Тони Хейтер
Энтони Росс Хензелл Хейтер | |
---|---|
Имя при рождении | Энтони Росс Хензелл Хейтер |
Псевдоним(а) | Тони |
Рожденный | Фарнборо, Хэмпшир | 20 мая 1920 г.
Умер | 6 апреля 1944 г. Нацвайлер | ( 23 года
Похороненный | Познаньское старое гарнизонное кладбище, Польша |
Верность | Великобритания |
Услуга/ | Королевские ВВС |
Лет службы | 1938–1944 |
Классифицировать | Лейтенант полета |
Сервисный номер | 42124 |
Единица | № 57-я эскадрилья RAF Береговое командование № 148-й эскадрильи RAF |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Упоминается в депешах |
Энтони Росс Хензелл Хейтер (20 мая 1920 — 6 апреля 1944) был пилотом бомбардировщика Королевских ВВС «Виккерс Веллингтон» , попавшим в плен во время Второй мировой войны . Он принял участие в «Великом побеге» из Шталага Люфт III в марте 1944 года, но был пойман и впоследствии расстрелян гестапо .
Довоенная жизнь
[ редактировать ]Хейтер родился в Фарнборо, Хэмпшир, в семье подполковника Герберта Роша Хейтера, DSO, и Элси Хелен Эвелин Винтертон Хейтер. [ 1 ] Его отец, прошедший обширную военную службу во время Второй англо-бурской войны 1899–1902 годов и во время Первой мировой войны, вышел в отставку, когда ему было два года, и семья поселилась в Берклер-Грейндж, большом приходском доме и небольшой ферме в Беркшире. Вместе со своими братьями и сестрами он вырос в спортивной атмосфере, особенно увлекаясь плаванием и катанием на яхте. В 1929 году возможность полетать на биплане своего сводного брата с поля недалеко от их дома привила ему любовь к полетам. [ 2 ] [ 3 ] Он получил образование в колледже Мальборо с 1933 по 1938 год и окончил его, решив присоединиться к Королевским военно-воздушным силам . В конце 1938 года он был принят на краткосрочную службу и после базовой подготовки в марте 1939 года приступил к летной подготовке. 13 мая 1939 года, получив бревет летного экипажа, он был назначен исполняющим обязанности офицера-пилота . [ 4 ] К началу войны в сентябре 1939 года он находился в Школе повышения квалификации британских ВВС Халлавингтон, собираясь переоборудоваться в легкие бомбардировщики Bristol Blenheim . [ 5 ] [ 6 ]
Военная служба
[ редактировать ]6 ноября 1939 года он был утвержден в должности пилота-офицера . [ 7 ] зимой интенсивных тренировок. 13 апреля 1940 года его направили в 57-ю эскадрилью Королевских ВВС, базирующуюся в Мондидье на севере Франции. [ 8 ] Действуя в качестве летчика 57-й эскадрильи Королевских ВВС, он вступил в бой 10 мая 1940 года, выполняя фоторазведку участка немецко-голландской границы. Атакованный тремя истребителями Messerschmitt Bf 109, он пикировал на своем двухмоторном бомбардировщике, совершив маневр уклонения, и на высокой скорости подрезал верхушку дерева, но сумел сохранить управление. Его самолет, быстро пойманный тремя истребителями Люфтваффе , был обстрелян из пулемета, хотя ему удалось скрыться, и на базе было насчитано 237 пулевых отверстий. [ 9 ] [ 10 ] Десять дней спустя эскадрилья вернулась в Англию со своими измученными летчиками. Эскадрильи легких бомбардировщиков «Бристоль Бленхейм» и «Фейри Бэтл» были почти уничтожены за десять дней, большинство их летчиков погибли в бою. Вскоре после их возвращения Хейтеру было поручено доставить военного офицера на один из последних оставшихся аэродромов, доступных для британских войск во Франции. Он разработал планы эвакуации войск из этого региона, и его миссия была жизненно важной. Хейтеру удалось приземлиться, избежав многочисленных воронок от бомб, он укрылся в канаве во время нападения на аэродром, а как только офицер доставил посылку, он доставил его обратно в Англию. [ 11 ] этот подвиг принес ему упоминание в депешах . [ 12 ] 24 июня 1940 года он был временно переведен в прибрежное командование Королевских ВВС в Шотландии, но примерно 4 недели спустя, ожидая разрешения на взлет, Бленхейм был сбит Виккерсом Веллингтоном , который покалечил его наблюдателя и уничтожил его самолет. ему было присвоено звание летного офицера . 6 ноября 1940 года [ 13 ] После этого его привязанность прошла без происшествий, и зимой 1940/41 года он переоборудовался в тяжелый бомбардировщик Vickers Wellington, на котором вернулся к боевым полетам, участвуя в налетах 18 марта 1941 года на нефтяной терминал в Нидерландах и 27 марта 1941 года против немецких войск. нацелился на Кельн перед бомбардировкой Берлина 9 апреля 1941 года. [ 14 ]
23 апреля 1941 года он был отправлен на Ближний Восток и отправился в Гибралтар, вылетел на Мальту 6 мая 1941 года, выполнив оттуда отвлекающую миссию, а 12 июля 1941 года его направили в авиационное подразделение № 253 в Египте. исполнял обязанности командира звена , получив звание лейтенанта звена 6 ноября 1941 года. [ 15 ] 10 января 1942 года Хейтер был назначен в 148-ю эскадрилью Королевских ВВС, летая на бомбардировщиках Vickers Wellington над Западной пустыней, где 8 февраля 1942 года ему пришлось совершить аварийную посадку Wellington Mark II (серийный номер «Z8430» возле Вади-Натрун из-за отказа двигателя. [ 16 ] операции продолжались с базы ВВС Великобритании в Луке , Мальта, в основном против оккупированного немцами Бенгази . В течение следующих двух месяцев [ 17 ] [ 18 ]
Военнопленный
[ редактировать ]23 апреля 1942 года в 20:45 Хейтер вылетел из ВВС Великобритании «Лука» на самолете Vickers Wellington Mark Ic (серийный номер «BB483», код эскадрильи «Q-Queen») с заданием бомбить позиции противника в Комизо , Сицилия. Два самолета эскадрильи были сбиты в районе цели, а все экипажи, за исключением Хейтера, погибли, они похоронены на военном кладбище Катании на Сицилии. Он спрыгнул с парашютом на землю и попал в плен. [ 19 ] В течение двух недель он был узником № 199 в шталаге Люфт III в провинции Нижняя Силезия недалеко от города Саган (ныне Жагань в Польше). [ 20 ] [ 21 ]
Хижина 120 была центральной в комитете по побегу в Шталаге Люфт III , в ней проживали Алекс Кэсси, Тим Валенн , Гордон Бреттелл , Дес Планкетт и Тони Хейтер, трое фальсификаторов и два картографа. [ 22 ] Хейтер и Ян Кросс предпринимали серьезные попытки выучить разговорный немецкий язык, находясь в плену, их учитель, скорее всего, Ромуальдас Марцинкус . В своих экспериментах с различными методами создания многих сотен, а может быть, и тысяч карт для потенциальных беглецов Хейтер разработал пятицветную систему печати карт. [ 23 ]
«Великий побег»
[ редактировать ]Он был одним из 76 мужчин, сбежавших из лагеря в ночь с 24 на 25 марта 1944 года в ходе побега, ныне известного как « Великий побег ». План Хейтера состоял в том, чтобы поехать на поезде и направиться в Мюлуз на французской границе. Он был одет в темный гражданский костюм и хорошо говорил по-немецки. [ 24 ] Он выдавал себя за датского бизнесмена и, как Деннис Герберт Кокран, надеялся пересечь швейцарскую границу либо из Франции, либо из Германии. Он остановился на два дня в Мюлузе , а 4 апреля 1944 года направился на юг, в Базель, но всего в нескольких милях от него был остановлен в Циллесхайме. где проверка его документов выявила незначительные недостатки, и он был арестован и доставлен в Мюлуз . [ 25 ] [ 26 ] Оказавшись в полицейском управлении Страсбурга, его увезли на машине в сторону Сагана, где его застрелили на обочине дороги в 1 миле от Нацвайлер и кремировали там. концлагеря [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] Хейтер был одним из 50 беглецов, и убитых гестапо казненных . [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] Он был кремирован в Нацвайлере . [ 36 ] но урна, возвращенная в лагерь для военнопленных, была необычной тем, что на ней не было указано имя, дата или место кремации. [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] Первоначально его останки были захоронены в Сагане, сейчас он похоронен на части Старого гарнизонного кладбища Познани. [ 40 ] [ 41 ]
Имя Хейтера было среди тех, кто был в списке убитых заключенных, который был опубликован в прессе Великобритании и стран Содружества, когда новости появились примерно 20 мая 1944 года. [ 42 ] Его имя увековечено на военном мемориале в Бургклере. [ 43 ] и в Дансфолде. [ 44 ]
Награды
[ редактировать ]Хейтер упоминался в депешах дважды ; первый был 31 декабря 1940 года за заслуги в битве за Францию. [ 45 ] в то время как второй был вручен за его выдающуюся храбрость в качестве военнопленного (ни одна из других соответствующих наград, имевшихся в то время, не могла быть вручена посмертно). Он был опубликован в приложении к «Лондонской газете» 8 июня 1944 года. [ 46 ]
Другие жертвы
[ редактировать ]- Посмотрите убийства Шталаг Эйр III
Гестапо казнило группу из 50 пойманных заключенных, представлявших почти все национальности, участвовавшие в побеге. В ходе послевоенных расследований ряд виновных в убийствах был выслежен, арестован и предан суду за свои преступления. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]
Национальности 50 казненных |
21 британец |
6 канадцев |
6 польских |
5 австралийцев |
3 южноафриканских |
2 новозеландца |
2 норвежца |
1 бельгиец |
1 чехословацкий |
1 француз |
1 греческий |
1 литовский |
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Комиссия Содружества по военным захоронениям - Энтони Росс Хензелл Хейтер
- ^ Читать (2012), стр.246.
- ^ Вэнс (2000), стр.80
- ^ «№34634» . Лондонская газета . 9 июня 1939 г., стр. 3892–38933.
- ^ Вэнс (2000), стр.81
- ^ Читать (2012), стр.246-247.
- ^ «№34747» . Лондонская газета . 5 декабря 1939 г., стр. 8105–8106.
- ^ Читать (2012), стр.247.
- ^ Вэнс (2000), стр.81
- ^ Читать (2012), стр.247.
- ^ Вэнс (2000), стр.82
- ^ «№35029» . Лондонская газета (Приложение). 31 декабря 1940 г. стр. 37–38.
- ^ «№34996» . Лондонская газета (Приложение). 19 ноября 1940 г., стр. 6634–6635.
- ^ Вэнс (2000), стр.82
- ^ «№35387» . Лондонская газета . 19 декабря 1941 г., стр. 7185–7186.
- ^ Ганби (2006), стр.123
- ^ Вэнс (2000), стр.83
- ^ Читать (2012), стр.247.
- ^ Ганби (2006), стр.140
- ^ Читать (2012), стр.247.
- ^ «Шталага Эйр III: Пятьдесят » Архив Пегаса . Получено 8 сентября.
- ^ Вэнс (2000), стр.156
- ^ Вэнс (2000), стр.184
- ^ Вэнс (2000), стр. 220 и 227.
- ^ Берджесс (1990), стр.271
- ^ Вэнс (2000), стр.266-267.
- ^ Национальный архив, Лондон. Документ Air 40/2278 - Убийство Хейтера
- ^ Читать (2012), стр.256.
- ^ Вэнс (2000), стр.289
- ^ Эндрюс (1976), стр.190-194.
- ^ Читать (2012), стр.305.
- ^ «Шталага Эйр III: Пятьдесят » Архив Пегаса . Получено 8 сентября.
- ^ Веб-сайт Fly for your Life - список убитых офицеров.
- ^ Эндрюс (1976), стр.206
- ^ Веб-сайт RCAF со списком убитых офицеров.
- ^ Читать (2012), стр.256-257.
- ^ Эндрюс (1976), стр.55 и 206.
- ^ Читать (2012), стр.305.
- ^ Берджесс (1990), стр.271
- ^ Комиссия Содружества по военным захоронениям - Энтони Росс Хензелл Хейтер
- ^ Веб-сайт Heaven of Glory - Энтони Р.Х. Хейтер
- ↑ Western Morning News, Dundee Courier, Yorkshire Post и др. 20 мая 1944 г.
- ^ Военный мемориал Бурклера - ARH Hayter
- ^ Веб-сайт военного мемориала Дансфолда - флайт Энтони Р.Х. Хейтер
- ^ «№35029» . Лондонская газета (Приложение). 31 декабря 1940 г. стр. 37–38.
- ^ «№36544» . Лондонская газета (Приложение). 2 июня 1944 г., стр. 2620–2621.
- ^ Читать (2012), стр.295.
- ^ Вэнс (2000), стр.310
- ^ Эндрюс (1976), стр. 188 и 199.
- Библиография
- Тед Баррис (2014). Великий побег . Издательство Дандурн. ISBN 978-1459728448 .
- Тим Кэрролл (2005). Великий побег из Шталага Люфт III . Карманное издание. ISBN 1416505318 .
- Саймон Рид (2012). Человеческая игра . Констебль. ISBN 978-1-4721-1262-0 .
- Шон Фист (2015). Последний из 39-ти . Грубская улица. ISBN 978-1909166158 .
- Джонатан Ф. Вэнс (2000). Галантная компания . Пасифика Милитари. ISBN 978-0-935-55347-5 .
- Уильям Эш ; Брендан Фоули (2005). Под проводом: мемуары военного времени пилота «Спитфайра», легендарного мастера побега и «крутого короля» . Петух. ISBN 978-0-593-05408-6 .
- Пол Брикхилл (2004). Великий побег . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-32579-9 .
- Алан Берджесс (1990). Самый длинный туннель: правдивая история великого побега во время Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-097-9 .
- Альберт П. Кларк (2005). 33 месяца в плену в Шталаге Люфт III: летчик времен Второй мировой войны рассказывает свою историю . Паб «Фулькрам». ISBN 978-1-55591-536-0 .
- Артур А. Дюран (1 января 1989 г.). Шталаг Эйр III: Тайная история . Патрик Стивенс Лимитед. ISBN 978-1-85260-248-2 .
- Уильям Р. Чорли (1992). Потери бомбардировочного командования Королевских ВВС, Том 2 . Округ Мидленд. ISBN 0-904597-87-3 .
- Дэвид Ганби (2006). Потери бомбардировочного командования Королевских ВВС, Ближний Восток и Средиземное море . Округ Мидленд. ISBN 1857802349 .
- Аллен Эндрюс (1976). Образцовое правосудие пойманный ISBN 0-245-52775-3 .
- Вэнс, Джонатан Ф (2000). Галантная компания: Люди великого побега . Военная история Тихоокеанского региона; (март 2001 г.). п. 41. ИСБН 978-0-935-55347-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Проект «Уроки Великого побега» (Stalag Luft III) Марка Козака-Холланда. Заключенные формально структурировали свою работу как проект. В этой книге анализируются их усилия с использованием современных методов управления проектами.
- 1920 рождений
- 1944 смертей
- Офицеры Королевских ВВС
- Британские пилоты времен Второй мировой войны
- Британские пилоты бомбардировщиков времен Второй мировой войны.
- Британские военнопленные времен Второй мировой войны
- Военнопленные времен Второй мировой войны, удерживаемые Германией
- Персонал Королевских ВВС погиб во Второй мировой войне
- Участники Великого побега из Шталага Люфт III
- Британские беглецы
- Внесудебные казни во Второй мировой войне
- Жители Фарнборо, Хэмпшир
- Военные из Хэмпшира