И ЯРОСТЬ
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2020 г. ) |
![]() ![]() | |
Дата выпуска | 1996 год |
---|---|
Кодовое имя | Ярость |
Архитектура | Ярость |
Карты | |
Начальный уровень | 3D Ярость, 3D Ярость II, XL, Про |
Средний уровень | 128 ВР, 128 ГЛ |
Высококачественный | 128 Про |
Энтузиаст | Ярость MAXX |
API Поддержка | |
OpenGL | OpenGL 1.0 |
История | |
Предшественник | Серия Маха |
Преемник | Радеон 7000 серии |
Статус поддержки | |
Не поддерживается |
ATI Rage (стилизованный под RAGE или rage ) — серия графических чипсетов , разработанная ATI Technologies, предлагающая графического пользовательского интерфейса (GUI) 2D-ускорение , видео-ускорение и 3D-ускорение, разработанное ATI Technologies . Это преемник ATI Mach серии 2D-ускорителей .
3D RAGE (I) [ edit ]
Оригинальный чип 3D RAGE (также известный как Mach64 GT) был основан на ядре Mach64 2D с новыми функциями 3D и ускорением MPEG-1 . 3D RAGE была выпущена в апреле 1996 года. [1] 3D RAGE использовался в ATI 3D Xpression видеокарте . Кроме того, этот чип был интегрирован в линейку IBM Aptiva 2176 в корпусе Stealth и поставлялся с бесплатной копией MechWarrior 2: 31st Century Combat , которая работала с этим графическим чипом только для демонстрации его возможностей. Конфигурация памяти этого интегрированного чипа составляла 2 Мегабайта.
3D RAGE II (II+, II+DVD, IIc) [ править ]



Второе поколение Rage (также известное как Mach64 GT-B) предлагало примерно в два раза большую производительность в 3D. Его графический процессор снова был основан на модернизированном движке GUI Mach64, который обеспечивал оптимальную производительность 2D либо с однотактной памятью EDO , либо с высокоскоростной SGRAM . Чип 3D Rage II представлял собой усовершенствованную, совместимую по выводам версию ускорителя 3D Rage. второго поколения, Чип, совместимый с шиной PCI повысил производительность 2D на 20 процентов и добавил поддержку воспроизведения MPEG-2 (DVD). Чип также имел поддержку драйверов Microsoft Direct3D и Reality Lab , QuickDraw 3D Rave, Criterion RenderWare и Argonaut BRender . Драйверы OpenGL доступны для профессионального сообщества 3D и CAD , а драйверы Heidi доступны для пользователей AutoCAD . Драйверы также поставлялись для операционных систем, включая Windows 95 , Windows NT , Mac OS , OS/2 и Linux . [2] ATI также поставила дополнительный чип ТВ-кодера для RAGE II — чип ImpacTV .
RAGE II был интегрирован в несколько компьютеров Macintosh, включая первую версию Macintosh G3 (Beige) и Power Mac 6500 . В IBM-совместимых ПК этот набор микросхем также использовался в нескольких материнских платах и видеокартах, в том числе: 3D Xpression+ , 3D Pro Turbo и оригинальном All-in-Wonder .
3D Rage IIc был последней версией ядра Rage II и предлагал дополнительную поддержку AGP. Rage IIc использовался в оригинальном iMac (версия A) в 1998 году.
- Технические характеристики Rage II+DVD:
- Ядро 60 МГц
- память SGRAM до 83 МГц
- Пропускная способность памяти 480 МБ/с
- ДиректХ 5.0
3D RAGE Pro [ edit ]



ATI внесла ряд изменений в 3D RAGE II: новый механизм настройки треугольников , коррекции перспективы улучшения , поддержку тумана и реализацию прозрачности, поддержку зеркального освещения , а также улучшенное воспроизведение видео и поддержку DVD. Чип 3D Rage Pro был разработан для AGP порта ускоренной графики Intel ( ) и использует преимущества текстурирования в режиме выполнения, конвейерной обработки команд, адресации боковой полосы и полных протоколов 2×-режима. полагались на стандартные конфигурации графической памяти: до 8 МБ SGRAM Первоначальные версии или 16 МБ WRAM , в зависимости от модели.
RAGE Pro предлагал производительность на уровне Nvidia от RIVA 128 и ускорителя Voodoo от 3dfx , но в целом не смог сравниться или превзойти своих конкурентов. Это, в дополнение к (раннему) отсутствию поддержки OpenGL, отрицательно сказалось на продажах того, что рекламировалось как надежное игровое решение.
В феврале 1998 года ATI представила версию Rage Pro с 2 × AGP на OEM-рынке и попыталась заново изобрести Rage Pro для розничного рынка, одновременно переименовав чип в Rage Pro Turbo и выпустив новый Rage Pro Turbo. драйвер набор (4.10.2312), который якобы увеличил производительность на 40%. На самом деле ранние версии нового драйвера обеспечивали повышенную производительность только в таких тестах , как Ziff-Davis 98 от 3D Winbench и Final Reality . Однако в играх производительность действительно пострадала.
Несмотря на такое неудачное введение, название Rage Pro Turbo прижилось, и в конечном итоге ATI смогла выпустить обновленные версии драйвера, которые обеспечили заметное увеличение производительности в играх, однако этого все равно было недостаточно, чтобы вызвать большой интерес со стороны энтузиастов ПК.
3D Rage Pro в основном продавался на розничном рынке как Xpert@Work или Xpert@Play , с той лишь разницей, что был ТВ-выход в версии Xpert@Play . Это был также встроенный графический чипсет в Sun Ultra 5/10 рабочих станциях , их первая модель компьютера, предлагающая стандартные аппаратные компоненты ПК, а также встроенный графический чипсет второй версии Macintosh G3 (Бежевый) . Он также использовался в более поздних версиях оригинального iMac , а именно в версиях B и C.
- Общие характеристики 3D Rage Pro:
- Ядро 75 МГц
- Память SGRAM/WRAM 4, 8 и 16 МБ, 100 МГц
- Пропускная способность памяти 800 МБ/с
- ДиректХ 6.0
RAGE LT (ноутбук) и RAGE LT Pro (настольный компьютер) [ править ]


Rage LT или Mach64 LT часто реализовывались на материнских платах и в мобильных приложениях, таких как ноутбуки . Этот чип конца 1996 года был очень похож на Rage II и поддерживал то же кодирование приложений. В него встроен передатчик низковольтной дифференциальной сигнализации (LVDS) для ЖК-дисплеев ноутбуков и улучшенное управление питанием (поблочное управление питанием). RAGE LT PRO, основанный на 3D RAGE PRO, был самым первым мобильным графическим процессором, использующим AGP.
Он предлагал Filtered Ratioometric Expansion , который автоматически настраивал изображения до полноэкранного размера. ImpacTV2+ от ATI интегрирован с чипом RAGE LT PRO для поддержки просмотра на нескольких экранах; т.е. одновременный вывод на телевизор, ЭЛТ и ЖК-дисплей. Кроме того, RAGE LT PRO может управлять двумя дисплеями с разными изображениями и/или частотой обновления с помощью встроенных двойных независимых ЭЛТ- контроллеров.
Rage LT Pro часто использовался в настольных видеокартах, которые имели порт цифровой плоской панели VESA для цифрового управления некоторыми настольными ЖК-мониторами.
После того, как ATI прекратила производство RAGE LT, ATI использовала Rage 128 и Rage 128 Pro в качестве базового чипа для своей новой мобильной графики Mobility Mobile Graphics.
ЯРОСТЬ XL [ править ]
Rage XL была недорогой картой на базе RAGE Pro. Как маломощный чип с возможностью ускорения 2D и 3D, Rage XL использовался на многих видеокартах бюджетного класса. его также можно было увидеть на материнских платах Intel Еще в 2004 году , а в 2006 году он все еще использовался для серверных материнских плат. На смену Rage XL пришла ATI ES1000 для использования на серверах.
По сути, чип представлял собой уменьшенный в размерах Rage Pro, оптимизированный так, чтобы быть очень недорогим для приложений, где требовался только базовый графический вывод.
В Rage XL улучшена билинейная фильтрация прозрачных текстур по сравнению с Rage Pro. [3]
RAGE 128 (начальный и средний уровень) [ править ]


В продолжающейся борьбе за создание самого быстрого и совершенного 3D-ускорителя компания ATI разработала RAGE 128 . Чип был анонсирован в двух вариантах: RAGE 128 GL и RAGE 128 VR. Помимо более низкой цены чипа VR, основное отличие заключалось в том, что первый имел полностью 128-битную конструкцию, в то время как VR, по-прежнему являвшийся 128-битным внутренним процессором, использовал 64-битный интерфейс внешней памяти.
- Magnum — плата рабочей станции для OEM-производителей с 32 МБ SDRAM.
- Rage Fury — эта дополнительная карта памяти SDRAM объемом 32 МБ и той же производительностью, что и Magnum, продавалась для компьютерных игр.
- Xpert 128 — 16 МБ памяти SDRAM и, как и остальные, использовал чип RAGE 128 GL.
- Rage Orion OpenGL и QuickDraw 3D /RAVE, — дизайн RAGE 128 GL, специально предназначенный для Mac OS, с памятью SDRAM объемом 16 МБ, поддержкой [4] по сути, это Xpert 128, ориентированный на конкретный рынок. Эта карта поддерживала больше различных разрешений видео, чем более поздние модели RAGE 128, предназначенные для Mac. Эта карта продавалась для игр Macintosh.
- Nexus 128 — также дизайн RAGE 128 GL для Mac, но с 32 МБ оперативной памяти, аналогичный Rage Fury. Эта карта была ориентирована на профессионалов в области графики.
- Xclaim VR 128 — также версия RAGE 128 GL для Mac с 16 МБ памяти SDRAM, но включает захват видео, видеовыход, поддержку ТВ-тюнера и ускорение видео QuickTime . [4]
- Xpert 2000 — дизайн RAGE 128 VR с использованием 64-битного интерфейса памяти.
Rage 128 был совместим с Direct3D 6 и OpenGL 1.2 . Он поддерживал многие функции предыдущих чипов RAGE, такие как настройка треугольника, ускорение DVD и мощное ядро ускорителя VGA/GUI.
RAGE 128 добавил ускорение обратного дискретного косинусного преобразования ( IDCT ) в репертуар DVD. Это был первый рендерер ATI с двойным текстурированием, который мог выводить два пикселя за такт (два пиксельных конвейера ). Процессор был известен своим хорошо работающим 32-битным цветовым режимом, но также и плохим 16-битным режимом с сглаживанием ; RAGE 128 был не намного быстрее в 16-битном цвете, несмотря на более низкие требования к полосе пропускания.
В 32-битном режиме RAGE 128 более чем соответствовал RIVA TNT , а Voodoo 3 вообще не поддерживал 32-битный режим. Чип должен был составить конкуренцию NVIDIA RIVA TNT, Matrox G200 и 3dfx Voodoo 2 в 1998 году.
ATI реализовала в Rage 128 метод кэширования , который она назвала Twin Cache Architecture (TCA). Rage 128 использовал буфер размером 8 КБ для хранения текселей , которые использовались 3D-движком. Чтобы еще больше повысить производительность, инженеры ATI также включили пиксельный кэш емкостью 8 КБ, используемый для записи пикселей обратно в буфер кадра .
- 8 миллионов транзисторов , 0,25 микрометра изготовление
- Набор функций 3D
- Аппаратная поддержка массивов вершин, тумана и таблицы тумана.
- Альфа-смешение , вершинный и Z-туман, видеотекстуры, текстурное освещение.
- с одним тактовым сигналом Билинейная и трилинейная фильтрация текстур и композитинг текстур
- текстурирование с корректной перспективой Мип- и поддержкой хромакей.
- Отражения на основе вершин и Z, тени, прожекторы, смещение 1,00.
- Удаление скрытых поверхностей с использованием 16, 24 или 32-битной Z-буферизации
- Гуро и зеркально заштрихованные многоугольники
- линий и краев Сглаживание , рельефное отображение , 8-битный трафаретный буфер
- 250 МГц RAMDAC , AGP 2×
Rage 128 Pro / Rage Fury (высший класс) и Rage Fury MAXX ( энтузиастов для )

Позже ATI разработала преемника оригинальной Rage 128, получившего название Rage 128 Pro . В этот чип было внесено несколько усовершенствований, в том числе улучшенный механизм настройки треугольников, который удвоил пропускную способность геометрии до восьми миллионов треугольников в секунду, улучшенную фильтрацию текстур, сжатие текстур DirectX 6.0, AGP 4×, поддержку DVI и чип Rage Theater для композитного видео и S-Video. ТВ-вход. Этот чип использовался на игровых платах Rage Fury Pro и бизнес-ориентированной Xpert 2000 PRO . Rage 128 Pro в целом мог конкурировать с Voodoo 3 2000, RIVA TNT2 и Matrox G400, но ему часто мешала более низкая тактовая частота (часто 125 МГц) при конкуренции с высокопроизводительными Voodoo3 3500, TNT2 ultra и G400 MAX.
Альтернативный рендеринг кадров на RAGE Fury MAXX [ править ]

Плата Rage Fury MAXX содержала два чипа Rage 128 Pro в конфигурации альтернативного рендеринга кадров (AFR), что позволило почти вдвое увеличить производительность. Как следует из названия, AFR визуализирует каждый кадр на независимом графическом процессоре. Эта плата должна была составить конкуренцию NVIDIA GeForce 256 , а затем и 3dfx Voodoo 5 . Хотя карта GeForce 256 с памятью DDR в некоторой степени могла сравниться с платами GeForce 256 с 32 МБ SDR, карты GeForce 256 с памятью DDR все же легко вышли на первое место. [5] Хотя в то время было мало игр, поддерживающих аппаратное преобразование, обрезку и освещение (T&L), отсутствие аппаратного T&L в MAXX поставило бы его в невыгодное положение, когда такие игры стали более распространенными.
Позже ATI обнаружила, что операционные системы Windows NT 5.x (Windows 2000, XP) не поддерживают два графических процессора AGP в том виде, в каком их реализовала ATI. NT поместила их обоих на шину AGP и переключалась между ними, поэтому плата могла работать только как одна Rage 128 Pro с производительностью карты Rage Fury. Оптимальной операционной системой для Rage Fury MAXX является Windows 98/ME. [ нужна ссылка ] Windows 95 и Mac OS не поддерживались.
Rage 6 (теперь называется «Radeon») [ править ]
Графический ускоритель Rage 128 Pro был последней версией архитектуры Rage и последним использованием торговой марки Rage. Хотя следующая итерация изначально носила кодовое название Rage 6 , ATI решила перед выпуском переименовать ее в Radeon . Это название до сих пор используется AMD после приобретения ATI в 2006 году (и даже после прекращения существования бренда ATI в 2010 году).
Rage Mobility (ноутбуки) [ править ]

Rage Mobility пришла на смену Rage LT и Rage LT Pro. Практически каждая версия Rage использовалась в мобильных приложениях, но существовали и специальные версии этих чипов, оптимизированные для этого. Это были первые графические решения ATI, носившие название Mobility . К таким чипам относятся:
- RAGE Mobility C/EC/L/M2 (на базе RAGE Pro) (компенсация движения)
- RAGE Mobility P/ M/ M1 (на базе RAGE Pro) (компенсация движения, IDCT)
- RAGE Mobility 128 / M3 / M4 (на базе RAGE 128 Pro) (компенсация движения, IDCT)
Модели [ править ]
Номер оригинальной эталонной карты (RAGE 128 Pro): 109-60600-10.
Настольные модели [ править ]
- Начальный уровень
- 3D-ЯРОСТЬ
- 3D RAGE II / II+DVD / IIc
- 3D ЯРНОСТЬ XL
- 3D RAGE Pro / Xpert@Play / Xpert@Home
- Средний диапазон
- RAGE Magnum (графика OEM для рабочих станций)
- RAGE 128 VR / Xpert 2000 Pro
- RAGE 128 GL / Эксперт 128
- Высококлассный
- РЕЙДЖ 128 Про
- RAGE 128 Ultra (ОЕМ-версия 128 Pro)
- Энтузиаст
- RAGE Fury Pro (Одиночный Rage 128 Pro)
- RAGE Fury MAXX (Dual Rage 128 Pro с театральным чипом)
Специальные карты Apple (на базе чипа RAGE 128 GL) [ править ]
- Xclaim VR 128
- Нексус 128
- Ярость Ориона
Удары кубиками [ править ]
- 3D ЯРНОСТЬ II
- Ярость XL
- Ярость ПРО
- Ярость IIC
- Ярость 128 ГЛ
- Ярость 128 Про
См. также [ править ]
- AMD CrossFire — масштабируемый интерфейс связи (SLI), эквивалент NVIDIA
- Список графических процессоров AMD
Ссылки [ править ]
- ^ «ATI TECHNOLOGIES ОБЪЯВЛЯЕТ О НАЛИЧИИ ЧИПА 3D RAGE ACCELERATOR — Бесплатная онлайн-библиотека» . www.thefreelibrary.com . Архивировано из оригинала 4 сентября 2014 г.
- ^ Мелевчик, Михаил. «ATI Rage Fury 128 – Все в одном – В тесте Linux». Линукс внутренний . 2000 (1): 44.
- ^ «Винтажное 3D — ранняя история 3D-ускорения» . vintage3d.org .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Мак Ярость 128» . Архивировано из оригинала 27 декабря 2009 г. Проверено 3 февраля 2010 г.
- ^ Декабрь 1999 г., Сильвино Ороско 30 (30 декабря 1999 г.). «Обзор ATI Rage Fury MAXX» . Аппаратное обеспечение Тома . Проверено 4 декабря 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
Общие [ править ]
- "Обзор ATI RAGE Fury Pro", Сильвино Ороско и Томас Пабст, Tom's Hardware, 8 октября 1999 г., получено 15 января 2006 г.
- «Пресс-релиз ATI's Rage LT» от ATI Technologies, 11 ноября 1996 г.
- «Пресс-релиз ATI's Rage LT PRO» от ATI Technologies, 10 ноября 1997 г.
- «Пресс-релиз ATI's 3D Rage PRO» от ATI Technologies, 24 марта 1997 г.
- "XPERT 2000 PRO" от ATI Technologies, получено 15 января 2006 г.
- «3D Winbench 98 — всего лишь вводящий в заблуждение тест или лучшая мишень для мошенничества?» Томас Пабст, Tom's Hardware, 15 февраля 1998 г., получено 1 июня 2006 г.
- «Пресс-релиз о доступности ATI 3D Rage». Архивировано 15 сентября 2016 г. в Wayback Machine , 1 апреля 1996 г.
Внешние ссылки [ править ]
