РИВА ТНТ
![]() Карта Riva TNT от Creative Technology. | |
Дата выпуска | 15 июня 1998 г |
---|---|
Кодовое имя | НВ4 |
Архитектура | Фаренгейт |
Карты | |
Начальный уровень | Он может похвастаться |
Высококачественный | ТНТ |
ДиректХ | Директ3Д 6.0 |
История | |
Предшественник | РИВА 128 (ZX) |
Преемник | РИВА ТНТ2 |
Статус поддержки | |
Не поддерживается |
RIVA TNT под кодовым названием NV4 — это чип-ускоритель 2D- , видео- и 3D -графики для ПК, разработанный Nvidia и выпущенный в марте 1998 года. Он укрепил репутацию Nvidia как достойного конкурента в развивающейся индустрии потребительских 3D- графических адаптеров . Он пришел на смену RIVA 128 .
RIVA — это аббревиатура от реальном времени видео «Интерактивного и анимации в » . [1] способности чипа работать с двумя одновременно ( T wiNT текселами exel Суффикс «TNT» относится к ). [2]
Первой видеокартой на базе чипа RIVA TNT стала Velocity 4400, выпущенная компанией STB Systems 15 июня 1998 года.
Обзор
[ редактировать ]

TNT был разработан как продолжение RIVA 128 и ответ на компанией 3Dfx выпуск Voodoo2 . Он добавил второй пиксельный конвейер , практически удвоив скорость рендеринга, и использовал значительно более быструю память. В отличие от Voodoo2 (но, как и более медленный Matrox G200 ), в него также добавлена поддержка 32-битного ( truecolor ) формата пикселей, 24-битного Z-буфера в 3D-режиме, 8-битного трафаретного буфера и поддержка текстур размером 1024×1024 пикселей. . Улучшенные методы мип-мэппинга и фильтрации текстур , включая недавно добавленную поддержку трилинейной фильтрации , значительно улучшили качество по сравнению с предшественником TNT. TNT также добавила поддержку до 16 МБ SDRAM SDR . Как и RIVA 128, RIVA TNT представляет собой одночиповое решение.


TNT был отправлен позже, чем первоначально планировалось, сильно нагревался и имел тактовую частоту ниже, чем планировала Nvidia, - 90 МГц вместо 110 МГц. Первоначально запланированные характеристики должны были поставить карту выше Voodoo2 по теоретической производительности для приложений Direct3D , но на частоте 90 МГц она не совсем соответствовала Voodoo2.
В то время большинство игр поддерживали собственный Glide API от 3dfx , что давало Voodoo2 большое преимущество в скорости и качестве изображения, а некоторые игры использовали Glide API только для 3D-ускорения, в результате чего пользователи TNT не были в лучшем положении, чем люди, у которых не было 3D-ускоритель. Даже в сравнениях « только OpenGL », таких как в случае с Quake 2 , Voodoo2 имел преимущество, поскольку специальный драйвер «MiniGL» был создан специально для карт 3dfx для запуска игры (и большинства других игр OpenGL того времени). Драйвер 3dfx MiniGL не был полнофункциональным драйвером OpenGL, а представлял собой оболочку, которая сопоставляла определенные функции OpenGL с их эквивалентами в Glide и благодаря этому позволяла добиться преимущества в скорости. Позже, когда для линейки карт 3dfx были созданы полнофункциональные драйверы OpenGL, было замечено, что они были намного медленнее по сравнению со своим урезанным братом MiniGL. TNT имел поддержку 32-битного цвета, в то время как Voodoo2 поддерживал только 16-битный цвет (хотя внутри он уменьшал 24-битный цвет, превосходя TNT с 16-битным качеством). Карты Voodoo2 также получили еще большее преимущество в скорости над TNT благодаря возможности связывать две карты Voodoo2 вместе в настройке «SLI».
ТНТ не смог сравниться по продажам с невероятно популярным Voodoo2. клиентов 3Dfx Доля в это время была на пике, а Nvidia все еще была новым игроком. Опять же, как и в случае с RIVA 128, отсутствие поддержки Glide API препятствовало возможностям Nvidia по увеличению доли рынка. Glide по-прежнему считался лучшим API для 3D-игр, доступным как геймерам, так и разработчикам. Однако TNT привлекла большое внимание Nvidia и проложила путь к обновленной версии под названием RIVA TNT2 . В конце концов, в отличие от остальных конкурентов, Nvidia приблизилась к Voodoo2 по производительности в некоторых играх и превзошла ее по качеству 32-битного изображения.

В последующие годы Nvidia выпустила бюджетную версию TNT под названием Vanta, что в последующие годы стало стандартной отраслевой практикой в массовом масштабе. На этой плате использовался тот же чип TNT, но была снижена его тактовая частота и уменьшены вдвое ширина шины данных памяти (до 64 бит) и размер памяти (до 16 МБ). Сделав это, Nvidia смогла продавать чипы TNT, которые не могли достичь указанной тактовой частоты TNT. [ нужна ссылка ] , практика, известная как биннинг , и значительно снижает стоимость платы за счет использования более узкой шины и меньшего количества оперативной памяти. Плата оказалась популярной среди OEM-производителей компьютеров благодаря широкому набору функций и низкой цене. Vanta также была реализована в виде встроенной графики на некоторых материнских платах.
Сам TNT использовался в нескольких популярных картах, таких как Diamond Viper V550 и STB Velocity 4400, обеим из которых удалось одержать победу среди OEM-производителей у таких производителей, как Dell и Gateway , среди других.
Драйверы
[ редактировать ]Разработка драйверов Nvidia совместно с TNT стала началом их особенно агрессивных усилий по поддержанию наилучшего возможного набора драйверов. ТНТ получила первый в отрасли фирменный драйвер под названием Detonator .
Эти драйверы имели огромный успех. Хотя TNT всегда хорошо работал на системах на базе Intel, ранее он отставал по производительности от современных систем на базе AMD. В то время Quake2 был эталоном производительности, а Voodoo2, созданный 3dfx, имел большую разницу в производительности по сравнению с TNT, поскольку у него был 3DNow! оптимизации, которые сводили на нет потери производительности из-за слабого, неконвейерного FPU на нынешних процессорах AMD. В состав драйверов Detonator входит 3DNow! оптимизации, а производительность Quake2 на TNT подскочила на 30%. [ нужна ссылка ] Фактически, все приложения OpenGL и DirectX выиграли от такой оптимизации. Это сделало TNT гораздо более привлекательным 3D-ускорителем для владельцев AMD, чем раньше.
Драйверы Detonator также устранили проблемы совместимости с материнскими платами того времени и улучшили общую совместимость программного обеспечения. [3]
TNT был последним графическим ускорителем Nvidia, поддерживающим Windows 3.1x.
Конкурирующие чипсеты
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Брошюра RIVA 128» . Нвидиа. Архивировано из оригинала 6 июля 1997 года . Проверено 9 октября 2007 г.
- ^ «ТНТ2» . Нвидия . Проверено 12 октября 2007 г.
- ^ «Драйверы детонатора NVIDIA RIVA TNT» . АктивВиндовс. 1999 год . Проверено 15 июня 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Nvidia и ABIT анонсируют интегрированное графическое решение для материнской платы» (пресс-релиз). Нвидиа. 1 июня 1999 года.
- «Nvidia расширяет охват рынка с помощью 3D-процессора Vanta» (пресс-релиз). Нвидиа. 22 марта 1999 г.
- Nvidia Riva TNT последний раз поддерживала драйвер Forceware Unified Display Driver (версия 44.03)