиатры
- Немецкие женщины-психиатры
- Немецкое безымянное дворянство
- Семья Людендорфов
- Немецкие врачи XX века
- Немецкие женщины-врачи XX века